ЛАБОРАТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ
— лабораторные работы, один из видов самостоятельной практической и исследовательской работы учащихся в средней общеобразовательной, специальной и высшей школе с целью углубления и закрепления теоретических знаний, развития навыков самостоятельного экспериментирования.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 131)
Ч312.543

"ЛАБОРАТОРНЫЙ ПЛАН"
см. "Дальтон-план"

ЛАВРЕНТЬЕВ Михаил Алексеевич (1900-1980)
— математик и механик, организатор науки и образования, академик (1946) и вице-президент (1957-75) АН СССР, академик АН УССР (1939). Один из организаторов Московского физико-технического института (1951). Инициатор создания Сибирского отделения АН СССР (первый председатель - 1957-75) и Новосибирского научного центра, частью которого стал университет (осн. в 1959). Л. - инициатор проведения всесибирских школьных физико-математических олимпиад (с 1962), создания первой в СССР физико-математической школы-интерната (1963, при Новосибирском университете).

Л. отстаивал необходимость раннего выявления способностей школьников и дифференцированного обучения. В статьях значительное внимание уделял формированию нравственной позиции учёного, требовательности к себе, гражданской честности. Автор вузовских учебников. Член мн. иностранных научных академий и обществ. В 1980 АН СССР учредила золотую медаль и премию имени Л.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 371)
Ч33(2)7-8

ЛАВРОВ, Миртов Пётр Лаврович (1823-1900)
— публицист, философ и социолог, идеолог революционного народничества. Преподавал математику в Михайловской артиллерийской академии и других учебных заведениях (1844-66). Участвовал в демократическом движении 60-х гг., в 1866 арестован и предан военному суду, в 1867-70 находился в ссылке, в 1870 бежал за границу. В Париже был принят в одну из секций 1-го Интернационала, участвовал в Парижской коммуне 1871. В том же году познакомился с К. Марксом и Ф. Энгельсом, с которыми, несмотря на идейные разногласия, поддерживал дружеские отношения. С конца 50-х гг. публиковал многочисленные работы по педагогике в журналах "Отечественные записки", "Библиотека для чтения" и др., а также в "Энциклопедическом словаре, составленном русскими учёными и литераторами" (СПБ, 1861-62). Высшую цель образования и воспитания (в т.ч. самообразования и самовоспитания) видел в формировании "цельной", гармонически развитой, граждански активной личности. В начале 60-х гг. выступил с резкой критикой отечественной системы образования. Разрабатывая план организации образования и воспитания в социалистическом обществе ("Государственный элемент в будущем обществе", 1876), Л. исходил из необходимости радикального изменения социального положения народа.

В работах Л. отражены проблемы взаимоотношения педагогики и психологии; роли внешних условий в воспитательной деятельности; вопросы устройства учебных заведений, дидактики и истории педагогики. По мнению современников, Л. обладал незаурядными педагогическими способностями; он стремился реализовать свои педагогические идеи в практической деятельности.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 371-372)
Ч33(2)47

ЛАВУАЗЬЕ (Lavoisier) Антуан Лоран (1743-1794)
— французский химик, один из основоположников современной химии. Член Парижской АН (1772; адъюнкт 1768). С 1791 участвовал в работе Совещательного бюро искусств и ремёсел, разработал предложения к реформе народного образования. Свои идеи изложил в докладе "Мысли о народном образовании" (август 1793). Считал игру осн. путём получения первоначальных сведений о природе, физических явлениях. Л. предусматривал 4 ступени образования. 1-я ступень - начальное (всеобщее и бесплатное) обучение, 2-я ступень объединяла средние школы 3 видов - механических искусств (ремёсел), химических ремёсел и т.н. смешанные (для желающих изучать социально-экономические и коммерческие науки). Первые 2 вида школ 2-й ступени должны стать основой специальной профессиональной подготовки учащихся. 3-я и 4-я ступени включали гимназии и лицеи. Автор "Начального учебника химии" (1789).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 372)
Ч33(4Фр)

ЛАГ
— 1. измерительный инструмент, единица измерения.
— 2. прибор для определения скорости хода судна.
(Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М., 1975. С. 289)
— прибор для определения скорости хода судна и пройденного им расстояния.
(Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. - М., 1992. С. 325)

См. также Образовательное пространство

ЛАГЕРЬ оздоровительный
— учреждение дополнительного образования детей, действующее во время летних и зимних каникул. Организуются и финансируются различными государственными и общественными организациями и ведомствами. В большинстве случаев участие в расходах по содержанию Л. принимают родители. В России одними из первых начали создаваться летние Л. для скаутов (см.Скаутизм). В СССР массовой формой стали пионерские лагеря, руководство которыми осуществляли комсомольские и пионерские организации. Особую роль играли всесоюзный пионерский лагерь "Артек" (осн. в 1925 в Крыму, близ Гурзуфа; ныне международный детский центр на территории Украины) и всероссийский пионерский лагерь "Орлёнок" (осн. в 1960 на Кавказе, близ Туапсе; ныне методический центр дополнительного образования; на его базе в 60-е гг. апробировалась коммунарская методика). Наиболее распространённый тип Л. - загородный Л., размещаемый, как правило, в специальных зданиях и располагающий спортивными сооружениями, игровыми комплексами и т.п. Для детей, остающихся во время каникул в городе, создаются городские Л. на базе школ, учреждений дополнительного образования и т.п. Организуются также профильные Л. (например, спортивные, художественного творчества и др.), санаторного типа (совмещающие отдых детей с лечением) и пр.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 131)

См. также Скаутизм

Ч422(2)113.858

ЛАГОВСКИЙ Николай Михайлович (1862-1933)
— сурдопедагог, профессор (1925). С 1884 работал в училищах для глухонемых (Петербургском, Александровском и Мариинском). По инициативе и при участии Л. в Петрограде был создан (1918) Центральный институт глухонемых - первое в России исследовательское учреждение для изучения методов обучения глухих и подготовки сурдопедагогов. С 1919 в Москве; преподавал в педагогических вузах. Труды по истории сурдопедагогики в Западной Европе и России, её теории и методике. Именем Л. названы школы для глухих в Киеве и Вязниках (Владимирская область).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 372)
Ч432.3

ЛАДИГАЙНЕ СТЕФАНИЯ (1901-1967)
— известный литовский педагог, публицист, десять лет провела в сибирском лагере
(Жизнь Стефании Ладигайне: дневник, воспоминания, письма, публикации. Сост. Эма Микулинайте. - Вильнюс, 2003. С. 372)
Ч33(4Ли)
Т

