ДИДАКТИКА (от греч. didaktikos - поучающий, относящийся к обучению)
— теория образования и обучения, отрасль педагогики. Вскрывает закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирования убеждений, определяет объём и структуру содержания образования, совершенствует методы и организационные формы обучения, воспитывающее воздействие учебного процесса на учащихся.

Научно-теоретическая функция Д. заключается в изучении реальных процессов обучения, в установлении фактов и закономерных связей между различными сторонами обучения, в раскрытии их сущности, выявлении тенденций и перспектив развития. Разрабатывая проблемы отбора содержания образования, устанавливая принципы обучения, нормативы применения методов и средств обучения, Д. выполняет нормативно-прикладную, конструктивно-техническую функцию. В единстве этих функций Д. - понимание сущности процесса обучения, реализация его образовательной, воспитательной и развивающей функций.

Становление и развитие Д. Общественная потребность в обеспечении усвоения подрастающим поколением накопленного социального опыта - необходимое условие воспроизводства и развития общества. Существующее противоречие между возрастающим объёмом содержания образования и неудовлетворительным его усвоением привело к возникновению Д. как отрасли знания и науки. Термин "Д." появился у немецкого педагога В. Ратке, назвавшего свой курс лекций "дидактикой" или "искусством преподавания". Д. как систему научных знаний впервые разработал Я.А. Коменский, дав последовательное изложение принципов и правил обучения детей ("Великая дидактика", 1657). Теория обучения Коменского построена в соответствии с принципом природосообразности воспитания (см.Принципы воспитания). В эпоху Просвещения, когда особое значение приобрело гуманистическое начало в философии, Ж.Ж. Руссо оказал влияние на признание Д. потребностей ребёнка, его запросов, актуальных интересов. И.Г. Песталоцци усилил внимание к такой цели обучения, как развитие всех сил и способностей человека, порицая все формы одностороннего воспитания.

К концу 18 - началу 19 вв. в классической педагогике определились две теории школьного образования. Представители теории формального образования (И.Ф. Гербарт и его последователи) гл. задачей обучения считали умственное развитие учащихся. Полагая особенно важным психолого-дидактический анализ процесса усвоения знаний детьми, происходящего под руководством учителя, Гербарт выделил два осн. акта умственной деятельности - углубление и осмысливание, заключающиеся в выявлении и соединении отдельных частей. Рассматривая проблемы соотношения обучения и воспитания, Гербарт ввёл понятие "воспитывающее обучение".

Сторонники теории материального образования осн. цель обучения видели в вооружении учащихся полезными для жизни знаниями, которые обеспечивают развитие познавательных способностей. Борьба за преобладание в школьном образовании реальных знаний имела прогрессивное значение. Проблема соотношения материального и формального образования стала актуальной и во 2-й половине 20 в., особенно в связи с задачей формирования интеллектуального потенциала общества.

В середине 19 в. Ф. Дистервег высказал новаторскую для своего времени идею о том, что развитие человека происходит лишь в деятельности, и тем самым заложил основы развивающего обучения, сформулированные в 33 законах и правилах (принципах обучения).

В России проблемы обучения рассматривались в трудах просветителей и писателей-демократов А.Н. Радищева, В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, сыгравших значительную роль в приближении русской педагогики к прогрессивным дидактическим идеям конца 18 - начала 19 вв.

Во 2-й половине 19 в. целостную дидактическую систему создал К.Д. Ушинский. Опираясь на просветительские философские идеи, он показал односторонность формального и материального образования, раскрыл сходство и различие познания и учения, разработал ряд вопросов восприятия, усвоения и закрепления знаний, развития мышления в процессе обучения, формирования мотивов побуждения школьников к учению, проблемы сочетания преподавания и самостоятельной деятельности школьников.

Последователи Ушинского Н.А. Корф, В.П. Вахтеров и другие разработали систему первоначального обучения, основанную на знании и учёте возрастных и психологических особенностей учащихся, на уважении к личности ребёнка. П.Ф. Каптерев гл. цель обучения видел в развитии активности и самодеятельности школьника, движущими силами учебного процесса считал саморазвитие и самосовершенствование, выступал за введение курсов по выбору для учащихся 11-14 лет и фуркации на старшей ступени обучения.

На рубеже 19 и 20 вв. с появлением точных методов экспериментальной психологии связь Д. с другими смежными дисциплинами стала более определённой - В.А. Лай придал Д. специфически экспериментальный характер. Но в современной англо-американской педагогике (в отличие от педагогики ФРГ) термин "Д." не применяется, а теория обучения разрабатывается и излагается гл.о. в трудах по педагогической психологии.

Для западной педагогики 1-й половины 20 в. характерна педоцентрическая дидактика Дж. Дьюи (США), развивавшаяся в рамках прагматистской педагогики. Гл. её принцип - обучение на основе личного опыта ребёнка. Задача школы - помочь ребёнку учиться "путём делания" на собственном практическом опыте. В практике школы такой подход приводит к тому, что учебные планы не обеспечивают достаточно глубокого и систематического усвоения учащимися теоретических знаний. В советской Д. подчёркивалась зависимость обучения от характера конкретных общественных отношений, но реальный характер этой зависимости часто извращался. Большое значение придавалось принципу связи обучения с практической жизнью общества (Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, А.С. Макаренко). Была разработана концепция обучения как существенного источника непрерывного умственного развития учащихся в процессе сознательного усвоения основ наук, социального опыта в целом и их практического применения под руководством учителя (С.Т. Шацкий, П.П. Блонский, П.Н. Груздев, М.А. Данилов, Б.П. Есипов, Л.В. Занков и др.). Наряду со знаниями, умениями и навыками в состав содержания образования включены (70-е гг.) новые компоненты, обеспечивающие усиление развивающей и воспитывающей функций обучения - опыт творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру и друг к другу (В.В. Краевский, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин и др.). Содержательные исследования проведены по проблеме школьного учебника (Е.И. Перовский, Д.Д. Зуев, Я.А. Микк и др.).

Требование активного усвоения знаний учащимися получило новое обоснование и приобрело характер необходимого условия развития самостоятельности учащихся в их познавательной деятельности (Ш.И. Ганелин, Е.Я. Голант, Данилов, Скаткин, Л.Я. Зорина, Г.И. Щукина и др.). С этим направлением связана разработка дидактами и психологами концепции проблемного обучения (Т.В. Кудрявцев, Лернер, А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов и др.). Исследована проблема формирования у учащихся познавательного интереса, потребности в знаниях (В.С. Ильин, Ю.В. Шаров и др.), потребности в самообразовании (А.К. Громцева, Б.Ф. Райский, А.Я. Айзенберг).

