ПЕКИНСКИЕ ПРАВИЛА
— "Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних" (приняты 29 ноября 1985). П.п. направлены на оказание максимальной помощи несовершеннолетним в сложных ситуациях и снижение до минимума необходимости вмешательства в эти ситуации со стороны системы правосудия, чтобы уменьшить вред, который может быть в результате причинён несовершеннолетним гражданам. П.п. сформулированы т.о., что могут быть применены в рамках любых правовых систем различных государств с учётом их особенностей. Определены ориентиры для установления минимального предела возраста уголовной ответственности несовершеннолетних. Подчёркивается, что целями правосудия являются содействие благополучию несовершеннолетних, соблюдение принципа соразмерности тяжести совершённого правонарушения, особенностей личности правонарушителя и мер содействия (этот же принцип должен быть соблюдён и по отношению к жертве преступления). Изложены особенности расследования и судебного разбирательства, содержания под стражей, вынесения судебного решения и мер воздействия, обращения с правонарушителями в исправительных учреждениях.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 195)

ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
— Пенза, ул. Лермонтова, 37. Психология, социальная работа, дошкольная педагогика и психология, педагогика и методика начального образования, социальная педагогика, логопедия, специальная психология.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 470)

См. также Педагогические высшие учебные заведения

Ч489.514(2)7

ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ ПЕДАГОГИКА
— отрасль педагогической науки, изучающая деятельность по исправлению лиц, совершивших преступление и осуждённых к различным видам наказаний (см. Преступность несовершеннолетних). Термин "П.п." введён в научный оборот в 90-е гг. 20 в., ранее употреблялось понятие "исправительно-трудовая педагогика". Самостоятельная П.п. для несовершеннолетних не разрабатывается. Все вопросы исправления и перевоспитания несовершеннолетних осуждённых рассматриваются в русле общей П.п. Как относительно самостоятельная наука исправительно-трудовая педагогика сформировалась в начале 60-х гг. 20 в., однако её основы были заложены ещё в 19 в. в рамках правовых, педагогических, философских и психологических исследований. В первом курсе тюрьмоведения (1889), разработанном профессором Сибирского университета И.Я. Фойницким, в "Основах тюремного дела" Н.Ф. Лучинского, "Очерках тюрьмоведения" С.В. Познышева, трудах Д.А. Дриля, И. Кучинского, П.И. Люблинского и других нашли отражение вопросы религиозно-нравственного, умственного, физического воспитания заключённых, средств и методов воздействия на них, роли личности служащего персонала в воспитании и пр.

А.Я. Герд разработал педагогическую систему перевоспитания заключённых, которую апробировал в основанной им С.-Петербургской колонии для несовершеннолетних правонарушителей (1871). Его концепция исправления подростков строилась на принципах гуманизма и любви к детям, педагогического оптимизма, уважения к личности несовершеннолетнего, сотрудничества педагогов и воспитанников и др.

В 1920-е гг. для подростков тюрьмы стали заменяться воспитательными учреждениями. Появились учреждения нового типа: реформатории для преступников молодого возраста (заимствованы у США), исправительно-трудовые колонии, испытательные учреждения для лиц, по отношению к которым имелись основания для послабления режима или досрочного освобождения. Декретами советской власти были законодательно закреплены цели таких учреждений - исправление осуждённых (1919) и система стимулирования исправления, разрешающая перевод осуждённых из более строгих форм изоляции к менее строгим и последующее досрочное освобождение (1921).

Познышев в монографии "Основы пенитенциарной науки" (1923) П.п. рассматривал как деятельность по исправлению преступников. К её осн. категориям он отнёс понятия юридического и нравственного исправления, воспитательные возможности общеобразовательного обучения, культурно-просветительной работы, трудового воспитания заключённых. Исправительно-трудовой кодекс РСФСР (1924) ввёл дифференцированную систему мест лишения свободы и определил основные средства перевоспитания: режим, труд, профессиональное и общеобразовательное обучение. Юристы Б.С. Утевский и Е.Г. Ширвиндт развивали тезис об исправимости преступников. В местах лишения свободы стали создаваться учебно-воспитательные части, педагогические коллегии, кружки по ликвидации неграмотности, школы I и II ступеней и др.

Одним из основоположников советской исправительно-трудовой педагогики считается А.С. Макаренко. В 30- 50-е гг. П.п. практически не развивалась. В начале 60-х гг. в Высшей школе МВД СССР (осн. в 1929, в 1974 преобразована в Академию, с 1998 Академия управления МВД России) под руководством Утевского разработан первый курс исправительно-трудовой педагогики для специальных учебных заведений МВД. Исправительно-трудовая педагогика была включена как самостоятельный предмет в учебные планы, проводились семинары и конференции по обобщению воспитательной работы с осуждёнными. В эти годы сформировалась Вологодская система формирования направленно воспитывающих коллективов осуждённых.

Первый учебник по П.п. издан в 1993. Объектом П.п. является воспитательная система органов, исполняющих наказание, предметом - закономерности и особенности исправления и перевоспитания осуждённых в рамках исполнения уголовного наказания как меры государственного принуждения.

Одна из важнейших категорий П.п. - исправление осуждённых. Исправление - противоречивый процесс изменения сложившихся стереотипов сознания и поведения осуждённых, представляющий собой целенаправленное, а иногда и жёсткое управление их жизнедеятельностью. Исправление выступает как цель и результат перевоспитания и как процесс самовоспитания, саморазвития личности. Степени изменения личности вполне сопоставимы с общечеловеческими нормами, поскольку не существует отдельно взятой морали для правонарушителей и для законопослушных граждан. Но в процессе перевоспитания такие нравственные нормы, как добросовестное отношение к своим обязанностям, труду, уважение к правилам общежития, бережное отношение к общественной и личной собственности приобретают статус правовых.

Специфика процесса исправления состоит в том, что он происходит в рамках исполнения уголовного наказания. Степень правовой регламентации процесса перевоспитания зависит от вида наказания и органа, его исполняющего. Правовой характер требований способствует выработке привычки исполнять законы дисциплинированно и ответственно. Юридические нормы определяют и права осуждённых. Тем не менее в процессе исправления возникают противоречия между педагогической целесообразностью и жёсткими правовыми предписаниями, т.к. правовые нормы носят обобщающий характер, а педагогические нормы всегда конкретны и персонифицированы. Отрицательное отношение осуждённых к уголовному наказанию, как правило, переносится на воспитательные воздействия, на самих воспитателей, усиливая тем самым скрытое, а подчас и активное сопротивление воспитанию. Разрешение этого противоречия - в поиске оптимальных педагогических мер и совершенствования уголовно-исполнительного законодательства.

Особенностью процесса исправления является и его продолжительность, определяемая сроками уголовного наказания, назначаемого судом. Длительная изоляция несовершеннолетнего человека от общества приводит к нарушению социально полезных связей и отношений, препятствующих адекватному восприятию действительности. Концентрация криминогенной части населения в одном месте также создаёт основу для формирования специфической системы межличностных отношений, основанных на традициях и субкультуре уголовного мира, растлевающего личность. Все эти особенности обусловливают повышенные требования к профессиональному и нравственному уровню воспитателей, их педагогическому мастерству.

