РНБ Российская национальная библиотека

Капитальный ремонт 1851 года

 Модест Андреевич Корф (1800–1876) – директор ИПБ в 1849–1861 гг. Художник И. С. Щедровский.
5 февраля 1851 г. Собольщикова назначили заведующим хозяйственной и строительной частью ИПБ, и он получил значительно большую свободу для тех переделок в ней, которые считал необходимыми.

Новый директор Библиотеки М. А. Корф, пришедший на смену Бутурлину, застал Библиотеку в запущенном состоянии. Само здание находилось в плохом состоянии: полы были в щелях, двери и окна сквозили, в залах стояли безобразные шкафы, грубо вымазанные красной краской. Во многих залах книги валялись на полу около топившихся печей. Между колоннами в залах стояли железные решетки, придававшие им вид конюшен8.

С 10 мая 1851 г. по 2 января 1852 г. Библиотека была закрыта для публики и ее здание переделано и приведено в порядок, внутренне и внешне. Руководил всеми работами В. И. Собольщиков9.

Были уничтожены 24 голландские печи, помещавшиеся между книжными шкафами и заменены восьмью пневматическими печами, устроенными в подвальном помещении и в одинаковой степени распространявшими тепло по всему зданию. Сделано было и нововведение, касавшееся топлива: дрова во всех новых печах были заменены торфом, по системе, изобретенной воспитанником Санкт-Петербургского коммерческого училища Зубчаниновым. ИПБ была первым учреждением, испытавшим данную систему отопления10.

Надо отметить, что Собольщиков пожарной безопасности уделял особенное внимание. В его «Воспоминаниях...» боязнь пожара в книгохранилище описана даже с определенным налетом мистики.

Приемный зал Библиотеки. По рисунку П. Ф. Бореля (1852 г.).
"Снилось мне однажды, что в темном углу 6-й залы происходит пожар. Сновидение было не страшное, но я до того отчетливо запомнил всех людей, которые были на пожаре и все слова, которые они говорили. ...Спустя несколько дней, снится мне тот же пожар, и в том же углу 6-й залы, но с такой тревогой и такой беготней, что я даже проснулся от волнения... Прошло еще, может быть, с неделю, как тот же зловещий сон представился мне, но уже в размерах ужасающих: я видел пожарную команду, государя. С криком вскочил я с постели и, придя в библиотеку, отправился прямо в 6-ю залу, чтобы осмотреть темный ее угол. Над шкафом по стене тянулась темная полоса копоти... С наступлением времени ремонтных работ я разобрал шкаф и... нашел щель, сквозь которую огонь проникал из дымовой трубы прямо под шкаф. Нижняя сторона нижней полки уже превратилась в уголь: не доставало небольшого отверстия, чтобы раздуть пламя. Сделали все, что было нужно, чтобы совершенно устранить опасность"11.

Удаление из зала громадных печей дало значительный выигрыш пространства. Ввиду увеличения внутреннего простора было отделано запущенное прежде помещение в высоту всех трех этажей в конце здания, в направление к Толмазову переулку (ныне переулок Крылова). Был приведен в порядок верхний, совершенно темный этаж: здесь были пробиты окна, настлан пол, устроены полки12.

Кафедра (эстрада) для дежурного в читальном зале. Рисунок Н. Л. Щербак.
Кафедра (эстрада) для дежурного в читальном зале. По рисунку П. Ф. Бореля (1852 г.).
В течение 1851 г. был проломан свод из приемной залы (Овальный зал 1-го этажа) в бельэтаж и устроена внутренняя железная спиральная лестница, соединившая первый и второй этажи. Любопытно, что такая же лестница, но деревянная, существовала в Библиотеке изначально, она была сделана в 1812 г.; но в 1843 г. Д. П. Бутурлин, принимая ряд противопожарных мер, уничтожил ее и замкнул на месте ее свод. Он считал, что лестница, проходящая сквозь все здание, в случае пожара даст крайне опасную тягу. При восстановлении лестницы в 1851 г. она была доведена лишь до второго этажа, продолжение же ее было сделано в симметричном пространстве по другую сторону приемной залы13.

В приемной зале был поставлен шкаф, который прикрывал железную лестницу, ведущую на второй этаж. В дверцу шкафа было вставлено зеркало, которое очень украшало приемную.

По проекту Собольщикова читальный зал (ныне — читальный и выставочный залы Отдела рукописей) был переоборудован и снабжен возвышенной эстрадой для дежурного. Дежурный, который до 1851 г. находился вдалеке от читателей, был переведен в сам читальный зал. На стене рядом с эстрадой находились рамки, в которые были вставлены: «Реестр всех отделений Библиотеки» и "Правила для посетителей"14.

