ВАГАНОВА Агриппина Яковлевна (1879-1951)
— артистка балета, педагог, народная артистка СССР (1934). В 1897-1916 в Мариинском театре. В 1921-51 педагог Ленинградского хореографического училища (с 1946 профессор), в 1931-37 художественный руководитель балетной труппы Ленинградского театра оперы и балета им. С.М. Кирова. Педагогическая система В. ("Основы классического танца", 1934) применяется во мн. странах. Гос. премия СССР (1946).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 343)
Ч489.733(2)

ВАГНЕР Владимир Александрович (1849-1934)
— биолог, психолог и педагог, д-р зоологии (1899). Директор Петербургского коммерческого училища (1904-17), профессор и вице-президент Психоневрологического института (1907-17), профессор Педагогической академии (1907-15), зав. кафедрой сравнительной психологии в Ленинградском университете (1917-31). Разработал сравнительно-генетический метод применительно к исследованию развития психики. Фундаментальный труд В. "Биологические основания в сравнительной психологии" (т. 1-2, 1910-13) сыграл важную роль в обосновании сравнительной психологии в России. Исследования по проблемам школьного преподавания естествознания.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 343)
Ч426.44г(2)

ВАЗЕХ (псевдоним; настоящее имя Мирза Шафи) (1794-1852)
— азербайджанский поэт, просветитель. Преподавал в училищах и гимназиях Тбилиси. Составил (1852; совместно с И.И. Григорьевым) учебное пособие для гимназий "Китаби тюрки" (рукопись) - первую хрестоматию азербайджанской поэзии.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 343)
Ч33(2А)

"Валдай-М"
— издательство, ТОО, Москва. Детская литература.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 478)

См. также Издательства РФ

ВАЛЕОЛОГИЯ (лат. valeo - здравствовать, logos - наука)
— наука о здоровье, о механизмах сохранения и укрепления здоровья человека. Понятие "В." введено И.И. Брехманом в 1980. Согласно его воззрениям, В. синтезирует научные достижения биологии, медицины, психологии и других наук, внёсших значительный вклад в сферу здоровья. В. объединяет физиологию, генетику, психологию, педагогику. В. изучает механизмы формирования, физиологического, психологического, социального развития и сохранения здоровья человека в условиях его жизнедеятельности, осуществляемой при значительных изменениях внешней и внутренней среды. В. также исследует резервы систем организма, возможности их компенсаторного взаимодействия для обеспечения устойчивой реализации и сохранения его генетических, физиологических, психологических и генеративных функций.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 31)

См. также Педагогическая валеология, Слипченко

Ч313.54

ВАЛЕОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
см. Педагогическая валеология

ВАЛИДНОСТЬ
— соответствие теста целям диагностики.
(Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005. С. 414)

— комплексная характеристика метода исследования, включающая сведения о том, пригодна ли методика для измерения того, для чего она была созданна, и какова ее действенность, практическая полезность.
(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 17)
Ч312.84

ВАЛИХАНОВ Чокан Чингисович (1835-1865)
— казахский просветитель, этнограф, художник, действительный член Русского географического общества (1857). Исследовал историю и культуру народов Средней Азии, Казахстана и Западного Китая. В 1860-61 в С.-Петербурге познакомился с идеями русских писателей-демократов, во многом определившими его мировоззрение как защитника интересов своего народа. Неодно- кратно обращался к проблемам обучения и воспитания казахов. По мнению В., предпосылкой административных и других реформ должно быть просвещение народа. Идея В. о тесной связи казахской и русской культур была положительно оценена общественностью и получила развитие в трудах Абая Кунанбаева и И. Алтынсарина.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 343)
Ч33(2К)

ВАЛИЦКАЯ Алиса Петровна (р. 1936)
— д-р философских наук (1988), профессор (1990), член-корреспондент РАО (1992; Отделение философии образования и теоретической педагогики), зав. кафедрой РГПУ им. А.И. Герцена.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 465)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

ВАЛЛОН (Wallon) Анри (1879-1962)
— французский психолог, основатель Парижской школы генетической психологии, первой во Франции лаборатории детской психологии (1927). Преподавал в Сорбонне (1920-37), директор Практической школы высших знаний (1927-50), профессор Коллеж де Франс (1937-49). Совместно с П. Ланжевеном разработал проект реформы народного образования.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 343)
Ч33(4Фр)

