БЕСПРИСТРАСТНОСТЬ
— характеристика решений и действий, принимаемых и совершаемых исключительно на основе принципов, нелицеприятно, независимо от предпочтений и интересов, которые удовлетворяются или ущемляются. Нормативными инструментами Б. являются золотое правило нравственности, благодаря которому обеспечивается потенциальная обратимость, или взаимность решений и действий, и принцип универсализуемости моральных суждений, в частности, как он сформулирован в первой формуле категорического императива: "...поступай только согласно той максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом" (Кант И., Соч., т. 4, т. 1, М., 1965, с. 260). Б. проявляется в последовательности при принятии решений и совершении действий, что выражается в одинаковых решениях и действиях по отношению к разным лицам в одинаковых обстоятельствах. Хотя в моральном плане Б. рассматривается как положительное качество, она сама по себе ещё не является добродетелью, поскольку не гарантирует правильных решений и действий. Поэтому ошибочно приравнивать Б. к справедливости и честности, которые представляют собой добродетели. Тем не менее, Б. как действительная характеристика решений и действий является одним из необходимых условий соблюдения моральных требований.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 24)

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
— совокупность психических процессов, не представленных в сознании субъекта. В ряде психологических теорий Б. рассматривается как особая сфера психического, качественно отличная от сознания. Б. - одно из центральных понятий в психоанализе З. Фрейда и других течениях глубинной психологии. В "аналитической психологии" К.Г. Юнга наряду с личным Б. выделяется коллективное Б. Бессознательным оказывается всё то, что не становится предметом особых действий по осознанию. Экспериментальная разработка понятия "Б." была начата Фрейдом, показавшим, что мн. человеческие действия, в реализации которых человек не отдаёт себе отчёт, имеют осмысленный характер и не могут быть объяснены за счёт инстинктов. Им было рассмотрено, как та или иная мотивация проявляется в сновидениях, невротических симптомах, в творчестве. В дальнейшем понятие Б. было существенно расширено. Выделяется несколько осн. классов проявлений Б.:
  1. неосознаваемые мотивы, истинный смысл которых не осознаётся в силу их социальной неприемлемости или противоречия с другими мотивами;
  2. поведенческие автоматизмы и стереотипы, действующие в привычной ситуации, осознание которых излишне в силу их отработанности;
  3. подпороговое восприятие, которое в силу большого объёма информации не осознаётся.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 24)

БЕСТУЖЕВ Александр Федосеевич (1761-1810)
— просветитель, педагог. Свои педагогические взгляды изложил в трактате "О воспитании военном относительно благородного юношества", который опубликовал в "Санкт-Петербургском журнале" (издавал журнал в 1798 совместно с И.П. Пниным). Разработал основы 2-годичного курса морали, предполагавшего формирование представлений о гражданских и семейных обязанностях, нравственном воспитании.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 339)
Ч33(2)472-042

БЕСТУЖЕВ-ЛАДА Игорь Васильевич (р. 1927)
— д-р исторических наук (1963), профессор (1979), действительный член РАО (1992; Отделение образования и культуры; с 1993 академик-секретарь).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 460)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

БЕСТУЖЕВСКИЕ КУРСЫ
— Петербургские высшие женские курсы, первый женский университет в России. Основаны по инициативе кружка передовой интеллигенции во главе с А.Н. Бекетовым. Открыты в 1878 как независимое учебное заведение. Состояли из 3 отделений: историко-филологического, физико-математического и специального математического (естественного). Официальный учредитель и первый директор (1878-82) - профессор истории К.Н. Бестужев-Рюмин (по имени которого курсы и получили неофициальное название). Педагогический совет возглавлял Бекетов. Срок обучения 3 г., с 1881 - 4 г. Принимались женщины со средним образованием, не моложе 21 года. Обучение платное. В 1886-89 по распоряжению министра народного просвещения И.Д. Делянова приём на курсы был временно прекращён. При новом наборе (1889) было закрыто естественное отделение, курсы лишены автономии, повышена плата за обучение, введены другие ограничения. В 1906 права Б.к. были восстановлены, введена предметная система обучения, основанная на свободном выборе научной дисциплины и порядка их изучения; открыт юридический факультет. Выпускницы получали право (законы 1901 и 1906) преподавать во всех классах женских средних учебных заведений и в четырёх младших классах мужской средней школы. С 1911 "бестужевки" могли сдавать государственные экзамены в университете, получая соответствующие права. В 1918 Б.к. реорганизованы в Третий петроградский университет, который в 1919 вошёл в состав Петроградского университета.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 23)
Ч484(28)716.1

БЕХТЕРЕВ Владимир Михайлович (1857-1927)
— невропатолог, психиатр, физиолог, психолог. Осн. первые в России лабораторию экспериментальной психологии при клинике Казанского университета (1885) и Психоневрологический институт в С.-Петербурге (1908), ставший первым в мире научным центром по комплексному изучению человека. Разработал теорию поведения. Свою систему психологических воззрений Б. называл объективной психологией (с 1904), психорефлексологией (с 1910), рефлексологией (с 1917). По сути, рефлексология стала преемницей объективной психологии. Педагогические взгляды Б. основывались на экспериментальном изучении рефлекторной деятельности ребёнка, преимущественно раннего возраста (до 3-4 лет).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 339)
Ч486.63г(2)

БЕЦКОЙ Иван Иванович (1704-1795)
— государственный и общественный деятель. Учился в Копенгагене в кадетском корпусе. В 40-х гг. служил в С.-Петербурге в Коллегии иностранных дел, в 1747 вышел в отставку и до 1762 жил гл.о. за границей. В 1764-94 президент АХ в С.-Петербурге. В 1763 представил имп. Екатерине II план школьной реформы - "Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества" (утверждён в 1764). Б. надеялся воспитать "новую породу людей", гуманных, справедливых и невосприимчивых к "вредному" влиянию общества. Создал (60-е - начало 70-х гг.) систему закрытых сословных учебно- воспитательных учреждений для детей от 5-6 до 18-20 лет, в т.ч. воспитательные дома в Москве и С.-Петербурге, Смольный институт.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 339)
Ч33(2)464-2

БЁЙТЕНДЕЙК (Buytendijk) ФФРЕДЕРИК ЯКОБ ЙОХАННЕС (1887-1974)
— голландский биолог и психолог, профессор университетов в Амстердаме (с 1919), Гронингене (с 1925), Утрехте (с 1946). Применил в психологии принципы экзистенциализма. Вёл исследования в различных областях психологии, в т.ч. психологии женщин, теории выразительных движений. Разработал теорию игры (противопоставив её теории К. Гроса) на основе концепции З. Фрейда о врождённых влечениях. Наиболее известны труды по поведению животных.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 339)
Ч33(4Н)

БЁРК (Burk) ФРЕДЕРИК ЛИСТЕР (1862-1924)
— американский педагог, журналист. Президент нормальных школ г. Сан-Франциско (1899-1924). Разработал оригинальную систему индивидуального обучения на основе учебных пособий для самостоятельной работы, позволяющих усваивать учебный материал в собственном темпе, контролировать достижения каждого ученика и делающих возможным индивидуальный перевод учащихся из класса в класс. Система Б. получила известность и оказала влияние на разработку Дальтон- плана и Виннетка-плана.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 339)
Ч33(7США)

БЁРНЕТТ (Burnett) ФРЕНСИС ЭЛИЗА (1849-1924)
— американская писательница. Нравоучительная проза о детях: роман "Маленький лорд Фаунтлерой" (1886), повесть "Маленькая принцесса" (1905).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 339)
Ч33(7США)
Ч426.21,6(2)33-амер.

