МИРОЛЮБОВ Александр Александрович (р. 1923)
— д-р педагогических наук (1973), профессор (1974), действительный член РАО (1985; Отделение общего среднего образования), зав. отделом Института общего среднего образования РАО.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 462)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

МИССИОНЕРСКИЕ ШКОЛЫ
— учебно-воспитательные заведения элементарного типа при религиозных миссиях. Возникнув с распространением миссионерской деятельности, М.ш. способствовали распространению религии, готовили миссионеров из местного населения, переводчиков, а позднее - служащих колониальной администрации.

В России возникновение М.ш. связано с деятельностью Русской православной церкви по распространению христианства среди многонационального населения территорий, в разное время вошедших в состав Российского государства. Вероятно, первые М.ш. были основаны Стефаном, епископом Пермским (ок. 1340-1396). Во 2-й половине 16 в., после присоединения к Русскому государству Казанского ханства, при русских монастырях открывались М.ш. для подготовки православных священников. Попытка активизации просветительской миссионерской деятельности связана с открытием в 1750 т.н. новокрещенских школ для крещёного населения Поволжья (4 школы в Казани; в 1800 прекратили самостоятельную деятельность и были соединены с Казанской духовной семинарией). Во 2-й половине 18 в. подобные школы открывались в Приуралье, Сибири, на Дальнем Востоке; в 1-й половине 19 в. М.ш. создавались на Кавказе.

В 60-90-х гг. 19 в. регулярный характер приобрели М.ш. с 2-4-летним сроком обучения. В 1867 были созданы 22 братские М.ш.: 7 крещено-татарских, 2 чувашские, 12 марийских, 1 русская; в 1891-92 их число возросло до 130, в т.ч. 61 крещено-татарская, 51 чувашская, 3 марийские, 8 удмуртских, 1 мордовская, 6 русских. Обучение велось по системе Н.И. Ильминского. С целью подготовки учебников для М.ш. была учреждена (1876) Переводческая комиссия Православного и миссионерского общества при братстве святителя Гурия. Вышло св. 800 наименований книг общим тиражом более 1,5 млн. экз. (1910). Для подготовки учителей были открыты Казанская русско-инородческая учительская семинария, Симбирская чувашская учительская школа, Казанская крещено-татарская и другие учительские школы.

Братские М.ш. создавались в районах с сильным влиянием старообрядчества и раскольнических движений в православии и должны были препятствовать распространению раскольничества. На "братском попечении" 56 братств России и Сибири к началу 1891 находилось 5680 церковных школ; при многих создавались братские приюты для проживания учащихся из бедных семей.

М.ш., создававшиеся религиозными братствами, содержались частично за счёт средств Святейшего Синода, частично за счёт земств. До прекращения своего существования в 1917 М.ш. в основном сохраняли свои первоначальные функции распространения христианства и элементарной грамотности среди нерусских народов.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 144-145)
Ч313.504

МИТРОФАНОВА Ольга Даниловна (р. 1930)
— д-р филологических наук (1975), профессор (1978), член-корреспондент РАО (1990; Отделение образования и культуры), профессор Института русского языка им. А.С. Пушкина.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 467)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

МИХАЙЛОВ (Яндуш) Спиридон Михайлович (1821-1861)
— чувашский просветитель, историк, этнограф. Составил рукописный букварь; содействовал открытию нескольких школ в чувашских селениях. Впервые исследовал уровень образования чувашей. Автор мн. литературных произведений, в т.ч. первых чувашских дидактических рассказов и др. Собрал и издал образцы чувашского фольклора (1853).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 382)
Ч33(2Р-6Чу)

МИХАЙЛОВ Феликс Трофимович (р. 1930)
— д-р философских наук (1988), профессор (1991), действительный член РАО (1993; Отделение образования и культуры), с 1984 гл. научный сотрудник Института философии РАН.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 462)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

МИХАЙЛОВА Наталья Ивановна (р. 1947)
— д-р филологических наук (1989), профессор (1992), действительный член РАО (1995; Отделение образования и культуры), заместитель директора по научной работе Государственного музея им. А.С. Пушкина.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 462)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

МИХАЛКОВ Сергей Владимирович (р. 1912)
— писатель, действительный член РАО (1971; Отделение образования и культуры), президент Совета по детской книге России.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 462)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

МИХЕЕВ Иван Степанович (1876 - по разным сведениям, 1937, 1941 или 1944)
— удмуртский писатель и педагог, методист по родному и русскому языкам в школе. Преподавал в педагогических учебных заведениях Казани, Душанбе, Йошкар-Олы. Разработал систему обучения нерусских народов грамоте на родном и русском языках. Курс обучения строился в форме "разговорных" уроков, которые начинались на родном и продолжались на русском языке. Свои приёмы обучения М. назвал "методом целых предложений". Система М. широко применялась в школах Поволжья, Средней Азии, Сибири и Кавказа. Серия учебников и учебных пособий по обучению русскому языку. Необоснованно репрессирован.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 382-383)
Ч33(2Р-6Удм)

МИХНО С.
см. Фармаковски

МИЦКЕВИЧ К.М.
см. Колас Якуб

МИЧУРИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
— Мичуринск Тамбовской обл., ул. Советская, 274. Дошкольная педагогика и психология, педагогика и методика начального образования.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 470)

См. также Педагогические высшие учебные заведения

Ч489.514(2)7

МЛАДЕНЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ
— период жизни ребёнка между его рождением и достижением годовалого возраста. В младенческом возрасте выделяют три этапа: новорожденность (первый месяц жизни), когда ребёнок подготавливается к эмоциональному общению со взрослыми, первое полугодие, во время которого ведущей деятельностью становится ситуативно-личностное общение со взрослым, и второе полугодие жизни, когда ведущей становится предметно-манипулятивная деятельность. Завершение младенчества связано с кризисом первого года, свидетельствующим о формировании личности ребёнка.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 145)
Ч491.31-11

МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
— этап развития ребёнка, соответствующий периоду обучения в начальной школе. Хронологические границы М.ш.в. различны в разных странах и конкретно-исторических условиях. После 1943 граница М.ш.в. снизилась с 8 до 7 лет, с 1984 - до 6 лет. Т.о., границы М.ш.в. могут быть условно определены в интервале от 6-7 до 10- 11 лет, их уточнение зависит от официально принятых сроков начального обучения.

К моменту поступления в школу физическое развитие детей достигает школьной зрелости. Некоторое преобладание возбуждения уже не столь велико, как в дошкольном детстве; этим обеспечивается основа для формирования произвольного поведения. Развитие дыхательной и кровеносной систем способно обеспечить кровоснабжение мозга (доставку к нему кислорода) в степени, достаточной для довольно продолжительного поддержания умственной работоспособности. Это даёт возможность при правильной организации учебных занятий поддерживать у учащихся активность познавательных процессов. Важным является и развитие тонкой моторики (мелких дифференцированных движений пальцев рук), позволяющее успешно овладеть навыками письма.

