ЛИНДНЕР (Lindner) ГУСТАВ АДОЛЬФ (1828-1887)
— чешский философ и педагог. Преподавал философию, математику и физику в средних школах. В 1872-82 директор учительского училища в Кутна-Гора, с 1882 первый профессор педагогики Карлова университета (чешское отделение).

Педагогические взгляды Л. сложились на основе учения И.Ф. Гербарта. Позднее под влиянием Ч. Дарвина и Г. Спенсера Л. пытался применить эволюционный подход в педагогических исследованиях. Считал, что воспитание должно проходить в гармонии с моральным и общекультурным развитием общества. Отстаивал идею концентрации учебного материала вокруг наиболее важных и полезных для будущей жизни ученика областей знания. Гл. роль отводил принципу природосообразности воспитания и обучения. Предложил классификацию педагогики, выделив в ней историческую и систематическую части, а в последней - философское и эмпирическое направления. К философскому направлению относил педагогическую антропологию, педагогическую психологию, педагогическую телеологию (учение о целях и задачах воспитания), педагогическую методологию. В эмпирической педагогике рассматривал учения о "неделимом" (внешнем) и "делимом" (школьном) воспитании. Осн. педагогический труд Л. - "Педагогика на основе науки о развитии..." (издан в 1888). Перевёл на немецкий язык "Большую дидактику" Я.А. Коменского.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 375)
Ч33(4Шв)

"Линка-Пресс"
— издательство, ООО, Москва. Развивающая, учебно-методическая (по авторским программам) литература, школьные учебники.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 479)

См. также Издательства РФ

ЛИПЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
— Липецк, ул. Ленина, 42. Социальная работа, профессиональное обучение, социальная педагогика, олигофренопедагогика, логопедия, специальная психология, валеология.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 470)

См. также Педагогические высшие учебные заведения

Ч489.514(2)7

ЛИПЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
— Липецк, ул. Московская, 30. Психология.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 473)

См. также Университеты

Ч489.514(2)7

ЛИСИНА Мая Ивановна (1929-1980)
— психолог, д-р педагогических наук (1974). С 1962 зав. лабораторией психологии детей раннего и дошкольного возраста, с 1976 зав. отделом возрастной психологии НИИ ОПП АПН. Разрабатывала проблемы психологии младенческого возраста, изучала генезис общения у детей. Выделила специфические формы общения ребёнка со взрослым и на этой основе разработала детальную периодизацию возрастного развития. Л. одной из первых провела систематическое изучение мотивов и средств общения ребёнка первых лет жизни. Сформулировала практические рекомендации по воспитанию младенца в семье и в детских учреждениях.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 375)
Ч491.31-11

ЛИСОВСКИЙ Владимир Тимофеевич (р. 1929)
— д-р философских наук (1977), профессор (1980), член-корреспондент РАО (1993; Отделение философии образования и теоретической педагогики), профессор С.-Петербургского государственного университета.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 466)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8Лисовский

ЛИТВАК Римма Алексеевна (р. 1942)
— доктор педагогических наук, профессор, действительный член Академии социального образования, член Ассоциации исследований детского движения, академик Российской академии естественных наук. Начала свою трудовую деятельность в 1959 году старшей вожатой школы. За 30 лет работы в Челябинском государственном педагогическом университете Р.А.Литвак прошла путь от ассистента до доктора педагогических наук, профессора, заведующей кафедры. Руководила научной студенческой лабораторией "Проблемы социализации личности ребенка". В 2002 году при ЧГАКИ открыла Институт культуры детства. Разработала учебный план, авторские учебные программы, программу педагогической практики по специальности "Социальный педагог".
(Литвак Римма Алексеевна: биобиблиографич. указатель. - Челябинск, 2005. С. 6-14)

См. также Социальная педагогика

Ч33(2)7-8Литвак

ЛИТТ (Litt) ТЕОДОР (1880-1962)
— немецкий философ и педагог, один из основоположников "педагогики культуры". Преподавал в гимназиях. Профессор Боннского (1919 и с 1947) и Лейпцигского (1920-37, 1945-47) университетов. Осн. педагогические идеи сформулировал в трудах "Мысли о культуроведческом принципе обучения" (1925), "Руководить или растить?" (1927) и др. Культурологическая ориентация педагогики, по Л., предполагала содержательный анализ как духовной организации отдельной личности, так и состояния культурной общности. В обучении Л. противопоставлял пассивному рациональному познанию предметного мира природы активно-личностный подход. Воспитание определял как личностный перенос идеального содержания от человека к человеку и как "духовное становление" в совместной жизни с людьми. В "педагогике культуры" видел прежде всего "методику мышления", направленную на "высвечивание воспитательного эффекта". Идеи Л. оказали значительное влияние на формирование официальной доктрины воспитания в ФРГ, а также на социально- критическую педагогику и педагогическую антропологию.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 375)
Ч33(4Ф)

ЛИТЦ (Lietz) ГЕРМАН (1868-1919)
— немецкий педагог, сторонник нового воспитания. Изучив опыт организации обучения в "новой школе" С. Редди в Великобритании, основал систему частных сельских воспитательных домов для мальчиков и юношей 8-12 лет (Ильзенбург, 1898), 12-15 лет (Хаубинда, 1901), 15-18 лет (Биберштейн, 1904). Эти интернаты по замыслу Л. должны были воспитывать "духовную элиту". Особо выделял Л. изучение национальной истории, литературы, искусства; широко применялся физический труд. Л. стремился воспитательными средствами создать будущее общество как "великий синтез духа и тела, физического и умственного труда".
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 375-376)
Ч33(4Ф)

ЛИФЕРОВ Анатолий Петрович (р. 1940)
— д-р педагогических наук (1998), профессор (1989), член-корреспондент РАО (1999; Отделение высшего образования), ректор Рязанского государственного педагогического университета им. С.А. Есенина.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 466)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

ЛИХАНОВ Альберт Анатольевич (р. 1935)
— писатель, действительный член РАО (2001; член-корреспондент с 1990; Отделение образования и культуры), председатель Российского детского фонда.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 462)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