БЁРТ (Burt) СИРИЛ ЛОДОВИК (1883-1971)
— английский психолог. Преподавал в Ливерпульском и Кембриджском университетах. Проводил исследования по широкому кругу проблем: способностей и одарённости, темперамента, умственной отсталости, детской преступности и др. Большую роль отводил тестам. Способствовал введению 3 типов школ в английской системе образования (1944).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 339)
Ч33(4Вл)
Ч486.63г(4Вл)

БИАНКИ Виталий Валентинович (1894-1959)
— русский писатель. Книги для детей о жизни природы: "Лесная газета на каждый год" (1928), "Страна зверей" (1935), "Лесные были и небылицы" (1957), "Клуб колумбов" (1959), сборники рассказов, повестей, сказок и др.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 339)
Ч33(2)7-8
Ч426.21,6(2)317.8-Бианки

"БИБЛЕЙСКО-БОГОСЛОВСКИЙ ИНСТИТУТ Св. апостола Андрея"
— негосударственная образовательная организация, Москва. Религиозная, историческая, образовательная, учебная, учебно- методическая и другая литература, альманах "Мир Библии".
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 478)

См. также Издательства РФ

БИБЛИОГРАФИЯ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
— раздел библиографии, в задачи которого входят учёт и информация о произведениях печати для детей и юношества. Б.д.л. предназначается взрослым (педагогам, другим специалистам, работающим с детьми, родителям) и детям и помогает ориентироваться в мире детской литературы, содействует совершенствованию книгоиздания для детей. Б.д.л. опирается на исследования педагогики, психологии, социологии, литературоведения и книговедения и подразделяется на научно-вспомогательную (содействует научной и профессиональной деятельности) и рекомендательную (помогает в выборе изданий). Б.д.л. находит конкретное выражение в форме библиографических пособий (списки, указатели, каталоги, путеводители, картотеки и пр.). По охвату материала пособия делятся на ретроспективные (издания прошлых лет), текущие (современные издания) и перспективные (готовящиеся к выходу), по содержанию - на универсальные, тематические, отраслевые, страноведческие, краеведческие, персональные и др.

Отечественная Б.д.л. До 60-х гг. 19 в. книги для детей отражались в общих библиографических указателях. Первым самостоятельным изданием считается указатель Ф.Г. Толля "Наша детская литература" (СПБ, 1862). Издания до 1917 представлены в указателях М.В. Соболева "Справочная книга по чтению для детей всех возрастов" (2 изд., СПБ, 1907), В.И. Водовозова "Обзор руководств и книг для общего образования" (в журнале "Отечественные записки", 1968-70), А.И. Лебедева "Детская и народная литература" (Н. Новгород, 1901-04, 6 изд., 1912-15), И.В. Владиславлева "Что читать?" (в. 1-4, М., 1911-17, 4 изд., 1918-19), в журналах "Что и как читать детям" (1911-17) и "Новости детской литературы" (1911-16), книготорговых каталогах изданий библиотеки И. Горбунова-Посадова (2 изд., М., 1912) и издательства И.Д. Сытина (М., 1915). Отли- чительная черта отечественной Б.д.л. - её педагогическая направленность.

После 1917 наибольшее развитие получила рекомендательная Б.д.л. для учителей и родителей. Были изданы труды: А.К. Покровской "О работе в детских и школьных библиотеках. Основные положения и практические приёмы. С приложением систематического списка книг" (1918); М.Х. Свентицкой "Каталог школьных библиотек с краткими рецензиями" (1919); указатели "Сто книг твоему ребёнку" (1931) и "Каталог детской библиотеки", подготовленный Государственной библиотекой СССР им. В.И. Ленина (ныне Рос. государственная библиотека; в. 1-4, 1958-59).

Непосредственно для детей были составлены пособия: И.В. Владиславлев и др., "Избранная литература для юных читателей по темам" (1918), Е. Привалова и И. Халтурина, "Что мне читать?" (1928). Библиографические списки публиковались в детских журналах ("Мурзилка", "Пионер", "Костёр", "Юный натуралист" и др.).

Развитию Б.д.л. способствовала деятельность Института детского чтения (осн. в 20-е гг., впоследствии Институт методов внешкольной работы), первого в стране специализированного издательства детской литературы (1933), Домов детской книги в Москве и Ленинграде (1950). В 1940 Государственная библиотека СССР им. В.И. Ленина стала центром рекомендательной Б.д.л., а в 70-е гг. эти функции сосредоточились в Государственной республиканской детской библиотеке РСФСР (ныне Государственная рос. детская библиотека).

Литература и другие материалы для детей и юношества отражаются в государственных библиографических летописях ("Книжная", "Нотная", "Картографическая", "Летопись периодических и продолжающихся изданий" и др.), выпускаемых Рос. книжной палатой. С 1966 издаётся журнал "Детская литература".

Сведения по научно-вспомогательной Б.д.л. можно найти в ретроспективных указателях: Алексеева О.В., "Библиография русских детских книг" (1717-1854), в кн.: "Материалы по истории русской детской литературы", в. 2, М., 1929 (Институт методов внешкольной работы), Старцев И.И., "Детская литература. Библиография...", 1918-84 (М., 1933-89), Завьялова В.П., Каминская Т.Б. и Латышева В.И., "Детская литература. Библиографический указатель" (М., с 1984). Св. 4 тыс. названий отражает указатель "Книги для детей. Произведения зарубежных писателей в переводе на русский язык, 1918-78", составители Кухтерина И.П. и др. (М., 1979). Проблемам Б.д.л. и педагогики детского чтения посвящены специализированные указатели: Старцев И.И., "Вопросы детской литературы и детского чтения, 1918-1961" (М., 1962 и 1967), Живова З.С., Медведева Н.Б., "Вопросы детской литературы и детского чтения, 1966-1970" (1977) и др. Литература о творчестве детских писателей отражена в пособиях: Длугач Р.В., "Источники для словаря русских детских писателей. 1760-1854", в кн.: "Материалы по истории русской детской литературы (1750-1855)", в. 2, М., 1929; Витман А.М., Оськина Л.Г., "Советские детские писатели. Биобиблиографический словарь (1917-57)", М., 1961; Кузнецов Н.И., Мещерякова М.И., Арзамасцева И.Н., "Детские писатели. Справочник для учителей и родителей", М., 1995; "Писатели нашего детства. 100 имён. Биографический словарь" [в 3-x ч.], М., 1998; "Русские писатели ХХ века. Библиографический словарь", 2 изд., М., 1998; "Новые имена в детской литературе. Библиографический указатель. 1991-97", М., 1998, и др., а также персональных научно-вспомогательных пособиях.