ВАЛЬДОРФСКАЯ ПЕДАГОГИКА
— система методов и приёмов воспитания и обучения, осн. на антропософской концепции развития человека как целостного взаимодействия телесных, душевных и духовных факторов. Основы В.п. разработаны Рудольфом Штейнером (1861-1925). На принципах В.п. организованы т.н. свободные вальдорфские школы, детские сады и лечебно-педагогические сообщества "Кемпхилл" - частные учреждения, иногда частично субсидируемые государством. Первая такая школа открыта в 1919 в Германии (Штутгард) для детей рабочих фабрики "Вальдорф-Астория" (отсюда название). В 1933-45 на территории фашистского рейха эти школы были закрыты, а педагоги подверглись репрессиям. В.п. получила развитие с 60-х гг. 20 в. во мн. странах (в 90-е гг. насчитывалось ок. 500 школ и 1000 садов).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 31)
Ч30в2

ВАЛЬДОРФСКАЯ ШКОЛА
см. Вальдорфская педагогика

ВАН АНЬШИ, Ван Цзефу (1021- 1086)
— китайский учёный, философ, поэт. Предложил (1060) и, став министром, осуществил (1070-76) реформы в области образования - основал училища для подготовки специалистов, изменил систему государственных экзаменов и др. Реформы встретили сопротивление консерваторов; В.А. вынужден был уйти в отставку, большинство нововведений было отменено.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 343)
Ч33(5Кит)

ВАНДАЛИЗМ
— бессмысленное уничтожение материальных и культурных ценностей. Вандалы - древние германские племена, известные разграблением Рима и разрушением античных памятников. В современном понимании вандал - человек непросвещённый, грубый, противный образованности. В. тесно связан с агрессивным поведением. Он обязательно сопутствует войнам, геноциду, преследованиям по социальным, этническим или религиозным основаниям. В. является видом деструктивного поведения и зависит от нравственной атмосферы в социуме и отношения к нравственным ценностям. В. неотрывен от корысти, глупости, злобности, мстительности и т.п. Во мн. странах мира наблюдается тенденция к росту преступлений, связанных с В., включая посягательства на памятники, предметы искусства, антисоциальные деяния групп молодёжи, совершаемые в состоянии возбуждения в ходе или после массовых мероприятий и др.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 31)

ВАНДЕР (Wander) Карл Фридрих Вильгельм (1803-1879)
— немецкий педагог-демократ, общественный деятель. Издавал несколько педагогических газет. Подвергался полицейским преследованиям. Выступал против конфессиональной разобщённости школьного дела, за введение единого законодательства о школе, её государственное финансирование, за улучшение преподавания в народных школах. Развивал мысль о необходимости воспитания детей в духе гуманизма, о гармоническом естественном развитии детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей. Труды по дидактике, учебники.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 343)
Ч33(4Ф)

ВАНЯ (Vana) Йосеф (1899-1966)
— чешский педагог и психолог, член-корреспондент Чехословацкой АН (1960). С 1945 первый директор НИИ педагогики, в 1953-59 ректор Высшей педагогической школы, в 1961-66 директор Института педагогики им. Я.А. Коменского Чехословацкой АН. Труды в области психологии и психотехники, методологии педагогики.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 343)
Ч33(4Че)

ВАРВАРСТВО (от греч. barbaros - варвар, невежественный, жестокий человек)
— В Древней Греции варварами называли всех чужеземцев, чуждых их культуре. В современном понимании В. означает проявление грубости, невежества, необразованности и др.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 31)

ВАРЕЛА (Varela) Хосе Педро (1848- 1879)
— педагог и деятель образования Уругвая. В 1875-76 президент республики. Осн. в 1868 в Монтевидео Общество друзей народного образования. Автор закона 1877 о всеобщем обязательном начальном обучении, в соответствии с которым была создана сеть начальных и средних школ, введены единые школьные программы, заложены основы государственного финансирования образования, положено начало профессионально-техническому обучению и целенаправленной подготовке учителей.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 343)
Ч33(7У)

ВАРИАТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
см. Вариативность образования

ВАРИАТИВНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ
  1. один из основополагающих принципов и направление развития современной системы образования в России; следствие осознания государством, обществом, образовательным сообществом необходимости преодоления господствовавшей в школе до конца 80-х гг. унификации и единообразия образования;
  2. результат реализации принципа и политики развития В.о. - свойство, способность системы образования (от федеральной системы до образовательного учреждения) предоставлять учащимся достаточно большое многообразие полноценных, качественно специфичных и привлекательных вариантов образовательных траекторий, спектр возможностей (осмысленного и адекватного запросам учащихся) выбора такой траектории.

В.о., в конечном счёте, нацелена на обеспечение максимально возможной степени индивидуализации образования. Реализация идей В.о. осуществляется различными путями и способами: через создание более широкого многообразия образовательных программ и реализующих их образователь- ных учреждений; плюрализм и гибкость учебных программ, учебников; вариативность и возможность выбора программно-методического обеспечения, образовательных технологий. Многие из этих путей и способов могут реализовываться и в условиях отдельного образовательного учреждения. При этом реальные возможности школы в плане предоставления вариативных образовательных услуг и разнообразия образовательных траекторий являются одним из важнейших показателей качества образования в школе.

