ОБНОРСКИЙ Сергей Петрович (1888-1962)
— языковед, академик АН СССР (1939), действительный член АПН РСФСР (1944). Преподавал в вузах Москвы, Ленинграда и др. Основатель и первый директор Института русского языка АН СССР (1944-50), с 1952 руководитель сектора истории русского языка и диалектологии. Осн. работы по современному русскому языку, его истории, диалектологии, лексикологии и лексикографии. Редактор академического словаря русского языка (1912-37), член редколлегии (с 1950) 17-томного академического словаря современного русского литературного языка. Участвовал в создании свода правил орфографии и пунктуации (1956).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 388)
Ч486.313г(2)

ОБОБЩЕНИЕ
— переход на более высокую ступень абстракции путём выявления общих признаков (свойств, отношений, тенденций развития и т.п.) предметов рассматриваемой области; влечёт за собой появление новых научных понятий, законов, теорий. О. обеспечивает мышлению учащихся определённость и последовательность.

О. в обучении выступает в двух видах - эмпирическом и теоретическом. Эмпирическое О. осуществляется путём сравнения группы предметов (или представлений о них) и выявления их одинакового, повторяющегося или общего свойства. Эмпирическое О. служит основой формирования как житейских представлений, так и эмпирических понятий в науке, и характерно для начальных стадий познания. Одним из наиболее распространённых способов реализации этого вида О. в обучении является информационно-рецептивный метод обучения.

Теоретическое О. осуществляется путём анализа системы, который состоит в её преобразовании с целью выявления некоторого абстрактного исходного отношения как генетически общей основы этой системы. Теоретическое О. используется при такой организации обучения, в которой учащиеся усваивают знания в процессе решения задач. Преобразовывая её условия, они находят общий принцип перехода ко многим другим однородным задачам. Этот вид О. характерен для достаточно развитого уровня познания.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 172)

ОБОДОВСКИЙ Александр Григорьевич (1796-1852)
— педагог, теоретик и практик начального образования, географ и статистик. Преподавал в Главном педагогическом институте в С.-Петербурге (с 1832 профессор). В 1816-19 изучал за границей различные системы начального образования; познакомился с деятельностью И.Г. Песталоцци. Позднее распространял его идеи среди рос. учительства. В 1833-34 совместно с Е.О. Гугелем и П.С. Гурьевым выпускал "Педагогический журнал". О. принадлежат труды по географии, космографии, статистике, педагогике, первое на русском языке пособие по дидактике.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 388)
Ч33(2)7-8

