ИЛЬИН Евгений Николаевич (р. 1929)
— педагог-новатор. Учитель средней школы № 307 (С.-Петербург). В 60-70-х гг. разработал оригинальную концепцию преподавания литературы на основе педагогического общения и систему организации занятий по своему предмету. Предложил формулу "языка" современного урока литературы: "об искусстве - языком искусства". Методика И. позволяет индивидуализировать освоение учащимися программного материала, повышать их активность в учебном процессе. По И., педагогическое общение преследует и цели творческого стимулирующего воздействия ученика на одноклассников и на учителя. Система И. стала одной из составляющих педагогики сотрудничества.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 361)
(Ланин Б.А. Литературное образование в XIX - начале XXI века. - М., 2005. С. 66)

См. также Педагогика сотрудничества

Ч33(2)7-8Ильин

ИЛЬМИНСКИЙ Николай Иванович (1822-1892)
— востоковед, педагог-миссионер, член-корреспондент Петербургской АН (1870). Окончил физико-математическое отделение Казанской духовной академии (1846), затем преподавал там же. В 1851-54 изучал ислам в странах Ближнего Востока. В 1861-72 преподавал в Казанском университете (с 1863 экстраординарный профессор) и одновременно в 1863-70 - в духовной академии. В 1863 осн. крещёно-татарскую школу, ставшую центральной для миссионерских школ Казанской и соседних губерний (за 50 лет выпустила св. 6 тыс. чел., в т.ч. ок. 900 учителей); в 1872 - Казанскую инородческую учительскую семинарию, которая готовила учителей для татарских, мордовских, марийских, чувашских, удмуртских школ. Деятельность И. была направлена на "прочное сближение инородцев с коренным населением путём просвещения". И. разработал особую систему просвещения нерусских народностей на основе живого разговорного народного языка. Создал ряд учебников и учебных пособий, перевёл на татарский язык мн. духовные и богослужебные книги. Издал ряд памятников тюркской письменности, в т.ч. "Бабур-наме" (1857). Общепризнанной заслугой И. является создание и широкое применение русского алфавита для письменности народов, пользовавшихся арабской графикой.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 361)
Ч33(2)47

ИМБЕЦИЛЬНОСТЬ
— умственная отсталость в такой степени, когда ребёнок может овладевать речью и усваивать несложные навыки самообслуживания и обслуживающего труда (см.Нарушения интеллекта). У детей с И. наблюдаются глубокие дефекты восприятия, памяти, мышления, коммуникативной функции речи, моторики и эмоционально-волевой сферы. Определённая часть детей с И. может овладеть простейшими навыками чтения, письма, счёта. После специального обучения они могут работать в специально организованных мастерских.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 103)

См. также Олигофрения

Ч435

ИМИДЖ (от англ. image - образ)
— целенаправленно формируемый образ (какого-либо лица, явления, предмета), призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие на кого-либо в целях популяризации, рекламы и т.п. В основе И. лежит формальная система ролей, которые человек играет в своей жизни, дополняющаяся чертами характера, интеллектуальными особенностями, внешними данными, одеждой и т.п. И. формируется как на основе реального поведения индивида, так и под влиянием оценок и мнений других людей. При формировании И. реальные качества человека тесно переплетаются с теми, которые приписываются ему окружающими.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 103)

ИМПЛИЦИТНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАНИЯ
— стереотипы воспитания, складывающиеся в народных традициях и опыте, но не имеющие теоретического оформления.
(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 46)
Ч313

ИМПРОВИЗАЦИЯ педагогическая
— деятельность учителя, воспитателя, осуществляемая в ходе педагогического общения, без предварительного осмысления, обдумывания. Целью И. является нахождение нового решения в конкретных условиях обучения и воспитания. Сущность И. составляет быстрое и гибкое реагирование на возникающие педагогические задачи. И. - одно из средств преодоления формализма в обучении. Овладение умением педагогической И. - один из путей восхождения к педагогическому мастерству. В основе лежат общекультурная и профессиональная подготовка учителя, знание учебного предмета, педагогики и педагогической психологии, развитые педагогические умения и навыки, такт педагогический и т.д.; особое значение имеет творческая доминанта, т.е. развитые внимание, воображение, интуиция, состояние творческого поиска и вдохновения.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 103)
Ч421.421

ИМПУЛЬСИВНОСТЬ
— особенность поведения (в устойчивых формах - черта характера), заключающаяся в склонности действовать по первому побуждению, под влиянием внешних обстоятельств или эмоций. Преимущественно свойственна детям дошкольного и отчасти младшего школьного возраста в связи с присущей этому возрасту слабостью контроля за своим поведением. Совместные игры детей, требующие сдерживания непосредственных побуждений, подчинения правилам игры, учёта интересов других играющих, способствуют преодолению И. В дальнейшем ещё большую роль в этом отношении играет учебная деятельность. У подростков И. часто является следствием повышенной эмоциональной возбудимости, характерной для этого возраста. У старших школьников И. наблюдается реже и является, как правило, следствием переутомления.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 104)