П.п. рассматривает исправление как подсистему всей системы воспитания, сложившейся в обществе, и как специфический процесс в исправительных учреждениях (см.Воспитательные колонии). К специфическим принципам воспитания в П.п. относятся: гуманное отношение к осуждённым в сочетании с высоким уровнем требовательности, исправление личности в общественно полезной деятельности, в системе коллективистских отношений; участие в перевоспитании общественности.

П.п. изучает взаимосвязи элементов системы исправления и влияние среды мест лишения свободы на изменение и исправление личности; особенности этапов исправления (первоначального, адаптационного, основного, заключительного, подготавливающего к освобождению); деятельность неформальных групп и коллективов осуждённых, органов их самоуправления; методы борьбы с преступными группировками осуждённых и пр.

Современные тенденции П.п. связаны с разработкой системы социально-педагогических воздействий на осуждённых, гуманизацией этого процесса, подготовкой педагогических кадров для исправительных учреждений, привлечением общественных организаций, в т.ч. благотворительных, религиозных и пр. Вопросы П.п. обсуждаются в ведомственном журнале "Преступление и наказание" (осн. в 1960).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 195-196)

— задачей П.п. является исправление и перевоспитание несовершеннолетних осужденных. Исправление мыслится как цель и результат перевоспитания и процесс самовоспитания личности. Современные тенденции П.п. связаны с гуманизацией педагогического воздействия.
(Кичева И.В. Обогащение педагогической терминологии в 90-е годы XX века. - Пятигорск, 2004. С. 181)

См. также Исправительно-трудовая педагогика, Макаренко А. С., Преступность несовершеннолетних

Х

ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
— отрасль психологической науки, изучающая психологические факторы, а также механизмы функционирования личности и групп осуждённых в условиях отбывания ими наказания. Вопросы П.п. несовершеннолетних правонарушителей рассматриваются в русле общей П.п. Термин "П.п." введён в научный оборот в 90-е гг. 20 в., ранее использовалось понятие "исправительно-трудовая психология". Основы П.п. были заложены в 19 в., когда в обществе стали формироваться идеи гуманизации тюремного наказания. Положение о необходимости использования психологических знаний в работе по перевоспитанию осуждённых было изложено в "Основах пенитенциарной науки" С.В. Познышева (1923). После принятия в 1924 исправительно-трудового кодекса психологические исследования среди осуждённых стали проводиться систематически. В этих целях были созданы Московский кабинет при Московском отделе здравоохранения (1926), Ленинградский кабинет при Губсуде (1926) и др. Работу этих кабинетов координировал Государственный институт по изучению преступности и личности преступника (1925). В 30- 50-е гг. исследования в области П.п. практически не проводились и лишь в середине 60-х гг. с восстановлением в исправительных учреждениях воспитательной работы началось возрождение П.п. В 1968 опубликована работа А.Г. Ковалёва "Психологические основы исправления нарушителей".

По инициативе Б.С. Утевского в Высшей школе МВД СССР (в 1974 преобразована в Академию, с 1998 Академия управления МВД России) с участием психологов МГУ читается курс психологии для работников исправительно-трудовых учреждений, с 1964 по инициативе Н.А. Стручкова курс психологии включён в планы учебных заведений МВД (учебная программа разработана В.Ф. Пирожковым). В 1974 издан первый учебник по исправительно-трудовой психологии А.Д. Глоточкина и Пирожкова. Исследования в области психологии личности осуждённых проводили М.А. Алемаскин, К.К. Платонов, А.Р. Ратинов, И.П. Башкатов, В.Г. Деев, А.И. Ушатиков и др.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 196)
Ю

ПЕНСИЯ ПО СЛУЧАЮ ПОТЕРИ КОРМИЛЬЦА
— устанавливается нетрудоспособным членам семьи. В группе несовершеннолетних ими считаются дети, братья, сёстры и внуки, не достигшие 18 лет или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения 18 лет (при этом братья, сёстры и внуки - при условии, если они не имеют трудоспособных родителей). Кроме того, такая пенсия устанавливается одному из родителей либо дедушке, бабушке, брату или сестре, независимо от возраста и трудоспособности, если они заняты уходом за детьми, братьями, сёстрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет, и не работают, дедушке и бабушке - при отсутствии лиц, которые по закону обязаны содержать детей. Предусматривается выплата пенсий детям, братьям, сёстрам и внукам умершего, если по достижении ими 18 лет они учатся, но во всех случаях не более, чем до достижения ими 23 лет. Пасынок и падчерица имеют право на пенсию наравне с родными детьми независимо от к.-л. условий. Усыновлённых детей приравнивают к родным детям. Несовершеннолетние, имеющие право на пенсию, сохраняют такое право и при их усыновлении. Это касается и тех случаев, когда пенсия по случаю потери кормильца - отца или матери (либо обоих родителей) - ко времени усыновления ещё не была назначена.

Размер пенсии составляет 30% заработка кормильца на каждого нетрудоспособного члена семьи.

Размер пенсии на детей - круглых сирот и на детей умершей одинокой матери устанавливается в твёрдом размере. На каждого такого ребёнка пенсия устанавливается в полуторном размере минимальной пенсии по старости независимо от того, каким был заработок родителей. Детям-инвалидам, потерявшим обоих родителей, а также детям-инвалидам умершей одинокой матери назначается надбавка (её размер равен минимуму пенсии по старости).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 196)

См. также Пенсия социальная,Родство

Х

ПЕНСИЯ СОЦИАЛЬНАЯ
— устанавливается нетрудоспособным гражданам, в группе несовершеннолетних - детям-инвалидам в возрасте до 18 лет и детям в возрасте до 18 лет, потерявшим одного или обоих родителей. Законом определены различные размеры П.с., например: на уровне минимального размера пенсии по старости П.с. устанавливается детям-инвалидам в возрасте до 18 лет, а также детям до 18 лет, потерявшим обоих родителей, и детям умершей одинокой матери. В размере 2/3 минимальной пенсии по старости П.с. получают дети, потерявшие одного из родителей. Детям-инвалидам предусмотрены надбавки к П.с., им к осн. размеру пенсии начисляется также и надбавка на уход в размере минимальной пенсии по старости.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 196)

См. также Пенсия по случаю потери кормильца, Родство

Х

ПЕПИНЬЕРСКИЕ КЛАССЫ (от франц. pepiniere - питомник, рассадник)
— в России дополнительные педагогические классы для девушек, окончивших средние закрытые учебные заведения (женские институты). Появились в 1-й половине 19 в. Срок обучения 1 год. Выпускницы П.к. выполняли обязанности классных дам, преподавали в младших классах женских институтов, частных пансионах, а также в семьях.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 196)
489.514(28)715.5

ПЕРВОБЫТНОЕ ОБЩЕСТВО
— архаичная форма общественного догосударственного устройства, характеризующаяся общей собственностью, коллективным трудом и потреблением. Социализация детей в П.о. была направлена на их включение в систему половозрастного разделения труда.

