ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СРЕДА
— совокупность природых и социально-бытовых условий, в которых протекает жизнедеятельность ребенка и становление его как личности. Воспитательная среда (пространство) - среда обитания школьника, благоприятная для формирования у ребенка положительных качеств; это ближайшее окружение, т.е. люди, с которыми он ежедневно общается: члены семьи, школьный, классный коллектив, учителя, воспитатели и т.д.
(Шмырева Н.А., Губанова М.И., Крецан З.В. Педагогические системы: научные основы, управление, перспективы развития. - Кемерово, 2002. С. 98)

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ДОМА
— закрытые учебно-воспитательные учреждения. В России первый приют для "зазорных младенцев" осн. в 1706 в Холмово-Успенском монастыре близ Новгорода митрополитом Иовом. По указанию Петра I (1715) подобные приюты должны были создаваться при церквах в городах (не получили распространения). В 1763 утверждён Генеральный план В.д. (составлен И.И. Бецким) в Москве, согласно которому в В.д. принимались подкидыши, дети, рождённые вне брака, и дети, оставленные своими родителями по бедности. Задачи В.д.: воспитание "новой породы людей" - т.н. "третьего чина" - купцов, ремесленников, их образование и призрение. В.д. осн. в Москве (1764), Новгороде (1766), Петербурге (1770) и др. Управление В.д. возлагалось на Опекунский совет. Они содержались на пожертвования частных лиц, а также за счёт налогов. Воспитанники считались вольными. Обучение в В.д. начиналось с 7 лет и велось на русском и немецком языках (педагогами первых В.д. были преимущественно иностранцы). Дети 7-11 лет занимались чтением, письмом, рисованием, основами ремёсел; с 14-15 лет - 3-4 раза в неделю обучались на фабриках и в мастерских. Наиболее способных детей обучали иностранным языкам, проводились также занятия в художественных классах при музеях. Несколько наиболее талантливых учеников продолжали образование за границей на средства В.д. На базе учебных мастерских В.д. организовано ремесленное учебное заведение (впоследствии МВТУ). При В.д. существовали госпитали с классами для начального обучения медицинским профессиям. Для предупреждения детской смертности создавались (с 1772) т.н. деревенские экспедиции для раздачи детей на воспитание в семьи. В 1828 дальнейшее устройство В.д. запрещено (к этому времени действовало 37). С 1864 обязанности по руководству В.д. (кроме столичных, которые в 19 в. вошли в Ведомство учреждений императрицы Марии) перешли к земствам. В 1890 в 28 земских губерниях насчитывалось 56 В.д. В 1917 В.д. закрыты, в 1918 созданы детские дома.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 44)
Ч424(28)739.23

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ КОЛОНИИ
— в Рос. Федерации исправительные учреждения, в которых отбывают наказание несовершеннолетние 14-18 лет, осуждённые судом к лишению свободы. В.к. имеют два вида режима: общий и усиленный. В В.к. общего режима отбывают наказание несовершеннолетние мужского пола, впервые осуждённые к лишению свободы, а также все несовершеннолетние женского пола. Лица мужского и женского пола, как правило, содержатся раздельно. В В.к. усиленного режима содержатся несовершеннолетние мужского пола, ранее осуждённые к лишению свободы. В колониях обоих режимов предусмотрено 4 вида условий отбывания наказания: обычные, облегчённые, льготные, строгие. Все осуждённые несовершеннолетние начинают отбывать наказание в обычных условиях, исключение составляют осуждённые за умышленные преступления. При добросовестном отношении к труду и учёбе осуждённые могут по истечении определённого времени переводиться на другие условия отбывания наказания.

Положительно характеризующиеся осуждённые могут быть оставлены в колонии и после достижения ими 18 лет, но не более чем до 21 года. При отрицательных характеристиках осуждённые переводятся в исправительные колонии общего режима. Деятельность В.к. (правила поведения, распорядок дня, система поощрений и взысканий, организация свободного времени) определяется нормами уголовно-исполнительного законодательства. Для подростков установлен сокращённый рабочий день (4-6 ч в зависимости от возраста), исключены вредные и тяжёлые виды труда, сверхурочные работы и ночные смены. В колониях имеются профессионально-технические училища, где обучение ведётся по типовым образовательным программам. Воспитанники получают общее образование (по учебному плану вечерних школ). По уровню образования и характеру производства воспитанники распределяются по отделениям (20-25 чел.), за которые отвечают воспитатель, учитель и мастер производственного обучения. 3-4 отделения составляют отряд под руководством начальника. За организацию и методическое обеспечение несёт ответственность заместитель начальника колонии по воспитательной работе, а также учебно-воспитательный совет при начальнике колонии, в который входят педагоги, воспитатели, мастера производственного обучения, представители общественности.

Важнейшие задачи педагогического коллектива В.к. - преодоление у несовершеннолетних негативного отношения к учению и труду, выработанного у них опытом прежней жизни, привитие интереса к познавательной, трудовой и досуговой деятельности.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 44)

См. также Пенитенциарная педагогика

Ч424(2)719.23

ВОСПИТУЕМОСТЬ
— подготовленность человека к сравнительно быстрому формированию новых для него познавательных, эмоциональных или поведенческих умений и навыков.
(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 26)

ВОСПИТЫВАЮЩИЕ СИТУАЦИИ
— обстоятельства затруднения, выбора, толчка к действию; могут быть специально организованы педагогом.
(Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005. С. 415)

ВОСПРИЯТИЕ
— психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их свойств и частей, связанный с пониманием целостности отражаемого. Возникает в результате непосредственного воздействия физических раздражителей на рецепторные поверхности анализаторов.

Исходная форма познания - ощущение. В. выступает как синтез ощущений. В зависимости от того, какой анализатор является ведущим в данном акте В., различают зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое и обонятельное В.