Проведены исследования по проблеме методов обучения (Ю.К. Бабанский, Лернер, Скаткин, Махмутов и др.), организационных форм обучения (Х. Лийметс, В.К. Дьяченко), возможностей современного урока в решении проблемы разностороннего развития учащихся (С.В. Иванов, Махмутов, И.Т. Огородников и др.), организации контроля за результатами обучения (Перовский, С.И. Руновский, В.М. Полонский и др.), создания новых видов учебного оборудования и технических средств обучения (С.Г. Шаповаленко, Н.М. Шахмаев и др.). Разработаны принципы оптимизации учебно-воспитательного процесса (Бабанский), осуществлено построение на дидактической основе концепции процесса обучения (Лернер, Шахмаев, Скаткин и др.).

Особое внимание с 50-х гг. привлекают проблемы методологии и методики дидактических исследований (Бабанский, В.П. Беспалько, Г.В. Воробьёв и др.), начата разработка проблемы педагогической диагностики (К.М. Гуревич и др.). Проведены исследования по истории дидактики (Р.Б. Вендровская, Ганелин, С.Ф. Егоров и др.). Большое значение для Д. приобрели работы психологов (Н.А. Менчинская, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.), раскрывшие психологические предпосылки организации усвоения и построения содержания образования. Определённую роль выполняет обобщение передового, в т.ч. новаторского опыта (Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков, В.Ф. Шаталов, С.Н. Лысенкова и др.).

Сложились различные подходы к определению дидактических концепций. Например, в учебнике педагогики для вузов (Н.В. Бордовская и А.А. Реан), изданном в серии "Учебник нового века" в 2001, выделены следующие дидактические теории и концепции: - концепция дидактического энциклопедизма (Коменский, Дж. Мильтон, И.Б. Базедов); - концепция дидактического формализма (Э. Шмидт, А.А. Немейер, Песталоцци); - концепция дидактического прагматизма (утилитаризма) (Дьюи, Г. Кершенштейнер); - концепция функционального материализма (В. Оконь); - парадигмальная концепция обучения (Г. Шейерль); - кибернетическая концепция обучения (С.И. Архангельский, Е.И. Мошбиц); - ассоциативная теория обучения (Жд. Локк, Коменский); - теория поэтапного формирования умственных действий (Гальперин, Н.Ф. Талызина); - управленческая модель обучения (В.А. Якунин и др.) Исследования в области Д. требуют междисциплинарного подхода. Исходное значение для Д. имеет теория познания. Д. связана с философией, использует данные и методы социологии, кибернетики, физиологии человека. Особенно тесно связана Д. с педагогической психологией, методикой преподавания (которая первоначально рассматривалась как нормативная часть Д.). Д. тесно связана с теорией воспитания, которая педагогически интерпретирует требования общества к качествам личности, системе её ценностей.

Перед современной Д. стоят ещё многочисленные нерешённые задачи. К ним относятся: методологические проблемы повышения эффективности дидактических исследований, понятийно-терминологическая система Д., проблемы дидактического прогнозирования, дальнейшего углубления и развития теории содержания образования, критериев отбора содержания базового образования, методов и новых организационных форм обучения, выявления путей дифференциации обучения, поиска эффективных способов повышения образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения и др.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 69-71)

— раздел педагогики, излагающий теорию образования и обучения, исследующий закономерности усвоения знаний, умений и навыков и на основе выявленных закономерностей разрабатывающий определенные системы обучения.
(Основные понятия и термины системы образования. - Тюмень, 2001. С. 10)

— отрасль педагогической науки, раскрывающая теоретические основы образования в их наиболее общем виде. Дидактика выявляет закономерности, принципы обучения, задачи, содержание образования, формы и методы преподавания и учения, стимулирования и контроля в учебном процессе, характерные для всех учебных предметов, на всех возрастных этапах обучения. Д. изучает закономерности и специфику образования и непрерывного обучения в общеобразовательной, профессиональной, средней специальной и высшей школах и других системах обучения.
(Моисеев В.Б. Информационные технологии в системе высшего образования. - Пенза, 2002. С. 94)

— наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах и организационных формах.
(Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005. С. 415)
Ч312

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
— специально создаваемые или приспособленные для целей обучения игры. Системы Д.и. впервые разработаны для дошкольного воспитания Ф. Фребелем и М. Монтессори, для начального обучения - О. Декроли. В отечественной педагогической практике в 1940-50-е гг. Д.и. рассматривались преимущественно как форма работы в дошкольном воспитании. В 60-70-х гг. Д.и. стали применяться не только в начальных, но и в средних классах. Введение обучения с 6-летнего возраста (70-80-е гг.) стимулировало использование Д.и. в учебном процессе. С 80-х гг. широкое распространение получили деловые игры. Специфическим признаком Д.и. является сочетание условного игрового плана деятельности учащихся с её учебной направленностью (преднамеренность, планируемость, наличие учебной цели и предполагаемого результата). Д.и., как правило, ограничены во времени, игровые действия подчинены фиксированным правилам. В рамках Д.и. цели обучения достигаются через решение игровых задач.

Для практики дошкольного воспитания важно развивающее воздействие Д.и.: развитие двигательного аппарата, психомоторики, навыков поведения в соответствии с правилами. Особое место Д.и. занимают в ознакомлении дошкольников с окружающим миром.

В обучении младших школьников, как правило, применяются игры с заранее очерченным ходом игровых действий и чётко выраженным "обучающим" началом, связанным с передачей и применением знаний, упражнениями. В начальной школе Д. и. принимают форму игровых приёмов обучения, игровых моментов урока и т.д. В средней школе Д.и. проводятся обычно в целях повторения, закрепления и проверки усвоения пройденного (диктанты-соревнования, кроссворды, "путешествия" по географической карте, ролевые игры, драматизации и пр.).

Перспективным является применение Д.и., основанных на имитации и моделировании реальных или гипотетических жизненных ситуаций. Для этих игр характерно не только познавательное, но и мировоззренческое и эмоционально-личностное воздействие. Компьютерные игры становятся средством формирования у детей компьютерной грамотности, ознакомления с языком программирования, формирования навыков работы на ЭВМ (см.Компьютеризация обучения). В школе компьютерные игры применяются не только при обучении математике, но и в дисциплинах естественно-научного и гуманитарного циклов. В высшей школе используются компьютерные игры-имитации, позволяющие моделировать сложные процессы, например, в политике, экономике, управлении производством и т.д. Деловые игры, основанные на воспроизведении, имитации или моделировании производственных ситуаций и отношений, направлены на приобретение опыта эффективного решения реальных профессиональных задач. Эта разновидность Д.и. применяется в высшей школе, производственном обучении, в системе повышения квалификации и переподготовки специалистов.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 71)

— коллективная, целенаправленная учебная деятельность, в которой каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш.
(Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005. С. 415)

