УСТАНОВКА
— в психологии, неосознанное состояние, предваряющее и определяющее развёртывание любых форм психической деятельности; состояние мобилизованности, готовности к действию, обусловленное наличием у субъекта потребности и соответствующими условиями её удовлетворения. У. - механизм регуляции деятельности; её регулирующая функция проявляется в форме направленности на решение определённых задач.

Понятие У. было первоначально введено в конце 19 в. в экспериментальной психологии. В 20 в. понятие социальной У. вводится в социальную психологию и социологию для обозначения субъективных ориентаций индивидов как членов группы (общества) на те или иные общественные ценности и социально принятые способы поведения (У. Томас, Ф. Знанецкий).

Теория У. широко разработана Д.Н. Узнадзе и его школой, рассматривающими У. как готовность субъекта к восприятию будущих событий и совершению действий, что является основой его целесообразной избирательной активности. Выявлены различные свойства и виды У. Теория У. выступает в качестве конкретно-научной методологии для различных отраслей психологии, в т.ч. возрастной психологии.

У. обеспечивает устойчивый и целенаправленный характер протекания деятельности, служит средством её стабилизации и развития в заданном направлении. Это имеет и негативную сторону - У. может стать фактором сопротивления изменениям и нововведениям. Уже в детском возрасте в соответствии с законами формирования и изменения У. у человека возникает определённое отношение к осн. жизненным ценностям, различным видам деятельности. Исходя из закономерностей формирования У. становится возможным охарактеризовать мн. психические и личностные особенности человека. Управление У. является важной практической проблемой и составляет одну из задач воспитания.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 298-299)
Ю

УСТАНОВЛЕНИЕ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ
— Для возникновения прав и обязанностей родителей и детей определяющее правовое значение имеет удостоверенное надлежащим образом происхождение ребёнка от конкретного лица, т.е. установление кровно-родственной связи ребёнка с его отцом и матерью. У.п.д. регулируется Семейным кодексом РФ. Материнство устанавливается органами ЗАГС на основании документов, подтверждающих факт рождения ребёнка в медицинском учреждении, а при рождении ребёнка вне медицинских учреждений - на основании медицинских документов, свидетельских показаний или иных доказательств. Правовая связь ребёнка с матерью возникает в силу кровного родства с ней независимо от того, состоят ли родители ребёнка в зарегистрированном браке. Официальное подтверждение происхождения ребёнка от отца возможно лишь в определённых случаях. Регистрация ребёнка, родители которого состоят в зарегистрированном браке, производится по заявлению обоих родителей или одного из них, причём действует презумпция отцовства лица, являющегося мужем матери. Если ребёнок родился после расторжения брака, признания брака недействительным, после смерти лица, состоящего в браке с матерью, это лицо записывается отцом при условии, что со дня его смерти, расторжения брака, признания брака недействительным до дня рождения прошло не более трёхсот дней, если решение суда не установит иные факты. Регистрация рождения ребёнка в этих случаях производится в том же порядке, что и регистрация рождения ребёнка, родители которого состоят в браке.

При рождении ребёнка от родителей, не состоявших в зарегистрированном браке, отцовство может быть установлено путём подачи совместного заявления отцом и матерью ребёнка в органы ЗАГС независимо от времени рождения ребёнка. Запись об отце (матери) производится по заявлению отца (подаётся с согласия органов опеки и попечительства в органы ЗАГС, а при отсутствии согласия - по решению суда), если мать ребёнка умерла, неизвестно её место жительства, она признана недееспособной либо лишена родительских прав.

Если совместное заявление не может быть подано вследствие смерти лица, на иждивении которого находился ребёнок и которое признало себя его отцом, факт признания отцовства может быть установлен в судебном порядке. При наличии обстоятельств, позволяющих предполагать, что подача совместного заявления об установлении отцовства после рождения может оказаться невозможной или затруднительной, не состоящие между собой в браке родители будущего ребёнка могут подать такое заявление в ЗАГС во время беременности матери, сама же запись о родителях будет произведена после рождения ребёнка.

При отсутствии совместного заявления родителей, не состоящих в зарегистрированном браке, отцовство может быть установлено в судебном порядке по заявлению матери, опекуна, лица, на иждивении которого находится ребёнок, или его самого по достижении совершеннолетия. Закон содержит исчерпывающий перечень обстоятельств, при наличии которых возможно установление отцовства таким образом. К ним относится совместно проживание и ведение общего хозяйства матерью и ответчиком до рождения ребёнка, что может подтверждаться общим бюджетом, совместным питанием, взаимной заботой и другими обстоятельствами, характерными для семейной жизни. Не требуется, чтобы совместное проживание продолжалось до самого рождения ребёнка, достаточно, чтобы родители какое-то время от момента его зачатия до рождения жили совместно и вели совместное хозяйство. Другим обстоятельством является участие ответчика в воспитании или содержании ребёнка. Причём требуется установить, что помощь отца, независимо от её размера, была систематической. Учитываются также все доказательства, с достоверностью подтверждающие признание отцом своего отцовства. Это признание может быть сделано как в период беременности матери, так и после рождения ребёнка. Такими доказательствами могут служить письма, надписи на снимках, показания свидетелей, вещественные доказательства. Ответчик вправе, в свою очередь, предоставить любые доказательства, опровергающие его отцовство. Одновременно с иском об установлении отцовства может быть предъявлен иск о взыскании алиментов.

Установление отцовства в отношении лица, достигшего совершеннолетия, допускается только с согласия этого лица, а если оно признано недееспособным - с согласия его опекуна или органа опеки и попечительства.

Возможно оспаривание записи о матери, отце ребёнка, однако не допускается оспаривание записи об отцовстве, произведённой на основании решения суда об установлении отцовства.

В Семейном кодексе РФ введена возможность установления и оспаривания не только отцовства, но и материнства; при установлении и оспаривании отцовства (материнства) допускается применение не только рос. законодательства, но и законодательства других стран в зависимости от гражданства ребёнка по рождению. При этом сам порядок установления и оспаривания отцовства на территории России определяется рос. законодательством.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 299)
Х

УСЫНОВЛЕНИЕ (удочерение)
— юридический акт, в результате которого между лицом, принявшим ребёнка на воспитание и содержание (усыновителем), и его родственниками, с одной стороны, и усыновляемым (удочеряемым) ребёнком, с другой стороны, возникают такие же права и обязанности, как между родственниками по происхождению. У. является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Регламентируется нормами Семейного кодекса РФ.

