МАБЛИ (Mably) ГАБРИЭЛЬ БОННО де (1709-1785)
— французский писатель, историк. Автор сочинений, содержащих утопические коммунистические идеи.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 379)
Ч486.21,6(2)33-фр.

МАГИСТР (от лат. мagister - начальник, глава, учитель)
  1. в Древнем Риме должностное лицо; позднее в Европе глава некоторых светских и церковных учреждений;
  2. учёная степень в ряде стран, средняя между бакалавром и доктором наук, присуждается лицам, окончившим университет (или приравненное к нему учебное заведение), имеющим степень бакалавра, прошедшим дополнительный курс обучения (1- 2 года), сдавшим специальные экзамены и защитившим магистерскую диссертацию. В России в 19-20 вв. являлась низшей учёной степенью, а с введением государственных экзаменов - первой учёной степенью; давала право на занятие университетской кафедры и на чин IX класса. В Рос. Федерации с начала 90-х гг. стала присуждаться как средняя степень между бакалавром и кандидатом наук.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 136)

— вторая академическая степень (квалификационная степень, квалификация), которая присваивается по результатам аттестации лицам, имеющим первую академическую степень (квалификационную, квалификацию) бакалавра (или квалификацию "дипломированного специалиста") и успешно освоившим соответствуюшие образовательные программы высшего профессионального образования продолжительностью обучения не менее двух лет (не менее одного года - для дипломированного специалиста), и дает право ее обладателям заниматься определенной профессиональной (как правило, научно-исследовательской или научно-педагогической) деятельностью или поступить в аспирантуру.
(Словарь согласованных терминов и определений в области образования государств-участников Содружества Независимых Государств. - М., 2004. С. 49)

— для получения квалификации (степени) "магистр" установлен срок освоения основных образовательных программ - не менее чем шесть лет.
(Стефанова Н.Л., Шубина Н.Л. Магистратура: слово и дело. - СПб., 2002. С. 111)

См. также Бакалавриат,Итоговая государственная аттестация магистра, Магистратура

Ч489.514(2)7

МАГИСТРАТУРА
— ступень высшего профессионального образования, ведущая к получению второй академической степени (квалификационной степени, квалификации) магистра на базе бакалавриата.
(Словарь согласованных терминов и определений в области образования государств-участников Содружества Независимых Государств. - М., 2004. С. 50)

См. также Бакалавриат, Итоговая государственная аттестация магистра,Магистр

МАГНИТОГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
— Магнитогорск, просп. Ленина, 114. Психология, социальная работа, дошкольная педагогика и психология, педагогика и методика начального образования, социальная педагогика, валеология.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 473)

См. также Университеты

Ч489.514(2)7

МАГНИЦКИЙ Леонтий Филиппович (1669-1739)
— математик, педагог. С 1701 и до конца жизни преподавал в Школе математических и навигацких наук в Москве. "Арифметика" М. (1703) - своеобразная энциклопедия математических знаний; многие помещённые в ней сведения сообщались впервые в русской литературе - до середины 18 в. была осн. учебником математики в России.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 379)
Ч426.24г(2)

МАЗОХИЗМ
— отклоняющееся поведение, связанное с психосексуальным расстройством, в котором половое удовлетворение сопряжено с претерпеванием боли, унижений, психологического дискомфорта. Термин "М." получил название от фамилии австрийского писателя Л.фон Захер-Мазоха, сюжеты произведений которого позволили дать клиническое описание М. Формы мазохистского поведения, выходящие за рамки сексуального отклонения, были определены З. Фрейдом как "моральный М.". Т. Рейк считал более приемлемым термином "социальный М." (образ жизни, ориентированный на бессознательное стремление к причинению себе физического и психического ущерба).
Социальная роль М. была прослежена Э. Фроммом в концепции "авторитарного характера", согласно которой на основе потребностей садомазохистской личности формируется позиция поклонения авторитетам и принцип абсолютного приоритета высших социальных общностей (нации, партии, класса и т.д.).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 136)

См. также Авторитарное воспитание, Потребности

МАЙ (May) Карл Иванович (Карл Иоганн) (1820-1895)
— педагог, старший советник (1884). В 1856 осн. частную мужскую гимназию и стал её первым директором (до 1890), а также преподавателем географии и истории, в 1890- 1895 - поч. попечитель гимназии. Создал в гимназии систему воспитания, осн. на взаимном доверии и уважении, индивидуальном подходе к воспитанникам. М. стремился помочь каждому ученику развить его врождённые способности, научить его самостоятельно мыслить, стать личностью, гражданином, способным трудиться на благо общества. Под руководством М. гимназия стала одним из самых прогрессивных учебных заведений в С.-Петербурге как в сфере образования, так и, особенно, в организации воспитательного процесса. М. участвовал в общественном педагогическом движении. В 1859 он был в числе учредителей основанного П.Г. Редкиным первого в России объединения учителей - "Санкт-Петербургского педагогического общества".
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 379)
Ч33(2)47

МАЙМАН Роберт Робертович (1929-1994)
— профессор, внес вклад в создание методической школы на Сахалине. Его труды по методике преподавания литературы включают в себя разработку многих актуальных вопросов филологического образования.
(Якименко Р.В., Шаров С.С. Методическое наследие Р.Р. Маймана в системе подготовки учителей-словесников. - Южно-Сахалинск, 2004. С. 6)
Ч426.21г(2)

МАКАРЕНКО Антон Семёнович (1888-1939)
— педагог и писатель. С 1920 руководил трудовой колонией для несовершеннолетних правонарушителей близ Полтавы, в 1926 переведённой в Куряж, под Харьков (см.Колония имени М. Горького). С 1927 совмещал работу в колонии с организацией детской трудовой Коммуны имени Ф.Э. Дзержинского под Харьковом. С 1928 зав. коммуной, с 1932 начальник педагогической части. В 1935 начальник, с 1937 заместитель начальника отдела трудовых колоний НКВД УССР. С 1937 в Москве.

Обладая мышлением педагога-теоретика и экспериментаторским талантом, М. всю свою научную деятельность связал с воспитательной практикой. В своих учреждениях он создал организованный коллектив, осн. на принципах соединения воспитания и обучения с производительным трудом. Ядро его учения - теория воспитательного коллектива как формы педагогического процесса, в котором формируются присущие объединению людей нормы, стиль жизни и отношения. М. разработал вопросы организации коллектива, методов воспитания; методику организации всех направлений воспитания. Осуществляемые творчески и неформально предложенные им формы организации детей дают значительный воспитательный эффект (например, в коммунарской методике). В трудах М. разработаны также важнейшие вопросы семейного воспитания, в т.ч. структуры семьи, её культуры, методов воспитания в семье.