Осн. свойствами В. являются предметность, целостность, константность и категориальность. Предметность В. - отнесённость получаемых с помощью органов чувств сведений о внешнем мире к самим предметам, а, например, не к рецепторным поверхностям или структурам мозга, участвующим в обработке информации. Формирование предметности В. связано с практическими действиями ребёнка, которые имеют предметный характер, направлены на внешние объекты и приспособлены к их особенностям. Целостность - свойство В., состоящее в том, что всякий объект, а тем более пространственная предметная ситуация воспринимаются как устойчивое целое, даже если некоторые части этого целого в данный момент не наблюдаемы. Константность В. - относительное постоянство некоторых воспринимаемых свойств предметов при сравнительно широком диапазоне изменений условий В. Например, величина удаляющегося или приближающегося объекта воспринимается вместе с расстоянием между объектом и субъектом; поэтому В. величины неразрывно связано с В. удалённости. Категориальность В. - свойственная высшим формам В. расчленённость и обобщённость. Примером мо- жет служить речевой слух, основанный на выделении фонематических признаков звуков и их отнесении к тем или иным фонетическим категориям.

В. формируется в процессе жизнедеятельности, активных взаимоотношений с предметами. Для развития В. большое значение имеют игра, рисование, различные виды конструктивной деятельности. При нормально организованном воспитании ребёнок уже к концу дошкольного возраста умеет правильно ориентироваться в окружающих предметах и целенаправленно использовать действия В.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 44-45)

ВОСТОЧНО-СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
— Республика Бурятия, Улан-Удэ, ул. Ключевская, 40а. Социальная работа.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 472)

См. также Университеты

Ч489.1

ВОСТОЧНЫЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, ГУМАНИТАРНЫХ НАУК, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА
— Республика Башкортостан, Уфа-центр, ул. Мубарякова, 3. Психология, социальная работа, педагогика и методика дошкольного образования, педагогика и методика начального образования, социально-культурная деятельность.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 475)

См. также Негосударственные ВУЗы

Ч489.514(2)7

ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ
— навязчивые действия, отрицательно сказывающиеся на поведении ребёнка, его физическом и психическом развитии. В поведении некоторых детей встречаются навязчивые действия, которые ребёнок совершает непроизвольно и которые производят неприятное впечатление. Это привычка теребить волосы или мочку уха, нарочито сутулиться, ковырять в носу, употреблять слова-паразиты и т.п. Причина их возникновения - недостаточное внимание родителей к поведению ребёнка. Предупреждение таких привычек требует привития ребёнку навыков опрятности, аккуратности, организованности, соблюдения правил этикета.

Но бывают и привычки иного рода, хотя и похожие на названные. Это сосание пальца, губы, грызение ногтей и т.п. Чаще всего они наблюдаются у тех детей, кто с младенчества воспитывался чрезмерно строго либо, напротив, испытал дефицит родительского внимания. В таких случаях привычка становится ритуалом самоуспокоения и отвлечения от неприятных переживаний.

Для устранения В.п. необходимо терпеливое восполнение недостатка родительского внимания. Увлекая ребёнка интересными занятиями, общаясь с ним, родители помогают ему изжить те переживания, которые породили неприятные действия. Такой подход оказывается гораздо эффективнее, чем запреты и наказания.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 45)
Ч421.354

ВРЕМЕННЫЙ ТВОРЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ в школе
— разновидность временного профессионального объединения педагогов, создаваемого для оперативного решения конкретных задач и проблем школы, образовательного процесса. В.т.к. позволяют активизировать деятельность учителей, привлечь их к совместной работе, мобилизовать творческий потенциал людей, помочь самореализации личности педагога. В.т.к. могут объединять педагогов одного или разных предметов, создаваться внутри одной или разных школьных параллелей, на год или несколько лет в зависимости от поставленных задач.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 45)
Ч421.42

ВСЕМИРНАЯ МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ СРЕДА
— информационное пространство. В.м.с. позволяет средствами Глобальной информационной среды осуществлять поиск и представление информации (звук, аудио- и видеоинформацию, элементы технологии виртуальной реальности и т.д.) по выделенным словам и рисункам, а также обеспечивает лёгкий доступ до нужного ресурса Всемирной сети (см.Интернет).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 45)
Ч312.31

См. также Интернет

ВСЕМИРНАЯ СЕТЬ
см. Интернет

ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
— международный правовой акт. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948. Состоит из Преамбулы и 30 статей. В Декларации впервые в истории международных отношений определён круг осн. прав и обязанностей, подлежащих всеобщему соблюдению и уважению. Декларация исходит из того, что в основе всех прав человека лежит принцип равноправия, все люди рождаются свободными и равными в своём достоинстве и правах. Декларация к правам человека относит элементарные права личности, гражданские, политические и экономико-социальные права. Под элементарными правами личности понимается право каждого человека на жизнь, свободу и личную неприкосновенность. Никто не должен содержаться в рабстве, подвергаться пыткам и жестокому, бесчеловечному или унижающему человеческое достоинство обращению и наказанию. К политическим и гражданским правам относят право каждого на свободу мысли, совести, религии, на свободу убеждений и свободное их выражение и др.

Согласно Декларации, осуществление прав человека в экономической, социальной и культурной сфере необходимо для поддержания достоинства и свободного развития личности. Человек имеет право на труд, на отдых, на социальное обеспечение и особую особую защиту материнства и младенчества, на образование и на участие в культурной жизни общества.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 45)

ВСЕОБЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ, всеобуч, всеобщее образование
— принцип организации народного образования - обучение всех детей и молодёжи определённого возраста в учебных заведениях, дающих учащимся установленный государством объём знаний и учебных навыков.