У. допускается только в интересах детей с учётом этнического происхождения ребёнка, его принадлежности к определённой религии и культуре, родного языка, возможности обеспечения преемственности в воспитании и образовании, а также с учётом возможности обеспечить детям полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие. У. производится судом в порядке особого производства с участием представителей органов опеки и попечительства. У. серьёзно влияет на права ребёнка и его дальнейшую судьбу, поэтому существует большое количество требований, лишь при соблюдении которых У. признаётся законным. Так, усыновителями не могут быть: несовершеннолетние граждане; лица, признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными; супруги, один из которых признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным; лица, лишённые по суду или ограниченные судом в родительских правах (см.Родительские права и обязанности, Ограничение родительских прав); лица, отстранённые от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей; бывшие усыновители, если У. отменено судом по их вине; лица, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять воспитание ребёнка или являются опасными для здоровья самого ребёнка (например, страдающие психическими или венерическими заболеваниями, ВИЧ- инфекцией, алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией, открытой формой туберкулёза и рядом других серьёзных заболеваний, перечень которых устанавливается Правительством РФ). Не могут также быть усыновителями лица, которые на момент У. не имеют дохода, обеспечивающего усыновляемому прожиточный минимум; лица, которые не имеют постоянного места жительства, а также жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям; лица, имеющие на момент установления У. судимость за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан.

Не допускается посредническая деятельность по У. детей (т.е. любая деятельность других лиц в целях подбора и передачи детей на У. от имени и в интересах лиц, желающих усыновить детей).

Не могут совместно усыновить одного и того же ребёнка лица, не состоящие между собой в браке. Разница в возрасте между усыновителем, не состоящим в браке, и усыновляемым должна быть не менее 16 лет (по уважительным причинам суд может сократить этот срок). Это правило не применяется при У. ребёнка отчимом (или мачехой). Обязательно согласие родителей ребёнка при его У., кроме случаев, когда они неизвестны, признаны судом безвестно отсутствующими, недееспособными, лишены родительских прав (см.Лишение родительских прав) или по причинам, признанным судом неуважительными, более шести месяцев не проживают совместно с ребёнком и уклоняются от его воспитания и содержания. При У. ребёнка, родители которого не достигли 16 лет, в дополнение к согласию этих лиц требуется также согласие на У. их родителей или опекунов (попечителей), а при отсутствии последних - согласие органа опеки и попечительства.

Родители могут дать согласие на У. ребёнка конкретным лицом без такого указания. Однако не допускается дача согласия до рождения ребёнка. При наличии нескольких лиц, желающих усыновить одного и того же ребёнка, преимущественное право предоставляется его родственникам с условием соблюдения всех вышеизложенных условий и интересов ребёнка. При У. ребёнка, не достигшего 10 лет, его согласия на У. не требуется.

Предусмотрены особые льготы для женщин, усыновивших новорождённых детей непосредственно из родильного дома: им выдаются больничные листки с выплатой в установленном порядке пособия по родам со дня У. ребёнка на оставшийся срок выплаты пособия со дня рождения ребёнка; они приобретают также все другие права, установленные для женщин, имеющих малолетних детей.

Поскольку У. производится в судебном порядке, граждане, желающие усыновить ребёнка, подают об этом заявление в суд по месту жительства (нахождения) усыновляемого ребёнка. В заявлении об установлении У. указываются фамилия, имя, отчество и дата рождения ребёнка, место его жительства; сведения о родителях, а также о наличии у него братьев и сестёр; обстоятельства, обосновавшие просьбу усыновителей об У. и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства. Если усыновители хотят изменить у усыновляемого ребёнка фамилию, имя, отчество, место рождения, а также, чтобы усыновители были бы записаны в актовой записи о рождении ребёнка в качестве его родителей, была изменена дата рождения ребёнка (при У. ребёнка в возрасте до одного года), то об этом также должно быть указано в заявлении. Для изменения фамилии, имени, отчества ребёнка, достигшего 10 лет, как правило, требуется его согласие.

Закон содержит перечень документов, которые должны быть приложены к заявлению. Дела об установлении У. рассматриваются с обязательным участием самих усыновителей, прокурора, представителя органа опеки и попечительства (он должен представить в суд заключение об обоснованности и о соответствии У. интересам ребёнка с указанием сведений о факте личного общения усыновителей с усыновляемым ребёнком). Суд может привлечь к участию в деле родителей усыновляемого ребёнка, его родственников и других заинтересованных лиц, а также самого ребёнка, если он достиг 10 лет. Дела об установлении У. рассматриваются на закрытом судебном заседании. Разглашение тайны У. влечёт за собой при определённых условиях уголовную ответственность.

Права и обязанности усыновителя и усыновлённого возникают со дня вступления в силу решения суда об установлении У. Усыновление подлежит обязательной регистрации в органах ЗАГС по месту вынесения судом решения об У. Суд должен в течение трёх дней со дня вступления решения в законную силу направить выписку из него в орган ЗАГС по месту вынесения решения.

В необходимых случаях для обеспечения тайны У. допускается изменение места, а у ребёнка в возрасте до одного года и даты рождения, но не более чем на три месяца. При записи усыновителей в качестве родителей усыновлённого выдаётся новое свидетельство о рождении.

Усыновлённые утрачивают личные и имущественные права и освобождаются от обязанностей по отношению к своим кровным родителям и родственникам. Однако при У. ребёнка одним лицом эти права и обязанности могут быть сохранены по желанию матери, если усыновитель мужчина, или отца, если усыновитель женщина. Если один из родителей умер, то по просьбе родителей умершего (дедушки, бабушки ребёнка) и если это отвечает интересам ребёнка, могут быть сохранены права и обязанности по отношению к родственникам умершего родителя. Несовершеннолетние дети, имеющие к моменту У. право на пенсию или пособия, полагающиеся им в связи со смертью родителей, сохраняют право на их получение и после У.

В исключительных случаях, исходя из интересов ребёнка, по требованию его родителей, усыновителей, самого усыновлённого, достигшего 14 лет, органа опеки и попечительства, прокурора, суд может отменить У.

Особый порядок установлен для У. детей - граждан Рос. Федерации иностранными гражданами. Субъекты Рос. Федерации могут принимать и собственное законодательство об У., поскольку вопросы семейного права находятся в совместной компетенции России и субъектов Рос. Федерации.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 299-300)

См. также Лишение родительских прав, Пособие ежемесячное на детей, Родство

Х

УТИЛИТАРИЗМ (от лат. utilitas - польза)
  1. этическое учение, согласно которому основой нравственности и критерием человеческих поступков является польза, понимаемая как средство достижения "наибольшего счастья для наибольшего числа людей".
  2. истема взглядов, образ жизни, в основе которого лежит идея о том, что польза, понимаемая как удовлетворение к.-л. нравственных интересов, является осн. критерием нравственной оценки, а достижение успеха составляет основу человеческого счастья.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 300)

УТОМЛЕНИЕ
— состояние организма, возникающее при длительном воздействии физических и умственных нагрузок и характеризующееся снижением работоспособности. Выражается в рассогласовании работы психофизиологических систем организма, обеспечивающих деятельность. Это проявляется в неадекватных изменениях кровообращения, дыхания, терморегуляции и др., а при умственном У. также в ослаблении внимания, замедленном протекании мыслительных процессов, ошибках памяти (воспроизведения). Субъективно У. ощущается как усталость. Однако усталость не всегда совпадает с изменениями в организме, которые характерны для У. (она может быть обусловлена недостаточной мотивацией, потерей интереса к работе и пр.).