ИНВАЛИДЫ С ДЕТСТВА
— в Рос. Федерации лица, инвалидность которых наступила до 16 лет (у учащихся - до 18 лет) и в то же время до начала трудовой деятельности. Принято различать детей-инвалидов (до достижения 16 лет) и И.с д. старше 16 лет. Детям-инвалидам группа инвалидности не устанавливается. Они признаются инвалидами на основании медицинских показаний, перечень которых утверждён Министерством здравоохранения. И.с д. обеспечиваются пенсией социальной, размер которой для детей-инвалидов и инвалидов 1-й и 2-й групп равен минимальной пенсии по старости, а для И.с д. 3-й группы он составляет 1/2 от минимальной пенсии по старости. С 1 января 1993 для И.с д. и детей-инвалидов до 16 лет установлена надбавка в размере 2/3 от минимальной пенсии по старости.

Дети-инвалиды до 16 лет имеют право на бесплатные лекарства по рецептам врачей и средства медицинской реабилитации; они обеспечиваются местами в детских дошкольных, лечебно-профилактических и оздоровительных учреждениях в первоочередном порядке; дети-инвалиды по зрению, а также дети-инвалиды без двух конечностей или с параличом двух конечностей имеют право на бесплатный проезд на всех видах городского транспорта (кроме такси), на автомобильном транспорте общего пользования в сельской местности в пределах административного района по месту жительства. Дети-инвалиды также пользуются сезонной скидкой со стоимости проезда по железной дороге, на водном и междугородном автомобильном транспорте. Дети-инвалиды от 3 до 16 лет включительно и сопровождающие их лица (один из родителей, опекун, попечитель) при направлении в санаторно-курортное учреждение обеспечиваются билетами на проезд к месту лечения и обратно с 50-процентной скидкой, а сопровождающее лицо, кроме того, - бесплатной путёвкой. Предусматриваются некоторые льготы для матерей и иных лиц, воспитывающих ребёнка-инвалида, например льготы, связанные с пенсионным обеспечением, трудовыми правами (включение в стаж времени ухода за ребёнком-инвалидом до достижения им 16 лет, назначение пенсии матери в возрасте 50 лет; гарантии при приёме на работу, увольнении, при установлении продолжительности рабочего времени и времени отдыха).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 104)
Ч430.1

ИНГИБИЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ (от лат. inhibere- сдерживать, останавливать
— ухудшение результатов деятельности, если человек начинает ее осуществлять в присутствии посторонних лиц, как реальных, так и воображаемых. Зачастую ребенок хуже, чем обычно, выполняет задание, когда учитель или родители находятся в это время в непосредственной близости.
(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 47)

ИНГУШСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
— Ингушская Республика, станица Орджоникидзевская, пос. Гагарина, ул. Первомайская, 1а. Педагогика и методика начального обучения.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 472)

См. также Университеты

Ч489.514(2)7
Ч484(2Р-6Че)711.9-Ингушский

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ
— организация учебного процесса с учётом индивидуальных особенностей учащихся. Осуществляется в условиях коллективной учебной работы в рамках общих задач и содержания обучения. Позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика. И.о. направлена на преодоление несоответствия между уровнем учебной деятельности, который задают программы, и реальными возможностями каждого школьника. Учёт особенностей учащихся носит комплексный характер и осуществляется на каждом этапе обучения. Средствами И.о. могут выступать индивидуальные и групповые задания; формы организации классной учебной работы: фронтальная, групповая, индивидуальная. В качестве компонентов И.о. на всех этапах обучения выступают контроль и самоконтроль. Одной из форм И.о. является программированное обучение; новые возможности для осуществления И.о. открывает внедрение в учебный процесс электронно-вычислительной техники (см.Компьютеризация обучения).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 104)

См. также Индивидуальный подход в воспитании, Фуркация

Ч421.204

ИНДИВИДУАЛИЗИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ СИСТЕМЫ
— системы обучения, организующие индивидуальное продвижение по общей для данного контингента учащихся программе; как правило, характеризуются определённой обособленностью в работе отдельных учащихся. Созданию И.о.с. (начало 20 в.) предшествовали попытки модифицировать сложившуюся организацию обучения в интересах приспособления темпа и режима учебной деятельности к индивидуальным особенностям учеников при сохранении классно-урочной системы обучения. В "Пуэбло-плане" (разработан и применялся в 1888-93 американским педагогом П. Серчем в школах г. Пуэбло, США) общий для всех учебный материал изучался школьниками в собственном темпе; учитель лишь фиксировал удовлетворительное или неудовлетворительное усвоение содержания обучения по каждому разделу курса, не прибегая к более дифференцированным оценкам. "Санта-Барбара-план" (разработан и введён в 1898 Ф. Бёрком в школах г. Санта-Барбара, США) предусматривал разделение учащихся по способностям на три подгруппы, работа в которых различалась объёмом и глубиной изучения материала; допускался переход учащихся из одной подгруппы в другую, не ограниченный определёнными сроками. "Норт-Денвер-план" (введён в 1898 Дж. Ван Синклем в школах г. Норт-Денвер, США) наряду с общими для всех минимальными требованиями предусматривал возможность индивидуальной работы над усложнёнными заданиями (см. Батавиа-план).

