ОБЩЕСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ПРОСВЕТИТЕЛЬНЫЕ
— общественные организации в области образования. В России до 1917 действовали общества просветительские, имеющие целью развитие образования в целом; научно- педагогические, разрабатывавшие вопросы теории и практики образования; профессиональные учительские организации, ориентированные на защиту прав учителя и содействующие их профессиональному росту. Наиболее многочисленными были благотворительные общества вспомоществования учащимся и взаимопомощи учителей (организовывались при учебных заведениях и как самостоятельные организации - например, Общество поощрения образованию в Самаре, 1886, Нижегородское общество поощрения высшего образования, 1894). В конце 19 в., по данным МНП, насчитывалось 193 общества (111 - по оказанию помощи учащимся, 47 - взаимопомощи учителей и 35 - собственно просветительские). К началу 20 в. имелось св. 6 тыс. благотворительных организаций (в 1900 ими содержалось св. 1,3 тыс. учреждений для призрения и воспитания детей, св. 930 заведений "дешёвого и бесплатного обучения" и 45 учреждений лечебной помощи детям). Наиболее значительные просветительские организации: Комитет грамотности при Московском обществе сельского хозяйства (осн. в 1845, активно действовал с 1859) и Петербургский комитет грамотности при Вольном экономическом обществе (1861). Комитеты занимались изданием и распространением учебной литературы, составлением библиографических списков, статистикой народного образования, создавали воскресные и вечерние школы для взрослых и пр. В 1896 они преобразованы в общества грамотности и переданы в ведение МНП. Во 2-й половине 19 в. получили распространение общества содействия женскому образованию: Общество воспитательниц и учительниц и Общество распространения практических знаний между образованными женщинами в Москве, Общество попечительства о женском образовании в Екатеринославе, Общество содействия женскому сельскохозяйственному образованию в С.-Петербурге с отделениями в других городах. Создавались общества, пропагандирующие техническое, коммерческое и другие направления профессионального образования. Значительную просветительскую деятельность вели Русское техническое общество (1866) и его Постоянная комиссия по техническому образованию (1868), а также Общество распространения технических знаний в Москве (1869) с учебным отделом (1871). Роль общественных научно-педагогических центров сыграли Петербургские педагогические собрания (1859), затем Педагогическое общество (1869), Педагогический музей Главного управления военно-учебных заведений (1864) и др. В конце 19 - начале 20 вв. образованы Педагогическое общество взаимной помощи в Петербурге, Педагогическое общество при Московском университете, педагогические общества в Казани, Орле, Риге, Одессе, Томске и других городах. Просветительскую работу вели многочисленные кружки, организованные совместными усилиями педагогов, родителей и интеллигенции. После критики гимназического устава 1871 МНП учредило в С.-Петербурге Общество классической филологии и педагогики (1874) с отделениями во мн. городах. Педагогические общества дифференцировались по отраслям образования и педагогики: Фребелевские общества дошкольного воспитания в С.-Петербурге (1871) и Киеве (1908), Петербургское (1908) и Нижегородское (1912) общества содействия дошкольному воспитанию, общества по физическому воспитанию и развитию в Одессе (1893), Москве и Томске (1895), Херсоне (1896), Оренбурге (1897) и др. Общество экспериментальной педагогики в С.-Петербурге (1909) координировало деятельность различных лабораторий, кабинетов и кружков; оно провело три Всероссийских съезда по экспериментальной педагогике (1910, 1913, 1916). Впервые вопрос об объединении всех просветительских и педагогических обществ России поставила Лига образования в С.-Петербурге (1906). В 1915 было осн. Всероссийское педагогическое общество, ставшее центром организации Всероссийского учительского союза.

В СССР первым крупным педагогическим объединением стало Общество педагогов-марксистов, созданное при Коммунистической академии (1929-35) и имевшее филиалы во мн. областных центрах. Среди учредителей были Н.К.<~>Крупская, А.В. Луначарский, А.С. Бубнов, М.Н. Покровский, Н.А. Семашко, С.Т. Шацкий, М.М. Пистрак и др. Общество занималось активной пропагандистской деятельностью, организовывало дискуссии, разрабатывало учебные программы по изучению марксизма в учительских кружках и др. В 30-50-е гг. в стране не создавалось официальных общественных педагогических организаций.

В 1960 осн. Педагогическое общество РСФСР, учреждённое Министерством просвещения, АПН и Республиканским комитетом профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений. В 1993 общество преобразовано в Педагогическое общество России. Общество изучает и распространяет передовой педагогический опыт, проводит конференции, семинары и др. мероприятия. С конца 80-х гг. создаются общественные педагогические и просветительские ассоциации, фонды и объединения по самым различным проблемам образования и педагогики.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 175-176)
Ч34(28)33л5
Ч34(2)л0

ОБЪЕДИНЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
— форма творческой деятельности в дополнительном образовании детей. Задачи О.у. - углублять знания учащихся, развивать способности, удовлетворять их творческие интересы и склонности, приобщать к созидательной деятельности, организовывать досуг и отдых. К О.у. относятся кружки, клубы, студии, секции. Деятельность О. у. организуется педагогическими работниками, родителями, специалистами в различных областях науки, техники, искусства на основе дополнительных образовательных программ. О.у. создаются в образовательных учреждениях, клубах по месту жительства, учреждениях дополнительного образования. Осн. направления деятельности О.у.: учебно-исследовательское (предметные кружки, научные общества учащихся); культу- рологическое (по вопросам истории, культуры, искусства, философии, этнографии); научно-техническое (по видам технического творчества); эколого-биологическое (юных натуралистов, исследователей природы, по направлениям опытнической работы в школе); художественно-эстетическое (изобразительных искусств, декоративно-прикладного творчества, музыкальные, хоровые, танцевальные и др.); спортивно-оздоровительное (по всем видам спорта детского и юношеского); туристско-краеведческое (по краеведению, видам туризма, спортивному ориентированию).
О.у. организуются на принципах добровольности и самоуправления. В них обычно занимаются учащиеся одного возраста, с одинаковым уровнем подготовки из одного или параллельных классов, но могут создаваться и разновозрастные группы, например в малокомплектных школах, в сельской местности и т.п. Работа в О.у. осуществляется в разнообразных формах: в занятия с младшими школьниками вносятся элементы игры, развлекательных состязаний; средние и старшие школьники учатся вести научно-исследовательскую и экспериментальную работу, овладевают навыками самообразования. Практические занятия чередуются с теоретическими, проводятся беседы, лекции, экскурсии, походы, учащиеся готовят рефераты, доклады и др. Результатом участия в О.у. каждого школьника является уровень его развития, мастерства, полученные знания и умения, опыт общения со сверстниками и взрослыми в творческой атмосфере общего дела. Итоги работы О.у., как правило, подводятся на различных мероприятиях (спортивные соревнования; смотр творчества; поход; выставка творческих работ и др.).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 176)

См. также Детское общественное объединение

Ч421.38

ОБЪЕДИНЁННЫЕ ШКОЛЫ
— всеохватывающие школы (от англ. comprehensive school), в зарубежных странах - общеобразовательные средние и неполные средние учебные заведения с несколькими отделениями по осн. направлениям учебной работы (академическое, общее, профессионально-техническое, сельскохозяйственное, домоводческое, педагогическое и др.) или комплекс сотрудничающих друг с другом школ с различными направлениями учебной работы. О.ш. сочетают общеобразовательную и практическую подготовку учащихся. Задача О.ш. - охватить обязательным образованием всех детей данной местности. Идея объединения разных типов школ реализуется в работе О.ш. с помощью дифференциации обучения, учитывающей индивидуальные интересы, способности и устремления школьников.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 176)
Ч424

ОБЪЯСНЕНИЕ
— дидактический приём раскрытия существенных свойств изучаемого объекта, его внутренней структуры и связей с другими объектами. О. опирается на имеющийся у учащихся опыт (чувственный и логический, опыт рассуждений), а также включает в себя создание такого опыта. Эффективность О. зависит от активности (прежде всего мыслительной) воспринимающих его учащихся. Критерий эффективности - способность использовать объясняемые свойства и связи (отношения) для решения новых задач (в т.ч. практических), для получения новых знаний.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 176-177)
Ч312.511

ОБЪЯСНИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ
— система приёмов обучения, направленная на развитие у учащихся начальных классов навыков сознательного, правильного, выразительного и беглого чтения, их мышления и речи. О.ч. предполагает также сообщение учащимся в связи с прочитанным первоначальных знаний о природе и обществе.

О.ч. возникло в русской школе в 50- 60-х гг. 19 в. как реакция на господствовавшее до этого времени механическое чтение. Определение задач и практическое решение вопросов методики О.ч. в отечественной педагогической литературе принадлежит К.Д. Ушинскому. Он первым включил в свои хрестоматии "Детский мир" (1861) и "Родное слово" (1864) статьи естественно-исторического содержания и произведения классической русской литературы, разработал методику чтения научно-популярных и художественных текстов. В последующие годы русские методисты (Н.Ф. Бунаков, В.И. Водовозов, В.П. Вахтеров, В.П. Шереметевский и др.) совершенствовали методику О.ч., ставя перед ним такие задачи, как обучение навыкам чтения, приёмам анализа текста, способам самостоятельного добывания знаний из книги, развитие речи (преимущественно устной) учащихся, их творческого воображения и др.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 177)
Ч426.131(2)02-255.2

ОБЯЗАННОСТЬ
— в широком значении - синоним долга. Цицерон указывал на две основные О.: справедливость и благотворительность-щедрость. Со времени Цицерона, по замечанию И. Канта, учение о нравственности (этика) называется учением об О. Во многом в духе Цицерона трактовал О. как выражение правовых уз Дж. Локк. Локк различает непосредственные О., т.е. такие, обязательность которых заключается в них самих (таковы О., налагаемые Богом), и опосредствованные О., накладываемые любой человеческой волей (например, родителя) с помощью внешней силы. Кант существенно уточняет понимание О.: законам соответствуют лишь "правовые О.", т.е. такие, для которых возможно внешнее законодательство, - в отличие от "О. добродетели", для которых не может быть внешнего законодательства, поскольку они направлены к цели, которая сама есть также и долг. Но долг определяется как необходимость действия из уважения к закону. Кант делит О. на О. по отношению к себе и О. по отношению к другим. Кант делает важное замечание для дальнейшего развития понятия О.: "Всякому долгу соответствует некое право, рассматриваемое как правомочие" ["Метафизика нравов", II, Введение, II; Кант И., Соч. в 6 т., т. 4 (2), М., 1965, с. 316]. Это соответствие было уточнено Гегелем: человек обладает "правами постольку, поскольку у него есть обязанности, и обязанностями, поскольку у него есть права" ("Философия права", <185>155). Однако это соотношение оказывается различным в абстрактном праве и в морали: в области первого праву одного лица соответствует О. другого лица в отношении этого права; в области морали человек имеет право на собственное знание, воление и благо лишь в единстве с О. Т.о., складывается узкое понятие О. как формы долженствования, требующего от лица (как индивидуального, так и коллективного) определённых действий, гарантирующих права людей. Отсюда данное Шопенгауэром определение О. как поступка, простым несовершением которого другим причиняется несправедливость, т.е. нарушаются права других.