У дошкольников наблюдаются лишь начальные формы У.: при появлении признаков У. ребёнок прекращает выполняемую деятельность. Наступлению У. способствуют: однообразная, скучная работа; деятельность в неблагоприятных условиях; отсутствие двигательной активности и т.д. У. наступает быстрее после перенесённого заболевания, при хронической интоксикации и т.п.

Признаки наступающего У. школьников: двигательное беспокойство, ослабление внимания, раздражительность, снижение точности и скорости работы, сонливость, головные боли и пр. Профилактика У. может вестись путём установления объёма работы в соответствии с физиологическими возможностями организма ребёнка, уровнем развития психических процессов, создания благоприятных условий работы. Большое значение имеет чередование видов деятельности.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 300)
Ю

УХТОМСКИЙ Алексей Алексеевич (1875-1942)
— физиолог, академик АН СССР (1935; член-корреспондент с 1932). Преподавал в Петербургском (Ленинградском) университете (1906-42). С 1937 директор электрофизиологической лаборатории АН СССР. Основываясь на трудах И.М. Сеченова, Н.Е. Введенского и других, У. открыл один из осн. принципов деятельности нервной системы, назвав его "доминантой" ("Доминанта как рабочий принцип нервных центров", 1923). Понятие о доминанте - стойком очаге возбуждения - нашло широкое применение в медицине, психологии, педагогике и наряду с учением У. об усвоении ритма позволило по-новому осветить природу утомления. Автор курсов лекций "Физиология двигательного аппарата" (1927) и "Очерк физиологии нервной системы" (1945; опубликовано посмертно).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 414)
Ч33(2)7-8

УЧАЩИЙСЯ
см. Обучающийся

УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
— один из осн. видов деятельности человека, направленный на усвоение теоретических знаний и способов деятельности в процессе решения учебных задач. Систематическое осуществление У.д. способствует интенсивному развитию у её субъектов теоретического сознания и мышления, осн. компонентами которого являются содержательные абстракции, обобщения, анализ, планирование и рефлексия.

У.д. нельзя отождествлять с теми процессами учения и усвоения, которые включены в любые другие виды деятельности (игровую, трудовую и др.). У.д. сознательно направлена на усвоение знаний и способов деятельности.

У.д. выполняет двоякую социальную функцию. С одной стороны, она является условием и средством психического развития человека, обеспечивая ему усвоение знаний и тем самым развитие специфических способностей, с другой - У.д. является одним из осн. средств включения подрастающих поколений в систему общественных отношений.

Как и игра, У.д. - производный, исторически выделившийся из труда вид деятельности; её выделение связано с появлением теоретического знания. Развитие человеческого знания вызывает развитие и изменение У.д.

В конце 50-х гг. Д.Б. Эльконин выдвинул общую гипотезу о строении У.д., о её значении в психическом развитии ребёнка. Особенность У.д. состоит в том, что её результатом является изменение самого учащегося, а содержание У.д. заключается в овладении обобщёнными способами действий в сфере научных понятий. Дальнейшее развитие эта идея получила в исследованиях В.В. Давыдова.

В структуре У.д. выделяются потребность, задача, мотивы и операции. Исходная форма У.д. - её коллективно распределённое осуществление учащимися под руководством учителя. Формирование и развитие У.д. проходит несколько этапов, каждому из которых соответствуют определённые ступени образования. При переходе с этапа на этап видоизменяются её осн. характеристики (содержание, формы организации и т.д.).

На этапе начального образования возникают и формируются осн. компоненты структуры У.д. (у дошкольников имеются лишь их предпосылки). В младшем школьном возрасте У.д. становится главной и ведущей среди других видов деятельности. На протяжении всего начального образования в условиях полноценной и развёрнутой У.д. она остаётся коллективно распределённой, но при этом у большинства младших школьников складываются умения по собственной инициативе ставить различные содержательные вопросы сверстникам и учителям, умения не только участвовать в дискуссиях, но и быть их инициаторами и даже организаторами. К концу начального обучения у детей появляется способность сознательно контролировать свои учебные действия и критически оценивать их результаты.

На втором этапе формирования У.д. (6-9-е классы) усложняется её содержание - предметом усвоения становятся целостные системы теоретических понятий, излагаемые абстрактным языком. Изменяется и организация У.д., учащиеся постепенно переходят к самостоятельному выполнению учебных задач. Каждый ученик становится индивидуальным субъектом учения, его У.д. приобретает форму внутреннего диалога с авторами учебников. У.д. теряет свой ведущий характер; гл. роль в психическом развитии подростков приобретает общественно значимая деятельность (спортивная, трудовая, художественная и пр.). Но в сфере умственного развития У.д. продолжает занимать гл. место.

В старшем школьном возрасте У.д. вновь становится ведущей, но в ней появляется профессиональный уклон, позволяющий старшеклассникам осуществлять профессиональное самоопределение. В студенческие годы У.д. приобретает исследовательский характер и может быть названа учебно-познавательной деятельностью.

При любом способе обучения у некоторых учащихся может стихийно сформироваться целенаправленная У.д. Однако наивысшего уровня развития она достигает при планомерном формировании, построенном на принципах теории У.д.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 300-301)
Ч421.21

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
— нормативный документ, очерчивающий круг основных знаний, умений и навыков, которые должны быть усвоены по каждому отдельно взятому учебному предмету.
(Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005. С. 421)
Ч312.11

УЧЕБНИК
— книга, в которой систематически излагаются основы знаний в определённой области на уровне современных достижений науки и культуры; основной и ведущий вид учебной литературы. У. отвечает целям и задачам обучения, воспитания и развития определённых возрастных и социальных групп.

У., с одной стороны, является для подавляющей массы учащихся важным (нередко основным) источником знаний, с другой - одним из гл. средств обучения. Через У. осуществляется организация процесса усвоения содержания образования, он призван формировать способность учащегося к накоплению личного социального опыта, формированию у него умения оценивать явления и события окружающей действительности, определять своё место в обществе.

Как средство обучения У. обладает определённой материальной формой (выраженной в сложной структуре), которая жёстко связана с содержанием образования, с процессом и результатами усвоения. Это положение предъявляет высокие требования к конструкторам У. (автор, художник, редактор), требует от них знания теории У. и закономерностей его создания.

Теория У. развивается на стыке педагогики, психологии, базовых наук, искусств, книговедения. Существуют различные подходы к обоснованию оптимальной структуры У.: с точки зрения содержательных компонентов (И.Я. Лернер), У. как комплексная информационная модель учебно-воспитательного процесса (В.П. Беспалько) и др. Окончательное суждение о качестве У. позволяет сделать только его экспериментальная апробация в процессе обучения.

