БАБАНСКИЙ Юрий Константинович (1927-1987)
— педагог, действительный член (1974), вице-президент (с 1979) АПН СССР. Разработал теорию оптимизации обучения как научно обоснованного выбора и осуществления варианта процесса обучения.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 336)
Ч33(2)7-8

БАБЁФ (Babeuf) ГРАКХ (настоящее имя - Франсуа Ноэль) (1760-1797)
— французский революционер, коммунист-утопист. Б. первым среди деятелей Великой французской революции выдвинул (1788) требование всеобщего светского образования, разработал план воспитания подрастающего поколения в период перехода к новому общественному устройству. Особо выделял трудовое воспитание; предусматривал создание специальных учреждений, куда дети помещались бы, как только переставали нуждаться в материнском уходе, что позволило бы оградить их от негативного влияния взрослых. Сторонник природосообразного воспитания.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 336-337)
Ч33(4Фр)

БАВРИН Иван Иванович (р. 1932)
— д-р физико-математических наук (1968), профессор (1969), действительный член РАО (2001; член-корреспондент с 1993; Отделение высшего образования), профессор МПГУ.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 460)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

БАЗА ДАННЫХ
— именованная совокупность данных, отображающая состояние объектов и их отношений в данной предметной области. Обеспечивает использование одних и тех же данных в различных приложениях, допускает решение задач планирования, исследования, управления.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 22)

— доступное многим пользователям собрание разных сведений.
(Менеджмент в управлении школой: краткий словарь терминов и понятий. - Уфа, 2004. С. 8)

БАЗА ЗНАНИЙ
— совокупность систематизированных основополагающих сведений, относящихся к определённой области знания, хранящихся в памяти ЭВМ, объём которых необходим и достаточен для решения заданного круга теоретических или практических задач. В системе управления Б.з. используются методы искусственного интеллекта, специальные языки описания знаний, интеллектуальный интерфейс.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 22)

БАЗЕДОВ (Basedow) ИОГАНН БЕРНХАРД (1724-1790)
— немецкий педагог, основатель филантропизма. Организовал (1774) филантропин (сословную школу-интернат) в г. Дессау. Цель воспитания видел в подготовке человека к счастливой и полезной жизни для себя и для общества. Предлагал реформировать обучение (ввести углублённое изучение новых языков, природоведческие дисциплины, физическое воспитание и др.).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 337)
Ч33(4Ф)

БАЗОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
— общественно необходимый уровень общеобразовательной подготовки, предусматривающий разностороннее развитие и ценностно-этическую ориентацию личности, формирование общекультурной основы её дальнейшего образования, гражданского и профессионального становления. Базовый характер школьной программы по отношению к системе непрерывного образования проявляется в том, что общее образование становится реальной опорой последующих форм общекультурной и профессиональной подготовки. Базовый уровень общеобразовательной подготовки призван определить и задать нижнюю границу результата общего образования, что является важным фактором ликвидации перегрузки школьника.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 22)

— единый государственный минимум-оптимум общего образования более высокого уровня и специального профессионального образования. Оно призвано обеспечить решение двух задач: дать обучающимся базовые знания об окружающем мире, о самом себе, своих способностях и возможностях; иформировать способность и потребность обоснованно строить свои жизненные планы.
(Моисеев В.Б. Информационные технологии в системе высшего образования. - Пенза, 2002. С. 91)
Ч421.2

БАЗОВОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ
— в Рос. Федерации организация, оказывающая общеобразовательным и профессиональным учебным заведениям практическое содействие в осуществлении трудовой подготовки учащихся и создающая для неё соответствующие условия на основе заключённого договора о совместной работе, который определяет конкретное содержание трудовой подготовки учащихся, её формы, взаимные обязательства и сроки.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 22)
Ч421.385.62

БАКАЛАВР (от ср.-век. лат. baccalaureus)
— в большинстве стран — первая учёная степень, приобретаемая студентом после освоения программы базового высшего образования (3-5 лет обучения в вузе). В Рос. Федерации введена с начала 90-х гг. Во Франции звание Б. присваивается выпускникам полной средней школы и даёт право поступления в вузы.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 22)

  1. Квалификация (степень), свидетельствующая о получении высшего профессионального образования (Закон РФ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании").
  2. Степень (квалификация), свидетельствующая о получении высшего профессионального образования (ГОС высшего профессионального образования).

Квалификация "бакалавр" при поступлении на работу дает гражданину право на занятие должности, для которой квалификационными требованиями предусмотрено высшее профессиональное образование (Закон РФ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании").
Для получения квалификации (степени) "бакалавр" установлен срок освоения основных образовательных программ - не менее чем четыре года.

(Стефанова Н.Л., Шубина Н.Л. Магистратура: слово и дело. - СПб., 2002. С. 103-104, 111)

См. также Академическая степень, Бакалавриат

БАКАЛАВРИАТ
  1. Одна из ступеней подготовки специалиста в системе многоуровневого высшего профессионального образования.
  2. Система и форма подготовки бакалавров по направлению.

Как правило, реализация магистерских программ ведется на базе основной образовательной программы подготовки бакалавра по соответствующему направлению.