Слова "О." и "обязательство" в живом языке, как правило, не различаются. Обязательство - форма долженствования, принимаемая лицом, вступающим в особенные, нередко документально закрепляемые отношения с другими лицами или учреждениями.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 177)

ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
— принцип организации системы образования: законодательное введение обязанности для детей определённого возраста посещать школу и получать образование установленного объёма и содержания. О.о. взаимодействует с принципом всеобщности обучения (см.Всеобщее обучение) и направлено на его обеспечение. В дореволюционной России О.о. предусматривалось в уставах народных училищ, но практически не реализовывалось. Принцип О.о. провозглашён первыми документами, на основе которых строилась единая трудовая советская школа. С середины 30-х гг. принцип О.о. распространялся на всех учащихся независимо от их социального происхождения. В 70-80-х гг. обязательным было получение молодёжью общего среднего образования.

По Конституции РФ (1994) и Закону РФ об образовании (1992) обязательным признано получение основного общего образования в общеобразовательных учреждениях до 18-летнего возраста. Законодательство, предоставляя гражданам право на образование, в то же время обязывает их получать его на том уровне, который является общественно необходимым для полноценной подготовки человека к жизни, к трудовой и общественной деятельности. В современных условиях О.о. распространяется лишь на определённую возрастную группу граждан, т.е. на детей и молодёжь, и чаще всего относится только к общему образованию. Вместе с тем в качестве важных направлений развития системы образования в ряде стран выдвигаются обязательное профессиональное обучение выпускников базовых школ, не продолжающих учёбу в общеобразовательных или профессиональных учебных заведениях, а также обеспечение и поддержание на данном уровне квалификации занятых.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 177)

См. также Всеобщее обучение

ОВСЯНИКО-КУЛИКОВСКИЙ Дмитрий Николаевич (1853-1920)
— один из крупнейших методистов рубежа 19-20 вв. в области преподавания литературы, ученик А.А. Потебни.
(Ланин Б.А. Литературное образование в XIX - начале XXI века. - М., 2005. С. 12-14)
Ч486.21г(2Р)

ОГАРЁВ Николай Платонович (1813-1877)
— поэт, публицист, общественный деятель. В 1856 эмигрировал в Англию; в 1865-75 жил в Швейцарии. Вместе с А.И. Герценом издавал альманах "Полярная звезда" (1855-68) и газету "Колокол" (1857-67). Первые статьи О. на педагогические темы относятся к 1836- 1837. В 1847 составил подробный план "школы сельского хозяйства". Проектировавшееся учебное заведение - "Народная политехническая школа" - ориентировалось на гл. принцип парижской Политехнической школы - специальное образование на базе общего. Выпускники (10-15 мальчиков, поступивших в школу в 12-14 лет) освобождались от крепостной зависимости, но должны были 4 года учительствовать. Предусматривалось, что предметы преподаёт один учитель ("лаборант"), который вместе с О. должен был составить "народно-учебную книгу". В некоторых своих разделах проект О. восходил к популярным утопическим идеям 1-й половины 19 в. (прежде всего Ш. Фурье). Попытку реализовать проект О. на практике предпринял его друг - Н.М. Сатин, открывший в 1849-50 "пансион" (вероятно только женский) в Старом Акшено, где учащихся обучали грамоте и рукоделию. К проблемам народного образования О. постоянно возвращался на страницах Вольной печати (цикл "Русские вопросы" и др.). Ок. 1868 О. составил проекты: "О пропагандистских земледельческих коммунах" и "Народные земледельческие училища".
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 388-389)
Ч33(2)472

ОГНЕВ Н. (настоящие имя и фамилия Михаил Григорьевич Розанов) (1888-1938)
— писатель, педагог. В повести "Дневник Кости Рябцева" (1926-27) - быт школы 20-х гг.; психология подростка. Её продолжение - "Исход Никпетожа" (1928; другое название "Костя Рябцев в вузе").
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 389)
Ч33(2)52

ОГОРОДНИКОВ Иван Трофимович (1900-1978)
— педагог, член-корреспондент АПН РСФСР (1955) и АПН СССР (1968). Преподавал в вузах Москвы (с 1949 - в МГПИ). Изучал вопросы истории советской школы, системы образования, теории педагогики. Автор учебников по педагогике (1946 и 1954, совместно с П.Н. Шимбирёвым; 1968), программ по педагогике и др.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 389)

— крупнейший теоретик педагогики, дидактики, образования.
(Шамова Т.И. Избранное. Сост. Т.Н. Зубрева, Л.М. Перминова, П.И. Третьяков. - М., 2004. С. 35-36)

См. также Шамова Т.И.

Ч33(2)7-8

ОГРАНИЧЕНИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ ПРАВ
— в рос. законодательстве принятие судом решения об отобрании ребёнка (с учётом его интересов) у родителей (одного из них) без лишения родительских прав. О.р.п. допускается, если оставление ребёнка с родителями опасно для него по обстоятельствам от родителей не зависящим (психическое или другое хроническое заболевание, стечение тяжёлых обстоятельств и др.). О.р.п. может быть предварительной мерой перед лишением родительских прав. О.р.п. может применяться в случаях, когда оставление ребёнка у родителей вследствие их поведения опасно для ребёнка, но не установлены достаточные основания для лишения родительских прав.