ОБРАЗОВАНИЕ (англ. education)
— составная часть и одновременно продукт социализации. О. стоит на фундаменте научения, которое протекает в ходе социализации. Его отличие от процессов спонтанного научения - в целенаправленном и ускоренном развитии тех или иных способностей человека благодаря педагогически организованной передаче накопленной людьми культуры, т.е. правил поведения, мышления, знания и технологий (способов и орудий деятельности), от поколения к поколению. О. служит интересам личности и общества, одновременно сохраняя культуру и развивая способности новых поколений её совершенствовать.
В культуре материализованы знания и опыт, накопленные в процессе развития общества. Искусство, ремесло, мастерство, необходимые для человеческой деятельности по созданию вещей и обслуживанию людских потребностей, перенимаются людьми друг от друга. Методы производства продукции основаны на знании или представлениях о закономерностях вовлечённых в него процессов. Так же, как и операции, навыки, приёмы, умения производственного процесса, они усваиваются в ходе О. Социальный и личностный прогресс обусловливает технологический прогресс и, наоборот, только при функционировании успешных систем образования.
Цель О. - внести желательные изменения в опыт, понимание (образ мышления) и поведение (образ жизни) учеников. В О. объединяются обучение и воспитание, обеспечивающие готовность личности к выполнению социальных и профессиональных ролей. В О. индивид осваивает систему ценностей, знаний, умений и навыков, соответствующих его интересам и общественным ожиданиям.
В образовательном процессе участвуют ученики и воспитанники, преподаватели и воспитатели, образовательные программы, содержание образования, методы и средства обучения, группа (класс), школа, окружающая среда в целом и, прежде всего, культурная среда.
О. возможно потому, что люди обладают способностью обучаться (см.Обучаемость) и воспитываться. Обучаемость включает в себя способности к научению, запоминанию, ассоциации и упражнению. Эти способности развиваются поэтапно. В начале душевного развития ребёнка лежит сенсомоторная координация, затем начинается символизация опыта, происходит усвоение знаковых систем и осуществляется игровая деятельность (см. Игра).
Передача культуры осуществляется с помощью, прежде всего, языка. Качество и уровень О. поэтому напрямую зависят от степени языкового развития преподавателей и обучающихся (см.Культура речи).
На этом базисе развивается логическое мышление, сначала очень конкретное. Мышление, как правило, достигает уровня всестороннего осмысления проблем, охвата их формальных структур и поиска объяснений в подростковом возрасте. В эмоциональной сфере ребёнок прогрессирует от непосредственного и неконтролируемого возбуждения до осмотрительных, осторожных и благоразумных выражений чувств. Физическое взросление ребёнка сопровождается серьёзнейшими физиологическими изменениями. По мере роста увеличивается феноменологический и экзистенциальный опыт ученика - знакомство с действительностью, языковой багаж, опыт преодоления трудностей и противоречий практики. Интеллектуальное и эмоциональное развитие в ходе О. предполагает учёт всех этих характеристик роста. Темп О. задаётся с таким учётом, чтобы оно не отставало от развития учащегося, но и не опережало его намного.
Исторически первой и важнейшей формой О., обеспечивающей сохранение и продолжение культурных завоеваний общества, является ученичество. Ученичество создаёт основу для изобретательства, создания материальных и культурных ценностей. Ученичество обеспечивает базу для сбора, хранения, обработки и передачи информации, рациональной организации всех сфер производственной деятельности, бытового и культурного обслуживания, обеспечения обороноспособности. Без него невозможны изобразительное, театральное, музыкальное и прикладное искусство. Без создания и функционирования научных школ - особого типа ученичества - немыслима наука.
Сердцевину ученичества составляет сознательное подражание - гл. способ усвоения новых форм поведения и деятельности. Точное или видоизменённое повторение всегда предполагает некоторый элемент творчества, в репродукции содержится зародыш продуктивного воображения. С подражания начинается умение, мастерство в любой сфере деятельности, как в техническом, так и художественном творчестве.
Однако воспроизведения учениками выученного материала недостаточно для качественного О. Необходимо, чтобы учащиеся умели применять полученные знания в решении различных реальных задач, умели делать обобщения и ориентироваться в новых проблемных ситуациях. На продуктивном воображении - выдающейся по значимости способности человека - базируется изобретательская деятельность. Изобретения изменяют образ жизни людей и оказывают влияние на такие стороны человеческого существования, как условия обитания, жильё, питание, одежда, труд, игры, развлечения, искусство и пр. Способность к изобретательству нуждается в тренировке, развитии, как минимум в поощрении, в ходе любого О.
Самым действенным фактором О. были и остаются отношения и действия учителя, который определяет собой ту или иную степень успешности О.
Все образовательные процессы носят двусторонний характер: каждому действию учителя соответствует та или иная деятельность учеников. Педагоги специально организуют познавательную работу учащихся в соответствии со своими действиями. Так, перед изучением нового материала учитель даёт логическое задание классу найти в его сообщении материал для решения определённой задачи. Деятельность учителя по организации творческой активности учеников имеет решающее значение и не может быть отменена или заменена к.-л. другим процессом.
Образовательный процесс невозможен также без поддержания учителем интереса, любопытства, любознательности и положительного эмоционального настроя учеников. Устойчивый интерес учеников побуждает их к дальнейшей мыслительной деятельности и реалистической самооценке достижений лучше и с большей пользой, чем мотивы экзаменационного успеха и (или) внешних поощрений.
Каждый элемент образовательного процесса сопровождается оценкой его результатов. Объективная оценочная реакция учителя в процессе обучения, оценка сочинений и творческих заданий, экзамены создают предпосылку для дальнейшего хода успешного О.
В процессе О. постоянно осуществляется эмоциональное развитие учащихся. Всё содержание О. наполнено познавательно-теоретическими, эстетическими, социальными, экономическими, политическими, гедонистическими, религиозными ценностями и отношениями. Их структура изменяется под влиянием О. Во-первых, учащиеся усваивают критерии и пути выбора эмоционально приемлемых для себя ситуаций и проблем. Во-вторых, в диапазон этого выбора включаются всё более отдалённые от конкретных и сугубо личных для учеников ситуации и проблемы. В-третьих, по мере развития учащихся их эмоции становятся всё менее связанными с физической активностью, менее непосредственными и экспрессивными.
Предвидение целей и мотивов учеников лежит в фундаменте образовательного процесса. Он не может начаться до осознания учителем характера и уровня способностей и имеющихся достижений детей, их сильных и слабых сторон, среды их общения и семейной обстановки, интересов и вкусов. Именно с этими характеристиками учеников сообразуются ближайшие и отдалённые цели образовательного акта и всего учебного курса. Диагностика возможностей и способностей учащихся предшествует образовательному процессу и осуществляется на всём его протяжении.
О. предполагает искусство учителя (чаще всего как лидера группы) предоставлять ученикам содержание О. в наиболее доступной для них форме и наиболее действенными методами. Содержание О. отвечает целям (потребностям) учащихся, а также социально детерминированным целям. Обе группы целей должны иметь гармонизирующую их общую часть.
По основанию способностей, развиваемых О., - общих и специальных, оно делится на общее и специальное.
Общее образование даёт больше, чем необходимо одномерному человеку, узкому специалисту, - содержание богатой внутренней жизни. Оно обеспечивает человеку широкий кругозор и выводит человека за границы узкой специальности. Багаж универсальных знаний помогает личности адаптироваться к новым ситуациям в науке и практике.
Однако чтобы стать личностью, одних знаний недостаточно. Необходимо использовать знания при решении задач, которые ставит перед личностью жизнь. В применении знаний на практике приходится постоянно тренироваться. Упражнение суть основа и содержание тренировки суждения и оценок. Оно предполагает понимание того, что любая проблема имеет некоторое множество ответов. Учащийся благодаря хорошему упражнению оттачивает способность находить оптимальное их объяснение и разработку.
Новейшие цели специального или профессионального образования - подготовка к принятию инновационной практики и к участию в новациях; подготовка администраторов и управленцев; развитие специфического собственно профессионального мышления; формирование способности изобретать успешные виды практики или связывать их с данной конкретной ситуацией; ознакомление учащихся с процедурами, методами и техникой практического применения этих методов в зависимости от обстоятельств. Для этого необходимо усвоение теории интерпретации и диагностирования.
Среди методов обучения на авансцену выходят изучение типичных и нетипичных ситуаций; моделирование, исследование ситуаций, действий, поступков, деловые игры, тренировка в рефлексии и интерпретации, тренинг психологический, выработка личностных ценностей и отношений к своему труду и к себе.
Организационная система О. призвана обеспечить доступ к О. всем, кто способен его усвоить. Дифференцированность О. может базироваться только на способностях личности.
В современной России утверждается личностно-ориентированная модель О., возвращение к национальным и мировым культурно-историческим традициям. Дошкольное, основное школьное, среднее и высшее О. всё более нацеливаются на обеспечение новых поколений широкой общей подготовкой, дающей возможность овладевать различными специальностями (см.Непрерывное образование, Дифференциация обучения). Развитие системы О. планируется с учётом возможностей, предоставляемых новыми информационными технологиями (см. Информатизация образования) и техническими средствами обучения.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 172-173)