На ранних стадиях развития П.о. дети считались принадлежавшими всему роду. В период кормления грудью (до 3-4 лет, что соответствовало интервалу рождения детей у женщины) ребёнок находился на попечении матери. Специальных воспитателей ещё не было, но при небольшом числе детей в общине рядом всегда находился кто-нибудь из взрослых. Дети пользовались большой свободой, наказания почти не применялись. Детей обучали элементарным приёмам труда и знакомили со всеми сторонами общественной деятельности.

По достижении брачного возраста (13-14 лет у мальчиков и 12-13 - у девочек) подростки переходили в категорию взрослых. Важной задачей была защита детей от вредоносных внешних сил, в этих целях применялись амулеты, обряды и ритуалы, а также система табу (запретов). Табу касались и тайных для женщин и детей ритуалов мужчин.

С ростом дифференциации труда, усложнением социальной структуры и повышением рождаемости начала складываться система воспитания. В общностях охотников, земледельцев стали выделяться несколько возрастных этапов. В младенческом возрасте обучением обычно занималась мать. Важным обрядом считалось наречение человека, обычно ребёнку давали имя деда - т.о. предок как бы возрождался в потомках. В период детства (от 3 до 7 лет) воспитанием начинали заниматься и другие родственники. В материнских родовых общинах значительную роль играл брат матери (т.н. авункулат - воспитание у дяди по материнской линии, обычай сохранялся до формирования классового общества). Более широко стали применяться наказания. Уделялось внимание и личностным качествам - воспитанию лидерских черт характера, агрессивности, необходимой для воинов, и т.п. В отроческом возрасте воспитание уже разделялось по половому признаку. Девочки помогали женщинам и присматривали за детьми. Мальчики также привлекались к труду. Особое значение имели игры, имитирующие войну, труд, семейные отношения, а также ритуалы и обряды. Осн. знания передавались от поколения к поколению через фольклор (сказки, предания, мифы и пр.). Физическая зрелость означала окончание детства. К 12-14 годам девочки уже были готовы для семейной жизни. Переход во взрослое состояние сопровождался обрядами посвящения - инициациями. Наставники знакомили инициируемых с общепринятыми правилами, обрядами, мифами и пр. Обучение заканчивалось ритуальными испытаниями. Инициации могли длиться от нескольких дней до мн. месяцев.

Постепенно воспитание всё более дифференцировалось. Большую роль стали играть мужчины-воспитатели. Существовали специальные мужские дома или дома холостяков, где мальчики воспитывались с 6-8 лет.

Система возрастных классов представляла собой иерархию из нескольких ступеней, продвигаясь по которым подросток участвовал в усложняющейся общественной жизни. С другой стороны, всё большую роль играла патриархальная семья, где гл. воспитателем выступал отец. С дальнейшим разделением труда выделилась и система специального обучения. Возникли круги, монополизировавшие то или иное занятие и воспитывавшие себе смену (касты жрецов, земледельцев, скотоводов и пр.). Специализированное обучение предшествовало возникновению школы в Древнем мире.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 196-197)
Т

ПЕРВЫЙ РЕБЁНОК
— особенности воспитания. Рождение первенца, как правило, связано с немалыми трудностями. Это обусловлено двумя осн. моментами: во-первых, молодые матери, ухаживая за новорождённым, ощущают неуверенность и беспомощность; во-вторых, они обнаруживают некоторую нерешительность, принимают на себя новые обязанности и воспринимают перемены, связанные с ролью матери. И то, и другое опасение неизбежно сказывается на ребёнке. Одни матери живут в постоянном страхе ошибиться, сделать что-нибудь не так, и ребёнок в конце концов превращается для них в символ их неумения. Другие, напротив, уверены, что постепенно освоят всё, что нужно, и их усилия приведут к успеху благодаря любви и искренности, с которыми они заняты уходом за своим ребёнком. Ребёнок, имеющий такую мать, получит, конечно, гораздо больше возможностей перенять столь же спокойные, ровные и уверенные отношения. Однако не стоит осуждать нерешительность, которую испытывает женщина, став матерью. Ребёнок налагает новую ответственность и во мн. случаях меняет характер семейной жизни, в т.ч. лишает женщину участия в профессиональной деятельности, в общении с друзьями и т.п. В таких ситуациях большое значение имеет помощь и поддержка со стороны родных. Чем скорее после рождения ребёнка женщина почувствует себя счастливой матерью и полноправным членом общества, тем легче ей будет воспитывать своего ребёнка.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 197)
Ч491

ПЕРЕВОСПИТАНИЕ
— система воспитательного воздействия на воспитанников с нравственным и правовым отклоняющимся девиантным поведением с целью его устранения и исправления личности воспитанника. П. - одно из основных понятий пенитенциарной педагогики. Понятия "П." и "исправление" близки по смыслу и часто рассматриваются как синонимы, но специалисты выделяют ряд их особенностей. Исправление - это процесс устранения человеком нравственно-правовых отклонений и возвращение к социальной норме под влиянием целенаправленной системы воспитания. Исправление - одновременно результат П. Существует точка зрения, что П. включает деятельность и воспитателя и воспитанника, а исправление - деятельность самого воспитанника. Однако процесс исправления, как и П., возможен только при взаимодействии воспитателя и воспитанника.

В России проблемы П. начали разрабатывать в 20-30-е гг. Ю.Б. Бехтерев, М.Н. Гернет, А.С. Макаренко, С.В. Познышев, Б.С. Утевский, Е.Г. Ширвиндт и др. Большинство специалистов пришли к выводу, что П. - это специфический процесс воспитания, обусловленный степенью запущенности педагогической и особенностями окружающей среды. Цели, задачи, средства и методы П. определяются общими условиями системы воспитания. Конкретная программа П. строится на основе изучения особенностей личности воспитанника с девиантным поведением, установления причин его вызвавших и разработки системы воспитательных мер, направленных на социальное исправление воспитанника.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 197)
Ю

ПЕРЕЖИВАНИЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
— психологическая концепция В. Дильтея, который предложил вместо общепризнанной дидактической триады "созерцание - мышление - действие" фундаментальную для т.н. понимающей педагогики триаду "переживание - выражение - понимание". Понимание здесь означает особое длительное целостное душевно-духовное переживание. Наилучший результат в обучении даёт сочетание обоих путей присвоения культуры индивидом. Важно сочетание подготовки к переживанию и самого переживания со становлением деятельности. Понимающая психология и педагогика разработана Э. Шпрангером, Т. Литтом, Г. Нолем. Огромную роль в ней играет рассмотрение душевных явлений в их интуитивно постигаемых смысловых связях и культурно-историческом содержании.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 197)
Ю

ПЕРЕЛЬМАН Яков Исидорович (1882-1942)
— популяризатор в области физико-математических наук, основатель жанра научно-популярной литературы, педагог. Работал в Наркомпросе РСФСР, преподавал в средних и высших учебных заведениях Петрограда и Пскова. Участвовал в составлении учебников и учебных пособий для школы ("Физическая хрестоматия", ч. 1-4, 1922-25; "Практические занятия по геометрии", 1923; "Геометрия и начатки тригонометрии", 1926, и др.). Организатор и редактор (1919) первого отечественного научно-популярного журнала "В мастерской природы" (в помощь школе), один из создателей Дома занимательной науки в Ленинграде (1934). Автор 47 научно-популярных и 40 научно-занимательных книг, оказавших влияние на юных читателей, на выбор ими своего пути в науке.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 392)
Ч426.23г(2)