О.р.п. производится на основании решения суда. В течение трёх дней после вступления его в законную силу суд обязан представить выписку из решения в орган ЗАГС по месту государственной регистрации рождения ребёнка. Орган опеки и попечительства по истечении шести месяцев после вынесения судом решения об О.р.п. обязан предъявить в суде иск о лишении родительских прав, если родители не изменят своего поведения. Правом на предъявление иска об ограничении родительских прав обладают близкие родственники ребёнка, органы и учреждения, на которые законом возложены обязанности по охране прав несовершеннолетних детей, дошкольные и общеобразовательные учреждения, прокурор. В судебном разбирательстве обязательно участие прокурора и органа опеки и попечительства. О.р.п. лишает родителей права на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей, но не освобождает их от обязанности содержать ребёнка. В случае ограничения родительских прав ребёнок передаётся на попечение органа опеки и попечительства. Если общение с родителями, ограниченными в родительских правах, не оказывает на ребёнка вредного воздействия, то оно допускается с согласия опекуна, органа опеки и попечительства, приёмных родителей или администрации детского учреждения, в котором находится ребёнок.

При изменении поведения родителей (одного из них) суд по иску родителей может вынести решение о возвращении ребёнка родителям и об отмене предусмотренных законом ограничений. С учётом мнения ребёнка суд вправе отказать в удовлетворении иска, если возвращение ребёнка родителям противоречит его интересам.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 177)

См. также Усыновление

Х

ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ
— дети, значительно опережающие своих сверстников в умственном развитии либо демонстрирующие выдающиеся специальные способности (музыкальные, художественные, спортивные и др.). В научной литературе и в обыденной речи О.д. нередко называют вундеркиндами.

Как правило, одарённость охватывает широкий спектр индивидуально-психологических особенностей. Большинству О.д. присущи особые черты, отличающие их от сверстников. О.д. отличают высокая любознательность и исследовательская активность. Ограничение их активности чревато негативными реакциями невротического характера. О.д. в раннем возрасте способны прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы. О.д. обычно обладают отличной памятью, которая основана на раннем овладении речью, и абстрактным мышлением. Их отличают способность классифицировать и категоризировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями.

Чаще всего внимание к О.д. привлекают их большой словарный запас, способность концентрировать внимание на чём-либо, упорство в достижении результата в той сфере, которая им интересна.

Вместе с тем О.д. приходится сталкиваться со специфическими трудностями. Мн. родители, обнаружив у своего ребёнка ранние проявления одарённости, все свои усилия направляют на развитие его способности в соответствии со своими представлениями о целях и задачах воспитания. Причём акцентируют исключительность ребёнка, забывая, что он остаётся всё же ребёнком. Односторонность развития, которая в будущем может и не быть подкреплена выдающимися достижениями, крайне негативно скажется на всём многообразии личностных проявлений и интеллектуальных особенностей. Стремясь избежать "дурного влияния" менее одарённых сверстников, некоторые родители ограничивают общение ребёнка с товарищами. Особый ущерб при этом наносится детской игре - ведущей деятельности в дошкольном возрасте. Ребёнок теряет важный источник полноценного личностного развития, не осваивает в достаточной мере навыки межличностных отношений. При этом оказывается несформированной т.н. личностная готовность к школьному обучению. Поступив в школу, одарённый ребёнок может уступать сверстникам в умении налаживать отношения, идти на компромисс. В этом кроется опасность отторжения одарённого ребёнка коллективом. В условиях систематического обучения одарённый ребёнок может столкнуться с необходимостью целенаправленной умственной, а часто и рутинной работы, навыка которой он ещё не имеет. Неудачи могут деморализовать ребёнка и постепенно сформировать у него негативное отношение к учебной деятельности. Отношения с педагогами у О.д. не всегда складываются благополучно. Учителя может раздражать проявление их "чрезмерной" умственной активности. В условиях массового школьного обучения, когда осуществление индивидуального подхода весьма затруднительно, О.д. нередко оказываются наряду с отстающими учениками на положении изгоев.

Раннее проявление одарённости в детском возрасте требует пристального внимания к ребёнку со стороны родителей и педагогов. Желательно, чтобы обучение О.д. строилось на основе специально разработанных программ. Система специализированных школ, а также факультативов, кружков, секций и пр. не охватывает всего круга О.д. В 1975 создан Всемирный совет по таланту и одарённости детей. В 1988 разработана программа международного сотрудничества в области выявления, обучения и развития О.д.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 178)

См. также Гениальность, Интеллекта коэффициент (IQ),Исключительные дети, Коэффициент интеллектуальной одарённости,Способности, Фуркация

Ч421.204

ОДИНОКИЕ МАТЕРИ (правовые аспекты)
— Одинокой матерью женщина признаётся в том случае, если в свидетельстве о рождении отсутствует запись об отце ребёнка или запись произведена в установленном порядке по указанию матери, а также при усыновлении ребёнка женщиной, не состоящей в браке. Ежемесячное пособие на ребёнка О.м. назначается в повышенном размере.

При вступлении О.м. в брак за ней сохраняется право на получение в повышенном размере ежемесячного пособия на детей, родившихся до вступления в брак. Повышенный размер пособия остаётся и при передаче в установленном порядке детей О.м. на воспитание опекуну или попечителю (вследствие смерти матери, её болезни и по другим причинам).

