ВИЗАНТИЯ. Воспитание и образование.
— Термин "В." по традиции обозначает средневековое христианское государство со столицей в Константинополе, каким в 4 в. стала Восточная Римская империя (существовало до середины 15 в.). В. унаследовала налаженную систему позднеантичного образования. В. не знала церковно-монашеской монополии на образование, роль монастырских школ была ограничена.

Воспитание до 5-7 лет было домашним; позднее оно оставалось таким на крайних полюсах общества - в семьях неимущих и в семьях военной аристократии. Для мальчиков средних слоёв общества обучение обычно сводилось к начальной школе, дававшей навыки чтения, письма и счёта. Светская и духовная администрация пополнялась за счёт выпускников средних школ, изучавших общеобразовательные предметы (т.н. энциклопедии). Основу программы средней школы составляла словесность, которая включала грамматику и риторику. Предусматривалось изучение философских дисциплин (особенно логики), соответствовавших вместе с грамматикой и риторикой латинскому тривиуму, а также математических дисциплин, астрономии и музыки, соответствовавших латинскому квадривиуму (см.Семь свободных искусств).

Начальные и средние школы, как правило, были частными. Очаги высшего образования были государственными или патриаршими (что не составляло принципиального различия). Они неоднократно сменяли друг друга на протяжении всей истории В.; именно отсутствие стабильности корпоративного образования отличает их от западноевропейских университетов.

Школьное образование, особенно среднее и высшее, существовало для мужчин. Женщины из высших слоёв общества могли получить блестящее образование в домашних условиях.

Монашеское воспитание в В. создало особую систему отношений между воспитателем и воспитуемым, основанную на безоговорочном послушании. Сочинений по теории воспитания в В. почти не было. Трактат Иоанна Златоуста (ок. 350-407) "О тщеславии и о воспитании детей" был проникнут строгим аскетическим духом. Вопрос об использовании античной литературы в дидактических целях обсуждался в трактате Василия Великого (ок. 330-379) "Как молодым людям извлечь пользу из языческих книг". Вопросы домашнего воспитания с позиций домостроя рассматривались в "Советах и рассказах" Кекавмена (70-е гг. 11 в.).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 33-34)

См. также Христианская культура

Ч33(0)44

ВИЗУАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ (англ. visual literacy)
— направление в педагогике, исследующее проблемы развития навыков пользования визуальной информацией. Концепция В.г. возникла в конце 60-х гг. 20 в. в США. В её основу легли положения о значимости зрительного (визуального) восприятия для человека в процессе познания мира и своего места в нём, ведущей роли образа в восприятии, а также понимания необходимости специальной подготовки ребёнка в условиях роста информационной нагрузки. Понятие В.г. рассматривают как процесс коммуникации между объектом и субъектом восприятия, как взаимодействие элементов зрительного образа с субъектами восприятия и как умение субъекта адекватно воспринимать и продуцировать зрительные образы. В педагогических аспектах В.г. наиболее важна коммуникативная сторона процесса её формирования, опирающаяся на базовые элементы зрительного образа: точка, линия, размер, масштаб, движение.

В России в начале 70-х гг. Ю.Н. Усов предложил рассматривать В.г. как основу постижения природы киноискусства, а процесс овладения аудиовизуальной грамотностью - как формирование навыков анализа и синтеза художественного звуко-зрительного образа.На 1-й Нац. конференции США по В.г. (1969) Дж. Дебс отнёс В.г. к числу способностей, которые человек может развить с помощью зрения одновременно с остальными чувствами и которые необходимы для нормального процесса становления личности. В процессе обучения у учащихся вырабатываются базовые визуальные умения: от формирования элементарных актов зрительного восприятия через восприятие актов движения и пространственного распределения предметов к развитию навыков восприятия и визуального выражения процесса и, наконец, к достижению понимания и умения реализовать аудиовизуальное выражение идеи, образа. Поэтому Дебс и его коллеги (центр В.г. при университете в г. Рочестер) считали, что В.г. должна стать школьным предметом, помогающим учащимся определить пути самовыражения. Необходимо учитывать, что человек 90% информации получает путём зрения, поэтому овладение В.г. приобретает важное значение уже в первые годы жизни ребёнка, когда формируется его интеллектуальный потенциал. На концепции В.г. оказали влияние работы американских психологов, которые зрительное восприятие рассматривали как чувственный опыт, приобретший смысл (подобную точку зрения высказывал ещё в 1925 Л.С. Выготский).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 34)

ВИЗУАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ
— способ творческого решения проблемных задач в плане образного моделирования. Основой В.м. выступает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, где при уподоблении предметно-практических и чувственно-практических действий свойствам объектов формируются внешние перцептивные действия. В дальнейшем происходит сокращение и интериоризация этих действий. В развитой форме В.м. характерно для архитекторов и дизайнеров.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 34)

ВИКТИМОЛОГИЯ (от лат. victime - жертва и греч. logos - понятие, учение)
— социально-педагогическая область знания, изучающая различные категории людей - жертв неблагоприятных условий социализации. Термин "В." заимствован из криминологии, специальный раздел которой - юридическая В. исследует проблемы людей, оказавшихся жертвами преступлений. Предметом социально-педагогической В. является изучение детей и взрослых, оказавшихся в сложных жизненных ситуациях и требующих специальной социальной и педагогической помощи. К ним относятся: инвалиды, дети-сироты и дети, лишённые попечения родителей, дети из неблагополучных семей, из семей вынужденных переселенцев, беженцев и др. Признаки, позволяющие отнести человека к числу таких жертв, могут иметь постоянный характер (сиротство, инвалидность) или проявляться со временем (социальная дезадаптация, наркомания и др.); некоторые из них нельзя устранить (сиротство), другие можно предотвратить и изменить (различные социальные отклонения).