См. также Игра

Ч312.5

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
— вид учебных наглядных пособий.
(Логопедическая абилитация и коррекция в дифференцированной реабилитиции и социальной адаптации детей и подростков с отклонениями в развитии. - М., 2002. С. 344)

— особый вид пособий для учебных занятий, использование которых способствует активизации познавательной деятельности обучаемых, экономии учебного времени.
(Моисеев В.Б. Информационные технологии в системе высшего образования. - Пенза, 2002. С. 94)
Ч312.16

ДИДАКТОГЕНИЯ (от греч. didaktikos - научающий и genes - рождающий, рождённый)
— негативное психическое состояние учащихся, вызванное нарушением педагогического такта со стороны воспитателя (учителя, наставника, тренера). Выражается в фрустрации, страхах, подавленном настроении и т.п. В основе Д. лежит психическая травма, полученная учеником по вине педагога. Д. нередко перерастает в невроз и в этом случае может потребовать специального лечения, в частности методами психотерапии. Для предотвращения возникновения Д. у учащихся педагог должен стремиться к максимальной тактичности в общении, учитывать возрастные и индивидуально-психологические особенности.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 71)
Ч421.421

ДИДАСКАЛ (греч. didaskalos)
— учитель в Древней Греции (в школах грамматиста и школах кифариста), в Византии, а также в некоторых братских и греко-латинских школах Русского государства 17 в.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 71)
Ч421.421
Ч33(0)321
Ч33(0)44

ДИДАКСОЛОГИЯ
— наука об учителе. Просуществовала с 1910 г. до 30-х гг. XX столетия. Основатель Т.Г. Маркирьян.
(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 38)
Ч421.421

ДИДРО (Diderot) ДЕНИ (1713-1784)
— французский философ, просветитель, писатель. Магистр искусств (1732). Поч. ч. Петербургских АН и АХ. Один из организаторов и редакторов (вместе с Д.'Аламбером) "Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремёсел" (1751-80). Д. участвовал в разработке демократической программы воспитания и образования. Его "Энциклопедия" стала одновременно сводом теоретических и практических знаний, сыгравшим большую роль в воспитании мн. поколений. В "Плане университета, или Школы публичного преподавания наук для Российского правительства", составленном в 1775 (полностью опубликован лишь в 19 в.) по просьбе имп. Екатерины II, и ряде заметок, написанных им во время пребывания в С.-Петербурге (1773-74) ("О школе для молодых девиц", "Об особом воспитании", "О публичных школах" и др.), а также в своих философских и литературных произведениях Д. рассматривал широкий круг педагогических проблем (система образования, методы обучения и др.).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 354)
Ч33(4Фр)43-2

ДИЗАЙН (от лат. design - проектировать, конструировать)
— художественное конструирование предметов, машин, интерьеров, основанное на принципах сочетания в них удобства, экономичности и красоты.
(Черник Б.П. Эффективное участие в образовательных выставках. - Новосибирск, 2001. С. 126-127)

ДИЗАЙНЕР (от англ. designer)
— специалист по дизайну.
(Черник Б.П. Эффективное участие в образовательных выставках. - Новосибирск, 2001. С. 127)
Ч489.71

ДИЗАРТРИЯ
— нарушения произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Речь неясная, смазанная, невнятная или растянутая, замедленная, прерывистая.
(Логопедическая абилитация и коррекция в дифференцированной реабилитиции и социальной адаптации детей и подростков с отклонениями в развитии. - М., 2002. С. 344)

См. также Анартрия

Ч437.921

ДИЗОРФОГРАФИЯ
— специфическое нарушение орфографического навыка письма на фоне сохраненного интеллекта и устной речи.
(Елецкая О.В., Горбочевская Н.Ю. Коррекция дизорфографии у учащихся 5-6 классов. - М., 2003. С. 3)
Ч421.131(2)4
Ч437.93

ДИЗСОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ (от лат. dis - приставка, сообщающая понятию противоположный смысл, и социальное воспитание)
— целенаправленное формирование антисоциальных сознания и поведения у членов криминальных и тоталитарных (политических и квазикультовых) групп и организаций (сообществ). Задача Д.в. - привлечение и подготовка кадров, необходимых для функционирования подобных антисоциальных объединений. Цели Д.в. зависят от характера тех групп и организаций, в которых оно реализуется. Но в любой из них Д.в. имеет целью добиться абсолютного подчинения членов организации лидеру, усвоения ими соответствующих норм и ценностей и некритической реализации их в повседневной жизни.

В Д.в. человек рассматривается не как личность (самостоятельный, ответственный субъект), а как индивид (т.е. представитель биологического рода или социальной группы), как объект воздействия лидеров. Взаимодействие членов организации с лидерами имеет сугубо инструментально-деятельностный характер (например, в ходе криминальных или экстремистских действий).

Д.в. осуществляется с помощью определённого набора средств, из которых важнейшими можно считать следующие средства. Во-первых, осн. род занятий группы или организации (криминальный, квазикультурный, экстремистский). Во-вторых, автократический (самовластный) стиль руководства, предполагающий единоличное управление лидером жизнедеятельностью группы или организации, беспрекословное подчинение рядовых членов лидеру, жёсткий контроль за жизнью и поведением каждого, использование широкого набора негативных санкций (включая физическое насилие, а в криминальных и некоторых тоталитарных группах - физическое уничтожение) по отношению к нарушителям норм и приказов.

Реализация автократического стиля руководства ведёт к тому, что первоначально складывающиеся отношения "лидер - ведомый", "учитель - ученик" превращаются в отношения "господин - раб", т.е. к полному подавлению членов группы. В-третьих, характер осн. рода занятий, ценности и нормы, внедряемые в группе или организации, формируют специфическую для неё субкультуру (жаргон, способы свободного времяпрепровождения, эстетические пристрастия - одежда, причёска и др., стиль взаимоотношений внутри группы и взаимодействия вне группы, фольклор), которая становится эффективным средством Д.в.

Процесс Д.в. в общем виде включает в себя ряд этапов. Первый - возникновение у человека образа организации, привлекательного для него в силу половозрастных, социально-культурных или индивидуальных особенностей, желания войти в неё и получить в ней признание. Например, криминальная или экстремистская деятельность привлекает подростков в силу их возрастных особенностей своей необычностью, рискованностью, возможностью компенсировать ущербность, самоутвердиться. Квазикультурные организации привлекают, как правило, людей неустроенных, одиноких, потерявших или ищущих смысл жизни и т.д. Второй - включение человека в жизнедеятельность организации, узнавание и освоение её норм, ценностей, стиля взаимоотношений. Третий - удовлетворение определённых потребностей человека в антисоциальных формах, трансформация ряда потребностей в антисоциальные. Например, установка на криминальные действия первоначально складывается под влиянием потребности в престиже, признании, самоутверждении. При неоднократном совершении подобных действий эта установка закрепляется, приводит к изменению мотивации, формированию самостоятельной потребности в криминальных формах поведения.