Образовательные системы, построенные на принципе В.о., требуют адекватного построения организационной структуры школы и специфического подхода со стороны систем внутришкольного управления (см.Управление школой). В частности, в таких системах необходимы органы, службы и формы работы, которые могли бы взять на себя диагностику различных образовательных потребностей и возможностей школьников, оценку существующих образовательных траекторий и их соответствия имеющимся и перспективным потребностям школьников, выявление потребностей в дифференциации и индивидуализации образовательного процесса, выстраивание различных образовательных траекторий, разработку и осуществление принципов комплектования классов, групп, потоков учащихся (например, педагогические консилиумы, годичные команды учителей). При существенных различиях между имеющимися в школе вариантами образования эти новые варианты требуют отражения в специальной группировке учителей в общей организационной структуре школы и структуре управления.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 31)

См. также Профессиональное самоопределение

ВАРОНА, Варона-и-Пера (Varona y Pera) Энрике Хосе (1849-1933)
— кубинский государственный и политический деятель, философ и педагог. Профессор Гаванского университета (с 1880). В 1900-02 министр народного образования, в 1913-17 вице-президент Республики Куба. Разработал проект реформы 1900 ("План Вароны"), в ходе которой была фактически создана сеть государственной системы школьного образования. Отстаивал равное с мужчинами право женщин на образование.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 343)
Ч33(7Ку)

ВАРСАНОФЬЕВА Вера Александровна (1890-1976)
— геолог, член-корреспондент АПН РСФСР (1945), заслуженный деятель науки РСФСР (1960). Преподавала в педагогических институтах Твери, Иваново-Вознесенска, Москвы (в 1925-56 во 2-м МГУ). Автор вузовских курсов по минералогии и геологии, программ и учебных пособий по преподаванию геологии в средней школе.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 343)
Ч426.431г(2)

ВАСИЛЬЕВА Зинаида Ивановна (р. 1924)
— д-р педагогических наук (1974), профессор (1975), действительный член РАО (1989; Отделение философии образования и теоретической педагогики), профессор РГПУ им. А.И. Герцена.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 460)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

ВАСКОНСЕЛОС (Vasconcelos) Хосе (1882-1959)
— мексиканский философ. В 1921-24 министр народного образования. Осуществил ряд прогрессивных преобразований школьной системы. В книге "Космическая раса" (1925) выдвинул гипотезу об образовании в будущем путём смешения современных рас новой "космической расы".
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 343)
Ч33(7Ме)

ВАХТЕРОВ Василий Порфирьевич (1853-1924)
— педагог, деятель народного образования. С 1872 учитель городского и уездного училищ, с 1881 инспектор народных училищ Смоленской губернии. С 1890 в Москве. Участвовал в деятельности Московского комитета грамотности, в организации школ для рабочих и внешкольных учреждений. Один из организаторов Всерос. учительского союза (1905-07). После Октябрьской революции продолжил преподавательскую деятельность. Обосновывал самостоятельность педагогики как науки, своеобразие методов педагогических исследований. Разработал педагогическую концепцию "эволюционной педагогики", основанную на трактовке обучения и воспитания как поступательного движения ("Основы новой педагогики", 1913; 2 изд., 1916). Труды по теории педагогики. Автор "Русского букваря" (1898, св. 100 изд. в различных странах).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 343)
(Нижегородская школа XVIII - начала XX века: Очерки истории образования. Под ред. И.В. Берельковского. - Н. Новгород, 2003. С. 228-235)

См. также Педагогика эволюционная

Ч33(2)52
Ч33(2)7-8

ВАЩЕНКО Григорий Григорьевич (1878-1967)
— известный украинский ученый, педагог, психолог, литератор.Приверженец концепции всестороннего воспитания подрастающего поколения.
(Бугайцева А.Н. Проблемы воспитания молодого поколения в творческом наследии Григория Ващенко. - Киев, 2000. С. 2)
Ч33(2Укр)

ВВЕДЕНСКИЙ Александр Иванович (1856-1925)
— философ и психолог, крупнейший представитель неокантиантства. С 1890 возглавлял кафедру Петербургского университета, преподавал в ряде высших учебных заведений, в т.ч. в женском педагогическом институте и на Бестужевских курсах. Председатель С.-Петербургского философского общества (1897-1917). Труды по философии и логике (в т.ч. учебник "Логика для гимназий"; удостоен большой премии имени имп. Петра Великого).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 343)
Ч33(2)52
Ч33(2)7-8