В. разрабатывает методы диагностики виктимности личности, виктимогенности группы и микросоциума; содержание, формы и методы профилактики и реабилитации жертв социализации, определяет степень их эффективности; предлагает рекомендации по стратегии и тактике общества, государства, социальных институтов по отношению к различным категориям жертв. В. на основе исследования типов виктимных личностей и физических, психических и социальных отклонений в развитии людей предлагает конкретные меры по коррекции этих отклонений и по предотвращению негативных влияний на развитие личности.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 34)

— отрасль знания, составная часть социальной педагогики, изучающая реальных или потенциальных жертв неблагоприятных условий социализации, их развитие и воспитание. В.с.-п. разрабатывает общие и специальные принципы, цели, содержание, формы и методы профилактики, минимизации, компенсации, коррекции тех обстоятельств, вследствие которых человек становится жертвой. Термин введен в социальную педгогику А.В. Мудриком.
(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 19)

— новое научное направление педагогической теории и практики, отрасль педагогики, исследующая генезис, феноменологию, морфологию и онтологию дефекта социализации личности учащегося, который возникает вследствие дисфункций социогенетического механизма образовательного процесса школы.
(Руденский Е.В. Дефект социализации личности как базовая категория виктимологии образования. - Новосибирск, 2004. С. 9)

См. также Возрастной подход в воспитании, Деонтология педагогическая, Мудрик, Реабилитация, Социализация

Ч313

ВИЛЬМАН (Willmann) Отто (1839-1920)
— немецкий педагог, философ-неотомист. В 1872-1903 профессор Пражского (немецкого) университета. Основатель Союза христианской педагогики (1907). Разделял педагогику на историческую, теоретическую и практическую, отдавал предпочтение религиозно-этической направленности воспитания. Осн. функцией воспитания признавал передачу от поколения к поколению "вечных идей" и культурно-исторических традиций, средоточием которых, по В., являются религиозно-этические нормы.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 344)
Ч33(4Ф)

ВИНА
— состояние человека, обусловленное нарушением им долга, требований авторитета, обязанностей, накладываемых законом или соглашением (договорённостью). Противоположность В. - заслуга, которая признаётся за человеком, совершившим действия, превышающие требования долга. Возможность виновности (как и заслуги) обусловлена ситуацией выбора, в которой человек оказывается в результате осознания долга или предъявления ему требования, самим фактом которого удостоверяется его свобода, а также его ответственность. Соответственно виновным может быть признано лишь вменяемое лицо и обвинение означает признание вменяемости человека. В. человека может быть признана различной за действия, совершённые преднамеренно (умышленно), вынужденно (подневольно) и по неосторожности или наивности (неумышленно). Осознание В. выражается в чувстве стыда, муках совести. В признании (в частности, исповедальном) своей В. заключается раскаяние, а в осознанном принятии наказания, искупляющего В., - покаяние. Поскольку сознание В. представляет собой один из эффективных механизмов формирования зависимости, провоцирование чувства В. у человека с зависимым или авторитарным, т.е. сориентированным на внешний авторитет, сознанием оказывается эффективным механизмом власти (политической, корпоративной, родительской или межличностной) и, как указывал Э. Фромм, способствует упрочению авторитарных отношений.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 34)

ВИНЕКЕН (Wyneken) Густав (1875- 1964)
— немецкий педагог. В 1906 совместно с П. Гехебом осн. в пос. Виккерсдорф (Тюрингия) "свободную школьную общину" - сельский интернат, близкий по типу школам сторонников нового воспитания (существовали до 1933). Выдвинул программу реформ школьного дела, направленную гл.о. на ослабление "диктата взрослых", их политического и идеологического влияния на учащихся. Сочинения В. пропагандировали идею "молодёжной культуры".
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 344)
Ч33(4Ф)

ВИННЕТКА-ПЛАН (Winnetka Plan)
— система индивидуализированного обучения. Возник в 1920-21. Название получил по селению Уиннетка, или Виннетка (штат Иллинойс, США). Автор - инспектор школ К. Уошбёрн пытался одновременно индивидуализировать и темп, и содержание обучения. Учебные материалы, рассчитанные на достижение учениками чётко определённых целей, прорабатывались в первой половине дня индивидуально. Обучение сопровождалось "диагностическим" тестированием. Во второй половине дня обучение дополнялось групповой деятельностью учащихся, направленной на приучение школьников к коллективному труду. Групповые проекты, для участия в которых отводилось 2 ч в день в течение 1-4,5 мес, не относились к к.-л. учебному предмету, а ставили целью развивать потенциал каждого ученика (в совместных театральных постановках, музыкальных представлениях, работе в школьных кооперативах и пр.). Дидактические особенности В.-п. предвосхитили практику программированного обучения.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 34)
Ч312.04

ВИНОГРАДОВ Павел Гаврилович (1854-1925)
— историк, академик Петербургской АН (1914), РАН (1917), АН СССР (1925). Ученик В.И. Герье. В 1876-1903 преподавал на Высших женских курсах Герье. С 1884 профессор Московского университета. Сторонник автономии университетов. Возглавлял комиссию по студенческим делам. В декабре 1901 из-за разногласий с министром народного просвещения П.С. Ванновским подал в отставку и уехал за границу, преподавал в Оксфорде. Занимался проблемами средней и низшей школы. Автор учебника для средней школы по всеобщей истории (ч. 1-3, 1893-96). Под его редакцией составлена "Книга для чтения по истории средних веков". В 1897-98 председатель учебного отдела Общества распространения технических знаний и комиссии по организации домашнего чтения. Инициатор создания (1898) и первый директор Педагогического общества при Московском университете. С 1897 гласный Московской городской думы, председатель её училищной комиссии.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 344)
Ч33(2)52
Ч33(2)7-8Виноградов

ВИНОГРАДОВА Наталья Федоровна (р. 1937)
— д-р педагогических наук (1994), профессор (1996), член-корреспондент РАО (2001; Отделение общего среднего образования), зав. Центром начальной школы Института общего среднего образования РАО.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 465)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8Виноградова