ЛИХАЧЁВ Борис Тимофеевич (1929-1998)
— педагог, действительный член РАО (1993; действительный член АПН СССР с 1990). До 1968 преподавал в Вологодском педагогическом институте. В 1968-70 заместитель начальника Отдела педагогической науки МП СССР. В 1970-85 директор НИИ ХВ, с 1985 в НИИ теории и методики воспитания АПН, с 1992 зав. лабораторией экологической культуры личности в Институте развития личности. Под руководством и при участии Л. исследованы проблемы теории и практики эстетического воспитания. Результаты исследования опубликованы в коллективных монографиях "Эстетическое воспитание школьников" (1974), "Эстетическое воспитание в школе. Вопросы системного подхода" (1980), "Система эстетического воспитания школьников" (1983) и др.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 376)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

ЛИХАЧЁВ Дмитрий Сергеевич (1906-1999)
— филолог и историк культуры, общественный деятель, академик РАН (академик АН СССР с 1970), член мн. зарубежных академий. Герой Социалистического Труда (1986). За участие в студенческом религиозно-философском кружке был репрессирован (1928), отправлен в Соловецкий лагерь, а оттуда на строительство Беломорско- Балтийского канала. По возвращении (1932) работал корректором. С 1938 сотрудник Института русской литературы (Пушкинский Дом) в Ленинграде, с 1954 руководил сектором древнерусской литературы. Профессор ЛГУ (1946-53). Председатель правления Рос. международного фонда культуры "Наследие" (с 1986). Гос. премия СССР (1952, 1969), Гос. премия Рос. Федерации (1993).

Осн. труды посвящены изучению истории русской литературы 10-17 вв. Предложенные Л. принципы подхода к литературному материалу (осмысление историко-социального контекста, анализ "стилей эпох" в их соотнесённости с изображением человека и др.) открывают современному читателю возможность воспринять далёкие по времени создания произведения в историко-культурной перспективе. Важную научную и общеобразовательную роль играют труды Л. по изучению "Слова о полку Игореве", раскрывающие его поэтическую суть и художественные особенности (в т.ч. работы, рассчитанные на массового читателя и школьную аудиторию).

В 80-х гг. создал культурологическую концепцию, в русле которой рассматривал проблемы гуманизации жизни людей и соответствующей переориентации воспитательных идеалов, а также всей системы образования как определяющие общественное развитие на современном этапе. Понятие культуры Л. трактовал не только как сумму нравственных ориентиров, знаний и профессиональных навыков, но и как историческую память, как творческую подготовку культуры будущего на основе прошлого и настоящего. С культурой Л. тесно связывал понятие интеллигентности, характерными чертами которой являются стремление к расширению знаний, открытость, служение людям, терпимость, ответственность. Нравственным проблемам (развитию в подрастающем поколении гуманности, интеллигентности, патриотизма) специально посвящены книги Л., обращённые к педагогам и молодёжи: "Земля родная" (1983), "Письма о добром и прекрасном" (1985; 2 изд., 1988).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 376)
Ч33(2)7-8Лихачев

ЛИХУДЫ (братья: Иоанникий (в миру - Иоанн; 1633-1717) и Софроний (в миру - Спиридон; 1652-1730)
— деятели образования в России, педагоги, публицисты и переводчики. Происходили из знатного греческого рода, окончили Падуанский университет. В 1685 Л. по приглашению царя Фёдора Алексеевича и патриарха Иоахима приехали в Москву для организации преподавания в Славяно-греко-латинской академии. Начали свою деятельность в школе при Богоявленском монастыре (с 1687 в составе академии), где преподавали риторику и греческую грамматику. В академии они читали на греческом и латинском языках курс "свободных искусств". В 1686-93 Л. составили учебники грамматики, пиитики, риторики, логики, физики (в аристотелевском духе) и психологии (не преподавалась), в которые включили ряд методических указаний. В основе преподавания лежали принципы схоластической педагогики, но при этом Л. стремились учитывать национальные и возрастные особенности учеников. В академии Л. применяли элементы взаимного обучения; был создан подготовительный класс "словенского книжного писания".

Преподавание латинского языка, физики и философии вызывало раздражение наиболее реакционных церковных кругов, в 1694 Л. были отстранены от работы в академии, в 1698 удалены в монастырь. По выходе из него (1706) Л. продолжали педагогическую деятельность в организованной ими славяно- греческой школе в Новгороде Великом. В 1707 Софроний, а в 1716 Иоанникий вернулись в Москву, преподавали, занимались переводами, писали полемические сочинения против католиков, лютеран, старообрядцев. Создали ряд панегирических произведений, посвящённых крупнейшим событиям Петровской эпохи. Большая часть рукописных учебников Л. хранится в Государственном историческом музее и РГБ.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 376)
Ч33(2)46

ЛИЦЕЙ (от греч. Likeion)
  1. среднее общеобразовательное учебное заведение в ряде стран Западной Европы, Латинской Америки, Африки.
  2. В России до 1917 привилегированное среднее или высшее учебное заведение для детей дворян.
  3. Название некоторых современных средних общеобразовательных и профессиональных учебных заведений в Рос. Федерации (с конца 80-х гг.), работающих по собственным учебным программам.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 133)
Ч424(2)7
Ч474(2)7
Ч424(28)731.6
Ч484(28)713

"Лицей"
— государственное издательство, С.-Петербург. Детская, юношеская, художественная литература.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 479)

См. также Издательства РФ

ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ в образовании
— обязательная процедура государственного признания возможности учебного заведения начать образовательную деятельность по определенным образовательым программам на основании установления соответствия условий осуществления образовательного процесса, предлагаемых лицензируемым учебным заведением, официально установленными требованиями.
(Словарь согласованных терминов и определений в области образования государств-участников Содружества Независимых Государств. - М., 2004. С. 47)

См. также Лицензирование образовательных учреждений, Лицензия

Ч34(2)к

ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ образовательных учреждений
— процедура, включающая проведение экспертизы, принятие решения, оформление и выдачу учреждению профессионального образования лицензии на право ведения образовательной деятельности по зафиксированным в лицензии направлениям (специальностям), уровням профессионального образования, а также дополнительного образования взрослых. Целями Л. являются обеспечение и защита прав граждан Рос. Федерации на получение профессионального образования, создание правовых гарантий для свободного функционирования и развития учреждений профессионального образования различных организационно-правовых форм.