ВЕБЕР Э.
см. Педагогика личности

ВЕДОМСТВО УЧРЕЖДЕНИЙ ИМПЕРАТРИЦЫ МАРИИ (ВУиМ)
— государственный орган управления благотворительными женскими и некоторыми специальными учебными заведениями, находившимися под покровительством императрицы и других представительниц имп. фамилии. Ведёт историю с 1796, когда имп. Мария Фёдоровна по указу имп. Павла I взяла под своё ведение созданные в 1760-70-х гг. по плану И.И. Бецкого воспитательные дома, Смольный институт; была образована Канцелярия имп. Марии. С 1828 - 4-е отделение Собственной Его Имп. Величества канцелярии (название ВУиМ употреблялось с 1854). Первоначально ВУиМ были подчинены Петербургский (осн. в 1770) и Московский (1764) воспитательные дома, 14 женских институтов и пансионов, 25 медицинских и благотворительных учреждений; затем в его ведение были переданы училища для приходящих девиц (с 1862 Мариинские гимназии), Петербургское (1779) и Московское (1804) коммерческие училища, Царскосельский (с 1844 Александровский) лицей (1843), Московское техническое училище (1868-87). Особое место занимали Петербургский и Московский опекунские советы, ведавшие большинством учреждений; в 1845 образован Гл. совет женских учебных заведений. В 1873 создан единый Опекунский совет. В 1828-85 в составе ВУиМ действовал Попечительский совет заведений общественного призрения, с 1838 Комитет Гл. попечительства детских приютов (в 1869-96 Канцелярия по управлению детскими приютами). В 1883 в состав ВУиМ вошло Мариинское попечительство для призрения слепых (создано в 1881), в 1913 - Всерос. попечительство по охране материнства и младенчества. В 1898 образовано попечительство о глухонемых. В 1909 по ВУиМ насчитывалось 607 учебных заведений с 40 тыс. учащихся. В учебных заведениях ВУиМ в зависимости от контингента воспитанников и местных потребностей давалось общее образование, включавшее, как правило, чтение, счёт, письмо, основы религии, начала естествознания, математики и искусства, историю, предметы домоводства, физическое воспитание, иногда - огородничество и садоводство, в ряде заведений - элементы экономического, медицинского и педагогического образования. Главноуправляющими учреждениями имп. Марии в разное время были: принц П.Г. Ольденбургский, К.К. Грот, И.Н. Дурново и др. ВУиМ упразднено в 1917, дела переданы в МНП, в составе которого образовано управление Мариинскими благотворительными и учебными заведениями.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 31-32)
Ч33(2)

ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
— деятельность, выполнение которой определяет возникновение и формирование осн. психологических новообразований человека на данном этапе развития его личности. Гипотеза о ведущем типе деятельности была высказана в начале 1940-х гг. А.Н. Леонтьевым, получила развитие в работах Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова и др. Согласно этой гипотезе, В.д. - критерий периодизации психического развития, показатель психологического возраста ребёнка. Характеризуется тем, что в ней возникают и дифференцируются другие виды деятельности, перестраиваются осн. психические процессы и происходят изменения психологических особенностей личности. Содержание и формы В.д. зависят от конкретно-исторических условий, в которых протекает развитие ребёнка. В условиях, когда практически все дети охвачены единой системой общественного воспитания, ведущими становятся следующие виды деятельности: эмоционально-непосредственное общение младенца со взрослыми, орудийно-предметная деятельность ребёнка раннего возраста, сюжетно-ролевая игра дошкольника, учебная деятельность в младшем школьном возрасте, общественно полезная деятельность подростков, профессионально-учебная деятельность в ранней юности. Смена В.д. связана с возникновением новых потребностей и мотивов, которые характеризуют новую В.д., предполагающую изменение положения ребёнка в системе его отношений с другими людьми.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 32)

ВЕЖЛИВОСТЬ (от старослав. вежа - человек знающий, сведущий; учёный, образованный, книжный, начитанный, соблюдающий обычаи и приличия)
— доброе поведение и обращение или учтивость. Вежливый человек - воспитанный, соблюдающий приличия, учтивый, услужливый, предупредительный (см.Воспитанность, Культура поведения).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 32)

ВЕЙДЛЕ Владимир Васильевич (1895-1979)
— литературный критик-эмигрант.
(Ланин Б.А. Литературное образование в XIX - начале XXI века. - М., 2005. С. 53-54)
Ч486.21г(2Р)

"ВЕК 2"
— издательство ТОО, Москва. Детская литература.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 478)