— обладающая стратегическим значением и приоритетно развиваемая сфера деятельности, лежащая в основе гармоничного развития граждан, общества и государства;

— целенаправленный процесс (и результат) воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).
(Словарь согласованных терминов и определений в области образования государств-участников Содружества Независимых Государств. - М., 2004. С. 56)

— специальная сфера социальной жизни, создающая внешние и внутренние условия для развития индивида (ребенка и взрослого в их взаимодействии, а также в автономном режиме) в процессе освоения ценностей культуры. Образование есть поэтому синтез обучения и учения (индивидуальной познавательной деятельности), воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития, взросления и социализации. Метафорически образование определяемо как творение образа Человека в индивиде. Термин "образование" часто употребляется в качестве синонима понятия "система образования".
(Черник Б.П. Эффективное участие в образовательных выставках. - Новосибирск, 2001. С. 129)

См. также Дифференциация обучения,Игра,Информатизация образования, Культура речи, Народное образование, Непрерывное образование, Обучаемость, Основное общее образование,Просвещение

Ч34

ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ
— направление в образовании, обеспечивающее удовлетворение образовательных потребностей лиц, занятых самостоятельной профессиональной деятельностью. С учётом интересов и возрастных особенностей взрослых создаётся и действует система специализированных учреждений общего и профессионального образования, культурно-образовательных, досуговых и т.п. Необходимость О.в. обусловлена динамикой социального и научно-технического прогресса, переменами в содержании и характере труда и общественной деятельности людей, увеличением свободного времени и, т.о., возможностей его рационального использования. В настоящее время значение О.в. усиливается происходящей структурной перестройкой экономики и обусловленной этим необходимостью переквалификации и переобучения значительного числа лиц трудоспособного возраста.

Исторически зарождение О.в. (18 в.) связано с необходимостью для работающих компенсировать недостаточность элементарных общеобразовательных и начальных профессиональных знаний, адаптироваться к меняющимся условиям жизни, повысить уровень культуры.

С середины 20 в. О.в. чаще всего рассматривается как элемент непрерывного образования. Наиболее распространённая форма О.в. - обучение в свободное время. О.в. в системе повышения квалификации осуществляется в рабочее время, с отрывом или без отрыва от работы. Занятия под руководством преподавателя (лекторов, инструкторов) сочетаются с самообразованием.

В России предпосылки для развития О.в. возникли в 60-70-е гг. 19 в. с открытием воскресных школ. В конце 19 в. появились технические школы (низшие, средние, ремесленные) и общеобразовательные и профессиональные курсы, создававшиеся Русским техническим обществом. Повышенный уровень общего образования давали народные университеты (в т.ч. Шанявского университет, осн. в 1908). Действовали также народные библиотеки, читальни и народные дома (см.Внешкольное образование).

