ФАБРИЧНО-ЗАВОДСКАЯ СЕМИЛЕТКА (ФЗС)
— общеобразовательная школа в городах, рабочих посёлках и промышленных районах СССР (1926-1934), имевшая целью дать учащимся общее образование и политехническую подготовку, ознакомить с производством. ФЗС состояла из двух концентров: 1-й - начальная школа с 4-годичным и 2-й - с 3-годичным сроком обучения. ФЗС рассматривалась как база для дальнейшего профессионального обучения в системе фабрично-заводского ученичества. Окончившие ФЗС могли поступать в 8-й класс средней школы или в среднее профессиональное учебное заведение. После 1934 ФЗС были преобразованы в неполные средние школы.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 305)
Ч424(2)716.6

ФАЗЛУЛЛИН Мухаметхан Ашрафзянович (1883-1964)
— татарский языковед, педагог и методист, член-корреспондент АПН РСФСР (1950), профессор (1930), заслуженный деятель науки Татарской АССР (1940). На педагогической работе с 1908. С 1919 вёл преподавательскую и научную работу в учебных заведениях Казани; с 1930 в Казанском педагогическом институте (с 1934 зав. кафедрой). Участник реформ татарской письменности, автор первого букваря на основе латинского алфавита (1929), книг для чтения, методики преподавания татарского языка (1954) для вузов. Автор первых пособий по педагогике и психологии для учителей татарских школ.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 415)
Ч426.153-тат.

ФАКУЛЬТАТИВНЫЕ ЗАНЯТИЯ
— один из видов дифференциации обучения по интересам. В общеобразовательной школе Рос. Федерации введены в 1966 с целью углубления знаний, развития интересов, способностей и склонностей учащихся, их профессионального самоопределения. На Ф.з. в учебном плане общеобразовательной школы выделяются специальные часы в классах средней и старшей ступеней школы. Программы факультативных курсов носят ориентировочный характер; учителя могут составлять оригинальные, авторские программы, которые утверждаются педагогическим советом школы. Учащиеся зачисляются в группы для изучения факультативных курсов по желанию.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 305)

См. также Классы гибкого состава

Ч421.263

ФАКУЛЬТЕТ (нем. Fakultat, от лат. fakultas - возможность)
— учебно-научное и административное подразделение вуза, осуществляющее подготовку студентов и аспирантов по определённой специальности, а также руководство научно-исследовательской и учебно-воспитательной деятельностью объединяемых им кафедр. Ф. возглавляется деканом.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 305)
Ч484

ФАЛАЛЕЕВ Альберт Николаевич (р. 1930)
— д-р экономических наук (1984), профессор (1985), член-корреспондент РАО (1992; Отделение высшего образования), зав. кафедрой Красноярского государственного педагогического института.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 468)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

ФАЛЬБОРК Генрих Адольфович (1864-1942)
— деятель народного образования в России. Совместно с В.И. Чарнолуским руководил обширным статистическим исследованием народного образования в России и составил ряд справочников по законодательству в области народного образования, библиотечному делу, внешкольному образованию и др. Один из учредителей Лиги образования и Педагогической академии.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 415)
Ч33(2)7-8

ФАРБЕР Дебора Ароновна (р. 1924)
— д-р биологических наук (1967), профессор (1971), действительный член РАО (1992; Отделение психологии и возрастной физиологии). С 1949 работала в Институте нейрохирургии им. Н.Н. Бурденко, с 1964 в НИИ физиологии детей и подростков (ныне Институт возрастной физиологии РАО, с 1993 гл. научный сотрудник).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 463)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

ФАРВАРСОН (Farqvharson) ГЕНРИ, в России - Андрей Данилович (1674-1739)
— педагог, математик. Выходец из Шотландии. Преподавал в колледже при Абердинском университете. Педагогическая деятельность Ф. в России связана гл.о. с первыми техническим и военно-морским учебными заведениями - Навигацкой школой в Москве и Морской академией в С.-Петербурге. Создал ряд учебных пособий на латинском языке, ставших в переводах первыми в России печатными учебниками по высшей математике.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 415)
Ч486.24г(2)

ФАРМАКОВСКИЙ Владимир Игнатьевич (псевдоним С. Михно) (1842-1922)
— педагог, деятель образования. С 1865 преподавал в вятской женской гимназии; в 1877-81 инспектор начальных народных училищ Симбирской губернии; директор народных училищ Оренбургской, Херсонской и других губерний. В 1896-1904 служил в МНП. Способствовал просвещению народов Поволжья, Приуралья, Юга России. Занимался проблемами организации системы начального обучения, единой школы, регионализации образования, охраны здоровья детей и др. Разработал проект о введении всеобщего начального обучения в России (1903). Внёс значительный вклад в теорию трудового обучения. Автор пособия для учителей и ряда статей в педагогической периодике.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 415)
Ч33(2)52

ФАУСЕК Юлия Ивановна (1863-1943)
— педагог, деятель дошкольного воспитания. Преподавала в средних учебных заведениях, в 20-х гг. одновременно преподавала в Институте дошкольного воспитания, ЛГПИ им. А.И. Герцена. Наиболее видный отечественный пропагандист опыта М. Монтессори. Организатор Общества свободного воспитания и курсов по подготовке руководительниц детских садов. В 1917-29 зав. детским садом, работающим по методу Монтессори. Разработала методику работы с детьми в дошкольном учреждении; дополнила систему Монтессори комплексом практических упражнений. Выступала против политизации воспитательной работы с дошкольниками. В 30-е гг., после закрытия групп, работающих по системе Монтессори, продолжила адаптацию её идей к начальной школе. В последней работе "О морали у детей" (1941-42) сформулировала положение о природе детства, предвосхитившее идеи современной гуманистической психологии. Педагогическое наследие Ф. представляет значительный интерес для современных образовательных учреждений, работающих по системе Монтессори.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 415)
Ч33(2)52
Ч33(2)7-8

ФАХРЕТДИНОВ Фахретдин, Ризаэтдин (Риза) (1859-1936)
— деятель мусульманской культуры в России, историк, публицист, педагог. Составил учебники татарского языка и математики (изданы в 1886-87). Открыл новометодную школу и преподавал в ней. В 1908-17 редактор литературного и педагогического журнала "Шура" в Оренбурге. Одновременно директор медресе "Хусаиния", одного из самых известных новометодных учебных заведений России. В 1922 назначен муфтием в Уфе.

Ф. был известен как историк, мастер биографического жанра. Опубликовал св. 170 очерков-портретов: Аристотеля, Платона, Ф. Бэкона и др. Гл. историческое произведение Ф. - многотомный историко-биографический труд "Сочинения". Изданные в Оренбурге первые 2 тома (1900-08) содержали ок. 1 тыс. жизнеописаний деятелей мусульманской культуры, в т.ч. связанных с Россией. Автор книг по воспитанию, проблемам семейной жизни, о судьбе женщины и женском образовании.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 415)

ФАЦИЛИТАЦИЯ (от лат. facies - образ, лицо)
— значительное повышение производительности деятельности под влиянием присутствия лругих.
(Шмырева Н.А. Педагогические ситуации: от теории к практике. - Кемерово, 2004. С. 78)
Ч33(2)52

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ по улучшению положения детей
— Приняты Правительством РФ в целях создания благоприятных условий для развития детей, защиты их от насилия и жестокости, последствий межнациональных конфликтов, экологических бедствий и др. (см.Защита детства). С 1998 в Рос. Федерации осуществляются Ф.ц.п.: "Дети Севера", "Дети-сироты", "Дети Чернобыля", "Дети-инвалиды", "Планирование семьи", "Одарённые дети", "Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев", "Развитие социального обслуживания семьи и детей", "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" и др. Каждая программа имеет паспорт, содержащий сведения о разработке программы, её государственном заказчике, целях и задачах, исполнителях, объёмах и источниках финансирования, контроле за исполнением.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 305)

"Федеративный научно-методический центр им. Л.В. Занкова"
— государственное предприятие, Москва. Педагогическая, методическая литература, школьные учебники.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 479)

См. также Издательства РФ, Занков

ФЕДОСОВ Иван Антонович (р. 1921)
— д-р исторических наук (1957), профессор (1958), д.ч. РАО (1982; Отделение общего среднего образования), заслуженный профессор МГУ.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 463)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