Поступление в школу коренным образом меняет характер жизни ребёнка. С первых дней обучения в школе возникает осн. противоречие между постоянно растущими требованиями, которые предъявляются к личности ребёнка, его вниманию, памяти, мышлению, речи, и наличным уровнем развития. Это противоречие является движущей силой развития в М.ш.в. По мере возрастания требований уровень психического развития подтягивается до их уровня.

М.ш.в. - качественно своеобразный этап развития ребёнка. Развитие высших психических функций и личности в целом происходит в М.ш.в. в рамках ведущей на данном этапе деятельности (учебной - согласно периодизации Д.Б. Эльконина), сменяющей в этом качестве игровую деятельность, которая выступала как ведущая в дошкольном возрасте. Включение ребёнка в учебную деятельность знаменует начало перестройки всех психических процессов и функций.

При поступлении в школу гл. побудительными силами, направляющими деятельность ребёнка, выступают мотивы, ориентированные на внешние атрибуты школьной жизни, в частности те мотивы, которые сформировались в рамках дошкольной игры "в школу". В формировании адекватной мотивации собственно учебной деятельности решающую роль играет подкрепление положительного отношения ребёнка к учению. Чрезмерное внимание к формальной стороне учебных достижений приводит к искажению учебной мотивации, когда стремление получить высокую оценку и одобрение окружающих превращается в ведущий мотив. Целесообразно на начальных этапах обучения не фиксировать недостатки учебной работы школьников, чтобы каждый имел возможность быть оцененным положительно. При этом критерием оценки желательно избрать сравнение достижений учащегося не с успехами одноклассников, а с его собственными.

В условиях организованной учебной деятельности все высшие психические функции ребёнка претерпевают существенные изменения. Восприятие, память и мышление, ранее развивавшиеся на наглядно-действенной основе, формируются в словесно-логическом плане. Возрастает способность ребёнка к произвольной волевой регуляции поведения. Все это создаёт необходимые предпосылки для перехода к более содержательно насыщенному обучению в средней школе.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 145)
Ч421.2,01

"Мнемозина"
— издательство и образовательный центр, АОЗТ, Москва. Методическая, учебная литература, школьные учебники.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 479)

См. также Издательства РФ

МНЕМОНИКА (от греч. mnemonikon - искусство запоминания
— мнемотехника, система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Один из приёмов М. - установление связей между запоминаемыми объектами и их мысленным размещением в воображаемом, хорошо знакомом пространстве, разделённом по особому принципу. Примером мнемонического приёма может служить также запоминание последовательности цветов в спектре с помощью фразы, в которой первые буквы слов соответствуют названиям цветов ("Каждый охотник желает знать, где сидят фазаны").
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 145)

— совокупность приёмов, обеспечивающих запоминание при помощи создания искусственных ассоциаций.
(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 86)

См. также Опорный сигнал

Ч312.5

МНЕМОТЕХНИКА
см. Мнемоника

МНИМАЯ ЛЖИВОСТЬ
— склонность ребёнка воспринимать события не реальными, а такими, как ему хотелось бы. При этом ребёнок фантазирует, отождествляя себя с другими людьми, например, с героями сказок. М.л. часто проявляется у детей 4-5 лет и с возрастом, как правило, проходит.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 145)

МНОГОДЕТНАЯ СЕМЬЯ
— семья с большим числом детей. В Рос. Федерации к М.с. относят семьи, имеющие 3 и более несовершеннолетних детей (по переписи 1989 - 5,74% всех семей). М.с. обеспечивают высокий темп воспроизводства и роста населения. В М.с. создаются благоприятные условия воспитания, поскольку дети растут в большом коллективе, как правило, с раннего возраста приучаются выполнять определённые обязанности и помогать друг другу. В таких семьях складывается высоконравственная атмосфера любви и заботы друг о друге. Однако в экономическом плане именно М.с. оказываются в наиболее сложном положении, поскольку мать, как правило, не работает, а один отец не имеет возможности обеспечить семье нормальные условия существования. Подавляющее число М.с. живёт за чертой бедности.

М.с. появляются по разным причинам, прежде всего под влиянием национальных традиций и обычаев, религиозных убеждений и пр. Обычно в городах проживает меньшее число М.с., чем в сельской местности, где дети рано становятся участниками совместного сельского хозяйства. В то же время существует и небольшой процент М.с., создаваемых легкомысленными родителями, не задумывающимися о последствиях своих поступков и не умеющими обеспечить своим детям должный уход и воспитание. В этих случаях заботу о детях берёт на себя государство.

В Рос. Федерации для М.с. предусмотрена государственная помощь. Указом Президента РФ от 5 мая 1992 для М.с. устанавливаются льготы: скидка в размере не ниже 30% установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом, электроэнергией и т.п.; бесплатная выдача лекарств, приобретаемых по рецептам врачей, для детей в возрасте до 6 лет; бесплатный проезд на внутригородском транспорте, а также в автобусах пригородных и внутрирайонных линий для учащихся образовательных школ; приём детей в дошкольные учреждения в первую очередь; бесплатное питание для учащихся общеобразовательных и профессиональных учебных заведений; бесплатное посещение музеев, парков культуры и отдыха, выставок (1 раз в месяц); оказание помощи многодетным родителям, желающим организовать крестьянские (фермерские) хозяйства, малые предприятия, другие коммерческие структуры; первоочередное выделение садово-огородных участков в размере не менее 0,15 гектара на семью; предоставление льготных кредитов, дотаций, беспроцентных ссуд на приобретение строительных материалов и т.д. Работающие женщины, имеющие двух и более детей в возрасте до 12 лет, вправе получать отпуска в летнее или другое удобное время и отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью до двух недель. Женщинам, родившим и воспитавшим пятерых детей не менее чем до 8 лет и имевшим трудовой стаж в 15 лет, назначается пенсия по старости при пониженном возрасте (50 лет).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 145-146)
Ч491.01

МОГИЛА Пётр (1596-1647)
— политический и церковный деятель в Украине, просветитель. С 1627 архимандрит Киево-Печерской лавры; в 1632-47 митрополит Киевский и Галицкий. В 1631 осн. Лаврскую (высшую) школу по образцу польских коллегиумов. В 1632 она была объединена с Киевской братской школой на Подоле и получила название Киево-Братской (с 1633 Киево-Могилянской) коллегии (с 1701 академия), её руководителем стал М. По инициативе М. основана Славяно- греко-латинская академия (1640). В 1627-46 возглавлял Киево-Печерскую типографию. Автор многочисленных сочинений и произведений; некоторые из них служили учебниками в духовных учебных заведениях даже в начале 19 в.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 383)
Ч33(2Ук)