Выпускается рекомендательная Б.д.л., ориентированная на различные возрастные группы детей (для малышей, подростков, старших школьников и т.д.), на педагогов (по руководству внеклассным чтением). Рос. государственная детская библиотека готовит проблемно-тематические библиографические пособия (о нравственности, спорте, свободном времени и пр.).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 25)

БИБЛИОГРАФИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
— отраслевая библиография, формирующая и распространяющая библиографическую информацию по педагогике и образованию. Б.п. занимается выявлением, отбором, описанием и систематизацией педагогической литературы. Конкретное выражение Б.п. находит в форме библиографических пособий: указателей, обзоров, каталогов, списков, картотек. По охвату материала пособия делятся на ретроспективные (издания прошлых лет), текущие (современные издания) и перспективные (готовящиеся к выходу), по содержанию - на универсальные, тематические, отраслевые, страноведческие, краеведческие, персональные и др.

Отечественная Б.п. В России Б.п. до 19 в. отражалась в общей библиографии. В становлении Б.п. значительную роль сыграли педагогические журналы ("Периодическое сочинение об успехах народного просвещения", "Патриот", "Педагогический журнал", специальное приложение - "Библиографические прибавления к "Журналу Министерства народного просвещения"", "Учитель", "Народная школа", "Педагогический сборник", "Вестник воспитания" и др.).

Первые сводные указатели педагогической литературы составлены В.И. Межовым ("Вклад правительства, учёных и других обществ на пользу русского просвещения. Библиографический указатель книг, изданных казёнными учреждениями и частными учебными, благотворительными, литературными, сельскохозяйственными, промышленными и другими обществами [за 1770-1884]", СПБ, 1886; "Литература русской педагогики, дидактики и методики [за 1859-1872]", т. 1-3, СПБ, 1865-74; "Русская педагогическая библиография.1873-1888", приложение к журналу "Гимназия", Ревель, 1890-95, издание не завершено). Его "Литература русской периодики" и "Русская педагогическая библиография" содержат св. 21 тыс. названий книг и статей и охватывают период с 1859 по 1888. Теоретическое обоснование Б.п. и методику её составления предложил Ф.Н. Медников (журнал "Учитель", 1865, № 7- 8, 10).

Развитию Б.п. способствовали педагогические общественные организации. Петербургский комитет грамотности, Петербургское педагогическое общество, Постоянная комиссия по техническому образованию при Русском техническом обществе, Педагогический музей военно-учебных заведений издавали различные указатели и каталоги ["Опыт каталога книг по педагогии и русской народной учебной литературы за последние 25 лет" [1862-87], М., 1888; "Учебно-воспитательная библиотека (обзор русской педагогической литературы)", т. 1-2, М., 1876-78]. В педагогических журналах 2-й половины 19 в. ("Учитель", "Педагогический сборник", "Вестник воспитания" и др.) регулярно печатались обзоры педагогических изданий, тематические и рекомендательные списки литературы. В журнале "Народная школа" публиковались обширные аннотированные списки в разделе "Библиография" и в приложении "Библиографический листок".

В конце 19 в. появились библиографические педагогические журналы: "Педагогический музей. Ежемесячное обозрение периодической литературы, учебных пособий и книг по педагогике и училищеведению" (1875-80), информационно-библиографический "Вестник народного образования" (1911-16). В 1895 Петербургский комитет грамотности издал ежегодник педагогической литературы за 1894, содержавший 9 тыс. названий. Указатели литературы за 1897-1900 печатались в приложении к журналу "Вестник воспитания".

На рубеже 19-20 вв. указатели педагогической литературы печатались в календарях и справочниках для учителей (например, библиографический указатель в справочнике под ред. С.А. Ананьина и М.Л. Цитрона содержал ок. 6 тыс. названий). Издавались каталоги библиотек. Значительное внимание Б.п. уделяли земства по народному образованию.

С начала 20 в. наряду с общими указателями педагогической литературы (например, "Народное образование" [за 1870-1915] с предисловием И.В. Владиславлева, М., 1916) выходили пособия по отдельным отраслям педагогики и народного образования: Флёров А.Е., "Указатель книг по вопросам воспитания и обучения" [за 1884-1906] (в. 1-2, М., 1905-06); Медынский Е. и Лапшов И., "Систематический (аннотированный) указатель книг и статей по внешкольному образованию" [за 1892- 1915] (М., 1916); Тулупов Н.В., Шестаков П.М., "Библиотека учителя и воспитателя. Указатель литературы по вопросам воспитания, школьного обучения и внешкольного образования" [за 80-е гг. 19 в. - 1908] (М., 1908). Внутрикнижные библиографические указатели содержались в книгах: Демков М.И., "История русской педагогики" (ч. 1-3, Ревель - СПБ-М., 1895- 1909); Острогорский А.Н., "Педагогическая хрестоматия" (СПБ, 1907); Грунский Н.К., "Лекции по педагогике" (2 изд., Юрьев, 1914); Соколов П.А., "Педагогическая психология" (7 изд., П., 1917). Важное место в Б.п. занимали работы В.И. Чарнолуского в педагогических сборниках и журналах, а также "Библиография статей по народному образованию" (в. 1 за 1914, П., 1916), библиографические указатели содержания педагогических журналов ("Журнал Министерства народного просвещения", "Педагогический сборник", "Вестник воспитания", "Народное образование", "Техническое образование") и др.

В советский период материалы по Б.п. печатали журналы "Народное просвещение", "На путях к новой школе", издавались библиографические журналы "Бюллетень просвещения" (1925) и "Учебно-педагогическая литература" (1932-35) и др.

Изданы фундаментальные указатели: "Педагогическая библиография за 1917-1924", под ред. В.Ф. Лебедева (Л., 1925-26); Гитель О., Желваков Н., Смирнова А., "Советская начальная и средняя школа за 15 лет Октября" (М.-Л., 1932), тематические указатели. Представляет интерес труд Г.К. Ульянова "Обзор литературы по вопросам культуры и просвещения народов СССР", ч. 1-2 (М. -Л., 1930; то же, Дополнение 1, М. - Л., 1931).