ФЕЛЛЕНБЕРГ (Fellenberg) ФИЛИПП ЭМАНУЭЛЬ (1771-1844)
— швейцарский педагог. В 1804 в своём имении Хофвиль организовал воспитательное заведение для детей бедняков, где дети до 10 ч были заняты сельскохозяйственным трудом и ок. 2 ч обучались чтению, письму и счёту. Некоторое время это учреждение было объединено со школой И.Г. Песталоцци в Нейгофе. Однако этот альянс вскоре распался из-за принципиального несогласия Песталоцци с перегрузкой детей трудом. В 1807 Ф. открыл сельскохозяйственное училище для подготовки образцовых сельских хозяев, в 1808 - гимназию для детей дворян, в 1830 - реальную школу, в 1841 - школу типа детского сада для маленьких детей. В 1806-35 в Хофвиле функционировали курсы для подготовки учителей. По образцу школ Ф. создавались учебно-воспитательные учреждения в различных странах Европы и Америки.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 416)
Ч33(4Ш)

ФЕЛЬБИГЕР (Felbiger) ИОГАНН ИГНАЦ (1724-1778)
— австрийский педагог. Аббат (с 1758) монастыря ордена августинцев в Загане (Силезия). Открыл несколько семинарий для подготовки учителей, способствовал расширению сети католических народных школ. Предложенная Ф. система школ была закреплена в школьном уставе для Силезии (1765). В 1773 возглавил проведение школьной реформы в Австрии, подготовил "Всеобщий школьный устав для немецких нормальных, главных и тривиальных школ во всех имперских наследственных землях". Разработанная Ф. система школ известна как саганская система обучения.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 416)
Ч33(4А)

ФЕЛЬДБЕРГ Давид Владимирович (1873-1942)
— логопед и сурдопедагог, профессор (1908). Занимался врачебно- педагогической деятельностью. В 1905- 1915 был директором Коммерческого училища в С.-Петербурге и преподавателем гигиены, читал лекции на Высших женских курсах и др. В 1919 в Психоневрологическом институте (с 1921 Государственная психоневрологическая академия) организовал и возглавил Отофонетический институт, который вёл медико-педагогическую работу с глухими учащимися, а впоследствии стал крупным центром по исследованию проблем сурдопедагогики и логопедии. По инициативе Ф. в Ленинграде были открыты специальные классы по обучению глухих, организованы логопедические пункты при школах.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 416)
Ч432.3

ФЕЛЬДШТЕЙН Давид Иосифович (р. 1929)
— д-р психологических наук (1970), профессор (1974), действительный член РАО (1999; Отделение психологии и возрастной физиологии; академик-секретарь), вице-президент РАО.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 463)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2Р)7-8Фельдштейн
Ч30я44

ФЕНЕЛОН (Fenelon) ФРАНСУА де САЛИНЬЯК де ла МОТ (1651-1715)
— французский писатель, религиозный деятель и педагог. Член Французской академии (1693), архиепископ Камбре (1695). В сочинениях "Трактат о воспитании девиц" (1687; рус. пер. 1763), "Басни" (1718; рус. пер. 1768), "Приключения Телемака" (1699; рус. пер. 1747) и других коснулся ряда педагогических вопросов и традиционных представлений о женском образовании и воспитании в условиях монастырских пансионов. Ф. выступал поборником общественной школьной системы.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 416)
Ч33(4Фр)

ФЕНОМЕН
— отражение субъектом (в субъекте) нечто в единстве реального факта (даже случайного), явления и сущности; феномен – сущность, схватываемая человеком в непосредственном созерцании.
(Звенигородская Г.П. Практика рефлексивного образования: смысловой эффект. - Хабаровск, 2003. С. 130)

ФЕОФАН ЗАТВОРНИК (в миру Говоров Георгий Васильевич) (1815-1884)
— деятель Русской православной церкви, духовный писатель, публицист, переводчик, педагог. В 1841 принял постриг. Преподавал и возглавлял различные духовные училища и академии. В 1858 епископ в Тамбове, с 1863 переведён во Владимир, с 1866 удалился в Вышенскую пустынь, с 1872 жил уединённо, занимался литературой и переводами, вёл обширную переписку, став для многих людей заочным духовником. Книга лекций "Путь ко спасению" (в. 1-3, 1868-69) о православном образовании и воспитании (в т.ч. юношества). Проповедь духовно-нравственного совершенствования как истинного прогресса человечества в сборнике "Слова архимандрита Феофана..." (1859). В интимно-поучительном "Собрании писем" (1898-1901) - размышления о христианской жизни, преодолении соблазнов и слабодушия, конечных судьбах человечества. Перевёл памятник патристической литературы - "Добротолюбие" (т. 1-5, 1877-89). Канонизирован в 1988.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 416)

ФЕОФАН ПРОКОПОВИЧ (Элеазар) (1681-1736)
— церковный и общественный деятель, учёный, писатель, педагог. С 1705 преподаватель, с 1711 ректор Киево-Могилянской академии. С 1718 епископ Псковский, с 1725 архиепископ Новгородский. С 1721 вице-президент Синода. Сподвижник Петра I, глава "учёной дружины" (А.Д. Кантемир, В.Н. Татищев и др.). При Александро-Невском монастыре в С.-Петербурге осн. типографию (1720), в которой кроме богослужебной печаталась и учебная литература; учредил (1721) "словенскую" школу (чтение, письмо, арифметика, грамматика, Псалтырь, толкование Евангелия). Открыл в своём доме частную школу для сирот и бедных детей. Содействовал распространению школьного театра.

В "Духовном регламенте" (1721) Ф.П. обосновал систему духовного образования. Автор пособий для школ. Курсы поэтики, риторики, философии, математики, разработанные им в Киево-Могилянской академии, стали научным вкладом Ф.П. в развитие этих дисциплин. В 1720 подготовил "Букварь, или Первое учение отроком с Катехизисом" (до 1724 вышло 12 изданий), который использовался не только в церковных, но и в светских школах, переиздавался до середины 19 в.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 416)

ФЕРРЕР ГУАРДИА (Ferrer Guardia) ФРАНСИСКО (1859-1909)
— испанский педагог, деятель революционного движения. В 1901 открыл в Барселоне "Современную школу" с совместным обучением мальчиков и девочек. Проводил идею "рационалистического воспитания", т.е. умственного развития ребёнка с максимальным учётом его интересов и индивидуальных особенностей. В 1908 при участии Ф.Г. была учреждена "Международная лига за разумное воспитание с детства", объединившая педагогов Франции, Бельгии, Германии и других стран.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 416)
Ч33(4Ис)

ФЕРСМАН Александр Евгеньевич (1883-1945)
— геохимик и минералог, профессор (1910), академик АН СССР (1919). Директор Института геологических наук АН СССР (1942-45) и Московского минералогического музея АН СССР (1919-30). Преподавал в Московском университете (с 1909), Народном университете им. А.Л. Шанявского (с 1910), на Высших женских ("Бестужевских") курсах в Петербурге (с 1912), руководил мн. научными учреждениями. Один из организаторов (1912) и редакторов журнала "Природа". Широко известен как автор научно-занимательных книг: "Цвета минералов" (1936), "Занимательная геохимия" (4 изд., 1959), "Путешествие за камнем" (2 изд., 1960), "Рассказы о самоцветах", (5 изд., 1974), "Занимательная минералогия" (10 изд., 1999). Премия им. В.И. Ленина (1929), Гос. премия СССР (1942).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 416)

См. также Университет Шанявского

ФЕРЬЕР (Ferriere) АДОЛЬФ (1879-1960)
— швейцарский педагог, один из лидеров нового воспитания. С 1900 преподавал в различных "новых школах", в частности у Г. Литца в Ильзенбурге, у Э. Демолена в Роше и др.; с 1909 - в Женевском университете. Профессор Института Ж.Ж. Руссо в Париже (1912-22). Участвовал в создании Международной лиги нового воспитания (1921) и её секций в странах Европы и Латинской Америки. С 1922 гл. редактор журнальной лиги "За новую эру" и "Прогресс". Автор мн. трудов, развивающих идеи нового воспитания, и организатор учебных заведений, применявших на практике эти идеи. Основал (1924) в своём имении Международную школу, в которой приглашённые им преподаватели обучали маленьких детей по методу М. Монтессори, учащихся среднего возраста - по методу Ж.О. Декроли, старших - по методу Виннетка-план. В 1929 стал инициатором движения под лозунгом "Швейцария - убежище для детей и матерей".
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 416-417)
Ч33(4Ш)

ФЁДОРОВ Иван
см. Иван Фёдоров

ФЁДОРОВ Михаил Фёдорович (1848-1904)
— чувашский педагог, деятель просвещения, поэт. Преподавал в сельских и городских народных училищах (с 1891 заведовал Царёвококшайским городским 2-классным училищем). Автор первого литературно-художественного произведения на чувашском языке - баллады "Арсюри" ("Леший", 1908; опубликована посмертно), которая способствовала становлению норм чувашского языка и формированию чувашской художественной литературы. С 1919 баллада входит в учебники родного языка и литературы для школ с чувашским языком обучения.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 415)
Ч33(2Р-6Чу)

ФЁДОРОВ Николай Фёдорович (1829-1903)
— религиозный мыслитель, педагог. В 1854-68 преподавал в уездных училищах в Липецке, Богородске и других городах Центральной России. В 1874-98 работал в Румянцевском музее, затем, после некоторого перерыва, - в архиве Министерства иностранных дел. Большая часть трудов Ф. опубликована посмертно его учениками; некоторые работы появились в печати анонимно ещё при жизни мыслителя. Популяризатором философской системы Ф. стал его ученик и последователь Н.П. Петерсон.