(Стефанова Н.Л., Шубина Н.Л. Магистратура: слово и дело. - СПб., 2002. С. 103-104)

См. также Академическая степень, Бакалавр, Магистр, Магистратура

БАКИХАНОВ АББАС-КУЛИ (псевдоним - Гудси) (1794-1847)
— азербайджанский писатель, просветитель. Из династии бакинских ханов. Автор первого в России пособия по языку фарси (1831). С целью сближения народов предложил (1832) создать на Кавказе трёхклассные мусульманские училища, разработал их учебный план.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 337)
Ч33(2А)

БАКУШИНСКИЙ Анатолий Васильевич (1883-1939)
— искусствовед, педагог, д-р искусствоведения (1936). Работал в Цветковской (1917-25) и Третьяковской (1924-39) галереях в Москве. Преподавал в 1-м МГУ, Литературно- художественном институте им. В.Я. Брюсова, МИФЛИ. Один из основоположников отечественной педагогики изобразительного искусства; разработал теорию развития художественных способностей человека по 3 возрастным фазам. Впервые поставил проблему соотношения педагогического воздействия и развития творческих способностей детей.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 337)
Ч459.713(2)

"БАЛАСС"
— издательство, ООО, Москва. Методическая (школьная) литература, школьные учебники.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 478)

См. также Издательства РФ

БАЛЛЫ ОЦЕНОЧНЫЕ
— отметки, условное выражение оценки знаний, умений и навыков учащихся. Могут иметь цифровую и словесную форму. В зарубежных странах применяются системы: пятибалльная (Венгрия, ФРГ, Польша и др.), одиннадцатибалльная (Италия), десятибалльная (Голландия) и др.

В дореволюционной России двенадцатью баллами оценивались знания учащихся в кадетских корпусах, военных училищах и мн. гимназиях. В других учебных заведениях пользовались пятибалльной системой или ограничивались словесными оценками - успевает, не успевает. В Рос. Федерации применяется пятибалльная система оценки.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 22)
312.8

БАЛТАЛОН Цезарь Павлович (1855-1913)
— педагог. Одним из первых провёл экспериментально-психологическое исследование в области дошкольного воспитания и детского чтения. Разработал систему литературных бесед для внеклассного изучения литературных произведений.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 337)
(Ланин Б.А. Литературное образование в XIX - начале XXI века. - М., 2005. С. 8-9)
Ч413(2)

БАЛТИЙСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОЛОГИИ, ПОЛИТИКИ И ПРАВА
— С.-Петербург, ул. Миллионная, 6. Психология.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 475)

См. также Негосударственные ВУЗы

Ч489.514(2)7

БАЛУГЬЯНСКИЙ Михаил Андреевич (1769-1847)
— учёный, педагог и государственный деятель. Родился в Венгрии. В 1803 приглашён в С.-Петербург для преподавания в Педагогическом институте. В 1813-17 преподавал экономические и политические науки великим князьям Николаю и Михаилу Павловичам. С 1819 декан философско-юридического факультета, с 27 октября того же года - ректор Петербургского университета. В период гонений на прогрессивных профессоров Б. сложил с себя звание ректора (1821). Оставаясь профессором до 1824, стал ближайшим сотрудником М.М. Сперанского при составлении Свода законов. С 1839 сенатор.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 337)
Ч489.13(2)

БАЛЬСЕВИЧ Вадим Константинович (р. 1932)
— д-р биологических наук и профессор (1973), член-корреспондент РАО (2001; Отделение образования и культуры); гл. редактор журнала "Физическая культура: воспитание, образование, тренировка" Российской государственной академии физической культуры.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 464)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

"БАМБУК"
— издательство, ООО, Москва. Детская литература.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 478)

См. также Издательства РФ

БАНАХ ЧЕСЛАВ (р. 1931)
— польский педагог, деятель просвещения, профессор, "академический учитель". Труды по истории образования в Польше и обзоры современного состояния системы образования в Польше.
(Edukacja wartosc; szansa: wybor prac z lat 1995-2001. - Krakow, 2001. С. 5)
Ч33(4П)-8Банах
Ч30я44-Банах

БАНДУРА (Bandura) АЛБЕРТ (р. 1925)
— американский психолог. С 1952 работал в Станфордском университете. Разработал теорию социального научения, согласно которой механизмы поведения человека, начиная с младенческого возраста, формируются на основе наблюдения за поведением других людей.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 337)
Ч33(7США)

БАНК ДАННЫХ
— совокупность всех массивов информации длительного хранения, как правило, организованных в Библиотеки данных, а также программных технических средств, обеспечивающих её накопление, обновление, корректировку и использование.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 22)

БАРАНОВ Алексей Григорьевич (1844-1911)
— педагог. Из семьи крепостных. Был учителем гимназии, директором учительской семинарии, окружным инспектором Московского учебного округа. Разрабатывал вопросы педагогического образования, школоведения и содержания образования (практические занятия воспитанников учительской семинарии и устройство учебной части в начальном училище; учебный план начальной городской школы). Автор учебных книг.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 337)
Ч33(2)5-8Баранов А.

БАРАНОВ Михаил Трофимович (1924-1999)
— выдающийся ученый-методист 20 в., профессор, создал свою научную школу в области методики преподавания русского языка, теории школьного учебника и учебных пособий по русскому языку, методики лексики, орфографии, пунктуации, словарной работы, углубленного изучения русского языка в школе и подготовки учителей-словесников.
(Роль научной школы в методической подготовке учителя-словесника. - Шуя, 2004. С. 13)
Ч33(2)7-8Баранов М.
Ч426.131
Ч489.518.26-рус.яз.