См. также Издательства РФ

ВЕКСЛЕРА ТЕСТ
— один из наиболее распространённых психологических тестов для исследования интеллекта с помощью серии экспериментальных методик - субтестов, основы которого разработаны (1949, 1955) Д. Векслером. Различаются вербальные и невербальные субтесты. Суммарный показатель выражается коэффициентом интеллектуальной одарённости ай-кью (IQ).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 32)
Ч312.84

ВЕКСЛЕРА ШКАЛА ПАМЯТИ
— тест для психометрического исследования функции памяти. Разработан Д. Векслером в 1945. Состоит из ряда субтестов, направленных на изучение механической, смысловой и ассоциативной памяти. Даёт возможность сопоставить слуховую и зрительную, кратковременную и долгосрочную память. Вычисляются абсолютные показатели и с поправкой на возраст - корригированный показатель памяти. Последний по специальной таблице может быть преобразован в эквивалентный показатель памяти, соответствующий ранжированию уровня интеллекта по шкале Векслера теста.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 32)
Ч312.84

ВЕЛИКОЛУКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
— Великие Луки, Юбилейная пл., 4. Психология, валеология.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 472)

См. также Университеты

Ч489.53

ВЕНГЕРОВ Семен Афанасьевич (1855-1920)
— один из первых ученых, создавших русское литературоведение как науку с ее научным апппаратом и самостоятельной методологией. Литературоведение стало основой методики преподавания литературы.
(Ланин Б.А. Литературное образование в XIX - начале XXI века. - М., 2005. С. 15-18)
Ч426.21г(2Р)

ВЕНДРОВСКАЯ Регина Борисовна (р. 1931) д-р педагогических наук (1986), член-корреспондент РАО (1995; Отделение философии образования и теоретической педагогики).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 465)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

"ВЕНТАНА-ГРАФ"
— издательский центр, ООО, Москва. Методическая, развивающая, учебная, школьные учебники для начальной и средней школы.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 478)

См. также Издательства РФ

ВЕНТЦЕЛЬ Константин Николаевич (1857-1947)
— педагог. В русле педоцентризма (см.Детоцентризм) разрабатывал основы свободного воспитания и пытался реализовать их в Московском "Доме свободного ребёнка" (1906-09). Общечеловеческие ценности ставил выше классовых, считал, что школа не должна служить орудием осуществления политических задач. Написал "Декларацию прав ребёнка" (одну из первых в мире, 1917), где провозгласил для детей равные со взрослыми свободы и права. В 1917-22 разрабатывал принципы построения единой трудовой школы РСФСР. В 20-30-е гг. создал новое направление - "космическую педагогику", высшая цель которой - воспитание личности, осознающей себя Гражданином Вселенной.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 343-344)

См. также Детоцентризм

Ч33(2)7-8

ВЕРА
— религиозно-этическая категория, отражающая непосредственный и целостный акт свободного принятия человеком системы высших ценностей, ориентированной на идеальное преображение жизни. В христианской традиции В. рассматривается наряду с надеждой и любовью как одна из богословских добродетелей.В понимании авторов Библии В. проявляется в гносеологическом и этическом аспектах. Гносеологически В. раскрывается в особом познавательном акте, направленном на постижение абсолютно значимой, физически не видимой реальности. Знание этой реальности укоренено в человеке, т.к. в В. заключена перспектива надежды. В. даёт знание причины мира и порядка его осуществления.

Вторым аспектом библейского понимания В. является выражение охваченности всего человека доверием по отношению к Богу, личность которого является источником человеческой В. и верности. Этически В. - доверие выражается в целостности личности, её самотождественности, неизменной в нравственной изменчивости мира. Это достигается посредством обращённости человека к благому и неизменному Богу. Личность Иисуса Христа является воплощением всех аспектов В.

В русской религиозной философии В. рассматривается через синтез религиозного и философско-этического подходов. Например, В.С. Соловьёв связывал В. в Бога и в моральные ценности как явления одного порядка.

В ВОСПИТАНИИ вера в сочетании с доверием создают эмоциональный фактор воспитательных отношений и образуют идеальное духовное пространство воспитания. В процессе педагогического взаимодействия В. и доверие трудно различимы, однако они органично дополняют более конкретизированные методы и средства воспитания. В. и доверие обеспечивают принятие воспитания воспитанниками. В. обеспечивает добровольное самопринуждение к исполнению долга, заменяя собой внешнее принуждение (насилие). Взаимность В. и доверия между всеми участниками воспитательного процесса, педагогами и воспитанниками - неотъемлемая черта гуманистической педагогики, педагогики сотрудничества и других направлений личностно ориентированного воспитания.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 32)

ВЕРБАЛИЗАЦИЯ
— отражение опыта в речи, является речевым показателем личности.
(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 18)