ПЕРЕПЁЛКИН Дмитрий Иванович (1900-1954)
— математик-методист, член-корреспондент АПН РСФСР (1950), д-р физико-математических наук (1944). Преподавал в высших учебных заведениях (в 1935- 1954 в МГПИ). Участвовал в разработке учебных планов и программ по разделам геометрии для педагогических вузов и средних школ. Работы П. "Геометрические построения в средней школе" (1947), "Курс элементарной геометрии" (ч. 1-2, 1948-49), а также перевод и редакция "Элементарной геометрии" Ж. Адамара (ч. 1-2, 1948-52) имеют важное значение для подготовки студентов педагогических вузов.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 392)
Ч426.24г(2)

ПЕРЕПОДГОТОВКА КАДРОВ
— вид дополнительного (к ранее полученому основному профессиональному образованию соответствующего уровня) профессионвльного образования, целью которого является приобретение гражданами новых профессиональных знаний и навыков, профессий и специальностей для выполнения новых видов профессиональной деятельности или для получения новых дополнительных квалификаций в связи с требованиями научно-технического прогресса, структурными изменениями в производстве и социальной сфере, на рынке труда, а также с учетом индивидуальных потребностей граждан.
(Словарь согласованных терминов и определений в области образования государств-участников Содружества Независимых Государств. - М., 2004. С. 65)

См. также Повышение квалификации, Послевузовское образование

Ч454(2)78

ПЕРИОД ПОЛОВОГО СОЗРЕВАНИЯ
— один из возрастных периодов в онтогенезе человека. Характеризуется появлением вторичных половых признаков и окончательным формированием половых органов и желёз.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 197)

См. также Подростковый возраст

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
— выделение в онтогенезе качественно своеобразных ступеней психического развития. В разных моделях задействованы разные стадии, используемые для их выделения критерии также различны. В учении С. Холла онтогенез психики рассматривается как процесс, в целом повторяющий процесс исторического развития, здесь выделяются стадии: младенчество, детство, предподростковый возраст и юность, которые соответствуют эволюции общества: животная стадия, дикость, начало цивилизации, эпоха романтизма. У Ж. Пиаже критерием периодизации выступает развитие интеллекта, у З. Фрейда - направленность либидозной энергии, у Э. Эриксона - центральные задачи возраста, у Д.Б. Эльконина - смена ведущих типов деятельности.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 197)
Ю

ПЕРИОДИКА для детей и юношества
— газеты и журналы, адресованные детской и юношеской аудитории. Журналы для детей возникли во 2-й половине 18 в. в Германии и распространились в Великобритании, Франции, Голландии и США. В России они появились в 80-х гг. 18 в. Первый детский журнал "Детское чтение для сердца и разума" (приложение к "Московским ведомостям") основал Н.И. Новиков в 1785. Издание являлось образцом построения детского журнала для своего времени. С 1789 по 1801 в России регулярные издания для детей не выходили. В начале 19 в. наибольшим успехом пользовались журналы "Друг юности" (1807-15; с 1813 "Друг юношества и всяких лет") М.И. Невзорова и "Друг детей" (1809) Н.И. Ильина. В 1813 в С.-Петербурге вышел первый отечественный иллюстрированный "Журнал для детей", затем выходил иллюстрированный "Детский музеум" (СПБ, 1815-19 и 1821-29; издание типа атласа).

Содержание детских журналов начала 19 в. отражало представления о назидательном характере воспитания. С 20-х гг. начался поиск нового типа детского издания. Писатель и журналист, издатель "Русского вестника" С.Н. Глинка выпустил "Новое детское чтение" (М., 1821-24), ред.-изд. А.Н. Очкин, В. Львов и А.П. Башуцкий - "Детскую библиотеку" (СПБ, 1835- 1838, с участием писателей Н.В. Кукольника, В.Ф. Одоевского, В.И. Даля и др.), в которых стремились приобщать детей к культуре. Ф.В. Булгарин и Н.И. Греч издавали "Детский собеседник" (СПБ, 1826-28), журнал религиозно-нравственного характера, который не пользовался большой популярностью. Первым официальным изданием для учащихся стал "Журнал для чтения воспитанников военно-учебных заведений" (СПБ, 1836-63). Большой спрос имели журналы: "Звёздочка" (СПБ, 1842-63) и "Лучи" (СПБ, 1850-60), издаваемые первой детской профессиональной журналисткой и писательницей А.О. Ишимовой. Журнал "Новая библиотека для воспитания" (М., 1847-49) продолжил журнал "Библиотека для воспитания" (1843-46) П.Г. Редкина (В.Г. Белинский оценил его как единственный детский журнал, достойный внимания). Был осн. первый серьёзный научно-популярный "Журнал для детей" (СПБ, 1851-63) М.Б. Чистякова и А.Е. Разина.

Во 2-й половине 19 в. детские журналы стали переходить к освещению проблем реальной жизни. Возникли: "Художественный журнал для юношества" (СПБ, 1856-57), "Час досуга" (СПБ, 1858-61) С.П. Бурнашевой и "Подснежник" (СПБ, 1858-62) - наиболее удачное издание В.Н. Майкова, "Детский журнал" (М., 1859-60) Б. Залесского, "Собеседник" (СПБ, 1859- 1862) Н.П. Ушакова и др. С 60-х гг. каждый год появлялись один или несколько журналов. Издательство М.О. Вольфа выпуском журнала "Забавы и рассказы" открыло целую серию детских изданий. Журнал "Чтение для юношества" (СПБ, 1864-66) издавали педагоги И.И. Паульсон и Ф.Ф. Резенер.

Уникальным явлением в мировой журналистской практике был журнал, основанный А.Н. Острогорским, - "Детское чтение" (СПБ, 1869-93; М., 1894-1906, в 1906-18 переименован в "Новую Россию") - один из самых массовых детских журналов. Его постоянными авторами были Х.Д. Алчевская, И.А. Бунин, Е.Н. Водовозова, А.Я. Герд, Д.Н. Мамин-Сибиряк, К.М. Станюкович, А.П. Чехов и др. В конце 70-х - 80-е гг. созданы: "Задушевное слово" (СПБ, 1877-1918, издательство Вольфа), "Родник" (СПБ, 1882-1917; одно из самых совершенных в профессиональном плане изданий писательницы Е.А. Сысоевой, перешедшее потом к А.Н. Альмедингену), "Игрушечка" (СПБ, 1880-1912, выходил с перерывом), "Детский отдых" (М., 1881-1907), "Мир Божий" (1892-1906).

В конце 19 в. почти одновременно в С.-Петербурге появились два популярных журнала с литературными приложениями "Всходы" (1896-1917), ред.-изд. Э.С. Монвиж-Монтвид, и "Юный читатель" (1899-1906; единственный журнал, закрытый цензурой до 1917), ред.-изд. Э.К. Пименова.