ВИППЕР Роберт Юрьевич (1859-1954)
— историк, педагог, академик АН СССР (1943). Профессор Новороссийского университета (1894-97), затем Московского университета (до 1922 и в 1943- 1950), Латвийского университета в Риге (1924-41). С 1941 в Институте истории АН СССР. Создатель крупной школы историков. Автор трудов по истории Древнего мира, Средних веков, Нового времени, историографии и методологии исторической науки, учебников для средней школы по древней истории (13 изд. в 1900-23), истории средних веков (5 изд. в 1903-10), новой истории (5 изд. в 1906-23).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 344-345)
Ч33(2)7-8Виппер

ВИРЕНЕУС Александр Самойлович (1832-1910)
— врач-гигиенист, один из основоположников школьной гигиены в России, д-р медицины (1884). В 1864- 1894 работал школьным врачом в гимназиях С.-Петербурга. Ок. 300 трудов по вопросам детской и школьной гигиены, гигиены труда, борьбы с детским курением и алкоголизмом, популяризации знаний по гигиене.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 345)
Ч33(2)52

ВИРТ, Уэрт (Wirt) Уильям Алберт (1874-1938)
— американский педагог. С 1907 инспектор школ в г. Гэри (шт. Индиана, США). Стремился воплотить идеи прагматистской педагогики о школе как культурном центре общины и о воспитательном процессе как прообразе социальной жизни в обществе. Создатель Плэтун-плана (Гэри-плана) организации работы школы.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 345)
Ч33(7США)

ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
— новая технология неконтактного информационного взаимодействия, реализующая с помощью комплексных мультимедиа-операционных средств иллюзию непосредственного вхождения и присутствия в реальном времени в стереоскопически представленном "экранном мире". Базовыми компонентами типичной системы В.р. являются: перечни или списки с перечислением и описанием объектов, формирующих виртуальный мир; субсистема, распознающая и оценивающая состояние объектов перечней и непрерывно создающая картину "местонахождения" пользователя относительно объектов виртуального мира; головной установочный дисплей (очки-телемониторы), в котором непрерывно представляются изменяющиеся картины "событий" виртуального мира; устройство с ручным управлением, реализованное в виде "информационной перчатки" или "спейс-болл", определяющее направление "перемещения" пользователя относительно объектов виртуального мира; устройство создания и передачи звука.

С распространением персональных компьютеров семейного пользования возникли педагогические проблемы, связанные с В.р. Мн. школьники предпочитают всё свободное время проводить за компьютерными играми, предпочитая В.р. окружающей их действительности. Излишнее пребывание в виртуальном мире не только отвлекает детей от нормальной жизни, но и может вызвать различные нарушения в физическом и психическом здоровье ребёнка, привести к нервным срывам и стрессам. Поэтому при работе ребёнка за компьютером необходим строгий контроль со стороны взрослых.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 34-35)
Ч312.31

"Вита-Пресс"
— издательство ООО, Москва. Методическая, учебная литература, школьные учебники для общеобразовательных учреждений.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 478)

См. также Издательства РФ

ВИТВЕР Иван Александрович (1891-1966)
— экономикогеограф, создатель научной школы в области экономической и политической географии зарубежных стран. Работал в издательстве "Большая советская энциклопедия" (1926-33), в МГУ (с 1933; в 1934-54 зав. кафедрой экономической географии зарубежных стран) и в Московском институте международных отношений (1944-54). Автор монографий по странам Латинской Америки, Германии, Великобритании, Франции и др., учебника "Экономическая география зарубежных стран" (1935, 16 изд., 1955; Гос. премия СССР, 1951).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 345)
Ч33(2)7-8Витвер

ВИТТОРИНО ДА ФЕЛЬТРЕ (Vittorino da Feltre), Витторино де Рамбальдони (de Rambaldoni) (1378-1446)
— итальянский педагог. В 1423-24 основал среднюю школу "Дом радости" при дворе герцога Гонзага в Мантуе, где осуществил на практике гуманистические идеи Возрождения в области воспитания. Цель воспитания видел в формировании гармонически развитого человека. Много внимания уделял нравственному воспитанию. Педагогических сочинений не оставил. Его деятельность известна по воспоминаниям учеников.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 345)
Ч33(4Ит)

ВИШНЯКОВ Александр Степанович (р. 1914)
— д-р философских наук (1972), профессор (1974), член-корреспондент РАО (1978; Отделение философии образования и теоретической педагогики).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 465)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8Вишняков

ВКУС
  1. В физиологическом плане - ощущение (сладкого, горького, кислого, солёного), возникающее при воздействии различных веществ на вкусовые рецепторы, расположенные у человека на языке. С рождения ребёнок умеет отличать сладкое от горького. В. - единственное чувство, совершенствующееся с течением лет, не исключая и глубокой старости. Вкусные вещества улучшают самочувствие человека: экспериментальным путём доказано, что вкусные вещества при действии их на вкусовые органы вызывают резкие изменения в кровообращении, ускоряя сердцебиение, и, рефлекторно сужая сосуды конечностей, обусловливают усиленный прилив крови к головному мозгу, повышающий нервную деятельность.
  2. В эстетике - способность человека к различению, пониманию и оценке явлений красоты во всех сферах жизни и искусства. В. - чувство личное; понятия прекрасного, художественного, изящного, красоты и приличия субъективны.

В. - предпосылка наслаждения жизнью, от содержания и характера которого зависит поведение человека и даже его судьба. Формирование и развитие В. - задача эстетического воспитания.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 35)

См. также Эстетическое воспитание

Ч313.55

ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА
— Владивосток, ул. Гоголя, 41. Психология, социальная работа.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 472)

См. также Университеты

Ч488.74(2)

ВЛАДИМИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
— Владимир, просп. Строителей, 11. Психология, дошкольная педагогика и психология, педагогика и методика дошкольного образования, педагогика и методика начального образования, социальная педагогика, олигофренопедагогика, логопедия.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 469)

См. также Педагогические высшие учебные заведения

Ч489.514(2)7

ВЛАДИМИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
— Владимир, ул. Горького, 87. Психология.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 472)