В случаях, когда в субъектах Рос. Федерации, на конкретных учреждениях, предприятиях предусматриваются к.-л. дополнительные социальные льготы для О.м. (например, снижение оплаты за содержание ребёнка в детском дошкольном учреждении), может применяться более широкое понятие "О.м.". Иногда в подобных случаях одинокими считаются матери-вдовы и разведённые матери.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 178)
Х

ОДИНОКОВ Виктор Георгиевич (р. 1924)
— д-р филологических наук (1973), профессор (1975), член-корреспондент РАО (1992; Отделение высшего образования), зав. кафедрой литературы Новосибирского государственного университета.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 467)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

ОДНОКЛАССНЫЕ НАЧАЛЬНЫЕ УЧИЛИЩА
— в России 19 - начале 20 вв. учебные заведения, дававшие элементарное образование. Проект создания О.н.у. был разработан в документах МНП: Положении о двухклассных и одноклассных училищах (1869) и инструкции для двухклассных сельских училищ (1875). Положение 1869 предоставляло МНП право открывать в наиболее крупных селениях земских губерний "Образцовые училища", в основном одноклассные со сроком обучения не менее 3 лет, с одним учителем. Сельские общины обязывались содержать О.н.у. за свой счёт, а МНП - оплачивать учителей и снабжать училища учебниками и учебными пособиями. Управление О.н.у. осуществлялось попечителями учебного округа, директорами и инспекторами народных училищ. Изучаемые дисциплины: русский язык с чистописанием, арифметика, Закон Божий. Согласно "Инструкции" МНП 1875 "образцовые" училища должны были представлять сельскому населению возможность получить начальное образование в более полном и законченном виде, чем в других сельских начальных училищах. Однако в земских губерниях сельские общины отдавали предпочтение земским школам. С 1884 О.н.у. стали открываться также Ведомством православного вероисповедания.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 178)
Ч424(28)711.11

ОДОЕВСКИЙ Владимир Фёдорович (1803 или 1804 -1869)
— писатель и общественный деятель, педагог, музыкальный критик, философ. Председатель "Общества любомудрия". С 1846 помощник директора Имп. публичной библиотеки и директор Румянцевского музея. На протяжении всей жизни О. внимательно следил за развитием педагогической мысли в Европе и России. Ратовал за создание оригинальной русской педагогики. Свои педагогические и методические взгляды изложил в книгах "Азбука для употребления в детских приютах" (1839), "Наука до науки. Книжка дедушки Иринея" (первый опыт теории дошкольного воспитания; закончена в 1844) и др., в многочисленных наставлениях, пособиях. В 1838 О. развернул работу по организации детских приютов в С.-Петербурге. О. - автор ряда художественных произведений для детей ("Городок в табакерке", 1834; "Сказки и повести для детей дедушки Иринея", 1841; "Мороз Иванович", 1847, и др.).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 389)
Ч33(2)47

ОЖЕГОВ Сергей Иванович (1900-1964)
— языковед, лексиколог, лексикограф, д-р филологических наук (1958). Преподавал в вузах Москвы и Ленинграда. С 1936 в Институте языка и письменности АН СССР (Москва). Организатор и руководитель (1952-64) сектора культуры речи Института русского языка АН (ныне Институт русского языка РАН). Широкую известность и признание получил гл. труд О. - однотомный "Словарь русского языка" (1949, 23 изд., 1991; с 1992 - "Толковый словарь русского языка", совместно с Н.Ю. Шведовой). О. был одним из организаторов популярной воскресной радиопередачи о русском языке "В мире слов" (с 1962).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 389)
Ч486.131г(2)

ОЖИРЕНИЕ
— избыточное развитие жировой ткани, определяемое эндо- и экзогенными факторами. По степени превышения массы тела над росто-весовыми показателями для данного возраста различают 4 степени О. Развитие жировой ткани зависит от типа телосложения (конституции). Экзогенно-конституциональное О. детей дигестивного типа в большинстве случаев может быть скорректировано питанием. В ряде случаев О. детей связано с патологией эндокринных желёз и требует врачебного вмешательства.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 178)

См. также Конституция человека

ОЗАРЕНИЕ
см. Инсайт

ОЗБЕЛ (Ausubel) ДЕЙВИД ПОЛЬ (р.1918)
— американский психолог, один из ведущих представителей когнитивной психологии. Профессор Иллинойсского университета (1950-66), Института по изучению проблем образования (Онтарио; 1966-77), Университета в Нью-Йорке (с 1977). В области педагогической психологии разработал теорию осмысленного вербального обучения, осн. на необходимости понимания учеником изучаемого материала. О. принадлежит попытка теоретического анализа понятия "когнитивный стиль" и систематизация исследований в этой области.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 389)
Ч33(7США)

ОКОНЬ (Okon) ВИНЦЕНТЫ (р. 1914)
— польский педагог и психолог, действительный член Польской АН (1973). Профессор Варшавского университета (с 1956), директор Института педагогических исследований (1961-72). Председатель комитета педагогических наук Польской АН. Исследовал фундаментальные основы процесса обучения, одним из первых разрабатывал теорию проблемного обучения ("Основы проблемного обучения", 1964; рус. пер. 1968). Итоги многолетнего труда в этой области подведены О. в кн. "Введение в общую дидактику" (1987; рус. пер. 1990). Труды по вопросам дидактики, организации образования, истории школы, в т.ч. и высшей. Автор Педагогического словаря (5 изд., 1992).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 389)
Ч33(4П)