Четвёртый - закрепление антисоциальных действий до уровня неконтролируемых сознанием автоматизмов, что свидетельствует о возникновении фиксированных антисоциальных установок (Т.Ш. Ангуладзе, Н.Г. Маградзе), которые и определяют поведение членов криминальных групп и организаций.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 71-72)
Ч313

ДИК Юрий Иванович (р. 1945)
— д-р педагогических наук (1997), профессор (1998), действительный член РАО (2001; член-корреспондент с 1999; Отделение общего среднего образования), директор Института общего среднего образования РАО.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 461)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

ДИКТАНТ (лат. dicto - повторяю)
— тип упражнений, используемых, как правило, для обучения учащихся письменной форме литературного языка. Д. состоит в чтении вслух слов, словосочетаний, предложений или текста с последующей записью диктуемого учащимися.

По идентичности записи диктуемому тексту Д. делятся на полный, формоизменительный, выборочный, творческий, свободный. По форме записи различают словесные и графические Д. По выполняемым функциям Д. делятся на обучающие (предупредительные, комментированные, объяснительные) и контрольные. Выбор вида Д. определяется особенностями изучаемого языкового и речевого материала.

Специфические формы Д. используются и в преподавании других учебных предметов (например, иностранных языков, математики, географии, истории, музыки на уроках сольфеджио в музыкальной школе).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 72)
Ч426.131(2)53-254.11

ДИКЦИЯ (от лат. dictio - произнесение)
— произношение, манера выговаривать слова. Правильная дикция имеет особое значение для актёра, певца, диктора, лектора, учителя.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 72)

ДИЛЬТЕЙ (Dilthey) ВИЛЬГЕЛЬМ (1833-1911)
— немецкий философ, психолог, педагог. Член Прусской АН (1887). С 1866 профессор университетов в Базеле, Киле, Бреслау (Вроцлав). С 1882 возглавлял кафедру философии в Берлинском университете. Д. - один из величайших исследователей духа, употребил всю свою жизненную энергию на прояснение отношений природы и духа, на прояснение природы психофизической психологии, которую, как он считал, необходимо дополнить новой описательной аналитической психологией.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 354)
Ч33(4Ф)

ДИОНИСИЙ, в миру ХИТРОВ Димитрий Васильевич (1818-1896)
— православный миссионер, ученик и сподвижник просветителя Сибири Иннокентия Иркутского; епископ Якутский и Вилюйский. Составил и издал азбуку и грамматику якутского языка, перевёл на якутский язык новозаветные и богослужебные книги.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 355)
Ч426.132якут.

ДИПЛОМ (от греч. diploma - лист, документ, сложенный вдвое)
  1. официальный документ установленного образца об окончании высшего или среднего специального учебного заведения и присвоении соответствующей квалификации по специальности, предоставляющий право на занятие определённых служебных должностей, а также о присвоении учёной степени или учёного звания.
  2. Официальный документ, удостоверяющий факт награждения лица или учреждения (например, Д. лауреата конкурса) или присвоения к.-л. прав.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 72)

ДИРЕКТОР ШКОЛЫ
— в Рос. Федерации главное административное лицо школы. Должность заведующего школой, председательствующего в школьном совете и несущего персональную ответственность за всю работу школы введена Уставом единой трудовой школы в 1923 (в 1918-23 школой управлял совет; его исполнительным органом был президиум). С 1934 по Постановлению СНК СССР и ЦК ВКП(б) "О структуре начальной и средней школы в СССР" должность заведующего неполной средней и средней школой стала именоваться "директор". Заведующий начальной школой стал называться директором по Уставу средней школы 1970. Д.ш. обычно назначался местным органом управления образованием. Закон РФ об образовании (1992) допускает возможность такого назначения директора в случае, если иное не предусмотрено Типовым положением о данном типе и виде учебного заведения.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 72)
Ч421.411

ДИСГРАФИЯ
— комплексное нарушение письма (нарушение почерка, специфические ошибки), может быть связано с нарушениями речи или других базовых функций (зрительного восприятия, моторных функций, зрительно-моторных координаций и т.п.), а также с неэффективным применением методики обучения.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 72)

См. также Письмо

Ч437.93

ДИСКУССИЯ (от лат. discussio - рассмотрение, исследование)
  1. спор, обсуждение к.-л. вопроса в беседе, на собрании, в печати и т.п.
  2. Способ организации совместной деятельности, помогающий выработать общее решение проблемы.
  3. Метод обучения, повышающий эффективность учебного процесса за счёт включения учащихся в коллективный поиск истины.

Д. как метод психологических исследований разработан в 30-х гг. 20 в. Ж. Пиаже. Наиболее распространённые области применения Д.: активные методы обучения, социально-психологический тренинг, методы выявления лидера и оценки компетентности руководителя, способы разрешения конфликтов; терапия пограничных психических состояний и т.д. Конкретные формы и приёмы Д. обусловлены задачами групповой деятельности и обычно подразделяются на методы анализа конкретных ситуаций и методы группового самоанализа (от различных собраний и совещания до специально подготовленных Д. типа мозгового штурма).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 72)

ДИСКУССИЯ в педагогике
— метод группового обучения, обеспечивающий активное вовлечение учащихся в обмен мнениями, идеями и соображениями о способах разрешения какой-либо проблемы.
(Основные понятия и термины системы образования. - Тюмень, 2001. С. 10)

— публичное обсуждение спорной проблемы, используемое для целенаправленного влияния на сознание и формирование социально ценных убеждений.
(Гликман И.З. Теория и методика воспитания. - М., 2002. С. 160)

См. также Дискуссия, Полемика

Ч312.51
Ч421.382.12

ДИСЛЕКСИЯ
— частичное расстройство процесса овладения чтением (его технической и смысловой стороной). При Д. наблюдаются стойкие замены букв, перестановки, пропуски, трудности понимания слова, предложений, текста, аграмматизм. Д. обусловлена несформированностью психических функций, осуществляющих процесс чтения (зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, фонематического восприятия, лексико-грамматического строя речи и др.). Часто сопровождается (и вызывается) нарушением устной речи. Устраняется в процессе комплексной логопедической работы по нормализации устной речи, письма и чтения (см.Логопедия).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 72)

См. также Логопедия

Ч437.926

ДИСНЕЙ, Дисни (Disney) УОЛТ (полное имя Уолтер Элайс Дисней) (1901-66)
— американский режиссёр, художник-мультипликатор, продюсер. В сериях "Микки-Маус" и "Наивные симфонии" Д. проявил изобретательность, выдумку и остроумие. Короткометражные мультфильмы были образцами точного и динамичного построения сюжета, умения создавать характеры героев, применения операторских приёмов. В 1937 вышел первый полнометражный фильм "Белоснежка и семь гномов", пользующийся популярностью и у современных зрителей. Особенно человечным получился фильм "Бэмби" (1942), поставленный по сказке австрийского писателя Ф. Зальтена. Поэтический рассказ о детстве и юности оленёнка, о его познании мира и постепенном приходе к зрелости особенно отчётливо показал умение Д. очеловечивать зверюшек, придавать им черты человеческих характеров.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 355)