МОДА (франц. mode, от лат. modus - мера, способ, правило)
— периодическая смена образцов культуры и форм поведения в различных сферах человеческой деятельности. М. касается, прежде всего, внешнего вида человека (одежда, причёска и т.д.), его быта (жилище, мебель, домашняя техника, автомобиль и пр.). В очень сильной степени М. подвержены взгляды на науку, искусство, литературу, музыку, театр и т.д. М. распространяется не только на явления, но и отдельные личности (политики, творческие деятели и т.д.). М. - социокультурное явление, связанное с развитием общества, его ценностями. М. играет важную коммуникативную роль, создавая возможность для общения людей. Особое значение М. имеет в воспитании молодёжи как средство приобщения к культурному опыту. М. по-разному воспринимается различными группами людей и на различных временных этапах. Она может быть массовой и элитарной, формировать как хороший вкус и стиль, так и плохой (см.Субкультура).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 146)

См. также Субкультура

МОДЕЛИРОВАНИЕ
  1. метод исследования объектов на их моделях - аналогах определённого фрагмента природной или социальной реальности;
  2. построение и изучение моделей реально существующих предметов и явлений (органических и неорганических систем, инженерных устройств, разнообразных процессов - физических, химических, биологических, социальных) и конструируемых объектов. Форма М. зависит от используемых моделей и сферы их применения. По характеру моделей выделяют предметное и знаковое (информационное) М. При знаковом М. моделями служат схемы, чертежи и т.п. Важнейшим видом такого М. является математическое (логико-математическое) М.

Возможность М., т.е. переноса результатов, полученных в ходе построения и исследования моделей, на оригинал, основана на том, что модель в определённом смысле отображает (воспроизводит) к.-л. его стороны и предполагает наличие соответствующих теорий или гипотез. М. всегда применяется вместе с другими общенаучными и специальными методами; особенно тесно оно связано с экспериментом.

М. в обучении имеет два аспекта: М. как содержание, которое учащиеся должны усвоить, и М. как учебное действие, средство обучения. С помощью М. удаётся свести изучение сложного к простому, невидимого и неощутимого к видимому и ощутимому, незнакомого к знакомому.

Система научных моделей, аппарат для их исследования, методика использования в практике результатов исследования входят в основы наук, которые составляют содержание учебного предмета.

М. объектов, которые по своей сложности или величине не поддаются исследованию и изготовлению в натуре,- составная часть технического творчества детей. В зависимости от того, какие свойства моделируемого объекта выбраны главными, один и тот же объект может быть представлен моделями различной конструкции. Так, при исследовании физических процессов стремятся к тому, чтобы по результатам опытов на модели можно было судить о явлениях, происходящих в естественных условиях. Наряду с физическим часто используется математическое М. Для изучения сложных самоорганизующихся систем используют кибернетическое М.: создаётся функциональная модель, основанная на более простых явлениях, чем изучаемая система. С введением в школу компьютерного обучения широко применяется М. на ЭВМ.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 146)

См. также Конструирование,Техническое творчество

Ч24.65

МОДЗАЛЕВСКИЙ Лев Николаевич (1837-1896)
— педагог, соратник и последователь К.Д. Ушинского. Преподавал и руководил рядом учебных заведений в С.-Петербурге, Москве и Тифлисе. Пропагандировал наследие Я.А. Коменского и Ушинского. Автор первого систематического пособия по истории зарубежной педагогики - "Очерка истории воспитания и обучения с древнейших до наших времён" (в. 1-3, 1866-67; 2 изд., 1874-77); в 3 изд. (1892-99) включены материалы по истории отечественной педагогики. Выступал за чистоту русского языка. Автор стихов для хрестоматии "Родное слово" (отдельное издание в сборнике "Свирель", 3 изд., 1908).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 383)
Ч33(2)51-273

МОДУЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ
см. Модульное обучение

МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
— организация образовательного процесса, при котором учебная информация разделяется на модули (относительно законченные и самостоятельные единицы, части информации). Совокупность нескольких модулей позволяет раскрывать содержание определённой учебной темы или даже всей учебной дисциплины. Модули могут быть целевыми (содержат сведения о новых явлениях, фактах), информационными (материалы учебника, книги), операционными (практические упражнения и задания). М.о. способствует активизации самостоятельной учебной и практической деятельности учащихся.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 146)
Ч312.5

МОЗГ
— центральный отдел нервной системы, обеспечивающий наиболее совершенные формы регуляции всех функций организма, в т.ч. высшую нервную деятельность. Различают спинной М., расположенный в позвоночном канале, и головной М., помещающийся в черепной коробке. М. покрыт тремя оболочками - твёрдой, паутинной, сосудистой. Ткань М. состоит из серого (скопления нервных клеток) и белого (скопление гл.о. отростков нервных клеток) веществ. Головной М. человека - материальный субстрат психики.

По ряду анатомических и функциональных признаков М. можно представить как совокупность сенсорных систем. Рецепторы (нервные окончания) воспринимают раздражения, которые затем в виде нервных импульсов распространяются по центростремительным нервным путям к головному М. В подкорковых структурах, затем в корковых отделах анализаторов, а в конечном итоге всей корой головного М. эта информация перерабатывается - осуществляется её анализ и синтез. Затем головной М. посылает исполнительным органам команды о характере ответных реакций.

В современной нейропсихологии принято условное подразделение М. на три блока. Первый блок - "энергетический", или "блок регуляции тонуса и бодрствования". Он занимает глубинные отделы М. Его задача - принять сигналы возбуждения, приходящие от органов чувств, переработать их в нервные импульсы и послать мозговой коре. Второй блок - приёма, переработки и хранения информации. Расположен в задних отделах больших полушарий. Третий блок - программирования, регуляции и контроля. Расположен в лобных долях М., ответствен за произвольную регуляцию поведения, т.е. обеспечивает собственно человеческое в человеке.

С точки зрения психологии нельзя говорить о локализации отдельных психологических функций в том или ином участке М. Психологические функции представляют собой функциональные системы, реализуемые совместной работой ансамбля мозговых зон.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 146)
Ю

МОЗГОВАЯ АТАКА, брейншторминг (от англ. brain storming)
— метод активизации мыслительных процессов путем совместного поиска решения трудной проблемы, предложенный амер. психологом А. Осборном. В процессе М.а. обстановка в группе, в которую входит до 10 человек, должна быть непринужденной, люди раскованны, недопустимы критика и самокритика; все идеи, даже парадоксальные и нереальные, принимаются и проходят групповую экспертизу.
(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 149)

См. также Мозговой штурм

Ч312.5

МОЗГОВОЙ ШТУРМ
— метод обучения, одна из современных форм групповых занятий в средних и высших учебных заведениях. Задача М.ш. - поиск или выработка оптимального решения поставленной задачи. Предварительным этапом М.ш. является ситуационный анализ. М.ш. предполагает знание и возможных вариантов решений в конкретной ситуации и технологии их принятия, аргументацию выбора определённого решения, его оценку с точки зрения текущих выгод и перспектив реализации данной задачи. Особую роль играет в бизнес-образовании при подготовке предпринимателей и менеджеров.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 146-147)