Открытия М. оказали существенное влияние на развитие смежных с педагогикой дисциплин, которые в 30-х гг. практически были запрещены, - социальную педагогику, педагогическую психологию и др. Особый вклад М. внёс в исправительно-трудовую педагогику (см.Пенитенциарная педагогика). Его опыт позволил в короткий срок наладить практическую работу трудовых колоний НКВД в масштабах Украины. Выступал против карательных функций перевоспитания, против использования в работе с детьми элементов тюремного режима. В колониях для несовершеннолетних упразднил карцеры и внутреннюю охрану.

Деятельность Колонии им. М. Горького описана в "Педагогической поэме" (ч. 1-3, 1933-35), Коммуны им. Ф.Э. Дзержинского - в повести "Флаги на башнях" (1938). Воспитанию в семье посвящена "Книга для родителей" (1937, совместно с Г.С. Макаренко).

При жизни М. подвергался критике справа и слева. Ему ставили в вину увлечение дореволюционной педагогикой, стремление к утверждению авторитаризма, дисциплины. Педагоги-гуманисты (П.П. Блонский, В.Н. Сорока-Росинский и др.) не принимали его революционной активности, увлечённости коллективистскими формами работы и пр. В 1928 М. вступил в конфликт с НИИ педагогики Наркомпроса Украины, наиболее последовательно поддерживающим позицию В.Н. Шульгина о классовом подходе к анализу педагогических влияний. О практике М. негативно высказывались Н.К. Крупская, А.В. Луначарский и др. Преследования критиков продолжались и после публикации "Педагогической поэмы". В 1938 против него развернулась кампания по обвинению в намерении исказить революционную действительность, педагогическом непрофессионализме и некомпетентности, вреде его книг для социалистического воспитания.

После смерти М. наибольший урон изучению его идей нанесла канонизация образа М. в официальной педагогической теории в СССР. До середины 80-х гг. издания М. выходили с купюрами и значительными исправлениями, комментарии носили ярко выраженный идеологический характер. С конца 80-х гг. появились многочисленные публикации, в которых предпринимались попытки дать оценку творчества М. с современных позиций. Однако вопрос о месте М. в педагогической теории и практике до настоящего времени остаётся дискуссионным. Значительную исследовательскую, текстологическую работу провели сотрудники Марбургского университета (Германия), где с начала 60-х гг. действовала макаренковская лаборатория (осн. Л. Фрёзе).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 379)

См. также Пенитенциарная педагогика

Ч33(2)7-213

МАК-ЛЮЭН (McLuhan) ХЕРБЕРТ МАРШАЛЛ (1911-1980)
— канадский культуролог, социолог, литературовед, публицист. Д-р философии (1942). Преподавал в университетах США. В 1950-60 руководил работами по национальному проекту США в области использования средств массовой коммуникации в образовании. Одним из первых обратился к рассмотрению процессов массовой коммуникации в неразрывной связи с общекультурными. Идеи М.-Л. оказали влияние на развитие "массово-коммуникационной педагогики", в частности медиаобразования. В память М.-Л. в Канаде утверждена педагогическая премия его имени, ежегодно присуждаемая преподавателю, разработавшему наиболее оригинальное применение "коммуникационных технологий" в образовании.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 379-380)
Ч33(7К)

МАКСАКОВСКИЙ Владимир Павлович (р. 1924)
— д-р географических наук и профессор (1971), действительный член РАО (1992; член-корреспондент с 1982; Отделение общего среднего образования), с 1968 зав. кафедрой МПГУ.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 462)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

МАКСИМ ГРЕК (в миру - Михаил Триволис) (ок. 1475-1556)
— публицист, богослов, переводчик. Был близок итальянским гуманистам. С 1505 монах православного Вадопедского монастыря (Афон). Просветительская деятельность М.Г. в России связана с переводом и толкованием греческих книг. Оказал влияние на становление русской науки о языке, автор ряда теоретических трудов. Его идеи о единстве филологии и философии вошли в предисловие к "Грамматике" М. Смотрицкого (1619). В 1988 канонизирован Собором Русской православной церкви.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 380)
Ч426.131г(2)

МАКСИМ СЛОБОЖАНИН
см. Максимов-Слобожанин

МАКСИМОВ-СЛОБОЖАНИН Евгений Дмитриевич (1858-1927)
— видный русский ученый, создатель оригинальной педагогической системы обучения крестьянских детей. Лит. псевдонимы: Максим Слобожанин, М. Максимов-Слобожанин, Филантропов и др.
(Прокопенко З.Т. Е.Д. Максимов-Слобожанин и В.Е. Евгеньев-Максимов. Из истории Российской науки. - Белгород, 2002. С. 4-166)

См. также Евгеньев-Максимов

Ч33(2Р-4Белг)5-8Максимов-Слобожанин

МАКСИМОВИЧ Валентина Фёдоровна (р. 1946)
— д-р педагогических наук (2000), член-корреспондент РАО (1992; Отделение образования и культуры), директор Московской школы художественных ремёсел.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 466)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

МАКУШИН Пётр Иванович (1844-1926)
— деятель просвещения и книжной торговли. В 1866-68 - миссионер на Алтае, где организовал училища для мальчиков и девочек. В 1870 в своём доме открыл первую в Томске публичную библиотеку. В 1873 осн. первый в Сибири книжный магазин. С 1875 гласный Томской городской думы. Благодаря его деятельности в городе значительно возросло число учебных заведений. М. - основатель общества попечения о народном образовании (1882- 1905). В 1901 организовал Общество содействия устройству сельских бесплатных библиотек-читален в Томской губернии. В конце 19 - начале 20 вв. издатель и редактор "Сибирской газеты" и других изданий. После 1917 передал своё книжное дело государству.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 380)
Ч33(2)52
Ч33(2)711

МАЛИНИН Александр Фёдорович (1834-1888)
— педагог, методист-математик. Преподавал в гимназиях Твери и Москвы, Межевом институте (1856- 1870). Один из основателей и первый директор Московского учительского института (1872-88). Автор учебников по элементарной математике, физике, космографии и физической географии (некоторые из них в соавторстве).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 380)
ЧЧ26.24г(2)

МАЛИНОВСКИЙ А. А.
см. Богданов А.А.