В.о. обеспечивается системой мероприятий: законодательных (установление обязательности обучения и возрастных норм обязательного обучения, общедоступности учебных заведений, бесплатности обучения и т.п.), материально-хозяйственных (финансирование школьного дела, планирование, формирование и развитие сети учебных заведений, их строительство, оборудование и пр., обеспечение учащихся питанием, а в определённых случаях - жильём, одеждой и др.), организационно-педагогических (определение численности и порядка комплектования контингентов учащихся, подготовка педагогических кадров, обучение учащихся на родном языке, издание и распространение учебной литературы и др.), программно-методических (обеспечение преемственности последовательных ступеней обучения и воспитания и единого уровня общеобразовательной подготовки в учебных заведениях различного типа).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 45)

См. также Обязательное обучение

Ч34

ВСЕРОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ БИБЛИОТЕКА ИНОСТРАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (ВГБИЛ) им. М.И. Рудомино в Москве
— Осн. в 1922, до 1991 Всесоюзная. Основатель и директор (1921-73) М.И. Рудомино. В фондах ок. 4,5 млн. единиц хранения на 142 языках мира (собрания старопечатных изданий 16-17 вв., редких изданий 18- 20 вв., собрание Н. Зёрнова, материалы по антифашистскому Движению Сопротивления, издания по языкознанию, страноведению, истории русского зарубежья). При библиотеке создано издательство "Рудомино".
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 477)
http://www.libfl.ru

См. также Библиотеки РФ

ВСЕРОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ АКАДЕМИЯ
— Москва, 4-й Вешняковский проезд, 4. Психология.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 472)

См. также Университеты

Ч489.514(2)7

ВСЕРОССИЙСКИЙ УЧИТЕЛЬСКИЙ СОЮЗ (ВУС)
— профессионально-политическая организация. Осн. в 1905 как "Всероссийский союз учителей и деятелей народного образования" с целью организации борьбы за политические свободы, созыва Учредительного собрания, демократизации и децентрализации народного образования. В 1906 насчитывалось 16 тыс. членов. Союз участвовал в Революции 1905-07, провёл 4 съезда (1905-07), осуществлял юридическую и материальную помощь учителям, в повышении их профессионального уровня (библиотеки, кружки, лекции), создавал экспериментальные учебные заведения, издавал литературу. В Центральное бюро съезда входили В.П. Вахтеров, В.В. Водовозов, В.А. Гердт, В.И. Чарнолуский, Н.В. Чехов и др. Работали комиссии: литературная, педагогическая, по оказанию взаимопомощи. В 1908 союз прекратил деятельность и возобновил её в 1917 как ВУС (летом насчитывалось 150 тыс. членов), сохранив организационные и идеологические основы прежнего союза. В Совет вошли С.А. Золотарёв, Гердт, Вахтеров, Н.Н. Иорданский, А.П. Пинкевич, Чехов и др. ВУС играл значительную роль в деятельности созданного по его инициативе Государственного комитета по народному образованию Временного правительства. Руководство ВУСа не приняло Октябрьской революции, бойкотировало решения Наркомпроса, организовало забастовку учителей в 1917-18. В 1918 ВУС распущен как контрреволюционная организация, закрыты его печатные органы ("Известия ВУСа", "Петроградский учитель", "Народный учитель", "Учитель").
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 45)

См. также Учительские организации

Ч34(28)

ВСЕСВЯТСКИЙ Борис Васильевич (1887-1987)
— педагог, методист-биолог, профессор (1938). С 1911 - учитель естествознания в школе. Положил начало юннатскому движению в Москве - организовал (1918) и руководил (до 1932) биологической станцией юных любителей природы (преобразованной затем в Центральную биологическую станцию юных натуралистов им. К.А. Тимирязева). Один из авторов первых программ по ботанике для средней школы, учебника для 5-6-х классов (1933; 12 изд., 1967) и методики преподавания ботаники (1936; 3 изд., 1941).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 346)
Ч33(2)7-8Всесвятский

ВСЕСТОРОННЕЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ
— идеал воспитания, присущий гуманистическим педагогическим концепциям. Идея В.р.л. возникла в эпоху Возрождения и получила различные интерпретации во мн. философских педагогических системах. Принцип В.р.л. являлся одним из ведущих в теории коммунистического воспитания, но в практике часто носил формализованный и декларативный характер. Наиболее часто всесторонне развитый человек характеризуется как талантливый и разносторонне образованный человек, способный к универсальной деятельности. В.р.л. осмысливается не только как идеальный результат, но и как процесс воспитания и саморазвития личности, её приобщения к культурным ценностям. В.р.л. может полноценно осуществляться только в тех цивилизованных обществах, где созданы условия для получения наилучшего образования и самостоятельного овладения культурой. Концепция В.р.л. приходит в определённое противоречие с научно-техническим прогрессом, который требует высокообразованных специалистов в к.-л. одной сфере науки и практики. Но это противоречие снимается, если понимать В.р.л. как способность сочетать общественно полезную производительную деятельность с исследовательской, культуросообразующей.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 45-46)
Ч313

ВУДВОРД (Woodward) КАЛВИН МИЛТОН (1837-1914)
— американский педагог, специалист в области трудового обучения и технического образования. В 1870-1910 декан политехнического факультета университета Вашингтона в г. Сент-Луис (шт. Миссури), профессор математики и прикладной механики. Считал основой школьного образования ручной труд, в практике обучения совмещал традиционные дисциплины с ежедневными обязательными занятиями ручным трудом. Пропагандировал в США в конце 19 - начале 20 вв. русскую систему производственного обучения.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 346)
Ч33(7США)

ВУЛЬФСОН Борис Львович (р. 1920)
— д-р педагогических наук (1972), профессор (1991), член-корреспондент РАО (1995; Отделение философии образования и теоретической педагогики), гл. научный сотрудник Института теории образования и педагогики РАО.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 465)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8Вульфсон

ВУНДЕРКИНДЫ (от нем. Wunder - чудо и Kind - ребёнок)
см. Одаренные дети

ВУНДТ(Wundt) ВИЛЬГЕЛЬМ (1832- 1920)
— немецкий психолог, физиолог, философ. Один из основателей экспериментальной психологии. Профессор физиологии в Гейдельберге (1864-74) и философии в Лейпциге (с 1875). Создал (1879) первую в мире психологическую лабораторию (позднее - институт), ставшую международным центром формирования психологов-экспериментаторов. В 10-томной "Психологии народов" (1900-20) предпринял попытку психологического истолкования культурно-исторических явлений.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 346)
Ч33(4Ф)

ВХУТЕИН (Высший художественно-технический институт)
— в 1922-30 учебные заведения в Ленинграде (осн. на базе Академии художеств) и Москве (осн. в 1926 на базе Вхутемаса).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 46)
Ч489.518.26-изо
Ч489.71

ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские)
— учебное заведение, осн. в 1920. Имел художественный и производственный факультеты; готовил в основном художников - станковистов и архитекторов, создал основы подготовки художников-конструкторов. Среди преподавателей: А.Е. Архипов, Д.Н. Кардовский, Н.А. Ладовский, А.М. Родченко, В.Е. Татлин, В.А. Фаворский и др. В 1926 преобразован во Вхутеин.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 46)
Ч489.71