Подход Ф. к проблемам воспитания и образования определялся духом его учения. Особое место в воззрениях Ф. занимал вопрос о начальном образовании, неотделимом от нравственного формирования личности. Его основой Ф. считал воспитание "родственности", "сыновнего долга", памяти и любви к "отцам" и "предкам". В центр начального образования Ф. ставил историю, географию и астрономию - предметы, призванные сформировать у ребёнка общее, целостное представление о мире. Важным педагогическим принципом Ф. считал активное участие самих школьников в добывании знаний по предмету через изучение родного края, его истории, географических и климатических особенностей, а также через астрономические наблюдения. Учебникам Ф. отводил второстепенную роль. Выступал за превращение музеев и библиотек в центры собирания и исследования, воспитания и обучения. В системе педагогических воззрений Ф. образование должно преодолеть разрыв между светским и духовным просвещением, знанием и верой, храмовой и внехрамовой жизнью. По Ф., религия даёт высшую цель знанию, одушевляет образование, направляет познавательную и созидательную активность человека в благое русло. Отсюда его идея создания "школ-храмов" или "храмов-школ- музеев", где религиозное воспитание и школьное образование составят единое целое.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 415-416)
Ч33(2)47

ФИГУРОВСКИЙ Иван Александрович (р. 1889)
— лингвист и методист, занимавшийся расшифровкой древнерусских надписей, найденных в процессе раскопок в Старой Ладоге, на Дону и Причерноморье, видом глагола, проблемами общего языкознания, написал учебники для начальных классов казахской школы, развил идеи, которые послужили толчком для появления целой области науки - лингвистики текста.
(Фигуровский И.А. Избранные труды. Отв. ред. проф. Г.Д. Фигуровская. - Елец, 2004. С. 5)
(Актуальные проблемы современного языкознания и методики преподавания языка. - Елец, 2004. С. 9)
Ш1г(2)д Фигуровский
Ч426.131(2)4

ФИЗИКА в школе
— учебный предмет в средней общеобразовательной школе. Место Ф. в школьном образовании определяется её положением в системе современных наук, а также ролью этого предмета в воспитании и развитии детей. На 1-й ступени (7-8-е классы) учащиеся знакомятся с видами материи, важнейшими физическими явлениями, осн. понятиями и некоторыми законами. На 2-й ступени последовательно изучаются механика, молекулярная физика, основы термодинамики, электродинамика и квантовая физика.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 305)
Ч426.51

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА в школе
— учебный предмет, способствующий разностороннему физическому развитию учащихся, укреплению их здоровья, выработке у учащихся сознательного отношения к себе и своему телу, физических (сила, быстрота, ловкость, выносливость, гибкость) и нравственных (смелость, находчивость, дисциплинированность и др.) качеств личности. Ф.к. входит в систему физического воспитания и тесно связана с детским и юношеским спортом.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 305)
Ч426.73

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ
— результат физической подготовки, достигнутый при выполнении двигательных действий, необходимых для освоения или выполнения человеком профессиональной или спортивной деятельности. Оптимальная Ф.п. называется физической готовностью. Ф.п. характеризуется уровнем функциональных возможностей различных систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной) и развития осн. физических качеств (силы, выносливости, быстроты, ловкости, гибкости). Осн. средством достижения Ф.п. является упражнение. Выделяют текущий, оперативный и этапный контроль Ф.п. Текущий контроль демонстрирует уровень Ф.п. после одного или нескольких тренировочных занятий; оперативный - после выполнения одного или серии упражнений; этапный - после длительного (более полугода) цикла тренировочных занятий. Оценка уровня Ф.п. осуществляется по результатам, показанным в специальных контрольных упражнениях на силу, выносливость и т.д.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 305-306)
Ч426.73-28

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
— педагогически организованный процесс передачи от поколения к поколению способов и знаний, необходимых для физического совершенствования. Цель Ф.в. - разностороннее развитие личности человека, его физических качеств и способностей, формирование двигательных навыков и умений, укрепление их здоровья. Осн. средства Ф.в. - физические упражнения, использование естественных сил природы (солнечная энергия, воздушная и водная среда), соблюдение правил гигиены (личной, трудовой, бытовой и т.п.). Познание закономерностей влияния физических упражнений на организм, научная методика их выполнения помогают достичь цели Ф.в. Естественные силы природы выступают средствами закаливания организма. Соблюдение условий гигиены необходимо для сохранения здоровья и физического совершенствования (см.Гигиена детей и подростков). Осуществляется Ф.в. по трём направлениям: общая физическая, профессиональная физическая и спортивная подготовка. Я.А. Коменский одним из первых предложил включать физическую подготовку в программы обучения и увязывать её с уроками по другим предметам. Теорию Ф.в. также развивали Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, И.К. Гутс-Мутс и др. Педагогические теории нового воспитания и свободного воспитания рассматривали Ф.в. как составную часть прогрессивного школьного образования. В России научные основы Ф.в. были разработаны в последней четверти 19 в. (Н.И. Пирогов, И.М. Сеченов и др.). Популяризации идей Ф.в. в семье и школе способствовали работы врачей Е.М. Дементьева и Е.А. Покровского. Особенно важную роль в развитии отечественного Ф.в. сыграл П.Ф. Лесгафт, который ввёл понятие "физическое образование". В своих трудах "Семейное воспитание" (1884), "Руководство по физическому образованию детей школьного возраста" (1888-1901) и других Лесгафт утверждал, что гл. цель воспитания - гармоническое развитие ребёнка, под которым понимал правильное сочетание умственных и физических сил, их неразрывную связь и активное включение в деятельность человека при ведущей роли сознания человека. Массовое физкультурное движение началось в рамках всеобщего военного обучения (всевобуча). С 1918 создавались военно-спортивные клубы и кружки. В 20-е гг. возникли многодневные эстафеты, спартакиады, пробеги и пр. В 30-е гг. основу Ф.в. составлял комплекс "Готов к труду и обороне" (ГТО; для детей - ступень "Будь готов к труду и обороне", БГТО). Теоретические вопросы Ф.в. разрабатывали В.В. Гориневский, В.В. Белинович, Н.А. Бернштейн, А.Н. Крестовников, А.Д. Новиков, А.Ц. Пуни и др. Активным занятиям подрастающего поколения физкультурой способствовали пионерские и комсомольские организации. Несмотря на формализм и излишнюю увлечённость широкомасштабными массовыми акциями (военно-спортивные игры "Зарница", "Орлёнок" и др.), проводимая пионерской организацией работа по Ф.в. на местах (например, многочисленные соревнования дворовых команд на приз "Золотая шайба", "Кожаный мяч" и др.) помогла приобщить к физкультуре и спорту мн. подростков. В 90-е гг. новые общественно-экономические отношения поставили физкультурные детские и юношеские коллективы в сложные условия. Мн. объединения были вынуждены либо прекратить деятельность, либо вводить плату за занятия, привлекать средства спонсоров и пр. Сократилось число кружков по месту жительства. Структуру самодеятельной организации физкультурного движения составляют добровольные спортивные общества. Физкультурная работа в образовательных учреждениях (в т.ч. дошколь- ных) регламентируется образовательными программами и учебными планами и находится в ведении органов управления образования. Осн. задачи Ф.в. детей дошкольного возраста: забота о здоровье, закаливание; содействие правильному и своевременному развитию костной системы, укреплению и пропорциональному развитию всех групп мышц; функциональное совершенствование сердечно- сосудистой, дыхательной, нервной систем; улучшение обменных процессов. В этом возрасте формируются жизненно важные двигательные навыки (ходьба, бег и т.п.), умения согласовывать движения, сохранять правильную осанку; развиваются качества, обеспечивающие рациональное выполнение движений, - ритмичность, ориентирование в пространстве, способность рассчитывать усилия. С детьми до 1 года уже необходимо заниматься физическими упражнениями, проводить массаж. В детском саду на занятиях по Ф.в. организуются различные несложные игры, физкультминутки. В школьном возрасте Ф.в. учащихся осуществляется на уроках физической культуры в общеобразовательных, начальных и средних профессиональных учебных заведениях. Для студентов высших профессиональных учреждений осн. формы Ф.в.: учебные и факультативные (по избранным видам спорта) физкультурно-оздоровительные мероприятия. Ф.в. в семье осуществляется в форме закаливания, самостоятельных занятий физкультурой, а также упражнений, выполняемых на домашних гимнастических комплексах, игр, прогулок и т.п.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 396)