Разработка в 70-80-х гг. основ теории школьного У. привела к выводу о том, что в условиях единой школы, осуществляющей всеобщее среднее образование, единый У. не может обеспечить учащимся современный уровень образования. Была выдвинута задача создания учебно-методического комплекта (УМК) как открытой системы учебных пособий. Реализация этой идеи требовала издания широкой номенклатуры дополнительной учебной литературы. В начале 80-х гг. УМК были созданы по каждому классу и учебному предмету.

В ходе реформ в 90-е гг. издание учебной литературы стало одним из факторов сохранения единого образовательного пространства. Осн. критерием оценки У. является его соответствие базисному инвариантному учебному плану или вариативным региональным учебным планам, а также государственному образовательному стандарту (см.Стандарты образовательные).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 301)

— книга, излагающая основы научных знаний по определенному учебному предмету.
(Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005. С. 421)
Ч421.215

УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС (УВК)
— школа-комплекс, в Рос. Федерации педагогическое объединение, в состав которого входят общеобразовательная школа с филиалами учреждений дополнительного образования детей, культуры, работающие по единому плану и режиму школы продлённого дня. В УВК может входить также дошкольное учреждение. Впервые УВК созданы в середине 70-х гг. в Белгородской и Курской областях. Теоретические и методические предпосылки организации УВК заложены в исследованиях и научно-практическом опыте С.Т. Шацкого и В.А. Сухомлинского по выявлению форм взаимодействия школы с социальной средой, путей расширения сферы деятельности школы.

УВК дают возможность органически соединить общее образование с дополнительным образованием детей. Для организации массовых, групповых и индивидуальных форм внеурочной деятельности служат не только занятия в различных кружках, секциях в творческих объединениях, но и эстетический всеобуч, спортивные занятия, ритмика и хореография. Они включаются в расписание уроков и являются обязательными для всех учащихся. Т.о. создаются условия для развития каждого ребёнка вне зависимости от его способностей к академическому учению.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 301)
Ч312

УЧЕБНОЕ КИНО
— фильмы, созданные в качестве средств обучения, а также научно-популярные, документальные фильмы, используемые в образовательном процессе. Первый учебный фильм был снят во Франции (1898). В России сведения о возникновении У.к. относятся к 1896, когда Русское техническое общество в С.-Петербурге организовало лекции о кинематографе как средстве наглядного обучения.

В 20-е гг. на фабриках Госкино, студиях "Межрабпом-Русь", Пролеткино и др. выпускались т.н. культурфильмы, созданные на документальных материалах. В 30-е гг. начали снимать первые учебные фильмы. С 1933 создавались учебные фильмы по большинству школьных предметов; издавался сборник "Учебное кино" (1933-36), где публиковались статьи А.М. Гельмонта, М.М. Полонского и др. В последующие десятилетия производство учебных фильмов было ориентировано на все уровни образования (школа, профессиональные средние и высшие учебные заведения, специальные курсы).

Учебные фильмы весьма различны по охвату учебного материала и способам художественного решения. В зависимости от педагогической задачи учебные фильмы классифицируются на обучающие, инструктивные, тренировочные и тестовые. Выделяются фильмы, созданные в форме лекции, очерка, художественной постановки (например, в помощь изучающим иностранные языки) и др.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 301-302)

См. также Технические средства обучения

Ч312.71

"Учебно-научный центр довузовского образования МГУ"
— Москва. Учебная литература для абитуриентов и старшеклассников.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 479)

См. также Издательства РФ

УЧЕБНЫЕ КАРТОГРАФИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ
— применяются при изучении естественно-научных и обществоведческих дисциплин в средней и высшей школе. Система У.к.п. включает карты, атласы, глобусы, репродукции аэро- и космических снимков и фотокарты. Содержание У.к.п. согласуется с программой и учебником соответствующего курса, а способы изображения и оформления отвечают восприятию учащихся.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 302)
Ч426.23-253

УЧЕБНЫЕ ОКРУГА
— в России учебно-административные подразделения, составляющие систему местного управления образовательными учреждениями ведомства МНП. Образованы в 1803 в С.-Петербурге, Москве, Дерпте, Харькове, Казани и Вильно. Административными и научно-методическими центрами У.о. были университеты (кроме С.-Петербурга), а органами оперативного управления - училищные комитеты. Попечители У.о. (члены Гл. управления училищ) находились в С.-Петербурге (до 1835), затем перенесены в окружные центры.

В начале 20 в. в России имелось 13 У.о. (упразднены в 1918): С.-Петербургский (с 1914 Петроградский), Московский, Виленский (в 1832-50 упразднён), Дерптский (с 1893 Рижский), Казанский, Харьковский, Белорусский (1829-50), Одесский (1830), Киевский (1832), Варшавский (1839-61 и 1867- 1918; в 1861-67 упразднён), Кавказский (1848-60 и 1864-1918; в 1860-64 упразднён), Оренбургский (1874), Западно-Сибирский (1885); а также Гл. управление Гражданскими учебными заведениями в Восточной Сибири (1867; с 1884 Иркутское), Гл. управление Гражданскими учебными заведениями в Туркестане (1875), Гл. управление Гражданскими учебными заведениями в Приамурском генерал-губернаторстве (1894).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 302)

УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ
— в современной педагогической классификации все материальные средства обучения, используемые в учебно-воспитательном процессе и предназначенные для расширения, углубления и лучшего усвоения знаний, предусмотренных учебной программой и изложенных в учебниках. Для каждого учебного предмета разрабатывается система У.п., между которыми существуют связи, определяемые содержанием предмета, методикой преподавания, особенностями усвоения того или иного содержания и функциональными свойствами отдельных видов У.п.

Различают 3 осн. группы У.п.: натуральные объекты; изображения и отображения предметов и явлений действительности; описания предметов и явлений мира словами и фразами естественного и искусственного языков. Отдельную группу составляют технические средства обучения. Разработку У.п. осуществляют научно-исследовательские институты, конструкторские и технологические бюро различных министерств, педагоги-специалисты по учебному оборудованию, а также отдельные учителя. Создание новых и модернизация существующих У.п. происходит на основе исследований, ведущихся в институтах РАО и др. учреждениях. Комплектование школ У.п. осуществляется в соответствии с типовыми перечнями учебно-наглядных пособий и учебного оборудования, разрабатываемыми институтами РАО.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 302)
Ч421.215

УЧЕБНЫЙ ПАКЕТ
— комплект дидактических материалов, рассчитанный на самостоятельную, как правило, индивидуальную работу учащихся по отдельным разделам курса. В У.п. входят: учебные пособия, руководство (или набор указаний) по организации самостоятельной учебной деятельности; средства стандартизованного контроля, предусматривающие достижение запланированных учебных результатов. Деятельность учителя имеет преимущественно организационно-консультативный характер. Создание и использование У.п. связаны с развитием программированного обучения и педагогической технологии в различных странах в 60-х гг. 20 в. У.п. воспроизводит в себе обучающий цикл и рассчитан на практически полное программирование учебной деятельности. Особую роль играют У.п. в работе учреждений дистанционного обучения и заочного обучения.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 302)