Решение о выдаче лицензии принимается соответствующим органом управления образованием, осуществляющим Л., и оформляется его распорядительным документом на основании заключения экспертной комиссии. Для каждого направления (специальности), уровня подготовки или программы дополнительного образования срок действия лицензии указывается отдельно; в случае реорганизации учреждения (изменения организационно-правовой формы, статуса) его лицензия утрачивает силу. Лицензия может быть изъята у учреждения органом, выдавшим лицензию, в случае нарушения требований и контрольных нормативов, содержащихся в лицензии. Предметом и содержанием экспертизы является установление соответствия условий осуществления образовательного процесса, предлагаемых учреждением профессионального образования, государственным и местным требованиям в части строительных норм и правил, санитарных и гигиенических норм, охраны здоровья обучающихся и работников, оборудования учебных помещений, обеспеченности учебного процесса (материально- технической и финансовой), образовательного ценза педагогических работников и укомплектованности штатов. Л. государственных учреждений, реализующих программы среднего профессионального образования, а также дополнительного образования, осуществляют ведомственные или иные государственные органы управления образованием. Л. муниципальных и негосударственных учреждений осуществляют органы управления образованием субъектов Федерации или по их поручению местные (муниципальные) органы управления образованием. Л. учреждений, реализующих программы высшего и послевузовского образования независимо от ведомственной принадлежности и организационно-правовых форм, государственных институтов повышения квалификации, а также учреждений профессионального образования религиозных организаций всех типов и видов осуществляет Министерство образования РФ. Внесение изменений в лицензию (в т.ч. в части затраты на проведение экспертизы) оплачивается учредителем лицензируемого учреждения. Экспертиза проводится экспертной комиссией, создаваемой по заявлению учредителя учреждения профессионального образования, органом управления образованием, осуществляющим Л.; к заявлению прилагаются документы и материалы согласно установленному перечню.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 133-134)

См. также Аккредитация, Лицензирование в образовании,Лицензия, Частные школы

Ч34(2)к

ЛИЦЕНЗИЯ (разрешение)
— документ, подтверждающий право учебного заведения на ведение образовательной деятельности по отдельным образовательным программам, выдается уполномоченными государственными или региональными органами управления образованием на основании экспертизы.
(Словарь согласованных терминов и определений в области образования государств-участников Содружества Независимых Государств. - М., 2004. С. 48)

См. также Лицензирование

ЛИЧНОСТНЫЙ ПОДХОД (в пед.)
— последовательное отношение педагога к воспитаннику как к личности, как к самосознательному ответственному субъекту собственного развития и как к субъекту воспитательного взаимодействия. Л.п. - базовая ценностная ориентация педагога, определяющая его позицию во взаимодействии с каждым ребёнком и коллективом. Л.п. оказывает помощь воспитаннику в осознании себя личностью, в выявлении, раскрытии его возможностей, становлении самосознания, в осуществлении личностно значимых и общественно приемлемых самоопределения, самореализации и самоутверждения. Своеобразие личности обогащает коллектив и других его членов, если содержание, формы организации жизнедеятельности разнообразны и соответствуют возрастным особенностям и интересам (см.Возрастной подход).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 134)

См. также Возрастной подход

Ч421.204

ЛИЧНОСТЬ
— человек как участник историко-эволюционного процесса, выступающий носителем социальных ролей и обладающий возможностью выбора жизненного пути, в ходе которого он преобразует природу, общество и самого себя. В общественных науках Л. рассматривается как особое качество человека, приобретаемое им в процессе совместной деятельности и общения. В гуманистических философских и психологических концепциях Л. - это ценность, ради которой осуществляется развитие общества. В проблематике Л. традиционно выделяются такие аспекты, как многогранность феноменологии Л.; междисциплинарный статус проблемы Л.; зависимость понимания Л. от образа человека, явно или скрыто существующего в культуре и науке; несовпадение проявлений индивида, Л. и индивидуальности, исследуемых в рамках биогенетического, социогенетического и персогенетического направлений человекознания, и др.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 134)

— человеческий индивид как продукт общественного развития, субъект труда, общения и познания, детерминированный конкретноисторическими условиями жизни общества.
(Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005. С. 416)

ЛИШЕНИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ ПРАВ
— санкция на виновное, неправомерное поведение родителей в отношении своего ребёнка. Законом установлены основания для Л.р.п.: уклонение от выполнения своих родительских прав и обязанностей, в т.ч. злостное уклонение от уплаты алиментов; отказ без уважительных причин взять своего ребёнка из родильного дома, лечебного, воспитательного и другого аналогичного учреждения; злоупотребление своими родительскими правами; жестокое обращение с детьми, в т.ч. осуществление над ними насилия, покушения на их половую неприкосновенность; хронический алкоголизм и наркомания родителей; совершение умышленного преступления против жизни и здоровья своих детей либо супруга. Не может служить основанием для Л.р.п. невыполнение родительских обязанностей вследствие психического расстройства, иного тяжёлого заболевания, по другим, не зависящим от родителей обстоятельствам, например из-за длительной командировки. Л.р.п. - исключительная мера, подлежащая применению, когда другие меры на родителей не оказали должного воздействия. Производится только в судебном порядке. С требованием о Л.р.п. вправе обращаться один из родителей, лица их заменяющие, прокурор, органы или учреждения, на которые возложены обязанности по охране прав несовершеннолетних детей (органы опеки и попечительства, воспитательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и т.д.). Дела о Л.р.п. рассматриваются с обязательным участием прокурора и органа опеки и попечительства. При рассмотрении дела суд одновременно решает вопрос о взыскании алиментов на ребёнка с родителей (одного из них), т.к. Л.р.п. не освобождает от обязанности содержать своего ребёнка. Вопрос о дальнейшем совместном проживании ребёнка и родителей (одного из них), лишённых родительских прав, решается судом. Ребёнок сохраняет право собственности на жилое помещение или право пользования им, а также все имущественные права, в т.ч. право на получение наследства. При Л.р.п. одного из родителей ребёнок остаётся у другого. При невозможности передать ребёнка другому родителю, или в случае, когда родительских прав лишаются оба родителя, ребёнок передаётся на попечение органа опеки и попечительства. Родители, лишённые родительских прав, утрачивают все права, основанные на факте родства с ребёнком, в т.ч. право на получение от него в дальнейшем содержания, а также право на льготы и государственные пособия. Для усыновления ребёнка другими лицами не требуется согласия родителей, которые лишены родительских прав, но такое усыновление допускается не ранее чем по истечении 6 мес со дня вынесения судом решения о Л.р.п. Л.р.п. носит бессрочный характер, но при изменении поведения, образа жизни и (или) отношения к воспитанию ребёнка родители могут обратиться в суд с заявлением о восстановлении их в родительских правах. Эти дела рассматриваются с обязательным участием органа опеки и попечительства и прокуратуры. Одновременно может быть рассмотрено требование о возврате ребёнка родителям (одному из них). Суд вправе с учётом мнения ребёнка отказать родителям (одному из них) в удовлетворении иска о восстановлении в родительских правах, если оно противоречит интересам ребёнка. Не допускается восстановление в родительских правах, если ребёнок усыновлён и решение об усыновлении не отменено, а также, если на восстановление лиц в родительских правах нет согласия ребёнка, достигшего 10 лет.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 134)