См. также Гигиена детей и подростков, Тесты в физическом воспитании

Ч313.54

ФИЛАНТРОПИЗМ, филантропинизм (нем. Philantropinismus, от греч. philаntropos - друг человека)
— педагогическое течение, возникшее в Германии в конце 18 в. под значительным влиянием идей французского Просвещения и в первую очередь Ж.Ж. Руссо. Представители Ф. - И.Б. Базедов, Х.Г. Зальцман и другие - ставили своей задачей коренное изменение существующей системы воспитания и обучения. Гл. недостаток учебной работы они усматривали в господстве зубрёжки и вербализма в отрыве содержания обучения от реальной жизни. Филантрописты стремились связать обучение с жизнью, природой, сделать его приятным и радостным. Для реализации этих идей были созданы филантропины - своеобразные школы- интернаты; первый был открыт в 1774 Базедовым в Дессау и предназначался в основном для детей состоятельных родителей, т.к. за содержание и обучение детей взималась высокая плата. Принимались и дети бедных родителей за счёт благотворительных пожертвований. Курс обучения предусматривал возможность дальнейшего обучения пансионеров в университете. Изучались новые языки, а также греческий и латинский, философия, курс морали, математика, естествознание, география, история, музыка, рисование. Значительное внимание уделялось ручному труду - ремесленному и сельскохозяйственному. Предусматривались экскурсии, прогулки, большое место уделялось физическим упражнениям. В филантропине Зальцмана в Шнёпфентале (открыт в 1784) в учебный план включались археология, бухгалтерия и счетоводство и другие курсы, предусматривалось изучение дисциплин по выбору учащихся с целью подготовки к продолжению образования или избранной практической деятельности. Педагогические идеи и опыт филантропистов использовали в конце 19 в. сторонники нового воспитания. В России реализация идей Ф. началась в 1768. Педагогическая система Базедова привлекла внимание имп. Екатерины II. На осуществление его проектов были пожертвованы значительные средства. Однако к концу 70-х - началу 80-х гг. 18 в. стало ясно, что филантропин не может служить образцом для организации школьного образования в России, но интерес к методам преподавания отдельных предметов Екатерина II сохранила и в 1784 пригласила в С.-Петербург сподвижника Базедова, создателя оригинальной методики преподавания иностранных языков Х.Г. Вольке. В 80-х гг. 18 в. методика Базедова использовалась в Главном немецком училище Св. Петра (Петершуле) в С.-Петербурге. Значение актуального педагогического знания "метод Базедова" стал терять уже в начале 19 в. по мере распространения в России идей и педагогических сочинений И.Г. Песталоцци, а затем - Э. Белла и Дж. Ланкастера (см.Белл-Ланкастерская система). Представления о Ф. связывались в кругах русского общества гл.о. с именами Базедова, реже Ф. Рохова, Вольке и Й.Г. Кампе. Были восприняты лишь отдельные методические стороны этого педагогического течения. Теоретические работы представителей Ф. в России не издавались. Сочинения филантропистов, опубликованные на русском языке в конце 18 - начале 19 вв., относятся исключительно к детской и учебной литературе. В 19 в. были переведены некоторые произведения Зальцмана и Рохова.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 306-307)

См. также Белл-Ланкастерская система, Экспериментальные школы

ФИЛАНТРОПИНИЗМ
см. Филантропизм

ФИЛАНТРОПИЯ
см. Благотворительность

ФИЛАНТРОПОВ
см. Максимов-Слобожанин Е.Д.

ФИЛАТОВ Нил Фёдорович (1847-1902)
— врач, один из основоположников отечественной педиатрии. Работал земским врачом, затем в московской Софийской детской больнице (ныне Детская клиническая больница им. Филатова). С 1891 профессор Московского университета и руководитель первой в стране кафедры детских болезней. Основатель (1892) и первый председатель Общества детских врачей при Московском университете. Создал научную школу педиатров.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 417)
Р

ФИЛИППОВ Владимир Михайлович (р. 1951)
— д-р физико- математических наук и профессор (1987), действительный член РАО (2001; член-корреспондент с 2000; Отделение высшего образования), министр образования Рос. Федерации.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 463)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

ФИЛОНОВ Георгий Николаевич (р. 1922)
— д-р философских наук (1977), профессор (1979), действительный член РАО (1982; Отделение философии образования и теоретической педагогики), гл. научный сотрудник Государственного НИИ семьи и воспитания РАО и Минтруда РФ (в 1970-85 директор НИИ общих проблем воспитания).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 463)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
— область исследований общей теоретической проблематики, целей и ценностных оснований образования, принципов формирования его содержания и направленности. Разрабатывается со 2-й половины 20 в., гл.о. в США, Великобритании, Германии, где действуют соответствующие научные общества, выпускаются периодические издания; во мн. университетах Ф.о. преподаётся как учебная дисциплина. Исследования по Ф.о. носят междисциплинарный характер. Оформлению Ф.о. как научной дисциплины предшествовали влиятельные в 1-й половине 20 в. социально-педагогические концепции, развивающиеся на основе бихевиоризма, гештальтпсихологии, психоанализа, философской антропологии и др. Появление Ф.о. связано с кризисными явлениями в образовании в 20 в., недостаточной практической эффективностью подходов при решении проблем социализации, воспитания и обучения детей и молодёжи. Важными импульсами для разработки Ф.о. стали массовые общественные движения за гуманизацию образования, за альтернативные школы и т.п. В Ф.о. выделилось несколько направлений. Аналитическая философия образования осн. в начале 60-х гг. И. Шефлером и представлена гл.о. трудами Э. Макмиллана, К. Маклеллана, Д.С. Солитса (США), Р. Питерса, Х. Херста (Великобритания) и др. Цель образования теоретики аналитической Ф.о. вначале рассматривали как овладение знаниями, отвечающими критериям научной проверяемости. В середине 70-х гг. Херст включил в сферу интересов житейские представления и ценности. Питерс указывал на необходимость отражения в Ф.о. эмоциональных и социально-ценностных основ поведения человека и его нравственного воспитания. Критико-рационалистическая философия образования развивалась в трудах немецких теоретиков В. Брецинки, Р. Лохнера и др. Она стремилась создать целостное обоснование "воспитательной науки" при широком использовании социологии. Цель образования формулируется как культивирование критического мышления личности в качестве основы её учебной и социальной активности. Несколько направлений объединяет гуманитарное течение Ф.о. Оно восходит к философским и педагогическим идеям В. Дильтея и его последователей Г. Ноля, Э. Шпрангера, Т. Литта и др. В центре внимания теоретиков - экзистенциальное самовыражение, автономия личности, межличностное общение. Сторонники гуманитарного течения Ф.о. отстаивают также автономию сферы образования по отношению к государственно-политической жизни. К гуманитарному течению часто относят педагогические концепции, созданные в развитие диалогической философии М. Бубера, психологической теории К. Роджерса. Наиболее значительное место среди гуманитарных направлений Ф.о. занимала в 60-80-е гг. педагогическая антропология. Основой критико-эмансипаторской философии образования, представленной трудами К. Молленхауэра, В. Клафки и др., послужили идеи Франкфуртской школы. В русле этой концепции противоречия образования рассматриваются как проявления социальных конфликтов индустриального общества и его идеологий. Выступая против абстрактных толкований автономии образования, сторонники критико-эмансипаторской Ф.о. утверждают, что политика "конституирует" педагогику, обязывая школу "воспитывать так, чтобы не повторился Освенцим" (Т. Адорно). В отечественной педагогической литературе это направление рассматривается как социально- критическая педагогика. В конце 70-х гг. оформилось движение "поворота к повседневности". Его теоретики - Д. Ленцен, В. Фишер и др. (ФРГ) - считают, что традиционная педагогика несовместима с к.-л. систематической теорией, поскольку стандартизованные в научных терминах представления о человеке исключают "схватывание" многообразия жизни людей. Создание школьных систем как безликих образовательных институтов лишает их своих естественных целей. Если такие школы "освободить от политики", то образовательные функции могут распределиться между семьёй, системами массовой коммуникации и профессиональной подготовки и другими институтами социализации. В этом пункте теоретики "поворота" смыкаются с идеологами антипедагогики. В СССР интерпретация мн. течений Ф.о. оказывалась возможной лишь при обязательной критике с позиций официального марксизма; в центр внимания выдвигались гл.о. практико-педагогические положения, вытекающие из отдельных концепций. В связи с тенденциями к обновлению теоретического содержания педагогики и реформами образования начала 90-х гг. появился интерес к проблематике и методологическим под- ходам Ф.о. Некоторые специалисты считают возможным и перспективным развитие Ф.о. на основе переосмысления наследия П.П. Блонского, Л.С. Выготского и его школы, изучения и продолжения философско-методологических идей Э.В. Ильенкова, Г.П. Щед- ровицкого, разработки теории диалога культур В.С. Библера и др. В РАО создан проблемный совет по Ф.о.; исследования по Ф.о. ведутся в ряде НИИ РАО.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 417)