См. также Университеты

Ч484(2)711.9-Владимирский

ВЛАДИМИРСКИЙ Сергей Алексеевич (1860-1902)
— деятель профессионального образования. В 1887 организовал отдел технического образования Политехнического общества при МТУ (до 1902 его председатель). Разрабатывал теорию и методику подготовки квалифицированных рабочих. Дал анализ состояния промышленного образования в России, разработал одну из первых квалификационных характеристик слесаря. В. заложил основы операционно-предметной системы производственного обучения, предложив "метод обучения ручной обработке металлов на типичных деталях машин" (1887). Дал критический анализ "системы МТУ", разработанной Д.К. Советкиным, ввёл повторяющиеся и усложняющиеся "комбинации приёмов", составил программу, альбом чертежей и методические материалы.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 345)
Ч33(2)52

"Владос"
— издательский центр, ЗАО, Москва. Учебная и методическая литература для колледжей, лицеев, гимназий, школ и дошкольных учреждений. Образовательная и развивающая литература.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 478)

См. также Издательства РФ

ВЛАСОВА Татьяна Александровна (1905-1986)
— дефектолог, действительный член АПН СССР (1982). С 1939 директор Государственного педагогического дефектологического института. В 1968-86 директор НИИ дефектологии АПН. Труды по проблемам дифференциации обучения разных категорий детей с нарушениями физического и умственного развития, организации системы дошкольного воспитания таких детей, подготовке дефектологов. Обосновала необходимость создания особого типа школ для обучения детей с задержкой психического развития.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 345)
Ч433

ВЛАСТНОСТЬ
— совокупность соответствующих черт, данных и качеств лица, имеющего склонность и привычку повелевать и постоянно стремящегося к этому. Необходимое условие для успешного выполнения функциональных обязанностей представителями власти, особенно лицами, занимающими государственные должности.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 35)

ВЛАСТОЛЮБИЕ
— страсть к повелеванию, господству. Властолюбец - человек, безмерно любящий властвовать, начальствовать, никому не желающий подчиниться.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 35)

См. также Власть

ВЛАСТЬ
— особое отношение между людьми, способность осуществлять свою волю. Традиция интерпретации В. в терминах дихотомии "господин - раб" восходит к Платону и Аристотелю. В. необходима для сдерживания эгоистической природы человека и проявляется в отношениях "государь - подданные". Проблема В. была систематически проанализирована немецким социологом М. Вебером, который выделил, в частности, личностный и формально-рациональный типы В. При анализе В. принято рассматривать в качестве одного из её видов семейную В. и учитывать различные её формы (руководство, управление, организация, контроль) и методы (авторитет, право, насилие). Природа В., по мнению французского философа М.П. Фуко, обращена к сфере бессознательного. В. - способность, право и возможность распоряжаться кем-либо, чем-либо, оказывать решающее воздействие на судьбы, поведение и деятельность, нравы и традиции людей с помощью различного рода средств - закона, права, авторитета, воли, суда, принуждения; политическое господство над людьми, их общностями, организациями, над странами и их группировками; система государственных органов; лица, органы, облечённые соответствующими государственными, административными полномочиями, или обладающие разного рода влиянием, полномочиями по обычаю, или присвоившие их себе. Испытание В. - поистине нелёгкий экзамен для всех и каждого, ибо слишком велик соблазн увлечься личными и корыстными интересами, обратить на пользу только себе колоссальные возможности и влияние, приносимое включённостью во В. с её привилегиями. Ответ на вопрос, что есть В., - условие понимания роли В. и её потенций, условие успеха в исследовательской и педагогической деятельности. В. - явление многоплановое. Существует много видов В.: отца, семьи, учителя, армии, церкви, общества и т.д. Влияние В. на судьбы людей наглядно, зримо, ощутимо, материально. Наряду с государственной В. существует конституционная, общественная, экономическая, политическая, духовная, военная, В. центра и местная, личная, родительская, церковная и др. Многочисленны её субъекты и объекты, носители, держатели и обладатели; разнообразны её масштабы, объёмы и вариации; многогранны аспекты (В. семьи, В. в семье, В. над семьёй и т.п.). В. над кем-то необходима индивиду для удовлетворения его воли к В. как проявления самосохранения и самоутверждения. Далеко не редко стремление возвыситься над себе подобными и повелевать ими. Здесь В. предстаёт как не до конца распознанная страсть, одно из всепоглощающих, желанных и вместе с тем тягостных человеческих влечений. Но одновременно В. как действительность есть сфера активной деятельности, приложения сил, талантов, дарований, умений, мастерства; трудная профессия; область карьеры. Существует искусство В., т.е. высокая степень мастерства властителей и властных органов в государстве, а также лиц, выделившихся по своей роли, воле и влиянию в самых разнообразных человеческих группах, группировках (структурах, сословиях, сообществах, партиях, организациях, религиозных объединениях, разного рода коллективах, семьях и даже случайных компаниях).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 35)

См. также Властолюбие

ВЛАСТЬ ОТЦА, МАТЕРИ
— влияние на детей, их взгляды и поведение, свойственное одному из родителей (или обоим) и основанное на сыновнем (дочернем) уважении, внутреннем авторитете или же покорности, беспрекословном подчинении, связанное с системой воспитания ребёнка (или отсутствием воспитания).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 35)
Ч491.00

ВЛАСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
— центральное, организационное и регулятивно-контрольное начало педагогического процесса; одна из важнейших и наиболее древних проблем педагогического знания; проблема культуры образования и конкретной жизни человека. В.п. - предпосылка и средство осуществления педагогической политики, будь то школьная политика, семейная политика или частная, например политика отца в семье по отношению к сыну. В.п. выступает как элемент или фактор, сущность педагогических связей, объединяющих людей воспитывающих с людьми воспитуемыми. В.п. - инструмент педагогического управления, выражающегося в побуждении к целенаправленному действию, которое второй субъект должен совершить по желанию первого. Это действие производят обе стороны этого отношения, одна - побуждающая к действию, другая - производящая его. Иногда обе стороны - субъект и объект власти - совмещаются в одном лице ("Учитесь властвовать собой" - А.С. Пушкин). Этот тип интериоризованной власти имеет большое положительное значение для становления и развития саморегулирующихся и самоуправляющихся, самоорганизующихся личностей и коллективов (самодисциплина, самостоятельность, самодеятельность, самоуправление и т.п.). "Полем власти" может быть личность самого человека, семья, школьный коллектив, образовательное учреждение, система образования и т.д. . Во всех своих "полях" В.п. наделена единым принципом деятельности - командованием в различных его формах (распоряжение, приказание, просьба, убеждение и т.п.). Выраженная в законах, нормах, правилах, запретах, рекомендациях, предписаниях, инструкциях, волевых и эмоциональных воздействиях, власть существует в двух формах - потенциальной и реальной. Потенциальная, не проявившаяся власть не менее существенна, чем актуальная, реализованная. Сознание наличной, хотя и не проявившейся В.п. оказывает на её потенциальные объекты (человек, группа, общество) сильное дисциплинирующее и организующее воздействие, в некотором отношении не менее сильное, чем реально действующая власть. В.п. обладает авторитетом, в ней заложен желаемый результат образования, воспитания, обучения. Власть складывается как система функций из: проектирования деятельности; анализа конкретной ситуации; определения стратегии и частных тактических задач; профилактики отклоняющегося от норм поведения; надзора и пресечения (репрессивная функция); присвоения и распоряжения необходимыми ресурсами (волевыми, интеллектуальными, верой и доверием, поддержкой сторонников и т.д.); распределения этих ресурсов - мер доверия, соглашений и т.д. В.п. разделяется на две формы: легализованные, официальные, формализованные (власть учителя, директора, воспитателя, министра и т.п.) и нелегализованные, неформальные, неофициальные (например, власть вожака в группе подростков, неформального лидера группы и т.п.). Обе формы власти могут принимать противоправный характер. Содержательная типология власти строится по различным признакам: по степени институционализации - правительственная, муниципальная, внутришкольная и т.п.; по количественному признаку (который имеет весьма существенные качественные особенности) - единоличная, олигархическая (власть сплочённой группы), полиархическая (множественная власть ряда институтов или лиц); по режиму - демократическая, авторитарная, деспотическая, бюрократическая и т.п.; по применяемым средствам - насилие, авторитет, убеждение и т.д.; по функциям - наблюдение, контроль, организация, управление, дисциплинарная власть и др. Проявление власти естественно для человека и заложено глубоко в биологических, природных и социально обусловленных началах его сознания и эмоционально-волевой жизни. Не меньшее значение и ту же сложную биосоциальную природу имеет и другая, зеркальная сторона власти - подчинение, добровольное или вынужденное согласие воспринимать импульсы власти и следовать им. Командование и исполнение - два равным образом универсальных принципа. Они взаимодействуют, как и два типа личности - склонной властвовать (властной) и подчиняющейся, принимающей власть. Оба типа объективно необходимы. Психология власти, её глубинные, подсознательные и эмоционально-волевые основы изучаются бихевиоризмом, педологией, неофрейдизмом и др.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 35-36)

ВЛАСТЬ УЧИТЕЛЯ
— влияние, оказываемое на обучаемых и воспитуемых знаниями, убеждениями, навыками, жизненным опытом, нравственным примером учителя, его личностью в целом. Учителю принадлежит право судить, оценивать, характеризовать, отбирать, поощрять, разрешать - не разрешать. Учитель - диктатор в масштабе классной комнаты. В.у. над душой и судьбой детей опасна возможностью злоупотребления ею. Чтобы не нанести вреда детям, учителю необходимо постоянно задаваться аналитическими вопросами к своей собственной деятельности: в какой жизненной ценности утвердился ребёнок, выйдя из очередной педагогической ситуации? В ощущении, что главное - догадаться, чего от тебя ждут властвующие над тобой люди, или в желании доискиваться до истины? С духовной жаждою или с умственным пресыщением? С презрением к науке или в восхищении перед силой разума? и т.д.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 36)
Ч421.421

ВЛЕЧЕНИЕ
— динамический процесс, при котором некоторое возбуждение, давление подталкивают организм к к.-л. цели. При этом цель или объект не конкретны; В. скорее фиксирует общую направленность движения и невозможность противостоять импульсу. Психологическое состояние В. - неосознаваемый этап формирования потребности. Представленная в нём потребность либо не развивается, угасает, либо, становясь осознаваемой, реализуется в форме конкретного желания, мечты и т.п. В. стимулирует деятельность человека, придаёт ей определённую направленность. Патология В. характерна, в первую очередь, для аномальных, психопатических личностей. Различают импульсивные В., направлен- ные на достижение объективно неприемлемых целей (пиромания, клептомания), и расстройства на уровне инстинктов, в первую очередь сексуального влечения (гомосексуализм, садизм, мазохизм, фетишизм, нарциссизм и др.). Импульсивные В. носят непреодолимый характер, они реализуются без попытки внутреннего сопротивления. К расстройствам В. на инстинктивном уровне относятся и нарушения пищевого В. (булимия, анорексия, полифагия, полидипсия). В. может носить контрастный характер, в этих случаях оно противоречит конкретной реальной ситуации и морально-этическим установкам личности. В. отличается от инстин- кта. Наряду с внешними возбуждениями, от которых субъект может укрыться или защититься, существует и постоянный прилив возбуждения из внутренних источников. В процессе В. различаются источники, объект, цели и сила влечения. Исследование различных форм детской сексуальности опровергает обыденное мнение, согласно которому сексуальное В. имеет точную цель и объект. Точно также и любое иное В. характеризуется многообразием и раздробленностью своих целей. З. Фрейд определял влечение как "пограничное понятие между психикой и соматикой", и все проявления В. он сводил к противопоставлению Голода и Любви, а затем Любви и Вражды.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 36)

ВНЕКЛАССНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
см. Внеурочная деятельность

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА
— составная часть учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся.
(Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей. - М., 2002. С. 311)

— часть деятельности педагогов, связанная с организацией и налаживанием внеурочной деятельности школьников.
(Гликман И.З. Теория и методика воспитания. - М., 2002. С. 156)