В начале 20 в. образованы журналы А. Фёдорова-Давыдова "Светлячок" (М., 1902-20), "Путеводный огонёк" (СПБ, 1904-18), "Дело и потеха" (М., 1905-08) и И.Д. Сытина - "Друг детей" (М., 1902-07, выходил с перерывом), "Пчёлка" (М., 1906-07), а также "Золотое детство" (СПБ, 1907- 1917), ред.-изд. М.П. Чехов, "Маяк" (М., 1909-18) И.И. Горбунова-Посадова. При Троице-Сергиевой лавре выходили религиозно-нравственные журналы "Божия нива" (с детским отделом) и "Зёрнышки Божией нивы; чтение для детей" (1903-17).

В начале 20 в. появились детские газеты: "Что нового" (М., 1908), "Детская газета" (СПБ, 1908) и "Детская газета" (М., 1910), "Газетка для детей и юношества" (1910-15). В этот период одновременно издавалось св. 20 детских журналов. В России до 1917 всего выходило ок. 300 детских и юношеских журналов. Вокруг них объединялись писатели и педагоги. Редакторы и издатели стремились публиковать для детей талантливые произведения детских писателей. После 1917 большинство изданий было прекращено.

В первые годы советской власти началось формирование системы детской и юношеской П. Наиболее показателен из первых советских изданий для детей журнал "Красные зори" (М., 1919), стремившийся публиковать материалы, ориентированные на общественно-политическое воспитание детей. Первый советский профессиональный детский журнал "Северное сияние" (П., 1919- 1920), выходивший при поддержке М. Горького, также предполагался как революционно-романтическое издание, однако именно революционная идея получила в журнале слабое творческое воплощение. Первые детские советские газеты ("Детский пролеткульт", Тула, 1917; "Детская правда", Саратов, 1919; "Муравей-чудодей", Пермь, 1920, и др.) носили в основном общеобразовательный характер. Популярностью пользовалась "Лесная газета" В.В. Бианки, регулярно публикуемая в журнале "Новый Робинзон" (в 1928 её выпуски вышли отдельной книгой).

С созданием в 1922 пионерской организации началось формирование системы пионерских газет. В 1925 осн. "Пионерская правда", которая, несмотря на идеологическую направленность, всегда была подлинно массовым и одним из самых популярных детских изданий.

В советской детской журналистике определились две тенденции, определившие судьбу мн. изданий. Первая тенденция выражалась в необходимости выполнять социальный заказ - адаптировать применительно к возрасту систему классовых ценностей, опираясь на сформулированные В.И. Лениным задачи прессы: пропагандировать, агитировать и организовывать. Пионерские и комсомольские органы до конца 80-х гг. были учредителями детских и юношеских периодических изданий и определяли основные направления детской журналистики. Эта тенденция наиболее сильно проявилась в московских изданиях (в т.ч. в журнале "Пионер", с 1924) и ленинградском журнале "Костёр" (с 1936). Другая тенденция отражала гуманистические тради- ции детских изданий и интересы детей и вызывала определённые опасения у теоретиков коммунистического воспитания. Были прекращены интереснейшие издания в Ленинграде: "Новый Робинзон" (с 1924, в 1926 преобразован в "Красный галстук"), "Ёж" (1928-35) и "Чиж" (1930-41). Все журналы должны были публиковать материалы на идеологические темы. В то же время публикации познавательной и общекультурной тематики и литературных произведений оказывали значительное влияние на подрастающее поколение. В детских газетах и журналах печатались Б.С. Житков, Бианки, А. Гайдар, К.Г. Паустовский, Л.И. Лагин, С.Я. Маршак, С.В. Михалков, А.Л. Барто, Ю.К. Олеша, А.Н. Толстой, К.И. Чуковский и др. Наряду с "Пионером", "Костром" и другими издавались журналы для самых маленьких ("Мурзилка", с 1924; "Весёлые картинки", с 1956; "Колобок", приложение к "Кругозору", с 1969), журналы по интересам ("Юный натуралист", в 1928-41 и с 1956; "Юный художник", 1936-41 и с 1978; "Моделист-конструктор", с 1966; "Квант", с 1970 - все в Москве). Популярны были литературно-художественные журналы: в Ленинграде - "Аврора" (с 1969) и в Москве - "Юность" (с 1955), "Молодая гвардия" (1922-41 и с 1956), научно-популярные "Вокруг света" (с 1927, ведёт историю с 1860), "Знание - сила" (в 1926-41 и с 1946), "Техника - молодёжи" (с 1933), журнал для рабочей молодёжи "Смена" (с 1924) и "Сельская молодёжь" (с 1925). Пионерские газеты до 90-х гг. выходили во всех союзных и автономных республиках.

С конца 80-х гг. начался новый этап развития детской и юношеской периодической печати. Мн. издания, усовершенствовав свой стиль, продолжают пользоваться популярностью. Возникли независимые и частные издания. Современному юному читателю предлагается широкий спектр периодических изданий самой различной направленности.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 197-199)

ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
— Пермь, ГСП-327, ул. Сибирская, 24. Психология, дошкольная педагогика и психология, педагогика и методика начального образования, социальная педагогика, логопедия, специальная дошкольная педагогика и психология, валеология.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 470)

См. также Педагогические высшие учебные заведения

Ч489.514(2)7

ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
— Пермь, Комсомольский просп., 29а. Профессиональное обучение.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 473)

См. также Университеты

Ч489.514(2)7

ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
— Пермь, ГСП, ул. Букирева, 15. Психология, социальная работа.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 473)

См. также Университеты

Ч489.514(2)7

ПЕРМЯК Евгений Андреевич (1902-1982)
— писатель. Литературные произведения для детей: сказки ("Дедушкина копилка", 1957, и др.), научно-популярные книги, пьесы, романы ("Сказка о сером волке", 1960; "Царство Тихой Лутони", 1970) и рассказы ("Тонкая струна", 1958; "Голубые белки", 1978) и др.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 392)
Ч426.21,6(2)317.8-Пермяк

ПЕРОВСКИЙ Евгений Иосифович (1890/1891-1968)
— педагог, д-р педагогических наук (1962), профессор (1963). Педагогическую деятельность начал в 1910. С 1944 в системе АПН. Разрабатывал проблемы трудовой школы и политехнического образования. Подготовил "Настольный календарь" учителя на 1941 - своеобразную энциклопедию педагогических знаний. Занимался проблемами дидактики и школоведения. В монографии "Методическое построение и язык учебника для средней школы" (1955) сформулировал дидактические требования к учебникам для средней школы. Комплексно исследовал проблему проверки знаний учащихся; результаты исследований обобщил в работах "Экзамены в советской школе" (1948), "Проверка знаний учащихся в средней школе" (1960).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 393)
Ч33(2)7-8

ПЕРСОНАЛЬНЫЙ СОСТАВ РАО
— В 2000 году в РАО состояли 116 академиков, 143 члена-корреспондента, 6 почётных членов, 60 иностранных членов.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 243, 460-468)

См. также Действительные члены РАО, Почетные члены РАО, Российская академия образования (РАО), Члены-корреспонденты РАО

ПЕССИМИЗМ (от лат. pessimus - наихудший)
— мироощущение или умонастроение, в основе которых лежат убеждения в господстве зла в мире и в человеке, неверие в установление справедливости и возможности разрешения конкретных проблем. Противоположен оптимизму. Впервые П. назвал своё учение А. Шопенгауэр, объявивший существующий мир "наихудшим из возможных", поскольку в нём царят страдания и несчастья. С позиций П. история рассматривается как неуклонный регресс, человек воспринимается как существо от природы злое, порочное или слабое, не способное в принципе устранить свои недостатки. Пессимистическое видение настоящего и будущего часто сочетается с идеализацией прошлого, которое кажется привлекательным потому, что минувшее зло теряет свою актуальность для людей, в то время как трудности и проблемы настоящего вызывают чувства постоянной озабоченности или страдания, а неопределённость будущего вселяет в человека сомнения и тревогу. П. может выродиться в цинизм, стать нравственно-психологической основой отклоняющегося поведения. П. получает наибольшее распространение в кризисные периоды развития общества.