См. также Российская академия образования (РАО)

ФИНАЦИ (Finaczy) ЭРНЁ (1860-1935)
— венгерский педагог, член Венгерской АН. С 1880 преподавал в гимназии; с 1885 работал в Министерстве народного просвещения. С 1901 (более 30 лет) возглавлял кафедру педагогики Будапештского университета. Вице-президент (1905-19) Совета по народному образованию и председатель (1904-25) Венгерского педагогического общества. Осн. труды посвящены истории педагогической мысли.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 417)
Ч33(4Вн)

ФИРСОВ Георгий Петрович (1892-1961)
— методист-филолог, член-корреспондент АПН РСФСР (1957), заслуженный учитель школы РСФСР (1956). Вёл научную и преподавательскую работу в различных средних и высших учебных заведениях Полтавы, Новочеркасска и др.; в 1945- 1961 в НИИ методов обучения. Занимался проблемами методики выразительного чтения, фонетики, синтаксиса и пунктуации. Практически доказал возможность серьёзных занятий орфоэпией в среднем звене школы.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 417)
Ч33(2)7-8

ФИХТЕ ИОГАНН ГОТЛИБ (1762-1814)
— немецкий философ, педагог, публицист и общественный деятель. Профессор Йенского университета (1794-99). С 1800 в Берлине; первый выборный ректор (1810) Берлинского университета. В своём гл. труде "Наукоучение" (1794) выступил продолжателем философской революции, начатой И. Кантом. Предложил принципы организации университета, до некоторой степени сохранившие значение и в 20 в. (например, соединение обучения и научной работы). Деятельность Ф. способствовала осуществлению реформы образования в Пруссии.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 417)
Ч33(4Ф)

ФИШЕР Владимир Михайлович
— одна из крупнейших фигур в отечественной методике преподавания литературы и видный, до сих пор недооцененный теоретик.
(Ланин Б.А. Литературное образование в XIX - начале XXI века. - М., 2005. С. 14-15)
Ч486.21г(2Р)

"Фламинго"
— издательство, ООО, Москва. Детская, образовательная, развивающая, учебная литература.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 479)

См. также Издательства РФ

ФЛЕРИ Виктор Иванович (1800-1860)
— педагог, один из основоположников отечественной сурдопедагогики и дактилологии. Автор первого словаря жестов в России. С 1817 преподавал в Петербургском училище глухонемых (с 1837 его директор). Ф. разработал оригинальную систему обучения глухонемых. Книга Ф. "Глухонемые, рассматриваемые в отношении к их состоянию и к способам образования, самым свойственным их природе" (1935) - первый вышедший в России научный труд по теории и практике сурдопедагогики.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 417)
Ч33(2)47

ФЛЁРИНА Евгения Александровна (1889-1952)
— педагог, специалист в области дошкольного воспитания, член-корреспондент АПН РСФСР (1950). С 1909 на преподавательской работе в дошкольных учреждениях, в т.ч. в детском саду общества "Детский труд и отдых". С 1924 вела научно-преподавательскую деятельность в педагогических вузах и научно- исследовательских учреждениях Москвы. На основе анализа ок. 500 тыс. детских рисунков и 25 тыс. образцов детской лепки разработала критерии изучения душевного мира ребёнка, отражённого в его изобразительной деятельности. Создала методики развития речи и художественного слова, а также оригинальную систему обучения дошкольников рисованию. Редактор первого советского учебника "Дошкольная педагогика" (1946).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 417)
Ч33(2)7-8

ФЛЁРОВ Всеволод Александрович (1860-1919)
— педагог и деятель начального образования, методист начальной школы. Последователь К.Д. Ушинского и Н.А. Корфа в разработке звукового способа обучения грамоте. Усовершенствования Ф., введённые в звуковой метод, были настолько значительны и важны, что этот метод получил название "флёровский". Он реализован в "Новом русском букваре" (1906; 40 изд., 1917). Подготовил методическое руководство "Подробный план занятий по обучению грамоте с указанием приёмов обучения" (1908; 20 изд., 1917), не утратившее своего значения и в современной школе.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 417)
Ч33(2)52

ФЛОРЕНСКИЙ Павел Александрович (Отец ПАВЕЛ) (1882-1937)
— религиозный мыслитель и ученый. Отстаивал духовные ценности православия.
(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 160)

ФОЛЬКЛОР ДЕТСКИЙ
— область народной культуры, своеобразный инструмент социализации ребёнка. История происхождения и развития Ф.д. не вполне изучена, но мн. исследования показывают его связь с календарной и семейной обрядовой культурой, в которую ребёнок органично включён. Глубинные и многоуровневые связи с фольклором взрослых особым образом отразились на самой структуре Ф.д., его сюжетно-тематической основе, роли и функциях в жизни ребёнка, системе поэтических средств.

Как сфера народной культуры Ф.д. относительно самостоятелен. Он обладает собственной жанровой системой и эстетической спецификой. Каждый жанр Ф.д. по-своему способствует сохранению душевного и физического здоровья ребёнка, развитию его личности, установлению её многообразных отношений в сообществе взрослых и детей. Очевидно, именно ориентация Ф.д. на общие закономерности возрастного развития детей, чёткое функциональное назначение каждого жанра обусловливают глубокое типологическое сходство разных его национальных форм. При этом каждая из них обладает самобытными особенностями, незаменимым источником сохранения и наследия народного менталитета. В 20 в. формируется, в т.ч. и в России, научное направление - фольклористика детства, в рамках которой изучается Ф.д.

Классификация материала русского Ф.д. на основе функционально-возрастного критерия делит его на две группы. В первую группу ("поэзия пестования"), обращённую взрослыми к самым маленьким детям, входят колыбельные песни, пестушки, потешки и прибаутки. Колыбельные песни - произведения, назначение которых успокоить и усыпить ребёнка. В народе их называют "байками" (от глагола "баять", "баить" - "говорить"; древнее значение его - "заговаривать"). К заклинательной поэзии восходят самые древние образы и сюжетные мотивы колыбельных песен (Дрёмы, Буки, Кота). К таким мотивам относится и накликание смерти на ребёнка как способ уберечь его от болезней. По мере исторического развития колыбельные песни утратили обрядовую, заклинательную функцию; расширился диапазон тем и сюжетов, в т.ч. за счёт других жанров фольклора. Важнейшая особенность всех колыбельных песен - монотонный ритм и успокаивающий мелодико-интонационный стих. Пестушки - произведения, предназначенные для сопровождения физических упражнений и гигиенических процедур, необходимых для младенца. Ритмичные, весёлые приговоры, соединённые с приятными для ребёнка поглаживаниями, бодрыми или плавными движениями ручек и ножек, которым обучают его взрослые, доставляли удовольствие и развивали как физически, так и эмоционально. В потешках - первых играх взрослых с маленькими детьми - поэтические произведения соединяются с драматическим сюжетом, в котором персонажами становятся пальчики, ручки, ножки младенца, руки того, кто его забавляет ("Ладушки", "Коза рогатая", "Сорока- воровка" и т.д.). В потешках содержатся первые уроки нравственности, элементы обучения счёту, соотношениям в размерах. Прибаутки - песенки или приговоры более сложного содержания, которыми взрослые забавляли детей. От потешек они отличаются тем, что не связаны с игровыми действиями, а привлекают внимание ребёнка исключительно поэтическими средствами. Одна из разновидностей прибауток - небылицы-перевёртыши (наследие рассказчиков-балагуров). Они представляют собой песенки-стихи, в которых произвольно изменены связи и отношения, характерные для реальной действительности. Ребёнок, понимающий истинное соотношение явлений, учится признавать перевёртышную условность как способ создания художественной действительности. Поэтика народных прибауток оказала существенное влияние на развитие профессиональной поэзии для детей. В жанре прибаутки как бы соединяются взрослый и детский фольклор. Детские прибаутки также обеспечивают преемственность между двумя группами Ф.д. - поэзией пестования и собственно детским фольклором.