Разработка И.о.с. шла по трём направлениям. Организация индивидуального режима учебной работы нашла последовательное развитие в Дальтон-плане; сочетание индивидуализации режима и содержания учебной работы с деятельностью учащихся в малых, переменных по составу учебных группах наиболее полно воплотились в Говард-плане и Йена-плане. По отношению к содержанию обучения такие поиски часто сопровождались комплексным построением учебного материала (см.Комплексная система обучения). В 60- 70-е гг. разработка И.о.с. была связана с практикой открытого обучения. Разработка специальных учебных материалов для осуществления индивидуализации обучения реализована в 1913-15 под руководством Ф. Бёрка в "Индивидуальной системе обучения", особенностями которой стали: отход от классно-урочной системы обучения по осн. "академическим" дисциплинам, создание пособий, рассчитанных преимущественно на самостоятельное изучение, и т.д. Эти черты получили развитие в системе Виннетка-план. С середины 50-х гг. эта линия разработки И.о.с. реализована в программированном обучении, а также в системах обучения, строящихся на основе взаимодействия учащихся с ЭВМ (см. Автоматизированная обучающая система).

Одной из предпосылок современной практики И.о.с. стала начатая в 60- 70-х гг. разработка учебных пакетов. Их применение сочетается как с традиционными, так и с нетрадиционными организационными формами обучения.

Для И.о.с., созданных в США, характерна опора на диагностично поставленные учебные цели (т.е. заданные вместе с критериями их оценки) и тесты. На этой основе построены "Индивидуально предписанное обучение" (создана в начале 60-х гг.), "Индивидуально направляемое обучение" (начало 70-х гг.) и др. С 70-80-х гг. создаются И.о.с., в которых построение учебного процесса направлено на подведение всех учащихся к единому, чётко заданному минимальному, но достаточно высокому уровню овладения знаниями и умениями (см.Полного усвоения система, Келлера план, Бригадно-индивидуальное обучение).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 104)

См. также Батавиа-план,Келлера план, Обучение, Полного усвоения система,Самостоятельная работа учащихся, Уошбёрн

Ч312.04

ИНДИВИДУАЛИЗМ (лат. individuum - индивидуум, особь)
— понятие, обозначающее признание приоритета интереса индивида над коллективным интересом, а также признание его блага, свободы и личностного развития в качестве высшей цели, по отношению к которой социальные институты и группы являются средством или условием её достижения. Как жизненная позиция и мировоззрение И. возникает в результате обособления индивида от семьи, рода или социальной группы, осознания им своей индивидуальной определённости в отношении природы, божества, сообщества и в процессе осмысления ценности индивида самого по себе как рационального, автономного и самоопределяющегося существа. Элементы духовно-практического опыта, соответствующего И., встречаются в глубокой древности, в частности в переживании человеком своего личного отношения к Богу. Однако с расцветом капиталистических отношений И. получает развитие как социально-нравственный феномен, как идеология, противостоящая феодальному абсолютизму и сословному корпоративизму. В просветительской и постпросветительской мысли формулируется идея, с наибольшей полнотой выраженная в утилитаризме, о том, что противоречия между общими и индивидуальными интересами снимаются в условиях такого социального порядка, при котором удовлетворение общих интересов осуществляется индивидами, сориентированными в своей деятельности на реализацию частных интересов. На рубеже 18-19 вв., по-видимому, и возникает термин "И.", призванный обозначить спокойное и взвешенное стремление человека как гражданина к автономии.

В отличие от эгоизма смысл И. заключается в том, что человек в своих действиях ориентируется на самого себя. В этом плане И. противостоит коллективизму и конформизму. Так что в нормативном и ценностном отношении И. амбивалентен и может проявляться различным образом: как в эгоизме, анархизме, так и альтруизме.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 104-105)

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРУДОВАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
— вид предпринимательской деятельности в сфере образовательных услуг. Подлежит регистрации в соответствии с законодательством Рос. Федерации. И.т.п.д. не лицензируется. Незарегистрированная И.т.п.д. не допускается.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 105)

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
см. Дифференциация обучения

ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗЛИЧИЯ
— достаточно устойчивые особенности психических процессов, по которым люди могут быть отличены друг от друга. Диапазон И.-п.р. может достигать значительных значений, при этом он зависит и от возраста, и от обучения. История экспериментального исследования И.-п.р. берёт начало в работах Ф. Гальтона, А. Бине. В качестве осн. критериев, по которым можно производить разделение людей на определённые типы, предлагались самые разные варианты. Бине разделял людей на объективный и субъективный типы; А.М. Джордан - на рассуждающий и активный типы; У. Джемс - на рациональный и эмпирический; Г. Грос - на глубоко-узкий и мелко-широкий. Э. Шпрангер, Э. Кречмер, У. Шелдон, К.Г. Юнг также предложили свои типологии. В типологии А. Пьерона выделяется 56 различных типов.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 105)