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
— разбивает содержание образовательной программы по учебным курсам, по дисциплинам и по годам обучения, является годовым календарным учебным графиком. Органы государственной власти, органы управления образованием и органы местного самоуправления не вправе изменять У.п. и учебный график гражданского образовательного учреждения после их утверждения, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 302)

— нормативный документ, который определяет состав учебных предметов; порядок (последовательность) их изучения по годам обучения; недельное и годовое количество учебных часов, отводимых на изучение каждого отдельного предмета; структуру и продолжительность учебного года.
(Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005. С. 421)

См. также Класс

Ч421.211

УЧЕБНЫЙ ПЛАН БАЗИСНЫЙ
— основной государственный нормативный документ, являющийся составной частью Государственного образовательного стандарта. Базисный учебный план для основной школы утверждается Государственной Думой, а для полной средней школы - Министерством образования РФ.
(Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005. С. 421)

См. также Стандарты образовательные

Ч421.211

УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ
— осн. структурная единица учебно-воспитательного процесса; одно из средств реализации содержания образования в системе общеобразовательных и профессиональных учебных заведений. Перечень и взаимосвязи У.п., их распределение по годам обучения или отдельным периодам учебного года определяются учебным планом соответствующего учебного заведения. Закономерности обучения конкретному У.п., а также цели, содержание, методы, организационные формы и средства обучения раскрывает методика учебного предмета. Каждый У.п. имеет гл. функцию, выделяющую его ведущий компонент. Это могут быть предметные научные знания (физика, химия, биология и др.), способы деятельности (иностранный язык, черчение), способности к определённому восприятию действительности (изобразительное искусство, музыка). Однако предмет школьного изучения нельзя идентифицировать с соответствующей областью науки, т.к., во-первых, он специфично отражает её содержание, во-вторых, в У.п. включаются системы общеразвивающих умений и навыков, не свойственных собственно содержанию науки.

У.п. не сводится к простой совокупности законов, понятий и методов науки, а включает и другие компоненты, такие, как умение воспринимать и анализировать информацию, принимать решение, планировать и контролировать свою деятельность и др. Изучение каждого У.п. вносит свой вклад в воспитание учащихся, формирование мотивационно-волевых качеств личности. Этим сторонам развития личности соответствуют определённые базисные компоненты содержания образования, каждый из которых может быть представлен самостоятельным У.п. (или циклом учебных дисциплин). Содержание общего образования реализуется чаще всего в группах У.п., которые соответствуют каждому из компонентов опыта личности: умственному образованию - основы наук; нравственному воспитанию - предметы социального цикла; эстетическому воспитанию - предметы эстетического цикла; воспитанию коммуникативности - предметы языкового цикла.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 302)
Ч426

УЧЕНИК
см. Обучающийся

УЧЁНЫЕ СТЕПЕНИ И ЗВАНИЯ
— официальное подтверждение научной квалификации специалиста и его роли в учебно-воспитательном процессе в высшем учебном заведении; присуждение степеней и присвоение званий - форма аттестации научных кадров. Практика присуждения учёных степеней ведёт историю со времён первых западноевропейских университетов (12-13 вв.).

В Рос. Федерации порядок присуждения учёных степеней определяется соответствующим положением. Присуждение учёных степеней происходит в специализированных диссертационных советах, которые создаются Высшей аттестационной комиссией.

Учёные звания - форма выражения официального и научно-общественного признания заслуг учёного, в т.ч. в подготовке научных работников, в создании учебной и научной литературы. Учёные звания служат также для обозначения ряда ведущих должностей в высших учебных заведениях и научных - в научно-исследовательских учреждениях (например, "научный сотрудник"). Впервые в высшей школе статус "профессор" (лат. professor _ учитель) был установлен в Оксфордском университете в 16 в. В ряде стран были введены звания "штатный" (ординарный) профессор и "внештатный" (экстраординарный) профессор. Звание "доцент" (лат. docens, родительный падеж docentis - обучающий) могло быть присвоено лицам, имеющим одну из низших степеней. В 19 в. во мн. странах введены также должности "приват-доцента" (получали оклад, состоявший из отчислений от платы за обучение студентов). В странах с французской системой организации высшего образования одно из младших учёных званий - "агреже" (с 1808).

В России звание "профессор" закрепилось после учреждения Московского университета (1755). До 1863 званию "доцент" соответствовал "адъюнкт-профессор". В 1863 установлено звание "доцент", а в 1884 - "приват-доцент".

Система аттестации на учёные звания в научных учреждениях несколько раз пересматривалась. В 1986 в них установлены должности главного, ведущего, старшего научного, научного и младшего научного сотрудников.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 302-303)

УЧЁНЫЙ СОВЕТ
— в Рос. Федерации коллегиальный орган руководства научной деятельностью вуза, научно-исследовательской и научно-производственной организации. Координирует осн. направления научно-исследовательской работы, подготовки специалистов и аттестации научных и научно-педагогических кадров. Избирается на общем собрании организации.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 303)
Ч481.412

УЧИЛИЩА
— средние специальные учебные заведения, готовящие специалистов по военным, медицинским и гуманитарным специальностям (военные, медицинские, педагогические, художественно-технические, культурно-просветительские и др.).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 303)
Ч474

УЧИЛИЩЕ ПРАВОВЕДЕНИЯ
— привелегированное высшее юридическое заведение для детей дворян (1835 - 1917 гг.). Основано по инициативе М.М. Сперанского. За годы существования окончило более 2 тыс. юристов.
(Образовательная сфера. Авт.-сост. А.Л. Кураков. Под ред. Л.П. Куракова. - М., 2006. С. 261)
Ч483(2)7

УЧИТЕЛЬ
— педагогическая профессия и должность в системе общего и профессионально-технического образования. Лишь на первый взгляд учительская профессия может показаться ретрансляцией знаний. На самом деле - это высокая миссия, предназначение которой - сотворение и самоопределение личности в культуре, утверждение человека в человеке. При очевидной массовости педагогической профессии для овладения ею оказывается необходимой достаточно жёсткая структура способностей и качеств, определённая социально-психологическая предрасположенность личности.

Одно из ведущих, стержневых образований личности У., определяющих её целостность и готовность к деятельности, составляют профессионально-ценностные ориентации. Они могут быть охарактеризованы как избирательные отношения У. к педагогической профессии, к личности воспитанника, к самому себе. Самоопределение У. обусловлено его ориентацией на ценности именно педагогической деятельности, на широкую гамму гуманистических социально-профессиональных установок: на избранную профессию как образ жизни и способ её полноценного и творческого проживания; на человека как на цель, а не на средство; на развитие рефлексии, эмпатии, социальных способностей, обеспечивающих продуктивность общения и успешность взаимодействия с людьми, прежде всего с детьми.