ДИСПУТ
см. Полемика

ДИССЕРТАЦИОННЫЙ СОВЕТ по защите докторских или кандидатских диссертаций
— присуждает учёную степень кандидата наук и представляет в Высшую аттестационную комиссию Рос. Федерации материалы для присуждения учёной степени доктора или кандидата наук.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 72)

ДИССЕРТАЦИЯ (лат. dissertatio - рассуждение, исследование)
— квалификационная н.-и. работа, содержащая совокупность результатов научных исследований для публичной защиты на соискание учёной степени (в Рос. Федерации - кандидата или доктора наук). Д. должна свидетельствовать о личном вкладе соискателя в науку. Соискатель должен иметь публикации по теме Д. и может представить Д. в виде научного доклада по результатам ранее опубликованных исследований, фундаментального учебника и т.п. Процедура представления Д. к защите определяется "Положением о порядке присуждения научным и научно-педагогическим работникам учёных степеней и присвоения научным работникам учёных званий" Высшей аттестационной комиссии Рос. Федерации.

В Рос. Федерации информация о защищённых Д. публикуется (с 1958) в "Каталоге кандидатских и докторских диссертаций..." Рос. государственной библиотеки и Центральной научной медицинской библиотеки (имеются разделы по педагогическим и психологическим наукам).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 72-73)

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (Distance education)
— международный термин, иногда трактуемый как "образование на расстоянии". Обозначает целенаправленное и методически организованное руководство учебно-познавательной деятельностью и развитием лиц, находящихся в отдалении от образовательного учреждения и потому не вступающих в постоянный контакт с его педагогическим персоналом.
(Основные понятия и термины системы образования. - Тюмень, 2001. С. 10)

См. также Тьютор

Ч312.31

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ
— технология целенаправленного и методически организованного руководства учебно-познавательной деятельностью учащихся (независимо от уровня получаемого ими образования), проживающих на расстоянии от образовательного центра. Д.о. осуществляется с помощью средств и методов педагогического общения преподавателя и обучаемого при минимальном количестве обязательных занятий. По методам организации учебного процесса Д.о. близко к заочной форме обучения, а по насыщенности и интенсивности учебного процесса - к очной форме.

Д.о. может осуществляться в образовательных учреждениях высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм и ведомственной подчинённости по всем реализуемым ими образовательным программам, включая программы дополнительного профессионального образования. Дистанционные технологии обучения могут использоваться при очной, очно-заочной и заочной формах обучения. В вузах по решению учёных советов могут создаваться структурные подразделения, осуществляющие организационное и методическое сопровождение дистанционного обучения. С целью координации работы и наиболее полного использования научно-педагогического и учебно-методического потенциалов вузов, последние могут объединяться в ассоциации и создавать совместные центры Д.о. Для организации учебного процесса в пунктах, удалённых от образовательных учреждений, могут в установленном порядке создаваться филиалы, а также региональные учебные центры и представительства. Региональные учебные центры и представительства могут иметь следующие организационно-правовые формы: независимая образовательная организация, сотрудничающая с базовым вузом на основе двухстороннего договора и имеющая лицензию на ведение образовательной деятельности; независимая некоммерческая организация, взаимодействующая с базовым вузом на основе двухстороннего договора, если её деятельность по организационному и методическому сопровождению учебного процесса не противоречит уставу этой организации и она осуществляет образовательную деятельность в формах, не подлежащих лицензированию. Субъектами Д.о. являются студенты, слушатели и работники высших учебных заведений. Права и обязанности студентов и слушателей определяются законодательством Рос. Федерации в соответствии с формой обучения, а также уставом образовательного учреждения. Работниками высших учебных заведений, осуществляющих Д.о., являются работники базового образовательного учреждения, его филиалов и работники региональных учебных центров и представительств, непосредственно осуществляющих организационное и методическое сопровождение учебного процесса при Д.о. Преподаватели-консультанты (тьюторы), осуществляющие руководство самостоятельной работой обучающихся, ведущие отдельные учебные занятия и осуществляющие контроль усвоения учебного материала, обязаны иметь сертификат базового учебного заведения.

Образовательные программы Д.о. полностью соответствуют обязательному минимуму содержания образовательных программ соответствующего уровня подготовки, устанавливаемого государственными образовательными стандартами. При использовании дистанционных технологий обучения в очно-заочной и заочной формах обучения срок последнего увеличивается на один год по сравнению с очной формой обучения. Решением учёного совета вуза допускается сокращённый срок обучения для лиц, имеющих высшее или среднее профессиональное образование по профилю выбранного направления или специальности. В этом случае обучение ведётся по индивидуальному плану.

Приём на обучение с применением дистанционных технологий в учреждения высшего профессионального образования осуществляется в соответствии с законодательством Рос. Федерации и уставом высшего учебного заведения. Зачисление на Д.о. может осуществляться как за счёт бюджетного финансирования, так и по договорам с физическими и (или) юридическими лицами с оплатой ими стоимости обучения. Высшее учебное заведение самостоятельно решает вопросы по заключению договоров, определению обязательств и иных условий, не противоречащих законодательству Рос. Федерации и уставу вуза. Высшее учебное заведение может организовать работу выездных приёмных комиссий в пунктах расположения филиалов, региональных учебных центров и представительств. При платной форме обучения сроки приёма документов и проведения вступительных экзаменов устанавливает вуз, допускается круглогодичный приём документов. При Д.о. предусмотрены все виды учебной деятельности: консультации, семинары, лекции, лабораторные работы, курсовые и дипломные проекты (работы) и т.д. Используются специально разработанное учебно-методическое обеспечение и информационные технологии Д.о., включающие: рабочие программы, методические указания, учебные пособия, аудио- и видеокурсы, электронные учебники. Для управления учебным процессом и доставки учащимся учебно-методических материалов используется специализированное программное обеспечение, состоящее из системы электронных библиотек и пр. Начало учебного года для лиц, обучающихся за счёт бюджетного финансирования, устанавливается 1 сентября, учебный год состоит из двух семестров и заканчивается в соответствии с графиком учебного процесса. При платной форме обучения сроки начала обучения устанавливаются индивидуально. В течение календарного года вузом может устанавливаться более двух зачётно-экзаменационных сессий, сроки проведения которых согласуются со сроками зачисления.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 73)