ВЫГОТСКИЙ Лев Семёнович (1896-1934)
— психолог, дефектолог, педолог, профессор (1928). С 1924 вёл научную и преподавательскую работу в учреждениях и вузах Москвы. Исследовал психологические закономерности восприятия литературных произведений ("Трагедия о Гамлете, принце Датском", 1916; "Психология искусства", 1925; опубликовано в 1965). Изучил теорию рефлексологического и психологического исследования, а также проблемы психологии воспитания ("Педагогическая психология. Краткий курс", 1926). Дал критический анализ мировой психологии 1920 - начала 30-х гг., сыгравший важную роль в развитии отечественной психологической науки ("Исторический смысл психологического кризиса", 1927; опубликовано в 1982). В конце 20-х гг. создал культурно-историческую теорию развития поведения и психики человека. Гл. её положения: основа психического развития человека - качественное изменение социальной ситуации его жизнедеятельности; всеобщими моментами психического развития человека служат его обучение и воспитание; исходная форма жизнедеятельности - её развёрнутое выполнение человеком в социальном плане. Согласно В., в ходе общения и совместной деятельности не просто усваиваются образцы социального поведения, но и формируются осн. психологические структуры, определяющие в дальнейшем всё течение психических процессов. В. разработал понятие о зоне ближайшего развития.

В. внёс крупный вклад во мн. отрасли психологической науки. Создал новое направление в дефектологии, показав возможность компенсации умственного и сенсорного дефекта за счёт развития высших психических функций. Разработал учение о локализации психических функций в коре головного мозга, ставшее частью современной нейропсихологии.

В. создал большую научную школу. Среди его учеников Л.И. Божович, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин и др. Исследования В. вызвали широкий резонанс в мировой психологической науке.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 346)
Ч33(2)7-8Выготский

ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ
— искусство воссоздания в живом слове чувств и мыслей, которыми насыщено художественное произведение, выражения личного отношения исполнителя к произведению. Термин "В.ч." получил распространение в середине 19 в. и наравне с терминами "декламация" и "художественное чтение" обозначал искусство художественного слова и предмет обучения этому искусству детей.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 46)
Ч426.131(2)52-255.6

ВЫСТАВКА
— собрание предметов (экспонатов), расположенных где-либо для обозрения, а также место, где они расположены.
(Черник Б.П. Эффективное участие в образовательных выставках. - Новосибирск, 2001. С. 126)

ВЫСТАВКА-ПРОДАЖА
— выставка с продажей экспонатов.
(Черник Б.П. Эффективное участие в образовательных выставках. - Новосибирск, 2001. С. 126)

ВЫСШАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ КОМИССИЯ Министерства образования Рос. Федерации (ВАК России)
— образована в 1998 (ведёт историю с 1932, в 1974-91 при СМ СССР, в 1992-98 функционировал Высший аттестационный комитет Рос. Федерации), высший орган федеральной исполнительной власти, осуществляющий присуждение научным и научно-педагогическим работникам учёных степеней и званий и организацию государственной аттестации научных работников и специалистов научных организаций и научных подразделений высших учебных заведений.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 46)
Ч33(2)

ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (ВНД)
— наука о механизмах деятельности мозга, разработанная И.П. Павловым на основе представлений И.М. Сеченова об её рефлекторной природе. ВНД базируется на принципах детерминизма, соответствия структуры и функции и сочетания процессов анализа и синтеза (дифференциация и интеграция) в коре больших полушарий при осуществлении высших нервных функций и поведения, в основе которых лежит механизм временной связи. Павловым была подробно исследована работа мозга при выработке временных связей в ситуации образования, сохранения, угасания условных рефлексов. Он исследовал соотношение и динамику (иррадиация, индукция) процессов возбуждения и торможения, различные виды торможения - безусловно-рефлекторной (внешней) и условно-рефлекторной (внутренней) природы. В результате наблюдений за поведением обезьян Павлов ввёл в терминологию ВНД понятие ассоциации - ещё одного варианта временной связи.

Осн. принципы и механизмы ВНД не утеряли своего значения и в настоящее время. Представление о роли функционального взаимодействия нервных центров в мозговом обеспечении психических функций нашло отражение в учении (1941) А.А. Ухтомского о доминанте как функционально рабочем органе и теории функциональных систем П.К. Анохина. Современными учёными мозговая организация психических процессов рассматривается как результат функционирования распределённых нервных сетей, формирующихся на основе пластичных временных связей на период решения определённых задач, возникших в ответ на внешние стимулы, или при реализации целей и намерений индивида (внутренние стимулы). У человека такой принцип работы мозга доминирует над условно-рефлекторным, который может включаться, например, при необходимости овладения определённым навыком - последовательностью новых действий или операций, что требует тренировки и повторения.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 46)

"Высшая школа"
— государственное издательство, Москва. Научная, научно-популярная, образовательная, учебная, учебно-методическая литература.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 478)

См. также Издательства РФ

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
— уровень образования, который
- базируется на среднем общем или профессиональном образовании;
- представляется университетами или другими заведениями, признанными в качестве учебных заведений высшего образования компетентными органами;
- имеет целью удовлетворение потребностей общества и государства в подготовке высококвалифицированных специалистов, владеющих необходимыми научными знаниями и практическими навыками в избранной области деятельности, различных уровней квалификации (в соответствии с установленной законодательством структурой высшего образования) для производственной и социальных сфер;
- призван обеспечить наиболее полное удовлетворение потребностей в развитии способностей и творческого потенциала, в фундаментальной подготовке личности, возможность ее активного, свободного и конструктивного участия в развитии общества;
- завершается присвоением определенной академической степени и/или квалификации и выдачей документа (диплома) о высшем образовании.
(Словарь согласованных терминов и определений в области образования государств-участников Содружества Независимых Государств. - М., 2004. С. 25)