 Хранилище рукописей. По рисунку П. Ф. Бореля (1852 г.).
Для читателей были поставлены параллельно два длинных стола. Чтобы в читальном зале не нарушалась тишина при ходьбе посетителей, был постелен ковер, а место вокруг эстрады дежурного устлано сукном15.

Главное хранилище Отделения рукописей состояло из двух отдельных залов. Они, благодаря Собольщикову, были соединены в один широкий зал путем пролома разделявшей их стены, превращенной в широкую арку16.

Заменили полы — вместо еловых дощатых, крашеных клеевой краской, сильно изветшавших, настлан паркет. Сделали новые двери в залы, новые оконные рамы. Все шкафы были отремонтированы, вместо прежней, бурого цвета, краски, вся мебель была сделана под светлый ясень и покрыта лаком17.

Перестроили все галереи. Во втором этаже между тремя залами архитекторов Росси и Щедрина были пробиты двери, что облегчало сообщение между отдельными частями книгохранилища и благодаря чему оказалось возможным убрать лишние приставные лестницы.

Ваза на парадной лестнице арх. Е. Т. Соколова. По рисунку П. Ф. Бореля (1852 г.).
Одна из печей при входе в Библиотеку со двора. По рисунку П. Ф. Бореля (1852 г.).
Фасады здания выкрасили серого цвета известью, вместо прежнего белого (под цвет Аничкова дворца), но колонны и барельефы оставили белыми, благодаря чему они стали более рельефно выделяться. Возобновили надпись на аттике, выкрасили крышу18.

Были «украшены и расписаны» обе парадные лестницы. На парадной лестнице архитектора Е. Т. Соколова были установлены две печи в виде пьедесталов, несущих «этрусские вазы». На парадной лестнице К. Росси также были установлены вазы.

Были расписаны плафоны в Круглом зале второго этажа. Вместо кессонов сделаны орнаменты из вытянутых шестиугольников19.

Статуи и бюсты были выбронзированы, пьедесталы под ними, вымазанные грубою масляною краской, были подведены под мрамор20.

Следует отметить, что все перечисленные выше нововведения были сделаны за восемь месяцев с 10 мая 1851 г. по 2 января 1852 г. Все исправления и улучшения производились в больших размерах. Так, например, на краях выступов у шкафов были сделаны галтели, и такой галтели потребовалось 497,84 м. Для новых балюстрад на галереях потребовалось 1800 балясин и т. д.21

Когда известным архитекторам Александру Павловичу Брюллову, Константину Андреевичу Тону и Александру Ивановичу Кракау поручено было проверить результаты проведенных построек, они доложили, что "все исполнено удовлетворительно как в художественном, так и в строительном отношении"22.

Круглый зал второго этажа. По рисунку П. Ф. Бореля (1852 г.).
Зал изящной словесности. По рисунку П. Ф. Бореля (1852 г.).
Открытие Библиотеки для публики 2 января 1852 г. после капитального ремонта, так значительно принаряженной, было для Корфа истинным праздником. Его внутренние реформы по Библиотеке, мало заметные для неспециалистов, теперь выражены были в общепонятной форме внешнего блеска и внешних перемен. 8 декабря 1851 г. происходило торжественное освящение здания. В присутствии принца Петра Георгиевича Ольденбургского и других почетных членов и корреспондентов Библиотеки, а также всех чинов ее и особо приглашенных лиц, придворным духовенством было совершенно молебствие с окроплением святою водой всего здания23.

25 марта 1852 г. М. А. Корф в докладной записке в Министерство Императорского двора особо отметил деятельность Собольщикова:

"при производстве работ все практические указания, составление чертежей, приискание и наем мастеровых, надзор за исполнением и вообще ведение всего этого многосложного дела лежало на нем одном, без всякого даже помощника, и он вполне доказал здесь как свое искусство, знание и необыкновенную деятельность, так и примерное благородство правил"24.

Воссоздание Библиотеки осуществлялось на средства, вырученные от продажи дублетов. В 1851 г. продажа дублетов принесла в казну Библиотеки 19 776 р. В ней участвовали 20 учреждений (учебные заведения (университеты, гимназии), научные общества и архивы, Эрмитаж, Гидрографический департамент Морского министерства, евангелическая церковь и некоторые другие), более 100 частных лиц разных сословий, в том числе августейшие члены Императорского дома: наследник императора цесаревич Александр, великие князья МихаилмНиколаевич и Николай Николаевич, принц Петр Георгиевич Ольденбургский и герцог Георгий Георгиевич Мекленбург-Стрелицкий25.