— форма обучения, которая базируется на самостоятельном получении учащимися необходимого объема и требуемого качества знаний по профессии и одновременно предусматривает использование широкого спектра как традиционных, так и новых информационных технологий. В настоящее время различают портфельную, сетевую и телевизионно-спутниковую технологии. При портфельной технологии учащемуся выдается комплект необходимой учебно-методической литературы. Сетевая технология предполагает использование информационных сетей. Телевизионно-спутниковая технология является аналогом учебного телевидения. Наиболее перспективными сетевыми технологиями являются:
1)электронная доска объявлений (BBS) и электронная почта (E-mail);
2) WWW-обучение (на основе использования Internet;
3)видеоконференции.
(Симаков В.В., Никитина Л.В., Ефанова В.В., Михайлова А.М. Дистанционное обучение студентов-заочников - Cб. Управление самостоятельной познавательной деятельностью студентов. - Саратов, 2002. С. 94-95)

— обучение на расстоянии. Одна из форм обучения в учебных завведениях, целенаправленное и методически организованное руководство учебно-познавательной деятельностью и развитием обучаемых, находящихся в отдалении от учебного заведения, с использованием электронных и телекоммуникационных средств и технологий при полностью или частично опосредованном взаимодействии обучаемых с обучающими.
(Словарь согласованных терминов и определений в области образования государств-участников Содружества Независимых Государств. - М., 2004. С. 34)

См. также Бизнес-образование, Профессиональное образование

Ч312.31

ДИСТЕРВЕГ (Diesterweg) ФРИДРИХ АДОЛЬФ ВИЛЬГЕЛЬМ (1790-1866)
— немецкий педагог, д-р философии (1820). В 1811-20 преподавал физику и математику в гимназиях и образцовых школах Германии; директор учительских семинарий в Мёрсе (1820-32), Берлине (1832-47); преподавал в них педагогику, математику, немецкий язык. В 1827- 1866 издавал педагогический журнал "Рейнские листки...", в котором поместил св. 400 статей, особое внимание уделял народной школе. В 1831-41 создал в Берлине 4 учительских общества, в 1848 избран председателем Всеобщего немецкого учительского союза. В июле 1848 вместе с депутатами левой фракции прусского национального собрания подписал "Записку 23", авторы которой требовали единой народной школы для "всех детей нации без различия состояний и будущего призвания". В 1847 был отстранён от должности, а в 1850 уволен в отставку. С 1851 издавал "Педагогический ежегодник".

Д. разделял идеи общечеловеческого воспитания. Задачу школы видел в воспитании гуманных и сознательных граждан, а не "истинных пруссаков". Последователь И.Г. Песталоцци, Д. был автором св. 20 учебников и руководств по математике, немецкому языку, естествознанию, географии, астрономии. Широко известны его "Руководство к математической географии" (1840; рус. пер. 1844) и "Элементарная геометрия" (1860; рус. пер. 1870, 1876). В 1835 опубликован осн. труд Д. "Руководство к образованию немецких учителей"; 1-я его часть посвящена общим вопросам педагогики и дидактики, 2-я (написанная в соавторстве с другими учителями) - гл.о. преподаванию отдельных предметов. Этот труд переводился на русский язык в 1913 (сокращённое изд.) и 1956 (расширенное) под названием "Руководство для немецких учителей".

Осн. принципами воспитания Д. считал природосообразность (см.Принципы воспитания), культуросообразность, самодеятельность. Д. определял ценность отдельных предметов исходя из их стимулирующего влияния на умственную активность учащихся; противопоставлял развивающий метод обучения научному (сообщающему). Основы дидактики развивающего обучения сформулированы Д. в чётких правилах - принципах обучения. Д. дал психологическое обоснование впервые выраженным Я.А. Коменским правилам: "от близкого к далёкому", "от простого к сложному" и др. Условием успешного усвоения учебного материала Д. считал его доступность. Решающую роль в воспитании и обучении детей Д. отводил учителю.

Педагогические идеи Д. распространились далеко за пределами Германии.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 355)
Ч33(4Ф)

ДИСЦИПЛИНА (лат. disciplina - обучение, воспитание)
  1. определённый порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали, а также требованиям той или иной организации. Известны различные подходы к Д. Например, в авторитарном воспитании для поддержания Д. используют методы тотального контроля, подчинения, насилия и т.п. Гуманистические системы воспитания строят Д. на правовых основах и на участии воспитанников в установлении Д.

    Знание дисциплинарных требований в различных сферах жизни и умение им следовать являются необходимыми условиями социализации подрастающего поколения. Принципиальное значение для понимания роли Д. в развитии личности имеет выявление соотношения категорий Д. и свободы. Всестороннее развитие личности осуществимо лишь в условиях свободы. Д. - есть та часть свободы, которая обеспечивает условия и возможность каждому быть самостоятельной, творческой личностью, не умаляя при этом интересы свободного развития других. Д. личности должна рассматриваться в контексте её свободы, т.е. как самодисциплина - субъективная способность личности к самоорганизации для достижения собственных целей исторически выработанными культурными способами. Д. есть, несомненно, и самоограничение, но осуществляемое на основе выбора. Д. оказывает непосредственное влияние на здоровье человека (например, соблюдение режима дня), на отношения с друзьями и т.п.

    В сферу педагогики входят формирование самодисциплины личности и Д. учебных заведений (соблюдение режима образовательного учреждения, правил взаимоотношений с педагогами и сверстниками). Осн. методы формирования Д.: разъяснение правил поведения, моральная и правовая оценка поступков учащихся. Наибольшие трудности вызывает правильное использование мер воздействия на нарушителей Д. Осн. ошибка - перенесение законов взрослого сообщества в детскую среду, поскольку большинство детских проступков не носит злонамеренного характера и связано с детской активностью и непосредственностью.

  2. Отрасль научного знания; учебный предмет.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 73-74)
Ч426

ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТЬ
— качество личности, включающее привычку к дисциплине, выдержанность, внутренняя организованность, ответственность, готовность и привычку подчиняться собственным целям (самодисциплина) и общественным установлениям.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 74)
Ч313.522.3

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
— отрасль психологии, изучающая индивидуальные различия между людьми. Основоположник Д.п. - Ф. Гальтон (2-я половина 19 в.), термин ввёл В. Штерн (1900). Крупные представители - А. Бине, А.Ф. Лазурский, Дж. Кеттел и др.

В Д.п. применяются тесты и методы факторного анализа. Наряду с различиями между индивидами в умственном отношении широко исследуются различия в творческих и организаторских способностях, общей структуре личности, сфере мотивации. Одна из важных задач современной Д.п. - выделение наиболее существенных параметров организации психологической деятельности, от которых зависит индивидуально-типологическая характеристика субъекта. Выводы Д.п. имеют важное прикладное значение для практики обучения и воспитания, прогностики развития способностей индивида, профессионального отбора и профессиональной ориентации и др.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 74)
Ч486.61-1

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ (лат. differentia - разница)
— форма организации учебной деятельности, учитывающая склонности, интересы, способности учащихся.