См. также Бизнес-образование, Мозговая атака

Ч489.36

МОЛДАВСКАЯ Наталья Дмитриевна (1916-1978)
— методист-словесник, изучала литературные интересы учащихся. В 1964 г. вышла ее книга "Самостоятельная работа учащихся над языком художественного произведения". Многолетний эксперимент в школе N 315 г. Москвы позволил Н.Д. Молдавской раскрыть динамику художественного восприятия школьников с учетом их индивидуальных особенностей.
(Ланин Б.А. Литературное образование в XIX - начале XXI века. - М., 2005. С. 65)
Ч426.21г(2Р)

"Молодая гвардия"
— издательство, ОАО, Москва. Детская, образовательная и другая литература.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 479)

См. также Издательства РФ

МОЛОДЕЖНАЯ СУБКУЛЬТУРА
— система ценностей и норм поведения, вкусов, форм общения, отличная от культуры взрослых и характеризующая жизнь подростков, молодежи.
(Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005. С. 417)

См. также Неформальные объединения детей и молодежи

МОЛОДЁЖЬ
— социально-демографическая группа, выделенная на основе обусловленных возрастными особенностями социального положения людей, их места и функций в социальной структуре общества, интересов и ценностей. М. часто рассматривают как переходный период между детством и взрослостью. В этом значении выделяются две стадии М.: отрочество (подростковый возраст) и юность. Хронологические границы молодости определяются в зависимости от особенностей исторического развития, культуры, способов и форм социализации данного человеческого сообщества. На протяжении истории человечества возрастная периодизация М. часто изменялась. Существенные коррективы в определение возрастных границ вносит акселерация. В современном мире к М. относят людей в возрасте от 14-16 до 25-30 лет.

Социальный статус М. непосредственно связан с их деятельностью: учёбой или работой. Соответственно выделяются две большие группы М.: учащиеся (школьники и студенты) и рабочие и служащие. Часть молодых людей совмещают учёбу (в формах вечернего обучения и заочного обучения) с работой на производстве. В Рос. Федерации работающие подростки (15- 18 лет) имеют особый юридический статус, им предоставлены определённые льготы (укороченный рабочий день, дополнительные дни отпуска и пр.).

В процессе социализации М. испытывает влияние нескольких относительно автономных факторов: семьи, образовательных учреждений, трудового коллектива, общества сверстников, молодёжных и юношеских организаций, неформальных объединений, средств массовой коммуникации и др. Под влиянием этих факторов и в зависимости от систем воспитания и нравственных установок, характерных для данного общества, у молодых людей вырабатывается специфическое молодёжное мировоззрение и стиль жизни - субкультура.

М. является предметом изучения философии, социологии, педагогики, психологии, медицины и других наук. Молодёжная политика является важной частью государственной политики. Политические партии и движения, как правило, имеют свои молодёжные отделения. М. сама создаёт свои организации, самодеятельные объединения (см.Детское движение, Международное детское и юношеское движение). В Рос. Федерации вопросами М. занимается Комитет РФ по делам молодёжи (осн. в 1991).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 147)

См. также Детское движение, Международное детское и юношеское движение

МОЛОЖАВЫЙ Степан Степанович (1879-1936)
— педагог и педолог, один из ведущих представителей социогенетического направления в педологии. Преподавал в АКВ и 2-м МГУ. Педагогическая концепция М. основывалась на признании решающей роли среды, окружающей ребёнка, в становлении его личности. Его теоретическая позиция критиковалась противниками социогенетического направления в педологии, которые видели в ней основу теории отмирания школы (см.Отмирания школы теория). Последовавший в 1936 официальный запрет педологии положил конец научным исследованиям М.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 383)

См. также Отмирания школы теория

Ч33(2)52
Ч33(2)7-8

МОЛЬ (Moles) АБРААМ АНДРЕ (1920-1992)
— французский физик, философ, психолог. В 1966-86 возглавлял основанный им Институт социально-психологических проблем коммуникации в Страсбуре. Наиболее известны труды М., в которых он предпринял опыт применения естественно-научных методов к исследованию гуманитарной сферы ("Теория информации и эстетическое воспитание", докторская диссертация, рус. пер. 1966; "Социодинамика культуры", рус. пер. 1973). В ряде работ М. высказал идеи о "мозаичности" современной культуры и её усвоении человеком: увеличение объёма информации и числа каналов её передачи приводит к мозаичному калейдоскопичному восприятию мира, что обусловливает формирование мозаичной структуры знаний, оценок, гипотез и сознания в целом. Под воздействием идей М. сформировалось понятие "параллельная школа", т.е. внешкольное культурное окружение ребёнка, несущее в себе потенциал знаний, человеческого опыта, усваиваемого в значительной степени на уровне бессознательного. М. - один из идеологов "массового-коммуникационной педагогики", в т.ч. медиаобразования.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 383)
Ч33(4Фр)

МОЛЬКОВ Альфред Владиславович (1870-1947)
— гигиенист и организатор здравоохранения, один из основоположников гигиены детей и подростков в Рос. Федерации, профессор (1935). Св. 20 лет работал земским врачом. В 1919-31 директор Государственного института социальной гигиены (до 1923 Музей социальной гигиены). Один из основателей Всесоюзного общества социальной и экспериментальной гигиены. Организатор первых кафедр школьной гигиены на медицинских факультетах 2-го МГУ (1924) и 1-го МГУ (1926), в Центральном институте усовершенствования врачей (1934). В 1945-47 - в Институте школьной гигиены АПН РСФСР. Автор первого отечественного учебника по школьной гигиене (1934; 5 изд., 1948).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 383)
Р

МОНАСТЫРСКИЕ ШКОЛЫ
— институт духовного наставничества в монашестве и профессиональной подготовки духовенства. В середине 1-го тыс. до н.э. возникли буддистские школы. С утверждением христианства, и в особенности с деятельностью монашеского ордена бенедиктинцев (6 в.), связано становление М.ш. в Византии и Западной Европе. Различались внутренние школы - закрытые, интернатного типа, где обучались монахи и будущие служители церкви, и внешние, располагавшиеся вне монастырской ограды, которые предназначались для мирян, не всегда стремившихся впоследствии получить духовный сан. В М.ш. принимались дети 5-7 лет, как правило, вне зависимости от их сословной принадлежности. Во внешних М.ш. преподавались основы грамотности, богослужебное пение, реже предметы тривиума. Внутренние М.ш. давали более высокий уровень образования: преподавались тривиум, а часто и квадривиум, теология. В лучших школах преподавались также медицина, греческий язык, предусматривалось чтение античных авторов. Отличительной особенностью образования в М.ш. было преобладание кропотливого труда по книгописанию и переводу рукописей. Практическими потребностями быта предусматривалось обучение ремёслам и начаткам агрономии. В женских монастырях образование девочек ограничивалось чтением, письмом, пением и обучением рукоделию и женским ремёслам.

В 13в. монахи-францисканцы открывали элементарные школы для детей из беднейших слоёв населения и создали значительное количество рукописных учебников и руководств.