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ
— неповторимое своеобразие отдельного человека, совокупность только ему присущих особенностей. Конкретное сочетание мыслей, чувств, проявлений воли, потребностей, мотивов, желаний, интересов, привычек, настроений, переживаний, интеллекта, склонностей, способностей и др. особенностей человека образует уникальную целостную структуру переживающей и действующей личности. Вопрос об И. рассматривается с учётом темперамента и характера человека, поиска оснований для выделения типов людей и ставится как проблема соотношения в человеке типологических свойств и индивидуально-психологических различий. Предпосылкой формирования человеческой И. служат анатомо-физиологические задатки, которые преобразуются в процессе воспитания, порождая широкую вариативность проявлений И. В социальной психологии процесс индивидуализации, т.е. осознания человеком своей И., рассматривается как вторичный по отношению к социализации. И. реализуется как через поведение человека в ситуациях общения, так и через культивирование им различных способностей в актах деятельности. Термин "И." употребляется также как синоним термина "индивид" для обозначения неповторимой совокупности признаков, присущих отдельному организму и отличающих его от всех других.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 105)

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД в воспитании
— осуществление педагогического процесса с учётом индивидуальных особенностей учащихся (темперамента и характера, способностей, мотивов и интересов, и др.), в значительной степени влияющих на их поведение в различных жизненных ситуациях. Суть И.п. составляет гибкое использование педагогом различных форм и методов воспитания с целью достижения оптимальных результатов воспитательного процесса. Классические примеры И.п. - поручение ребёнку заданий в соответствии с его способностями; создание специальных педагогических ситуаций, помогающих выявить его индивидуальные качества; беседа; заключение своего рода "джентльменского" договора с окружающими воспитанника сверстниками и взрослыми об определённых способах реагирования на его поведение в целях развития конкретных индивидуальных черт. И.п. необходим как трудному, так и благополучному ребёнку, т.к. помогает ему осознать свою индивидуальность, научиться управлять своим поведением, эмоциями, адекватно оценивать собственные сильные и корректировать слабые стороны.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 105)

См. также Дифференцированный подход в воспитании,Индивидуализация обучения

Ч313

ИНДИВИДУАЦИЯ
— выделение единичного и индивидуального из всеобщего. Принцип индивидуации (лат. principium individuationis) - понятие философии Аристотеля, воспринятое томизмом; "первая материя" как основа пространственно-временного разделения, множественности вещей. В "аналитической психологии" К.Г. Юнга - процесс становления личности, её созревания в результате ассимиляции сознанием содержания личного и коллективного бессознательного.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 105)

ИНДИФФЕРЕНТНОСТЬ (от лат. indifferens - безразличный)
— нейтральность, равнодушие, безучастность.
(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 48)

ИНДУКЦИЯ (от лат. inductio - наведение)
— переход от единичного знания об отдельных предметах данного класса к общему выводу о всех предметах данного класса; один из методов познания. Основой И. являются данные, полученные путём наблюдения и эксперимента. Однако для построения научной теории только индуктивных обобщений недостаточно, т.к. сделанные путём индуктивного умозаключения выводы часто оказываются ложными после открытия новых фактов. Поэтому индуктивный метод познания должен дополняться аналогией, дедукцией, сравнением и т.д.

Различают полную И. (когда вывод делается в результате изучения всех без исключения предметов данного класса) и неполную И. (общий вывод делается на основе рассмотрения лишь нескольких, часто далеко не всех явлений данного рода). В процессе познания, как правило, используется неполная И. Вывод по неполной И. носит характер вероятного знания; достоверность выводов повышается при подборе достаточно большого количества разнообразных фактов, отражающих не случайные, но существенные признаки изучаемого явления.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 105)

См. также Рассуждение

ИНДУСТРИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ
— в Рос. Федерации отраслевая группа высших и средних специальных учебных заведений, готовящая преподавателей для системы профессионально-технического образования, а также для трудовой и профессиональной подготовки учащихся общеобразовательных школ.
Первый советский вуз в этой группе - Московский индустриально-педагогический институт им. К. Либкнехта (осн. в 1923; в 1943 слился с МГПИ). В 1930-33 индустриально-педагогические институты были созданы в Свердловске, Н. Новгороде и других городах. Они готовили преподавателей широкого профиля ("цикловиков") для ФЗС, техникумов, рабочих факультетов, школ ФЗУ и др.
После 1943 специализированных вузов для подготовки инженерно-педагогических кадров не было. В 60-х гг. в ряде политехнических и индустриальных институтов были открыты инженерно-педагогические факультеты (см. Инженерно-педагогическое образование).
С 1943 среднее специальное образование по этому профилю дают индустриально-педагогические техникумы. Выпускники получают квалификацию техника-мастера производственного обучения и педагогическую подготовку для работы в ПТУ и других учебных заведениях и непосредственно на производстве. Учащиеся техникумов наряду с общеобразовательными, экономическими и специальными техническими предметами изучают цикл психолого-педагогических дисциплин (возрастная физиология и гигиена, педагогика, психология, организация и методика производственного обучения и др.), проходят производственное обучение и практику. В 90-х гг. ряд рос. техникумов преобразован в учебные заведения повышенного типа - индустриально-педагогические колледжи.
(Б.М. Бим-Бад "Педагогический энциклопедический словарь". М., 2002 г., 105-106)
Ч459.514(2)

ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ
— школы для детей беднейших слоёв населения, в которых обучали ремеслу и земледельческому труду. Возникли в 17 в. Впервые идея И.ш. была высказана в Великобритании Дж. Беллерсом и У. Петти, которые пытались соединить общеобразовательную подготовку с обучением ремеслу. И.ш. в Великобритании, Франции, Нидерландах и других странах часто были связаны с сиротскими приютами, работными домами или исправительными учреждениями для несовершеннолетних.