После 1917 важнейшими задачами О.в. стали ликвидация неграмотности и культурно-просветительная работа. В городах создавались рабочие клубы, библиотеки, народные театры и т.п., на селе - избы-читальни (её разновидности - красная яранга, красная юрта и т.п.), в административных центрах - народные дома. В полном объёме эти работы не были реализованы гл.о. из-за материальных трудностей. В советской педагогической теории 20-30-х гг. О.в. трактовалось как часть внешкольного образования. Постепенно это название было вытеснено другими терминами: "политико-просветительская работа", а позже "культурно-просветительская работа", которые точнее отражали её содержание и направленность. 1-й Всерос. съезд по внешкольному образованию (1919) одобрил следующие единые принципы просветительской работы среди взрослых: поддержка и содействие свободному проявлению творческой самодеятельности масс, общедоступность учреждений культуры, ведение занятий на родном языке. О.в. занимались также профсоюзные, комсомольские, пролеткультовские (см.Пролеткульт) и другие общественные организации. В Наркомпросе РСФСР и в местных органах народного образования были созданы специальные, т.н. внешкольные отделы для руководства О.в. (см. Главполитпросвет). В 20-х гг. сеть собственно школ для взрослых объединяла школы грамоты, школы политграмоты и вечерние школы взрослых повышенного типа, в которых кроме общеобразовательных преподавались и специальные предметы. До середины 20-х гг. общее среднее О. в. осуществлялось также через рабочие факультеты. С середины 20-х гг. возникли формы О.в., призванные обеспечить различные образовательные запросы и возможности учёбы: рабочие университеты (с 1925), рабочие и крестьянские курсы (с 1926). В 1930 созданы комбинаты рабочего образования, объединившие вводные и т.н. производственно-политехнические курсы и рабочие технические школы (общее образование в объёме 7 классов и техническая подготовка). Рабочие университеты были преобразованы в техникумы. В сельской местности создавались комбинаты колхозно-совхозного образования. Расширялись масштабы заочного обучения. В 1936 вечерние школы взрослых были унифицированы, определены 2 их типа - неполная средняя школа взрослых (на базе начальной школы; срок обучения 3 года) и полная средняя школа взрослых (на базе 7-летней школы; 3 года).

Обучение без отрыва от работы. К концу 30-х гг. вечерние и заочные школы стали осн. формой общего О.в. В 1930-41 Наркомпрос РСФСР выпускал журнал "Школа взрослых" (название менялось). По мере распространения всеобщего обучения учреждения О.в. интегрировались в единой системе образования страны. Культурно-образовательные функции выполняли также дома культуры (с 1930), основой которых была самодеятельность населения. В 1945 система учреждений О.в. была переориентирована на научно-просветительские и культурно-воспитательные задачи. Было создано (1947) Всесоюзное общество по распространению политических и научных знаний (с 1962 общество "Знание"). В 50-х гг. реорганизована система клубных учреждений, возникли многочисленные народные университеты. Большее распространение получило повышение квалификации работников. В 50-х гг. развернулась сеть курсов по изучению передовых методов труда, по обучению вторым профессиям и др.

С 80-х гг. культурно-просветительная работа в трудах некоторых теоретиков стала переосмысливаться как специфический вид досуговой деятельности, как педагогически организованная самодеятельность взрослых в условиях свободного времени и неформального общения, направленная на развитие личности в соответствии с индивидуальными склонностями и интересами.

В 90-е гг. появилось большое число разнообразных курсов, школ и других учебных заведений для взрослых, осуществляющих обучение новым профессиям и специальностям.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 173-174)

См. также Вечернее обучение, Вечерние школы, Внешкольное образование,Главполитпросвет,Заочное обучение, Пролеткульт

Ч44

ОБРАЗОВАНИЕ ГЛОБАЛЬНОЕ
см. Глобальное образование

ОБРАЗОВАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ
см. Дополнительное образование

"Образование для всех"
— научно-педагогическое объединение, ТОО, Москва. Образовательная, учебно-методическая литература.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 479)

См. также Издательства РФ

ОБРАЗОВАНИЕ КЛАССИЧЕСКОЕ
— тип общего среднего образования, предусматривающий систематическое изучение древних языков и математики в качестве главных предметов.
(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 93)

См. также Классическое образование

"Образование-Культура"
— издательство, ТОО, С.-Петербург. Детская, образовательная, учебная и другая литература.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 479)

См. также Издательства РФ

ОБРАЗОВАНИЕ НЕПРЕРЫВНОЕ
см. Непрерывное образование

"Образование от А до Я"
— научно-педагогическое общество, ООО, Москва. Методическая, учебная (для школ и дошкольных учреждений) литература.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 479)

См. также Издательства РФ

ОБРАЗОВАНИЕ ОТКРЫТОЕ
см. Открытое образование

ОБРАЗОВАНИЕ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОЕ
см. Политехническое образование

ОБРАЗОВАННОСТЬ
— качество развившейся личности, усвоившей опыт, с помощью которого она становится способной ориентироваться в окружающей среде, приспосабливаться к ней, охранять и обогащать ее, приобретать о ней новые знания и посредством этого непрерывно совершенствовать себя. Критериями О. являются системность знаний и системность мышления, проявляющиеся в том, что человек способен самостоятельно восстанавливать недостающие звенья в системе знаний с помощью логических рассуждений. "Образование есть то, что остается, когда все выученное забывается" (древний афоризм).
(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 93-94)
Ч312.8