См. также Внеурочная работа

Ч421.38

ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ
— педагогически организованный процесс подготовки учащихся к самостоятельному чтению в соответствии с их индивидуальными интересами и потребностями. Термин предложен В.П. Шереметевским в 1886. В.ч. расширяет кругозор учащихся, помогает выработать привычку читать книги в свободное время по собственному выбору. Осн. средства организации В.ч.: чтение вслух на уроке; рассказ, беседа учителя, аудиовизуальные средства обучения, рекомендательная библиография. Наряду с уроками В.ч. проводятся различные внеурочные мероприятия - конференции, литературные праздники, читательские конференции, выставки, а также индивидуальная работа педагогов, родителей с учащимися, позволяющая выявить интересы детей и сформировать круг чтения. В.ч. помогает приобщить учащихся к библиотеке и научить их пользоваться рекомендательными библиографическими пособиями.
(Б.М. Бим-Бад "Педагогический энциклопедический словарь". М., 2002 г. с.36)
Ч426.21-38

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
— часть деятельности учащихся в школе. Это самообслуживвающий труд школьников, их участие в кружках и спортивных секциях, в конкурсах, олимпиадах, диспутах, в школьных и классных вечерах, в играх и походах, занятия в библиотеке. Эта деятельность, организуемая и направляемая педагогами, является весомым средством воспитания школьников.
(Гликман И.З. Теория и методика воспитания. - М., 2002. С. 157)
Ч421.38

ВНЕУРОЧНАЯ РАБОТА
— внеклассная работа, составная часть учебно-воспитательного процесса школы, одна из форм организации свободного времени учащихся. Направления, формы и методы В.р. практически совпадают с дополнительным образованием детей. В школе предпочтение отдаётся образовательному направлению, организации предметных кружков, научных обществ учащихся, а также развитию художественного творчества, технического творчества, спорта и др.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 36)

См. также Внеклассная работа, Кружковая работа, Объединения учащихся

Ч421.38

ВНЕУРОЧНЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАНЯТИЯ
— различные виды самостоятельной учебной деятельности школьников. Часть В.у.з. непосредственно связана с уроками: выполнение текущих домашних заданий, подготовка докладов, рефератов, сочинений. Другая часть связана с уроками опосредованно, это - кружки, факультативные занятия, спортивные секции, индивидуальные занятия искусством, техническим творчеством и пр.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 36)
Ч421.38

ВНЕШКОЛЬНАЯ РАБОТА
см. Внеклассная работа

ВНЕШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
— В отечественной истории педагогики термином "В.о." принято обозначать (с конца 19 в.) развившуюся во 2-й половине 19 - начале 20 вв. просветительскую деятельность общественных организаций и частных лиц, направленную на удовлетворение образовательных вопросов населения. Учреждения В.о. (воскресные школы, вечерние школы, общеобразовательные и профессиональные курсы для взрослых, повторительные классы, народные университеты, а также народные чтения, публичные лекции, народные библиотеки и читальни, книжные склады, народные дома, народные театры и пр.) создавались на общественные и частные средства и не входили в государственную систему народного образования. Отдельные учреждения для образования взрослых эпизодически возникали ещё в 1-й половине 19 в. (воскресные школы при предприятиях, публичные библиотеки и др.) и быстро распространились на рубеже 50-60-х гг. в условиях демократического подъёма, вызванного отменой крепостного права. По инициативе передовой интеллигенции, гл.о. студенческой молодёжи, возникло движение за создание воскресных школ, увеличилось число публичных библиотек, появились народные читальни, начали проводиться народные чтения, создавались комитеты и общества грамотности, другие общественные организации. В.о. поддерживали Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, Н.А. Корф и др. Однако в связи с опасностью распространения социалистических идей в 1862 воскресные школы, библиотеки, читальни и народные чтения были запрещены.В начале 70-х гг. наиболее подходящей формой работы были признаны народные чтения. Согласно официальным правилам (1876-1901), в народные аудитории допускались книги, одобренные Учёным комитетом МНП, чтения проводились с личного разрешения попечителя учебного округа и губернатора; надзор возлагался на директоров народных училищ. С 1888 разрешалось священникам устраивать народные чтения в уездных городах и сельской местности. С 1894 права проводить народные чтения добились земства. С начала 1900-х гг. мн. ограничения на организацию народных чтений были сняты. Получили распространение бесплатные народные библиотеки и читальни, организуемые земствами и просветительскими обществами и частными лицами (Ф.Ф. Павленков, В.А. Морозова, П.И. Макушин). В 1890 Министерством внутренних дел были изданы временные правила (в 1905 отменены), согласно которым в народные библиотеки допускалось лишь 10% книг, имевшихся на книжном рынке.

В конце 19 - начале 20 вв. Русское техническое общество создавало общеобразовательные и профессиональные вечерние курсы для рабочих (Смоленские курсы в Петербурге, 1883; Пречистинские рабочие курсы в Москве, 1897). В 1902 МНП утвердило правила, разрешавшие организовывать курсы только при министерских начальных, городских и промышленных училищах.

Во 2-й половине 80-х гг. появились народные дома, ставшие центрами В.о. Создавались также попечительства о народной трезвости (субсидировались Министерством финансов), которые располагали своими учреждениями В.о. В 1902 создана Комиссия общеобразовательных чтений для фабрично-заводских рабочих, которая организовывала народные чтения и издавала литературу монархического и религиозного содержания. Под влиянием Революции 1905-07 был снят ряд ограничений. С 1905 создавались народные университеты, среди которых выделялся Шанявского университет. В 1905-07 возникла широкая сеть культурно-просветительских обществ и клубов для рабочих. Были созданы: общества народных университетов (1905), Петербургское общество библиотековедения, Общество содействия внешкольному просвещению при Лиге образования в Петербурге и Общество содействия внешкольному образованию в Москве (оба в 1907). В 1912-13 началась подготовка работников В.о. в Педагогической академии и в университете Шанявского. С 1914 организовывались летние курсы во мн. губерниях.После октября 1917 В.о. было включено в государственную систему народного образования и после организации Главполитпросвета (1920) развивалось в русле политико-просветительной, а позднее культурно-просветительной работы.

