"однажды он (Бутурлин. — Н. Щ.) предложил мне... построить... хорошую русскую избу. — На это я заметил, что изба ему не годится, а что нужно построить боярские хоромы, с воротами косятчатыми, с вышками и со светлицами. Ему понравилось мое предложение, и он пригласил меня сделать проект"5.
Проект был выполнен, но основные работы по строительству развернулись только в 1869–1870 гг., уже после смерти Д. П. Бутурлина. В результате на Каменном острове (наб. р. Малой Невки, д. 17–18) появилось сооружение в лучших традициях русского деревянного зодчества. Главное здание с массивными двустворчатыми воротами соединялось с одноэтажным служебным домиком. Обилие резных украшений в проекте Собольщикова создавало ощущение сказочной русской старины.
Была одна интересная особенность, выделявшая эту постройку: найти нужное количество бревен одинаковой длины и толщины оказалось довольно сложным и дорогостоящим делом. Собольщиков нашел оригинальный выход из положения: дом строили из имеющегося разносортного материала, а сверху покрывали его оболочкой, искусно имитирующей могучие венцы бревен. Подойдя к строению близко, можно, конечно, было рассмотреть все подробности этой хитрой отделки, но с набережной никак нельзя было распознать, обшит ли дом, или так чисто срублен.Архитектор гордился этой удачной находкой и с удовольствием вспоминал:
Историк петербургской архитектуры А. Л. Пунин, специально исследующий строительство в столице во второй половине XIX в., писал о ней:"...шла по набережной артель плотников откуда-то с работы. Остановились у решетки на набережной, стали рассматривать, и между ними завязался спор: „Эк знатно срублено“. — Как срублено, это обшито. „Обшито! разве не видишь, на углах все торцы можно пересчитать. — Экой упрямый! Ну хошь я полведра поставлю, если срублено“.
Такой исход спора заинтересовал всю артель. Дозвались дворника, попросили отворить решетку, подошли ближе, рассмотрели и убедились, что обшито"6.
"Объемно-пространственная композиция здания, составленного из разновеликих объемов, и его резной декор, выполненные с большим мастерством и хорошим чувством материала свидетельствовали о вдумчивом изучении приемов народного творчества"7.
В 1920 г. дачу перепланировали, превратив в многоквартирный жилой дом. В полуразрушенном виде он сохранялся до 1975 г., когда и был разобран до основания.