ЛАДЫГИНА-КОТС Надежда Николаевна (1889-1963)
— психолог, д-р биологических наук, специалист в области сравнительной психологии. В 1913 осн. Лабораторию сравнительной психологии в Музее эволюционной истории. С 1945 в Институте философии АН СССР. Разрабатывала проблемы предыстории человеческого интеллекта. Наблюдения Л.-К. над жившим у неё молодым шимпанзе и над собственным сыном того же возраста продемонстрировали принципиальное отличие конкретно-чувственного предметного мышления шимпанзе от абстрактного обобщённого мышления человека. Л.-К. также показала некоторое сходство между психикой обезьяны и человека, определяемое единством развития жизни в процессе эволюции организмов.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 372)
Ю

ЛАДЫЖЕНСКАЯ Таиса Алексеевна (р. 1925)
— педагог, методист по русскому языку, д-р педагогических наук (1972). Вела научную и преподавательскую работу в Кемеровской области, Майкопе и Москве (в 1956-81 в НИИ СИМО АПН СССР); с 1981 в МГПИ им. В.И. Ленина. Под редакцией и при участии Л. создан учебник русского языка для 4(5)-го класса (1968; 18 изд., 1988; премия К.Д. Ушинского, 1970), существенной особенностью которого явилось стремление приблизить начальный школьный курс к уровню современных лингвистических знаний. Л. - автор работ по методике обучения письменной речи, руководитель разработки межпредметной программы "Речь" (1980) для 1-3-х классов.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 372)
Ч426.131г(2)

ЛАЗАРЕВ Валерий Семёнович (р. 1947)
— д-р психологических наук (1995), член-корреспондент РАО (1996; Отделение психологии и возрастной физиологии), профессор Института государственного управления и социальных исследований МГУ.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 466)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

ЛАЗУРСКИЙ Александр Фёдорович (1874-1917)
— психолог. Профессор Психоневрологического института в Петрограде и Педагогической академии. Разработанная Л. методика естественного эксперимента (1911) сближала психологическое исследование с жизненной ситуацией и оказала влияние на современную детскую и педагогическую психологию. Собранный Л. материал психологических наблюдений и составленные им характеристики школьников способствовали становлению характерологической проблематики.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 372)
Ю

ЛАЙ (Lay) ВИЛЬГЕЛЬМ АВГУСТ (1862-1926)
— немецкий педагог, теоретик экспериментальной педагогики, д-р философии (1903). С 1892 преподавал в учительской семинарии в Карлсруэ и в университете Фрайбурга. Решающее значение в педагогической практике придавал организации действия, в понятие которого включал любую практическую и творческую деятельность учащихся и их поведение (см.Педагогика действия). Л. считал, что "школа действия" способна изменить социальную действительность Германии, а экспериментальная педагогика - синтезировать все педагогические искания начала 20 в. "Школа действия" как учебно-воспитательная система не выдержала проверки практикой массового обучения и превратилась в иллюстративную школу.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 372)

См. также Педагогика действия

Ч33(4Ф)

ЛАКШИН Владимир Яковлевич (1933-1993)
— филолог, литературный критик, действительный член РАО (1992; член-корреспондент АПН СССР с 1989). Преподавал в МГУ (1958-61). Работал в редакциях журналов "Новый мир" (1962-70) и "Знамя" (1986-89). С 1991 гл. редактор журнала "Иностранная литература". В 60-е гг. сформулировал задачи сравнительного метода на конкретно-исторической основе и ввёл в практику преподавания литературы сравнительный анализ творчества писателей ("Толстой и Чехов", 1963; 2 изд., 1975). В 70-е гг. способствовал возрождению биографического метода в процессе комплексного изучения творчества и личности художника. В конце 70-х - 1-й половине 80-х гг. на Центральном телевидении создал цикл авторских программ и телевизионных фильмов, посвящённых классикам русской литературы, в т.ч. в рамках жанра "телевидение для урока". В 1989-91 принимал участие в разработке новых школьных программ и учебных пособий по литературе для старших классов. Автор психологической повести о подростках "Закон палаты" (1986).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 372)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

ЛАМАИСТСКИЕ ШКОЛЫ
— религиозные учебные заведения, как правило, при монастырях, готовившие лам - духовных наставников и руководителей, помогающих советами, совершающих различные обряды и оберегающих дом верующего от беды. Длительность и содержание обучения зависели от того, какого иерархического уровня лам готовила школа. До поступления в монастырь ок. 1 года обучение грамоте, начальным культовым обрядам и молитвам проводилось ламой в семье. В 6 лет ребёнок становился послушником в монастыре, а затем в начальной религиозной школе совершенствовался в письме и знании культа, изучал поэтику, стилистику, композицию текста, астрологию, основы хореографии и драмы (т.н. пять малых предметов). Давалось также представление и о "пяти больших предметах" - языкознании, логике, медицине, технологии, философии. Подлинным ламой считался лишь прошедший весь курс обучения. Способные ученики после окончания начального обучения в возрасте 15- 20 лет распределялись в монастырские школы - дацаны, представлявшие среднюю ступень образования лам. В них изучалась религиозно-философская система буддизма. Дацанские школы делились на три класса: низший (5 лет; изучались логика и психология, язык, краткая история буддизма), средний (5 лет) и старший (4 года), включавшие изучение религиозной философии и канона монашеской дисциплины. После окончания средней ступени обучения выпускники могли поступать в высшую религиозно-философскую школу, где в течение 7 лет повторялось и углублялось ранее пройденное. Окончившие её получали право поступить на богословские или философские факультеты при крупнейших монастырях, где обучались ещё 10-15 лет всему курсу наук и мистической философии, предавались длительной и аскетически суровой медитации для "достижения состояния Будды". Выпускники в возрасте 50- 60 лет получали высшие учёные степени.