См. также Высшее профессиональное образование

Ч48

ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
— высший уровень профессионального образования; уровень квалификации по специальности, полученный в высших учебных заведениях (вузах) на базе полного среднего образования, формально подтверждённый дипломом об окончании вуза. Характеризуется системой знаний, практических умений и навыков, личностных качеств, которые обеспечивают возможность решать профессиональные задачи на уровне достижений научно-технического и социального прогресса.
В.п.о. имеет целью подготовку и переподготовку специалистов, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования. Лица, имеющие начальное профессиональное или среднее профессиональное образование, могут получать В.п.о. по сокращённым ускоренным программам.
В Рос. Федерации для лиц, успешно прошедших итоговую аттестацию, установлены следующие ступени В.п.о. с присвоением квалификации (степени): "бакалавр" (срок для получения квалификации - не менее четырёх лет); "дипломированный специалист" (срок для получения квалификации - не менее пяти лет); "магистр" (срок для получения квалификации - не менее шести лет). В.п.о. можно получить в университете, академии, институте по дневной, вечерней и заочной форме обучения.
Историческая справка. В странах Древнего Востока школы разных уровней возникли за мн. тысяч лет до н.э. В школах высшей ступени молодёжь изучала произведения философов и поэтов, некоторые сведения о законах природы, небесных светилах, минералах, растениях, животных и др. Философы Древней Греции уделяли много внимания разработке систем образования молодёжи, предусматривая в них и высшую ступень образования. Платон в предлагаемой им трёхступенчатой системе образования аристократической молодёжи выделял высшую - третью - для незначительной части юношей, проявивших способности к теоретическому мышлению. По мере развития науки, техники, культуры расширилось содержание и непрерывно повышался научный уровень высшего образования. В 12-13 вв. в Италии, Испании, Франции, Англии и других странах Европы стали возникать университеты. Они стали научными и учебными центрами в области богословия, права, медицины и философии. Восприняв идеи гуманизма в период Реформации, европейские университеты готовили образованных людей, способных занимать ответственные должности на службе государству. Университеты стремились сосредоточить в себе сумму наук, которая в своём латинском определении - universitas literarum (совокупность искусств) - отразилась в самом названии высшей школы.
В 1632 создано первое русско-украинское высшее учебное заведение - Киево-Могилянская академия. В 1687 в Москве открылась Славяно-греко-латинская академия. Начиная с 18 в. отечественное образование, заимствованное по воле Петра I из Германии, развивается преимущественно в традиции германского образования, нацеленного не столько на "элитное" университетское образование, сколько на подготовку специалистов в конкретных областях жизни государства. Светский характер школы, появление высшего образования в европейском его понимании - заслуга Петра I. Возникшая в России высшая школа являлась государственным учреждением, находилась под покровительством государства и служила государственным целям. Она возникла и создавалась прежде всего как школа профессиональная, преследующая цель обеспечить определённую выучку в области тех знаний, которые государству были нужны. В 1725 в Петербурге осн. Академия наук и при ней Академический университет. В 1755 создан первый классический университет в Москве (ныне Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова).
Общий прогресс знаний, развитие промышленности и международной торговли обусловили создание в стране высших специализированных школ. В 1773 в Петербурге осн. приравненное к академии Горное училище, положившее начало инженерному образованию в России (после ряда организаций с 1866 - Горный институт). В 1779 в Москве при Межевой канцелярии открыта Землемерная школа (ныне Московский университет инженеров геодезии, аэрофотосъёмки и картографии). В 19 в. процесс становления высшей технической школы протекал медленно. В 1809 в Петербурге создан Институт корпуса инженеров путей сообщения (ныне С.-Петербургский университет путей сообщения), в 1828 осн. Петербургский практический технологический институт, а в 1830 - Московское ремесленное учебное заведение "для подготовки искусных мастеров с теоретическими сведениями" (впоследствии МВТУ им. Н.Э. Баумана). В конце 19 - начале 20 вв. был открыт ряд высших технических учебных заведений: Электротехнический институт в Петербурге (1891), Московское инженерное училище (1896), Томский технологический институт (1896, открыт в 1900), Петербургский политехнический институт (1899), который представлял новый тип высшего технического учебного заведения по богатству оборудования и новым отделениям (металлургическое, электромеханическое, кораблестроительное, экономическое).
Организация высшего сельскохозяйственного образования началась в России в конце 18 в. Указом Павла I в 1797 учреждена Практическая школа земледелия с обширным земельным участком близ Петербурга (просуществовала 5 лет). Предыстория Лесного института началась в 1803 с образования в Царском Селе Практического лесного училища. В 1865 в Москве начала функционировать Петровско-Разумовская академия (ныне Московская сельскохозяйственная академия им. К.А. Тимирязева). Существовали агрономические отделения при университетах и политехнических вузах.
Первым типом экономических учебных заведений были коммерческие училища, возникшие во 2-й половине 18 в. В начале 20 в. появились высшие курсы коммерческих знаний, а в 1906 организованы коммерческие институты. Московский коммерческий институт создан усилиями Общества распространения коммерческого образования и меценатов, среди которых необходимо назвать купца А.С. Вишнякова.
Осн. типом учебных заведений для подготовки учителей начальной школы были учительские семинарии, учителей для городских и уездных училищ готовили учительские институты с 3-годичным сроком обучения; учителями средних учебных заведений назначались, как правило, лица, окончившие университеты или высшие учебные заведения непедагогического профиля, а также духовные академии. Первым самостоятельным педагогическим высшим учебным заведением был Гл. педагогический институт (1816). В начале 20 в. стало быстро развиваться высшее женское педагогическое образование. Наибольшей известностью пользовались Петербургские Бестужевские курсы, Московские Высшие женские курсы В.И. Герье (см.Женское образование).
Преподавание медицины в России стало более или менее регулярным со 2-й половины 17 в. При крупных военных госпиталях были открыты госпитальные школы (первая создана в Москве в декабре 1707 при Сухопутном госпитале). В 1764 в Московском университете начал действовать медицинский факультет. В 1798 Московский и Петербургский медико-хирургические училища были преобразованы в медико-хирургические академии. В 1895 основан на частные пожертвования Петербургский женский медицинский институт (с 1904 - на государственном финансировании). В начале 20 в. подготовка врачей в России велась 10 медицинскими факультетами университетов, высшими женскими курсами, Военно-медицинской академией. Дореволюционная медицинская школа воспитала плеяду всемирно известных учёных и врачей-практиков, в числе которых Н.И. Пирогов, С.П. Боткин, И.М. Сеченов, Н.М. Якубович, Н.Ф. Филатов, В.М. Бехтерев и др.