См. также Дети, Наследование, Преступность несовершеннолетних, Приемные родители, Родительские права и обязанности, Сиротство, Усыновление, ЮНИСЕФ

ЛОБАЧЕВСКИЙ Николай Иванович (1792-1856)
— математик, создатель неевклидовой геометрии, деятель университетского образования и народного просвещения. По окончании Казанского университета (1811) был оставлен в нём на преподавательской работе. С 1814 адъюнкт, с 1822 ординарный профессор. В 1827 Л. был избран ректором университета и за 19 лет добился его подлинного процветания. Под его руководством был построен комплекс вспомогательных зданий университета; Л. осн. "Учёные записки Казанского университета" (1834) и развил издательскую деятельность.

Основа методико-педагогической теории Л. - постоянное внимание к воспитательным аспектам науки, поиски философских основ научного знания, оптимальных педагогических средств и путей передачи этих знаний. Вопросы, связанные с обучением в школе, наиболее полно и систематизированно рассмотрены им в работе "Наставление учителям математики в гимназиях" (1828; опубликовано в 1832). Большое значение для педагогической практики имела деятельность Л. в области народного образования. Он состоял почти бессменным председателем испытательного комитета для проверки знаний абитуриентов университета, председателем училищного комитета (с 1827), в ведении которого с 1805 находились все школы Казанского округа.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 376)
Ч426.24г(2)

ЛОГВИНОВ Игорь Иосифович (р. 1933)
— д-р педагогических наук (1992), член-корреспондент РАО (1992; Отделение философии образования и теоретической педагогики), гл. научный сотрудник Института теории образования и педагогики РАО.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 466)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

ЛОГИКА (греч. logike, от logikos - построенный на рассуждении)
— наука о способах доказательств и опровержений; дисциплина, изучающая формы и законы правильных, т.е. способных служить расширению знаний, умственных построений. Основателем Л. считается Аристотель. Начиная со 2-й половины 5 в. до н.э. Л. (диалектика) преподавалась в Греции софистами. Гл. содержанием античной и средневековой Л. была теория дедукции. На рубеже 16-17 вв. Ф. Бэкон создал теорию индукции. В Россию понятие "Л." пришло вместе с византийской учёностью. В числе "свободных искусств" Л. преподавалась на греческом и латинском языках в Киево-Могилянской и Славяно-греко-латинской академиях. Автор первого известного на Руси учебника Л. - Софроний Лихуд (см.Лихуды). В 17-18 вв. Л. преподавалась гл.о. как часть риторики или философии. С появлением гимназий и развитием университетского образования Л. вошла в программы как самостоятельная дисциплина. К концу 19 - началу 20 вв. Л. преподавалась в средних светских и духовных учебных заведениях, на всех гуманитарных факультетах университетов. После 1917 преподавание Л. стало постепенно свёртываться; вновь возобновлено в 1946. В конце 80-90-х гг. в Рос. Федерации в связи с ориентацией некоторых типов учебных заведений на классическое образование (гимназии, лицеи) Л. снова входит в круг общеобразовательных дисциплин.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 134)
Ч486.62

ЛОГОПЕДИЯ (от греч. logos - слово, речь и paideia - воспитание, обучение)
— наука о нарушениях речи, их преодолении и предупреждении средствами коррекционного обучения и воспитания; один из разделов коррекционной педагогики. Подразделяется на дошкольную Л., школьную Л. и Л. взрослых. Л. исследует структуру нарушений речи и их влияние на психическое развитие ребёнка; разрабатывает методы педагогической (логопедической) диагностики и устранения этих нарушений; организует логопедическую помощь в системе образования и здравоохранения; предупреждает, выявляет и устраняет (компенсирует) нарушения речи путём специально организованного логопедического воздействия. Воздействие включает развитие сенсорных функций, речевой моторики, рече-мыслительной деятельности, процессов внимания, памяти; нормализацию речевого общения, регуляцию социальных отношений. Методы логопедического воздействия дифференцируются в зависимости от формы и глубины нарушений, времени их наступления, наличия отклонений психического развития; условий коррекционно-образовательного процесса (детский сад, школа, санаторий и т.п.).

Логопедическую помощь оказывают специальные (коррекционные) образовательные учреждения и психолого-педагогические службы системы образования и здравоохранения.

Научно-исследовательская работа в области Л. осуществляется в Институте коррекционной педагогики РАО, подготовка педагогических кадров - на дефектологических факультетах педагогических вузов.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 134-135)

См. также Дислексия, Заикание, Коррекционно-развивающее обучение, Речь, Ринолалия

Ч437

"Логос"
— издательская корпорация, ОАО, Москва. Учебная литература для университетов и академий.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 479)

См. также Издательства РФ

ЛОЖЬ
— сознательное искажение действительности, уклонение от истины. В устойчивых формах, когда Л. является не случайным поступком, а систематической тенденцией, привычной формой поведения в соответствующей ситуации, она выступает как черта характера. Однако не все случаи искажения детьми истины считаются Л. В частности, не является Л. в полном смысле слова попытка скрыть правду в благовидных целях.

Наиболее частые мотивы детской Л.:

  1. страх наказания;
  2. пустая хвастливость и болтливость ребёнка, желание привлечь внимание сверстников или взрослых, вызвать удивление;
  3. желание "выручить" товарища.

Осн. причины Л. коренятся в неправильном воспитании. Обычно Л. является следствием суровой, грубой, деспотичной системы воспитания, осн. на устрашении, подавлении, применении физических мер воздействия или унижающих ребёнка наказаний. Большой вред приносит дурной пример старших и особенно родителей (например, "невинная" Л. по телефону, лицемерие в отношении неугодных гостей и т.д.).

Осн. средство борьбы с Л. - воспитание, построенное на основе правдивости и мужества. Если Л. становится чертой характера, борьба с ней требует большой настойчивости. Важно добиться того, чтобы дети твёрдо знали и чувствовали, что Л. отягощает проступок и увеличивает степень вины.