В России первая высшая Л.ш. создана в середине 19 в. при Цугольском дацане у агинских бурят (ныне Агинский Бурятский национальный округ в Читинской области). Л.ш. продолжительное время сохраняли существенное значение для просвещения бурят вследствие медленного развития общеобразовательной сети в этом регионе, а также в силу влияния религиозных и культурных традиций. Ряд Л.ш. функционирует и в 20 в. в Тибете и других районах распространения.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 131-132)

ЛАНГЕ Николай Николаевич (1858-1921)
— психолог, один из основоположников экспериментальной психологии в России. С 1882 работал за границей, в т.ч. в лаборатории В. Вундта в Лейпциге. С 1888 приват-доцент, затем профессор Новороссийского университета (Одесса), где создал (1896) одну из первых в стране экспериментальных психологических лабораторий. В 1903 организовал и возглавил Одесские женские педагогические курсы, преобразованные в 1905 в Высшие женские педагогические курсы. Читал там курс психологии, педагогики и др. В 1907 за отказ принять к исполнению циркуляр МНП о запрете участия служащих в деятельности "противогосударственных партий" отстранён от руководства курсами. В 1917 создал и возглавил Народный университет Одессы.

Сформулировал закон перцепции, устанавливающий фазовый характер процесса восприятия. Разработал моторную теорию внимания, которое рассматривал как двигательную реакцию организма, улучшающую условия восприятия. Автор книги "Психология" (1914), которая неоднократно переиздавалась и долгое время была одним из лучших обобщающих трудов в этой области знаний. В 1911 редактировал философский отдел в энциклопедическом словаре "Гранат"; автор мн. статей.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 372)
Ю

ЛАНЖЕВЕН (Langevin) ПОЛЬ (1872-1946)
— французский физик и общественный деятель, профессор Парижского университета и Коллеж де Франс, член Парижской АН (1929). Председатель общества "Франция - СССР" (1946). Л. - участник движения за демократизацию школьной системы во Франции, возглавлял в 1925 и 1944-46 Комиссии по реформе школы. План школьной реформы (т.н. Ланжевена - Валлона план, 1947) предусматривал обязательное обучение до 18 лет, светское и бесплатное на всех ступенях и т.д. План предлагал следующую структуру общеобразовательной школы: 1-й цикл - с 6 до 11 лет, 2-й цикл (ориентации) - с 11 до 15 лет; 3-й цикл (определяющий) - с 15 до 18 лет. В зависимости от способностей и склонностей учащиеся распределяются по 3 секциям: практическая (подготовка квалифицированных рабочих), профессиональная (подготовка специалистов среднего звена) и теоретическая (подготовка в высшую школу), которая в свою очередь делилась на 4 отделения: гуманитарно-классическое, гуманитарно-современное, естественно-математическое и техническое. План Л. не был принят, но педагогические идеи, близкие к сформулированным в нём, нашли отражение в реформах национальной системы образования 60- 70-х гг.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 372-373)
Ч33(2)7-8

ЛАНКАСТЕР (Lancaster) ДЖОЗЕФ (1778-1838)
— английский педагог, один из создателей Белл-Ланкастерской системы. Примкнув к квакерскому движению, открыл (1798) бесплатную школу, где стал учить младших учеников с помощью старших и более подготовленных учащихся. В 1803 обобщил свой опыт "дешёвой школы" в сочинении "Усовершенствование обучения...". В работе "Британская система обучения" (1810) развил систему взаимного обучения. Система Л., которую он изобрёл независимо от Э. Белла, отличалась подробной регламентацией занятий, применением градуированной системы поощрений и наказаний. Для поддержки основанных Л. школ было учреждено Королевское ланкастерское общество (с 1814 называлось Британское и заграничное школьное общество), которое способствовало распространению школ взаимного обучения в Великобритании и других странах (в т.ч. и в России). В 1809 организовал Центральную школу взаимного обучения в Лондоне для ознакомления желающих с гл. принципами системы. С 1818 пропагандировал школы взаимного обучения в Америке.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 373)
Ч33(4Вл)

ЛАПИ (Lapie) ПОЛЬ (1869-1927)
— французский педагог и деятель народного образования. Преподавал в лицеях Туниса, Рена, Тулузы, Бордо. Директор отдела начального образования в Министерстве народного просвещения (1920-25). В 1925-27 ректор Парижской академии. Участвовал в реорганизации нормальной школы, в программу которой в 1920 по его рекомендации был введён курс социологии. Под руководством Л. была осуществлена реформа начальной школы (1923). Объявляя себя сторонником "педагогической революции" (1918), отстаивал программу воспитания, ориентированную на интеллектуализм среднего и утилитарность начального образования.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 373)
Ч33(4Фр)

ЛАПТЕВ Владимир Валентинович (р. 1948)
— д-р педагогических наук (1990), профессор (1991), действительный член РАО (2000; Отделение общего среднего образования), проректор по научной работе РГПУ им. А.И. Герцена.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 462)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

ЛАРИЧЕВ Павел Афанасьевич (1892-1963),
— математик-методист, член-корреспондент АПН РСФСР (1950), заслуженный учитель школы РСФСР (1947). Преподавал в педагогических вузах и одновременно работал в ИУУ (Москва). Разработал систему дифференцированных по трудности математических задач, а также систему подготовительных упражнений к изучению наиболее сложных тем школьной программы по математике. Автор задачников по алгебре и ряда методических статей. Наибольшую известность Л. принёс "Сборник задач по алгебре для семилетней и средней школы" (ч. 1-2, 1948-49; в 50-х гг. - стабильный; 23 изд., 1971).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 373)
Ч426.24г(2)

ЛАТИНСКИЕ ШКОЛЫ
— учебные заведения, начальные или повышенного типа с латинским языком обучения. Возникли в Западной Европе в период раннего Средневековья. Преподавание на латинском языке велось в церковных школах (монастырских, соборных, приходских), коллегиях, некоторых городских школах (цеховых, гильдейских), университетах. В зависимости от типа школы и уровня образования в Л.ш. преподавались: чтение, письмо, латинская грамматика, богослужебное пение; полный цикл тривиума (грамматика, диалектика, риторика; реже - полный цикл семи свободных искусств). В городских школах обучали составлению деловой документации и корреспонденции на латинском языке. В 16 в. Л.ш. играли роль среднего звена в образовании, подготовительного этапа перед поступлением в университет (в Германии получили название "учёные школы"). В 16-18 вв. на основе Л.ш. создавались средние учебные заведения, дававшие классическое образование, - гимназии или педагогиумы.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 132)
Ч33(0)4

ЛЕБЕДЕВ Олег Ермолаевич (р. 1933)
— д-р педагогических наук (1973), профессор, член-корреспондент РАО (1996; Отделение философии образования и теоретической педагогики), зав. кафедрой С.-Петербургского государственного университета педагогического мастерства.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 466)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