Выходили также различные тематические указатели: В.И. Куфаева по вопросам борьбы с детской беспризорностью (за время с 1913 по март 1925, М., 1925), А. Удинцевой по ликвидации неграмотности (М. - Л.,1927), О. Гителя и К. Прилуцкого по политехническому образованию (М. - Л., 1931), И.С. Самохвалова по статистике народного образования (М., 1920) и др.

В 1925 создана справочная библиотека Наркомпроса РСФСР (ныне Государственная научная педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского - ГНПБ), ставшая методическим центром по Б.п. для библиотек страны. В 1934-41 ГНПБ выпускала ежемесячный "Информационно-библиографический бюллетень книг, журналов и газет, статей по педагогике и народному образованию" (стеклограф). С учреждением АПН РСФСР (1944) осн. источником текущей Б.п. стал указатель "Литература по педагогическим наукам и народному образованию" (первоначально печатался в "Сборнике информационных материалов АПН", с 1951 отдельное издание, с 1952 периодические выпуски). С 1967 ГНПБ готовила сводный указатель "Педагогическая библиография", который продолжил одноимённый указатель Лебедева и охватывал литературу за 1924 и далее (т. 1 - за 1924-30, М., 1967; т. 2 - за 1931-35, М., 1970; т. 3 - за 1936-40, М., 1973; т. 4 - за 1941-49, выходил в виде выпусков, М., с 1983). ГНПБ также выпускала текущий библиографический указатель "Иностранная литература по педагогическим наукам и народному образованию".

Изданы ретроспективные указатели по отраслям педагогической науки, по истории педагогики, дефектологии, психологии, а также биобиблиографические указатели, посвящённые творчеству педагогов, и др. Обширные указатели опубликованы в "Очерках истории школы и педагогической мысли народов СССР" (с древнейших времён до конца 17 в., М., 1989; 18 в. - 1-я половина 19 в., М., 1973; 2-я половина 19 в., М., 1976; конец 19 - начало 20 вв., М., 1991; 1917-41, М., 1980; 1961-86, М., 1987) и др. работах. Имеются региональные указатели педагогической литературы по Дагестану, республике Марий Эл, Удмуртии, Якутии и др. Педагогике русского зарубежья посвящён труд "Педагогическая библиография русского зарубежья. 20-50-е гг. ХХ в." (Саранск, 1999). Сведения о диссертациях содержатся в справочнике Н.И. Загузова "Докторские диссертации по педагогике и психологии" (1937-98 гг.) (М., 1999).

За последние годы подготовлены различные тематические указатели, например: "Библиографический указатель публикаций на русском языке. Социология образования" (М., 1993); "Аннотированный указатель литературы по психологическим методикам. Психология детей и подростков", в. 1 (СПБ, 1994); "Становление и развитие образовательных учреждений. Библиографический указатель" (М., 1998); "Трудный путь к себе. Парадоксы подросткового возраста и проблема "трудных подростков". Библиографический обзор" (М., 1999); "Ценностные ориентации молодёжи. Библиографический указатель" (М., 1999) и др.

Издаются многочисленные рекомендательные указатели, например "Будущему педагогу" (М., 1996) и др. Б.п. печатается в журналах педагогических. Педагогическая литература отражается также в универсальных указателях текущей библиографии, издаваемых крупнейшими отечественными универсальными библиотеками, в государственных библиографических указателях Рос. книжной палаты - "Летописях" ("Книжной", "Журнальных статей", "Газетных статей" и др.), ежегоднике "Книги Рос. Федерации" и др.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 25-26)

БИБЛИОТЕКА РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК (БАН) в С.-Петербурге
— старейшая научная библиотека России. Осн. в 1714, в 1725 передана в ведение Петербургской АН. В её основу легли книги из царской библиотеки Кремля, в 1712 вывезенные из Москвы, а также книжные собрания Петра I. В фондах св. 13 млн. единиц хранения (вместе с фондами библиотек сети академических учреждений св. 19 млн. единиц хранения). БАН располагает литературой по всем областям знаний, собранием отечественной и зарубежной периодической печати (ок. 20 тыс. названий), самым полным в стране собранием книг и журналов 18 в., летописями, хронографами, историческими сборниками и др.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 477)
http://www.spbrc.nw.ru/!russian/org/ban.htm

См. также Библиотеки РФ

БИБЛИОТЕКИ
  1. учреждения, организующие сбор, хранение, общественное пользование произведениями печати и др. документами.
  2. Личное собрание произведений печати.

Существует очень много типов и видов Б. Библиотеки могут содержаться как отдельными лицами (личные, семейные), так и коллективом граждан (частные, кооперативные, на общественных началах). Среди них выделяется большая группа общественных Б. (общественного пользования), к ним относятся национальные и государственные (в Рос. Федерации - Российская государственная библиотека и Российская национальная библиотека), федеральные, городские и прочие Б. По составу фондов Б. подразделяются на универсальные, многоотраслевые и отраслевые, специальные; по возрастным характеристикам - для взрослых, детей и юношества; по целевому назначению - учебные, научные, производственные и пр. Педагогические Б. представляют собой отраслевые научно-информационные и культурно-просветительные учреждения в области педагогических наук и образования, обслуживающие воспитателей, педагогов, преподавателей и сотрудников образовательных учреждений, студентов педагогических вузов и пр. Государственная научная педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского (ГНПБ) - крупнейшая в Рос. Федерации. Детские Б. - собирательное название для детских и школьных библиотек. Содержат преимущественно литературу для детей и подростков. В Рос. Федерации имеется сеть детских библиотек, включающая Российскую государственную детскую библиотеку, республиканские, областные, краевые, районные и городские библиотеки. Б. организуют исследования по проблемам детского чтения, выпускают библиографические пособия, организуют выставки, читательские конференции и пр. Школьные Б. имеются практически во всех средних образовательных учреждениях и обслуживают учащихся школьного возраста в соответствии с образовательными программами, а также учителей по методике преподавания учебных дисциплин и воспитательной работы с учащимися. Юношеские Б. обслуживают читателей 14-20 лет и наряду с общеобразовательной деятельностью ведут работу по профессиональной ориентации молодёжи. Статьи об отдельных библиотеках см. в разделе Приложения.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 27)

БИБЛИОТЕКИ РФ
— здесь: крупнейшие библиотеки Российской Федерации, содержащие литературу гуманитарного профиля (11 библиотек):
- Российская государственная библиотека (РГБ) в Москве,
- Российская национальная библиотека (РНБ) в С.-Петербурге,
- Библиотека Российской Академии наук (БАН) в С.-Петербурге,
- Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы (ВГБИЛ) им. М.И. Рудомино в Москве,
- Государственная научная педагогическая библиотека (ГНПБ) им. К.Д. Ушинского Российской академии образования в Москве,
- Государственная общественно-политическая библиотека (ГОПБ) в Москве,
- Государственная публичная историческая библиотека (ГПИБ) в Москве,
- Научная библиотека Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова в Москве,
- Российская государственная библиотека по искусству (РГБИ) в Москве,
- Российская государственная детская библиотека (РГДБ),
- Российская государственная юношеская библиотека (РГЮБ) в Москве.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 477)

См. также Библиотеки

См. также в алфавитном порядке по названию указ. учрежд.

БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЕ (англ. Business education)
— направление в профессиональном образовании, осуществляющее подготовку специалистов по рыночной экономике. В Рос. Федерации появилось в начале 90-х гг. в условиях реформирования отечественной экономики и перехода к рыночным отношениям. Цель Б.-о. дать специальные знания и навыки управления предпринимателям и менеджерам всех уровней. Потребности общества в специалистах-рыночниках обусловили появление бизнес-образовательных учреждений в сфере высшего и среднего профессионального образования, а также внешкольно- го образования и образования взрослых. Наиболее распространённым образовательным учреждением в Б.-о. является бизнес-школа. Основу содержания Б.-о. составляют циклы дисциплин экономического и управленческого характера: экономика предприятия (фирмы), менеджмент, маркетинг, бухгалтерский учёт и другие, а также курсы юридического профиля: аудит, хозяйственное, финансовое, коммерческое право и т.п. Б.-о. может носить как универсальный характер, так и учитывать особенности квалификационных требований в различных сферах экономики. Поэтому в учебную программу некоторых бизнес-школ входят специальные предметы: финансовый, производственный менеджмент, транспортная логистика, коммерция (торговое дело) и др. При разработке учебных планов и программ рос. образовательные учреждения Б.-о. в значительной мере опираются на опыт зарубежных стран с учётом особенностей современной отечественной экономики, национальных традиций хозяйствования и менталитета населения. Одна из важнейших задач Б.-о. - формирование специфически рыночного экономического мышления, которое не только обеспечивает эффективность деятельности фирм, но содействует социальной адаптации людей к меняющимся экономическим условиям жизни общества. Современная экономика предъявляет всё возрастающие требования к профессиональной подготовке управленческих кадров. Поэтому Б.-о. призвано не только дать учащимся теоретические знания, но и максимально подготовить учащихся к деятельности в различных ситуациях, связанных с разнообразным риском. Особую роль приобретает умение специалиста провести экспертный анализ в принятии различного рода решений. В этих целях в учебном процессе учреждений Б.-о. используются современные технологии и методы (см.Видеотренинг, Деловые игры, Дистанционное обучение, Интерактивное обучение, Мозговой штурм), ориентированные на практическую направленность Б.-о.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 27)
Ч459.3

БИЗНЕС-ПЛАН
— документ, призванный высветить курс, которого намерена придерживаться фирма в определенный промежуток времени (чаще всего - год). Б.-П. выполняет три основных функции:
  1. является инструментом, с помощью которого предприниматель может оценить фактические результаты деятельности за определенный период;
  2. он может быть использован для разработки концепции ведения бизнеса в перспективе;
  3. является инструментом добывания средств.
(Менеджмент в управлении школой. - Уфа, 2004. С. 9)

БИЗНЕС-ШКОЛЫ
— учебные заведения в сфере бизнес-образования, осуществляющие подготовку профессионалов в сфере рыночной экономики. В Рос. Федерации возникли в начале 90-х гг. в связи с потребностью экономики в специалистах нового профиля. Создаются Б.-ш. различных уровней профессионального образования. Наиболее распространены Б.-ш., обеспечивающие средний уровень профессионального образования, - средние специальные учебные заведения или образовательные учреждения в сфере дополнительного образования взрослых. Б.-ш. являются и некоторые вузы, например: Государственный университет - Высшая школа экономики, Высшая школа международного бизнеса и др.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 27)
Ч479.3
Ч489.3

БИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
— Бийск Алтайского края, ул. Короленко, 53. Психология, дошкольная педагогика и психология, педагогика и психология, педагогика и методика начального образования.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 469)

См. также Педагогические высшие учебные заведения

БИКЧУРИН, Бекчурин Мирсалих (1819-1887)
— башкирский педагог, этнограф. В 1841-78 преподавал в оренбургском Неплюевском военном училище и других учебных заведениях. Составил "Начальное руководство к изучению арабского, персидского и татарского языков" (2 изд., 1869), в котором впервые сопоставил башкирский язык с другими, в т.ч. неродственными языками. Выступал как зачинатель башкирской национальной письменности.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 339)
Ч33(2Р-6Баш)

БИЛИБИН Иван Яковлевич (1876-1942)
— педагог, график и театральный художник. Иллюстрировал русские народные сказки и былины, примкнув к группе художников-сказочников, стремившихся возродить русское народное искусство. Наиболее популярные издания: "Сказка о царе Салтане" (1907), "Сказка о золотом петушке" (1910), "Сказка о рыбаке и рыбке" (1938) и др. Б. преподавал в Рисовальной школе Общества поощрения художеств (1907- 1917), с 1936 проф. в АХ.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 339)
Ч33(2)7-8

БИЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ
— система обучения и воспитания глухих и слабослышащих детей (см.Дактилология, Слух, Глухота, Тугоухость). Б.о. применяется как один из альтернативных подходов наряду с орализмом (использование словесного языка, преимущественно в устной форме, в качестве естественного речевого средства) и тотальной коммуникацией (устная словесная речь сопровождается дактилированием и жестовой речью). Б.о. включает обучение национальному словесному языку и национальному жестовому языку глухих как двум равноценным средствам образовательного процесса.

Концепция Б.о. исходит из признания права глухих людей, как членов особого культурно-лингвистического микросоциума, получать образование на жестовом языке, который рассматривается как самостоятельный естественный язык, играющий важную роль в коммуникативной и когнитивной деятельности глухих. Педагогическая среда словесно-жестового двуязычия считается наиболее благоприятной для социального и эмоционального развития глухого ребёнка, получения полноценного образования.