Д.о. не снижает базового уровня общеобразовательной подготовки, чем отличается от фуркации. Осуществляется с помощью школ и классов с углублённым изучением отдельных предметов, факультативных занятий, средних школ для одарённых детей (музыкальных, художественных, спортивных и др.), а также через разделение учебных планов и программ в средней общеобразовательной школе.

Общие психологические подходы к Д.о. в конце 19 в. обосновали В. Штерн и Э. Клапаред. Были разработаны различные варианты организации городской школьной сети (например, Мангеймская школьная система), а также учебно-воспитательного процесса, в частности индивидуализированного обучения системы.

В практике школ опробовали различные виды Д.о. - по способностям, по интеллекту, по неспособностям. В России в 20-х гг. идея Д.о. выдвигалась в связи с проблемой единства школы, которое рассматривалось как единство прав, предоставляемых детям, а не единообразие школы.

В современной школьной практике Д.о. в сочетании с единством базового образования рассматривается в качестве определяющего фактора демократизации и гуманизации образования.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 74)

— форма организации учебной деятельности, при которой учитываются склонности, интересы и проявившиеся способности обучающихся.
(Моисеев В.Б. Информационные технологии в системе высшего образования. - Пенза, 2002. С. 94)

См. также Непрерывное образование, Образование, Фуркация

Ч421.204

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД в воспитании
— один из способов решения педагогических задач с учётом социально-психологических особенностей групп воспитания, которые существуют в сообществе детей как его структурные или неформальные объединения или выделяются педагогом по сходным индивидуальным, личностным качествам учащихся. Д.п. занимает промежуточное положение между фронтальной воспитательной работой со всем коллективом и индивидуальной работой с каждым учащимся (см.Индивидуальный подход). Д.п. облегчает воспитательную деятельность педагога, т.к. позволяет определять содержание и формы воспитания не для каждого ребёнка (что сложно в условиях большой наполняемости классов), а для определённой "категории" учащихся. Реализации Д.п. способствует организация игр, соревнований, временных творческих коллективов, создание специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть достоинства учащихся. Необходимое условие Д.п. - изучение межличностных отношений. Д.п. даёт возможность воздействовать на отношения между личностью и группой, группой и коллективом, детьми и взрослыми и т.д. Эффективность Д.п. находится в прямой зависимости от творческой атмосферы сотрудничества в воспитательной организации и демократического управления ею.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 74)
Ч313

ДМИТРИЕВ Николай Константинович (1898-1954)
— языковед-тюрколог, методист, член-корреспондент АН СССР (1943), действительный член АПН РСФСР (1945). Вёл научную и преподавательскую работу в вузах и учреждениях Москвы и Ленинграда. Основоположник крупной отечественной школы тюркологии. В "Очерках по методике преподавания русского и родного языков в татарской школе" (1952, в соавторстве) обосновал методический принцип сопоставительного изучения русского и родного языков в школе, построив пособие по тесной координации учебных программ данных курсов.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 355)
Ч486.132(3)г

ДМИТРИЕНКО Валерий Александрович (р. 1938)
— д-р философских наук (1982), профессор (1983), член-корреспондент РАО (1992; Отделение философии образования и теоретической педагогики), профессор Томского государственного педагогического университета.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 465)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

ДНЕПРОВ Эдуард Дмитриевич (р. 1936)
— д-р педагогических наук (1994), действительный член РАО (1992; Отделение философии образования и теоретической педагогики). В 1988-89 руководитель ВНИК "Школа". В 1990-92 министр образования РФ.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 461)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

ДОБРО
— в широком смысле слова понимается как благо и имеет два значения:
  1. представление, выражающее положительное значение чего-либо в его отношении к некоторому стандарту;
  2. сам этот стандарт. Д. в истории философии и культуры трактовалось как удовольствие (гедонизм), польза (утилитаризм), счастье (эвдемонизм), соответствующее обстоятельствам (прагматизм), общепринятое, целесообразное и т.д.
В морали и этике вырабатывается более строгое понятие собственно морального Д.: добро осознаётся как особого рода ценность, не касающаяся природных или стихийных событий и явлений, как характеристика действий, совершённых свободно, ради них самих, а также сознательно соотнесённых с высшими ценностями, в конечном счёте, с идеалом (см.Совершенство). Позитивное нормативно-ценностное содержание Д. заключается в преодолении обособленности, разобщён- ности и отчуждения между людьми (см. Золотое правило, Милосердие). Различается понимание Д. в относительном и абсолютном смысле: в первом значении "доброе" - это хорошее, т.е. приятное, полезное, важное, а значит ценное ради чего-то другого; в другом - "доброе" есть выражение Д. как такового, т.е. ценного самого по себе, не обусловленного внеморальными качествами.

Идея непреодолимой связности Д. и зла проходит через всю историю философии и конкретизируется в ряде этических положений.

  1. Д. и зло содержательно взаимоопределённы и познаются в антитетическом единстве, одно через другое.
  2. Формальное перенесение диалектики Д. и зла на индивидуальную нравственную практику чревато искушением человека и способно вести к моральному релятивизму; опыт зла может быть плодотворным лишь как условие пробуждения духовной силы сопротивления злу.
  3. Понимания зла недостаточно без готовности сопротивляться ему; но противостояние злу само по себе не ведёт к Д.
  4. Д. и зло функционально взаимообусловлены: Д. нормативно значимо в противоположности злу и практически утверждается в отвержении зла; иными словами, действительное Д. - это деяние Д., т.е. добродетель как практическое и деятельное исполнение человеком вменяемых ему моралью требований.

"Сбалансированные" на уровне понятий, Д. и зло предоставляют неравные основания для оценки соответствующих действий. Одно дело - вершить Д. или зло и другое - позволять злу твориться (другими людьми, стечением обстоятельств и т.д.). И хотя при выборе между большим и меньшим благом следует выбирать большее, а между большим и меньшим злом - меньшее; с моральной точки зрения вред зла значительнее, нежели благо Д. Недопущение несправедливости, с моральной точки зрения, существеннее, чем творение милосердия: зло несправедливости - более разрушительно для людей, чем Д. милосердия - созидательно.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 74)

ДОБРОДЕТЕЛЬ
— буквально - деятельное добро, делание добра; фундаментальное моральное понятие, характеризующее готовность и способность личности сознательно и твёрдо следовать добру; цельная совокупность внутренних, душевных и интеллектуальных качеств, воплощающих человеческий идеал в его моральном совершенстве. Для понятия Д. существенными являются следующие признаки. Д.:
  1. всегда соотнесена с высшей, самодостаточной целью, которая никогда не может быть низведена до уровня средства и совпадает с человеческим совершенством;
  2. сопряжена с особыми, только ей свойственными удовольствиями и практикуется ради самой себя;
  3. возникает на пересечении природно-аффективных состояний (инстинктов, страстей, склонностей) и познающего ума, является качественной характеристикой (складом, нравственной определённостью) характера (нрава, этоса, темперамента, "души") человека; "Д. - это способность поступать наилучшим образом во всем, что касается удовольствий и страданий, а порочность - это её противоположность" (Аристотель);
  4. представляет собой деятельное обнаружение нравственной сущности человека, реализуется в поступках, в соотнесённости с принятыми в обществе образцами поведения;
  5. выступает как свободный (преднамеренный, сознательно-взвешенный) образ действий, в ходе которого индивид принимает на себя риск собственных решений;
  6. деятельно противостоит пороку.