В 90-е гг. В.о. получило статус дополнительного образования взрослых, ориентированного гл.о. на повышение профессионального уровня специалистов.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 36-37)

— особая сфера дополнительной образовательной деятельности, осуществляемая сетью внешкольных образовательных учреждений культурно-эстетического, естественно-научного, технического, спортивно-оздоровительного и других профилей в целях более полного удовлетворения разнообразных индивидуальных потребностей детей и подростков в духовном, интеллектуальном, нравственном и физическом развитии, организации их свободного времени и отдыха.
(Словарь согласованных терминов и определений в области образования государств-участников Содружества Независимых Государств. - М., 2004. С. 24)

См. также Образование взрослых

Ч421.38

ВНИМАНИЕ
— направленность и сосредоточенность психической деятельности на одни предметы или явления при одновременном отвлечении от других. В. - динамическая характеристика деятельности, её необходимая сторона. Объектом В. могут выступать как воздействия внешней среды, так и собственные мысли, переживания, действия.Выделяют три вида В. Наиболее простым и генетически исходным является непроизвольное В. Оно имеет пассивный характер, т.к. навязывается субъекту внешними по отношению к целям его деятельности событиями. Физиологическим проявлением этого вида В. служит ориентировочная деятельность. Если деятельность осуществляется в русле сознательных намерений человека и требует с его стороны волевых усилий, то говорят о произвольном В. Оно отличается активным характером, сложной структурой, опосредованной специально выработанными способами организации поведения. По мере развития операционально-технической стороны деятельности в связи с её автоматизацией возможно появление т.н. постпроизвольного В. При этом сохраняется соответствие направленности деятельности сознательно принятым целям, но её выполнение уже не требует специальных умственных усилий и ограничено во времени лишь утомлением.

К числу экспериментально определяемых характеристик В. относятся избирательность, объём, устойчивость, возможность распределения и переключаемость. Избирательность В. связана с возможностью успешной настройки при наличии помех на восприятие информации, относящейся к сознательной цели. Количество одновременно отчётливо осознаваемых объектов принимается за величину объёма В., который практически совпадает с объёмом непосредственного запоминания или кратковременной памяти. Этот показатель во многом зависит от организации запоминаемого материала и его характера и обычно равен 5-7 объектам. Для определения переключаемости и устойчивости В. применяются методики, позволяющие описать динамику выполнения познавательных и исполнительных действий во времени, в частности при смене целей. Выделяют три вида В. Наиболее простым и генетически исходным является непроизвольное В. Оно имеет пассивный характер, т.к. навязывается субъекту внешними по отношению к целям его деятельности событиями. Физиологическим проявлением этого вида В. служит ориентировочная деятельность. Если деятельность осуществляется в русле сознательных намерений человека и требует с его стороны волевых усилий, то говорят о произвольном В. Оно отличается активным характером, сложной структурой, опосредованной специально выработанными способами организации поведения. По мере развития операционально-технической стороны деятельности в связи с её автоматизацией возможно появление т.н. постпроизвольного В. При этом сохраняется соответствие направленности деятельности сознательно принятым целям, но её выполнение уже не требует специальных умственных усилий и ограничено во времени лишь утомлением.

К числу экспериментально определяемых характеристик В. относятся избирательность, объём, устойчивость, возможность распределения и переключаемость. Избирательность В. связана с возможностью успешной настройки при наличии помех на восприятие информации, относящейся к сознательной цели. Количество одновременно отчётливо осознаваемых объектов принимается за величину объёма В., который практически совпадает с объёмом непосредственного запоминания или кратковременной памяти. Этот показатель во многом зависит от организации запоминаемого материала и его характера и обычно равен 5-7 объектам. Для определения переключаемости и устойчивости В. применяются методики, позволяющие описать динамику выполнения познавательных и исполнительных действий во времени, в частности при смене целей.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 37)

ВНУТРИШКОЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
см. Управление школой

Ч421.41

ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
— одна из общих функций систем внутришкольного управления (см.Управление школой). В отличие от инспектирования В.к. осуществляется субъектами самого образовательного учреждения. Различают административный контроль, взаимоконтроль, коллективный контроль учителей, а также самоконтроль. Цель В.к. - дать информацию о реальном состоянии дел в образовательном учреждении, выявить причины недостатков работы для исправления ситуации, оказать методическую и практическую помощь учителям. Контроль и анализ информации лежат в основе принятия управленческих решений и т.о. делают управление осмысленным и целеустремлённым. Информация, получаемая в ходе В.к., используется в ходе оценки работы кадров, при обобщении передового педагогического опыта.

В.к. включает систематическое изучение жизнедеятельности школы, учебно-воспитательного процесса и труда учителя. Виды В.к.: фронтальный (проверка работы отдельного педагога), классно-обобщающий (комплексное изучение деятельности одного класса и работы с ним педагогического коллектива) и тематический (анализ одного направления учебно-воспитательной работы школы или учителя, прохождения определённой учебной темы и т.д.). Анализируются все аспекты работы педагогов: планирование, дидактическая и техническая подготовка к уроку, индивидуальная работа с учащимися, вариативность домашних заданий, проверка и оценка знаний учащихся. Осн. формы и методы В.к.: посещение уроков, беседы с учителями, зачётные уроки и пр. Результаты В.к. рассматриваются на заседаниях педагогического совета, методических объединений, кафедр, творческих групп и др.