В 18 в. И.ш. распространились в Германии, Австрии и других странах Центральной Европы благодаря деятельности И. Песталоцци, Ф. Фелленберга и Ф. Киндермана. Первоначально обучение ремеслу вводилось в народные школы для того, чтобы дети своим трудом частично оплачивали расходы на образование. Однако вскоре элементарное образование в них практически ограничилось обучением чтению.

К началу 19 в. И.ш. по существу превратились в составную часть кустарной промышленности: изготовлявшийся детьми промежуточный продукт (нитки, пряжа и т.п.) поступал на ту или иную фабрику, снабжавшую И.ш. сырьём. К середине 19 в. И.ш. сохранились (до 70-80-х гг.) лишь там, где продолжала существовать кустарная промышленность.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 106)
Ч33

ИНЖЕНЕРНАЯ ПЕДАГОГИКА
— преподавание инженерных дисциплин.
(Модули программы "Инженерная педагогика". - М., 2004. С. 3)
Ч486.81/96-25
Ч486.63-1

ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
— отрасль психологии, изучающая психические процессы, состояния и свойства человека с целью решения инженерных задач: разработки технических средств трудовой деятельности, познания и общения. И.п. возникла в 40-х гг. 20 в. Осн. объектом исследования И.п. является система "человек - машина (более широко - орудие труда) - среда". И.п. изучает гл. звено системы - деятельность человека, управляющего машиной (оператора).

Одна из осн. проблем в И.п. - приём и переработка информации человеком-оператором. И.п. разрабатывает рекомендации к средствам передачи информации и организации информационных моделей. Другая проблема И.п. - структура деятельности оператора и её механизмы. И.п. разрабатывает рекомендации к организации технологического процесса, а также средства передачи информации к органам управления. Изучается динамика работоспособности человека и определяется режим работы человека-оператора. И.п. изучает также зависимость эффективности совместной деятельности от различных психологических и социальных факторов. В разработке этих проблем И.п. объединяется с социальной психологией. Важная задача И.п. - обучение человека управлению техникой. И.п. принимает участие в проектировании и создании специальных тренажёров, разрабатывает методы обучения и тренировки. Исследуя индивидуально-психологические особенности людей и их проявления в деятельности по управлению техникой, И.п. разрабатывает принципы и методы профессионального отбора, прежде всего для тех видов деятельности, которые предъявляют особо высокие требования к психологическим свойствам человека (труд пилота, космонавта, подводника и т.п.).

Результаты исследования операторской деятельности могут использоваться в организации учебной деятельности школьников, особенно в связи с компьютеризацией обучения.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 106)
Ч486.61-1

ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
— система подготовки преподавателей технических и специальных дисциплин, мастеров производственного обучения для профессиональных учебных заведений, учебных подразделений на предприятиях. В Рос. Федерации к инженерно-педагогическому персоналу относятся специалисты с высшим (полным и неполным) образованием. Квалификация "инженер-педагог" профилируется по осн. отраслям производства и бытового обслуживания; предполагает инженерную, технологическую, психолого-педагогическую подготовку и получение разряда по рабочей профессии.

И.-п.о. впервые реализовано в Московском индустриально-педагогическом институте им. К. Либкнехта (1923). В 20-е гг. для осуществления инженерно-педагогической подготовки как надстройки над высшим образованием были открыты высшие педагогические курсы (срок обучения 1 год) при МВТУ (1924-29), Институте народного хозяйства им. Г.В. Плеханова (1925-29), Сельскохозяйственной академии им. К.А. Тимирязева (1924-29). Педагогические знания, дававшиеся на курсах, по объёму и качеству значительно уступали техническим и другим дисциплинам. В 20-30-х гг. И.-п.о. не удалось довести до уровня отрасли высшего образования.

В 60-х гг. вновь начата подготовка преподавателей на инженерно-педагогических факультетах втузов. В начале 70-х гг. Министерством просвещения СССР и Госпрофобром СССР была разработана модель специалиста-преподавателя, способного проводить теоретическое и практическое обучение в СПТУ, а также внеклассную воспитательную работу. Для овладения преподавателями рабочей квалификацией широкого профиля (на уровне 4-5-го разряда) предусмотрен приём на обучение только выпускников СПТУ и организация летнего трудового семестра по профилю специалиста. С 1987 в перечень специальностей высшей школы введена единая группа инженерно-педагогических специальностей; система И.-п.о. начала переходить на подготовку специалистов единой квалификации - "инженер-педагог".