Пессимистические настроения, как правило, не свойственны детям. Они наблюдаются в т.н. критические периоды в возрастном развитии и проходят по мере взросления. В ряде случаев стойкое пессимистическое отношение к миру свидетельствует о нарушениях в физическом и нравственном здоровье и требует консультации с врачами, психологами и педагогами.

Совершенно недопустим педагогический П. Учитель, мрачно воспринимающий действительность и сомневающийся в успехе своего воспитательного воздействия на личность ребёнка, может нанести значительный урон воспитанию.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 199)
Ю

ПЕСТАЛОЦЦИ (Pestalozzi) ИОГАНН ГЕНРИХ (1746-1827)
— швейцарский педагог, один из основоположников дидактики начального обучения. В 50- 60-х гг. 18 в. принимал активное участие в движении швейцарской интеллигенции. Возглавлял "Учреждение для бедных в Нойхофе" (1774-80), приют для сирот в Станце (1798-99), институты в Бургдорфе (1800-04) и Ивердоне (1805-25). Автор многочисленных педагогических трудов, из которых главными являются получившие мировую известность романы "Лингард и Гертруда" (1781-87), "Как Гертруда учит своих детей" (1801) и др.

Осн. роль в осуществлении своих социальных замыслов П. отводил воспитанию. Стремясь облегчить участь крестьянских детей, лишённых элементарных условий для полноценного физического, умственного и нравственного развития, П. считал, что воспитание должно дать детям из народа хорошую трудовую подготовку и одновременно развить их физические и духовные силы, что в дальнейшем поможет избавиться от нужды. По П., воспитание должно быть природосообразным (см.Принципы воспитания) и начинаться с младенческих лет. Указывая на различия в становлении умственных, физических и нравственных способностей ребёнка, П. подчёркивал важность связи и тесного взаимодействия умственных, нравственных и физических способностей ребёнка в обучении, которое обеспечивает гармоничное развитие человека.

Идею П. о развивающем обучении К.Д. Ушинский назвал "великим открытием Песталоцци" (Собр. соч., т. 3, 1948, с. 95). Критикуя школу за вербализм и зубрёжку, притуплявшие духовные силы детей, П. стремился психологизировать обучение, построить его в соответствии с "естественным путём познания" у ребёнка. Исходным моментом этого пути П. считал чувственное восприятие предметов и явлений окружающего мира и поэтому придавал большое значение наглядности в обучении как средству развития у детей наблюдательности, умения сравнивать предметы, выявляя их общие и отличительные признаки и соотношения между ними. П. значительно расширил прежние трактовки наглядности, указав на возможность её использования в целях развития формирования мышления. П. расширил и содержание начального обучения, включив в него сведения из географии и природоведения, рисование, пение, гимнастику. Ему принадлежит мысль о введении в начальной школе элементов геометрии. П. стремился настолько упростить методику начального обучения, чтобы ею с успехом могли пользоваться и учитель начальной школы и любая мать-крестьянка.

Исходным моментом физического развития П. считал способность ребёнка к движению. На основе "естественной домашней гимнастики" П. предлагал строить систему школьной "элементарной гимнастики". Трудовое обучение П. рассматривал как неотъемлемую органическую часть своего метода. Он высказал идею о создании "азбуки умений", усвоение которой помогло бы ребёнку развить свои физические силы и овладеть необходимыми трудовыми навыками.

П. критиковал современную ему профессиональную подготовку молодёжи, сводившуюся к овладению "односторонними рутинными умениями", и выдвинул идею "элементарного образования для индустрии", которое рассматривалось им как "средство гуманизации промышленности".

Значительную роль П. отводил нравственному воспитанию, истоки которого видел в семье. Общественные воспитательные учреждения П. предлагал строить по типу семьи, на началах искренней любви учителя к детям и бережного подхода к ним. Сформулированные П. идеи педагогического активизма и психологизации обучения оказали глубокое влияние на развитие дидактики и педагогики. В 1792 Законодательным собранием Французской республики П. было присвоено звание "гражданин Французской республики".

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 393)
Ч30я44-Песталоцци
Ч33(4Ш)

ПЕСТЕЛЬ Вера Ефремовна (1887-1952)
— художник-живописец, педагог. В 1920-30 преподавала в созданной А.В. Бакушинским школе "Детское творчество" (Москва). Сторонник свободного воспитания. Выдвинула тезис о гармонии как средстве устранения противоречий между ребёнком и миром. По П., осн. задача педагога - дать как можно шире выявиться способности ребёнка к самовыражению. Эти идеи нашли отражение в программе по изобразительному искусству для школ I и II ступени (1925-26), в основу которой было положено "искусство самого ребёнка".
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 393)
Ч426.64г(2)

ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
— С.-Петербург, Московский просп., 9. Психология.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 473)

См. также Университеты

Ч489.514(2)7

ПЕТЕРСЕН (Petersen) ПЕТЕР (1884-1952)
— немецкий педагог. Преподавал в средних школах, в Гамбургском университете. С 1923 работал в Йенском университете, где, в частности, руководил педагогической семинарией, осн. в 1844 К. Стоем, и образцовой школой. Педагогическая семинария по инициативе П. в 1924 была преобразована в Научно-воспитательное заведение, к которому впоследствии были присоединены несколько дошкольных учреждений, объединённых в центр исследований дошкольника. Здесь апробировались новые формы обучения и воспитания, названные П. Йена-планом.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 393)

См. также Йена-план

Ч33(4Ф)

ПЕТЕРСОН Николай Павлович (1844-1919)
— публицист, педагог. По приглашению Л.Н. Толстого в 1862 преподавал в Головлинской и Плехановской народных школах. Так же, как и Толстой, считал, что в основе образования должен быть принцип "совершенной свободы детей".

В 1864 познакомился и сблизился с Н.Ф. Фёдоровым, стал его учеником и последователем. Особое значение для П. имела гл. идея Фёдорова - преодолеть противоречие между научным знанием и религиозной верой, между духовным и светским образованием.