Разновидностью М.ш. можно считать школы, готовившие певчих. К концу 12 - началу 13 вв. обучение сосредоточилось в основном во внутренних школах и ориентировалось на потребности монастырей. Приоритетное положение в сфере общего образования перешло к более доступным для мирян соборным школам. Однако М.ш. сохраняли своё значение вплоть до 14- 15 вв., а в южнославянских странах - до 16 в.

В Древней Руси М.ш. не были регулярным учебным заведением, а возникали по мере необходимости и могли состоять из 1-3 учеников, прикреплённых к наставнику. Школы для девочек открывались в 12 в., но не получили распространения. В 14 в. развивались школы московских и подмосковных монастырей: Чудовского в Кремле, Богоявленского, Никольского, Спасо-Андроникова, Троице-Сергиева. В 17 в. благодаря деятельности Симеона Полоцкого, Епифания Славинецкого и других круг изучаемых предметов расширился до тривиума и частично до квадривиума (из предметов которого изучалась, как правило, арифметика). Преподавались древние языки, богословие, поэтика. В 1649 боярином Ф.М. Ртищевым было основано училище при Андреевском монастыре, в которое для преподавания свободных искусств приглашались иноки из киевских монастырей.

С созданием братских школ, Киево-Могилянской и Славяно-греко-латинской академий, развитием профессионального образования в 18 в. монастыри частично утратили своё просветительское значение.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 147)
Э
Ч33(4/8)

МОНАХОВ Вадим Макариевич (р. 1936)
— д-р педагогических наук (1974), профессор (1978), член-корреспондент РАО (1982; Отделение общего среднего образования), зав. кафедрой Московского государственного открытого педагогического университета им. М.А. Шолохова.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 467)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

МОНИТОР (от лат. monitor - напоминающий, надзирающий)
— старший учащийся, помощник учителя в школах т.н. взаимного обучения, существовавших в Великобритании, США, Франции, России и других странах в конце 18 - начале 19 вв.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 147)
Ч33(0)

МОНИТОРИНГ В ОБРАЗОВАНИИ
— постоянное наблюдение за каким-либо процессом в образовании с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предложениям.
(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 86)
Ч34(0)8
Ч312.8

МОНОЛОГ УЧИТЕЛЬСКИЙ
— речь, произносимая учителем как режиссёром и гл. исполнителем им же созданного педагогического действа; рассказ или обращение учителя к своим ученикам. М.у. служит объяснению нового учебного материала, выступает формой воспитательной проповеди, вообще побуждает слушающих к размышлению и вниманию. Педагогический процесс чаще всего предстаёт как диалог или полилог. Но в устах опытного педагога монолог приобретает характер полифонической монодрамы, с элементами личного и даже лирического начал. М.у. служит образцом логически раскрываемого содержания, доказательства, а также грамотности и строгости мышления. М.у. подчиняется законам риторики, логики и актёрского мастерства.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 147)
Ч421.251.3

МОНОСЗОН Эле Исаевич (1908-1987)
— педагог, действительный член АПН (1965), д-р педагогических наук (1968). С 1945 в системе АПН: заместитель директора НИИ СИМО (1955-65), гл. учёный секретарь Президиума АПН (1965-71), академик- секретарь Отделения дидактики и частных методик (1967-68) и Отделения теории и истории педагогики (1968- 1971). Осн. труды по теории воспитания, проблемам формирования мировоззрения школьников.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 383)
— один из основоположников советской педагогики, крупный теоретик, разработавший фундаментальные вопросы воспитания, проблемы формирования мировоззрения школьников.
(Шамова Т.И. Избранное. - М., 2004. С. 34)

См. также Шамова Т.И.

Ч33(2)7-8

МОНОТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
— монотехнизм (от греч. monos - один), направление педагогической мысли 20-х гг. 20 в., отражавшее один из подходов к проблеме взаимосвязи общего и профессионального образования (см.Политехническое образование). Термин "монотехнизм" возник как антоним понятия "политехнизм" (от греч. polis - многий), не отражая однако всего содержания понятия и не являясь противоположным по значению. Сторонниками М.о. были деятели Главпрофобра РСФСР (Б.Г. Козелев, Ф.В. Ленгник, О.Ю. Шмидт и др.) и Наркомпроса УССР (Г.Ф. Гринько, Я.П. Ряппо и др.). Концепция М.о. возникла под влиянием кризиса квалифицированной рабочей силы и неспособности школы решить эту проблему и стала альтернативной политике Наркомпроса РСФСР, которая привела в 1918-19 к закрытию профессиональных школ и преобразованию их в единые трудовые школы. Монотехнисты считали, что реализация положений Программы РКП(б) (1919) об общем и политехническом образовании всех детей до 17 лет и начале профессионального образования с 17 лет неосуществимы в современных социально-экономических условиях. Идея монотехнизма получила наиболее полное выражение в "схеме Гринько" (по ней строилась система народного образования УССР). Согласно схеме, дети до 15 лет включались в единую систему социального воспитания (детские сады, детские дома, трудовые школы-семилетки и др.); специальная подготовка осуществлялась в профессиональных школах по группам профессий. Шмидт предлагал вводить дифференциацию обучения уже на 6-7-м годах обучения, осуществлять полифуркацию на 8-9-м годах на специальных уклонах (отделениях): педагогическом, сельскохозяйственном, социально-экономическом и индустриально-техническом и т.о. способствовать слиянию общего и профессионального образования. Монотехнисты предлагали раннее начало ученичества (с 12 лет) и профессионального образования (с 14 лет) (Козелев, Ленгник). Они требовали переноса тяжести в системе просвещения в сторону профессионального образования и подвергли критике теоретические основы политехнического образования, прежде всего отрыв его от конкретного труда, что привело некоторых их них к отрицанию политехнизма (Козелев, Шмидт). Шмидт предположил, что тезис Маркса о политехнизме может быть ошибочен. Монотехнический подход к содержанию образования заключался в сокращении общеобразовательного цикла и его практической направленности.

В 1920-21 по проблемам М.о. развернулась острая полемика. Оппонентами М.о. выступили А.В. Луначарский, Н.К. Крупская, М.Н. Покровский, Л.Р. Менжинская и др. Их взгляды не совсем точно оценивались как "политехнические", хотя основным их тезисом было отстаивание общеобразовательной трудовой школы до 17 лет, базирующейся на идее политехнизма. В.И. Ленин в своих работах (1920-21) указывал на неприемлемость альтернативы - "политехническое или монотехническое образование" и сформулировал концепцию сближения общего и профессионального образования. Вместе с тем он усматривал в идеях М.о. поворот к реальным экономическим потребностям страны. Ленин негативно отнёсся к позиции леворадикальных сторонников трудовой школы (П.Н. Лепешинский, В.М. Познер, З.И. Лилина и др.), полагавших возможным через неё решать проблемы профессионального образования и отрицавших необходимость профессионального образования в будущем. В 20-е гг. произошла конвергенция систем образования: на Украине расширение общеобразовательных начал профессиональной школы, увеличение сроков обучения, в РСФСР - профессионализация старших классов.