Собственно детский фольклор включает несколько жанровых объединений. Календарный Ф.д. объединяет заклички и приговорки, большинство из которых связано с древними заклинаниями и заговорами, с верой в магическую силу слова, воздействующего на природу. В определённых ситуациях дети выкрикивали хором обращения к солнцу, радуге, дождю, птицам. Существовали и индивидуальные приговорки. Заклички и приговорки со временем превратились в игру, но в силу своего происхождения они до сих пор открывают для детей традиционный способ общения с миром природы.

Игровые жанры составляют самую значительную по количеству произведений, разнообразию их типов и форм часть Ф.д. Игровые припевы и приговорки по своему происхождению глубоко уходят в древность, отражая старинные обрядовые обычаи и игры. Традиционные детские игры были тесно связаны с жизнью и бытом крестьян, имитировали охоту, посев и обработку льна, свадебные обряды и др. Большинство современных игр и в настоящее время соединяет в себе педагогические и эстетические функции, способствуя приобщению детей к народной культуре. В игровом фольклоре выделяются т.н. игровые прелюдии - жеребьёвые сговорки, считалки. В этих жанрах особенно проявилась творческая фантазия детей, хотя толчком для неё часто становились произведения, созданные взрослыми. Жеребьёвые сговорки - рифмованные формулы-вопросы, с которыми обращаются к "маткам" при необходимости по условиям игры разделиться на две партии. Для этого дети широко использовали традиционные образы из сказок, песен, загадок и пр. ("Наливное яблочко или золотое блюдечко?", "Грудь в крестах или голова в кустах?"). Считалки - исполняемые скандированием рифмованные и ритмизованные произведения, с помощью которых дети распределяют функции в игре, определяют очерёдность действий её участников. По происхождению считалки - наиболее архаичные жанры, передающие веру древних в судьбу, выпадающую каждому по жребию или магическому, зашифрованному пересчёту. Со временем по аналогии со старыми возникали новые считалки, увеличивалось количество осмысленных сюжетов, часто складывавшихся из взрослых и детских фольклорных произведений другого назначения; водевильных песенок и переделок детских стихов, созданных профессиональными авторами (например, считалка "Раз, два, три, четыре, пять, / Вышел зайчик погулять", прототипом которой является стихотворение поэта 19 в. В.Ф. Миллера). Как ни один другой жанр Ф.д. считалки давали широчайший простор для импровизации на традиционной основе, для развития умения комбинировать и создавать неожиданные сочетания мотивов и образов; придумывать новые.

Сатирический Ф.д. выполняет особую функцию во взаимоотношениях, складывающихся среди детей. Произведения сатирического Ф.д. способствуют психологической закалке ребёнка, помогая ему найти своё место среди сверстников с помощью испытания острым (на детский взгляд) словом. Такова дразнилка - унаследованный от взрослых жанр, который включает прозвища, клички, присловья. Некоторые дразнилки осуждают отрицательные качества и явления: плаксивость, ябедничество, обжорство, воровство ("Ябеда-корябеда, солёный огурец!"). Ребёнок, умеющий за себя постоять, найдёт и подходящий ответ обидчику, т.н. оговорку: "Обзывайся целый год, всё равно ты - бегемот; обзывайся целый век, всё равно я - человек!". Видом сатирического Ф.д. являются и поддёвки, которые представляют собой искусственный или естественный диалог, в котором человек ловится на слове ("Скажи: Медь - Медь - Твой отец медведь").

Ф.д. как объективное отражение особенностей детской жизни в ту или иную эпоху - явление развивающееся. Система жанров, в основном сформировавшаяся в условиях аграрной страны с устойчивым домашним бытом, стала постепенно изменяться с развитием школьного образования, бытового и хозяйственного уклада в России. Городские грамотные дети, в противовес неграмотным сельским - хранителям бытовых и поэтических традиций, становились трансформаторами Ф.д. Городской гимназический фольклор 19 в., свидетельства о котором скупы, повлиял на расширение тематического состава Ф.д. (особенно загадок-каламбуров, загадок-игр), способствовал развитию и укреплению прозаических жанров (страшные истории, анекдот). С уменьшением в воспитательной практике семьи и детских учреждений доли традиционной поэзии пестования современная детская устная культура всё более обособляется от культуры взрослых; изменяются типы отношений между двумя этими формами культуры. Происходит переориентация на другие фольклорные жанры взрослых - частушку, анекдот, а также на произведения, созданные профессиональными авторами. Если крестьянский фольклор становится достоянием книжной культуры, то современный Ф.д. - жизненное явление, отражающее стихийную оценку детьми общества, в котором они растут. Особого внимания детских педагогов и психологов заслуживают относительно новые образования: "чёрный юмор", "школьный словарь", "афоризмы военной кафедры" и другие произведения, активно бытующие в детской и подростковой среде.

Чёрный юмор" - разножанровый пласт детского и подросткового фольклора, который стихийно осмысляет противоречия современной действительности: обесценение художественного слова в значительной части литературы 50-70-х гг., ослабление и распад естественных человеческих связей в семье, между поколениями, а также потерю нравственных ориентиров и душевное опустошение человека под давлением псевдоценностей. Ироничное противостояние этому средствами пародийного развенчания, жёсткого гротеска или сознательного эпатажа и эстетического шока есть способ психологической личности в условиях социальной безысходности. Школьный словарь - пародийный жанр детской устной прозы, осмысляющий особенности взаимоотношений учителей и учеников, мальчиков и девочек; быта и нравов школы; школьных программ и методов обучения ("Ученик у доски - партизан на допросе"). Афоризмы военной кафедры - фольклорный жанр студенчества, постепенно спустившийся к школьникам старших классов. Представляет собой микрозарисовки из армейской жизни ("От меня до следующего столба - бегом марш!"). Различные жанры современной фольклорной прозы и поэзии при тактичном использовании могут стать материалом для диагностики менталитета, нравственного, эстетического уровня развития ребёнка и прийти на помощь в выборе методов психолого-педагогической работы воспитателя.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 307-309)

ФОМА АКВИНСКИЙ, Фома Аквинат (Thomas Aquinas) (1225 или 1226- 1274)
— средневековый философ и теолог. Написал св. 40 книг по философии. В его философской системе сложился новый подход к образованию и воспитанию, который нашёл отражение в трактате "Об учителе". В нём Ф.А. рассмотрел принципиально важный для педагогики вопрос о том, может ли человек учить и быть назван учителем, или же это божественная функция.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 417)

ФОРМАЛЬНАЯ ШКОЛА
см. ОПОЯЗ

ФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
см. Материальное и формальное образование

ФОРМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
— формы освоения гражданином Российской Федерации образовательной программы: очная, очно-заочная (вечерняя), заочная; форма семейного образования, самообразования, экстерната.
(Шмырева Н.А., Губанова М.И., Крецан З.В. Педагогические системы: научные основы, управление, перспективы развития. - Кемерово, 2002. С. 100)

См. также Формы получения образования

ФОРМЫ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
— граждане Рос. Федерации могут получить образование в следующих формах:
- очной,
- очно-заочной форме обучения (вечерней; см. Вечернее обучение),
- заочной (см.Заочное обучение),
- а также в форме семейного образования,
- самообразования
- экстерната.