От Л. как преднамеренного искажения истины следует отличать свойственное ребёнку фантазирование, непреднамеренное принятие вымысла за действительность (см.Воображение).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 135)

См. также Воображение

ЛОЗАНОВ Георги Кирилов (р. 1926)
— болгарский психотерапевт и педагог, д-р медицинских наук (1971). Основатель и директор НИИ суггестологии МНП (1966-85, София). С 1985 директор центра "Суггестология и развитие личности" Софийского университета. Л. разработал концепцию о внушении - суггестологию (см.Суггестия), определив её как науку об освобождении скрытых возможностей человека. Ряд положений психотерапии и психогигиены обучения легли в основу суггестопедии - практического применения суггестологии в учебно-воспитательном процессе, которое характеризуется раскрытием резервов памяти, повышением интеллектуальной и творческой активности обучаемого. Во мн. странах используется его методика обучения взрослых и детей иностранным языкам и другим предметам.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 376)

См. также Суггестия

Ч33(4Бл)

ЛОКК (Locke) ДЖОН (1632-1704)
— английский философ, политический мыслитель и педагог. С 1668 член Лондонского королевского общества. В осн. философском труде ("Опыт о человеческом разуме", 1690; рус. пер. 1898) Л. разработал эмпирическую теорию познания, исходным пунктом которой является принципиальный отказ от концепции существования врождённых идей и обоснование опытного происхождения человеческого знания. Педагогическая система Л., изложенная в трактатах "Некоторые мысли о воспитании" (1693), "О пользовании разумом" (издано в 1706) и других, ориентирована на воспитание "делового человека", "джентльмена" и органически сочетает в себе три аспекта - физическое воспитание, воспитание души (или нравственное воспитание) и образование. Основу нравственного воспитания видел в выработке правильного представления о добродетели. Задачам нравственного воспитания подчинена и образовательная программа Л., цель которой заключается в развитии у учащихся способностей к самостоятельным суждениям и умозаключениям, а также сообщение начальных сведений по различным дисциплинам, что позволило бы им со временем более основательно заняться любой областью знаний по собственному выбору. Разрабатывая методы воспитания и образования, Л. подчёркивал необходимость постепенного и последовательного формирования у воспитанника устойчивых положительных привычек, отводя при этом решающую роль примеру самого наставника и других людей. Отвергая схоластическую систему образования, Л. стремился придать обучению практический характер. Помимо чтения и письма на родном языке он считал необходимым для джентльмена изучение французского языка и латыни, а также арифметики, географии, хронологии, истории, геометрии, астрономии, законоведения, натурфилософии. Наряду со светским воспитанием (танцы, верховая езда) воспитанник должен усвоить несколько ремёсел. В "Записке о рабочих школах" (1696) Л. предлагал создать для детей из бедных семей сеть приютов, где бы они обучались ремеслу.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 376-377)
Ч33(4Вл)

ЛОКТЕВ Владимир Сергеевич (1911-1968)
— хоровой дирижёр, педагог, композитор. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1954), профессор (1967). Окончил Московскую консерваторию (1942). С 1941 организатор и художественный руководитель Ансамбля песни и пляски (с 1968 имени Л.) Московского городского дворца пионеров. С 1948 Л. преподавал в Музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных. Автор музыки св. 50 песен, а также многочисленных обработок песен для детского хора.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 377)
Ч486.64г(2)

ЛОКУС КОНТРОЛЯ
— склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам, обстоятельствам (экстернальный Л.к.) либо собственным способностям и усилиям (интернальный Л.к.). Понятие предложено амер. психологом Д. Роттером.
(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 75)

"Локус"
— книжный дом, ООО, Москва. Научно-популярная, учебная литература, школьные учебники и др.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 479)

См. также Издательства РФ

ЛОКШИН Даниил Львович (1907-1966)
— музыковед, хоровой дирижёр, д-р искусствоведения (1962). Ученик В.Н. Шацкой. В 1928-40 учитель пения, руководитель хора Дома пионеров, в 1949-61 в НИИ ХВ, одновременно в 1950 преподавал в Музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных (с 1965 профессор). Внёс большой вклад в эстетическое развитие школьников. Его работа с мальчиками-подростками мутационного возраста основана на тонком понимании психологии детей и вокальных возможностях формирующегося голоса. Л. - один из основоположников исторических исследований в области хоровой педагогики ("Хоровое пение в русской дореволюционной и советской школе", 1957; "Замечательные русские хоры и их дирижёры", 1963).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 377)
Ч426.67г(2)

ЛОМОВ Борис Фёдорович (1927-1989)
— психолог, член-корреспондент АПН СССР (1965) и АН СССР (1976), д-р педагогических наук (1963), профессор (1964). Ученик Б.Г. Ананьева. В 1959 осн. в ЛГУ первую в СССР лабораторию инженерной психологии; с 1966 первый декан факультета психологии ЛГУ. Организатор и директор Института психологии АН СССР (1971). Основатель и гл. редактор "Психологического журнала" (1980- 1987), президент Общества психологов СССР (1968-83), член Исполкома Международного союза психологических наук (с 1972). Ранние экспериментальные исследования Л. посвящены вопросам воображения, формирования пространственных представлений и др. С середины 50-х гг. в центре научных интересов Л. проблемы отношений "человек - техника". Работы Л. в этой области заложили основы отечественной инженерной психологии. В сфере методологии науки исследовал категориальный аппарат психологии, сформулировал принципы системного подхода к анализу психических явлений. Разработал новый подход к проблеме общения, рассматривая взаимосвязь общения и познания, общения и деятельности. Автор св. 300 работ по общей, инженерной, авиационной, космической и педагогической психологии.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 377)
Ч33(2)7-8