БАРАНСКИЙ Николай Николаевич (1881-1963)
— экономикогеограф, член-корреспондент АН СССР (1939). Заслуженный деятель науки РСФСР (1943). Вёл научно-педагогическую работу в вузах, в т.ч. МГУ (с 1927; один из организаторов его географического факультета). Один из создателей журнала "География в школе" (1934; его первый редактор) и издательства географической литературы. Основоположник экономической географии в СССР. Осн. работы по теории и методологии социально-экономической географии и экономической картографии, программы, школьные атласы, кинофильмы и др. Автор стабильного школьного учебника "Экономическая география СССР" (1934; 16 изд., 1955). Важнейшей задачей методики географии считал генерализацию содержания обучения в единстве с конкретизацией. Разработал приёмы генерализации: перенос "груза" фактов из текста на карту, переход от описания к характеристике, от характеристики отдельных "точек" к характеристике крупных районов и т.д.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 337)
Ч426.431г(2)

БАРКОВ Александр Сергеевич (1873-1953)
— физикогеограф, действительный член АПН РСФСР (1944), д-р географических наук (1935). Заслуженный деятель науки РСФСР. Преподавал в средних и высших учебных заведениях, в т.ч. с 1931 в МГУ. Автор (совместно с С.Г. Григорьевым, А.А. Крубером и С.В. Чефрановым) лучших в России начала 20 в. учебников и хрестоматий по географии, а также (совместно с А.А. Половинкиным) стабильного учебника по физической географии для 5-го класса (1935; 18 изд., 1954) и (совместно с А.А. Борзовым) первой серии настенных картин по географии России (1909).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 337)
Ч426.431г(2)

БАРНАРД (Barnard) ГЕНРИ (1811-1900)
— деятель просвещения США. Разработал закон о руководстве системой народного образования в шт. Коннектикут (1838). Осн. первые в США курсы усовершенствования учителей (1839) и журнал "Американское просвещение" (1855; до 1882 вышло 32 выпуска). Возглавил реорганизацию сети школ в шт. Род-Айленд. В 1867-70 первый комиссар просвещения США.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 337)
Ч33(7США)

БАРНАУЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
— Барнаул Алтайского края, ул. Молодёжная, 55. Психология, дошкольная педагогика и психология, педагогика и методика начального образования, социальная педагогика, специальная дошкольная педагогика и психология, валеология.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 469)

См. также Педагогические высшие учебные заведения

Ч489.514(2)7

БАРРЕДА (Barreda) ГАБИНО (р. 1818, по другим данным, 1820-1881)
— мексиканский философ и педагог. Участник подготовки реформы народного образования, один из авторов проекта закона 1867, провозгласившего в Мексике обязательное бесплатное начальное обучение. Один из основателей (1868) и первый директор Национальной подготовительной школы при Национальном автономном университете (Мехико).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 337)
Ч33(7Ме)

БАРТЛЕТТ (Bartlett) ФРЕДЕРИК ЧАРЛЗ (1886-1969)
— английский психолог, профессор Кембриджского университета (1922), редактор "Британского психологического журнала" (1924-48). Автор исследований по экспериментальной психологии (гл.о. памяти, восприятия, мышления, навыков), социальной, промышленной и военной психологии. Б. - один из предшественников современной когнитивной психологии.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 337)
Ч33(4Вл)

БАРТО Агния Львовна (1906-81)
— детская писательница. В своих произведениях утверждала общечеловеческие идеалы добра, справедливости, гуманизма. Книги стихов для детей: "Мишка-воришка" (1925), "Игрушки" (1936), "Дом переехал" (1938), "Верёвочка" (1941), "Фонарик" (1944), "Первоклассница" (1945), "Стихи - детям" (1949; Гос. премия, 1950), "Лёшенька, Лёшенька..." (1965), "В школу", "Мы с Тамарой" (обе в 1966), "За цветами в зимний лес" (1970; Ленинская премия, 1972), "Подростки, подростки" (1980), прозаическая книга "Найти человека" (1968; о поисках семей детей, потерявшихся во время Великой Отечественной войны); кн. "Записки детского поэта" (1976).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 337)

БАРХУДАРОВ Степан Григорьевич (1894-1983)
— языковед, член-корреспондент АН СССР (1946). С 1920 вёл научно-педагогическую работу в ЛГУ, МГУ, Институте русского языка АН. Один из авторов первого стабильного учебника для средней школы по грамматике русского языка (1938), а также учебника русского языка (1954; совместно с С.Е. Крючковым) - осн. пособия в современной практике преподавания этого предмета в русской школе. Редактор журналов "Русский язык в школе" (1938-46), "Русский язык в национальной школе" (1957-60, 1964-72). Один из руководителей издания "Словаря современного русского литературного языка" (т. 1-17, 1948-65; Ленинская премия, 1970), гл. редактор "Словаря русского языка XI-XVII вв." (в. 1-6, 1975-79), редактор "Школьного словообразовательного словаря" (22 изд., 1984).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 337)
Ч426.131г(2)

БАРЬЕР ОБЩЕНИЯ ( от фр. barriere - преграда, препятствие)
— психологические трудности, возникающие в процессе общения, служащие причиной конфликтов или препятствующие взаимопониманию и взаимодействию.
(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 14)

БАРЬЕРЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
— психическое состояние, проявляющееся в неадекватной пассивности человека, что препятствует выполнению им тех или иных действий. При наличии Б.п. усиливаются отрицательные эмоциональные переживания и установки - стыд, чувство вины, страх, тревога, низкая самооценка, ассоциированные с задачей (например, страх, связанный со сдачей экзаменов у учащихся). Необходимо учитывать, что возникновение Б.п. может означать и проявление психических заболеваний, поэтому в случае частых повторений таких негативных состояний у детей необходимо проконсультироваться у специалистов.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 22)