С 1869 служил по судебной части. В 1870-91 секретарь съезда мировых судей в Керенске. Выступил с рядом инициатив в области школьного дела. Создал в Керенске своего рода "образовательный комплекс" (храм, школа, библиотека, больница, метеорологическая станция), в котором стремился воплотить мысли Фёдорова о цельном образовании, неотделимом от молитвы, труда и исследования. С 1891 назначался на различные судебные должности в Мокшанске, Воронеже, Ашхабаде, Верном. Постоянно публиковал статьи по вопросам народного образования, связывая их с проблемой духовной миссии России в Азии. Предлагал перестроить всю систему начального, среднего и высшего образования. С недостатками образовательной системы, приучающей лишь к теоретическому знанию и не открывающей смысла жизни, П. связывал гл. общественные и государственные беды России. В 1912 переехал в г. Зарайск Рязанской губернии. Одна из последних статей П. "Как создать национальную школу?" опубликована в "Миссионерском сборнике" (1916).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 393)
Ч33(2)52

ПЕТРОВСКАЯ Лариса Андреевна (р. 1937)
— д-р психологических наук (1986), профессор (1990), член-корреспондент РАО (1995; Отделение психологии и возрастной физиологии), профессор МГУ.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 467)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

ПЕТРОВСКИЙ Артур Владимирович (р. 1924)
— д-р психологических наук (1966), профессор (1967), действительный член РАО (1971; Отделение психологии и возрастной физиологии), вице-президент (1976-79) и президент РАО (1992-97), консультант ректората Университета РАО.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 462)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

ПЕТРОВСКИЙ Вадим Артурович (р. 1950)
— д-р психологических наук (1994), член-корреспондент РАО (1995; Отделение психологии и возрастной физиологии), гл. научный сотрудник Института дошкольного образования и семейного воспитания РАО.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 467)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
— Республика Карелия, Петрозаводск, просп. Ленина, 33. Социальная работа.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 473)

См. также Университеты

Ч489.514(2)7

"Петрушка"
— издательство, ООО, Москва. Детская, юношеская, образовательная и развивающая литература.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 479)

См. также Издательства РФ

ПЕТЯЕВ Иван Матвеевич (1861-1930)
— педагог-методист начального обучения, организатор народного образования в Поволжье. С 1880 преподавал в начальных народных училищах Симбирской губернии и Симбирска. В 1897 переехал в Казань; с 1901 преподавал в Казанской татарской учительской школе. В 1909 за сочувствие революционному движению учащихся был выслан в Ардатов, где в течение 14 лет исполнял обязанности инспектора начальных народных училищ. Содействовал открытию школ для мордовских детей, а также женской гимназии с педагогическим классом. В 1918 создал Ардатовскую политехническую семинарию, преобразованную позднее в педагогический техникум (до 1924 его заведующий). В ряде статей выступил с анализом тенденций в методике преподавания начального курса арифметики, обобщил многолетний опыт обучения русскому языку нерусских учащихся. Разрабатывал систему подготовки педагогов в учительских семинариях и школах.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 394)
Ч33(2)52

ПЕХЛЕЦКИЙ ИГОРЬ ДМИТРИЕВИЧ (1938-2001)
— доктор педагогических наук, профессор Пермского государственного педагогического университета. Труды по профессиональной математической и педагогической подготовке специалистов в вузах.
(Проблемы вузовской педагогической и математической подготовки специалиста. - Пермь, 2004. С. 6-29)
Ч33(2)7-8Пехлецкий
Ч489.518.26-матем.

ПЕШКОВСКИЙ Александр Матвеевич (1878-1933)
— языковед, методист по русскому языку. Преподавал в различных вузах; профессор 1-го МГУ, Высшего литературно-художественного института им. В.Я. Брюсова, 2-го МГУ. Труды по синтаксису, стилистике, методике русского языка.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 394)
Ч486.131г(2)

ПЁРЫШКИН Александр Васильевич (1902-1983)
— физик-методист, член-корреспондент АПН СССР (1950). В 1931 осн. в Московском городском педагогическом институте им. В.П. Потёмкина (с 1960 - МГПИ) кафедру методики преподавания физики, которую возглавлял до 1975. Автор стабильных учебников по физике для средней школы (1933-85), работ по методике преподавания физики; создатель ряда оригинальных демонстрационных приборов по различным разделам курса физики. Гос. премия СССР (1978).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 393)
Ч33(2)7-8

ПЁТР I ВЕЛИКИЙ (1672-1725)
— русский царь (с 1682), первый рос. император (1721). Значительное влияние на формирование взглядов П. I в сфере образования оказала западноевропейская культура. В реформировании отечественной школы участвовали И.Т. Посошков, Ф. Салтыков, Феофан Прокопович, Л.Ф. Магницкий, В.Н. Татищев и др. Вместо традиционного домашнего воспитания вводилась система государственного образования. Возникли учебные заведения профессионального типа: Школа математических и навигацких наук (1701), инженерные (Москва, 1703; С.-Петербург, 1703), артиллерийская, хирургическая (1707) школы, горнозаводские школы (с 1716), горные училища, гарнизонные (с 1698) и адмиралтейские школы (с 1719; для детей солдат и матросов), а также общедоступные цифирные школы (1714) начальной ступени. В 1725 осн. Академия наук.

Усилился сословный принцип образования, средние и высшие школы предназначались в основном для детей дворян. Преобразовывалась деятельность епархиальных школ и духовных семинарий. Были созданы архиерейские школы, деятельность которых определялась "Духовным регламентом" (1721). Обучение велось на русском языке. Была усовершенствована русская азбука; введены латинские и греческие шрифты для будущих переводчиков. Использовались различные отечественные и зарубежные учебные пособия. Деятельность П. I способствовала созданию национальной системы образования.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 393-394)
Т

ПИАЖЕ (Piaget) ЖАН (1896-1980)
— швейцарский психолог, д-р естественных наук (1918). Профессор (с 1921) Института Ж.Ж. Руссо в Женеве, Невшательского (1923-29) и Лозаннского (1937-54) университетов. Директор Института Ж.Ж. Руссо (с 1929), Психологической лаборатории (с 1940). Первый президент Швейцарского психологического общества (1942). Основатель Женевской школы генетической психологии.

В области детской психологии П. изучал происхождение и развитие интеллекта у ребёнка, формирование фундаментальных понятий, особенности детской логики и мировоззрения. Осн. задача всех исследований П. - изучение механизмов познавательной деятельности ребёнка. П. пытался осмыслить факты детского развития в аспекте их жизненного, биологического значения и поэтому связывал развитие детского мышления с общебиологическими способами жизнедеятельности организма. Взгляды П. на природу интеллекта ребёнка нашли отражение в решении им проблемы соотношения обучения и умственного развития. Согласно П., обучение подчинено законам развития и лишь даёт "пищу для познания".