В историко-педагогической литературе нет достаточно объективного взгляда на концепцию М.о., нередко она расценивается как ошибочная. Однако монотехнизм был одним из первых проявлений плюрализма в советской педагогической мысли и дал интересный эксперимент развития образования в РСФСР и УССР. Понятие "монотехнизм" пытались возродить в 50-е гг. с введением в школе производительного труда и профессионального (производственного) обучения, но его использовали как ярлык с негативной, политизированной окраской. Против этого выступили многие педагоги (С.М. Шабалов, М.Н. Скаткин, В.А. Сухомлинский).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 147-148)

См. также История образования в России, Политехническое образование, Фуркация

Ч421.202

МОНРО (Monroe) ПОЛ (1869-1947)
— американский педагог, историк педагогики. Св. 40 лет преподавал в Колумбийском университете, первый директор Международного педагогического института при нём (с 1923). Изучал школьное дело в странах Латинской Америки и Азии, автор мн. проектов реорганизации учебных заведений. В "Истории педагогики" (1907; русский перевод, 4 изд., 1923) предложил концепцию, согласно которой в каждом историческом периоде развития общества выделяется центральная идея, лежащая в основе воспитания (например, в первобытном обществе - "непрогрессирующее приспособление", в Древней Греции - "прогрессивное приспособление", в Средневековье - "дисциплина" и т.д.). М. противопоставил два метода - обучение как повторение (активная роль принадлежит учителю) и обучение как творчество (главенствующую роль играет активность учащегося). Он считал, что обучение как повторение лежит в основе восточной культуры, особенно китайской, и в значительной степени характерно для системы европейского образования; обучение как творчество связывал с американским образованием. Редактор 5-томной "Энциклопедии педагогики" (1911-13).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 383)
Ч33(7США)

МОНТЕНЬ (Montaigne) МИШЕЛЬ де (1533-1592)
— французский философ и писатель. Книга "Опыты" (Essais) (1580- 1588) направлена против схоластики и морально-философского догматизма. Пользуясь методом самонаблюдения, М. исследовал сложность и противоречивость человеческого характера. Разработал гуманистическую педагогическую программу, оказавшую сильное влияние на педагогику Дж. Локка, Ж.Ж. Руссо, И. Канта, Л.Н. Толстого и других прогрессивных теоретиков и практиков воспитания. Целью воспитания и образования М. провозглашал гармоническое совершенствование человеческой личности, выявление заложенных в человеке способностей. В правильно организованном воспитании и образовании - путь усовершенствования человеческой природы, формирование людей здоровых, честных и близких к "естественному состоянию".
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 383)
Ч33(4Фр)

МОНТЕССОРИ (Montessori) МАРИЯ (1870-1952)
— итальянский педагог, врач. Первая женщина в Италии - д-р медицинских наук (1896), профессор гигиены в Высшей женской школе (1896-1906). В 1900-07 читала курс педагогической антропологии в Римском университете (в 1904-08 профессор). В 1895-98 работала в детской психиатрической клинике, где под влиянием идей Ж. Итара и Э. Сегена разработала метод развития чувств у умственно отсталых детей. Для внедрения своей системы М. создавала дошкольные учреждения для детей 3-6 лет - "Дома ребёнка" (первый открыт в 1907 в Риме) и школы в ряде зарубежных государств. Разрабатывала теорию свободного воспитания, а также методику обучения, осн. на сенсорном воспитании (развитие органов чувств с помощью окружающей среды и дидактических занятий). Опыт обучения детей М. обобщила в книге "Метод научной педагогики..." (1909; рус. пер., 4 изд., 1920) и других работах. В последние годы жизни возглавляла Институт педагогики ЮНЕСКО в Гамбурге.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 383)
Ч491-Монтессори

См. также Паркхерст Е., Монтессори-школа, Говард-план

Ч33(4Ит)-Монтессори

МОНТЕССОРИ-ПЕДАГОГИКА
см. Монтессори-школа

МОНТЕССОРИ-ШКОЛА
— альтернативный тип учебного заведения и своеобразная образовательная технология, в основе которой лежат идеи разновозрастного обучения, отсутствия урока и свободного построения распорядка дня, систематической деятельности учащихся. Эти идеи восходят к концепции свободного воспитания. Роль учителя сводится к оказанию помощи учащимся и поддержанию их самодеятельности. Монтессори-школа - это школа развития и саморазвития учащихся. М.-ш. создана М. Мантессори, итальянским педагогом и врачом. По сути является авторсой школой.
(Менеджмент в управлении школой: краткий словарь терминов и понятий. - Уфа, 2004. С. 33-34)

См. также Монтессори М.

МОР ТОМАС (1478-1535)
— английский гуманист, государственный деятель и писатель. Друг Эразма Роттердамского, посвятившего М. свою "Похвалу глупости". Канцлер Англии в 1529-32. В сочинении "Утопия" (1516), содержащем описание идеального строя фантастического о. Утопия (название дано М.), изобразил общество, где нет частной собственности, обобществлены производство и быт, а труд составляет обязанность всех.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 383-384)
Ч426.21,6(2)33-англ.

МОРАЛИЗАТОРСТВО
— понятие, применяющееся для обозначения такой позиции при вынесении оценки моральной или нравственного поучения, которые по тем или иным причинам вызывают сомнение в их этической оправданности. О М. заходит речь тогда, когда моральная оценка рассматривается не как простое расхождение в ценностных определениях, а как признание систематического искажения моральным проповедником нравственных принципов. Недоверие к М. связано прежде всего с ущемлением нравственной автономии индивида, а также с безапелляционностью суждений морального проповедника и подозрением в его небескорыстности. М. можно трактовать как прямое следствие пренебрежения теми границами, которые сама мораль ставит моральному поучению как явлению безнравственному по своей сути. Психологической основой М. является широкий спектр осознанных и бессознательных прагматических интересов, поиск привилегированной позиции, которая позволяет пренебречь критичным отношением к собственным представлениям о должном и к своему праву на нравственное поучение.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 148)
Ч312.52

МОРАЛЬ (лат. moralis - относящийся к нраву, характеру, складу души, привычкам; от mos, множественное число morеs - традиции, обычаи, нравы, поведение)
— общая ценностная основа культуры, направляющая человеческую активность на утверждение самоценности личности, равенства людей в их стремлении к достойной счастливой жизни; предмет изучения этики. В ряде европейских языков наряду с термином "М." имеются собственные обозначения, например, в русском языке - нравственность. М. представляет собой единство двух характеристик. Во-первых, она выражает потребность и способность людей объединяться и жить мирной совместной жизнью по законам, обязательным для всех. Взаимоотношения людей всегда предметны и предметно многообразны. М. есть то, что остаётся в человеческих отношениях после исключения всего конкретного и предметно обусловленного содержания - их общественная форма. Во-вторых, М. основывается на автономии человеческого духа. Утверждение всеобщего братства М. связывает со свободным выбором личности и её самоутверждением. Возвышение человека до уровня рода оказывается вместе с тем его самоопределением.