БАСИСТОВ Павел Ефимович (1823-1882)
— педагог. Преподавал русский язык и литературу в московских учебных заведениях. Составил хрестоматии: "Для чтения... Курс 1-й" (1862; 23 изд., 1907) и "Для разборов и письменных упражнений" (1868; 20 изд., 1907). Осн. труды: "Очерки жизни и сочинений Жуковского" (3 изд., 1902); "Заметки о практическом преподавании русского языка" (1868 и 1878) и др.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 337-338)
Ч33(2)
Ч426.131г(2)

БАСОВ Михаил Яковлевич (1892-1931)
— психолог и педагог. Ученик А.Ф. Лазурского. С 1925 профессор педологии и психологии в ЛГПИ им. А.И. Герцена. Одним из первых ввёл в психологию термин "деятельность", пытаясь рассматривать последнюю в её социально-культурной и исторической обусловленности. Исследовал проблемы воли, вопросы объективного изучения детей. Разработал методику психологических наблюдений за детьми дошкольного возраста. В последние годы жизни занимался педологией ("Общие основы педологии", 2 изд., 1931).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 338)
Ч33(2)7-8

БАТАВИА-ПЛАН (Batavia Plan)
— система индивидуализированного обучения. От названия г. Батавиа (Батейвия, шт. Нью-Йорк, США). Применялся с 1898. Автор Б.-п. - инспектор школ города Дж. Кеннеди. В рамках Б.-п. с классом увеличенной численности работали 2 учителя: "основной" учитель вёл фронтальную работу на уроке, ассистент - индивидуальные занятия с отдельными учащимися после уроков.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 22)

— система индивидуального обучения, возникшая в Америке в конце XIX в.
(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 14)

См. также Индивидуализированного обучения системы

Ч312.04

БАТЛЕР (Butler) НИКОЛАС МАРРЕЙ (1862-1947)
— педагог, публицист, общественный деятель, профессор (1890). Ректор (президент) Колумбийского университета (1901-1945). Внёс значительный вклад в развитие системы педагогического образования в США. Активно боролся за мир и стал инициатором Фонда Карнеги для международного мира, его попечителем и позднее президентом (1925-1945). Возглавлял Американскую академию искусств и литературы (1928-1941). Нобелевская премия мира (1931).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 338)
Ч33(7США)

БАТУЕВ Александр Сергеевич (р. 1935)
— д-р биологических наук (1969), профессор (1974), действительный член РАО (1995; Отделение психологии и возрастной физиологии), зав. кафедрой С.-Петербургского государственного университета.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 460)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

БАТЫШЕВ Александр Сергеевич (р. 1946)
— д-р педагогических наук (1987), профессор (1989), член-корреспондент РАО (1996; Отделение базового профессионального образования), заместитель начальника Гл. управления кадров и кадровой политики МВД РФ.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 464)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

БАТЫШЕВ Сергей Яковлевич (1915-2000)
— педагог, организатор педагогической науки, действительный член АПН СССР (1974- 1991). Герой Советского Союза (1944). В 1967-1973 заместитель председателя Госпрофобра СССР. В 1973-1989 академик-секретарь Отделения педагогики и психологии профессионально-технического образования АПН. Инициатор исследований по профессиональной педагогике и психологии профессионально-технического образования. Ответственный редактор и один из авторов труда "Очерки истории профессионально-технического образования в СССР" (1981) и др.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 338)
Ч33(2)7-8

БАХТИН Михаил Михайлович (1895-1975)
— литературовед и философ. С 1924 вёл научную и преподавательскую работу в Ленинграде, в т.ч. в ЛГУ. В 20-е гг. сформулировал основы эстетико-философской концепции, содержавшей критический разбор фрейдизма, "формальной школы" в эстетике и литературоведении. В 1929 арестован по делу религиозно-философской группы "Воскресение" и сослан в Кустанай (реабилитирован в 1967). В 1936-37 и в 1945-69 преподавал в Мордовском педагогическом институте. Его концепция диалога как способа взаимодействия личности с объектами культуры и искусства используется в социологии и психологии общения, при изучении диалогической природы сознания, психологии "внутренней речи", социальной ответственности личности. На идеях Б. построены сложившиеся в 80-х гг. педагогическая система и авторская школа, которые рассматривают возможности воспитания учащихся через постижение осн. исторических культур.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 338)
Ч33(2)7-8

БАХТИН Николай Николаевич (1866-1940)
— педагог, театральный деятель. Один из основателей (1921; совместно с А.А. Брянцевым) Ленинградского ТЮЗа и руководитель его педагогической части. Работы по вопросам воспитательной роли театра.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 338)
Ч313(2)
Ч421.355.25

БАЧИНСКИЙ Алексей Иосифович (1877-1944)
— физик, методист, д-р физико-математических наук (1934). Преподавал в МГУ и других вузах. Один из организаторов первого советского научно-педагогического центра - Центрального физико-педагогического института (1919). Автор школьных программ и мн. учебников и задачников по физике для средних учебных заведений, справочников для учителей и учащихся, статей по истории и философии естествознания, истории техники. Инициатор выпуска и научный редактор "Рабочей школьной библиотеки" (1926-31) - серии книг по физике и технике для учащихся.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 338)
Ч426.51г(2)

БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
— Республика Башкортостан, Уфа-Центр, ул. Октябрьской революции, 3а. Психология, дошкольная педагогика и психология, педагогика и методика начального образования, социальная педагогика, олигофренопедагогика, логопедия.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 469)

См. также Педагогические высшие учебные заведения

Ч489.514(2р-6Баш)7

БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
— Республика Башкортостан, Уфа, ул. Фрунзе, 32. Психология, социальная работа.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 471)

См. также Университеты

Ч484(2Р-6Баш)711.9-Башкирский

БАШМАКОВ Марк Иванович (р. 1937)
— д-р физико-математических наук (1976), профессор (1979), действительный член РАО (1993; Отделение общего среднего образования), профессор С.-Петербургского электротехнического университета.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 460)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч426.23г(2)