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ВЫСТАВКА
— выставка, на которой представлено для обозрения все, что разработано и произведено в системе образования (инновационные идеи и опыт, педагогические технологии, учебные программы, методические материалы и т.п.), а также продукция для обеспечения нормального функционирования этой системы (учебная и офисная мебель, средства коммуникации и связи, оборудование и материалы для учебного процесса и т.д.)
(Черник Б.П. Эффективное участие в образовательных выставках. - Новосибирск, 2001. С. 129)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕПРИВАЦИЯ
— явление, возникающее в условиях, когда ограничиваются возможности обучающегося в удовлетворении его образовательных потребностей в самоуважении, самовыражении, самоутверждении в образовательной деятельности. Образовательная депривация характеризуется рассогласованием связей личностного смысла с потребностью в образовании как внутренним побуждением к образовательной деятельности.
(Бережнова Л.Н. Полиэтническая образовательная среда. - СПб., 2003. С. 200)

См. также Депривация, Депривация в образовательном пространстве, Отчуждение в образовании

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ
— образовательная система, включающая в себя общие цели и содержание образования, проектирование учебных планов и программ, частные цели руководства деятельностью обучаемых, модели группирования учеников, методы контроля и отчетность, способы оценки процесса обучения.
(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 94)
Ч312

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ
— набор соответствующих учебных дисциплин и интегративных курсов, которые включены в учебный план общеобразовательной школы.
(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 94)
Ч312.1

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
см. Образовательные программы

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА
— часть социокультурного пространства, зона взаимодействия образовательных систем, их элеметнов, образовательного материала и субъектов образовательных процессов. Образовательная среда также обладает большой мерой сложности, поскольку имеет несколько уровней - от федерального, регионального до основного своего первоэлемента - образовательной среды конкретного учебного заведения и класса. Образовательная среда также создается индивидом, поскольку каждый развивается сообразно своим индивидуальным особенностям и создает свое собственное пространство вхождения в историю и культуру, свое видение ценностей и приоритетов познания. А поскольку всякое знание личностно, поскольку образовательная среда каждого есть, в конечном счете, особое, личностное пространство познания и развития.
Образовательная среда современных образовательных систем складывается во взаимодействии новых образовательных комплексов - систем, инновационных и традиционных моделей, сложных систем стандартов образования, сложного интегрирующего содержание учебных программ и планов, высокотехнологичных образовательных средств и образовательного материала, и главное, нового качества взаимоотношений, диалогического общения между субъектами образования: детьми, их родителями и педагогами.
Еще одной характеристикой современной образовательной среды является взаимодействие множества локальных образовательных сред, взаимное использование конкретных особенностей инновационных сред одной страны в образовательном пространстве других стран, что создает схожие образовательные ситуации во многих странах и способствует развитию сферы образования в целом. Это является проявлением тенденций интеграции образовательных процессов в разных странах и регионах в мировое образовательное пространство, которое сегодня развивается на основе идей гуманизации, демократизации и повышения стандартов.
(Черник Б.П. Эффективное участие в образовательных выставках. - Новосибирск, 2001. С. 130)

— специфическая форма человеческой практики, направленная на преобразование жизнедеятельности людей с целью организации поддерживающих развитие человека условий, в которых ему предоставляются возможности для разрешения важных задач своей жизнедеятельности и образовательных задач, позволяющих Человеку познавать Мир и себя в Мире.
(Бережнова Л.Н. Полиэтническая образовательная среда. - СПб., 2003. С. 201)

См. также Среда

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО
— здесь своеобразный лаг между эмпирическим восприятием образовательного комплекса (совокупности учреждений) и многокомпонентной и многоуровневой системой, включающей в себя не только отдельные школы, вузы, научные центры, управленческую структуру со средствами обучения, мебелью и оборудованием, но и (что принципиально важно!) специфические условия, факторы, связи и взаимодействия субъектов образования, определяющие характер педагогических процессов.
(Черник Б.П. Эффективное участие в образовательных выставках. - Новосибирск, 2001. С. 130-131)

См. также Лаг

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ (УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ)
см. Образовательные учреждения

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ
— документы, определяющие содержание образования всех уровней и направленности. В Рос. Федерации О.п. подразделяются на общеобразовательные и профессиональные. Осн. задачи О.п.: формирование общей культуры личности, адаптация личности к жизни в обществе, создание основ для осознанного выбора профессии и освоения профессиональных О.п. К общеобразовательным относятся программы дошкольного образования, начального, основного и среднего (полного) общего образования. О.п. являются преемственными, т.е. каждая последующая программа базируется на предыдущей. Профессиональные О.п. направлены на решение задач повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов. К профессиональным относятся программы начального, среднего и высшего и послевузовского профессионального образования. Обязательный минимум содержания каждой О.п. устанавливается соответствующим государственным образовательным стандартом (см.Стандарты образовательные). Государственные органы управления образованием разрабатывают на основе государственных образовательных стандартов примерные О.п. Образовательное учреждение может реализовывать дополнительные О.п. (на договорной основе). О.п. для детей с нарушениями в психофизическом развитии разрабатываются на базе осн. О.п. с учётом психофизического развития и возможностей воспитанников. О.п. реализуются во всех типах образовательных учреждений и учреждений профессионального образования, в т.ч. в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях и в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (детских домах, школах-интернатах и др.). Учащиеся, не освоившие О.п. учебного года и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам, по усмотрению родителей оставляются на повторное обучение, переводятся в классы компенсирующего обучения (см. Задержка психического развития) с меньшим числом обучающихся на педагога или продолжают обучение в форме семейного образования.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 174)