МАЛО (Malot) ЭКТОР (Гектор) (1830-1907)
— французский писатель. Романы для детей "Ромен Кальбри" (1869), "Без семьи" (1878), "В семье" (1893) отличаются увлекательным и напряжённым сюжетом, сочувствием к человеческим бедам.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 380)
Ч33(4Фр)

МАЛОДЕТНАЯ СЕМЬЯ
— семья, имеющая одного - двух детей. В Рос. Федерации наиболее распространённый тип семьи (ок. 95% всех семей). В демографическом плане в М.с. недостаточно детей для простого воспроизводства населения. Для нормального замещения предшествующих поколений должно быть 2,6 детей - т.е. в стране должно быть не более 45% М.с. Проблема М.с. связана со многими социальными и личностными проблемами. Принято считать, что нестабильность современного общества и недостаточная социальная помощь со стороны государства приводят к падению рождаемости. Однако, несмотря на развитую систему социальной защиты в благополучных странах (Франция, Бельгия, Швеция и др.), рождаемость в них не увеличивается. Тогда как в менее развитых странах растёт число многодетных семей. Повышение уровня жизни не имеет прямой связи с увеличением рождаемости. Наоборот, в стабильной ситуации у женщин появляются новые запросы, они стремятся сделать карьеру, удовлетворить свои потребительские интересы. Поэтому в индустриально развитых странах наиболее распространены М.с.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 136)

МАЛОКОМПЛЕКТНАЯ ШКОЛА
— школа без параллельных классов, с малым контингентом учащихся. Распространены гл.о. в сельской местности. В СССР до начала 70-х гг. термин "М.ш." применялся к начальной школе, в которой несколько классов, насчитывавших вместе менее 15 учеников, объединялись в один класс-комплект. С классом-комплектом работает один учитель. Для М.ш. разрабатываются специальные дидактические материалы, позволяющие организовать самостоятельную работу учащихся одного класса в то время, пока учитель занят с другим классом. В 70-е гг. в понятие "М.ш." стали включать неполные средние и средние школы с малой наполняемостью классов. В малонаселённых регионах Рос. Федерации удельный вес М.ш. в структуре школьной сети постепенно возрастает. М.ш. становится одним из гл. селообразующих факторов, особенно значимым в условиях многоукладности крестьянского хозяйства.

М.ш. обладает рядом преимуществ перед обычной: глубокое знание учителями индивидуальных особенностей и условий жизни каждого ученика, большие возможности совместной работы с семьёй, фактически индивидуальное обучение в классах с пятью, тремя, а то и с одним учеником и др. Однако эти преимущества, как правило, не реализуются. В большинстве случаев на учебную деятельность и преподавание в М.ш. оказывают негативное влияние замкнутый социум, дефицит общения учащихся, отсутствие учреждений культуры, более низкий образовательный уровень населения и др. Отсутствие в М.ш. параллельных классов не позволяет укомплектовать школу педагогами-предметниками. Использование общей методики обучения в классах с малой наполняемостью приводит к чрезмерному эмоциональному напряжению учащихся и учителей и низкой эффективности учебно-воспитательных методов. Несмотря на известные недостатки и высокие экономические затраты на содержание М.ш., их наличие в системе образования считается обязательным, поскольку они являются важным социальным фактором.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 136)

См. также Школа малокомплектная

Ч424(2)714.01

МАЛОФЕЕВ Николай Николаевич (р.1948)
— член-корреспондент РАО (1999; Отделение психологии и возрастной физиологии), директор Института коррекционной педагогики РАО.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 467)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

МАЛЫЕ НАРОДНЫЕ УЧИЛИЩА
— в России в 1786-1803 двухгодичные начальные школы для детей всех сословий, кроме крепостных. По Уставу 1786 организованы в уездных и заштатных городах (опытные М.н.у. создавались в Петербурге с 1782). Преподавались чтение, письмо, катехизис, арифметика, грамматика, чистописание и рисование. Содержались на местные средства. Обучение было бесплатным. В 1803 преобразованы в приходские и уездные училища.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 136)
Ч424(28)721

"Малыш"
— государственное издательство, Москва. Детская литература.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 479)

См. также Издательства РФ

"Малыш"
— издательско-полиграфическая фирма, Ростов- на-Дону. Детская и другая литература.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 479)

См. также Издательства РФ

МАЛЬКОВА Зоя Алексеевна (р. 1921)
— д-р педагогических наук (1972), профессор (1977), действительный член РАО (1982; Отделение философии образования и теоретической педагогики), гл. научный сотрудник Института теории образования и педагогики РАО (в 1974-91 заместитель директора, директор НИИ теории и истории педагогики).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 462)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

МАНГЕЙМСКАЯ ШКОЛЬНАЯ СИСТЕМА
— система дифференциации обучения. Предложена Й.А. Зиккингером в начале 20 в. для народных школ немецкого г. Мангейм. Исходя из принципа соответствия учебной нагрузки и методов обучения реальным способностям и возможностям учащихся, он создал 4 т.н. ряда классов: основные (нормальные; 8 лет обучения) - для детей, имеющих средние способности; классы развития (4 года) - для малоспособных; вспомогательные (4 года) - для умственно отсталых; переходные (классы иностранного языка; 6 лет) - для способных учащихся, желающих продолжить образование в реальных школах и гимназиях. Отбор учащихся в соответствующие классы осуществляется на основе результатов психометрических обследований.

Впоследствии М.ш.с. подверглась критике, т.к. в её основу было положено представление о решающем влиянии биопсихологических факторов на развитие человека, что принижает возможности целенаправленного воспитания.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 136)

См. также Зиккингер

Ч33(4Ф)

МАНДИНЯН СЕДРАК (1844-1915)
— армянский педагог. Работал в Нерсесянском училище в Тбилиси (1874-78), Эчмиадзинской академии (1882-92) и др. М. первым среди армянских педагогов поставил на научную основу преподавание педагогики и психологии. Автор более чем 250 научных работ, составитель школьных учебников и пособий, в т.ч. по начальному обучению, а также программ, школьных уставов и др.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 380)
Ч33(2Ар)

МАНН (Mann) ХОРАС (1796-1859)
— американский общественный деятель и педагог. Преподавал древние языки. В 1835 был избран членом сената штата Массачусетс. В 1837-48 возглавлял созданное по его инициативе Бюро по делам образования штата Массачусетс. Был инициатором принятия школьного закона штата (1837), ставшего образцом для аналогичных законов других штатов Новой Англии. Свои педагогические идеи М. пропагандировал через созданный им в 1838 первый в США педагогический журнал ("Common School Journal"; выходил в Бостоне до 1852).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 380)
Ч33(7США)

МАНУШИН Эдуард Анатольевич (р. 1932)
— д-р технических наук (1978), профессор (1980), действительный член РАО (1989; Отделение высшего образования; академик-секретарь).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 462)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

МАРАНЦМАН Владимир Георгиевич (р. 1932)
— д-р педагогических наук (1981), профессор (1984), член-корреспондент РАО (1993; Отделение общего среднего образования), зав. кафедрой РГПУ им. А.И. Герцена.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 467)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

МАРИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
— Республика Марий Эл, Йошкар-Ола, ул. Коммунистическая, 44. Дошкольная педагогика и психология, педагогика и методика начального образования, специальная дошкольная педагогика и психология.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 470)

См. также Педагогические высшие учебные заведения

Ч489.514(2)7

МАРИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
— Республика Марий Эл, Йошкар-Ола, пл. Ленина, 3. Социальная работа.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 473)

См. также Университеты

Ч489.514(2)7

МАРИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
— Республика Марий Эл, Йошкар-Ола, пл. Ленина, 1. Психология.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 473)

См. также Университеты

Ч484(2)711.9-Марийский

МАРИТЕН (Maritain) ЖАК (1882-1973)
— французский философ и педагог, виднейший представитель неотомизма (возглавлял его либеральное течение). С 1914 профессор философии Парижского университета. Наряду с разработкой философских и социологических проблем изложил и обосновал педагогическую позицию неотомизма. Согласно М., идейной основой педагогики должен стать "интегральный" гуманизм, который, в отличие от "антропоцентрического", распространяющего иллюзию о всемогуществе человеческого разума, рассматривает человека как несовершенное существо, нуждающееся в постоянном руководстве со стороны "божественного провидения". В разработанной им модели учебного плана средней школы предусматривался, наряду с основами современных наук, обязательный и обширный курс теологии.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 380)
Ч33(4Фр)

МАРИЯ ФЁДОРОВНА РОМАНОВА (до перехода в православие София Доротея Августа Луиза) (1759-1828)
— императрица, вторая супруга имп. Павла I (с 1776), мать императоров Александра I и Николая I. Вела большую благотворительную деятельность, уделяя преимущественное внимание женскому образованию. После вступления Павла I на престол (1796) по его приказу в ведении М.Ф. находились Воспитательное общество благородных девиц (Смольный институт), Петербургский и Московский воспитательные дома. В 1796 образована личная канцелярия имп. Марии (с 1854 Ведомство учреждений императрицы Марии). Принимала участие в деятельности Мариинского института в С.-Петербурге, училища ордена Св. Екатерины и Александровского училища в Москве, Гатчинского воспитательного дома, Харьковского и Симбирского женских институтов и других учебно-воспитательных заведений. В память М.Ф. учреждён в 1828 Мариинский знак отличной беспорочной службы (2 степеней), которым награждались женщины, сотрудничающие в благотворительных и воспитательных учреждениях.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 380)

МАРКЕТИНГ в системе образования
— система управления образовательной, учебно-производственной и сбытовой деятельностью образовательного учреждения, выявляющая потребности в образовательных программах и других образовательных услугах, продукции и видах работ и обеспечивающая их реализацию с целью получения максимальной прибыли.
(Основные понятия и термины системы образования. - Тюмень, 2001. С. 21)
Ч34(0)8

МАРКИРЬЯН Т.Г.
см. Дидаксология

МАРКОВ Владимир Николаевич (1884-1945)
— педагог, деятель народного образования, член-корреспондент АПН РСФСР (1944). Преподавал в вузах Саратова и Москвы. С 1944 директор НИИ методов обучения АПН. Осн. работы по общим проблемам теории педагогии, вопросам дидактики.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 380)
Ч33(2)7-8

МАРКОСЯН Акоп Арташесович (1904-1972)
— физиолог и педагог, действительный член АПН СССР (1968), д-р педагогических наук (1961).С 1937 преподавал в вузах Москвы. С 1949 директор Института физического воспитания и школьной гигиены (впоследствии НИИ физиологии детей и подростков АПН СССР) и одновременно (1951-54) организатор и зав. кафедрой физиологии Московского института физического воспитания. Автор учебников по физиологии и учебно-методических пособий для преподавателей средней школы.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 380)
Ч426.73г(2)

МАРКУШЕВИЧ Алексей Иванович (1908-1979)
— педагог-математик, организатор народного образования и педагогической науки, действительный член АПН РСФСР (1950), АПН СССР (1967), д-р физико- математических наук (1940), профессор (1944). Вёл научно-исследовательскую и преподавательскую работу в вузах Москвы, одновременно зав. редакцией математики в Издательстве технико-теоретической литературы (1934-37; 1943- 1947). Заместитель министра просвещения РСФСР (1958-64). С 1946 в системе АПН; вице-президент АПН (1967- 1975).

По инициативе и при участии М. был начат выпуск серии книг "Библиотека учителя", "Популярные лекции по математике". Был одним из инициаторов и редакторов "Энциклопедии элементарной математики" (1951-52, 1963-1966); один из инициаторов издания 12-томной "Детской энциклопедии" (гл. редактор в 1971-1978), 3-томного издания "Что такое? Кто такой?" для младших школьников. М. - один из видных деятелей движения за реформу школьной математики в 60-70-е гг., председатель комиссии АН и АПН СССР по определению содержания образования в средней школе. В 60-е гг. активно участвовал в создании новых школьных учебников по математике, разрабатывал теорию школьного учебника.

В области книговедения исследовал вопросы истории книги. С 40-х гг. собирал личную библиотеку. В 1976 безвозмездно передал своё собрание инкунабул Государственной библиотеке СССР им. В.И. Ленина (ныне Рос. государственная библиотека).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 380)
Ч33(2)7-8

МАРШАК Самуил Яковлевич (1887-1964)
— поэт, драматург, переводчик, теоретик и критик детской литературы, театра. В 1918 включился в педагогический эксперимент, проводившийся по концепции С.Т. Шацкого в детской колонии под Петрозаводском. В 1920 в Краснодаре организовал и возглавил "Детский уголок" - комплекс детских учреждений (школа, библиотека, детские кружки), включавший и один из первых в стране театров для детей, писал для него пьесы-сказки, в т.ч. "Кошкин дом", "Теремок". С 1922 жил в Петрограде (Ленинграде). Вместе с учёным-фольклористом О.И. Капицей руководил Студией детских писателей в Институте дошкольного образования Наркомпроса, организовал (1923) детский журнал "Воробей" (в 1924-25 - "Новый Робинзон"). Был одним из руководителей первого крупного специализированного издательства детской литературы - Детгиза.