ЛЕБЕДИНЦЕВ Константин Феофанович (1878-1925)
— педагог, математик- методист. Преподавал в гимназиях Киева и Москвы. В 1904 в своих первых статьях подверг критике теорию свободного воспитания. В 1906 осудил деятельность правительства в отношении учащихся (журнал "Педагогическая неделя"), за что был привлечён к суду. В созданных Л. учебниках по алгебре (1909-11) отражены осн. требования реформы в области школьного математического образования; курс алгебры строится на двух взаимосвязанных идеях - развитие понятия числа и развитие понятия функциональной зависимости. В "Систематическом сборнике задач и других упражнений по курсу алгебры" (ч. 1-2, 1910-14) впервые подобрал задачи на раскрытие свойств алгебраических функций и их графических изображений. В 1913 осуществил опыт концентрического построения систематического курса алгебры для средних учебных заведений.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 373)
Ч426.24г(2)

ЛЕВИН (Lewin) КУРТ (1890-1947)
— немецкий и американский психолог. С 1926 профессор Берлинского университета, с 1933 профессор Станфордского и Корнеллского университетов, с 1945 директор исследовательского центра групповой динамики Массачусетского технологического института. Исходя из принципов гештальтпсихологии, Л. разрабатывал психологию воли и аффекта и одним из первых применил экспериментальные методы в этой области. Л., создатель динамической теории личности, считал, что осн. двигателем человеческой деятельности является потребность - динамическое состояние, возникающее из намерений в связи с жизненными целями человека в окружающей его ситуации ("психологическое поле" данного момента). Ведущим в теории Л. явилось понятие "жизненного пространства", которое представляет собой единицу, "клеточку человеческой личности". Мн. экспериментальные работы, выполненные Л. и его учениками (проблемы запоминания, фрустрации, уровня притязаний и др.), заложили основы экспериментального изучения мотивации. Л. - один из основоположников экспериментального исследования теории групп, особое внимание уделял проблемам "группового стандарта", "группового решения", типов лидерства.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 373)
Ю

ЛЕВИЦКИЙ Михаил Львович (р. 1944)
— д-р педагогических наук (1987), профессор (1990), член-корреспондент РАО (1992; Отделение образования и культуры), декан экономического факультета МГПУ.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 466)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

ЛЕВОРУКОСТЬ
— предпочтение левой руки в действиях. Различаются следующие виды Л.: генетически закреплённая (существует ряд гипотез генетической обусловленности Л., однако механизм пока неизвестен), патологическая (компенсаторная), обусловленная пре- и перинатальными нарушениями в развитии мозга, и вынужденная, связанная с потерей, повреждением или заболеванием правой руки.

Определение мануального предпочтения руки (Л.) у детей целесообразно проводить в 4-5 лет, поскольку мануальное предпочтение формируется именно к этому возрасту. Для тестирования используется батарея заданий, включающих 10 привычных и непривычных действий (бросание мяча, нанизывание бусин, раскладывание карточек, отвинчивание и завинчивание пробок на бутылках, работа с конструктором, кубиками, развязывание узелков, составление цепочек из скрепок и др.). Используются также опросники и батареи тестов, включающих задания в соответствии со способами манипулирования, свойственными детям в бытовых и непривычных действиях.

Насильственное переучивание леворуких детей является высокоспецифическим психогенным фактором, приводящим к возникновению неврозов. Л. и её генезис необходимо учитывать при изучении психологических особенностей людей в норме и при патологии. Наиболее часто особенности нарушения в развитии отмечаются у людей, имеющих патологическую природу Л.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 132)

См. также Левшество

Ч491.71
Ч421.2,01

ЛЕВШЕСТВО
— левосторонняя асимметрия парных органов (преобладание левой части над правой). Л. возможно в функционировании всех парных органов. Выделяется Л. моторное (рук, ног) и сенсорное (зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса). Человеку присуще различное сочетание моторных и сенсорных асимметрий, которое называется профилем асимметрии. Частота и сочетание разных асимметрий у здоровых людей различны. В детском возрасте значительной проблемой является леворукость.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 132)

См. также Леворукость

ЛЕДНЕВ Вадим Семёнович (р. 1932)
— д-р педагогических наук и профессор (1982), действительный член РАО (1992; член-корреспондент с 1990; Отделение общего среднего образования), гл. научный сотрудник Института общего среднего образования РАО.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 462)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

ЛЕЙБНИЦ (Leibniz) ГОТФРИД ВИЛЬГЕЛЬМ (1648-1716)
— немецкий философ, учёный, просветитель. Был воспитателем наследника курфюрста Майнца. С 1676 состоял на службе у ганноверских курфюрстов. Л. - создатель оригинальной и плодотворной философской системы ("Новые опыты о человеческом разуме", 1704; опубликована в 1765, рус. пер. 1936; "Теодицея", 1710, рус. пер. 1887-92; "Монадология", 1714, рус. пер. 1890). По Л., реальный мир состоит из бесчисленных духовных субстанций - монад, находящихся между собой в отношениях "предустановленной гармонии". В картине мира подчёркивал значение и ценность психической индивидуальности и в особенности личности. В философии Л. мир бесконечен и неисчерпаем, полон движений. Системное единство мира дополнено у Л. единством теории познания и методологии науки. Подлинное бессмертие человека - в его знаниях, которые он передаёт обществу. В разные периоды жизни Л. обращался также к проблемам обучения. Он сформулировал ряд положений, в которых подчёркивались принципы самостоятельности ученика, согласованности деятельности учащихся и обучающих (к учителям он относил и великих мыслителей прошлого), а также возможность познания и интуитивного "озарения" сознания. По мысли Л., одно из самых важных умений учителя - делать ученика автодидактом, культивирующим в себе всё возрастающие потребности обогащения знаниями. Дал ряд советов по изучению языков.