ОКТЯБРЯТА
— в СССР учащиеся начальной школы, объединявшиеся пионерской дружиной в группы для подготовки к вступлению в пионеры (см.Пионерская организация). Первые объединения О. возникли в 1923-24 в Москве. В них принимались дети - ровесники Октябрьской революции 1917 (отсюда название "О."). В воспитательной работе с октябрятами использовались методы пионерской и внешкольной работы. У О. имелась своя атрибутика: красная звёздочка с портретом В.И. Ленина в детстве.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 178)

См. также Пионерская организация

Ч422(2)113.901

ОЛИГОФРЕНИЯ (от греч. oligos - малый, phren - ум)
— особая форма психического недоразвития, возникающая вследствие разных причин: патологической наследственности, хромосомных аберраций (от лат. aberratio - искажение, ломка), органического поражения центральной нервной системы во внутриутробном периоде или на самых ранних этапах постнатального развития. При О. органическая недостаточность мозга носит непрогредиентный (непрогрессирующий) характер. Термин "О." был введён в 19 в. немецким психиатром Э. Крепелином.

Психопатологическая структура нарушения при О. характеризуется тотальностью и иерархичностью недоразвития интеллекта и психики в целом. По структуре клинической картины выделяют неосложнённые и осложнённые формы О. Осложнённые формы О. обусловлены сочетанием недоразвития мозга с его повреждением. Проблемы обучения, воспитания и социальной адаптации детей, страдающих О., разрабатывает олигофренопедагогика.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 178-179)

— врожденное или рано приобретенное недоразвитие психической деятельности, которое по степени выраженности делится на дебильность (наиболее легкая степень умственной отсталости), имбецильность (от лат. imbecillus - слабый, немощный) и идиотию (самая глубокая степень).
(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 100)

См. также Дебильность,Заззо,Идиотия, Имбецильность, Слабоумие

Ч435

ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГИКА (от греч. oligos - малый, phren - ум и педагогика)
— наука о воспитании и обучении детей с нарушениями интеллекта; один из разделов коррекционной (специальной) педагогики.

О. опирается на данные общей педагогики, общей, возрастной и специальной психологии, педиатрии, детской психоневрологии, психиатрии и других смежных наук.

Первые попытки изучения воспитания и обучения умственно отсталых детей были предприняты во Франции в 19 в. Ж. Итаром и Э. Сегеном. Проблемами О. занимались Ж.О. Декроли и Ж. Демор (Бельгия), Б. Меннель и А. Фукс (Германия), А. Бине, Ж. Филипп и П. Бонкур (Франция) и др.

В России О. начали разрабатывать Е.К. Грачёва, М.П. Постовская, В.П. Кащенко, создавшие первые учреждения для умственно отсталых детей. Кащенко был также инициатором научных исследований по дефектологии, создания Школы-санатория (Москва, 1908). Большой вклад в О. внесли В.М. Бехтерев, П.Ф. Лесгафт, И.В. Маляревский, Г.И. Россолимо, сближавшие педагогическую и медицинскую науки.

Основополагающей для отечественной О. стала концепция Л.С. Выготского о возможности и необходимости развития в первую очередь высших психических функций больных детей, не ограничиваясь только простой тренировкой элементарных функций. Идеи Выготского развивали А.Н. Граборов, Л.В. Занков, Г.М. Дульнев, Ж.И. Шиф, Б.И. Пинский, Т.А. Власова, И.Г. Ерёменко, Х.С. Замский, В.Г. Петрова, В.И. Лубовский, А.Р. Лурия, М.С. Певзнер, И.М. Соловьёв и др.

О. изучает особенности и закономерности развития ребёнка под влиянием коррекционного обучения; определяет принципы, содержание и методы обучения и воспитания умственно отсталых детей на основе индивидуального подхода к различным типам нарушений интеллекта, разрабатывает систему и структуру специальных учреждений (см.Нарушения интеллекта). В О. применяются общие методы воспитания и обучения, но с учётом задач коррекционно-воспитательной работы и особенностей развития умственно отсталых детей. Особое значение имеет индивидуальный подход. Построение индивидуальных коррекционно-развивающих программ обеспечивает социальную направленность педагогических воздействий и социализацию ребёнка. Важнейшим компонентом является преодоление социальной недостаточности ребёнка, т.е. специальное воспитание должно быть подчинено социальному (Выготский).

В Рос. Федерации специалистов по О. готовят факультеты дефектологии и коррекционной педагогики, специальной психологии и специальной педагогики педагогических высших учебных заведений. Научно-исследовательская работа ведётся в Институте коррекционной педагогики РАО и в некоторых педагогических вузах.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 179)

См. также Граборов А.Н., Коррекционная (специальная) педагогика, Нарушение интеллекта

Ч435

"Олимп"
— издательство, Москва. Детская, образовательная, учебная литература.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 479)

См. также Издательства РФ

ОЛИМПИАДЫ предметные
— соревнования учащихся по общеобразовательным предметам, способствующие выявлению талантливых учащихся. О. позволяют учащимся проверить и критически оценить свои знания и способности. О. (школьные, районные, городские, областные, в масштабе страны и международные) проводятся органами образования, РАО, РАН, различными вузами и при участии других научных и общественных организаций. В оргкомитет О. входят педагоги, преподаватели вузов, научные работники. Предметные комиссии разрабатывают вопросы для О., методические рекомендации и анализируют результаты. Победители О. награждаются дипломами (в некоторых вузах наличие диплома даёт абитуриентам преимущество при поступлении в вуз).