ВЕРБАЛЬНЫЙ (от лат. verbalis - cловесный)
— термин, обозначающий способ передачи информации в устной, словесной форме. В педагогике используются понятия "вербальная форма обучения" и "вербализм в обучении". Под вербализмом традиционно понимается преобладание в преподавании словесных догматических форм, что ведёт к недооценке наглядных методов обучения.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 32)
Ч421.251

ВЕРБИЦКАЯ Людмила Алексеевна (р. 1936)
— д-р филологических наук (1979), профессор (1981), действительный член РАО (1995; Отделение высшего образования), ректор С.-Петербургского государственного университета.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 460)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч484(2)711.9-ПЕТЕРБУРГСКИЙ
Ч33(2)7-8

ВЕРБИЦКИЙ Андрей Александрович (р. 1941)
— д-р педагогических наук (1991), профессор (1993), члек-корреспондент РАО (1992; Отделение базового профессионального образования), зав. кафедрой Московского государственного открытого педагогического университета им. М.А. Шолохова.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 465)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

"ВЕРБО"
— издательство, ТОО, Москва. Детская, развивающая литература.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 478)

См. также Издательства РФ

ВЕРДЖЕРИО (Vergerio) Пьетро Паоло Старший (1370-1444)
— итальянский гуманист. В трактате "О благородных нравах и свободных науках" (1402; 40 изд., 1600) изложил основополагающие принципы гуманистической педагогики. Автор первой дошедшей до нас гуманистической нравоучительной комедии "Павел" (1388-90), написанной для "исправления нравов юношей".
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 344)

См. также Гуманистическая педагогика

Ч33(4Ит)

ВЕРЗИЛИН Николай Михайлович (1903-1984)
— педагог, методист-биолог, член-корреспондент АПН СССР (1955). Член Союза писателей СССР (с 1952). С 1919 преподавал в сельской начальной школе; с 1932 на научно-педагогической работе в Ленинграде, с 1967 профессор-консультант ЛГПИ им. А.И. Герцена. Создал теорию развития понятий, которая легла в основу отбора содержания школьных курсов биологии. Инициатор исследования проблем школьных учебников. Автор научно-популярных книг для детей: "По следам Робинзона" (5 изд., 1974), "По садам и паркам мира" (1961) и др.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 344)
Ч33(2)7-8Верзилин
Ч426.45г(2)

ВЕРНАДСКИЙ Владимир Иванович (1863-1945)
— естествоиспытатель, историк науки, мыслитель, общественный деятель, академик Петербургской АН (1912), РАН (1917), АН СССР (1925). Разрабатывал теорию ноосферы. Учение В. о взаимоотношении природы и общества оказало сильное влияние на формирование современного экологического сознания. Развивал традиции русского космизма, опирающегося на идею внутреннего единства человечества и космоса. Выдвинул идею возрастания роли науки в системе культуры, внедрения научных знаний в массовое сознание и формирования на основе фактов и эмпирических обобщений такого мировоззрения, в котором возможно существование как теорий и гипотез, так и религиозных и философских взглядов, домыслов и предрассудков. Гос. премия СССР (1943).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 344)
Ч33(2)7-8Вернадский

ВЕРОТЕРПИМОСТЬ
— свобода исповедовать свою веру. Веротерпимое государство - не стесняющее верующих в отправлении обрядов.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 32)

ВЕРТХАЙМЕР, Вертгеймер (Wertheimer) Макс (1880-1943)
— немецкий психолог, один из основателей гештальтпсихологии. Профессор университетов Берлина (с 1922), Франкфурта-на-Майне (с 1929), с 1933 в США. Впервые выдвинул гипотезу о целостной структуре восприятия и распространял этот принцип на понимание всей психической жизни и психического развития, в т.ч. мышления, которое В. представлял как процесс последовательной смены разных типов видения ситуации под воздействием естественно возникшей или специально поставленной задачи. Образование, по В., должно быть подлинно развивающим.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 344)
Ч33(4Ф)

ВЕРХОВСКИЙ Вадим Никандрович (1873-1947)
— химик, методист, действительный член АПН РСФСР (1944). С 1902 преподавал в вечерних школах С.-Петербурга, с 1904 в экспериментальном педагогическом институте. Основоположник отечественной методики преподавания химии, автор первых стабильных учебников и школьных программ, изобретатель и конструктор мн. приборов, пособий и моделей не только по химии, но и по биологии, физике, географии.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 344)
Ч426.57г(2)