Развитие профессионального музыкального образования началось в 1-й половине 18 в. В 1740 при Придворной капелле, которая св. 200 лет готовила квалифицированных хористов, дирижёров, композиторов (Д.С. Бортнянский, М.С. Березовский), был учреждён "инструментальный класс". Музыкальные классы были открыты в Академии художеств. В 1779 в Петербурге начала работу первая в России специальная школа сценических и музыкальных искусств - Театральное училище. Первая отечественная консерватория открыта в Петербурге в 1862, в 1866 создана Московская консерватория. В становлении художественного образования большую роль сыграла созданная Петром I в 1711 Рисовальная школа при Петербургской типографии. В середине 18 в. возникли Рисовальная и Гравировальная палаты при АН. В 1757 осн. Академия трёх знатнейших художеств, преобразованная в 1764 в Рос. имп. АХ. В 1893 на базе училища при АХ учреждено Высшее художественное училище. Существовали также художественные учебные заведения, осн. обществами и частными лицами.
С быстрым развитием экономики в конце 19 - начале 20 вв. придавалось всё большее значение В.п.о., обеспечивающему профессиональную компетентность и высокую квалификацию специалистов. В 30-70-х гг. 20 в. во главу угла в процессе В.п.о. ставилось усвоение совокупности знаний, обеспечивающих овладение основами наук. Образование отождествляется с профессиональной подготовкой.
Современное состояние. Система отечественного В.п.о., несмотря на признаки кризисного состояния, является в настоящее время одной из самых развитых в мире. В 2000 насчитывалось 939 вузов, в т.ч. 90 госуд
В 1994 Правительство России утвердило Федеральную программу развития образования, в соответствии с которой определены гл. задачи и для системы высшего и среднего профессионального образования: создание надёжных гарантий реализации государственной политики в области профессионального образования; обеспечение широкого доступа к профессиональному образованию, повышение его качества и конкурентоспособности; сбалансированное развитие системы профессионального образования; его высокая социальная и экономическая результативность. Осн. инструменты реализации этих задач: децентрализация управления системой; автономия вузов (см.Автономность) и академические свободы; диверсификация образовательных программ и образовательных учреждений. Законом РФ об образовании (1992) предусмотрено последовательное развитие принципов демократизации управления и автономии учебных заведений путём самостоятельного определения ими содержания образования и методов обучения, установления своей организационной структуры, схемы управления и финансово-хозяйственного механизма с учётом реальных условий в регионах. Развиваются осн. принципы и организационные формы демократического, государственно-общественного управления деятельностью системы В.п.о. Введены новые стандарты и классификаторы направлений и специальностей подготовки, индивидуально ориентированные программы обучения. Осуществляется процесс преобразования специализированных институтов в университеты, отраслевые академии. Учреждения В.п.о. ведут научные исследования как фундаментального, так и прикладного назначения; при них развита большая сеть научно-исследовательских институтов и отраслевых, проблемных лабораторий, которые выполняют более 90% всего объёма научных исследований.
Законом РФ о высшем и послевузовском профессиональном образовании (1996) определены гл. задачи вузов: удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии; развитие наук и искусств посредством научных исследований и обучения (подготовка студентов к профессиональной деятельности); подготовка и повышение квалификации преподавателей и специалистов.
Управление системой В.п.о. Государственная политика в области высшего и послевузовского профессионального образования является составной частью социально-экономической политики и представляет целенаправленную деятельность органов государственной власти России и её субъектов по обеспечению развития этих ступеней образования на принципах, заложенных в законах Рос. Федерации об образовании и о высшем и послевузовском профессиональном образовании. Организационной основой государственной политики стала "Федеральная программа развития образования", утверждённая Федеральным законом РФ (№ 51-ФЗ) в апреле 2000, а также образовательные программы субъектов РФ. Федеральным (центральным) органом управления системой В.п.о. является Министерство образования РФ. В нижней палате Федерального Собрания (Государственная Дума) в составе Комитета по науке и образованию имеется подкомитет по высшему образованию, осуществляющий законодательный контроль за прохождением и исполнением бюджета, а также обеспечивающий работу по подготовке, обсуждению и принятию всех законодательных актов в области высшего образования. В Совете Федерации также есть Комитет по науке, культуре и образованию, который на своём уровне осуществляет функции контроля по всем вопросам В.п.о.
К компетенции федерального органа государственного управления высшим образованием (Министерства образования РФ) относится: разработка и реализация целевых федеральных программ в области среднего, высшего, послевузовского профессионального образования; формирование структуры, перечня специальностей и направлений среднего и высшего профессионального образования, разработка федеральных компонентов соответствующих государственных образовательных стандартов и установление требований к содержанию образовательно-профессиональных программ различного уровня; проведение лицензирования и государственной аккредитации образовательных учреждений независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности; установление форм документов о среднем, высшем, послевузовском профессиональном образовании, определение их эквивалентности, проведение нострификации иностранных документов о соответствующих уровнях образования; разработка прогнозов подготовки специалистов и предложений по объёмам бюджетного финансирования и капитальному строительству; координация деятельности учебных заведений, отраслевых и региональных систем среднего, высшего и послевузовского образования по определению объёмов и структуры подготовки специалистов, установление объёмов и структуры приёма студентов, аспирантов и докторантов в государственные образовательные учреждения на обучение за счёт средств федерального бюджета. Для оценки качества подготовки и деятельности системы высшего образования в системе государственных органов создана государственная аттестационная служба, для которой предусмотрены следующие функции в области В.п.о.: контроль над соблюдением федеральных образовательных стандартов во всех образовательных учреждениях; контроль над лицензированием и государственной аккредитацией вузов; контроль над качеством подготовки выпускников по завершению каждого уровня высшего и послевузовского профессионального образования в соответствии с государственными стандартами. Каждое высшее учебное заведение независимо от форм собственности и ведомственной подчинённости проходит аттестацию не реже одного раз в 5 лет.
Федеральной программой развития образования России в части высшего и среднего профессионального образования предусмотрены следующие основные положения: сохранение бесплатности на конкурсной основе государственного высшего и среднего профессионального образования, расширение доступа к высшему образованию с увеличением удельного веса очно-заочных и нетрадиционных форм получения образования на расстоянии (дистанционное образование), постепенный переход на нормативное и стабильное финансирование. Важнейшей задачей является сохранение и развитие единого образовательного и информационного пространства России.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 46-48)