Наиболее распространены математические, физические и химические О. Предпочтение при ответе отдаётся оригинальной идее решения, выбору оптимального метода выполнения задания. На биологической О. юные натуралисты представляют жюри подготовленные в процессе исследовательской и опытнической работы гербарии, коллекции, дневники наблюдений и т.д. О. по русскому языку и литературоведению включает задания по лингвистике и литературе, написание сочинений, рецензий и т.п. О. по истории проводятся в форме письменных работ и защите рефератов. К спортивным О. относятся соревнования по различным видам детского и юношеского спорта, по туризму: проводятся "Малые Олимпийские игры", спартакиады школьников и др. Организуются также О. юных краеведов, археологов и др.

Результаты О., тексты задач с решениями, методические рекомендации публикуются в журналах "Квант", "Математика в школе", "Физика в школе" и других, а также в специальных сборниках.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 179)
Ч421.382.61

"Олма-Пресс"
— издательство, ООО, Москва. Детская и другая литература.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 479)

См. также Издательства РФ

ОЛЬДЕНБУРГ Сергей Фёдорович (1863-1934)
— востоковед, археолог, этнограф, организатор науки, академик АН СССР (академик Петербургской АН с 1900). В 1904-29 непременный секретарь АН. Профессор Петербургского университета (с 1894). Брат Ф.Ф. Ольденбурга, вместе с которым был одним из идейных руководителей студенческого научно-литературного общества, ставившего целью распространение грамотности, издание книг для народа. Один из организаторов Лиги образования. С 1905 видный деятель партии кадетов; депутат 4-й Государственной думы, в 1912-17 член Государственного совета от академической курии. В июле - сентябре 1917 министр народного просвещения Временного правительства (его заместителями были графиня С.В. Панина и В.И. Вернадский). Руководитель комиссии по научным учреждениям и член комиссии по реформе высших учебных заведений. После Октябрьской революции, выражая тревогу за судьбу отечественной науки и культуры, внёс значительный вклад в укрепление связей между советской властью и интеллигенцией (отечественной и мировой). Инициатор (1922) и председатель Комиссии учёта и изучения научных сил при АН СССР. В 1930-34 директор Института востоковедения АН СССР (созданного на базе руководимого им с 1916 Азиатского музея).

Автор трудов по индологии и иранистике, фольклору, искусству, этнографии народов Востока, а также России и Западной Европы. Инициатор ряда русских научных экспедиций в Центральную Азию и Тибет.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 389)
Ч486.17г(2)

ОЛЬДЕНБУРГ Фёдор Фёдорович (1862-1914)
— педагог, земский деятель. Брат С.Ф. Ольденбурга. С 1887 до конца жизни преподавал в Тверской женской учительской школе им. П.П. Максимовича. Последователь идей К.Д. Ушинского. Предложил новую концепцию содержания педагогического образования и систему организации педагогической практики. В 1907 осн. педагогический кружок для учителей Тверской губернии (170 чел.). В эти же годы организовал земское справочно-педагогическое бюро и положил начало организации текущей школьной статистики в России. Принимал активное участие в земских съездах по народному образованию (1911) и статистике народного образования (1913).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 389)
Ч33(2)52

ОМАРОВ Омар Алиевич (р. 1938)
— д-р физико-математических наук (1985), профессор (1986), член-корреспондент РАО (2001; Отделение высшего образования), ректор Дагестанского государственного университета.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 467)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
— Омск, Институтская пл., 2. Профессиональное обучение.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 473)

См. также Университеты

Ч488.84(2)7

ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
— Омск, набережная Тухачевского, 14. Психология, социальная работа, дошкольная педагогика и психология, педагогика и методика дошкольного образования, педагогика и методика начального образования, социальная педагогика, андрагогика, олигофренопедагогика, специальная дошкольная педагогика и психология, валеология.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 470)

См. также Педагогические высшие учебные заведения

Ч489.514(2)7

ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
— Омск, просп. Мира, 11. Социальная работа.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 473)

См. также Университеты

Ч489.514(2)7

ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
— Омск, просп. Мира, 55а. Психология.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 473)

См. также Университеты

Ч489.514(2)7

"Оникс"
— издательский дом, ЗАО, Москва. Детская, учебная литература.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 479)

См. также Издательства РФ

ОНТОГЕНЕЗ (от греч. оn, род. падеж оntos - сущее и gеnesis - рождение, происхождение)
— процесс развития индивидуального организма от его зарождения до смерти. Термин предложен в 1866 немецким биологом Э. Геккелем, противопоставлявшим его филогенезу в биологии. Геккель считал, что развитие человека протекает в соответствии с биогенетическим законом. Этот закон был в конце 19 - начале 20 вв. экстраполирован на становление человеческой психики (Г.С. Холл, П.П. Блонский и др.). Понятием "О." в педагогике стали обозначать процесс индивидуального развития психики, а изучение О. стало центральной задачей детской психологии. В отечественной науке 20 в. утвердилась точка зрения, согласно которой осн. содержание О. составляет предметная деятельность и общение ребёнка (прежде всего совместная деятельность и общение со взрослыми). В ходе интериоризации ребёнок "присваивает" социальные, знаково-символические структуры и средства этой деятельности и общения, на основе чего формируются его сознание и личность. Т.о., центральным моментом О. человека выступает не созревание организма, а социально обусловленное формирование психики, сознания, личности в условиях воздействия со стороны различных институтов социализации.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 179)