БЕЗБУКВАРНЫЙ МЕТОД обучения грамоте
— в различных вариантах применялся в 18 - начале 20 вв. Ж. Жакото (1770-1840). Сторонники Б.м., например, рекомендовали обучать без букваря, по любой книге, применяя аналитический метод обучения грамоте. В Домах ребёнка М. Монтессори дети сначала упражнялись в рисовании, от которого переходили к письму, а от него к чтению. С буквами дети знакомились по разрезной азбуке, которая состояла из карточек картона с наклеенными на них буквами, вырезанными из наждачной бумаги. Ребёнок произносил звуки, обводил буквы пальцем или палочкой, т.е. повторял движения, необходимые для письма. Постепенно научаясь находить букву, соответствующую определённому звуку, и набирать из них целые слова, дети научались читать. В русской школе Б.м. обучения грамоте применял И.Н. Шапошников (1923), строя обучение по методу "живых звуков" (см.Обучение грамоте).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 22-23)

См. также Обучение грамоте

Ч426.131(2)0

БЕЗДУХОВ Владимир Петрович (р. 1948)
— д-р педагогических наук (1996), профессор (1998), член-корреспондент РАО (2001; Отделение философии образования и теоретической педагогики), зав. кафедрой педагогики Самарского государственного педагогического университета.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 464)
Ч33(2)7-8

См. также Российская академия образования (РАО)

БЕЗНАДЗОРНОСТЬ детская
— отсутствие воспитательного влияния и контроля за поведением и занятиями детей и подростков со стороны родителей или лиц их заменяющих. Б. выражается в отчуждении детей от семьи, детского коллектива и одновременно в безразличии родителей, воспитателей к детям. Причины Б.: утрата детьми родителей; сложные условия труда и быта взрослых членов семьи (длительные командировки, неудовлетворительное состояние здоровья), не позволяющие в должной мере заниматься воспитанием детей, неблагоприятная обстановка в семье (конфликты, развод, аморальный образ жизни родителей и т.п); отсутствие взаимопонимания со сверстниками, педагогами, неудачи в учебном процессе и др. Б. также является следствием низкого уровня социально-бытовых условий жизни взрослых, не оставляющих им времени на общение с детьми; недостатков воспитательной работы в школе и медленного развития системы общественного воспитания в стране (нехватка учреждений дополнительного образования детей для организации досуга, занятий спортом и т.п.). Нередко к Б. приводит педагогическая неграмотность родителей, незнание или непонимание своих обязанностей по отношению к детям, их педагогически неправильная позиция, выражающаяся в удовлетворении преимущественно материальных потребностей детей и недооценке роли воспитания.

Б. характерна для ситуаций, когда дети проводят свободное время вне семьи и коллектива, иногда даже уходят из семьи и привыкают к бродяжничеству. Предоставленные самим себе, несовершеннолетние оказываются неподготовленными к жизненным ситуациям, легко попадают под влияние уличных группировок с асоциальной направленностью, втягиваются в употребление алкоголя, наркотиков, в аморальную деятельность вплоть до преступной (см.Преступность несовершеннолетних). В результате у детей появляются негативные и антиобщественные привычки и интересы, формируются отклоняющееся поведение, трудновоспитуемость, запущенность педагогическая. Безнадзорные дети наиболее часто попадают в критические ситуации, становятся жертвами уличных, в т.ч. транспортных происшествий, получают травмы, участвуют в жестоких развлечениях и экспериментах над другими и даже над собой. Несовершеннолетние приобретают негативный опыт жизни, у них создаётся ложное ощущение самостоятельности и независимости от взрослых. В свою очередь родители, часто ссылаясь на мнимую взрослость детей, прикрывают своё неумение установить с ними доверительные отношения и тем самым усиливают чувство изоляции детей от семьи.

Комплекс мер борьбы с Б. включает выявление безнадзорных детей и их устройство в воспитательные и учебные заведения; организацию мероприятий, обеспечивающих родителям условия для воспитания детей.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 23)

— общественное явление, заключающееся в отсутствии надлежащего наблюдения за детьми со стороны родителей или лиц, их замещающих.
(Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005. С. 414)

См. также Беспризорность

Ч34(2)463

БЕЗРУКИХ Марьям Моисеевна (р. 1945)
— д-р биологических наук (1995), член-корреспондент РАО (1999; Отделение психологии и возрастной физиологии), директор Института возрастной физиологии РАО.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 464)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

БЕКАРЮКОВ Дмитрий Дмитриевич (1861-1934)
— врач-гигиенист. Редактор отдела школьной гигиены журнала "Вестник воспитания". Секретарь (с 1901) и председатель (с 1907) московской комиссии школьных врачей. До 1931 заведовал московским школьно-санитарным бюро, затем работал в Институте гигиены им. Ф.Ф. Эрисмана. Автор одного из первых руководств "Основные начала школьной гигиены" (1906, 1914).
(Б.М. Бим-Бад "Педагогический энциклопедический словарь". М., 2002 г., c.338)
Ч421.354

БЕКЕТОВ Андрей Николаевич (1825-1902)
— ботаник, общественный деятель, почетный член Петербургской АН (1895; член-корреспондент 1891); создатель русской школы ботаников. Один из основателей Петербургского общества естествоиспытателей (1886) и первого научного ботанического журнала "Ботанические записки" (1886). Автор учебников для высшей школы по ботанике (1889, 1897), географии растений (1896), научно-популярных книг для народного чтения. Развивал идею женского университета (с 1878 фактический руководитель Бестужевских курсов).
(Б.М. Бим-Бад "Педагогический энциклопедический словарь". М., 2002 г., c.338)
Ч426.46г(2)