Система Б.о. разработана в 80-е гг. 20 в. Как государственная политика для детей с нарушениями слуха принята в Дании, Литве, Норвегии, Швеции, применяется в Великобритании, Германии, Франции, США, Эстонии и др. В России Б.о. осуществляется с 1992 в Московской билингвистической гимназии для глухих детей.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 27)

См. также Дактилология,Лингводидактика

Ч432.124.131

БИМ Инесса Львовна (р. 1926)
— д-р педагогических наук (1977), профессор (1978), член-корреспондент РАО (1993; Отделение общего среднего образования), гл. научный сотрудник Института общего среднего образования РАО.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 464)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

БИМ-БАД Борис Михайлович (р. 1941)
— д-р педагогических наук (1994), действительный член РАО (1992; Отделение философии образования и теоретической педагогики), ректор Университета РАО (осн. в 1989 как Рос. открытый университет).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 460)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

БИНАРНЫЙ УРОК
— особый тип урока, на котором изучается взаимосвязанный материал двух или нескольких предметов (курсов, дисциплин и т.д.).
(Основные понятия и термины системы образования. - Тюмень, 2001. С. 6)
Ч421.260.1

БИНЕ (Binet) АЛЬФРЕД (1857-1911)
— французский психолог. Один из основателей экспериментальной психологии во Франции. В 1894 совместно с Т. Рибо осн. "Ежегодник по психологии". В 1899 совместно с Ф. Бюиссоном открыл лабораторию экспериментальной психологии. Исследовал особенности мышления, проблемы умственного утомления, интеллектуального развития детей. Создал систему простых испытаний для диагностики умственного развития (тест Б.-Симона, 1905; в модифицированном виде используется в современной психологии).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 339)
Ч486.61г(4Фр)

БИОГЕНЕТИЧЕСКИЙ ЗАКОН
— закономерность в живой природе, сформулированная в 1866 немецким учёным Э. Геккелем и состоящая в том, что индивидуальное развитие особи (онтогенез) является коротким и быстрым повторением (рекапитуляцией) важнейших этапов эволюции вида (филогенеза). Независимо от Б.з. Геккеля идея параллелизма между развитием ребёнка и развитием человеческого рода была выражена в психологии и педагогике последователями И. Гербарта (Т. Циллер и др.) в теории культурных ступеней, требовавшей, чтобы этапы воспитания соответствовали этапам истории культуры. В связи с внедрением в психологию идей эволюционной биологии в конце 19 - начале 20 вв. были предприняты попытки распространения Б.з. на психическое развитие ребёнка. Среди попыток создания на основе Б.з. научной теории выделяются следующие. Рекапитуляции теория (Г.С. Холл и его последователи) использовала прямую аналогию с Б.з. Геккеля и рассматривала развитие ребёнка как обусловленный наследственными причинами процесс, течение которого определено основной линией эволюционного развития; важнейшие стадии автоматически воспроизводятся в строго закономерной последовательности. Теория отбора (Э. Торндайк) объясняла наличие аналогии между развитием индивида и рода действием одинаковых движущих сил - случайных вариаций и целесообразного отбора. Воспроизведение полезных свойств происходит в онтогенезе в последовательности, регулируемой требованиями приспособления к среде. Теория соответствия (Э. Клапаред, К. Коффка, П.П. Блонский) объясняла параллелизм онто- и филогенеза общей логикой процесса развития - от примитивных и обобщённых форм к сложным и дифференцированным.

Эволюционный подход к развитию ребёнка на основе Б.з. привёл к накоплению большого фактического материала по этой проблеме (атавизмы, эволюционные и культурно-исторические параллели). Однако осн. теоретические построения выводились преимущественно умозрительно. Попытки строго научными методами обосновать справедливость Б.з. в психологии не обеспечили убедительных доказательств в пользу такого подхода. В современной отечественной психологии преобладает рассмотрение психического развития как процесса, обусловленного преимущественно социальными факторами, центральным механизмом которого выступает освоение общественно-исторического опыта.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 27-28)

БИОЛОГИЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ
— уровень многофункциональной зрелости организма ребёнка, зависящий от темпа индивидуального развития. Важнейшими критериями Б.в. являются пропорции тела (соотношение длины конечностей и туловища, окружности головы); окостенение скелета (костный возраст); прорезывание молочных и постоянных зубов (зубной возраст); развитие половых признаков (оволосение лобка и подмышечных впадин, форма и размер пениса и яичек у мальчиков, млечных желёз у девочек, наступление менструаций и пр.). Темп индивидуального развития в норме может отличаться у разных детей на 1-1,5 года, в результате чего возникает значительная разница между Б.в. и паспортным (календарным) возрастом. Уровень психического и социального развития здорового ребёнка находится в прямой связи с его Б.в. Поэтому при проведении социальных, педагогических, лечебных и других мероприятий с ребёнком необходимо учитывать его Б.в.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 28)

БИОЛОГИЯ
— учебный предмет в школе; основы знаний о живой природе. Отражает современные достижения наук, изучающих строение и жизнедеятельность биологических объектов всех уровней сложности (клетка, организм, популяция, биоценоз, биосфера). Школьный курс Б. включает разделы: ботаника, зоология, анатомия, физиология и гигиена человека, общая Б.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 28)
Ч426.45-2

БИРОБИДЖАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
— Еврейская АО, Биробиджан, ул. Широкая, 70а. Психология, дошкольная педагогика и психология, педагогика и методика начального образования, социальная педагогика, олигофренопедагогика.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 469)

См. также Педагогические высшие учебные заведения

Ч489.514(2)7

БИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
— Республика Башкортостан, Бирск, ул. Интернациональная, 10. Психология, дошкольная педагогика и психология, педагогика и методика дошкольного образования, педагогика и методика начального образования.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 469)

См. также Педагогические высшие учебные заведения

Ч489.514(2Р-6Баш)7

БИРУНИ, Беруни, Абу Рейхан Мухаммед ибн Ахмед аль-Бируни (973-1048)
— среднеазиатский учёный-энциклопедист и мыслитель. Автор многих, гл.о. естественно-научных, сочинений (сохранилось ок. 30), написанных на арабском языке. "Книга вразумления зачаткам науки о звёздах" (ок. 1029) - изложение основ математики, астрономии, географии и других наук - несколько веков служила учебным пособием в медресе.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 339)
Ч426.23г(5)

БИХЕВИОРИЗМ (от англ. behavior - поведение)
— направление в психологии, преимущественно американской; рассматривает все феномены психической жизни человека и животных как совокупность актов поведения. Б. возник в начале 20 в. под влиянием экспериментальных исследований поведения животных. Осн. положения Б. были сформулированы (1913) Дж.Б. Уотсоном. Поскольку явления внутренней психической жизни недоступны для наблюдения, Б. вывел их за рамки научного анализа: мышление отождествлялось с речедвигательными актами, эмоции - с физиологическими изменениями в организме и т.п. На первый план в исследованиях выдвигалось научение, которое рассматривалось как приобретение организмом нового опыта, а лежащая в основе этого процесса связь "стимул - реакция" (S - R) принималась за единицу поведения. Согласно теории Б., знание природы стимула позволяет предвидеть соответствующие реакции, и, наоборот, по характеру реакции можно судить о вызвавшем её стимуле. Поэтому, используя необходимые стимулы при умелом манипулировании подкреплением (поощряя одни реакции и подавляя другие), можно добиться желаемого поведения (т.н. модификация поведения).