ОНУШКИН Виктор Григорьевич (1930-1997)
— педагог, специалист в области образования взрослых, действительный член АПН СССР (1985), действительный член РАО (1993), д-р экономических наук (1967). Преподавал в ЛГУ. В 1967-75 директор исследований Международного института планирования образования при ЮНЕСКО (Париж), с 1976 директор НИИ общего образования взрослых АПН (ныне Институт образования взрослых РАО). В 1977- 1990 вице-президент Международного бюро просвещения ЮНЕСКО. Исследовал проблемы высшего образования и непрерывного образования взрослых, подготовки и повышения квалификации педагогических кадров.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 389)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8
Ч443

ОПЕКА
— одна из предусмотренных гражданским и семейным законодательством форм заботы о гражданах, нуждающихся в специальных мерах правовой защиты своих прав и законных интересов.

О. устанавливается над детьми в возрасте до 14 лет (малолетними), оставшимися без родительского попечения, в целях их содержания, воспитания, образования, а также для защиты их прав и интересов. О. осуществляется безвозмездно. Она устанавливается органом опеки и попечительства, которым является орган местного самоуправления по месту жительства ребёнка, нуждающегося в О., в течение месяца со дня, когда этому органу стало известно об её необходимости. О лишении родительских прав, об ограничении родительских прав, отмене усыновления органы опеки и попечительства узнают самостоятельно, т.к. эти категории дел рассматриваются судом с обязательным участием их представителя. При наличии уважительных причин опекун может быть назначен органом опеки и попечительства по своему месту жительства (например, если будущий подопечный уже проживает у лица, ходатайствующего о назначении его опекуном). В случае, если опекун не назначен в течение месяца, исполнение его обязанностей временно возлагается на орган опеки и попечительства.

Опекунами могут быть только совершеннолетние дееспособные граждане. Не допускается назначение опекунами лиц, признанных недееспособными или ограниченно способными; лишённых родительских прав или ограниченных в родительских правах; ранее отстранённых от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них законом обязанностей; бывших усыновителей, если усыновление отменено судом из-за их виновного поведения; больных хроническим алкоголизмом или наркоманией, страдающих заболеваниями, предусмотренными в перечне, утверждённом Правительством Рос. Федерации. Гражданин может быть назначен опекуном только с его согласия, с учётом нравственных и иных личных качеств, способности к выполнению обязанности опекуна, сложившихся отношений с будущим подопечным, отношением к подопечному членов семьи опекуна, а если это возможно, с учётом желания самого будущего подопечного.

Опекуном, особенно над малолетним ребёнком, желательно назначать родственника (бабушку, дедушку и т.д.) или иных граждан, с которыми у подопечного уже сложились хорошие отношения. Постановление об установлении О., действия (бездействия) работников органов опеки и попечительства могут быть обжалованы в суде. Опекуны в силу закона являются законными представителями подопечных, действуют в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми лицами и организациями без специальных полномочий, совершают от их имени и в их интересах необходимые сделки.

Опекун должен заботиться о подопечном, об обеспечении его содержанием, уходом, лечением, воспитанием, образованием, надлежащей защитой его прав и интересов. Подопечный сохраняет право на причитающиеся ему алименты, пенсию, пособия, другие социальные выплаты; право собственности или право пользования на жилое помещение, а при отсутствии такового - на его получение в установленном законом порядке; на общение со своими родными и близкими; на учёт своего мнения при решении касающихся его вопросов.

В отношении детей, постоянно находящихся в воспитательных или лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты и т.п., функции опекунов выполняет администрация этих учреждений. Временное помещение подопечных в подобное учреждение не прекращает прав и обязанностей опекуна. В дополнение к общему объёму прав несовершеннолетних, находящихся под О. конкретного лица, у детей, находящихся в вышеуказанных учреждениях, есть ещё и льготы на получение жилого помещения, право на получение по достижении совершеннолетия денежной суммы, образовавшейся в порядке, установленном законом из причитающихся им алиментов. Опекун имеет право представлять интересы подопечного во всех органах и организациях; требовать в судебном порядке возврата подопечного от любых лиц, удерживающих его у себя без законных оснований; определять способы воспитания ребёнка; выбирать, с учётом мнения ребёнка, образовательные учреждения и формы его обучения до получения им основного общего образования.

Все средства подопечного, за исключением тех, которыми он распоряжается самостоятельно, расходуются опекуном в интересах подопечного и, как правило, с предварительного разрешения органа опеки и попечительства. Опекун должен проживать совместно с подопечным; в случае изменения места жительства он обязан известить об этом органы опеки и попечительства.

Ребёнок может состоять под О. до 14 лет, а потом О. автоматически переходит в попечительство. При отпадении необходимости в О. (родители восстановлены в родительских правах, ребёнок усыновлён и т.п.) возможно её досрочное прекращение. При наличии уважительных причин (болезнь опекуна, конфликтные отношения с подопечным, и т.п.) опекун может быть освобождён от обязанностей по его просьбе. Орган опеки и попечительства может отстранить опекуна от исполнения обязанностей и принять все меры к возмещению ущерба вплоть до привлечения виновного к ответственности, если опекун злоупотребляет, пренебрегает своими правами и обязанностями, в т.ч. с корыстными целями.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 179-180)

См. также Законные представители

© Российская национальная библиотека, 2006