БЕКЕТОВ Платон Петрович (1761-1836)
— издатель и типограф. Осн. в Москве типографию (1801-12, 1821-24). Издал св. 100 названий книг: "Пантеон российских авторов" (1801; 20 портретов, текст Н.М. Карамзина), сочинения В.А. Жуковского, А.Н. Радищева, М.М. Хераскова и др., журналы "Друг просвещения" (1804), "Русский вестник" (1808).
(Б.М. Бим-Бад "Педагогический энциклопедический словарь". М., 2002 г., c.338)

БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
— Белгород, ул. Студенческая, 12. Психология, социальная работа, дошкольная педагогика и психология, педагогика и методика начального образования, социальная педагогика.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 472)

См. также Университеты

Ч484(2)711.9-Белгород

БЕЛЕНЬКИЙ Геннадий Исаакович (р. 1918)
— д-р педагогических наук (1974), профессор (1978), член-корреспондент РАО (1985; Отделение общего среднего образования), гл. научный сотрудник Института общего среднего образования РАО.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 464)
(Ланин Б.А. Литературное образование в XIX - начале XXI века. - М., 2005. С. 67)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

БЕЛИНСКИЙ Виссарион Григорьевич (1811-1848)
— литературный критик, публицист, философ. Составил учебник русской грамматики ("Основания русской грамматики для первоначального обучения, составленные Виссарионом Белинским", 1837), задумал руководство по изучению отечественной словесности.

В центре педагогических размышлений Б. - категория личности как индивидуального целостного единства всех психических свойств человека. Ребёнок, считал Б., - это "дерево в зерне", и воспитание, не учитывающее природных задатков человека, ущербно. Но в развитии природных способностей и формировании духовного строя личности воспитанию принадлежит гл. роль; им решается "участь человека". Учить детей нужно с 6 лет, следуя принципам систематического и научно обоснованного, а не случайного ("путём игр и забав") обучения. Особую роль в формировании личности отводил детской литературе.

(Б.М. Бим-Бад "Педагогический энциклопедический словарь". М., 2002 г., c.338)
Ч33(2)472-042.25

БЕЛЛ (Bell) ЭНДРЮ (1753-1832)
— английский педагог, священник англиканской церкви, один из основателей Белл- Ланкастерской системы взаимного обучения.
(Б.М. Бим-Бад "Педагогический энциклопедический словарь". М., 2002 г., c.338)
Ч33(4Вл)

БЕЛЛ-ЛАНКАСТЕРСКАЯ СИСТЕМА взаимного обучения
— система организации и методов обучения в начальной школе, при которой старшие и более успевающие ученики (мониторы) под руководством учителя вели занятия с остальными учащимися. Была предложена независимо друг от друга английскими педагогами Э. Беллом и Дж. Ланкастером как быстрый и дешёвый способ обучения грамоте. Первоначально применялась в Индии (1791, Белл), затем в Великобритании (1801, Ланкастер). В начале 19 в. получила распространение во Франции, России, США, Дании и других странах. К середине 19 в. утратила популярность.
(Б.М. Бим-Бад "Педагогический энциклопедический словарь". М., 2002 г., c.23)
(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 14)

См. также Взаимное обучение,Филантропизм

"БЕЛФАКС"
— издательство, ООО, Москва. Детская, образовательная, развивающая литература.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 478)

См. также Издательства РФ

"БЕЛЫЙ КЛЮЧ"
— издательство, АОЗТ, Москва. Детская литература.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 478)

См. также Издательства РФ

БЕЛЬО (Bello) АНДРЕС (1781-1865)
— венесуэльский просветитель, писатель, учёный и педагог, государственный деятель. В 1810-1829 в Лондоне представлял латиноамериканские республики, с 1829 жил в Чили. Основатель (1842-1843) и первый ректор Чилийского университета.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 338)
Ч33(4Вл)
Ч33(7Чи)

БЕЛЯЕВА Антонина Павловна (р. 1928)
— д-р педагогических наук (1981), профессор (1988), действительный член РАО (1995; Отделение базового профессионального образования), директор Института профессионально-технического образования (С.-Петербург).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 460)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2Р)7-8

БЕМ Альфред Людвигович (1886-1945)
— ученый филолог-эмигрант, профессор, преподавал русский язык в Праге (Карлов университет), написанные им работы по методике преподавания литературы принесли ему мировую известность.
(Ланин Б.А. Литературное образование в XIX - начале XXI века. - М., 2005. С. 51-53)
Ч486.21г(2Р)

БЕНЕКЕ (Beneke) ФРИДРИХ ЭДУАРД (1798-1854)
— немецкий психолог и педагог. Преподавал в Берлинском и Гёттингенском университетах. В России наиболее известны его педагогические идеи о духовной жизни, о равенстве врождённых способностей детей и педагогическом руководстве их развитием и др. Осн. педагогический труд "Руководство к воспитанию и учению" (т. 1- 2, 1835-36) на русский язык переведён Н.Х. Весселем (1871-72).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 338)
Ч33(4ф)

БЕРДЯЕВ Николай Александрович (1874-1948)
— философ, литератор. Учился в Киевском кадетском корпусе, но в 1898 за участие в социалистическом кружке был арестован и выслан в Вологду. Участвовал в сборниках "Вехи" (1909), "Из глубины" (1918). В 1922 выслан из Советской России. С 1925 во Франции. Издавал религиозно-философский журнал "Путь" (Париж, 1925-40), ставший философским центром русской эмиграции. Б. принадлежит особая роль мыслителя-посредника между российской и западной культурой.