С 20-х гг. идеи, методы и термины Б. получили распространение в антропологии, социологии и педагогике США, где они развиваются под общим названием "поведенческие науки". Это название сохраняется до настоящего времени, хотя уже не отражает непосредственного влияния идей Б., претерпевшего со временем значительные теоретические и методические изменения и постепенно утратившего доминирующие позиции в американской науке. Прикладные традиции Б. продолжаются в концепциях программированного обучения. Методики модификации поведения рассматриваются в психотерапии "поведенческого" направления. В школах США одним из источников программ модификации поведения служит теория социального научения А. Бандуры, согласно которой обучение становится наиболее эффективным, когда принимает форму демонстрации желательного поведения.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 28)

См. также Педагогика, Толмен, Уотсон, Халл

БИЧЕР-СТОУ (Beecher-Stowe) ГАРРИЕТ (1811-1896)
— американская писательница. Наиболее популярный среди юных читателей роман "Хижина дяди Тома" (1852) - о бесчеловечности рабовладения в Америке.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 339)
Ч426.21,6(2)33-амер.
Ч33(7США)

БЛАГО
— общее этическое понятие, употребляемое для обозначения положительной ценности чего-либо; ценностный стандарт, в соотнесении с которым определяется значимость чего-либо. Понятие Б. является одним из исходных в этической теории и было введено в научный оборот античными философами, которые понимали его как цель деятельности человека (Платон, Аристотель). Уже в античности блага разделялись на внешние и внутренние, а последние - на телесные и душевные. Б. характеризует человеческую деятельность в целом, нравственное содержание оно приобретает как высшее Б., т.е. как конечная, совершенная цель человеческой деятельности. Высшее Б. в античной этике отождествлялось со счастьем, компонентами которого наряду с совершенным нравственным строем души являются также богатство, удача, здоровье и др. не всегда подконтрольные человеку факторы. В последующем понятия Б. и высшего Б. стали всё чаще отождествляться с добром (иногда слова "Б." и "добро" в обыденном языке употребляют как синонимы).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 28)

"БЛАГОВЕСТНИК"
— христианское издательство, ООО, Москва. Детская, религиозная (христианская), учебная (для воскресных школ) литература.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 478)

См. также Издательства РФ

БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
— Благовещенск Амурской обл., ул. Ленина, 104. Психология, дошкольная педагогика и психология, педагогика и методика начального образования, социальная педагогика, логопедия.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 469)

См. также Педагогические высшие учебные заведения

Ч489.514(2)7

БЛАГОДАРНОСТЬ
— чувство одобрения или любви к другому человеку за оказанное им благодеяние. Как моральное чувство и обязанность Б. восходит к древнейшим отношениям церемониального обмена дарами, а также к отношениям взаимности услуг. В истории мысли немало моралистов усматривали в Б. основополагающее проявление добродетельности человека.

Изначально Б. понималась как ответ услугой за услугу, как взаимность, характеризующая корыстные отношения (Аристотель, Сенека, И. Кант). Б. как особого рода дарение, а именно, бескорыстное, добровольное, ценное само по себе, осмысляется постепенно. В античности Б. трактовалась как добродетель. Христианство понимает Б. скорее как обязанность.

Психологической особенностью восприятия Б. вообще как обязанности оказывается то, что любая конкретная обязанность в отношении некоего лица, будучи глубоко интернализированной, может переживаться как чувство Б. к нему, по существу необоснованное. Некоторые современные психологи рассматривают укоренённую в младенческом возрасте способность к Б. как один из первичных показателей нравственной отзывчивости личности, как предпосылку более сложных нравственных чувств - доверия, сострадания, доброжелательности; развитая способность к Б. удерживает человека от таких деструктивных чувств, как жадность, ревность, зависть.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 28)

БЛАГОЙ Дмитрий Дмитриевич (1893-1984)
— литературовед, действительный член АПН СССР (1947), член-корреспондент АН СССР (1953). Осн. труды посвящены творчеству А.С. Пушкина ("Творческий путь Пушкина", т. 1-2, 1950-67; Гос. премия, 1951). Статьи и разработки по методике преподавания литературы в школе.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 339)
Ч426.21г(2)

БЛАГОРОДНЫХ ДЕВИЦ ИНСТИТУТЫ
— закрытые средние учебные заведения для девочек из привилегированных сословий, находившиеся в Ведомстве учреждений императрицы Марии. Первыми созданы Б.д.и. в С.-Петербурге: Смольный институт (1764; осн. И.И. Бецким), Екатерининский (1789), Павловский (1807), Патриотический (1813) и в Москве: Екатерининский (1802), затем в Одессе, Казани, Оренбурге, Киеве, Тифлисе, Иркутске, Астрахани, Керчи, Н. Новгороде, Новочеркасске, Тамбове, Саратове. Воспитанницы Б.д.и. получали светское воспитание (начала наук, французский язык, этикет, музыка, танцы). Курс обучения включал 7 основных, подготовительные и педагогические классы. К концу 19 в. в России насчитывалось 30 Б.д.и., в которых обучалось 7,5 тыс. учениц. Упразднены после октября 1917.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 28)
Ч484(28)715

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ, филантропия (от греч. philantropia - человеколюбие)
— деятельность, посредством которой частные ресурсы (финансовые и материальные средства, а также способности и энергия людей) добровольно и безвозмездно распределяются их обладателями в целях оказания помощи нуждающимся людям. В отличие от милостыни Б. носит организованный, по преимуществу безличный характер, всегда имеет в виду общественно значимые цели и осуществляется по специально разработанным программам. Б. представляет собой деятельность, цели которой выходят за рамки интересов семьи и непосредственных друзей благотворителя, которая не предпринимается с целью получения прибыли или по административному распоряжению. В Б. нередко реализуются и частные мотивы филантропов (благоразумие, тщеславие, корысть и др.), что требует строгого общественного и государственного контроля за благотворительной деятельностью. С помощью Б. решаются важные социальные функции развития общества.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 29)

БЛАЙДЕН (Blyden) ЭДУАРД УИЛМОТ (1832-1912)
— западноафриканский просветитель, педагог, историк, лингвист. Сформулировал осн. положения концепции африканизации школьного обучения; пытался воплотить её в жизнь в колледже "Либерия" (осн. в 1862, ныне Университет Либерии).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 339)
Ч33(6)