— образование на базе среднего (полного) общего или среднего профессионального образования, осуществляемое в высшем учебном заведении по основным профессиональным образовательным программам, отвечающим требованиям, установленным Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, завершающееся итоговой аттестацией и выдачей выпускнику документа о высшем профессиональном образовании.
(Шмырева Н.А., Губанова М.И., Крецан З.В. Педагогические системы: научные основы, управление, перспективы развития. - Кемерово, 2002. С. 101)

См. также Высшее образование, Высшие учебные заведения, История образования в России, Педагогика высшей школы, Профессиональное образование

Ч48

ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ
— образовательное учреждение, учрежденное и действующее на основании законодательства Российской Федерации об образовании, имеющее статус юридического лица и реализующее в соответствии с лицензией образовательные программы высшего профессионального образования.
(Законодательство в образовании. - М., 2002. С. 340)

См. также Высшее профессиональное образование

Ч484(2)7

ВЫСШИЕ ЖЕНСКИЕ КУРСЫ
— частные женские высшие учебные заведения университетского типа. Одними из первых в 1869 по инициативе И.И. Паульсона были открыты Аларчинские высшие женские курсы в Петербурге и Лубянские - в Москве, в 1872 - Высшие женские медицинские курсы при Медико-хирургической академии в Петербурге. С 1876 В.ж.к. создавались в соответствии с правительственным постановлением по инициативе и на средства общественности. В Петербурге действовало Общество для доставления средств высшим женским курсам (1878), во мн. городах открылись отделения Общества содействия женскому сельскохозяйственному образованию (1899). В 1878 созданы Бестужевские курсы в Петербурге, в 1879 - В.ж.к. в Киеве с двухгодичным, с 1881 - трёхгодичным курсом обучения на физико-математическом и словесно-историческом отделениях.
В 1879 по университетской программе реорганизованы курсы в Казани; к учебному заведению университетского типа эволюционировали историко-филологические курсы В.И. Герье и физико-математические Лубянские курсы в Москве. Участие курсисток в революционном и студенческом движениях вызвало правительственный указ 1886 о запрещении приёма на все В.ж.к., большинство курсов было закрыто.

В Петербурге в 1896 П.Ф. Лесгафтом организованы Курсы воспитательниц и руководительниц физического образования. В 1900 восстановлены курсы Герье. В 1905-10 возникли В.ж.к. в Киеве, Одессе, Казани, Харькове, Тифлисе, Новочеркасске, Варшаве, Томске. Параллельно создавались частные В.ж.к. по программе одного или двух университетских факультетов, например при женской гимназии М.А. Лохвицкой (1903), историко-литературные и юридические курсы Н.П. Раева, юридические - Е.И. Песковской (1906) в Петербурге; В.А. Полторацкой (1907, с 1910 юридические и историко-филологические) в Москве и др. Возникали курсы институтского типа: в 1904 Стебутовские сельскохозяйственные курсы, в 1906 Женские политехнические курсы, созданы по инициативе П.Н. Ариян (с 1915 женские Сельскохозяйственный и Политехнический институты).

Несмотря на высокий уровень преподавания, права оканчивающих курсы были ограничены, включая право преподавания в школе; выпускницам не присваивалось никакого звания. Лишь в 1911 Законом "Об испытаниях лиц женского пола в знании курса учебных заведений и о порядке приобретения ими учёных степеней и звания учительниц" В.ж.к., программы которых могли быть признаны "равными университетским", получили статус вузов, и их выпускницы допускались к экзаменам в комиссиях "для лиц мужского пола". Это было актом признания юридического равноправия В.ж.к. с другими типами вузов. В 1912 в 19 В.ж.к., находившихся в ведении МНП, обучалось ок. 25 тыс. слушательниц, из них почти 15 тыс. в Москве и Петербурге. После Октябрьской революции 1917 В.ж.к. реорганизованы и вошли в состав единой системы высшей школы.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 48)

См. также Педагогическое образование

Ч484(28)716

ВЫСШИЕ НАЧАЛЬНЫЕ УЧИЛИЩА
— повышенные начальные школы в России в 1912-17, мужские, женские и совместного обучения для детей всех сословий и вероисповеданий. Введены взамен городских училищ. Состояли из 4 классов; принимались дети 10- 13 лет, окончившие начальную школу (не менее одноклассного училища МНП). Предметы обучения: Закон Божий, русский язык и словесность, арифметика, геометрия, начала алгебры, естествознание, физика, история, пение, рисование, черчение, гимнастика, рукоделие (для девочек). Окончившие В.н.у. обычно поступали в учительские семинарии или технические училища. При В.н.у. иногда имелись дополнительные классы и курсы профессионального обучения (1-2 года обучения). Упразднены после Октябрьской революции.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 48-49)
Ч424(28)714

ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ (ВУЗы)
— образовательные учреждения, осуществляющие подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием для народного хозяйства, науки, культуры. Вузы проводят научные исследования фундаментального и прикладного характера, осуществляют последипломное образование, повышение квалификации; реализуют в соответствии с лицензией образовательные программы высшего профессионального образования.

Процесс получения высшего и (или) послевузовского профессионального образования призван прежде всего удовлетворять потребности личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии. Организация в вузе научных исследований и творческой деятельности научно-педагогических работников и студентов и использование их результатов в образовательном процессе призвано внести вклад в развитие наук и искусств.

Тем же целям служит подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов с высшим образованием и научно-педагогических кадров высшей квалификации. Вузы способствуют формированию у студентов гражданской позиции, развитию способности к труду и жизни в условиях современной цивилизации и демократии; сохранению и приумножению нравственных, культурных и научных ценностей общества; распространению знаний среди населения, повышению его образовательного и культурного уровня.