Допускается сочетание различных Ф.п.о. Для всех Ф.п.о. в пределах конкретных осн. общеобразовательных или профессиональных образовательных программ действует единый государственный образовательный стандарт. По ряду профессий формы очно-заочная (вечерняя), заочная и экстернат не допускаются. Перечни таких профессий устанавливаются Правительством РФ.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 309)

См. также Формы образования

ФОРСЕЛИУС (Forselius) БЕНГТ ГОТФРИД (ок. 1660-1688)
— эстонский педагог, деятель народного образования. Открыл св. 30 приходских школ. Осуществил реформу эстонской орфографии; разработал методику обучения чтению. Составил эстонский букварь (издан в 1686; не сохранился). Организовал первую в Эстонии учительскую семинарию (работала в 1684-88).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 417)
Ч33(4Э)

ФОРТУНАТОВ Александр Алексеевич (1884-1949)
— педагог и историк, профессор. Преподавал в обществе "Сетлемент", участвовал в работе общества "Детский труд и отдых". С 1939 в МГПИ им. В.П. Потёмкина. Осн. труды по начальному обучению, методике преподавания истории в средней школе, по истории трудовой школы.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 417)
Ч33(2)52

ФОРТУНАТОВ Филипп Фёдорович (1848-1914)
— языковед, академик Петербургской АН (1898). Основоположник московской, т.н. фортунатовской, лингвистической школы. С 1876 профессор Московского университета. В лекции "О преподавании грамматики русского языка в средней школе" (1904) разработал формально-грамматическое направление в русском языкознании. Его идеи получили отражение в выходивших в 20-х гг. учебниках для школ I и II ступени, школ взрослых.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 417)
Ч33(2)52

ФОХТ-БАБУШКИН Юрий Ульрихович (р. 1930)
— д-р философских наук (1986), профессор (1990), действительный член РАО (1999; Отделение образования и культуры), зав. отделом Государственного института искусствознания.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 463)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

ФРАДКИН Феликс Аронович (1933-1993)
— педагог, историк педагогики, член-корреспондент РАО (1993), д-р педагогических наук (1986), профессор (1988). С 1966 преподавал во Владимирском педагогическом институте. Изучал творческое наследие С.Т. Шацкого и 1-й Опытной станции по народному образованию Наркомпроса, разрабатывал принцип историзма в теории педагогики; проблемы дисциплины и пр. В конце 80-х гг. одним из первых в отечественной педагогике предпринял попытку показать драматизм судьбы педагогов 20-30-х гг., гуманистические взгляды которых противоречили официальной системе авторитарного воспитания ("Педология. Мифы и действительность", 1991). Труды Ф. отличались углублённым интересом к гармонизации задач социального воспитания и личностно-ориентированной педагогики.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 417)
Ч33(2)7-8

ФРАНК Семен Людвигович (1877-1950)
— философ-психолог, видный педагог, мыслитель, деятель образования Нижегородского края. Окончил Нижегородскую гимназию. В 1937 г. эмигрировал. Умер в Лондоне.
(Нижегородская школа XVIII - начала XX века: Очерки истории образования. Под ред. И.В. Берельковского. - Н. Новгород, 2003. С. 253-266)
Ч33(2)7-8

ФРАНКЕ (Francke) АВГУСТ ГЕРМАН (1663-1727)
— немецкий педагог, теоретик, деятель педагогики пиетизма. Осн. в Галле детский приют, затем расширил его, объединил несколько подобных заведений в одной общине. С 1695 возглавил "Учреждения Франке", куда помимо приютов вошли школа для бедных детей, бюргерская школа, латинская школа, женская школа повышенного типа, а также "Педагогиум" для детей дворян. В 1699 Ф. составил и издал "План для учебных заведений". В начале 18 в. в "Учреждениях Франке" появились учительская семинария, начальная школа для девочек, типография, книжная лавка и другие подразделения, назначение которых было в том, чтобы материально поддерживать учебные заведения и приюты. "Учреждения Франке" как социально-педагогический комплекс действовали до 1945. На их базе университет Галле начал (1946) подготовку учителей.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 417)
Ч33(4Ф)

ФРАНКЛИН (Franklin) БЕНДЖАМИН (1706-1790)
— американский просветитель, государственный деятель, учёный. В наследии Ф. заметное место занимает педагогическая проблематика. В статье "Предложения по обучению молодёжи в Пенсильвании" (1749) высказал идею создания среднего учебного заведения, образование в котором ориентировалось бы не на традиционные образцы, а на потребности американской действительности. Разработал учебный план и программу для 6 лет обучения. Учебное заведение под названием "академия" открылось в Филадельфии в 1750 в составе 3 школ - классической, математической и английской. В 1755 школа была преобразована в университет.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 417)
Ч33(7США)

ФРАНСУА НОЭЛЬ
см. Бабёф

ФРЕБЕЛЕВСКИЕ ОБЩЕСТВА в России
— объединения педагогов и представителей интеллигенции, содействующие распространению идей Ф. Фребеля и развитию семейного и дошкольного воспитания. Возникли в 70-х гг. 19 в. в С.-Петербурге, Киеве, Одессе, Тбилиси, Харькове и др. Общества создавали платные и бесплатные (на благотворительные пожертвования) дошкольные учреждения, детские площадки и летние колонии для организации оздоровительного отдыха детей, знакомства их с природой, сельской жизнью и трудом; учебные заведения; проводили публичные лекции и чтения, издавали литературу. Среди членов Ф.о. определились 2 направления. Сторонники одного стремились внедрить в рос. практику все элементы фребелевской системы дошкольного воспитания, широко распространённой в Германии. Представители другой точки зрения опирались на мнение отечественных педагогов (П.Ф. Каптерев, А.М. Калмыкова, Е.Н. Водовозова и др.), которые критиковали механическое перенесение системы Фребеля в Россию и выступали за творческое использование его педагогических идей применительно к рос. традициям семейного и дошкольного воспитания. Наиболее значительной была деятельность обществ в С.-Петербурге и Киеве. С.-Петербургское общество содействия первоначальному воспитанию детей осн. в 1871 по инициативе Н.К. Задлер и Е.А. Вербер и при содействии И.И. Паульсона и К.А. Раухфуса. Общество в 1872 учредило первые Фребелевские курсы (платные, с годичным сроком обучения; в 1878 курс обучения увеличен до 2 лет) для подготовки работниц детских садов. В 1907 курс обучения увеличен до 3 лет (выпускники получали квалификацию учителей начальной школы и младших классов средних учебных заведений). После 1917 курсы реорганизованы в Институт дошкольного воспитания. При С.-Петербургском обществе действовали школа для обучения нянь (осн. в 1895), 2 бесплатных народных детских сада (ок. 100 детей), летний народный сад (ежегодно его посещало св. 1000 детей), детская летняя колония (50-100 детей, нуждающихся в оздоровлении). С 1877 общество устраивало бесплатные детские праздники и экскурсии на природу; с 1870 присуждало премии за лучшие литературные произведения для детей и издавало их. Ф.о. в Киеве осн. в 1872. В 1908 оно учредило высшее учебное заведение - Фребелевский женский педагогический институт (с 3-летним сроком обучения) для подготовки высококвалифицированных работников до- школьного воспитания. При институте имелись педагогическая и психологическая лаборатории, детские сады и площадки. После 1917 институт преобразован в Институт народного образования.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 309)

ФРЕБЕЛЬ, Фрёбель (Frobel) ФРИДРИХ ВИЛЬГЕЛЬМ АВГУСТ (1782-1852)
— немецкий педагог, теоретик дошкольного воспитания. Своё первое воспитательное учреждение "Универсальный германский воспитательный институт" открыл в 1816 в Тюрингии. Воспитательный процесс в нём строился на основе педагогических принципов И.Г. Песталоцци. В 1829 институт был закрыт из-за обвинения Ф. в распространении вредных идей. В 1833 Ф. возглавил сиротский приют в Бургдорфе, основанный Песталоцци, в котором обучались дети разного возраста, в т.ч. и дошкольники. Проводя с ними экспериментальную работу, Ф. определял содержание и методы воспитания детей дошкольного возраста. В 1837 основал в Тюрингии учреждение, которому в 1840 дал название "детский сад". Для пропаганды своей педагогической теории и методики Ф. в 1838-40 издавал газету "Воскресный листок" под девизом "Будем жить для наших детей"; сборники песен для детей; "Журнал, содержащий изложение попыток Фридриха Фребеля по проведению идеи развивающе-воспитывающего образования в целях всестороннего единства жизни" (1851). Из всех этих изданий после смерти Ф. его последователями была составлена книга "Педагогика детского сада" (в России переведена в 1913 под названием "Детский сад"). В 1851 по приказу властей все детские сады в Германии были запрещены как составляющая часть якобы социалистической системы Ф. Педагогические взгляды Ф. были построены на убеждении в том, что возможности человека развиваются в процессе его деятельности и в соответствии с этим педагогический процесс должен быть основан на "действии, работе и мышлении". Воспитание Ф. рассматривал как двусторонний, затрагивающий учителя и ученика процесс, подводящий и ученика, и учителя к сознательным усилиям, направленным на то, чтобы изменить самого себя. Ф. считал, что для воспитания особое значение имеют виды деятельности (игра, учёба, труд) и показал возможность их взаимодействия в разных формах. Игру Ф. считал "высшей ступенью детского развития". Он разработал теорию игры, собрал и методически прокомментировал подвижные игры; создал знаменитые "Дары" - пособие для развития навыков конструирования в единстве с познанием формы, величины, размеров, пространственных отношений. Ф. впервые в истории дошкольной педагогики дал целостную, методически детально разработанную, оснащённую практическими пособиями систему общественного дошкольного воспитания. Способствовал выделению дошкольной педагогики в самостоятельную область знания.