Т.о., М. - это сознание обязанности (в широком смысле) человека перед другими людьми. Сущность М., связанная с идеями всечеловечности и личности, воплощена в одной из самых древних моральных заповедей, получившей название золотого правила нравственности: "поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе". М. не является последней высшей духовной реальностью в жизни человека. Высшая цель человеческой деятельности, названная в древней философии высшим благом, осмысливалась в истории культуры как всемирный разум, единый бог, личное счастье и др. По отношению к высшему благу М. выступает связующим звеном между ним и живыми, грешными людьми, но её, конечно, нельзя относить только к средствам достижения высшей цели, т.к. М. непосредственно входит в содержание высшего блага. Так, например, принято считать, что М. приближает человека к богу, вместе с тем она рассматривается и как порождение бога; добродетель ведёт человека к счастью, но и само счастье не мыслимо без неё. Добродетель есть и путь к счастью, и существенный элемент счастья.

По отношению к человеку М. является целью, перспективой самосовершенствования и требованием. Её содержание выражается в форме норм и оценок, которые имеют всеобщий, обязательный для всех людей характер, претендуют на абсолютность (направляют сознание и регулируют поведение человека во всех сферах жизни). Моральные принципы поддерживают (или наоборот, требуют изменить) определённые устои, строй жизни. М. относится к осн. типам нормативной регуляции действий человека (таких, как право, обычаи, традиции и др.), но имеет значительные отличия от них. Например, в праве предписания формулируются и претворяются в жизнь специальными учреждениями, нравственные требования складываются в стихии человеческого общежития. Нормы М. воспроизводятся повседневно силой массовых привычек, влияний и оценок общественного мнения, воспитываемых в человеке убеждений.

Моральные оценки опираются на духовные санкции и авторитеты (угрызения совести, красота нравственного поступка, сила личного примера и пр.). Исторически сложились системы М. (например, конфуцианская, христианская, аристократическая, мещанская и пр.), имеющие мировоззренческую определённость. М. отражает потребности человека и общества, основанные на обобщении опыта многих поколений, а не ограниченные частными обстоятельствами и интересами. Она содержит гуманистическую перспективу развития человечества, определяет критерии оценки человеческих целей и средства их достижения.

Нормы М. получают идейное выражение в общих зафиксированных представлениях (заповедях, принципах) о том, как должно поступать в различных ситуациях. Наряду с золотым правилом сложились общегуманистические принципы: "не убий", "не лги", "не кради". В М. оцениваются не только поступки людей, но их мотивы, побуждения и намерения. В связи с этим особую роль приобретает формирование в каж-дом человеке способности относительно самостоятельно определять свою линию поведения без внешнего контроля, опираясь на такие этические категории, как совесть, чувство личного достоинства, честь и др. Осн. категории М.: добро (в противоположность злу), долг и совесть. Добро выражает нацеленность М. на идеал человечности, долг - её императивный характер, а совесть - интимно-личностную природу.

Проблема сущности и специфики М. - одна из центральных в этической науке. Осмысление М. органически входит в процесс определения человеком собственной моральной позиции.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 148-149)

— совокупность правил, норм, принципов, которые определяют поведение людей по отношению к обществу, его институтам и друг другу.
(Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005. С. 417)

См. также Оценка моральная

Ч312.52

МАРАНЦМАН Владимир Георгиевич (?)
— один из ведущих современных методистов, рассматривал проблемы изучения А.С. Пушкина в школе, проблемное обучение на уроках литературы.
(Ланин Б.А. Литературное образование в XIX - начале XXI века. - М., 2005. С. 66)
Ч426.21г(2)

МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
— Республика Мордовия, Саранск, ул. Студенческая, 11а. Психология, педагогика и психология, педагогика и методика дошкольного образования, педагогика и методика начального образования, олигофренопедагогика, логопедия.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 470)

См. также Педагогические высшие учебные заведения

Ч489.514(2)7

МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
— Республика Мордовия, Саранск, ул. Большевистская, 68. Психология, социальная работа.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 473)

См. также Университеты

Ч484(2р-6Мо)711.9-Саранск

МОРЕНО (Moreno) ЯКОБ (Джекоб) ЛЕВИ (1892-1974)
— американский социальный психолог и психиатр, создатель теории и метода социометрии. Прошёл курс психоаналитической подготовки у З. Фрейда. Работал в психиатрических клиниках и институтах Австрии и США; основатель (1936) и гл. врач (до 1968) клиники в Бикон-Хилле (ныне санаторий Морено); основатель журнала "Социометрия" (1937), "Международного журнала социометрии" (1956), Института социометрии и психодрамы (1940; Институт Морено).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 384)
Ч33(7США)

МОРЕХОДНЫЕ КЛАССЫ
— в России учебные заведения по подготовке кадров для морского и речного транспорта. Возникли по Положению о мореходных классах (1867). Находились в ведении Министерства финансов. Им предшествовали основанные (1701) Петром I навигацкие классы Московской школы математических и навигацких наук, а также навигацкие, шкиперские, лоцманские, водоходные, торгового мореплавания училища, школы и курсы. М.к. подразделялись на три разряда;
на 1-м (низшем) готовили штурмана каботажного плавания,
на 2-м - шкипера каботажного и штурмана дальнего плавания,
на 3-м - шкипера дальнего плавания.
К 1890 насчитывалось 43 М.к. Они имелись почти во всех речных бассейнах России (кроме бассейна Тихого океана). Теоретические занятия проходили зимой, учебное плавание - летом. В 1881 М.к. переданы в ведение МНП, но в 1898 они вновь перешли к Министерству финансов. По закону 1902 М.к. были закрыты, а на их базе стали создаваться мореходные училища и школы.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 149)
Ч458.759.33(28)

МОРРИСОН (Morrison) ГЕНРИ КЛИНТОН (1871-1945)
— американский педагог. Профессор педагогики Чикагского университета (1928-45). Особую известность приобрела книга М. "Практика обучения в средней школе" (1926), где он выдвигал представление о ключевых чертах каждой образовательной ступени, которые определяют характер содержания и методов обучения. М. разрабатывал представление о поэлементном разложении содержания обучения на сумму целостных "единиц усвоения" и выдвинул на этой основе идею дидактического цикла, направленного на обязательное полное усвоение учащимися запланированных единиц. Эта идея М. развивается в современной теории и практике обучения на основе концепции полного усвоения (см.Полного усвоения система).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 384)

См. также Полного усвоения система

Ч33(7США)

МОСКВИТИН
см. Иван Федоров

МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ВЕТЕРИНАРНОЙ МЕДИЦИНЫ И БИОТЕХНОЛОГИИ
— Москва, ул. Академика Скрябина, 23. Профессиональное обучение.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 473)