ЛОМОНОСОВ Михаил Васильевич (1711-1765)
— первый русский учёный-естествоиспытатель, поэт, филолог, художник, историк, просветитель. Родился в семье помора. В 19 лет ушёл учиться (с 1731 в Славяно-греко-латинской академии в Москве, с 1735 в Академическом университете в С.-Петербурге, в 1736-41 в Германии). С 1742 адъюнкт, с 1745 академик Петербургской АН. Открытия Л. обогатили мн. отрасли знания. Развивал атомно-молекулярные представления о строении вещества, сформулировал принцип сохранения материи и движения; заложил основы физической химии. Выдвинул учение о цвете. Создал ряд оптических приборов. Описал строение Земли, объяснил происхождение мн. полезных ископаемых и т.д. Автор трудов по русской истории.
Крупнейший русский поэт-просветитель 18 в.; один из основоположников силлабо-тонического стихосложения и пр. В 1748 осн. при АН первую в России химическую лабораторию. По инициативе Л. основан Московский университет (1755). Преподавание в нём началось на основе трудов Л. по естествознанию, русской грамматике, риторике, поэтике. Л. разработал "Штаты и регламенты" для университета и университетских гимназий. Основой обучения Л. считал родной язык. В академической гимназии Л. учредил особые классы по изучению русского языка. Изданная в 1748 "Риторика" Л. была первой в России хрестоматией мировой литературы, включавшей также лучшие произведения отечественной словесности.
На основе "Риторики" написаны учебники по русскому красноречию. Перу Л. принадлежит первый научный труд по грамматике русского языка - "Российская грамматика" (1755, опубликована в 1757; выдержала 11 изданий, переведена на мн. языки). Л. добивался перевода на русский язык мн. учебных пособий.
Одной из существенных частей образования, дающей "младым - старых разум", Л. считал историю, патриотические задачи которой сформулировал в "Посвящении к "Истории Российской" В.Н. Татищева" (1749). Л. издал "Краткий российский летописец с родословием" (1760) и "Древнюю российскую историю от начала российского народа до кончины великого князя Ярослава Первого, или до 1054 года" (ч. 1-2, 1766), в которой выступил с критикой норманнской теории, утверждая самобытное происхождение русской культуры и государственности.
Просветительская деятельность Л. не ограничивалась рамками АН. Он предложил проект создания в С.-Петербурге отдельного университета, не входящего в АН, выдвинул идею открытия университета в Киеве, участвовал в создании АХ в Петербурге, обосновал необходимость учреждения гимназий в губернских городах.
Однако гл. роль в осуществлении просветительских замыслов Л. отводил АН. Важнейшим направлением её деятельности считал создание условий для воспитания отечественных учёных.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 377)
Ч33(2)464

ЛОНГИТЮДНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ (от англ. longitude - долгота)
— длительное и систематическое наблюдение в ходе учебно-воспитательного процесса одних и тех же педагогических явлений, позволяющее их глубоко изучить и проанализировать и на основе этого сделать определенные выводы.
(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 76)
Ч313

ЛОСЕВ Алексей Фёдорович (1893-1988)
— философ и филолог-классик, д-р филологических наук (1943), профессор (1923). По окончании Московского университета вёл в нём научную работу. Участвовал в деятельности философских обществ в 10-х - начале 20-х гг. Преподавал в разных вузах. Действительный член Государственной академии художественных наук (1923-30), Государственного института музыкальной науки (1921-31). В 1930 был арестован и отбывал заключение в лагерях, затем в ссылке; после снятия судимости и восстановления в гражданских правах (1933) вернулся к научной работе. С 1944 профессор МГПИ им. В.И. Ленина. В монографиях (1927-30) "Античный космос и современная наука", "Музыка как предмет логики" и других сформулировал оригинальную философскую систему, связанную с идеями Платона и неоплатоников, с философией цельного знания В.С. Соловьёва, П.А. Флоренского, символизмом Вяч. Иванова. Разрабатывая осн. категории своей философии (символ, миф, личность, имя), Л. занимался специальными исследованиями в области истории философии, эстетики, логики, мифологии, музыки, математики. Л. придавал принципиальное значение просветительской деятельности. Он принимал участие в составлении учебников и учебных пособий ("Греческая трагедия", 1958; "Введение в общую теорию языковых моделей", 1968, и др.), писал научно-популярные книги. История педагогики входила как отдельная тема в специальные исследования Л. С 1982 в журнале "Студенческий меридиан" регулярно печатались статьи Л., ориентированные на юного читателя, которые впоследствии были собраны в книге "Дерзание духа" (1988).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 377-378)
Ч486.58г(2)

ЛОТМАН Юрий Михайлович (1922-1993)
— филолог и культуролог, д-р филологических наук (1962), действительный член АН Эстонии (1990), член многих зарубежных академий. С 1963 профессор Тартуского университета. Автор трудов в области структурной поэтики, семиотики и истории русской литературы. Представление о единстве научного и этического подходов в сфере культурной деятельности, стремящейся к открытому поиску истины - существенная часть культурологической концепции Л., придающая ей особое просветительское значение. Автор пособий для средней школы, ориентированных на формирование у учащихся культуры мысли и эмоций, эстетической интуиции, способности к восприятию искусства в его идейно-художественной целостности. С 80-х гг. выступал с телевизионным циклом "Беседы о русской культуре".
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 378)
(Ланин Б.А. Литературное образование в XIX - начале XXI века. - М., 2005. С. 67-72)
Ч486.21г(2)

ЛОУРАЙС, Лаурайс (Lauwerys) ДЖОЗЕФ АЛБЕРТ (1902-1981)
— английский педагог, специалист в области сравнительной педагогики. С 1932 преподавал в Институте педагогики Лондонского университета (в 1946-70 первый профессор сравнительной педагогики), в 1970-76 директор Атлантического института педагогики в Галифаксе (Канада). С 1945 сотрудничал с ЮНЕСКО, в 1948-70 гл. редактор "Международного ежегодника по вопросам педагогики", один из организаторов "странствующих" семинаров по изучению систем образования в различных странах. Основатель и президент Европейского общества сравнительной педагогики (1961-70).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 378)
Ч33(4Вл)

ЛУБОВСКИЙ Владимир Иванович (р. 1923)
— д-р психологических наук (1976), профессор (1978), действительный член РАО (1989; Отделение психологии и возрастной физиологии), гл. специалист Городского учебно-методического центра "Детство".
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 462)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

ЛУКАНКИН Геннадий Лаврович (р. 1937)
— д-р педагогических наук (1990), профессор (1992), член-корреспондент РАО (1999; Отделение общего среднего образования), проректор МПУ.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 466)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

ЛУКИН Геннадий Иванович (р. 1937)
— д-р экономических наук (1987), профессор, член-корреспондент РАО (1993; Отделение базового профессионального образования), научный руководитель лаборатории С.-Петербургского государственного университета экономики и финансов.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 466)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

