Во второй половине XIX века Россия вступила в новую эпоху социально-экономического развития, мощный импульс которому дали реформы 1860-х гг. и, прежде всего, отмена крепостного права. Небывалый подъем промышленности, отразившийся в появлении новых заводов и фабрик, основанных на крупном машинном производстве, интенсивное строительство сети железных дорог, способствовавшее расширению внутреннего рынка, рост банков, акционерных обществ, кредитных организаций и др. сопровождался массовым обезземеливанием и разорением крестьянства. В области аграрных отношений, традиционным фундаментом которых оставалась крестьянская община, господствовали многочисленные феодально-крепостнические пережитки. Процесс "первоначального накопления", ускоривший формирование новых классов, буржуазии и пролетариата, ознаменовался началом стачечных выступлений, созданием первых политических организаций рабочих. В России создавалась объективная почва для распространения марксистских идей. Марксизм как направление общественной мысли разрабатывался в единстве экономической, историко-философской и социальной теорий. Занимаясь политэкономическим исследованием капиталистического способа производства, структуры капитала, его генезиса и эволюции, Маркс подошел к осмыслению закономерностей общественного развития с точки зрения материалистического понимания истории, уделив особое внимание проблемам революционного преобразования капитализма и роли рабочего класса.
Распространение марксизма в России в 1880-х-1890-х гг. происходило в условиях острой идейной борьбы с другими направлениями общественной мысли, прежде всего, с народничеством (сначала революционным, потом либеральным). Начавшаяся в литературе и периодической печати полемика вокруг оценок и перспектив пореформенного развития России развернулась в области экономической теории марксизма, его философии и социального учения. Краеугольным вопросом русской общественной мысли того времени был экономический вопрос о судьбах капитализма в России.
Экономическая теория народничества (если брать ее в самом общем виде) основывалась на представлении об искусственности капитализма в России, развитие которого объяснялось правительственной политикой царизма. Дебатировался вопрос: должна ли Россия пройти школу капитализма западно-европейского типа со всеми негативными последствиями или существует возможность некапиталистического пути развития. Считая возможным остановить развитие капитализма в России, народники возлагали особые надежды на сельскую общину, которую рассматривали как воплощение коллективистских начал народной жизни.
Видными представителями народнической экономической школы были Николай Францевич Даниельсон (псевдоним Николай-он) (1844-1918) и Василий Павлович Воронцов (псевдоним В. В.) (1847-1918). Н. Ф. Даниельсон, первый переводчик "Капитала", более четверти века вел переписку с Марксом, снабжая его литературой и различными сведениями о внутреннем положении страны, состоянии ее экономики, финансов, выступая по существу научным консультантом Маркса по русским вопросам. Свою литературную деятельность Даниельсон начал в 1880 г. с публикации в журнале "Слово" обширной статьи "Очерки нашего пореформенного хозяйства", в которой представил убедительные доказательства развития капитализма во всех отраслях народного хозяйства. (Позже в 1893 г. статья составила первую часть сборника, изданного в Петербурге под тем же названием). Анализируя процесс первоначального накопления в пореформенной деревне, Даниельсон отмечал резкую дифференциацию крестьянства, ослабление общинных связей, обнищание и пролетаризацию. Однако итоговый вывод автора остался в рамках народнической парадигмы: укрепление общины и правильная экономическая политика позволяют говорить о возможности миновать капиталистическую стадию в России. В. П. Воронцов, автор книги "Судьбы русского капитализма в России" (1882), оценивал русский капитализм как явление чуждое, регрессивное, насаждаемое правительством и не имеющее перспектив развития из-за отсутствия внешнего и внутреннего рынков. Привлекая обширный статистический материал, он рассматривал экономику России как борьбу капитализма с "народным производством" (артельные и общинные формы хозяйствования), в котором видел прообраз зародыш коллективного производства.Крупным представителем революционного народничества был теоретик анархизма М. А. Бакунин (1814 – 1876). Отрицая любую форму государственности, как средоточия насилия и эксплуатации, он отвергал необходимость борьбы рабочего класса за политические права в буржуазном государстве, выступал против марксистской идеи диктатуры пролетариата. Главную цель социалистов он видел в разрушении государства посредством интернациональной революции, что, по его мнению, создавало условия для справедливого миропорядка.
Философская основа народничества – субъективная социология – тесно связана с экономическим учением, общественно-политическими взглядами и практическими программами представителей разных течений народничества. Фундаментом философско-социологического мировоззрения народничества явились историософские построения П. Л. Лаврова (1823–1900) и Н. К. Михайловского (1842–1904). Книга П. Л. Лаврова "Исторические письма" (1870) определила характер общественного движения целого поколения русских революционеров. В центр своей концепции автор поставил критически мыслящую личность, с которой связывал понятие общественного прогресса. Критерии прогресса Лавров видел в росте солидарности людей, в идеях справедливости и равенства, обусловленных нравственными качествами человека. Он обосновал общественную роль образованного класса – интеллигенции, которая, по его мнению, должна возглавить движение за обновление культурных и социально-политических форм жизни. Много внимания в своем творчестве Лавров уделял проблемам революции и социализма. Выступая идеологом "пропагандистского течения" в революционном народничестве, он ставил вопрос о необходимости подготовки пропагандистов из интеллигенции и из народа, разрабатывал учение о партии. Важную роль в идейной эволюции П. Л. Лаврова сыграло знакомство с К. Марксом и Ф. Энгельсом, деятельность I Интернационала.
Центральное место в социологической концепции Н. К. Михайловского, получившей оформление в обширной статье "Что такое прогресс?" (1869), занимало учение о личности. Личность, по мнению Михайловского, должна обладать правом реализовать свои способности и влиять на социальную эволюцию общества. Показателем общественного прогресса он считал благо личности, рассматривая труд в форме простой кооперации как условие проявления разносторонних индивидуальных качеств человека. Отвергая попытки объяснения общественного прогресса посредством объективных методов, он предложил для исследования общественных явлений субъективный метод, построенный на этико-нравственных критериях. В вопросе социалистического переустройства России возлагал надежды на реформирование системы "сверху". В 1890-е гг. Михайловский выступил активным противником распространения марксизма, критикуя теорию экономического детерминизма и закономерности общественного развития, возражая против отрицания субъективного фактора в истории. Социально-философские взгляды М. А. Бакунина, П. Л. Лаврова, Н. К. Михайловского с их социалистической направленностью и демократизмом определили переход части народников, в том числе членов группы "Освобождение труда", на позиции марксизма.