Л.С. Выготский, рассматривая работы П. как крупный вклад в развитие психологической науки, упрекал его в том, что П. подходил к анализу развития высших психических функций абстрактно, без учёта социальной и культурной среды. Различия взглядов П. и отечественных психологов проявляются в понимании источника и движущих сил психического развития. П. рассматривал умственное развитие как спонтанный, независимый от обучения процесс, который подчиняется биологическим законам. Отечественные психологи видят источник умственного развития ребёнка в его среде, а само развитие рассматривают как процесс присвоения ребёнком общественно-исторического опыта. Отсюда понятна роль обучения в психическом развитии, которую особенно подчёркивают отечественные психологи и недооценивал П. Критически анализируя операциональную концепцию интеллекта, предложенную П., отечественные специалисты не рассматривают логику как единственный и осн. критерий интеллекта и не оценивают уровень формальных операций как высший уровень развития интеллектуальной деятельности. Экспериментальные исследования (А.В. Запорожец, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин) показали, что не логические операции, а ориентировка в предметах и явлениях есть важнейшая часть всякой человеческой деятельности и от её характера зависят результаты этой деятельности.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 394)
Ч33(4Ш)
Ю

ПИГМАЛИОНА ЭФФЕКТ
— улучшение результатов умственной деятельности вследствие непроизвольной положительной стимуляции учащегося педагогом. Данное явление открыто в 1968 американскими исследователями Р. Розенталем и Л. Якобсон, которые осуществили в нескольких школах оригинальный эксперимент: провели тестирование умственных способностей учеников и сообщили педагогам результаты. В частности, учителям были названы несколько детей, которые отличались повышенными интеллектуальными способностями; предполагалось, что вскоре их достижения должны заметно улучшиться. При этом педагоги были намеренно введены в заблуждение: им были названы случайно выбранные, ничем не выдающиеся дети. Проведённое через год повторное тестирование позволило зафиксировать реальное улучшение показателей умственного развития этих детей. Это позволило сделать вывод: ожидая от ребёнка интеллектуального роста, учитель непроизвольно организует педагогический процесс таким образом, что это стимулирует развитие ученика.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 199)
Ч312.5

ПИДКАСИСТЫЙ Павел Иванович (р. 1926)
— д-р педагогических наук (1974), профессор (1976), член-корреспондент РАО (1999; Отделение философии образования и теоретической педагогики), профессор МПУ.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 467)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

ПИЕТИЗМ (от лат. pietas - благочестие)
— направление в протестантизме, тесно связанное с просвещением и рационализмом. П. стремился к обновлению религиозного чувства, подчёркивая значение практического переустройства жизни, личного нравственного самоусовершенствования. П. получил распространение в среде немецкого бюргерства в середине 17 в.

Пиетисты значительное внимание уделяли вопросам воспитания, полагая, что большинство социальных зол проистекало от неправильного отношения к детям в семье и школе, от плохой постановки обучения. Педагогика П. строилась на двух осн. положениях: в воспитании и обучении должны сочетаться слово и дело; отягчённые первородным грехом, дети аморальны от рождения, и школа должна их исправлять и готовить к правильному жизненному поведению путём установления строгой дисциплины и управления детским самосознанием. Положительной чертой в педагогической деятельности пиетистов было стремление соотнести обучение с практикой и нуждами повседневной жизни, хотя вся жизнь пиетистских школ была пронизана духом крайнего аскетизма.

Крупнейший педагог П. - А.Г. Франке, открывший в конце 17 в. в Галле ряд воспитательно-образовательных учреждений ("учреждения Франке"), в которых реализовывались идеи П. С деятельностью пиетистов связано создание первых реальных школ в Германии: в 1708 в Галле К. Землером и в 1747 в Берлине И. Геккером. Последняя получила широкую известность. Она состояла из обычной народной школы, игравшей роль подготовительного класса реальной школы, и педагогиума, готовившего к поступлению в вуз. По образу школы Геккера работали мн. немецкие школы. Пиетисты, по существу, впервые в Германии начали систематическую подготовку учителей; создали значительное число благотворительных учебно-воспитательных учреждений для детей беднейших слоёв населения. Идеи П. нашли отклик среди представителей подобных религиозных течений в Великобритании, США, Франции (пуритане, квакеры).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 199)

ПИКТОГРАФИЧЕСКОЕ ПИСЬМО
— примитивное рисуночное письмо, в котором предметы и действия изображались при помощи сочетания их рисунков. Используется как прием обучения, в частности, на уроках истории.
(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 112)

ПИНКЕВИЧ Альберт Петрович (1883/84-1937)
— педагог, д-р педагогических наук (1935). В 1917-18 один из авторов газеты "Новая жизнь", осн. М. Горьким. Один из организаторов Петроградского педагогического института им. А.И. Герцена (1918; ныне Российский педагогический университет) и Уральского университета (1920). Ректор и профессор (с 1924) 2-го МГУ. Автор первой советской "Методики начального курса естествознания" (1914; 4 изд., 1922), первых советских учебников по педагогике ("Педагогика", т. 1-2, 1924-25; 6 изд., 1930, и др.). Труды по истории и теории педагогики. Репрессирован; реабилитирован посмертно (1956).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 394)
Ч33(2)7-8

ПИОНЕРСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
— в России самодеятельная организация детей и подростков 10-15 лет. Датой рождения П.о. считается 19 мая 1922. Н.К. Крупская и другие руководители Советского государства видели в П.о. форму воспитания нового человека. Пионеры участвовали в ликвидации неграмотности, беспризорности и др. Один из идеологов скаутизма И.Н. Жуков стремился воплотить в П.о. позитивные стороны скаутского движения. Именно он предложил назвать детскую организацию пионерской, ввести девиз "Будь готов!", развивать игровые формы воспитательной работы с детьми и пр. П.о. заимствовала из скаутизма организацию по отрядам, институт вожатых, сборы у костра, элементы символики (например, в пионерском значке три языка пламени костра заменили три лепестка скаутского значка, 3 конца галстука стали означать 3 поколения - пионеров, комсомольцев и коммунистов и пр.). В середине 20-х гг. началась политизация П.о., которая рассматривалась как смена и резерв ВЛКСМ. Деятельность П.о. контролировалась комсомольскими и партийными организациями. Практической работой П.о. руководил Центральный совет. В 1932 постановлением ЦК ВКП(б) П.о. была реорганизована, а пионерская деятельность фактически превратилась в составную часть воспитательной школьной работы. В годы Великой Отечественной войны важную роль в деятельности П.о. сыграло Тимуровское движение. Затем на протяжении нескольких десятилетий Всесоюзная пионерская организация СССР им. В.И. Ленина решала задачи коммунистического воспитания подрастающего поколения. Её деятельность приобрела массовый централизованный характер, сопровождалась общесоюзными кампаниями, смотрами, военизированными играми "Зарница", "Орлёнок", "Марши пионерских отрядов" ("Моя Родина - СССР") и во многом отличалась формализмом и декларативностью. Вместе с тем в П.о. накоплен позитивный опыт внешкольной воспитательной работы с детьми (например, деятельность ряда дворцов и домов пионеров, пионерских лагерей, в т.ч. всесоюзного пионерского лагеря "Артек" и всерос. пионерского лагеря "Орлёнок" и др.). Некоторые педагоги вели поиск новых форм работы с детьми на гуманистических принципах (см.Коммунарская методика).

С середины 80-х гг. предпринимались попытки реформировать П.о., однако детская и юношеская организация в прежнем масштабе не была создана. С октября 1990 преемником П.о. является Союз пионерских организаций - Федерация детских союзов.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 199-200)

См. также Детское движение, Коммунарская методика, Октябрята, Союз пионерских организаций

Ч422(2)

© Российская национальная библиотека, 2006