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 106)

См. также Индустриально-педагогические учебные заведения

Ч489.514(2)7

ИНИЦИАЦИИ (от лат. initio - начинать, посвящать в таинство; initiatio - совершение таинств)
— в широком смысле - комплекс действий (в основном обрядовых), посредством которых совершенствуется и формально закрепляется смена социального статуса человека, происходит включение его в к.-л. замкнутое объединение, приобретение им особых знаний, а также функций и полномочий: обряды, сопровождающие переход из одного возрастного класса в другой, включение в высшие касты в Древней Индии, посвящение в рыцари в Средневековье и др.

В узком смысле И. - это характерное гл.о. для первобытной культуры посвящение подростков (юношей и девушек) в класс взрослых мужчин и женщин, полноправных членов социума. Для подготовки к И. подростки направлялись в специальные лагеря с целью преодоления у них узкого кровнородственного сознания и усиления преданности племени. Преподаватели (опытные взрослые люди) знакомили подростков с традициями, историей, культурными ценностями, верованиями племени и др. И. проходили как своеобразные экзамены и по сути являлись формой школьного образования.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 106)

ИНКУЛЬТУРАЦИЯ
— включение в конкретную национальную культуру. Термин введён в 1948 М. Херсковицем. В узком смысле И. обозначает усвоение культурных норм и ценностей ребёнком; в широком смысле И. понимается как процесс, не ограничивающийся периодом раннего детства; включает в себя процессы приобщения к данной культуре взрослых. Термин "И." применяется преимущественно в американской антропологической традиции.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 106)

ИННОВАЦИИ в педагогике
см. Инновации (педагогические)

ИННОВАЦИИ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ)
— такие нововведения, которые разрабатываются и проводятся не органами государственной власти, а работниками и организаторами системы образования и науки.
(Шмырева Н.А., Губанова М.И., Крецан З.В. Педагогические системы: научные основы, управление, перспективы развития. - Кемерово, 2002. С. 100)

— нововведение, новшество, но не любое отклонение от традиций, а передовой педагогический опыт, новаторство.
Кичева И.В. Обогащение педагогической терминологии в 90-е годы XX века. - Пятигорск, 2004. С. 138)

См. также Инновационные технологии,Инновация

Ч312.5

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
— набор методов, средств и мероприятий, обеспечивающих инновационную деятельность.
(Колосов В.Г. Введение в инноватику. - СПб., 2002. С. 15)

См. также Инновации педагогические

Инновационный потенциал педагога
— совокупность социокультурных и творческих характеристик личности педагога, выражающая готовность совершенствовать педагогическую деятельность, и наличие внутренних, обеспечивающих эту готовность, средств и методов. Сюда же включается желание и возможность педагога развивать свои интересы и представления, искать собственные нетрадиционные решения возникающих проблем, воспринимать и творчески воплощать уже существующие нестандартные подходы в образовании.
(Черник Б.П. Эффективное участие в образовательных выставках. - Новосибирск, 2001. С. 128)
Ч421.421

Инновация (от англ. innovation - нововведение)
— существенный элемент развития образования, выражающийся в тенденциях накопления и видоизменения разнообразных инициатив и нововведений в образовательном пространстве, которые в совокупности приводят к более или менее глобальным изменениям в сфере образования и трансформации его содержания и качества.
Инновации — актуально значимые и системно самоорганизующиеся новообразования, возникающие на основе разнообразия инициатив и новшеств, которые становятся перспективными для эволюции образования и позитивно влияют на его развитие, а также на развитие более широкого мультикультурного пространства образования.

Инновационные механизмы развития образования включают:
- создание творческой атмосферы в различных (во всех) образовательных учреждениях и институциях, культивирование интереса в научном и педагогическом сообществе к инициативам и новшествам;
- создание социокультурных и материальных (экономических) условий для принятия и действия разнообразных нововведений;
- инициирование поисковых образовательных систем и механизмов их всесторонней поддержки;
- интеграцию наиболее перспективных нововведений и продуктивных проектов в реально действующие образовательные системы и перевод накопленных инноваций в режимы постоянно действующих поисковых и экспериментальных образовательных систем.

(Черник Б.П. Эффективное участие в образовательных выставках.- Новосибирск, 2001., С. 127)

— нововведение.
(Шмырева Н.А., Губанова М.И., Крецан З.В. Педагогические системы: научные основы, управление, перспективы развития. - Кемерово, 2002. С. 99-100)

См. также Диверсификация, Инновации (пед.)