ВЕССЕЛЬ Николай Христианович (1834-1906)
— педагог и публицист. Член Учёного комитета (1867-74; 1884-97), член Совета министра (1897-1900) МНП. Член Педагогического комитета (1874-82; 1897-1901) Военного министерства. Редактор журнала "Учитель" (1861-64; совместно с И.И. Паульсоном), "Педагогического сборника" (1864-82) и др. Один из основателей и секретарь Петербургского педагогического общества (1869). Разработал демократический проект реформы системы образования, предусматривавший взаимосвязь общего и профессионального образования и возможность получения профессии после каждого уровня общего образования. Составил проекты создания преемственных учебных заведений: обязательных народных 8-летней школы и 4-летней средней школы. Предлагал программу совершенствования рос. гимназий. Автор "Очерков об общем образовании и системе народного образования в России" (издано в 1959), работ по теории педагогики. Собиратель народных песен.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 344)
Ч33(2)52

"Весть-ТДА"
— издательство детских образовательных программ, ООО, Москва. Детская, образовательная литература, учебники (с аудиокассетами).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 478)

См. также Издательства РФ

ВЕТЛУГИНА Наталья Алексеевна (1909-1995)
— педагог, заслуженный деятель науки РСФСР (1980). Одна из создательниц системы эстетического воспитания дошкольников. Автор программ и методических пособий по эстетическому воспитанию в детском саду, программ для педагогических училищ и педагогических факультетов вузов, широко распространённого "Музыкального букваря" (1962).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 344)
Ч413

ВЕЧЕРНЕЕ ОБУЧЕНИЕ
— форма организации учебного процесса для лиц, сочетающих учёбу с профессиональной деятельностью, составная часть системы непрерывного образования. Предусматривает проведение преподавателем регулярных занятий с учебными группами постоянного состава в удобное для учащихся нерабочее время, часто в вечерние часы (отсюда термин).

Первые вечерние общеобразовательные школы появились в Западной Европе в 18 в. В 20 в. по мере распространения всеобщего школьного обучения В.о. стало использоваться гл.о. в профессиональном образовании (в т.ч. и высшем), повышении квалификации, а также в различных видах дополнительного образования взрослых. В СССР В.о. применялось для ликвидации неграмотности, подготовки молодёжи к продолжению образования в средних и высших учебных заведениях. В 30-х - начале 60-х гг. сыграло заметную роль в реализации 7- и 8-летнего всеобуча. С 1919 создавались вечерние техникумы и училища, отделения при дневных вузах и техникумах; в 1930 появились специализированные вечерние вузы. Содержание обучения и основные виды занятий были едины для вечерней и дневной форм обучения. В 50-60-х гг. появились заводы-втузы, где чередовались очная (дневная или вечерняя) форма обучения и работа на производстве. С конца 60-х гг. доля В.о. в системе образования стала снижаться. Зачисление на В.о. осуществляется в порядке конкурсного отбора в соответствии с правилами приёма. Преимущество при зачислении, как правило, предоставляется лицам, работающим по профилю избранной в учебном заведении специальности. Для успешно обучающихся предусмотрены льготы: предоставляются дополнительные оплачиваемые отпуска для выполнения лабораторных работ, сдачи зачётов и экзаменов. Предусмотрены также возможности перехода успевающих вечерников на дневную форму обучения.

В 2000 в Рос. Федерации насчитывалось: 3 самостоятельных вечерних государственных вуза и 216 вечерних отделений при вузах (в государственных вузах обучалось 228 тыс. чел., в негосударственных - 31 тыс. чел.); 47 средних профессиональных вечерних учебных заведений и отделений при них (в них обучалось 86 тыс. чел.).

С 1962 В.о. введено в системе профессионально-технического образования: были созданы специальные вечерние (сменные) ПТУ и отделения при дневных училищах для подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих, занятых на производстве.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 32-33)