См. также Университеты

Ч488.94(2)7

МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГЕОЛОГОРАЗВЕДОЧНАЯ АКАДЕМИЯ
— Москва, ул. Миклухо-Маклая, 23. Педагогика и психология.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 473)

См. также Университеты

Ч489.514(2)7

МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
— Москва, ул. Земляной вал, 73. Психология.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 473)

См. также Университеты

Ч489.514(2)7

"Московская Патриархия: Православная лепта"
— благотворительный фонд, Москва. Детская познавательная литература.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 479)

См. также Издательства РФ

МОСКОВСКАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ИМ. К.А. ТИМИРЯЗЕВА
— Москва, ул. Тимирязевская, 49. Профессиональное обучение.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 473)

См. также Университеты

Ч488.84(2)7

МОСКОВСКАЯ ШКОЛА
— научная школа русских историков в Московском университете. Понятие "Московская школа" было введено П.Н. Милюковым, чтобы отделить ее от "Петербургской школы" К.Н. Бестужева-Рюмина, в центре внимания которой стоял филологический метод, и от "Государственной школы" С.М. Соловьева. Формальное различие между "Государственной школой" вокруг Соловьева и "Московской школой" вокруг Ключевского состоит в том, что в первом случае речь идет о группе ученых, действующей независимо на основе согласия в поставленных перед ними задачах; во втором случае - о подрастающем научном поколении, собравшемся вокруг одного учителя, но в практической работе идущем своими собственными путями. На характер этой школы повлияло понимание В.О. Ключевским роли университетского профессора. Под покровительством В.О. Ключевского воспитывались и защитили свои диссертации по русской истории: П.Н. Милюков, В.Е. Якушкин, М.К. Любавский, А.А. Кизеветтер, М.М. Богославский, Н.А. Рожков и Ю.В. Готье.
(Томас М. Бон Русская историческая наука /1880 г. - 1905 г./ Павел Николаевич Милюков и Московская школа. - СПб., 2005. С. 7, 97)

См. также Ключевский,Милюков П.Н.

Ч484(2)711.9-МГУ

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
— Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, 4. Психология, дошкольная педагогика и психология, педагогика и методика начального образования, сурдопедагогика, олигофренопедагогика, логопедия, специальная психология.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 470)

См. также Педагогические высшие учебные заведения

Ч489.514(2)7

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
— Москва, ул. Сретенка, 27/29. Психология.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 470)

См. также Педагогические высшие учебные заведения

Ч489.514(2)7

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРОИНЖЕНЕРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
— Москва, ул. Тимирязевская, 58. Профессиональное обучение.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 473)

См. также Университеты

Ч488.84(2)7

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ СТАЛИ И СПЛАВОВ (ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)
— Москва, Ленинский просп., 4. Валеология.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 473)

См. также Университеты

Ч489.514(2)7

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
— Москва, ГСП-34, ул. Остоженка, 38. Подготовка преподавателей иностранного языка.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 473)

См. также Университеты

Ч489.518.25-ин.яз.

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОТКРЫТЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
— Москва, ул. Верхняя Радищевская, 18. Психология, дошкольная педагогика и психология, педагогика и методика дошкольного образования, педагогика и методика начального образования, социальная педагогика, сурдопедагогика, олигофренопедагогика, логопедия, специальная психология.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 473)

См. также Педагогические высшие учебные заведения

Ч489.514(2)7

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
— Москва, ул. Лосиноостровская, 24. Психология, социальная антропология, социальная работа, социальная педагогика.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 473)

См. также Университеты

Ч489.514(2)7

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ДИЗАЙНА И ТЕХНОЛОГИИ
— Москва, ул. Садовническая, 33. Психология, социальная антропология.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 473)

См. также Университеты

Ч489.514(2)7

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М.В. Ломоносова
— Москва, Воробьёвы горы. Психология.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 473)

См. также Университеты

Ч489.514(2)7

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЛЕСА
— Мытищи-5 Московской обл., ул. Первая Институтская, 1. Профессиональное обучение.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 473)

См. также Университеты

Ч488.84(2)7

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
— Москва, ул. Образцова, 15. Психология.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 473)

См. также Университеты

Ч489.514(2)7

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА
— Пос. Черкизово Пушкинского района Московской обл., ул. Главная, 99. Психология, социальная работа, социальная педагогика.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 473)

См. также Университеты

Ч489.514(2)7

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ, СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ
— Москва, ул. Нежинская, 7. Психология.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 473)

См. также Университеты

Ч489.514(2)7

МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
— Москва, Малый Калужский пер., 1, корпус 4. Психология.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 475)

См. также Негосударственные ВУЗы

Ч489.514(2)7

МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ им. Е.Р. Дашковой
— Москва, ул. Лескова, 6б. Психология.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 475)

См. также Негосударственные ВУЗы

Ч489.514(2)7

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ
— Москва, ул. Островитянова, 1. Психология.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 475)

См. также Негосударственные ВУЗы

Ч489.514(2)7

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ПРАВА
— Москва, 2-й Кожевнический пер., 4/6. Психология.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 475)

См. также Негосударственные ВУЗы

Ч489.514(2)7

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, ПОЛИТИКИ И ПРАВА
— Москва, ул. 5-я Кожуховская, 26. Психология.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 475)

См. также Негосударственные ВУЗы

Ч489.514(2)7

МОСКОВСКИЙ ОТКРЫТЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
— Москва, Зельев пер., 11, строение 45. Психология, социальная работа, педагогика и психология, педагогика и методика начального образования, логопедия, специальная дошкольная педагогика и психология.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 475)

См. также Негосударственные ВУЗы

Ч489.514(2)7

МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
— Москва, ул. Малая Пироговская, 1. Психология, дошкольная педагогика и психология, педагогика и психология, педагогика и методика дошкольного образования, педагогика и методика начального образования, социальная педагогика, тифлопедагогика, сурдопедагогика, олигофренопедагогика, логопедия, специальная дошкольная педагогика и психология, валеология.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 470)

См. также Педагогические высшие учебные заведения

Ч489.514(2)7

МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
— Москва, ул. Радио, 10а. Психология, олигофренопедагогика, логопедия, специальная психология.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 470)

См. также Педагогические высшие учебные заведения

Ч489.514(2)7

МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
— Москва, 4-й Рощинский проезд, 9а. Психология, социальная работа, дошкольная педагогика и психология, педагогика и психология, педагогика и методика начального образования, логопедия, социальная педагогика, специальная дошкольная педагогика и психология.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 475)

См. также Негосударственные ВУЗы

Ч489.514(2)7

МОСКОВСКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ВЫСШЕГО СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
— Видное Ленинского района Московской области, ул. Школьная, 77. Психология.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 475)

См. также Негосударственные ВУЗы

Ч489.514(2)7

МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ "ТУРО"
— Москва, Подсосенский пер., 20/12, строение 1. Психология.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 475)

См. также Негосударственные ВУЗы

Ч489.514(2)7

© Российская национальная библиотека, 2006