См. также Задержка психического развития, Министерство образования, Общеобразовательная программа,Стандарты образовательные

Ч312.11

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
— система деятельности педагога и учащегося, основанная на определённой идее, принципах организации и взаимосвязи целей, содержания и методов образования. Выделяют игровые технологии (см.Игра, Деловые игры), компьютерные технологии (см. Компьютеризация обучения), диалоговые технологии, связанные с созданием коммуникативной среды (см. Педагогическое взаимодействие); тренинговые технологии (см. Тестирование централизованное, Тренинг, Тренинг психологический).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 174)

См. также Деловые игры,Игра, Компьютеризация обучения, Педагогическое взаимодействие, Тестирование централизованное, Тренинг, Тренинг психологический

Ч312.5

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
— организации, осуществляющие образовательный процесс, т.е. реализующие одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающие содержание и воспитание учащихся. По организационно-правовым нормам О.у. могут быть государственными, муниципальными, негосударственными учреждениями (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций и объединений).

По типам выделяются О.у.: дошкольные, общеобразовательные [начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования]; учреждения начального профессионального образования, среднего профессионального, высшего и послевузовского профессионального образования; учреждения дополнительного образования; учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (или законных представителей).

Государственный статус О.у. (тип, вид и категория, соответствующие уровню и направленности О.у.) устанавливается при его государственной аккредитации.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 174-175)

См. также Образовательное учреждение, Школа

Ч34

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
см. Менеджмент в образовании

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
— совокупность учебно-воспитательного и самообразовательного процессов, направленная на решение задач образования, воспитания и развития личности в соответствии с государственным образовательным стандартом.
(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 94)
Ч312.1

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНЗ
— определенный уровень образования, достижение которого удостоверяется соответствующим документом.
(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 94)
Ч312.8

ОБРАЗЦОВ Сергей Владимирович (1901-1992)
— артист, режиссёр, педагог, общественный деятель. Народный артист СССР (1954), Герой Социалистического Труда (1971). С 1923 артист Музыкальной студии МХАТа (1926 Музыкальный театр им. В.И. Немировича- Данченко), в 1930-36 артист МХАТа-2. Создал жанр "Романсы с куклами". В 1931 организовал и возглавил в Москве кукольный театр, вскоре получивший статус центрального (с 1981 академический; с 1992 носит имя С. Образцова). Был постановщиком боль- шинства спектаклей. В театре стремился создать обстановку живого соучастия детей в кукольном представлении. Разработал методику работы с детьми-зрителями, нацеленную на пробуждение нравственных чувств, на формирование культурных и эстетических потребностей. В театре открыты: музей кукол (крупнейший в Европе; мн. экспонаты собраны самим О.), оранжерея, зоологический уголок с коллекциями аквариумных рыб и певчих птиц. О. - активный пропагандист кукольного театра; написал книги "Актёр с куклой" (1938), "Моя профессия" (1950, 1981) и др.

О. - один из инициаторов систематической профессиональной подготовки режиссёров и художников кукольного театра. В 1970-75 руководил курсом по специальности "Кукольный театр" в ГИТИСе (с 1974 профессор). "Школа Образцова" заняла лидирующие позиции в искусстве рос. кукольного театра.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 388)
Ч489.733

ОБРАЗЦОВЫЕ ШКОЛЫ
— общеобразовательные школы, действовавшие в СССР в 1931-37 и призванные служить эталоном учебно-воспитательной деятельности школ. Организовывались по постановлению ЦК ВКБ (б) "О начальной и средней школе" (1931) во всех сельских районах и в городах. В О.ш. создавались более благоприятные условия работы по сравнению с обычными массовыми школами (финансирование, снабжение оборудованием и учебными пособиями, наиболее квалифицированные кадры и др.). О.ш. оказывали методическую помощь массовым школам и вели педагогическую пропаганду среди населения. В 1937 преобразованы в массовые школы.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 175)
Ч34(2Р)7

ОБУЧАЕМОСТЬ
— индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком содержания обучения. Различают общую О. как способность усвоения любого материала, и специальную О. как способность усвоения отдельных видов учебного материала (разделов курсов наук, видов искусств, практической деятельности). В основе О. - уровень развития познавательных процессов (восприятия, воображения, памяти, мышления, внимания, речи), мотивационно-волевой и эмоциональной сфер личности, а также развитие производных от них компонентов учебной деятельности. О. определяется не только уровнем развития активного познания (тем, что субъект может познать и усвоить самостоятельно), но и уровнем "рецептивного" познания, т.е. тем, что субъект может познать и усвоить с помощью другого человека.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 175)