Составил проекты АН в Берлине и Вене. Первый президент Прусской АН в Берлине (фактически с 1700; первоначальное название - Бранденбургское научное общество). Л. был одним из советников Петра I при подготовке создания АН в Петербурге. Поддерживал идею реальных учебных заведений.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 373)
Ч33(4Фр)

ЛЕКТОРСКИЙ Владислав Александрович (р. 1932)
— д-р философских наук (1979), профессор (1980), действительный член РАО (1995; Отделение образования и культуры), гл. редактор журнала "Вопросы философии".
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 462)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

ЛЕКЦИЯ (от лат. lectio - чтение)
— систематическое, последовательное, монологическое изложение учителем (преподавателем, лектором) учебного материала, как правило, теоретического характера. Традиционна для высшей школы, где на её основе формируются учебные курсы. В средней общеобразовательной и средней профессиональной школе Л. обычно дополняет специфические для них формы и методы обучения. Широко применяется в современных гимназиях, лицеях, колледжах и др. Виды Л.: вводная, обзорная, проблемная, Л.-информация, Л.-конференция, Л.-консультация и др.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 132)
Ч312.513

ЛЕНГНИК Фридрих Вильгельмович (1873-1936)
— государственный деятель, организатор профессионального образования в РСФСР. Был арестован по делу петербургского "Союза борьбы за освобождение рабочего класса", в 1898-1901 находился в ссылке. В 1917- 1919 член Государственной комиссии по просвещению, Комиссии по реформе профессиональной школы. Член коллегии Наркомпроса РСФСР. Отстаивал необходимость создания профшколы нового типа, ликвидации ремесленных школ и ученичества, связи профессионального образования с общим. На 1-м Всерос. съезде по просвещению (1918) выступил за широкое развитие внешкольного профессионального образования, против ведомственности и разобщённости руководства им. Один из организаторов Государственного комитета по профессиональному образованию (декабрь 1918 - март 1919), входил в его состав. С апреля 1919 возглавлял Секцию профессионально-технического образования при Наркомпросе. Соавтор декларации "О задачах профессионально-технического образования в России" (1919).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 373)
Ч33(2Р)

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ
— Тосно Ленинградской обл., ул. Ленина, 32. Психология, социальная работа, дошкольная педагогика и психология, педагогика и методика начального образования, социальная педагогика, тифлопедагогика, сурдопедагогика, олигофренопедагогика, логопедия, специальная психология, специальная дошкольная педагогика и психология.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 473)

См. также Университеты

Ч484(2)711.9-Ленинград

ЛЕНЬ
— порок, характеризующийся уклонением человека от к.-л. усилий (духовных или телесных), необходимых для достижения целей. Ленивый человек полностью отдаётся тем видам препровождения времени, которые не требуют активизации воли. Желанным со- стоянием для ленивца является праздность, приносящая ему специфическое наслаждение. Опасность этого порока состоит в ущербе, который он наносит окружающим, внося в жизнь общества элементы паразитизма, ограничивая способность его членов содействовать благу ближних. Одновременно Л. разрушительна для нравственности самого её носителя, поскольку парализует его волю, заставляет предпочитать получение удовольствий исполнению нравственного долга, если, конечно, достижение их само не требует волевых усилий и длительной систематической деятельности.

Стоики (представители этического учения - стоицизма) придавали Л. статус порока. В католицизме Л. относилась к семи смертным грехам. В средневековой мысли сформировались две концепции Л.: как порока духовного и всеобъемлющего и как порока частного, связанного с естественной телесной тягой человека к отдыху. Последнее толкование близко к современному пониманию Л. В протестантской нравоучительной литературе Л. - самый тяжкий грех. В новоевропейском понимании Л. связана с секуляризацией потребности в труде и обязанности трудиться.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 132)

ЛЕОНОВА Людмила Александровна (р. 1932)
— д-р медицинских наук (1982), профессор (1986), член-корреспондент РАО (1990; Отделение психологии и возрастной физиологии), зав. лабораторией Института возрастной физиологии РАО.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 466)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

ЛЕОНТЬЕВ Алексей Алексеевич (р. 1936)
— д-р филологических (1968) и психологических наук и профессор (1976), действительный член РАО (1992; Отделение психологии и возрастной физиологии), профессор факультета психологии МГУ.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 462)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

ЛЕОНТЬЕВ Алексей Николаевич (1903-1979)
— психолог, действительный член АПН СССР (1950). Ученик и последователь Л.С. Выготского. В 1914-31 вёл научную и преподавательскую работу в Москве, в 1931-35 - в Харькове. В 1936-52 в Институте психологии АПН. С 1941 профессор МГУ, с 1945 зав. кафедрой психологии, с 1966 декан факультета психологии. Академик-секретарь отделения психологии (1950-57), вице-президент (1959-61) АПН РСФСР.

Экспериментальные и теоретические работы Л. посвящены гл.о. проблемам развития психики, проблемам инженерной психологии, а также психологии восприятия, мышления и т.д. Гл. научное достижение Л. связано с разработкой общепсихологической теории деятельности. Выдвинул также гипотезу о возникновении в филогенезе чувствительности; положение о прижизненном формировании функциональных мозговых систем, составляющих физиологическую основу специфически человеческих способностей. В области детской психологии разрабатывал положение о развитии индивидуального сознания как процессе, основанном на усвоении ("присвоении") ребёнком знаний, умений и норм, выработанных человечеством в ходе исторического развития и закреплённых в продуктах культуры и языке. Сформулировал положение об определяющем влиянии ведущей деятельности ребёнка на развитие его психики.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 373-374)
Ю
Ч486.61г(2)

ЛЕПЕЛЕТЬЕ, Лепелетье де сен Фаржо (Le Peletier de Saint-Fargeau) ЛУИ МИШЕЛЬ (1760-1793)
— общественный деятель периода Великой французской революции. Накануне революции был президентом парижского парламента. В июне 1790 председатель Учредительного собрания. В августе 1792 избран в Конвент. Л. - автор составленного в духе идей Ж.Ж. Руссо "Плана национального воспитания" (1793), предусматривавшего введение всеобщего начального образования. Предлагал создать "дома национального воспитания" (с интернатами, для мальчиков 5-12 лет, девочек 5-11 лет) в значительной мере за счёт специального налога (гл.о. на богатых). За отказ поместить ребёнка в интернат родители лишались бы гражданских прав и подвергались штрафам. В целях трудового воспитания дети должны были работать на полях и в ремесленных мастерских, обслуживать себя, ухаживать за стариками. Проект Л. был одобрен М. Робеспьером, обсуждался в Конвенте (июль 1793). Однако идея создания интернатов не была претворена в жизнь.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 374)
Ч33(4Фр)

ЛЕПЕШИНСКИЙ Пантелеймон Николаевич (1868-1944)
— деятель революционного движения (с 1890), один из организаторов народного образования СССР, д-р исторических наук (1935). В 1918-19 член коллегии Наркомпроса, зав. отделом реформы школы. В 1919- 1920 заместитель наркома просвещения Туркестанской Республики (Ташкент). В 1921-24 заместитель председателя Истпарта - комиссии по истории партии при ЦК РКП(б). С 1925 председатель ЦК Международной организации помощи борцам революции (МОПР) в СССР. В 1927-30 директор Исторического музея, в 1935-36 - Музея революции СССР.