Т.к. Д. связана со всей конкретной человеческой деятельностью (в той мере, в какой последняя зависит от морального выбора личности), то в зависимости от сферы, предметной определённости этой деятельности она распадается на множество отдельных Д. От Сократа и Платона идёт традиция выделения четырёх кардинальных добродетелей: мудрости, справедливости, мужества, умеренности. Аристотель добавил к ним кротость, щедрость (вместе с великолепием), честолюбие (вместе с величавостью), а также дружелюбие (см.Дружба), любезность и правдивость. В патристической и схоластической этике ряд Д. был пополнен теологическими понятиями веры, надежды и любви-милосердия (см. Милосердие), заимствованными у апостола Павла.

В Новое время сформировалась Д. терпимости (толерантности), задающая нравственную меру отношения к людям других верований и убеждений; в связи с торжеством мещанского (буржуазного) этоса над аристократическим на уровень общественно значимых Д. были подняты такие качества, как труд, бережливость, прилежание и др.; изменилось соотношение Д. и общезначимых норм в пользу последних. Античная вертикаль Д. как ступеней совершенства, приближающих индивида к высшему благу, была заменена горизонталью различных нравственных отношений.

Этика, понимаемая по преимуществу как этика Д., каковой она была в античности и средние века, исходит из того, что:
а) человек изначально нацелен на добро и
б) мораль, фиксированная в форме Д., становится непосредственным мотивом поведения, и в случае морального индивида этот мотив оказывается более сильным, чем все прочие мотивы (страх, общественное признание, богатство и т.д.). Философская этика Нового времени задала качественно новую перспективу, согласно которой прагматика жизни освобождается из-под непосредственного диктата морали и на место представлений о добродетельном индивиде как гаранте морали приходит убеждение в том, что мораль обнаруживает свою действенность опосредованно - через этико-правовые, этико-научные, этико-хозяйственные и иные нормативные системы.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 74-75)

ДОБРОЛЮБОВ Николай Александрович (1836-1861)
— литературный критик, публицист, просветитель. С 1857 возглавлял критико-библиографический отдел журнала "Современник". Педагогические идеи Д., изложенные в ряде публикаций и литературно-критических статей ("О воспитании авторитета в воспитании", "Основные законы воспитания" и др.), являются существенной стороной его демократических убеждений. Проблема суверенитета личности предстаёт как основа всех его суждений по вопросам воспитания. Сторонник практического дела, здравого смысла и логики, Д. цель воспитания определял как формирование активной личности, способной применить "высшие человеческие убеждения" в реальной жизни. Сформулировал осн. направления нового типа воспитания, которое было призвано противостоять официальной педагогике, нивелирующей своеобразие личности. Высказал ряд предложений по составлению учебной литературы и книг для детского чтения.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 355)

См. также Писарев Д.И.

Ч33(2)51-042.25

ДОБРОМЫСЛОВ Василий Алексеевич (1892-1965)
— филолог, методист русского языка, член-корреспондент АПН РСФСР (1950). Преподавал в школах Украины, Абхазии, Москвы и Московской области. С 1938 на научно-педагогической работе в Москве. Одно из осн. направлений методической деятельности Д. - исследование взаимодействия развития речи и логического мышления ребёнка. Центральное место в школьном курсе русского языка отводил грамматике; считал, что осознание грамматического строя языка - мощный фактор развития речи.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 355)
Ч33(2)7-8

ДОБРОСЛАВИН Алексей Петрович (1842-1989)
— врач-гигиенист, один из основоположников экспериментальной военной и школьной гигиены в России. Основатель и руководитель (1871), профессор (1876) первой в стране самостоятельной кафедры гигиены в Медико-хирургической академии (с 1881 Военно-медицинская академия). Отмечал необходимость физиологического и гигиенического изучения психической деятельности человека для решения проблем обучения и воспитания. В руководстве "Гигиена. Курс общественного здравоохранения" (1882-84) сформулировал осн. положения школьной гигиены.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 355)

ДОДОНОВ Владимир Иванович (р. 1926)
— д-р исторических наук (1984), профессор (1987), действительный член РАО (1995; Отделение философии образования и теоретической педагогики), гл. научный сотрудник Института теории образования и педагогики РАО.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 461)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

ДОКАЗАТЕЛЬСТВО в обучении
— логическое действие, в процессе которого обосновывается истинность суждения. Д. может выступать в процессе обучения как одно из средств развития логического мышления, приём активизации мыслительной деятельности учащихся, общий способ организации усвоения знаний. Д. иногда рассматривается как единственно возможная форма адекватной передачи определённого содержания, обеспечивающая последовательность и непротиворечивость, а следовательно, истинность и безупречность выводов.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 75)
Ч312.5

ДОКЛАД учащихся
— вид самостоятельной работы. В процессе подготовки Д. у учащихся формируются навыки исследовательской деятельности.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 75)
Ч421.254.1

ДОКТОР НАУК
— учёная степень. Впервые стала присуждаться в 1130 Болонским университетом; в России - с 1819. В СССР введена в 1934. Степень Д.н. присуждается, как правило, лицам, имеющим степень кандидата наук по соответствующей отрасли науки и публично защитившим докторскую диссертацию.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 75)

ДОКТОРАНТУРА
— в Рос. Федерации высшая ступень в системе подготовки научных и научно-педагогических кадров, часть системы непрерывного образования. Введена в СССР в 30-х гг., упразднена в 1956, восстановлена в 1987. Организуется при ведущих вузах, научных учреждениях и организациях. Завершается защитой диссертации на соискание учёной степени доктора наук.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 75)

ДОКУМЕНТ ОБ ОБРАЗОВАНИИ
— это документ (аттестат, диплом, свидетельство, сертификат и др.), удостоверяющий уровень полученного лицом образования и/или присвоенной ему классификации или академической степени по окончании конкретного учебного заведения общего и/или профессионального образования.
(Словарь согласованных терминов и определений в области образования государств-участников Содружества Независимых Государств. - М., 2004. С. 36)

© Российская национальная библиотека, 2006