Собольщиков окончил пять классов гимназии, затем помогал семье, торговал в отцовской лавке, служа одновременно писцом в Витебском губернском правлении.
В 1830 г. Собольщиков получил возможность перейти на службу в Санкт-Петербург, где занял в канцелярии Римско-католической духовной коллегии должность помощника столоначальника1.
В Императорскую Публичную библиотеку (ИПБ) Василий Иванович пришел в 1834 г. И с этого момента и до конца жизни Библиотека стала для него домом, лабораторией, строительной площадкой. Здесь он был писцом, экономом, казначеем, библиотекарем и, наконец, архитектором.
По заданию директора ИПБ А. Н. Оленина, В. И. Собольщиков писал по древнерусским образцам заголовки к библиотечным документам2. Оленин также рекомендовал его архитектору В. П. Стасову, который заказал Собольщикову надпись вязью на проекте медали по случаю реставрации Смольного собора. Работая в Библиотеке, в 1838 г. Собольщиков обнаружил способности к рисованию и стал посещать в качестве вольного слушателя Рисовальные классы Академии художеств. За исполнение заданной ему Академией художеств программы — «сделать проект публичной библиотеки для губернского города» — Собольщиков получил звание свободного художника архитектуры.
Его подлинным учителем в области искусства и архитектуры стал преподаватель Академии художеств, архитектор Министерства внутренних дел Алексей Максимович Горностаев, который одним из первых начал изучать основы национального искусства. В марте 1843 г. Горностаев сделал молодого художника своим помощником по этому ведомству (с оставлением на службе в Библиотеке).
В это же время Собольщиков познакомился со своей будущей женой Натальей Ивановной Горностаевой, дочерью чиновника Департамента разных податей и сборов Ивана Максимовича Горностаева и сестрой академика и профессора Академии художеств Ивана Ивановича Горностаева, многие годы в последствие бывшего сподвижником Собольщикова по строительным делам в Библиотеке и личным другом. Семья Горностаевых влияла на Василия Ивановича и формировала в нем дальнейший интерес к истории искусства и архитектуре.
Судьба улыбнулась В. И. Собольщикову в период директорства Императорской Публичной библиотеки (ИПБ) Дмитрия Петровича Бутурлина (1843–1849 гг.)3. Последний назначил его с 1 мая 1844 г. «исправляющим должность „архитектора Библиотеки“ с производством особого жалования по оной». Поводом для назначения послужила рекомендация А. Ф. Щедрина (архитектора Библиотеки в 1826–1835 гг.).В период директорства Бутурлина в 1845–1846 гг. Собольщиков построил каменный флигель для служителей Библиотеки и книжных лавок. Строительство шло по неоднократным ходатайствам Бутурлина в Министерство Императорского двора. Человек подозрительный и недоверчивый к подчиненным, Бутурлин однажды несправедливо обвинил Собольщикова в какой-то некрасивой махинации как раз во время строительства флигеля. Когда же стало ясно, что его подозрения необоснованы, то, поняв свои ошибки и несправедливость в отношении Собольщикова, Бутурлин резко изменил отношение к нему.
Позже Василий Иванович вспоминал:
«В то время я не постигал, какое сильное влияние имела на него его ошибка относительно меня, но когда, после его смерти, я, как архитектор, имел довольно серьезные дела с покойной его супругой, которой я ни разу не видал при его жизни, когда она ласково, почти нежно, приняла меня в Париже в 1859 г., незадолго до ее кончины, когда, наконец, я стал получать через русских путешественников поклоны от его сына, поселившегося за границей — тогда я понял, что Д. П. (Дмитрий Петрович Бутурлин. — Н. Щ.) должно быть искренно сожалел о прошлом, и передавал в своем семействе подробности моего дела. Какую неизмеримую разницу увидел я между грозным начальником, крушившим меня... и человеком, протянувшим мне руку!»4.
Не случайно связь с семьей Бутурлина, особенно с его сыном, Собольщиков сохранил на многие годы. Да и сам Собольщиков отплатил добром семье Бутурлиных.
Н. Л. Щербак, ст. науч. сотрудник ОИБД,
канд. пед. наук