Л. - один из инициаторов разработки и авторов "Положения об единой трудовой школе РСФСР" и "Основных принципов единой трудовой школы РСФСР" (1918). Под его руководством создавались первые учебные планы и программы. В 1918 выдвинул вместе с В.М. Познером "Московский проект" - наиболее радикальный вариант школьной реформы, разрушавший традиционную школу. Обосновал модель учебного заведения нового типа, которую пытался реализовать в практике Первой советской опытно-показательной школы-коммуны (осн. в 1918) в с. Литвиновичи (Белоруссия); в 1919 школа-коммуна переехала в Москву и на её базе была образована московская Опытно-показательная школа-коммуна им. П.Н. Лепешинского. Труды по истории партии и педагогике.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 374)
Ч33(2Р)

ЛЕРНЕР Исаак Яковлевич (1917-1996)
— педагог, действительный член РАО (1992, член-корреспондент АПН СССР с 1990). Заслуженный деятель науки РСФСР (1987). С 1937 преподавал в различных вузах РСФСР. С 1959 в системе АПН. Л. развил теорию проблемного обучения. Раскрыл дидактические основы и разработал систему методов обучения. Раскрыл связь между методами обучения, организационными формами, средствами и приёмами обучения. Обосновал состав и структуру содержания образования, адекватные социальному опыту. В 1985-89 разработал целостную концепцию учебно-воспитательного процесса как системы. Предложил концепцию базового содержания общего образования (1990-91). В 1985-91 руководил разработкой теории построения современного школьного учебника.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 374)

— крупнейший дидакт, методолог и теоретик, разрабатывавший не только вопросы дидактики, но философию дидактики и дидактику как философию.
(Шамова Т.И. Избранное. Сост. Т.Н. Зубрева, Л.М. Перминова, П.И. Третьяков. - М., С. 39-40)

См. также Российская академия образования (РАО),Шамова Т.И.

Ч33(2)7-8

ЛЕСГАФТ Пётр Францевич (1837-1909)
— педагог, анатом и врач, один из основоположников школьной гигиены и врачебно-педагогического контроля в физическом воспитании, д-р медицины (1865), д-р хирургии (1868). С 1868 профессор, зав. кафедрой физиологической (нормальной) анатомии Казанского университета. В 1871 за выступление в печати против произвола администрации университета был уволен без права заниматься педагогической деятельностью. Получив разрешение на педагогическую деятельность (1874), Л. работал в Гл. управлении военно-учебных заведений (до 1886), где занимался вопросами физического воспитания. В 1877-82 руководил организованными им при 2-й Петербургской военной гимназии учебно-гимнастическими курсами. В 1881 по инициативе Л. были открыты 6-месячные курсы преподавателей гимнастики и фехтования в войсковых частях. В 1886-97 Л. читал лекции по анатомии в Петербургском университете и на Рождественских курсах лекарских помощников. С 1893 участвовал в работе Петербургского общества содействия физическому развитию; организовывал детские площадки, катки, экскурсии и прогулки для детей из малоимущих семей. В том же году на средства своего ученика И.М. Сибирякова Л. открыл Биологическую лабораторию, при которой организовал музей; издавал "Известия" (под редакцией Л. в 1896-1910 вышло 10 тт., по 4 выпуска в томе). В 1896 добился открытия при Биологической лаборатории Курсов воспитательниц и руководительниц физического образования (закрыты правительством в 1905 из-за революционных настроений среди воспитанниц).

В основу теоретической педагогики Л. ставил антропологический принцип, целью которого было выяснение для педагога значения личности ребёнка как самой большой ценности. При этом утверждал, что педагогика является ветвью биологии. Исходя из осн. положения созданной им функциональной анатомии - о единстве формы и функции, - Л. считал возможным воздействовать функцией, "направленным упражнением", на развитие органов человеческого тела и всего организма. Гл. принцип образовательной теории Л. - единство физического и умственного развития человека. Рассматривал систему направленных упражнений средством не только физического, но и умственного, нравственного и эстетического воспитания. Используя непосредственные наблюдения, Л. разработал типологию детей, имевшую практическое значение. При описании школьных типов (лицемерный, честолюбивый, добродушный, мягко-забитый, злостно-забитый, угнетённый) Л. выявил влияние семейной жизни ребёнка на его развитие. Л. критиковал систему дошкольного воспитания Фребеля за однообразие, подавление самостоятельности и творчества детей и противопоставил ей свою программу семейного воспитания, в которой гл. место занимала гигиена матери и ребёнка, а также система физических упражнений и игр. В концепции процесса обучения Л. раскрыл дидактическое значение ощущений, восприятий, представлений, обобщений и их проверки деятельностью.

После 1917 научное наследие Л. творчески использовалось советской школой и педагогикой. В 1918 на базе Биологической лаборатории был создан Естественнонаучный институт им. Л., а в 1919 на базе Лесгафтовских курсов - Государственный институт физического образования им. Л. (ныне Рос. академия физической культуры).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 374)
Ч486.73г(2)

ЛЕУШИНА Анна Михайловна (1898-1982)
— педагог, специалист в области дошкольного воспитания, д-р педагогических наук (1956), профессор (1958). С 1929 преподавала в вузах Ленинграда; с 1936 в ЛГПИ им. А.И. Герцена (в 1944-73 зав. кафедрой дошкольной педагогики). Автор трудов в области психического развития дошкольников, учебников и учебных пособий для дошкольных факультетов педагогических вузов, практических пособий для воспитателей дошкольных учреждений. Разработала систему начального обучения счёту, формирования пространственных и временных представлений.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 374-375)
Ч33(2)7-8

ЛИБЕРТАРИЗМ (от англ. liberty - свобода)
— течение в западной педагогике, отвергающее доминирующую роль государства в области образования. Широкое распространение получил в США во 2-й половине 20 в. Теоретиками его выступили Дж. Кунс, С. Шугерман и др. Либертаристы требуют отмены законодательства об обязательном образовании и предоставления права решать вопрос об образовании детей семье. В обязательном посещении школы они усматривают подрыв независимости личности. Сторонники Л. высказываются за развитие форм альтернативного образования под контролем семьи, вплоть до обучения в домашних условиях при финансовой поддержке государства. Культивируя "свободную волю" молодого поколения как особый дар человеческой психики, либертаристы отклоняют даже опосредованное руководство развитием и поведением ребёнка, допускаемое педоцентризмом (см.Детоцентризм), как нарушающее подлинную независимость индивида.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 132)