ЛУНАЧАРСКИЙ Анатолий Васильевич (1875-1933)
— советский государственный деятель, писатель и критик, искусствовед, академик АН СССР (1930). В 1917 избран в состав Петроградской думы, ведал вопросами народного образования. При участии Л. началось обсуждение и подготовка школьной реформы. После Октябрьской революции нарком просвещения РСФСР (1917- 1929). С 1929 председатель Учёного комитета при ЦИК СССР. В 1933 назначен полпредом в Испанию. Вместе с Н.К. Крупской, М.Н. Покровским и другими разрабатывал важнейшие теоретические проблемы народного образования, общую стратегию советской школы. Л. опирался на "философию трудовой школы" - концепцию, охватывающую весь комплекс проблем созидания новой культуры. Однако идея формирования в недалёком будущем "нового человека" по своей сути была утопичной и сделала практически невозможной реализацию выдвинутых образовательных проектов. Школа, по Л., - инструмент, с помощью которого общество по собственному образу и подобию производит "согражданина". Л. полагал, что дореволюционная школа в России полностью себя изжила и выдвигал в качестве первоочередных задач проведение "внешних" (буржуазных) реформ. Выступал за использование и развитие прогрессивного опыта (в первую очередь американского и швейцарского) в России. Л. - один из авторов первых директив советской власти по организации народного образования, провозгласивших курс на ликвидацию неграмотности и создание единой светской общедоступной школы. Одним из направлений деятельности Л. на посту наркома стала политехнизация образования, которая понималась им как триединая программа. Предусматривалось изучение истории культуры как поступательного освоения природы человеком, что обусловило введение комплексных программ, ориентированных на тесную связь с жизнью, реальным трудом. Обучение предполагало приобщение детей и подростков к общественно полезному труду. Сельская школа должна была стать аграрно-просветительным органом для детей и взрослых. При введении начального и среднего профессионального образования в 1919, интенсивном развитии школ крестьянской молодёжи и ФЗУ после 1921 Л. считал необходимым сохранение некоторой обязательной базовой общеобразовательной подготовки, которая в дальнейшем будет постоянно расширяться и углубляться. Он отстаивал возможность различных вариантов школ, дифференциации и индивидуализации обучения. С развёртыванием НЭПа Л. связывал организацию опытно-показательных учебных заведений (см.Опытно-показательные учреждения Наркомпроса). В качестве непременного условия реализации образовательной программы Л. выдвигал продуманную воспитательную политику государства, которое, по его мнению, может быть "культурным", только если оно является "глубоко педагогическим". Решающую роль в осуществлении этой политики отводил школьному учителю. Однако демократическая программа политехнической школы, значительно опережавшая реальные возможности формирующейся системы народного образования, идейно-нравственные убеждения Л. вступили в противоречие с утвердившимися в конце 20-х гг. авторитарно-бюрократическим режимом и "сталинской моралью". Выступления Л. и Крупской против отмирания школы теории, против исключения детей "лишенцев" из учебных заведений и по мн. другим вопросам обусловили снижение их политической роли. В результате Л. был вынужден подать в отставку.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 378)
Ч33(2)7-217

ЛУПАН СЕСИЛЬ (?)
— француженка, известный родитель-педагог.
(Уроки Домана. - СПб., 2005. С. 9)

См. также Доман Г.

Ч33(4Фр)

ЛУРИЯ Александр Романович (1902-1977)
— психолог, действительный член АПН РСФСР (1947) и АПН СССР (1967), д-р педагогических (1937) и медицинских (1943) наук. Вёл научную и преподавательскую работу в Казани, Москве и Харькове. С 1945 профессор МГУ (с 1966 зав. кафедрой нейро- и патопсихологии факультета психологии). Следуя идеям Л.С. Выготского, разрабатывал культурно-историческую концепцию развития психики, участвовал в создании теории деятельности. На этой основе Л. развивал идею системного строения высших психических функций. В области дефектологии Л. развивал объективные методы исследования детей с нарушениями в развитии. Результаты его исследований послужили основанием для классификации детей с различными формами умственной отсталости, имеющей важное значение для педагогической и медицинской практики. Л. - создатель нового психологического направления - нейропсихологии, ныне выделившегося в специальную отрасль психологической науки. Автор ряда научно-популярных книг и учебных пособий по психологии.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 378)
Ч435.3

ЛЫСЕНКОВА Софья Николаевна (р. 1924)
— педагог-новатор, народный учитель СССР (1990). С 1946 работала учителем начальных классов в школах Москвы. Разработала методику перспективного обучения учащихся начальных классов с использованием опорных схем при комментированном управлении учебным процессом. Использовала алгоритмизацию учебного материала в виде опорных сигналов. Предложенный Л. приём "комментированного управления" заключается в том, что деятельностью класса на уроке руководит не только учитель, но и ученики, комментируя вслух выполнение задания и ведя за собой остальных учащихся, тем самым задавая уроку общий темп. Важнейший элемент методики Л. - опережающее обучение, которое состоит в предварительном пробном изучении наиболее трудного материала (знакомство с понятиями будущей темы, их уточнение и пр.) задолго до его прохождения по программе.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 378)

См. также Педагогика сотрудничества

Ч33(2)7-8

ЛЬВОВ Константин Иванович (1895-1950)
— педагог, член-корреспондент АПН РСФСР (1950), профессор (1934), д-р педагогических наук (1947). Вёл научно-педагогическую деятельность во 2-м МГУ, Институте методов внешкольной работы, МГПИ, НИИ педагогического образования (в 1946-49 заместитель директора), НИИ теории и истории педагогики и др. Разрабатывал педагоги- ческие основы и принципы внешкольной, внеклассной и клубной работы, предложил типологию кубов (летние и зимние площадки, клубы-примитивы, школьные клубы и др.). Подготовил иллюстрированные методические пособия по внешкольной работе. С конца 20-х гг. исследовал проблемы женского образования в национальных школах, в 1928-37 осуществил 13 педагогических экспедиций в Среднюю Азию и на Кавказ, обследовав 120 национальных школ. Создал комплексную программу всеобщего обучения девочек (раздельное обучение, организация школ-интернатов, внеклассная работа с учётом местных условий, привлечение общественности, педагогических вузов и пр.). Выводы Л. способствовали введению во 2-й половине 40-х гг. в советской школе раздельного обучения. Труды по дидактике и педагогике.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 378-379)
Ч33(2)7-8

ЛЬВОВ Михаил Ростиславович (р. 1927)
— д-р педагогических наук и профессор (1976), член-корреспондент РАО (1978; Отделение общего среднего образования), профессор МПГУ.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 466)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