Система Ф. получила широкое распространение, в т.ч. и в России, где с 70-х гг. 19 в. создавались Фребелевские общества.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 418)
Ч33(4Ф)

ФРЕЙД (Freud) АННА (1895-1982)
— австрийский психолог. Специалист в области детского развития, последователь своего отца З. Фрейда. В 1923 открыла собственную психоаналитическую практику, специализировалась по психическим расстройствам в детском возрасте, вызванным недостатками обучения и воспитания. В 1938 эмигрировала в Великобританию. Создала (1940) ясли, курсы детских психоаналитиков (1947). С 1952 директор Клиники детской терапии в Хэмпстеде. Труды в области детского психоанализа как особого метода диагностики и терапии. Осн. теоретический труд - "Я и механизмы защиты" (1936), в котором, в отличие от З. Фрейда, считавшего предметом психоанализа бессознательное, рассматривала в качестве объекта анализа "Я" как центр сознания. В 1965 вышел обобщающий труд Ф. "Норма и патология детского развития".
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 418)
Ч33(4А)

ФРЕЙД (Freud) ЗИГМУНД (1856-1939)
— австрийский невропатолог, психиатр и психолог; основоположник психоанализа. В 1876-82 работал в Венском физиологическом институте. С 1902 профессор Венского университета. Один из основателей "Ежегодника психоаналитических и психопатологических исследований" (1908) и Международной психоаналитической ассоциации (1910). В 1938 эмигрировал в Великобританию. Выдвинул (1900) общепсихологическую теорию строения психики как энергетической системы, в основе развития которой лежит конфликт между сознанием и бессознательными (гл.о. сексуальными) влечениями (либидо). Произвольно выделив ряд форм детской сексуальности, последовательно сменяющих друг друга, Ф. на этой основе построил периодизацию психического (а по сути - психосексуального) развития личности. Согласно Ф., в раннем детстве возникает т.н. эдипов комплекс, который затем вытесняется из сознания ребёнка, однако забытые переживания детства незримо присутствуют в бессознательном и влияют на поведение.

Исходя из представлений о сексуальном развитии детей, структуре личности и бессознательной детерминации поведения индивида, Ф. отверг предшествующие теории и методы воспитания, ориентированные на обуздание и подавление влечений ребёнка. Представления Ф. о детской сексуальности, о становлении и структуре личности вызвали резкую критику со стороны мн. учёных. Попытки современных психологов экспериментально проверить теоретические построения Ф. успеха не имели.

Ф. расширил сферу применения психоанализа, распространив его принципы практически на все сферы человеческой жизнедеятельности: религию, творчество, общественную жизнь и др.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 418)
Ю

ФРЕНЕ (Freinet) СЕЛЕСТЕН (1896-1966)
— французский педагог, сторонник нового воспитания. Основатель и руководитель (1920-66) экспериментальных начальных школ. Организовал (1927) "Кооператив сторонников светской школы", в 1957 - "Международную федерацию сторонников новой школы". Издатель и гл. редактор журналов "Воспитатель", "Детское искусство". Отвергал традиционные методы обучения и воспитания, ввёл школьное самоуправление - "школьный кооператив", выступал против применения в начальной школе учебников, считая, что они исключают возможность индивидуализированного обучения. Ф. уделял мн. внимания экспериментам в области программированного обучения, предложил оригинальную конструкцию простейшей обучающей машины.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 418)
Ч33(4Ф)

ФРЁЗЕ (Froese) ЛЕОНГАРД (1924-1994)
— немецкий педагог, д-р философии, профессор (1959). Преподавал в университетах Германии и США. Поч. ч. Немецкого педагогического общества (1987). Исследования в области сравнительной педагогики, в частности истории русской педагогики. Внёс большой вклад в изучение педагогического наследия А.С. Макаренко. Инициатор наиболее полного в мире 20-томного издания сочинений Макаренко.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 418)

ФРИДЛАНД
см. Тротцендорф

ФРОММ (Fromm) ЭРИХ (1900-1980)
— немецко-американский психолог, философ и социолог; один из гл. представителей неофрейдизма. Работал в Германии; вёл психоаналитическую частную практику. Выступил с рядом статей, посвящённых применению идей З. Фрейда к социальной психологии. В 1934 эмигрировал в США, преподавал в университетах. С 1951 жил в Мексике.

Первоначально Ф. был последователем Фрейда, но впоследствии отказался от мн. положений "классического" психоанализа и разработал собственную концепцию "гуманистического" психоанализа. Считая капиталистическое общество больным и иррациональным, Ф. выдвигал утопический проект создания гармоничного "здорового общества" при помощи методов "социальной терапии", в частности предлагал проект "перевоспитания" американской нации.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 418)
Ю

ФРОНДЕРСТВО
— одно из проявлений трудновоспитуемости воспитанников, выражающееся в недовольстве, причем не по существенным, а по личным, непринципиальным мотивам, из духа противоречия.
(Психолого-педагогический словарь-спавочник. Сост. Лобейко Ю.А., Борозинец Н.М. - Ставрополь, 2004. С. 225)

ФРУСТРАЦИЯ (от лат. frustratio - обман, тщетное ожидание, расстройство)
— психическое состояние напряжения, тревожности, отчаяния, возникающее при столкновении человека с непреодолимыми препятствиями (реальными или воображаемыми) на пути к достижению значимых целей, удовлетворению потребностей. В отличие от Ф., внутренние преграды на пути удовлетворения потребностей (например, возникающие в результате борьбы мотивов) описываются как внутриличностный конфликт. Сила Ф. зависит от степени значимости блокируемого поведения и от субъективной близости достижения цели. Чаще всего реакцией на состояние Ф. является раздражительность или гнев, переходящий в аффект. Возможен "уход" от реальной ситуации в область фантазий, грёз. Иногда происходит т.н. регрессия - переход к более примитивным формам поведения. Возникновение Ф. не только обусловлено объективной ситуацией, но и зависит от особенностей личности. Неоправданно высокая самооценка и связанный с ней завышенный уровень притязаний человека неизбежно приводят к невозможности решить те задачи, которые он перед собой опрометчиво ставит. Появляются неуверенность в себе, в своих силах, стремление уклониться от любых проблем; ведущим становится мотив избегания неудачи. Ситуации и состояния Ф. часто возникают в учебно-воспитательном процессе. Причиной Ф. могут быть неудачи в усвоении учебного материала, высказанное учителем порицание, наказание ребёнка родителями в форме лишения ребёнка ч.-л. очень желательного, и др. Частая или длительная Ф. может привести к негативным изменениям в характере ребёнка, к возникновению неврозов, к закреплению форм агрессивного поведения. Использование в воспитании фрустрирующих приёмов должно быть редким и обдуманным. Устойчивость к Ф. связана с индивидуальными особенностями высшей нервной деятельности. В то же время она выше у тех людей, которым свойственна высокая степень осознанности и саморегуляции поведения, внутренняя психическая гармония, творческое отношение к жизни. Поэтому решающим фактором в повышении устойчивости ребёнка к Ф. являются формирование у него системы разумных потребностей и мотивов, адекватной самооценки, воспитание воли и эмоций.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 309)
Ю
Ч421.352.21
Ч421.355

ФУРКАЦИЯ (от позднелат. furco - разделяю) в школе
— построение учебных планов старших классов, при котором в целях учёта индивидуальных склонностей учащихся разрабатываются специальные учебные циклы и разделы с преимущественным вниманием к профилирующей группе предметов. Выделение двух циклов называется "бифуркацией", 3 и более - "полифуркацией". Ф. широко распространена в зарубежной школе. В России в 20-е гг. предпринималась попытка ввести Ф. в общеобразовательную школу, в 50-е гг. Ф. реализовывалась в рамках дифференцированного обучения. С 1966 вводились факультативные занятия, создавались школы с углублённым изучением ряда дисциплин, а с конца 80-х гг. - гимназии и лицеи.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 309)

См. такжеДифференциация обучения,Индивидуализация,Индивидуальное обучение, Монотехническое образование,Одаренные дети,Полифуркация

Ч421.204

ФУРЬЕ (Fourier) ФРАНСУА МАРИ ШАРЛЬ (1772-1837)
— французский мыслитель, утопист. Разработал план грядущего идеального строя ("гармонии") - свободной трудовой ассоциации, где все отношения и деятельность людей основаны на свободном влечении ("притяжении по страсти"). План Ф. предусматривал многообразную по своим формам организацию жизни подрастающего поколения от рождения до зрелости. Большое место в своих педагогических высказываниях Ф. уделял детским самоорганизациям - "маленьким ордам" (организация шумных, бойких детей) и "маленьким бандам" (группа тихих, спокойных детей, любящих красоту и порядок).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 418)
Ч33(4Фр)

© Российская национальная библиотека, 2006