См. также Детоцентризм

Ч33(4)
Ч33(7США)

ЛИВИНГСТОН (Livingstone) РИЧАРД УИНН (1880-1960)
— английский педагог, теоретик классического образования. В 1924-33 вице-канцлер Королевского университета в Белфасте. В 1933-50 в Оксфорде. Президент Эллинистического общества (1936). В ряде педагогических сочинений выступил с позиций перенниализма, т.е. идеи непреходящего значения ценностей мировой культуры. Мн. труды Л. посвящены исследованию идей мыслителей античности и их влиянию на современную педагогику ("Платон и современное образование", 1944, и др.). Большое внимание уделял образованию взрослых; организовал в Оксфорде ряд учебных заведений этого профиля. Издавал серию публикаций античных авторов и журнал по исследованию античности.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 375)
Ч33(4Вл)

ЛИГА ОБРАЗОВАНИЯ
— всероссийская общественная педагогическая организация в С.-Петербурге (Петрограде) (1906-17).
Учредители:
В.Я. Аврамов, Н.Н. Бекетов, И.А. Бодуэн де Куртенэ, С.А. Венгеров, И.Я. Герд, Г.А. Фальборк, В.И. Чарнолуский и др.
Цель Л.о. -
объединение и координация деятельности педагогических и просветительских обществ и организаций в России.
Задачи:
теоретическая и практическая разработка вопросов образования, основание научных и просветительских учреждений.
Сфера деятельности Лиги включала все ступени школьного образования, а также внешкольное образование. Московский отдел Л.о. (1906-07) открыл летние курсы для учителей, лекционное бюро, создал комиссию для выработки положения об организации начальной школы на демократических началах; в 1907 издавал журнал "Просвещение" (2 раза в мес, ред. В.П. Вахтеров и В.Д. Соколов). Деятельность отдела была запрещена по приказу градоначальника.
При Лиге в 1907-08 были образованы 5 всероссийских обществ:
школьного просвещения, содействия внешкольному просвещению, изящных искусств (в числе его членов - Б.М. Кустодиев, Е.Е. Лансере, С.К. Маковский, Н.К. Рёрих и др.), университетское (его членами были В.М. Бехтерев, В.Н. Верховский, П.Ф. Лесгафт, С.Ф. Ольденбург и др.), образования и воспитания ненормальных детей. В 1907 была основана Педагогическая академия.
Состоявшийся в 1908 1-й общий съезд Л.о. потребовал отмены правительственных ограничений на устройство просветительских обществ и учреждений, народных чтений, публичных лекций и т.д.
Съезд наметил:
издание литературы по вопросам образования;
создание Справочно-педагогического бюро и пр.;
рассмотрел и одобрил проект школьного закона с финансовым планом введения всеобщего обучения (отклонён 2-й Государственной думой).
Мероприятия, намечаемые и проводимые Лигой, встречали постоянное противодействие со стороны официальных властей: запрещались съезды, выставки, публичные обсуждения проектов Лиги и т.д. В 1913 правительство изменило устав Л.о. с целью ограничения её организующей роли.
После 1917 прекратила свою деятельность.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 132-133)
Ч33(2)52

ЛИГТХАРТ (Ligthart) ЯН (1859-1916)
— нидерландский педагог. В 1885-1916 директор известной в Нидерландах т.н. открытой школы в Гааге, где им на практике воплощались принципы нового воспитания. Педагогические идеи Л. получили широкое признание на рубеже 19-20 вв., изложены в 2-томном труде "О воспитании" (1907-08).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 375)
Ч33(4Н)

ЛИДЕРСТВО (от англ. leader - ведущий)
— ведущее влияние члена группы - лидера - на группу в целом. В социальной психологии выделяются две осн. лидерские роли. Роль делового лидера включает действия, направленные преимущественно на решение поставленной перед группой задачи (например, реализация трудовой, учебной деятельности). Роль эмоционального лидера содержит действия, относящиеся гл.о. к сфере межличностного общения в группе.

При авторитарном стиле воздействия на зависящих от него людей лидер действует властно, директивно, жёстко распределяя роли между членами группы. При демократическом стиле управления лидер стремится тесно взаимодействовать с группой, предоставляя её членам известную свободу действий, решений, инициативы. При либеральном стиле Л. лидер практически отстраняется от активного управления группой, предоставляя её членам неограниченную свободу действий.

Лидер способен в значимых ситуациях оказывать существенное влияние на поведение остальных участников, руководить ими. Однако понятия "Л." и "руководство" не совпадают. В отличие от руководителя, лидер не назначается официально, не наделяется формально к.-л. полномочиями и не несёт законной ответственности на состояние дел в группе.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 133)
Ч313.522.12

ЛИЙМЕТС (Liimets) ХЕЙНО (1928-1989)
— эстонский педагог, действительный член АПН СССР (1967), почетный член Хельсинкского (1982) и Тампереского (1985) университетов. С 1956 преподавал в Тартуском, с 1975 в Таллинском университете. Председатель эстонского общества психологов СССР (с 1975), первый директор Эстонского НИИ педагогики на общественных началах.

Исследовал проблемы теории воспитания, дидактики, философии воспитания и социальной педагогики. Разработал концепцию интегральной дидактики. Идея системного, комплексного подхода к воспитанию и обучению (над которым он работал совместно с Л.И. Новиковой и А.Т. Куракиным) была выдвинута Л. в конце 50-х - начале 60-х гг. при изучении трудных детей. Необходимость взаимодействия социально-психологических знаний с научно-педагогическими обосновал в принципе взаимного обогащения в воспитании (1967). Предложил вариант групповой работы учащихся. Показал, что дидактическая теория, ориентированная лишь на интеллектуальное развитие, неполно отражает процесс формирования целостной личности. Только учебная деятельность создаёт условия для возникновения интегральных качеств личности, позволяющих выпускникам школы успешно включиться в социальную жизнь. Л. характеризовал свою концепцию как дидактическую систему, объединявшую в себе философские, социологические и психологические знания (ст. "Развитие личности школьника и интегральная дидактическая система", 1982). Трактовал воспитание как взаимодействие воспитанника и воспитателя, в котором создаются благоприятные условия для управления личностью учащегося.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 375)
Ч33(4Э)