С именем М. связан расцвет детской литературы в 20-30-х гг. В 20-х гг. М. создал первые стихотворные книжки для самых маленьких, в 30-х гг. - сатирические произведения для детей, пьесы и пр. Литературно-педагогическая деятельность М. получила теоретическое осмысление в его докладе "О большой литературе для маленьких" на 1-м Всесоюзном съезде советских писателей (1934), многочисленных выступлениях и статьях. Искусство детской поэзии М. рассматривал не как прикладную отрасль "большой" литературы, а в одном ряду с ней. Произведения М. для детей были отмечены Гос. премией СССР (1946, 1951), Ленинской премией (1963).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 380-381)
Ч33(2)7-8
Ч426.21,6(2)317-8Маршак

МАСЛОВ Михаил Степанович (1885-1961)
— педиатр, академик АМН СССР (1944), д-р наук (1923), заслуженный деятель науки РСФСР (1935), генерал-майор медицинской службы. С 1910 на кафедре детских болезней Военно-медицинской академии (с 1921 начальник кафедры). Одновременно (с 1925) руководитель физиологического отделения, затем клиник Ленинградского института охраны материнства и детства (с 1935 Ленинградский педиатрический институт). Автор ряда учебников по педиатрии, создатель научной школы.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 381)
Р

МАСЛОУ (Maslow) АБРАХАМ ГАРОЛЬД (1908-1970)
— американский психолог, ведущий представитель гуманистической психологии. В 1951-69 профессор университета Брандайс (шт. Массачусетс), президент Американской психологической ассоциации (1967). Теория личности М. послужила одним из источников гуманистического воспитания. Гл. задача педагогики, по М., "помочь человеку обнаружить в себе то, что в нём уже заложено" - представление, развиваемое современным педоцентризмом (см.Детоцентризм). В русле идей М. в западной педагогике решаются практические вопросы воспитания одарённых детей.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 381)
Ч33(7США)

См. также Детоцентризм

МАССАЛИТИНОВА, Масалитинова Надежда Осиповна (1876-1921)
— педагог, деятель в области дошкольного воспитания, последователь П.Ф. Лесгафта. Занималась организацией детских площадок в Томске и Москве, участвовала в работе общества Детский труд и отдых (с 1913), вела занятия в университете им. А.Л. Шанявского, преподавала на педагогических курсах. С 1919 сотрудник Первой опытной станции по народному образованию. Изучала проблемы игры в жизни детей.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 381)
Ч413

МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ (англ. mass communication - массовое общение)
— систематическое распространение информации (через печать, радио и телевидение, кино, звукозапись, видеозапись) с целью утверждения духовных ценностей общества и оказания воздействия на оценки, мнения и поведение людей. Возникновение и развитие М.к. связано с изобретением немецким первопечатником И. Гутенбергом печатного станка, который позволил издавать многотиражные книги (15 в.), а также с возникновением периодической печати в Западной Европе (16-17 вв.), кинематографа (конец 19 - начало 20 вв.), радиовещания и телевидения (20 в.).

Теоретически осмысление процессов М.к. началось в 19 в. в русле политологии и социологии. В конце 19 в. сложились различные точки зрения, согласно которым М.к. понималась как периодическая печать при капиталистическом предприятии (М. Вебер), как массовое общение членов общества (Ч. Кули, У. Липман, Р. Парк) и др. Прикладные социологические исследования 20-40-х гг. привели к появлению обобщённых моделей массово-коммуникационных процессов (Х. Лассуэл и др.).

Сформировались основные понятия М.к.:
коммуникатор,
сообщение,
адрес или аудитория,
средство коммуникации (канал),
эффект (ожидаемое воздействие, функция).

Был сделан вывод о том, что М.к. носит характер двухступенчатого потока, т.е. информация распространяется от средств к "лидерам мнения", а зачем начинает циркулировать на уровне межличностного общения (П. Лазарсфельд, Б. Берельсон и др.). Это положение послужило основой для разработки теории массовой политической пропаганды через каналы М.к. Появилось понятие обратной связи (Г. Райл, Ф. Балль и др.).

Другим направлением было исследование М.к. в тесной связи с культурой (Т. Адорно, Р. Барт, Х.М. Мак-Люэн, А. Моль, Х. Ортега-и-Гассет и др.). В 70-е гг. было сформулировано положение об однонаправленном потоке социальной информации, идущем от более промышленно развитых стран к развивающимся ("информационный империализм"). На этой основе в 80-е гг. выдвинулась концепция "нового порядка", помогающая устранить информационное неравенство.

В России систематическое изучение периодической печати началось на рубеже 19 и 20 вв. (И.И. Иванов, М.К. Лемке, А.М. Скабичевский). В 20-40-е гг. 20 в. стали рассматриваться проблемы социологии кино. Разрабатывались методологические, социологические, психологические, эстетические и культурологические аспекты М.к. Одним из важнейших результатов исследований стало осознание двойственности природы средств М.к., которые, с одной стороны, ориентированы на передачу реальных фактов, с другой - содержат элементы определённой их трактовки; при этом выдумка, фантазия усиливают художественное начало во всех без исключения сообщениях. Каждое средство М.к. в процессе эволюции проходит стадию "информатора", т.е. прямого отражения реальности, затем - с развитием специфического "языка сообщений" - этап ассоциативного, "метафизического", а следовательно, художественного повествования (В.Ю. Борев, А.В. Коваленко).

В западной социологии наиболее распространена система функций М.к., предложенная Лассуэлом:
- убеждение (позволяет манипулировать общественным сознанием),
- социализация (усвоение ценностей данного общества), развлечение (рекреативная, реабилитационная функция).
В отечественной науке наряду с пропагандистским подходом к М.к. присутствовала точка зрения на М.к., высоко оценившая её роль в распространении культуры, просвещения. Система функций рассматривается на двух уровнях:
- социальном и
- личностном.
К социальным функциям относятся:
- интегративная (формирование и поддержание социальной общности),
- пропагандистская и
- функция пространственно-временной трансляции культуры (синхронная и диахронная коммуникация, обеспечивающая развитие культуры).

Личностные функции подразделяются на две группы:
- первая отражает процесс социализации, приобщения человека к знаниям,
- вторая - процесс самореализации человека (досуговая, развлекательная, творческая).

Проблемами М.к. занимаются международные и национальные организации, в т.ч. ЮНЕСКО.
Педагогические аспекты М.к. в отечественной теории рассматриваются в двух направлениях: образовательном и воспитательном. В образовательном направлении можно выделить два тесно связанных между собой аспекта: просвещение широких слоёв населения и использование средств М.к. в обучении. Появились учебные пособия (в т.ч. учебные фильмы, диафильмы и диапозитивы, радио, телевидение, звуко- и видеозаписи), на радиовещании и телевидении стали готовить специальные образовательные программы. Эволюция просветительского направления была связана с расширением транслируемого материала, а также с жанровой дифференциацией (научно-популярные, научно-публицистические, научно-художественные - литература, кино, радио, телевидение и т.д.). С 90-х гг. перспективным средством М.к. становятся информационные сети (см.Интернет).