В состав профессионально обусловленных свойств и характеристик У. входят общая направленность его личности (социальная зрелость и гражданская ответственность, профессиональные идеалы, гуманизм, высокоразвитые, прежде всего познавательные, интересы, самоотверженное отношение к избранной профессии); некоторые специфические качества - организаторские, коммуникативные, перцептивно-гностические, экспрессивные; профессиональная работоспособность.

Для высокого уровня развития профессионального самосознания У. характерны: преобладание в иерархической структуре его характеристик ценностей личностного роста в профессии; представленность в сознании образа ученика как субъекта своей жизнедеятельности и стремление самому быть отражённым в качестве значимого её субъекта; доминирование установки на личностно-ориентированное взаимодействие с воспитанниками (сочувствие, поддержка, доверие) и пр.

Присущий современной цивилизации динамизм в значительной мере изменяет социально-педагогические функции У., который из традиционного "педагога-предметника" всё более превращается в организатора процессов, формирующих личность ученика. Школа выступает сферой духовного производства, результат которого - не просто присвоение новых знаний, целей, ценностей и личностных смыслов, но раскрытие сущностных сил и деятельных способностей растущего человека.

У. должен постоянно обогащаться тем новым, что даёт современность, жить интенсивной духовной жизнью, стать творцом-создателем. У. в возрастающей мере становится и исследователем, совмещающим в себе педагога - экспериментатора, теоретика и практика, тонкого психолога и воспитателя; ему по силам не только обслуживать имеющиеся педагогические технологии, но и осуществлять инновационные процессы.

Эффективность педагогического процесса определяется деятельностью личностно устойчивого, внутренне целостного и профессионально реализующегося У. Формирование такого У. - задача педагогического образования.

При массовом характере учительской профессии государство и общество объективно заинтересованы в создании надлежащих условий для подготовки У., для его полноценной профессиональной реализации. От успешности педагогической деятельности У. зависит будущее каждой нации и, в конечном счёте, судьба мировой цивилизации.

Исходя из фундаментального права личности на образование и роли У. в реализации идеалов, закреплённых во Всеобщей декларации прав человека, Декларации прав ребёнка, Уставе ООН и других международных нормативных актах, ЮНЕСКО приняла (1966) Рекомендацию о положении учителей (опубликована в России в начале 90-х гг.), охватывающую широкий круг вопросов, связанных с целями и политикой в области образования, подготовкой и совершенствованием педагогов, условиями работы и пр.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 303)
Ч421.421

УЧИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
— раздел древнерусской письменности. Представлен дидактическими жанрами (11 - начало 18 вв.): ораторская проза, поучения (гомилии), нравоучительные беседы, экзегезы (толкования текстов Священного Писания), притчи и др. Большинство произведений У.л. носит название "Слово".

Широкое распространение на Руси У.л. получила после принятия христианства (988). Воспитанию человека, живущего по моральным принципам, закреплённым текстами Священного Писания, служила патристика - творения отцов Церкви 4-8 вв.: Иеронима, Августина, Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста и др. Извлечения из творений отцов Церкви, их "слов", поучений, бесед составили содержание ранних сборников У.л. Древнейшим дошедшим до нас образцом её можно считать "Изборник великого князя Святослава 1073 года", переведённый с греческого на древнеславянский язык в Болгарии при царе Симеоне (конец 9 - начало 10 вв.).

На славянской почве возник нравственно-дидактический "Изборник 1076 года", посвящённый решению вопроса "как христианам жить". В нём помещено "Слово некоего отца к сыну", побуждающее к размышлениям о выборе правильного жизненного пути. Оно предвосхищает жанр наставлений: "Поучение" Владимира Мономаха, "Послание и наказание от отца к сыну" в "Домострое".

Популярным на Руси сборником был "Златоструй", включавший "слова" и поучения Иоанна Златоуста (в т.ч. приписываемые ему) и "слова" других отцов Церкви. В 11-14 вв. на Руси формировались сборники т.н. уставных чтений, в которые входили поучения, полемические и торжественные "слова", в т.ч. "Пчела". Широко распространённым был "Измарагд" (изумруд), дошедший до нас в многочисленных списках и нескольких редакциях. Например, 2-я редакция книги, предназначенная для домашнего чтения, наряду со "словами" отцов Церкви включала произведения древнерусских писателей Кирилла Туровского, Серапиона Владимирского, а также практические советы по бережному отношению к книге. Отдельное "слово" в сборнике посвящено учителю, его месту и роли в жизни человека.

С 11 в. произведения У.л. создавали епископ Новгородский Лука Жидята, игумен Киево-Печерского монастыря Феодосий - автор 11 дидактических произведений, и др. На Гомера, Платона и Аристотеля опирался в своих произведениях Климент Смолятич (середина 12 в.). События 13 в., связанные с монголо-татарским нашествием, отразил в своих произведениях Серапион, епископ Владимирский. Свой вклад в окончательное падение монголо-татарского ига внёс Вассиан Рыло, архиепископ Ростовский, направивший своё знаменитое послание на Угру великому князю Ивану III, в котором побуждал князя к активным действиям.

В 15 в. расширился круг переводной У.л., куда входит полный перевод философско-дидактических творений Псевдо-Дионисия Ареопагита, "Диоптра" ("Зерцало") Филиппа Пустынника и др.

Большую работу по собиранию "святых книг, которые в Русской земле обретаются", предпринял митрополит Макарий, по инициативе которого в 30-40-х гг. 16 в. были созданы "Великие Четьи-Минеи", а также сборник "Златоструй" (12 книг, ставших своеобразной энциклопедией церковной литературы 16 в.).

С середины 17 в. У.л. начала распространяться не только в рукописных сборниках, но и в печатных изданиях. Печатались новые переводы творений отцов Церкви. Епифаний Славинецкий (ему принадлежит перевод трактата Эразма Роттердамского "Гражданство обычаев детских") и его современник Симеон Полоцкий были создателями мн. учительных и торжественных "слов" и ориентировались на западноевропейские традиции, проникавшие в Россию. В них развиваются барочные идеи ("жизнь есть сон", "помни о смерти"), использованы образы античной мифологии, поставлены философские проблемы и пр. Барочные традиции получили развитие в творчестве учеников Симеона Полоцкого - Сильвестра Медведева и Кариона Истомина.

Приверженцем греческой, византийской традиции, противостоявшей латинской образованности, был Епифаний Чудовский, произведения которого отличает простота изложения. В своих произведениях он обращает внимание на положение нищих, обездоленных, призывает людей к милосердию, состраданию.