ЛИКВИДАЦИЯ НЕГРАМОТНОСТИ
— массовое обязательное обучение грамоте неграмотных взрослых, а также подростков школьного возраста, не охваченных школой. После Октябрьской революции в России борьба за всеобщую грамотность стала одной из решающих предпосылок коренных преобразований общественных отношений, народного хозяйства, культуры. Л.н. стала гл. задачей внешкольного отдела Наркомпроса РСФСР (создан в 1917; с 1920 - Главполитпросвет), которым руководила Н.К. Крупская. По декрету СНК "О ликвидации неграмотности" (декабрь 1919) всё население республики в возрасте от 8 до 50, не умевшее читать или писать, обязывалось учиться грамоте на родном или русском языке (по желанию). Предусматривалась также организация обучения детей школьного возраста, не охваченных школами. Были созданы школы для переростков, школы при детских домах, колониях и т.п., входившие в систему Главсоцвоса.

В 1920 СНК создал Всероссийскую чрезвычайную комиссию по ликвидации безграмотности, подчинявшуюся Наркомпросу. Материальную помощь комиссии в подготовке учебной литературы оказывали М. Горький, Л.Н. Сейфуллина, В.Я. Брюсов, В.В. Маяковский, Демьян Бедный, а также учёные В.М. Бехтерев, Н.Я. Марр и др. Программа обучения грамоте потребовала широкой организации курсов учителей - ликвидаторов неграмотности (к осени 1920 - в 26 губерниях).

В 1918 осуществлена реформа русского правописания, существенно упростившая обучение грамоте. Велась работа по созданию письменности для народов, прежде её не имевших. С 1922 проводилась как временная мера латинизация алфавитов тюркских и монгольских языков народов СССР. В конце 30-х гг. письменность некоторых народов переведена на русскую графику. Эти меры с одной стороны расширяли масштабы Л.н., с другой - затрудняли мн. народам освоение их культурного наследия. В 1920-24 изданы специальные буквари для взрослых (Д.Ю. Элькиной, Н. Бугославской, А. Курской; В.В. Смушкова; Е.Я. Голанта). Было налажено издание массовых букварей и других учебных пособий для взрослых на украинском, белорусском, киргизском, татарском, чувашском и других языках (всего ок. 40).

С переходом страны к НЭПу и переводом учреждений внешкольного образования на местный бюджет сеть ликпунктов значительно сократилась. 1-й Всесоюзный съезд по Л.н. (1922) признал необходимым первоочередное обучение грамоте рабочих промышленных предприятий и совхозов, членов профсоюзов и других трудящихся в возрасте 18-30 лет. Срок обучения на ликпункте устанавливался в 7 мес.

В 1923 было создано Всероссийское добровольное общество "Долой неграмотность!" (ОДН), которое возглавил М.И. Калинин. Общество выпускало газеты и журналы по Л.н., буквари, методическую литературу (в 1927 вошло в состав Госиздата РСФСР). В РСФСР ОДН содержало (1924) св. 11 тыс. ликпунктов (св. 500 тыс. учащихся), во 2-й половине 20-х гг. общество перенесло осн. работу в деревню.

Всего в 1917-27 было обучено грамоте до 10 млн. взрослых, в т.ч. в РСФСР 5,5 млн. Однако в целом СССР занимал по уровню грамотности 19-е место в Европе. Известные гарантии распространению грамотности создавало введение всеобщего начального обучения (1930). К 1936 было обучено грамоте ок. 40 млн. неграмотных. В конце 30-х гг. неграмотность утратила характер острой социальной проблемы. К началу 40-х гг. задача Л.н. была в основном решена. С начала 50-х гг. СССР стал страной практически сплошной грамотности.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 133)
Ч448.4(2)

ЛИЛИНА Злата Ионовна (1882-1929)
— педагог, деятель народного образования. Работала учительницей. С 1902 член РСДРП, с 1903 в организации большевиков. В 1898-17 работала в Женеве под руководством В.И. Ленина. После Февральской революции 1917 в России. Возглавляла борьбу с детской беспризорностью, организовывала питание и снабжение детей в школьных учреждениях, приютах, детдомах. С 1920 зав. петроградским Губсоцвосом и заместитель зав. губоно. Затем командирована в распоряжение ЦК партии. В основе её организаторской деятельности лежало представление о том, что школа - "первая ступень жизни" (а не средство подготовки к ней). Л. настаивала на вариативности типов общеобразовательной школы. Наиболее жизненными считала три типа: школы с продлённым днём, школы-клубы (с правом свободного посещения) и детские дома (или "детские трудовые коммуны"; рассматривались как тип массовой школы). Способствовала развитию школ с сельскохозяйственным и индустриальным уклонами. В полемике по проблемам трудового обучения Л. выступала против идей ранней профессионализации и монотехнического образования. После 15-го съезда ВКП(б) (1927) Л. была инкриминирована принадлежность к "троцкистской оппозиции", она была исключена из партии; труды Л. были изъяты из научного обращения и библиографии.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 375)
Ч33(2Р)

ЛИМОНОВ Юрий Александрович (р. 1933)
— д-р исторических наук (1980), член-корреспондент РАО (1992; Отделение образования и культуры), зав. кафедрой С.-Петербургского государственного университета.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 466)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

ЛИНГВОДИДАКТИКА
— общая теория обучения языку. Термин "Л." введён в 1969 Н.М. Шанским и с 1975 признан МАПРЯЛ в качестве международного. Исследует общие закономерности обучения языкам, специфику содержания, методов и средств обучения определённому языку в зависимости от дидактических целей, задач и характера изучаемого материала, условий монолингвизма (одноязычия) или билингвизма (двуязычия), этапа обучения и интеллектуально-речевого развития учащихся.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 133)

См. также Билингвистическое обучение

Ч312-об.яз.

ЛИНДГРЕН (Lindgren) АСТРИД (1907-2002)
— шведская писательница. Повести для детей "Пеппи - Длинный Чулок" (1945-52), три повести о Карлсоне, который живёт на крыше (1955-1968), "Расмус-бродяга" (1956), три повести об Эмиле из Лённеберги (1963-1970), "Братья Львиное Сердце" (1979), "Роня, дочь разбойника" (1981).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 375)
Ч426.21,6(2)33-швед.

ЛИНДЕ Э.
см. Педагогика личности

© Российская национальная библиотека, 2006