Воспитательные аспекты М.к. чаще всего реализуются через организацию специальных информационных потоков, адресованных детской и молодёжной аудитории. Одна из характерных сторон воспитательного воздействия М.к. на детей - трансляция норм поведения и ценностных установок преимущественно в образной художественной форме. Воспитательным аспектам также свойственно расширение тематики и жанровая дифференциация. Происходит своеобразная "ассимиляция" в детской аудитории художественной информации, адресованной взрослым: мн. произведения для взрослых становятся популярными у детей. Жанровые предпочтения во многом определяются возрастными особенностями (в раннем возрасте предпочтительны сказки, затем приключения, фантастика, публицистика и т.д.).

В воспитательной практике сложилось ещё одно направление: деятельность творческих организаций в сфере М.к. (кружки, клубы юных корреспондентов, журналистов и т.п.). Дети сами являются распространителями информации и работают со средствами М.к. с целью самовыражения и отражения общественной жизни, часто моделируют массово-коммуникационные процессы.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 136-137)

См. также Технические средства обучения

Ч312.31

МАССОВАЯ КУЛЬТУРА
— феномен культуры 20 в., получивший распространение в связи с научно-техническим прогрессом, индустриализацией и урбанизацией общества, а также развитием средств массовой коммуникации. М.к. существовала и ранее, но как явление она была охарактеризована в середине 20 в. Под М.к. понимается широкий спектр самых различных явлений, ориентированных на массовую аудиторию и удовлетворяющих её потребности в досуге, развлечении и общении.

Чаще всего к М.к. относят:
- литературные произведения (комиксы, детективы, фантастика, т.н. "женские романы" и др.),
- периодические издания (кроме научных),
- кинофильмы, мелодрамы, телевизионные "мыльные оперы",
- эстрадные шлягеры, поп-арт и пр.

Согласно одной из культурологических точек зрения, направлениями М.к. являются:
- субкультура детей и молодёжи;
- массовая общеобразовательная школа;
- средства массовой информации; система национальной (государственной) идеологии;
- массовые политические движения (в т.ч. детское и молодёжное движение);
- массовая социальная мифология (национал-шовинизм, социальная демагогия, паранаучные учения и пр.);
- система организации и стимулирования общественного спроса (реклама, мода и др.).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 137)

МАСТЕР ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
— педагогическая профессия в системе профессионально-технического образования; должность инженерно-педагогических работников в ПТУ Рос. Федерации. М.п.о. - основной учитель профессии и воспитатель будущих рабочих. М.п.о. готовят индустриально-педагогические учебные заведения.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 137)
Ч459.518.80

МАСТЕРСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ
см. Педагогическое мастерство

МАТВЕЕВ Владимир Фёдорович (1932-1989)
— журналист и педагог, один из создателей педагогики сотрудничества. С 1965 заместитель гл. редактора журнала "Пионер", с 1974 гл. редактор журнала "Мурзилка". В 1983-88 гл. редактор "Учительской газеты", ставшей под его руководством общественным центром перестройки народного образования. Председатель Творческого союза учителей СССР (1989).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 381)
Ч33(2)7-8

МАТЕРИАЛЬНОЕ И ФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
— концепции общего образования, определяющие принципы отбора его содержания. Термины появились во 2-й половине 18 в. и широко распространились в педагогике 19 в.

Сторонники материального образования (или "дидактического материализма") основную цель школы усматривали в передаче учащимся возможно большей суммы знаний из различных областей науки, полагая, что развитие способностей происходит в процессе систематического овладения "полезными" знаниями. Полезность, пригодность для жизни - основные критерии отбора материала для школьного курса. Для материального образования характерны многопредметность (энциклопедический курс), перегруженность, слабая связь между предметами. Сторонники материального образования опирались на идеи Дж. Мильтона, Я.А. Коменского, И.Б. Базедова. Концепцию материального образования использовали сторонники реального образования (19 в.), прагматистской педагогики (20 в.).

Сторонники формального образования гл. внимание уделяли развитию способностей учащихся, их мышления, воображения, памяти, а не усвоению большого объёма знаний. По их мнению, основным было то развивающее влияние, которое оказывает изучение науки (её фрагментов) на совершенствование умственных способностей учащихся. Особую формирующую ценность они видели в "инструментальных" предметах - в классических языках и математике. Концепцию формального образования поддерживали И.Г. Песталоцци, А. Дистервег и др.

В русской дидактике теория формального образования распространялась Е.О. Гугелем, П.С. Гурьевым и А.Г. Ободовским (1-я половина 19 в.). Противостояние материального и формального образования выразилось в борьбе сторонников классического и реального образования в период реформ 60-х гг. 19 в. Теоретическое обоснование отношений между материальным и формальным в образовании дал П.Ф. Каптерев, требуя их гармоничного сочетания.

В современной педагогике преобладает концепция двусторонней зависимости материальной и формальной сторон образования.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 137-138)
Ч33

"Материк Альфа"
— издательство, ООО, Москва. Детская, развивающая, учебная, учебно-методическая литература, школьные учебники.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 479)

См. также Издательства РФ

МАТРОСОВ Виктор Леонидович (р. 1950)
— д-р физико- математических наук (1986), профессор (1988), действительный член РАО (1992; ч.-к с 1990; Отделение высшего образования), с 1987 ректор МПГУ.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 462)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

МАТУШКИН Семён Егорович (р. 1922)
— д-р педагогических наук (1972), профессор (1973), член-корреспондент РАО (1974; Отделение базового профессионального образования), профессор Челябинского государственного университета.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 467)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

МАТЮШКИН Алексей Михайлович (р. 1927)
— д-р психологических наук (1974), профессор (1982), психолог, действительный член РАО (1985; Отделение психологии и возрастной физиологии), руководитель Центра Психологического института РАО.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 462)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

МАХМУТОВ Мирза Исмаилович (р. 1926)
— д-р педагогических наук (1973), профессор (1978), действительный член РАО (1978; Отделение базового профессионального образования). В 1958-76 министр просвещения Татарской АССР; в 1976-91 директор НИИ профтехпедагогики АПН СССР; академик-секретарь Отделения социально-экономических наук АН Татарстана.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 462)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

МАХТУМКУЛИ (литературное имя - Фраги, буквально - "разлучённый со счастьем") (1733-1783)
— туркменский поэт и мыслитель, основоположник туркменского литературного языка и письменной литературы.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 381)
Ч33(2р-6Ту)

МАЦКОВСКИЙ Михаил Семёнович (р. 1945)
— д-р философских наук (1988), член-корреспондент РАО (1992; Отделение философии образования и теоретической педагогики), гл. научный сотрудник Института социологии РАН.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 467)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