На рубеже 19-20 вв. находился под влиянием идей марксизма и неокантианства. Позднее на мировоззрение Б. всё большее влияние оказывал В.С. Соловьёв. Постепенно Б. перешёл к исследованию философии личности и свободы в духе религиозного экзистенциализма и персонализма. Свобода, дух, личность противопоставляются Б. необходимости, миру объектов, в котором действуют зло, страдание, рабство. Личность, по Б., - это не эмпирическая индивидуальность, а человек, взятый как творческое свободное существо, неподвластное объективации. Единение с другими людьми присуще личности как неотъемлемая часть её внутреннего мира ("общество - часть личности"). Смысл истории, по Б., постигается в мире свободного духа, за пределами исторического времени. Осн. сочинения (переведены на мн. языки): "Смысл творчества" (1916), "Смысл истории" (1923), "Миросозерцание Достоевского" (1923), "Философия свободного духа" (т. 1-2, 1927-28), "О рабстве и свободе человека" (1939), "Русская идея" (1948), "Самопознание" (1949; философская автобиография Б.).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 338)
Ч33(2)7-8

БЕРЕЗАНСКАЯ Елизавета Савельевна (1890-1969)
— педагог, математик-методист. Одна из первых женщин - учителей математики. Работала в Школе-коммуне им. П.Н. Лепешинского (1920- 1941), АКВ им. Н.К. Крупской (1922- 1936), МГПИ им. В.И. Ленина (1943- 1965) и других вузах. Один из создателей отечественной методики преподавания арифметики и программ по методике преподавания математики в вузе. Автор сборников задач по всем разделам математики.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 339)
Ч426.24г(2)
Ч486.24г(2)

БЕРЕМЕННОСТЬ ПОДРОСТКОВАЯ
— беременность, возникающая у несовершеннолетних девочек вследствие раннего начала половой жизни. Б.п. является сложнейшей социальной, медицинской, педагогической и психологической проблемой. Б.п. чревата медицинскими осложнениями, поскольку детский организм физиологически не готов к воспроизведению потомства. В силу своей инфантильности и медицинской неграмотности подростки не задумываются о последствиях половой связи и оказываются перед выбором: оставить ребёнка или сделать аборт. Б.п. наиболее часто встречается у девочек из неблагополучных семей, у подростков, лишённых родительского попечения, не имеющих постоянного места жительства, а также имеющих отклонения в психическом здоровье. Подростки, попавшие в ситуацию Б.п., нуждаются в помощи взрослых и специалистов. В масштабах страны необходима организация разумного полового воспитания, медицинского просвещения, психологической службы.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 23)

БЕРОН ПЁТР (ок. 1795, по другим сведениям, 1800-1871)
— болгарский просветитель, писатель, педагог. Автор первого болгарского светского букваря (1824) и сочинений по естественным наукам.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 339)
Ч33(4Бл)

БЕРУЛАВА Михаил Николаевич (р. 1950)
— д-р педагогических наук и профессор (1990), действительный член РАО (1996; Отделение философии образования и теоретической педагогики), директор Научно-образовательного центра РАО (Сочи).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 460)
Ч33(2)7-8

См. также Российская академия образования (РАО)

БЕСЕДА
— в педагогике, вопросно-ответный метод обучения; применяется с целью активизации умственной деятельности учащихся в процессе приобретения новых знаний или повторения и закрепления полученных ранее. Сократическая Б. - с помощью системы специально подобранных вопросов доведение до абсурда неправильных ответов учащихся с целью наведения их на правильный путь рассуждения. Катехизическая Б. - заучивание вопросов и ответов на них (в католических школах в видоизменённой форме применяется до сих пор). По характеру организуемой познавательной деятельности различают репродуктивную Б. (знакомые способы оперирования знакомым учебным материалом), эвристическую (организация поисковой деятельности учащихся, поэлементное обучение творческому поиску при решении проблемных задач).

В психологии, метод психолого-педагогического исследования. Организуется с целью выяснения индивидуальных особенностей личности - мотивационной и эмоциональной сфер, знаний, убеждений, интересов, отношения к среде, коллективу и пр. Результаты, полученные методом Б., не поддаются формализации и статистической обработке и позволяют лишь в общем виде судить о выраженности исследуемого признака.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 23)

— диалогический метод обучения, при котором педагог путем постановки системы вопросов подводит учащихся к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного.
(Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005. С. 414)
Ч312.514

БЕСПАЛЬКО Владимир Павлович (р. 1930)
—д-р педагогических наук (1970), профессор (1973), действительный член РАО (1992; Отделение общего среднего образования).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 460)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

БЕСПЛАТНАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА
— музыкально-просветительская организация (1862-1917). Осн. в С.-Петербурге Г.Я. Ломакиным (директор до 1868) и М.А. Балакиревым (директор в 1868-73 и 1881-1908).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 23)
Ч424(2)714.9-муз.

БЕСПРИЗОРНОСТЬ детская
— отсутствие у детей и подростков места жительства или места пребывания. Причины Б. носят социально-экономический характер. Б. возникает в результате войн, революций, голода, стихийных бедствий, эпидемий и других потрясений, влекущих за собой сиротство детей. Росту Б. способствуют экономические кризисы, безработица, нужда и детская эксплуатация, а также конфликтная обстановка в семьях, аморальное поведение родителей, жестокое обращение с детьми и пр. Б. неизбежно сопутствуют тяжёлые социальные последствия: рост правонарушений, преступность несовершеннолетних, детская проституция (см.Проституция детская), алкоголизм, наркомания. Традиционно помощь беспризорным детям в большинстве стран оказывают благотворительные общества, частные лица и религиозные организации. Наиболее прогрессивные представители научной общественности изучали Б. как социальное явление (Д. Дриль, А. Зак, М. Гернет, С. Позднышев и др.).