— способность индивида усваивать общие и специальные знания, умения и навыки в процессе обучения с разной скоростью и полнотой. Общая обучаемость проявляется в способности усваивать любой материал, специальная - материал, относящийся к отдельным видам практической деятельности, различных наук, видов искусств.
(Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. - М., 2004. С. 34)

См. также Образование

ОБУЧАЮЩИЙСЯ
— лицо, зачисленное в установленном порядке в учебное заведение для получения общего или профессионального образования по определенной образовательной программе. К обучающимся относятся: учащиеся, студенты, курсанты, аспиранты, докторанты, слушатели и др. категории обучающихся.
(Словарь согласованных терминов и определений в области образования государств-участников Содружества Независимых Государств. - М., 2004. С. 60)

См. также Студенты

Ч421.43
Ч481.43

ОБУЧЕНИЕ
— совместная целенаправленная деятельность учителя и учащихся, в ходе которой осуществляется развитие личности, её образование и воспитание. Понятие "О." многозначно. Свойство обучаться принадлежит к числу фундаментальных свойств всех живых систем. Кибернетика понимает О. ещё шире, говоря, например, о самообучающихся системах. В ходе социального развития О. становится отдельным, специфическим видом общественной деятельности, превращается в средство передачи социального опыта. Гл. составляющие процесса О. - преподавание и учение. В их единстве заключается осн. дидактическая функция О. В элементарной форме отношение "преподавание - учение" проявляется в конкретном взаимодействии учителя и ученика. Однако только к такому взаимодействию не сводится. Ученик в системе дидактических отношений выступает как объект преподавания и как субъект учения. Управляющая роль в этом взаимодействии принадлежит учителю. Отношение "преподавание - учение" определённым образом реализуется и в заочном обучении. Деятельность преподавания в этом виде О. представлена в виде письменных заданий, учебников и т.д.

В условиях непрерывного образования прямое педагогическое руководство заменяется опосредованным, учение всё более принимает форму самообразования. Содержательная и процессуальная стороны О. находятся в единстве и влияют друг на друга. Объём и структура содержания образования должны соответствовать закономерностям и принципам О., условиям, в которых оно протекает, возможностям и особенностям формирующейся личности учащихся. Единство образовательной, воспитывающей и развивающей функций О. выступает как принцип педагогической деятельности; нужны специальные усилия педагогов, чтобы его обеспечить.

Существуют различные системы организации О.: индивидуальное О. (см.Индивидуализированного обучения системы), классно-урочная система, лекционно-семинарская система, предметно-курсовая система обучения, курсовая система обучения и др. Каждая из них использует характерные организационные формы обучения, способствует созданию специфических условий О., воспитания и развития учащихся.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 175)

См. также Индивидуализированного обучения системы

Ч312

ОБУЧЕНИЕ АЛЬТЕРНАТИВНОЕ
см. Альтернативное обучение

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ
— обучение чтению и письму. Выбор способа О.г. определяется соотношением между устной и письменной речью, между звуками и буквами и опирается на знания о простейших элементах речи - звуках и их обозначениях буквами. Обучающийся грамоте учится переводить звуки речи в буквы, т.е. писать, и воссоздавать по буквам звуки, т.е. читать. Исторически способы О.г. сводятся к четырём основным: буквослагательному способу, слоговому, разновидностям звукового способа и методу целых слов.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 175)

См. также Безбукварный метод

Ч426.131(2)0

ОБУЧЕНИЕ ДИСТАНЦИОННОЕ
см. Дистанционное обучение

ОБУЧЕНИЕ ИНТЕГРИРОВАННОЕ
— совместное обучение детей-инвалидов и детей с незначительными нарушениями и отклонениями в развитии вместе со здоровыми детьми с целью облегчения процесса их социализации и интеграции в обществе последних. О.и. бывает:

КОМБИНИРОВАННЫМ (ученик обучается в классе/группе здоровых детей и получает систематическую помощь учителя-дефектолога),

ЧАСТИЧНЫМ (отдельные дети часть дня проводят в спецгруппах, а часть в обычных),

ВРЕМЕННЫМ (дети, обучающиеся в спецгруппах, и учащиеся обычных классов объединяются для проведения совместных прогулок, праздников, соревнований, отдельных дел),

ПОЛНЫМ (1-2 ребенка с отклонениями в развитиии вливаются в обычные группы детского сада, классы, школы, коррекционную помощь им оказывают родители под контролем специалистов).