МАШЁТАС (Ma/siotas) ПРАНАС (1863-1940)
— литовский педагог, детский писатель, переводчик, публицист. Сторонник "школы действия" В. Лая. Основоположник теории и критики литовской детской литературы. Автор учебников для начального обучения, оригинального самоучителя чтения и письма для самых маленьких, учебников и задачников по математике.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 381)
Ч33(4Ли)

МЕДАЛИ школьные
— В России до 1917 награждение М. производилось на основе Устава гимназий 1828. В СССР учреждены постановлением СНК СССР 1944. Золотая и серебряная М. имели единое название: "За отличные успехи и примерное поведение". Золотая М. вручалась выпускникам, имевшим все отличные оценки, серебряная - имевшим оценку "5" по всем предметам, отнесённым к экзаменам на аттестат зрелости, и оценку "4" не более чем по трём из остальных предметов. Положение о М. и порядок награждения в дальнейшем неоднократно пересматривались. В 1968-85 производилось награждение только золотой медалью.

С 1992 в Рос. Федерации М. стали называться "За особые успехи в учёбе". Ими награждаются выпускники средних общеобразовательных школ и профессиональных учебных заведений. Золотой М. награждаются ученики, имеющие полугодовые, годовые и итоговые оценки "5" по всем предметам, изучавшимся в классах III ступени школы и на 1-3 курсах, и сдавшие выпускные экзамены на "5". Серебряная М. вручается выпускникам, имеющим оценку "4" не более чем по двум предметам, и сдавшим выпускные экзамены на "5" и не более чем по одному предмету на "4". Лица, награждённые М., пользуются льготами при поступлении в вузы и средние специальные учебные заведения, устанавливаемыми в правилах приёма в эти учебные заведения.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 138)
Ч421.285.3

МЕДВЕДЕВ Владимир Михайлович (р. 1938)
— д-р педагогических наук (1983), профессор (1987), член-корреспондент РАО (1996; Отделение высшего образования), зав. кафедрой Самарской академии культуры и искусств.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 467)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ (англ. Media education, от лат. media - средства)
— направление в педагогике, выступающее за изучение школьниками массовой коммуникации. Осн. задачи М.: подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать её, осознавать последствия её воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств.

М. ведёт историю с педагогического движения за приобщение школьников к лучшему пониманию киноискусства, распространённого в 40-50-е гг. во многих странах. Концепция М. начала формироваться в конце 60-х гг., когда возникли две относительно независимые линии - т.н. критическая грамотность и визуальная грамотность. Первая из них выдвинула осн. целью "формирование критического мышления" человека по отношению к средствам массовой коммуникации и получила большее распространение в Европе (Вели- кобритания, Франция и др.). Вторая линия рассматривала в качестве главной задачи развитие невербальных навыков коммуникации (восприятия, понимания, использования и создания визуальной и аудиовизуальной информации) и преобладала в Канаде и США. В ряде работ М. отождествляется только с критической линией.

Идеология М. складывалась под влиянием работ Р. Барта, М. Мак-Люэна, А. Моля, С. Френе и др. Идея международного движения М. возникла в секторе информации ЮНЕСКО. В 1973 Международный совет по кино и телевидению предложил ввести в высшей и средней школе учебный курс по теории средств массовой коммуникации. Совет впервые определил М. как обучение теории и практическим умениям для овладения современными средствами массовой коммуникации, рассматриваемыми как часть специфической и автономной области знаний в педагогической теории и практике. Такое обучение следует отличать от использования средств массовой коммуникации как вспомогательных элементов в преподавании различных дисциплин.

М. осуществляется в разнообразных формах, которые можно разделить на школьные и внешкольные. Например, во Франции широко используются обе формы, включая широкомасштабный межведомственный эксперимент "Активные юные зрители", представляющий собой уникальный вариант взаимодействия системы образования с телевидением. Ряд французских спе- циалистов считает, что именно школа должна взять на себя ответственность за организацию М., т.к. только она сможет гарантировать полный охват учащихся М.

В 90-е гг. сложились два осн. подхода к организации М. - интегрированный (изучение массовой коммуникации в курсе традиционных предметов) и специальный (введение нового предмета). В мировой практике интегрированный подход реализуется прежде всего в программах родного языка, литературы, обществознания и др.

С 80-х гг. в Австралии, Великобритании, Канаде, Франции и других странах введён учебный предмет с разными названиями и структурой, но примерно одинаковым содержанием (понятие о коммуникации, понятие о знаковых системах и способах представления информации; массовая коммуникация и её закономерности; средства массовой коммуникации и их особенности и др.).

В середине 80-х гг. была высказана идея о необходимости сочетания "медиаграмотности" с компьютерной грамотностью (см.Компьютеризация обучения), т.к. компьютер можно рассматривать как коммуникационное сред- ство. С этого времени начался процесс объединения медиаобразовательных и компьютерных дисциплин. В ряде стран ведутся эксперименты по обучению "медиаграмотности" в начальной школе и даже дошкольных учреждениях.

В отечественных публикациях термин "М." до 1987 не употреблялся. Хотя ещё в 20-е гг. прослеживаются две осн. линии, заложившие основы М.: кинообразование (И.В. Вайсфельд, Ю.Н. Усов и др.) и детское и юношеское журналистское творчество. С середины 60-х гг. специалистами ведутся эксперименты по введению в учебный курс учебного предмета "Основы киноискусства", а с середины 80-х гг. - "Основы аудиовизуальной культуры". Наиболее массовыми формами М. стали радио-, теле- и видеостудии при учебных заведениях, учреждениях дополнительного образования детей; лектории при кинотеатрах, клубы любителей кино, видео, юных журналистов и др.