Вузы самостоятельно формируют свою структуру, за исключением своих филиалов, которые являются обособленными структурными подразделениями и проходят лицензирование и аттестацию образовательных учреждений самостоятельно, а государственную аккредитацию - в составе вуза. С 90-х гг. в Рос. Федерации стала развиваться сеть негосударственных вузов. В 2000 году насчитывалось 939 вузов, в т.ч. 590 государственных и 349 негосударственных. Самый большой контингент студентов государственных вузов обучается по дневной форме обучения (2213 тыс. чел.), по заочной форме - 1278 тыс. чел., по вечерней - 228 тыс. чел.), в форме экстерната - 9 тыс. чел. Численность студентов в негосударственных вузах - 345 тыс. чел., наибольший контингент обучается заочно - 173 тыс. чел., на дневном обучении - 140 тыс. чел., на вечернем - 31 тыс. чел. и в форме экстерната - 9 тыс. чел.

Осн. виды вузов: университет, академия, институт. Стало употребляться понятие "высшая школа" (например, Государственный университет - Высшая школа экономики в Москве).
В 2000 из 590 государственных вузов 277 являлись университетами, 163 - академиями, 150 - прочими вузами. Статус вуза определяется в зависимости от его вида, организационно-правовой формы, наличия или отсутствия государственной аккредитации.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 49)
см. Высшее учебное заведение

Ч484(2)7

ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ (пед.)
— здесь: три вида высших учебных заведений, осуществляющих подготовку студентов по психолого-педагогическим специальностям:
  1. Педагогические высшие учебные заведения;
  2. Университеты и институты, осуществляющие (в том числе) подготовку студентов по психолого-педагогическим специальностям;
  3. Негосударственные вузы, имеющие лицензию и аккредитацию.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 469-476)

См. также Негосударственные ВУЗы, Педагогические высшие учебные заведения, Университеты

Ч489.514(2)7

ВЫСШИЙ КОММУНИСТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ПРОСВЕЩЕНИЯ (ВКИП)
— научно-исследовательское и учебное заведение, 1931-1938, Москва. Готовил научных работников, преподавателей педагогических дисциплин для вузов, специалистов в сфере управления образованием. Принимались по направлениям партийных органов коммунисты со стажем 7 лет (с 1934 - 8; для лиц из рабочих - 5), обладавшие педагогической подготовкой в объёме вуза, опытом преподавательской, культурно-просветительной или партийной, советской и комсомольской работы. Учебный процесс (сроком 3 года) был организован по типу аспирантуры и состоял в осн. из подготовки слушателями научных работ, а с середины 2-го курса - диссертаций. Слушатели сдавали кандидатский минимум и по окончании института получали диплом с правом защиты диссертаций. В 1932 работали 4 отделения: педагогическое, педологическое, организационно-плановое, политехническое. Научная работа осуществлялась по проблемам педагогики, методики (по школьным предметам), истории педагогики, высшего педагогического образования, зарубежной педагогики и др. В институте преподавали С.Е. Гайсинович, И.Ф. Свадковский, А.П. Пинкевич, И.К. Луппол (первый директор, 1931-34), С.А. Каменев, И.Т. Огородников, А.А. Фортунатов, А.Б. Залкинд, Е.Н. Медынский, Н.К. Гончаров, В.Е. Гмурман и др. В 1933 при ВКИПе создан Центральный научно-исследовательский институт педагогики (с 1934 самостоятельный статус). В 1937 ВКИП ликвидирован. За годы существования состоялось 4 выпуска слушателей.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 49)
Ч30е(2)л29

ВЫШНЕГРАДСКИЙ Иван Алексеевич (1831-1895)
— учёный и государственный деятель, создатель русской конструкторской школы, один из теоретиков и организаторов профессионально-технического образования в России. Поч. ч. Петербургской АН (1888). С 1875 директор Петербургского технологического института. Автор "Проекта общего нормального плана промышленного образования в России" (1884) - первого концептуального документа по созданию системы профессионального образования, который лёг в основу закона "Основные положения о промышленных училищах" (1888), действовавшего до 1917. По инициативе В. в 1883 при Учёном комитете МНП было создано отделение по техническому и профессиональному образованию - первый официальный орган по руководству низшими и средними профессиональными учебными заведениями.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 346)
Ч33(2)47

ВЫШНЕГРАДСКИЙ Николай Алексеевич (1821-1872)
— педагог, организатор женского образования в России. Профессор педагогики в Главном педагогическом институте (1849), преподавал также в Ларинской гимназии, Смольном институте, Павловском женском институте. С 1855 член Учёного комитета МНП. Основал журнал "Русский педагогический вестник" (1857-61). Составил одну из первых отечественных программ по педагогике для подготовки учителей (1854). В 1862 разработал устав, который лёг в основу деятельности всех мариинских женских училищ (с 1862 гимназий).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 346)
Ч33(2)47

ВЮРЦБУРГСКАЯ ШКОЛА
— направление экспериментального исследования мышления в 1900-х гг., центр - психологический институт в г. Вюрцбург (Германия). Основатель - О. Кюльпе. Критикуя ассоциативную психологию, представители В.ш. выдвинули тезис о несводимости мышления к содержанию чувственных представлений, его безобразном характере и т.п. В.ш. оказала влияние на гештальтпсихологию.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 49)
Ч33(4Ф)

ВЯТКИН Бронислав Александрович (р. 1933)
— д-р психологических наук (1982), профессор (1984), член-корреспондент РАО (1992; Отделение психологии и возрастной физиологии), зав. кафедрой Пермского государственного педагогического института.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 465)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

ВЯТКИН Леонид Григорьевич (р. 1933)
— д-р педагогических наук (1989), профессор (1990), член-корреспондент РАО (1992; Отделение философии образования и теоретической педагогики), зав. кафедрой Саратовского государственного университета.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 465)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
— Киров, ул. Ленина, 111. Психология, профессиональное обучение, дошкольная педагогика и психология, педагогика и методика начального образования, социальная педагогика, валеология.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 469)

См. также Педагогические высшие учебные заведения

Ч489.514(2)7

© Российская национальная библиотека, 2006