(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 96)
Ч421.29

ОБУЧЕНИЕ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОЕ
— обучение, ориентированное на усвоение учащимися общенаучных принципов современного производства, овладение практическими приемами и навыками обращения с техническими средствами производства и орудиями труда и формирование способности ориентироваться в современной технике и технологии, в тенденциях их развития. В советский период все общеобразовательные школы страны были политехническими. В настоящее время О.п. осуществляется в специальных учебных заведениях, готовящих специалистов технических профессий.
(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 96)

См. также Политехническое образование

Ч421.202
Ч458.7

ОБУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМНОЕ
— активное развивающее обучение, основанное на организации поисковой деятельности обучаемых, на выявлении и разрешении ими реальных жизненных или учебных противоречий. Фундаментом О.п. является выдвижение и обоснование проблемы (сложной познавательной задачи, представляющей теоретический или практический интерес). Если проблема заинтересовала обучаемых, то возникает проблемная ситуация. Возможны три уровня проблемности в учебном процессе:
1) проблемное изложение,
2) частично-поисковый,
3) исследовательский уровень.
О.п. разработано С.Л. Рубинштейном, Н.А. Менчинской, А.М. Матюшкиным, М.Н. Скаткиным, М.И.Махмутовым, И.Я. Лернером и др.
(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 96-97)
Ч421.221

ОБУЧЕНИЕ ПРОГРАММИРОВАННОЕ
— один из видов обучения, осуществляемый по заранее составленной обучающей программе, которая реализуется обычно с помощью программированных учебников и обучающих машин. При О.п. материал и деятельность обучаемого расчленяются на порции (дозы) и шаги (этапы обучения); выполнение каждого шага контролируется, переход к усвоению последующей порции материала зависит от качества усвоения предыдущей. Такое построение обучения обеспечивает более глубокое и полное усвоение учащимися материала. О.п. разработано Б.Ф. Скиннером, Н. Краудером (США), отечественными психологами и педагогами - А.И. Бергом, В.П. Беспалько, А.Н. Леонтьевым, П.Я. Гальпериным, Ю.А. Самариным, Т.А. Ильиной и др.
(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 97)
Ч312.311

ОБУЧЕНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЕ
— ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и на их реализацию. В концепции О.р. ребенок рассматривается не как объект обучающих воздействий учителя, а как самоизменяющийся субъект учения.
(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 97)

См. также Развивающее обучение

Ч312.5

ОБУЧЕННОСТЬ
— система знаний, умений и навыков, соответствующая ожидаемому результату обучения. Осн. параметры О. определяются образовательными стандартами (см.Стандарты образовательные).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 175)
— результат обучения (организованного или стихийного), включающий как наличный, имеющийся к сегодняшнему дню запас знаний, так и сложившиеся споособы и приемы их приобретения (умение учиться).
(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 97)

См. также Стандарты образовательные

Ч312.8

ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
— совокупность общезначимых нравственных и культурных ориентировочных знаний, умений и навыков, достаточных для осознанного и продуктивного участия человека в жизни общества. Общеобразовательные знания служат основой научного миропонимания; овладение ими содействует развитию познавательных способностей и возможностей; они являются фундаментом политехнического и профессионального образования. Основы О.о. закладываются в общеобразовательных учреждениях. Оно углубляется и расширяется в процессе изучения общеобразовательных дисциплин в профессиональных и высших учебных заведениях и в ходе самообразования.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 175)
Ч424(2)

См. также Основное общее образование,Среднее образование

ОБЩЕНИЕ
— взаимодействие двух или более людей с целью установления и поддержания межличностных отношений, достижения общего результата совместной деятельности; один из важнейших факторов психического и социального развития ребёнка. Только в контакте со взрослыми людьми возможны усвоение детьми общественноисторического опыта человечества и реализация ими прирождённой возможности стать представителями человеческого рода. Недостаток и ограничение О. замедляют и обедняют развитие ребёнка.

Развитие мотивов О. происходит в тесной связи с осн. потребностями ребёнка: потребности в новых впечатлениях, в активной деятельности, в признании и поддержке. На этом основании выделяются три осн. категории мотивов О. - познавательные, деловые и личностные. Познавательные и деловые мотивы играют служебную роль и опосредуют достижение более далёких, конечных мотивов; личностные мотивы получают в деятельности О. своё конечное удовлетворение. Линии развития разных аспектов О. порождают несколько закономерно сменяющих друг друга этапов, на каждом из которых деятельность О. выступает в качественно своеобразной форме.

В психологии при анализе О. выделяются его разные аспекты: "коммуникация" (обмен информацией), "социальная перцепция" (восприятие и понимание человека человеком), "интеракция" (взаимодействие). Практически О. выступает как совокупность этих компонентов. В педагогическом процессе недопустимо ограничивать О. только одной функцией - информацией. Необ- ходимо использовать весь репертуар О., т.е. реализовывать задачи и обмена информацией, и организации взаимоотношений, и познания личности ребёнка, и оказания воздействия.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 175)

— одна из универсальных форм активности личности (наряду с познанием, трудом, игрой), проявляющаяся в установлении и развитии контактов между людьми, в формировании межличностных отношений.
(Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005. С. 418)

ОБЩЕНИЕ ФАТИЧЕСКОЕ (от лат. fatuus - глупый)
— бессодержательное общение ради самого процесса общения.
(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 98)

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
— это образовательная программа, направленная на решение задач формирования общей культуры личности, ее адаптации к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ. К основным общеобразовательным программам относятся программы дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования и среднего (полного) общего образования.
(Словарь согласованных терминов и определений в области образования государств-участников Содружества Независимых Государств. - М., 2004. С. 62)
Ч421.211

© Российская национальная библиотека, 2006