ЛЮБОВЬ
— высшее чувство, проявляющееся в глубокой эмоциональной привязанности личности к другому лицу или персонализированному объекту. Л. как интимное глубокое чувство может быть устремлена на другую личность, человеческую общность или идею (Л. к детям, родителям, Родине, жизни и т.п.). Самая яркая форма Л. - индивидуальная половая Л.
Л. самозаконна, свободна. Отсюда проистекает её трагичность, порождённая конфликтом "абсолютности" господствующих нравственных требований и их относительность в рамках Л.
Познание Л. в истории культуры (Платон, Августин, Л. Фейербах, Гегель, Ш. Фурье и др.) осуществлялось не только как проникновение в её сущность и обоснование открываемой в ней ценности реального человека, но и как возведение в ранг абсолютной ценности самой Л. В христианстве Л. рассматривается как новый божественный завет, принцип, превосходящий все остальные особенности человека. Л. - свободное проявление человеческой сущности, она не может быть предписана или принудительно преодолена. В Л. проявляется стремление человека к целостности и обретению мира во всём его богатстве.
Психология и другие науки о человеке рассматривают Л. аналитически, выделяя отдельные элементы любовных чувств. Слово "Л." обозначает при этом два разных, хотя и взаимосвязанных явления: переживаемое субъектом аффективное состояние (чувство, влечение) и основанное на нём межличностное отношение. Человеческая Л. - не столько биологический, сколько социокультурный феномен, результат исторического развития человека.
Уже у животных выбор сексуального партнёра предполагает определённые индивидуальные предпочтения. У человека это дополняется системой социальных запретов и предписаний, которые ставят отношения между полами в зависимость от ряда этических и эстетических критериев. Любое философское или житейское определение Л. предполагает специфическое противопоставление её другим чувствам и отношениям.
Оппозиция "любовь - вожделение" описывает взаимосвязь духовного и чувственно-телесного начал; оппозиция "любовь - увлечение" противопоставляет глубокое и длительное чувство поверхностному и кратковременному и т.п. Фактически же отличить Л. от увлечения можно лишь в результате проверки временем.
Современная социальная психология (Д. Ли) различает несколько разных стилей или "цветов" Л.: эрос - бурная, исключительная Л.-страсть; людус - гедонистическая Л.-игра; сторге - спокойная, надёжная Л.-дружба; прагма - рассудочная, поддающаяся сознательному самоконтролю Л. по расчёту; мания - иррациональная Л.-одержимость, полная зависимость от объекта влечения; агапе - бескорыстная Л.-самоотдача. Эти модели могут совмещаться в одном лице, будучи направлены на разных партнёров.
Для педагогики наибольшее практическое значение имеют возрастные параметры Л. Хотя сексуальная жизнь человека и его любовные переживания (возраст первых увлечений, их сила и эротическая окрашенность, степень влюбчивости и т.д.) имеют свои психофизиологические основы, они в гораздо большей степени зависят от коммуникативных свойств личности. Сама потребность в Л. у разных людей неоднозначна как по силе, так и по содержанию. Одни ищут в любимом своё подобие, другие - дополнение. Взаимные ожидания и роли партнёров существенно меняются с возрастом и на разных стадиях взаимоотношений.
Первые детские влюблённости, наблюдающиеся уже у дошкольников, обычно лишены эротической окраски и не знают половозрастных ограничений. По мере полового созревания и под влиянием окружающей среды практически все межличностные отношения и привязанности детей эротизируются, резко активизируется интерес к представителям противоположного пола. Юношеская мечта о Л. выражает прежде всего потребность в душевной близости, понимании, эмоциональном тепле; сексуальные мотивы в ней почти не выражены.
У подростков и юношей иногда возникает Л. или сексуальное влечение к лицам собственного пола. У родителей и учителей это обычно вызывает панику и гнев, что крайне осложняет и без того мучительные переживания таких подростков. К этому явлению нужно относиться спокойно и с пониманием. У большинства подростков такие увлечения с возрастом проходят. Для тех же, у кого они остаются навсегда, - это зачастую единственно возможный вид Л. Преследовать её жестоко и бесполезно. В этом случае родителям необходимо понять и поддержать своих детей.
В юности Л. усложняется, приобретает взрослый характер и нередко перерастает в интимную близость. Возможность ранних половых связей, беременности, заражения венерическими заболеваниями и т.д. вызывают озабоченность учителей и родителей и враждебно-настороженное отношение к юношеской Л. Такое отношение часто приводит к противоположным результатам. Юношеские чувства требуют бережного и тактичного отношения. Необходимы подлинно нравственное воспитание и подготовка школьников к браку, включающие в качестве необходимого элемента сексуальное научное просвещение. Нужно апеллировать не к сомнительным доводам ("смотри, не повреди своему здоровью!"), а к взрослому чувству моральной и социальной ответственности, помогая юноше взвешивать серьёзность собственных чувств и меру своей социальной зрелости, трудности раннего материнства, специфические проблемы ранних браков.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 135-136)

См. также Половое воспитание, Половое просвещение

ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ
— склонность к приобретению новых знаний, пытливость.
(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 76)
Ч421.352.19

ЛЮБОПЫТСТВО
— ситуативный интерес к чему-либо.
(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 76)

ЛЮТЕР (Luther) МАРТИН (1483-1546)
— глава бюргерской Реформации в Германии, основатель немецкого протестантизма (лютеранства). С 1508 читал лекции в Виттенбергском университете (с 1512 доктор богословия). Провозгласил единственным источником религиозной истины подлинное Священное Писание. Настаивал на организации начального обучения, доступного всем детям. Осн. его задачей считал религиозное воспитание. Требовал обучать в школах и девочек - будущих воспитательниц своих детей. Предлагал также создание школ повышенного типа (т.н. латинских). Автор большого и малого катехизисов (1529), осн. книг для чтения в народных школах протестантских германских государств, а также сборников псалмов (оригинальных и переведённых).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 379)
Ч33(4Ф)

ЛЯН ЦИЧАО (1873-1929)
— китайский политический деятель, историк, педагог, журналист. Один из руководителей реформаторского движения в Китае в конце 19 в. В книге "Рассуждения о политике в области образования" (1902) дал общий проект организации в стране целостной системы образования, каждая ступень которой решала бы свои воспитательные задачи в соответствии с возрастными особенностями учащихся. Впервые в китайской педагогике охарактеризовал эти особенности с учётом данных европейской и американской науки.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 379)
Ч33(5Кит)

© Российская национальная библиотека, 2006