Ч312.5

"ИНПРО-РЕС"
— издательство, ЗАО, Москва. Образовательная (детская), развивающая, учебная литература.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 478)

См. также Издательства РФ

ИНСАЙТ (от англ. insight - постижение, озарение)
— внезапное и невыводимое из прошлого опыта понимание существенных отношений и ситуации в целом, посредством которого достигается осмысленное решение проблемы.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 106)

— внезапное, логически невыводимое понимание сущности явления, ситуации в целом. Выступает одним из элементов пед. импровизации и любого творческого процесса.
(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М. 2005. С. 49)

ИНСПЕКТИРОВАНИЕ
— проверка соответствия деятельности учреждений системы образования нормам законодательства и других правовых актов. Организуется инспекциями, действующими от имени органа управления образованием или уполномоченного должностного лица. Различают И. контрольное (проверка деятельности учреждений по исполнению законодательных и других правовых актов) и надзорное (проверка законности действия соответствующих должностных лиц). Законом РФ об образовании (1992) установлено, что федеральные (центральные) органы управления образованием вправе инспектировать любые образовательные учреждения и любой другой орган управления образованием на территории Рос. Федерации по вопросам своей компетенции в порядке надзора. Введены ограничения как на вмешательство вышестоящих органов в действия нижестоящих, так и на круг объектов И. Образовательные учреждения являются самостоятельными в осуществлении учебного процесса, подборе и расстановке кадров, в научной, хозяйственной и другой деятельности в пределах, определённых рос. законодательством и уставами этих учреждений.

С введением лицензирования, аккредитации и аттестации образовательных учреждений на государственные территориальные органы управления образованием возложены непосредственно (или могут быть делегированы) обязанности контроля и экспертизы, во многом аналогичные И. Эти функции могут затрагивать соответствие предлагаемых учебным заведением условий учебно-воспитательного процесса государственным и местным требованиям к строительным, санитарным нормам, охране здоровья воспитанников и персонала учреждений, вопросы укомплектованности штатов и др. Функции федерального (центрального) надзорного и контрольного органа выполняет Государственная инспекция при Министерстве образования РФ (создана в 1990). И. негосударственных образовательных учреждений рассматривается как аудиторская деятельность.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 106-107)
Ч34к

ИНСТИНКТ (от лат. instinctus - побуждение, наитие)
— совокупность врождённых компонентов поведения и психики человека и животных.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 107)

ИНСТИТУТ (от лат. institutum - установление, учреждение)
— в сфере педагогики:
  1. название различных специализированных учебных заведений (высших, системы повышения квалификации и т.п.), а также н.-и. учреждений.
  2. Высшее учебное заведение, которое реализует образовательные программы высшего профессионального образования, а также, как правило, образовательные программы послевузовского профессионального образования; осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников для определённой области профессиональной деятельности; ведёт фундаментальные и (или) прикладные научные исследования.
  3. В России до 1917 - название привилегированных средних учебных заведений закрытого типа.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 107)

— самостоятельное высшее учебное заведение или часть (структурное подразделение) университета, академии, реализующее профессиональные образовательные программы по ряду направлений науки, техники и культуры и осуществляющее научные исследования.
(Шмырева Н.А., Губанова М.И., Крецан З.В. Педагогические системы: научные основы, управление, перспективы развития. - Кемерово, 2002. С. 101)
Ч484(2)7

Институт бизнеса и политики
— Москва, ул. Большая Коммунистическая, 13, строение 1. Психология.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 475)

См. также Негосударственные ВУЗы

Ч489.514(2)7

ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ
— Москва, Ленинградский просп., 89. Психология.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 475)

См. также Негосударственные ВУЗы

Ч489.514(2)7

ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
— Москва, ул. 9-я Парковая, 48. Психология.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 475)

См. также Негосударственные ВУЗы

Ч489.514(2)7

ИНСТИТУТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ КАВКАЗА
— Ставрополь, ул. Голенова, 73. Психология.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 475)

См. также Негосударственные ВУЗы

Ч489.514(2)7

ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА, ЭКОНОМИКИ, ГУМАНИТАРНЫХ НАУК И УПРАВЛЕНИЯ
— Краснодар, 2-й проезд Стасова, 48. Психология, педагогика и методика дошкольного образования, педагогика и методика начального образования, логопедия.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 475)

См. также Негосударственные ВУЗы

Ч489.514(2)7

ИНСТИТУТ МОЛОДЁЖИ
— Москва, ул. Юности, 5/1. Психология, социальная работа.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 475)

См. также Негосударственные ВУЗы

Ч489.514(2)7

ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ
— Москва, ул. Сельскохозяйственная, 13. Психология.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 475)

См. также Негосударственные ВУЗы

Ч489.514(2)7

ИНСТИТУТ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
— С.-Петербург, ул. Воронежская, 42. Педагогика и методика начального образования, социальная педагогика, олигофренопедагогика, логопедия, специальная психология, специальная дошкольная педагогика и психология.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 475)

См. также Негосударственные ВУЗы

Ч489.514(2)7

ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ, БИЗНЕСА И ПРАВА
— Ростов-на-Дону, просп. Октября, 33а/47. Психология, педагогика и психология.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 475)

См. также Негосударственные ВУЗы

Ч489.514(2)7

ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ
— С.-Петербург, ул. Курляндская, 5. Психология, социальная работа.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 475)

См. также Негосударственные ВУЗы

Ч489.514(2)7

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА
— Москва, Дмитровское шоссе, 93, корпус 1. Психология.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 475)

