Одной из угловых комнат нижнего этажа Библиотеки долго не могли найти применения и использовали ее главным образом для регистратуры и склада вновь поступивших книг. По мере упорядочения фондов было решено сосредоточить здесь все имеющиеся инкунабулы. В 1857 г. по инициативе библиографа, книговеда Рудольфа Ивановича Минцлова архитектором Иваном Ивановичем Горностаевым и под руководством Собольщикова была воссоздана обстановка монастырской библиотеки XV в., создана «Готическая зала» («Кабинет Фауста»).
По чертежам и рисункам И. И. Горностаева столяр Библиотеки Василий Власов сделал основные работы: арки, коробки для проемов дверей и окон в средневековом стиле, обработал штукатуркой и украсил «лепною работой» столб, сделал мебель и шкафы для книг с выдвижными ящиками. Мелкие детали (фигурные железные петли, фигурный замок с деревянными ручками и пр.) изготовил слесарь Алексей Степанов. Витражи исполнил резчик по стеклу Попов. Художественной росписью сводов потолка, стен в арках и колонны занимался академик Алексей Иванович Травин, приглашенный для этих работ М. А. Корфом33.
В материалах к отчету Библиотеки за 1857 г. Собольщиков писал:"Зала эта, по незначительности своих размеров, должна была наполниться исключительно одними первопечатными книгами, и так как в ней нужно было делать новые шкафы и произвести некоторые работы для приличной отделки, то обстоятельства эти подали мысль обделать новое помещение первопечатных книг в современном им стиле, т. е. во вкусе XV века. Намерению этому благоприятствовало само устройство залы. Разделенная первоначально с общим помещением Библиотеки, зала эта предназначена была для дублетов и разных ненужных вещей, а потому своды ее основаны были на массивном четырехугольном столбе. Столб этот, переделанный в группу колон, и тяжелые своды, украшенные прошлою живописью и лепною работой, приняли весьма удачно средневековый характер, а цветные стекла вновь сделанных стрельчатых окон, тяжелые, сделанные из простой сосны шкафы и такого же рода мебель, все окрашенное темной краской, под цвет старого дерева, дополнили выражение времен Гутенберга, Фауста и Шеффера. Таким образом, прежняя простая кладовая превратилась в изящное помещение для обширного отделения"34.
Работы были закончены в конце 1857 г., а 22 января 1858 г. Зал инкунабул был торжественно открыт. В нем было собрано до 7000 инкунабул, «большей частью еще одетых в их первобытные переплеты»35.
Узкая комната в одно окно, находившаяся рядом с «Кабинетом Фауста», была отделана в то же время (1857 г.) и стала дополнением к средневековому залу. Она содержала в себе произведения знаменитых типографов Альдов и Эльзевиров36.
В 1858 г. в Зале инкунабул к средневековому ее убранству прибавилось:"Поставец для книг с цепями, к которым они прикреплялись; часы с кукушкою для боя; огромный, поворачивающий на своем стержне, аналой для нотных фолиантов. Все три предмета были выполнены весьма изящно и совершенно в средневековом стиле по рисункам И. И. Горностаева"37.
Когда в Библиотеку однажды приехал министр Императорского двора, граф Александр Владимирович Адлерберг, Корф привел его в готическую комнату.
"Граф не видал еще залы, устроенной для хранения инкунабул (“средневековая зала”), – вспоминал Собольщиков. – Строгий и мрачный стиль довольно удачно выразился во всех подробностях убранства и меблировки этой залы… Вечерний эффект поразил министра, и первые слова его были: “Ого, какая роскошь! Это, я думаю, обошлось вам не дешево”… Вместо ответа, барон (Модест Андреевич Корф – Н.Щ.) сделал министру вопрос: “А как Вы полагаете, граф, сколько мы истратили на эту залу?”. Подумав немного и оглянув еще раз залу, министр сказал: “Тысяч двадцать, я думаю”. Барон поворотился ко мне с вопросом: “Сколько мы издержали?”. Я ответил без запинки: “2200 рублей на эту залу и на небольшую комнату рядом, отделанные вместе”. – “Вы шутите!” – сказал министр"38.