Важную роль в развитии У.л. на рубеже 17-18 вв. сыграл духовный писатель митрополит Димитрий Ростовский. Воспитанник Киево-Могилянской академии, он синтезировал в своём творчестве русскую православную культурную традицию с западноевропейской учёностью. Частью его литературного наследия стали проповеди, в которых он осуждал невежество и пьянство, прославлял просветительскую деятельность Петра Великого. Гл. его труд - "Минеи-Четьи" (1684-1705), основу которых составили "Великие Четьи-Минеи" митрополита Макария, дополненные из западноевропейских источников. С учительными целями были написаны также драмы "Рождественская" и "Успенская" (см.Школьный театр).

В начале 18 в. У.л. приобрела новые качества гражданской политической речи, что проявилось в творчестве Феофана Прокоповича и отчасти Стефана Яворского.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 303-304)
Ч426.21,6(2)312

УЧИТЕЛЬСКИЕ ИНСТИТУТЫ
  1. в России мужские педагогические учебные заведения для подготовки учителей уездных, городских, высших начальных училищ. Первый, 4-годичный, У.и. существовал в 1817-22 и 1838-46 при Главном педагогическом институте в С.-Петербурге. С 1872 открывались 3-годичные У.и. (58 к 1917). Преобразованы в педагогические институты и институты народного образования.
  2. В РСФСР в 1934-50-е гг. 2-годичные педагогические учебные заведения для подготовки учителей 5-7-х классов. Реорганизованы в педагогические институты и педагогические училища.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 304)
(Образовательная сфера. Авт.-сост. А.Л. Кураков. Под ред. Л.П. Куракова. - М., 2006. С. 262)
Ч489.514(2)7

УЧИТЕЛЬСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
— профессиональные организации педагогов и воспитателей. В России первыми У.о. были ссудно-сберегательные кассы и общества взаимной помощи в Одессе (1866), Москве (1870 - Общество воспитательниц и учительниц), Рязани (1882 - Общество пособия учащимся в начальных училищах, и др.). К 1894 было 15 обществ (9 из них состояло при Министерстве внутренних дел и 6 - при МНП). В том же году был принят типовой устав, который ограничивал рамки деятельности обществ исключительно сферой материальной взаимопомощи. В декабре 1902 - январе 1903 состоялся 1-й Всерос. съезд представителей обществ вспомоществования лицам учительского звания (ок. 70 организаций).

Одной из форм профессионального объединения учителей были общественно-педагогические собрания, которые могли проводиться с целью организации досуга их членов. Многообразием отличалась деятельность педагогических собраний - Петербургского (осн. Педагогическим обществом взаимопомощи в 1893) и Московского (1902), которое после закрытия Московского педагогического общества взяло на себя ряд его функций. Деятельность У.о. активизировалась в 1905-07. В эти годы возникли союзы политической направленности: Всерос. союз учителей и деятелей по народному образованию (см.Всероссийский учительский союз), Всерос. союз учителей и деятелей средней школы, Социал-демократический союз деятелей по школьному и внешкольному образованию, Академический союз, объединивший деятелей науки и преподавателей высшей школы, и др. Некоторые общества взаимопомощи превратились в чисто благотворительные организации, другие слились с ячейками учительских союзов. После прекращения деятельности (1907) учительских союзов общества взаимопомощи вновь стали центрами профессионального объединения учителей. Они проводили работу по улучшению труда и быта педагогов, по повышению их профессионального уровня.

В 1910-х гг. получили распространение учительские дома - стационарные просветительские учреждения для педагогов. Наиболее крупным был Московский учительский дом (открыт в 1911), построенный по проекту А.У. Зеленко Обществом взаимной помощи при учительском институте и другими организациями. При нём были организованы музей наглядных пособий, библиотека, комнаты для приезжих учителей и др. По решению съезда им. К.Д. Ушинского для координации деятельности У.о. было создано (1914) справочное бюро. Бюро подготовило "Ежегодник учительских обществ" (обзор деятельности) за 1914 и 1915. В 1915 осн. Всерос. педагогическое общество, на базе которого были созданы Учительский союз в Петрограде и Союз деятелей средней школы в Москве, которые затем объединились во вновь созданный Всерос. учительский союз.

В 1919 осн. Всерос. профсоюз работников просвещения и социалистической культуры, в который в 1921-22 входили также деятели искусств и печати. В 1922-34 существовал профсоюз работников просвещения (Рабпрос), объединявший педагогов образовательных и политико-просветительных учреждений. В 1-й половине 30-х гг. функционировали самостоятельные профсоюзы работников начальной и средней школы, работников высшей школы и научных учреждений, работников дошкольных учреждений. В 1956 они объединились под руководством ВЦСПС. В 1957 образован Профсоюз работников просвещения высшей школы и научных учреждений. С 1992 интересы учителей защищает Профсоюз работников народного образования и науки РФ.

Международные учительские организации подразделяются на организации профсоюзного и профессионально-педагогического характера. По форме объединения различают У.о. - конфедерации, федерации, ассоциации и др. по географическому составу - всемирные, межрегиональные, субрегиональные и региональные; по профессиональному составу - универсальные, охватывающие преподавателей отдельных предметов, директоров школ и др. Осн. цели У.о.: развитие сотрудничества между учителями, защита их прав и интересов, содействие повышению статуса педагогов в обществе и др.

Среди всемирных и международных У.о. до 1993 выделялось 4 крупнейших У.о. профсоюзного характера, объединявших св. 70% учителей и работников образования в мире. Всемирная федерация организаций учительской профессии (ВКОУП; осн. в 1952; штаб- квартира в г. Морж, Швейцария), Международная федерация свободных учительских союзов (МФСУС; 1951; штаб- квартира в Амстердаме), Международная федерация профсоюзов работников просвещения (МФПРП; 1946, штаб- квартира с 1991 в Мотрёй, Франция), Всемирная конфедерация профсоюзов учителей (ВКПУ; 1963; штаб-квартира в Брюсселе). В 1993 на базе ВКОУП и МФСУС образован Интернационал образования (штаб-квартира в Брюсселе) - самая крупная организация за всю историю учительского движения. Среди региональных и субрегиональных У.о. выделяются: Европейская ассоциация учителей (1956), Совет учителей северных стран Европы (1968), Общеафриканская организация учительской профессии (1974), Азиатская конфедерация учителей и др. К организациям профессионально-педагогического характера относятся: Всемирная федерация ассоциаций преподавателей иностранных языков (1931), Международная федерация преподавателей французского языка (1969), Международная ассоциация преподавателей немецкого языка (1968), Международная ассоциация преподавателей итальянского языка (1994), Европейская ассоциация директоров средних школ (1988) и др.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 304-305)
Ч489.518.2

УЧИТЕЛЬСКИЕ СЕМИНАРИИ
— 3-4-годичные средние педагогические учебные заведения для подготовки учителей начальных школ. Появились в Германии в конце 17 в. В России первая У.с. создана в С.-Петербурге (1783- 1804). Получили распространение с 60-х гг. 19 в. (171 в 1916). После 1917 преобразованы в 3-годичные педагогические курсы.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 305)
Ч489.518.21