См. также Вечерние школы,Заочное обучение, Образование взрослых

Ч444(2)761

ВЕЧЕРНИЕ ШКОЛЫ
— общеобразовательные учебные заведения для молодёжи и взрослых, совмещающих учёбу с трудовой деятельностью. Появились в 70-х гг. 19 в., первоначально как разновидность воскресных школ. Под названием В.ш. объединялись начальные учебные заведения различных типов для взрослых, общеобразовательные и профессиональные школы для рабочих и др. Часть В.ш. находилась в ведении МНП, имелись земские и частные В.ш., а также В.ш. при промышленных предприятиях. В годы советской власти В.ш. стали частью единой государственной системы образования. В 20- 30-х гг. осн. видами В.ш. были школы для взрослых (обычные и повышенного типа), школы крестьянской молодёжи (ШКМ, 1923-34; с 1930 школы колхозной молодёжи); вечерние рабочие факультеты (1919-40); различные общеобразовательные и политико-просветительские курсы. С 1937 очная (вечерняя) форма обучения дополнена заочной. Современный тип рос. общеобразовательной В.ш. формировался с конца 40-х гг. В 1943 созданы школы рабочей молодёжи (ШРМ) и школы сельской молодёжи (ШСМ), в 1958 преобразованные в вечерние (сменные) средние общеобразовательные школы, которые до начала 80-х гг. рассматривались как осн. тип общеобразовательного учебного заведения для работающей молодёжи. В 70-е гг. для учащихся и учителей В.ш. впервые была создана специальная учебная и учебно-методическая литература. Отмена обязательности среднего образования (конец 80-х гг.) привела к новому осмыслению роли В.ш. как фактора социальной реабилитации т.н. трудных подростков, как звена образовательной системы, способного соединить для выпускников базовых школ продолжение общего образования с освоением профессии, а также решать задачи переподготовки трудоспособного населения, незанятого или высвобождающегося в условиях рыночных экономических отношений. В В.ш. получают образование лица, прервавшие по различным причинам обучение в средних специальных и профессионально-технических учебных заведениях. В.ш. создаются и действуют как самостоятельные учебные заведения, гл.о. на базе старшей ступени общеобразовательной школы. Возможно создание вечерних отделений (классов) при дневных школах. В.ш. может иметь очную и заочную формы обучения или их сочетание. К 2000 в Рос. Федерации насчитывалось ок. 2 тыс. самостоятельных В.ш. Общее образование получали ок. 0,5 млн. учащихся. В В.ш. было занято ок. 70 тыс. педагогов.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 33)

См. также Вечернее обучение, Заочное обучение, Образование взрослых,Школы рабочей молодежи

Ч444(2)761

ВЗАИМНОЕ ОБУЧЕНИЕ
— форма организации учебной деятельности, в соответствии с которой ученики, наиболее успешно овладевшие учебной программой, занимаются со своими одноклассниками под руководством педагога. В.о. применялось ещё в древности - в странах Древнего Востока и в античных государствах, затем в средневековых школах Европы и Азии. Я.А. Коменский писал о В.о. в "Великой дидактике". В конце 19 в. идеи В.о. воплотились в Белл-Ланкастерской системе.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 33)

См. также Белл-Ланкастерская система

Ч421.2,01

ВИВЕС (Vives) Хуан Луис (1492-1540)
— испанский гуманист, философ и педагог. Один из наиболее видных представителей северного Возрождения. Профессор университетов Лувена и Оксфорда. За широкий интерес к педагогическим проблемам был назван современниками "вторым Квинтилианом". Мн. сочинения В. посвящены воспитанию и обучению. Впервые поставил вопрос о соотношении науки и учебного предмета. Предложил программу женского образования ("О воспитании женщин-христианок", 1523), проект создания школ для бедных, план образования слепых и др. Обосновал необходимость светского воспитания и образования, государственного обеспечения школьного дела.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 344)
Ч33(2)43

ВИГДОРОВА Фрида Абрамовна (1915-1965)
— писательница. Художественные и публицистические произведения В. о школе, нравственном воспитании (в т.ч. "Мой класс", 1949; "Это мой дом", 1957; "Кем вы ему приходитесь?", опубликовано в 1969) проникнуты обострённым чувством справедливости, знанием детской психологии.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 344)
Ч33(2)7-8
Ч426.21,6(2)317.8-Вигдорова

ВИДЕОТРЕНИНГ в бизнес-образовании
— метод практического обучения, элемент деловых игр. В. позволяет имитировать ситуацию деловой встречи, во время которой учащиеся учебной группы поочерёдно выступают в роли руководителя и подчинённого, деловых партнёров, продавца и покупателя. Их действия снимаются на видеоплёнку, а затем просматриваются и обсуждаются. В. помогает выявить степень овладения учащимся методикой переговоров, учёта психологических особенностей контрагента, умения вести себя в обществе и пр. В результате каждый участник занятий учится правильно выстраивать и корректировать своё поведение.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 33)

См. также Бизнес-образование

Ч459.3

ВИДЫ КОНФЛИКТОВ
— варианты конфликтных столкновений, различаемые по факторам совместной деятельности людей (источникам возникновения, формам взаимодействия, направленности общения, функциям идр.).
(Суртаева Н.Н., Иванова О.Н. Педагогическая соционика и проблемы конфликтных взаимодействий. - СПб., 2002. С. 123)

ВИДЫ ОБРАЗОВАНИЯ
— структурные единицы системы образования: дошкольная, общеобразовательная, профессиональная системы образования; система дополнительного образования; специальные (коррекционные) для обучающихся с отклонениями в развитии; учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
(Шмырева Н.А. , Губанова М.И., Крецан З.В. Педагогические системы: научные основы, управление, перспективы развития.- Кемерово, 2002. С. 100)
Ч34

© Российская национальная библиотека, 2006