См. также Негосударственные ВУЗы

Ч489.514(2)7

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, ПРАВА И ЕСТЕСТВЕННЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
— Краснодар, ул. Сормовская, 12. Психология.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 475)

См. также Негосударственные ВУЗы

Ч489.514(2)7

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, ПРАВА И СОЦИОЛОГИИ
— Сочи, ул. Ландышевая, 16. Психология, социальная работа.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 475)

См. также Негосударственные ВУЗы

Ч489.514(2)7

ИНСТИТУТ "ЮЖДАГ"
— Республика Дагестан, Дербент, ул. Советская, 25. Педагогика и методика начального образования.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 475)

См. также Негосударственные ВУЗы

Ч489.514(2)7

ИНСТРУКТАЖ (от франц. instruire - обучать, наставлять)
— вид объяснения и предъявления задания преподавателем. Методика И. зависит от типа и формы обучения. По содержанию обычно подразделяется на вводный, текущий, заключительный.

Гл. значение вводного И. - помощь учащимся в организации собственной учебной деятельности, сознательного усвоении особенностей рациональных способов выполнения работы. Текущий И. проводится по усмотрению преподавателя или по просьбе учащихся и является, как правило, индивидуальным. Содержит анализ наиболее часто встречающихся ошибок и затруднений. Не следует сводить текущий И. к работе с неуспевающими, его нужно использовать для закрепления ряда умений и навыков всей группой учащихся. Заключительный И. обычно проводится при подведении итогов работы в форме беседы: разбираются типичные недостатки в работе учащихся.

В целях И. применяется учебно-техническая документация: учебные рабочие чертежи, карточки-задания, инструкционные и т.п. карты. Достоинством этой формы И. является возможность многократного использования инструкционного материала каждым учащимся; тщательная и продуманная формулировка указаний.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 107)
Ч421.251

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ
см. Обучение интегрированное

ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ (от "интеграция" - объединение в одно целое; лат. integer - целый)
— уроки изучения определенных тем на основе двух-трех учебных предметов. Например, уроки, подготовленные совместно преподавателями русского языка и литературы и Изо, Изо и музыки, литературы и истории.
(Конспекты интегрированных уроков гуманитарного цикла. Под ред. А.Б. Малюшкина. - М., 2003. С. 2)

См. также Межпредметные связи

Ч421.211.5

ИНТЕЛЛЕКТ (от лат. intellectus - разумение, понимание, постижение)
— относительно устойчивая структура умственных способностей индивида. В ряде психологических концепций И. отождествляется с системой умственных операций, со стилем и стратегией решения проблем, с эффективностью индивидуального подхода к ситуации и др. Отечественная психология исходит из принципа связи И. с личностью. Большое внимание уделяется исследованию взаимоотношения практического и теоретического И., их зависимости от эмоционально-волевых особенностей личности. Содержательное определение И. и особенности инструментов его измерения зависят от характера деятельности индивида (учение, производство, политика и пр.).

В связи с развитием теории информации, вычислительной техники широкое распространение приобретает термин "искусственный интеллект".

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 107)

— умственные способности человека; ум.
(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 49)

См. также Термен,Умственное воспитание

ИНТЕЛЛЕКТА КОЭФФИЦИЕНТ (от англ. Intelligence Quotient - IQ)
— количественный показатель уровня интеллектуального развития, измеряемого с помощью теста интеллекта. Формула IQ имеет следующий вид:
       умственный возраст
IQ = ------------------------- х 100.
     хронологический возраст

Для умственной отсталости характерен низкий IQ: 50-75% - для дебилов; 25-50% - для имбецилов; ниже 25% - для идиотов.

(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 49)

См. также Коэффициент интеллектуальной одарённости, Одаренные дети

Х
Ч312

"Интеллект-Центр"
— ООО, Москва. Развивающая, учебная, учебно-методическая литература.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 478)

См. также Издательства РФ

ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ (от лат. intelligens - понимающий, мыслящий, разумный)
— свойство личности, выражающееся в настроенности на культуру, на разум, на понимание и ощущение ценности произведений культуры. И. проявляется во всех сферах деятельности человека - интеллектуальной, творческой, бытовой. И. означает умение человека воспринимать чужую культуру, желание выслушать и понять другого человека, терпимость к иному мнению, способность к сочувствию, состраданию. Интеллигентного человека отличают воспитанность, вежливость, тактичность, скромность и др. И. не обязательно свойственна людям, которых по роду их занятий, уровню полученного образования принято относить к интеллигенции. И. тесно связана с нравственностью и не совместима с агрессивностью, нетерпимостью, непримиримостью.

И. не может возникнуть сама по себе, сформироваться в определённый период времени. Существует точка зрения, что необходим упорный нравственный опыт нескольких поколений, создающих традиции, которые позволят ребёнку, юноше в полной мере впитать в себя дух И. Интеллигентность - по сути идеал воспитания. Вместе с тем на формирование И. влияет множество факторов: уровень социального развития и культуры общества, социальная среда, система воспитания в семье, образовательном учреждении и др.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 107)

© Российская национальная библиотека, 2006