УЧРЕДИТЕЛИ образовательного учреждения
— организации или отдельные лица, выступающие официальными организаторами данного образовательного учреждения. У. могут быть органы государственной власти, органы местного самоуправления, отечественные и иностранные организации всех форм собственности, их объединения (ассоциации и союзы); отечественные и иностранные общественные и частные фонды; общественные и религиозные организации (объединения), зарегистрированные на территории Рос. Федерации; граждане Рос. Федерации и иностранные граждане. У. образовательных учреждений всех типов и видов, реализующих военно-профессиональные образовательные программы, может быть только Правительство Рос. Федерации. У. специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа для детей и подростков с девиантным поведением могут быть только федеральные органы исполнительной власти и (или) органы исполнительной власти субъектов Рос. Федерации.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 305)

УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
— образовательные учреждения, реализующие дополнительные учебные программы различной направленности, выходящие за пределы основных образовательных программ, в целях всестороннего удовлетворения потребностей граждан, общества, государства. К ним относятся учреждения повышения квалификации, курсы, центры профессиональной ориентации, музыкальные и художественные школы, школы искусств, дома детского творчества, станции юных техников, станции юных натуралистов и т.п.
(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 157)
Ч313.87

УЧРЕЖДЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫЕ (КОРРЕКЦИОННЫЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
— учреждения, предназначенные для воспитания и обучения детей, подростков и взрослых с различными аномалиями психофизического развития.
(Образовательная сфера. Авт.-сост. А.Л. Кураков. Под ред. Л.П. Куракова. - М., 2006. С. 262)
Ч430.4(2)

УШАКОВ Дмитрий Николаевич (1873-1942)
— языковед, член-корреспондент АН СССР (1939), д-р филологических наук (1936). Ученик Ф.Ф. Фортунатова. Преподавал в средней школе, МГУ (профессор; работал с 1907 и до конца жизни), на Высших женских курсах, в Институте слова, Литературном институте им. М. Горького, МИФЛИ и др. Работы по общему языкознанию, диалектологии, истории русского языка, орфографии, орфоэпии, лексикографии. В 1903-15 заместитель председателя, а в 1915-31 председатель московской диалектологической комиссии при АН СССР, редактор выпусков её трудов. Возглавлял Орфографическую комиссию Наркомпроса (30-е гг.). У. - составитель и гл. редактор "Толкового словаря русского языка" (т. 1-4, 1934- 1940). Участвовал в составлении программ и учебников по русскому языку для начальной, средней и высшей школы. Составил "Орфографический словарь русского языка" (1934), с 6-го изд. - в соавторстве с С.Е. Крючковым, в 1986 вышло 39-е издание.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 414)
Ч33(2)7-8

УШАКОВА Татьяна Николаевна (р. 1930)
— д-р психологических наук (1972), профессор (1986), член-корреспондент РАО (1990; Отделение психологии и возрастной физиологии), зав. лабораторией Института психологии РАН.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 468)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

УШИНСКИЙ Константин Дмитриевич (1824-1870)
— педагог, основоположник научной педагогики в России. Окончил юридический факультет Московского университета (1844). В 1846-49 профессор Демидовского лицея в Ярославле. В 1850-54 служил в канцелярии департамента иностранных дел. Сотрудничал в журналах "Современник", "Библиотека для чтения". Преподавал в Гатчинском сиротском институте. С 1859 инспектор Смольного института; провёл в нём реорганизацию и осуществил ряд преобразований: ввёл новый учебный план, рациональные методы обучения, организовал проведение предметных уроков и опытов по дисциплинам естественно-научного цикла. В 1862 из-за доноса вынужден был оставить институт. В 1862-67 жил в Швейцарии, где изучал постановку школьного дела и женского образования.

В педагогической теории У. основополагающей стала идея народности воспитания - признание творческой силы народа в историческом процессе и его права на полноценное образование. Идея народности У. предполагала развитие инициативы общественности в организации и управлении школьным делом. С этих же позиций У. выступал за всеобщее обязательное обучение детей обоего пола на родном языке.

Воспитание У. рассматривал как "создание истории". Предметом воспитания является человек, и если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях. Педагогика, организуя процесс целенаправленного ("преднамеренного") воспитания, использует достижения наук о человеке, которые У. называл "антропологическими", - философии, политэкономии, истории, литературы, психологии, анатомии, физиологии и др. Антропологическая позиция У. позволила ему решать на высоком научном уровне фундаментальные педагогические проблемы, особенно в области дидактики. Связи с педагогикой наук, в которых изучается природа человека, наиболее полно раскрыты им в труде "Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии" (1868-69).

В развитии человека решающую роль У. отводил исторической преемственности человеческих поколений. Воспитание, утверждал он, помогает новым поколениям идти по дороге в будущее, действуя заодно с другими общественными силами. Цель воспитания - формирование активной и творческой личности, что предполагает и подготовку к труду, умственному и физическому, как высшей форме человеческой деятельности.

В понимании У. нравственности и нравственного воспитания также отразилась идея народности. Считая роль религии в формировании общественной морали положительной, он в то же время выступал за автономность науки и школы. В нравственном воспитании У. отводил одно из гл. мест патриотизму. Его система нравственного воспитания исключала авторитарность, строилась на силе положительного примера, на "разумной деятельности ребёнка", требовала развития активной любви к человеку.

У. разработал цельную дидактическую систему. В ней раскрыты принципиальные вопросы отбора содержания образования, его приспособления к особенностям детского возраста. У. дал анализ психологических механизмов внимания, интереса, памяти, воображения, эмоций, воли, мышления, путей их учёта и развития в процессе обучения. Дидактика У. является теорией организации учителем познавательной деятельности детей, в которой первостепенное внимание уделяется развитию трудолюбия, интереса к науке и физическому труду, возбуждению активности и самостоятельности детей в процессе сознательного учения. У. ставил перед педагогом задачу "учить учиться" и помочь воспитаннику найти своё место в жизни.

В содержании общего образования У. отводил большое место естественно- научному образованию, а в постановке преподавания гуманитарных предметов в средней школе выступал против односторонней классической его ориентации. Значительное внимание У. уделял родному языку в школе. В книги для первоначального классного чтения "Детский мир и хрестоматия" (1861) и "Родное слово" (1864) он, кроме отрывков из художественных произведений родной литературы и устного народного творчества, включил т.н. деловые статьи, дававшие сведения по природоведению, географии и истории страны.

У. утвердил в русской дидактике принцип единства обучения и воспитания. Ведущая роль в этом принадлежит учителю, в формировании личности которого У. возлагал надежды на педагогическую литературу и специальную систему подготовки.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 414-415)
Ч33(2)51-273

© Российская национальная библиотека, 2006