К началу 90-х гг. идеи М. реализуют- ся более чем в 40 странах. Значительную роль в развитии М. сыграли международные организации: ЮНЕСКО, Международная ассоциация визуальной грамотности (США), Центр связи между образованием и массовой коммуникацией и Совет культурной кооперации при Европейском совете (Франция) и др. В Рос. Федерации проблемами М. занимается Ассоциация деятелей кинообразования (1988), а также секция массовой коммуникации (1974) Педагогического общества России.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 138-139)

— процесс образования при помощи и на основе средств массовой коммуникации (медиа) и развития творческих, коммуникативных способностей личности, критического мышления, умений интерпретации, анализа, оценки и самостоятельного создания медиатекста.
(Кичева И.В. Обогащение педагогической терминологии в 90-е годы XX века. - Пятигорск, 2004. С. 289)

— процесс образования, развития, формирования личности на материале и через средства массовой коммуникации.
(Менеджмент в управлении школой: краткий словарь терминов и понятий. - Уфа, 2004. С. 29)

— обучение теории и практическим умениям для овладения современными средствами массовой коммуникации, рассматриваемыми как часть специфической, автономной области знаний в педагогической теории и практике; его следует отличать от использования медиа как вспомогательных средств в преподавании других областей знаний, таких, как, например, математика, физика или география.
(Новикова А.А. Медиаобразование в России и Европе в контексте глобализации. - Таганрог, 2004. С. 112)

См. также Информатизация образования,Компьютеризация обучения, Мультимедиа

Ч312.31

МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОМИССИИ (МПК)
— в Рос. Федерации учреждения, осуществляющие комплексное обследование и решающие вопросы о направлении детей в специальные (коррекционные) образовательные учреждения. Создаются республиканские (с 1974) и зональные (с 1980) МПК при управлениях образованием (утверждаются министерствами здравоохранения и образования). При обследовании ребёнка на комиссии присутствие родителей или лиц, их заменяющих, обязательно.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 139)
Р

МЕДИТАЦИЯ (от лат. meditatio - размышление)
— умственное действие, цель которого - приведение психики человека в состояние углублённости и сосредоточенности; сопровождается телесной расслабленностью, отсутствием эмоциональных проявлений, отрешённостью от внешних объектов. Методы М. многообразны. М. была известна в Древней Греции - в пифагореизме, платонизме и неоплатонизме, в мистике суфизма, отчасти - православия (т.н. "умное делание") и католицизме. М. играет важную роль в индийской философии и религии (особенно в йоге). Интерес к М. и её психотерапевтическим аспектам характерен для некоторых течений психоанализа (К.Г. Юнг).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 139)
Ю

МЕДИЦИНСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ детей и подростков
— в Рос. Федерации осуществляется на основе системы государственных и общественных мероприятий, направленных на охрану здоровья матерей и детей. Система организации медицинской помощи детям включает поликлиники, больницы, санатории (см.Курорты детские). Поликлиники осуществляют профилактические мероприятия (динамичное наблюдение за здоровыми детьми; осмотры и диспансеризация; прививки и др.); лечебно-консультативную помощь на дому и в поликлинике; направление детей на лечение в больницы и санатории, отбор детей в специализированные детские ясли-сады и учреждения санаторного типа; лечебно-профилактическую работу в образовательных учреждениях; проведение противоэпидемических мероприятий.

Детские поликлиники организованы по месту жительства. Участковый врач-педиатр наблюдает за здоровьем и развитием ребёнка до 14 лет. Подростки 14-18 лет наблюдаются в подростковых кабинетах в поликлиниках для взрослых. Подростковые кабинеты также обследуют здоровье подростков в связи с профориентацией и подготовкой к срочной военной службе и осуществляют контроль за условиями режима учёбы и труда подростков на производстве и в образовательных учреж- дениях. Ежегодная диспансеризация включает осмотр детей врачом-педиатром (подростковым терапевтом) и врачами-специалистами, лабораторно-диагностические и функциональные исследования.

Медицинский работник дошкольного учреждения проводит осмотр вновь поступивших детей, плановые профилактические осмотры, контролирует проведение прививок; осматривает детей при подозрении на заболевание; следит за организацией питания, физическим воспитанием.

Школьный врач осуществляет контроль за режимом учёбы, определяет медицинскую группу для занятий ребёнка физкультурой в зависимости от состояния его здоровья, ведёт диспансерное наблюдение за детьми с нарушениями здоровья, проводит необходимые лечебно-оздоровительные мероприятия. Медицинское обслуживание детей в школах-интернатах и детских домах имеет свои особенности, обусловленные постоянным проживанием в них детей.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 139)

См. также Курорты детские

Р
Ч422(2)113.858

МЕДРЕСЕ (араб. мадраса, от дараса - изучать)
— средняя (реже высшая) конфессиональная мусульманская школа. М. возникли у арабов в 7-8 вв., распространились в странах Ближнего и Среднего Востока в 9 и 10 вв.
Полный курс наук в М. (с 11-12 вв.) составляли предметы:
- арабизм (включая лексикографию, этимологию, синтаксис, риторику, историю),
- вероучение и законоведение,
- философия (логика, математика, география, астрономия, медицина, естественные науки и умозрительная философия).
М. готовили учителей для мектебов, служителей культа; М. повышенного типа - казиев (судей), толкователей шариата, знатоков мусульманских законов. М. учреждались гл.о. под эгидой мусульманского духовенства и, как правило, находились при мечетях.

Во 2-й половине 19 в. возникли т.н. новометодные (джадидистские) школы, которые нередко также назывались М. Фактически они представляли собой повышенный тип начального мусульманского училища - мектеба.

В связи с реформой национальных систем образования, проведённой в 60-х гг. 20 в. во многих странах ислама, сложились 2 осн. типа М.:
- светского характера (средние и высшие государственные учебные заведения) и
- готовящие служителей культа. Имеется некоторое число частных М. Выпускники М. могут поступать в университеты.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 139)

МЕДЫНСКИЙ Евгений Николаевич (1885-1957)
— педагог, деятель народного образования, действительный член АПН РСФСР (1944). Вёл научную и преподавательскую деятельность в ряде учреждений и вузов Москвы, С.-Петербурга, Нижнего Новгорода. Изучал проблемы внешкольного образования, впервые в России прочитал в 1912-15 курс лекций по этому предмету. С 1920 разрабатывал основы курса истории педагогики с марксистских позиций, автор первого советского учебника по истории педагогики (т. 1-3, 1925-29, переработан в 1938, на его основе написан ряд глав для совместного с Н.А. Константиновым и М.Ф. Шабаевой учебника, издававшегося в 1956-82). Исследовал историю российской школы и педагогики, творчество Н.И. Пирогова, К.Д. Ушинского, П.Ф. Лесгафта, Л.Н. Толстого и др. Автор "Очерков по истории советской школы РСФСР за 30 лет" (1948, совместно с Константиновым), учебника "Педагогика для вузов" (1948).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 381)
(Нижегородская школа XVIII - начала XX века: Очерки истории образования. Под ред. И.В. Берельковского. - Н. Новгород, 2003. С. 236-240)
Ч33(2)7-8

МЕЖДУНАРОДНАЯ АССОЦИАЦИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ (МАПРЯЛ)
— создана в 1967 в Париже. Объединяет (2000) св. 200 членов - коллективных (ок. 190 национальных объединений русистов, крупнейших университетов и др.) и индивидуальных, представляющих св. 70 стран. Секретариат и его информационный центр в Москве.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 139)
Ч312-об.рус.яз.

© Российская национальная библиотека, 2006