В России Б. приняла угрожающий характер после 1-й мировой войны и Октябрьской Революции 1917 (к 1922 насчитывалось ок. 7 млн. беспризорных). Проблемами Б. занимались Государственный совет защиты детей (1919, председатель А.В. Луначарский), Наркомпрос РСФСР, комиссия по улучшению жизни детей при ВЦИК (1921, Деткомиссия ВЦИК, председатель Ф.Э. Дзержинский), социальные инспекции на местах, "Фонд имени В.И. Ленина для оказания помощи беспризорным детям" (1924). В 1926 приняты Положение о мероприятиях по борьбе с детской беспризорностью в РСФСР и Постановление ЦИК и СНК СССР "О мероприятиях по борьбе с детской беспризорностью".

Система ликвидации Б. включала выявление и контроль за безнадзорными детьми, неблагополучными семьями, социальную помощь и профилактику Б. Организовывались детские воспитательные учреждения интернатного типа - детские дома, трудовые коммуны, школы-колонии, школы-коммуны, детские городки и пр. Применялись патронат, усыновление, опека и попечительство.

До середины 20-х гг. в педагогических кругах шла дискуссия о природе Б. Ряд педагогов и психологов придерживались точки зрения, распространённой также в Западной Европе и Америке, что осн. причины Б. связаны с врождённой дефективностью и психологическими отклонениями подростков. Беспризорных причисляли к дефективным детям и антисоциальным элементам, предлагали воспитывать их в закрытых исправительных учреждениях. П.П. Блонский в статье "О так называемой моральной дефективности" (1923; Избранные педагогические и психологические сочинения в 2-х тт., т. 1, 1979) выступил с критикой подобных взглядов. Во 2-й половине 20-х гг. было признано, что беспризорные дети - это в большинстве нормальные подростки, в силу социально-экономических обстоятельств вынужденные самостоятельно бороться за своё существование. Беспризорные дети отличались от своих сверстников из нормальных семей более сильным инстинктом самосохранения, повышенной возбудимостью, привычками к наркотикам, алкоголю и т.п., некоторые из них преждевременно начинали половую жизнь. Опытные педагоги стремились создавать беспризорным детям максимальные возможности для нормального развития, проявления самостоятельности, инициативы, полезной творческой деятельности. Успешный опыт работы был накоплен в Колонии им. М. Горького и Коммуне им. Ф.Э. Дзержинского под руководством А.С. Макаренко, Болшевской трудовой коммуне (М.С. Погребинский), Школе им. Ф.М. Достоевского (В.Н. Сорока-Росинский) и школе-колонии "Красные зори" (И.В Ионин) и др. К середине 30-х гг. массовая Б. была в основном ликвидирована. Опасность Б. вновь возникла в годы Великой Отечественной войны, но благодаря своевременным мерам была быстро ликвидирована.

В 50-60-е гг. считалось, что в индустриально развитых странах с Б. покончено ещё в 19 в. Однако в конце 20 в. возник феномен новой волны Б. (т.н. дети улиц).

Особенность современной Б. в том, что к её причинам добавились урбанизация и техническая цивилизация, вызывающие усиливающуюся миграцию населения в города, разрастание городов, а вследствие этого - неуправляемость городской инфраструктуры, а также распад семьи, тяжёлое положение женщины, неудовлетворённость потребностей детей и молодёжи в образовании. В последние 10 лет в России произошло снижение реального уровня социально-правовой и экономически обеспеченной защиты детства и как следствие - рост Б. (по некоторым данным к концу 2000 насчитывалось св. 2 млн. беспризорных детей). Беспризорные дети не включаются в систему ценностей общества, становятся лишь наблюдателями чужой жизни. Постоянный страх перед окружающей средой в свою очередь порождает в детях агрессивность, стремление найти защиту в к.-л. группах (шайках, бандах и т.п.), где дети также часто подвергаются эксплуатации (в т.ч. сексуальной), втягиваются в преступный бизнес. Такие группы представляют собой серьёзную опасность для общества.

Ликвидация и профилактика Б. требуют гуманного подхода к личности на основе сотрудничества и координации усилий государственных, общественных и частных организаций. Во мн. государствах наряду с общими социальными существуют специальные попечительские программы. Большую работу в реализации программ помощи беспризорным детям ведёт ЮНИСЕФ.

Опыт мн. стран показал, что традиционные меры профилактики Б. (создание специальных воспитательных учреждений: детских домов, приютов и т.д.), а также содержание беспризорных детей, совершивших к.-л. проступки, в закрытых учреждениях не приносят ожидаемого результата.

Осн. мерами профилактики Б. должны быть усыновление, опека и попечительство, и только при невозможности обеспечить ребёнку семейное воспитание альтернативой ему могут выступать воспитательные учреждения, способные воссоздать условия воспитания, близкие к семейным, адаптацию детей к нормальной жизни в обществе (семейные детские дома, общины, детские деревни и др.). Ликвидировать проблему Б. способно только общество, ставящее ребёнка в центр своих интересов и придающее первостепенное значение этике попечения и благотворительности.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 23)

— общественное явление, заключающееся в недостаточном попечении и воспитательном воздействии в отношении несовершеннолетних.
(Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005. С. 414)

См. также Безнадзорность,Проституция детская

Ч34(2)463

© Российская национальная библиотека, 2006