БЛАНКИ (Blanqui) ЛУИ ОГЮСТ (1805-1881)
— французский революционер, коммунист-утопист. Б. и его сторонники (бланкисты) занимали решительные антиклерикальные позиции, выступали против католического влияния на школу, за светское демократическое образование. Б. разработал оригинальную программу, включающую всеобщее образование (с 5 до 15 лет), новые предметы в учебном курсе народной школы (география, космография, физика, химия и др.). План Б. также включал организацию на новых принципах системы учреждений, дававших среднее и высшее образование.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 339)
Ч33(4Фр)

БЛАШЕ (Blasche) БЕРНХАРД ГЕНРИХ (1766-1832)
— немецкий педагог-филантропист. Один из первых педагогов, разрабатывавших вопросы трудового обучения в общеобразовательной школе. Автор первых в Германии методических руководств по ручному труду.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 340)
Ч33(4Ф)

БЛИЗНЕЦОВЫЙ МЕТОД
— метод сопоставления психологических особенностей членов близнецовой пары (см.Близнецы), позволяющий определить степень влияния наследственных факторов и среды на формирование тех или иных психических качеств. Предложен Ф. Гальтоном в 1875. Основан на том, что монозиготные (однояйцевые) близнецы имеют идентичный генотип, дизиготные (двуяйцевые) - неидентичный. При условии, что члены близнецовых пар любого типа имеют сходную среду воспитания, большее внутрипарное сходство монозиготных близнецов по сравнению с дизиготными может свидетельствовать о наличии наследственных влияний на изменчивость изучаемого признака. Различные модификации Б.м. были предложены А.Л. Гезеллом, А.Р. Лурией и др. В частности, Лурия продемонстрировал, что соматические признаки индивида в значительной степени обусловлены генетически, элементарные психические функции (например, зрительная память) - в меньшей степени, а для формирования высших психических функций (понятийное мышление, осмысленное восприятие и др.) решающее значение имеют условия воспитания.

Различие применяемых методик, несходство используемого материала, разная степень достоверности полученных данных часто приводят к тому, что результаты мн. исследований оказываются несравнимыми. Тем не менее Б.м. остаётся гл. средством анализа актуальных психогенетических проблем человека. Кроме того, применение различных вариантов Б. м. позволяет раскрыть психологическое содержание понятия "среда" и открывает новые возможности для проведения исследований по психологии личности, психодиагностике, социальной психологии и др.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 29)

БЛИЗНЕЦЫ
— два и более потомка, рождённые одной матерью в результате многоплодной беременности. Частота рождения Б. в среднем - 1-2%. В конце 20 в. в мире проживало св. 100 млн. Б. Существует два типа Б. - однояйцевые (монозиготные) и двуяйцевые (дизиготные). Однояйцевые Б. развиваются из одной оплодотворённой яйцеклетки, они имеют одинаковый генотип (одинаковую совокупность наследственных факторов), всегда одного пола. Двуяйцевые Б. развиваются из разных яйцеклеток, они могут быть разнополыми и похожи друг на друга не больше, чем обычные братья и сёстры. Как правило, Б. появляются на свет менее физически развитыми, чем одиночные дети. Недостаточное развитие защитных сил организма приводит к тому, что они чаще болеют, однако при правильном уходе уже на втором году жизни по физическим параметрам догоняют своих сверстников.

Стратегия воспитания Б. нередко основана на том, что родители ждут от них проявлений сходства, игнорируя возможные даже у однояйцевых Б. существенные различия. Тем не менее в близнецовой паре один из детей уже с первых лет жизни становится своеобразным лидером. Социальная адаптация Б. нередко связана с определёнными трудностями. Если Б. не имеют братьев и сестёр и не посещают детские учреждения, они иногда избегают контактов с другими детьми. Это связано с тем, что с момента рождения они привыкли общаться только друг с другом и вполне этим удовлетворены. Не исключено даже возникновение т.н. автономной речи, понятной только им самим. При воспитании Б. следует уделять максимум внимания общению с каждым ребёнком и способствовать развитию индивидуальности близнецов, их относительной независимости друг от друга. Целесообразно даже на непродолжительное время их разлучать. Замечено, что чем шире круг общения Б. с самого раннего детства, тем легче преодолеваются возможные трудности их развития.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 29)

См. также Близнецовый метод

БЛИНОВ Николай Николаевич (1839 -после 1875)
— педагог и священник. С 1861 священник в с. Карсавай Глазовского уезда Вятской губернии. Составил азбуку по звуковому методу для вотяков ("Лыдзон"). В 1864 переведён в с. Бахта, близ Вятки, где создал образцовую школу. Автор руководств для школы (в т.ч. "О способах обучения предметам учебного курса начальных народных училищ", 3 изд., 1875), книг для чтения, обзора "Народное образование в Вятской губернии в 1864-74 годах" (1875) и др.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 340)
Ч33(2)47

БЛОНСКИЙ Павел Петрович (1884-1941)
— педагог и психолог, д-р педагогических наук (1935). Один из ведущих теоретиков педологии. Участвовал в создании и руководил Академией социального воспитания (с 1924 - АКВ; первый ректор в 1919-23). Ранние работы Б. имели гл.о. историко-философский и историко-педагогический характер. Сформулировал осн. педагогические принципы массового неполного среднего образования на основе политехнизма и связи обучения и труда как факторов социального развития личности. Они стали теоретико- педагогической основой строительства школьной системы в СССР. В учебнике "Педология" (1934; 2 изд., 1936) дал представление о своеобразии разных возрастных периодов и связанных с ним особенностях воспитания и обучения. В кн. "Психологические очерки" (1927) выдвинул оригинальное положение о происхождении и развитии психической жизни, трактуя её как ряд разных уровней психической деятельности. "Очерк научной психологии" (1921)
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 340)
(Психология и педагогика: учебно-терминологический словарь. Сост. Е.Е. Пости. - Ковров, 2005. С. 11)
Ч33(2)7-8
Ю

БЛУМ (Bloom) БЕНДЖАМИН СЭМЮЭЛ (р. 1913)
— американский психолог и педагог, профессор педагогики Чикагского университета (с 1938). Создал таксономию (иерархическую последовательность) педагогических целей в познавательной и эмоциональной областях, заложил основы концепции "полноценного усвоения".
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 340)
Ч33(7США)

БОБКО ИГорь Моисеевич (р. 1930)
— д-р технических наук (1976), профессор (1979), член-корреспондент РАО (1985; Отделение общего среднего образования), директор Сибирского института образовательных технологий РАО.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 464)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

БОБРОВНИКОВ Николай Алексеевич (1854 - после 1916)
— педагог. Помощник Н.И. Ильминского в деле просвещения нерусских народов; директор казанской инородческой семинарии, попечитель Оренбургского учебного округа (1906-08). Член совета МНП. Автор книги "Что такое хороший урок" (4 изд., 1910) и докладов ("Труды особого совещания об образовании восточных инородцев", 1905).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 340)
Ч33(2)5

© Российская национальная библиотека, 2006