В современной теории внутришкольного управления выделяют принципы эффективного В.к.: стратегической направленности контроля; соответствия делу (адекватность методов В.к. его объекту и ситуации); нормативов; контроля по критическим точкам; существенных отклонений; действия (ориентация контроля на конструктивные изменения ситуации); своевременности, простоты и экономичности контроля.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 38)

См. также Управление школой

Ч421.41

ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
см. Управление школой

ВНУШАЕМОСТЬ
— повышенная податливость по отношению к побуждениям, которые спровоцированы другими людьми, некритическая готовность подчиниться, склонность заражаться чужими настроениями и перенимать привычки. Является индивидуальным свойством личности, зависит от ряда характерологических особенностей (например, у истеричных лиц В. выше, чем у психастеников), от возраста (В. выше у детей), некоторых болезненных состояний (повышенная В. типична для больных алкоголизмом). Проявляется при общении, при чтении книг, при восприятии рекламы. Повышенная В. характеризует индивидов с относительно низким уровнем интеллектуального развития и несформированным логическим мышлением, входящим в структуру критичности. В. зависит от психологического состояния личности в тот или иной момент, её эмоциональности, степени усталости и т.п. В значительной мере взаимосвязана с конформностью, т.е. с тенденцией подчинять своё поведение влиянию других людей (такое "групповое давление" больше обусловлено социальными факторами). Различная степень В. и её характер определяют выбор психотерапевтических методик. При частом воспроизведении состояний В. происходит формирование соответствующего характера (черты робости, доверчивости, впечатлительности, тревожности, неуверенности в себе).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 38)

ВНУШЕНИЕ
— воздействие на психику человека, при котором путём преимущественно неосознаваемой психической активности создаётся установка на функциональное развёртывание её резервов. Предполагается, что в основе В. лежит специальная суггестивная установка, являющаяся важным механизмом уравновешивания отношений личности с окружающей средой. Успешность В. зависит как от внушаемости, так и от ретенции, прочности В., т.к. человек может быть внушаемым, но само В. оказывается непрочным, нестойким. В. может быть прямым и косвенным, в котором определённое значение придаётся тем или иным предметам и явлениям; в гипнозе и в состоянии бодрствования; вербальным и зрительным. В процессе гипноза В. может предусматривать желательную деятельность или чувства человека на период после гипнотического сеанса. Синоним: суггестия.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 38)

См. также Суггестия

ВОВЛЕЧЁННОСТЬ (ангажированность)
— глубокая внутренняя связь личности с социально-политическими структурами и окружающим их морально-психологическим климатом, одна из характеристик процесса осуществления активной жизнедеятельности, противоположность инертности, равнодушию, аполитичности. В. - неустранимая характеристика деятельности творческой личности. В. в позитивную социальную и политическую жизнь общества представляет собой одну из целей воспитания и обучения.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 38)

ВОДОВОЗОВ Василий Иванович (1825-1886)
— педагог, методист по русской словесности и начальному обучению. Сторонник "реального" метода преподавания гуманитарных дисциплин. Разработал систему упражнений и аналитических бесед, охватывающих все этапы начального обучения ("Книга для первоначального чтения в народных школах", 20 изд., 1896). Составил (70-е гг.) программу преподавания русского языка и словесности на основе разбора идейно-художественных особенностей литературного произведения.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 345)
(Ланин Б.А. Литературное образование в XIX - начале XXI века. - М., 2005. С. 5-6)
Ч33(2)5

ВОДОВОЗОВА Елизавета Николаевна (урождённая Цевловская, по второму мужу Семевская; 1844-1923)
— педагог, детская писательница. Ученица К.Д. Ушинского и В.И. Водовозова. На основе анализа практики фребелевских детских садов в Германии и Швейцарии разработала оригинальную концепцию содержания дошкольного воспитания с использованием фольклора и детских игр ("Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста", 1871; 7 изд., 1913). Автор книг для детей и юношества ("Из русской жизни и природы", ч. 1-2, 1871- 1872; 8 изд., 1905; "Жизнь европейских народов", ч. 1-3, 1875-83; 3 изд., 1881-1903, и др.).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 345)
Ч33(2)5
Ч33(2)7-8

ВОЕННО-УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ
— учреждения военно-профессиональной подготовки кадров для вооружённых сил. В России появились в конце 17 - начале 18 вв. (Артиллерийские школы при бомбардирской роте Преображенского полка и при Московском пушечном дворе, Школа математических и навигацких наук в Москве и др.). В них принимались преимущественно дети дворян. Выпускники производились в офицеры, прослужив определённое время унтер-офицерами. Унтер-офицерские кадры готовились в адмиралтейских школах (с 1703). До 1917 существовали военные академии, военные гимназии, военные училища для подготовки офицеров, кадетские корпуса, офицерские школы в армии и офицерские классы на флоте, школы военных фельдшеров и др., а также во время 1-й мировой войны - школы прапорщиков. В Рос. Федерации в систему В.-у.з. входят военные академии, высшие военные училища, военные институты, военные факультеты при некоторых гражданских вузах (медицинских, финансовых), курсы переподготовки и усовершенствования офицерского состава, средние военные училища, суворовские военные училища и нахимовские училища.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 38)
Ц4,8(2)39

ВОЕННЫЕ ГИМНАЗИИ
— в дореволюционной России средние общеобразовательные закрытые учебные заведения. Созданы в 1863 по инициативе военного министра Д.А. Милютина и начальника Гл. управления военно-учебных заведений Н.В. Исакова на базе общеобразовательных классов кадетских корпусов. Воспитатели, преимущественно офицеры, заменялись гражданскими лицами с педагогическим образованием. В.г. были учреждениями интернатного типа, воспитанники содержались за счёт государства. Срок обучения 6 (с 1873 - 7) лет. В.г. создавались преимущественно для детей дворян, но в них учились дети и других слоёв населения. Учебный план соответствовал несколько сокращённому курсу реальных гимназий и включал русский и иностранный языки, словесность, естественную историю, географию, физику, космографию, закон Божий. Особое внимание уделялось физическому развитию учащихся. Проводились внеклассные занятия (чтение, игры, рисование и пр.). Окончившие В.г. имели преимущественное право поступления в военные училища. Были организованы также 4-классные военные прогимназии (учебные программы соответствовали уездным училищам). К 1881 имелось 30 В.г. и военных прогимназий. В 1882 преобразованы в кадетские корпуса.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 38)
Ц4,8(2)398

ВОЗБУЖДЕНИЕ
— психическое состояние, характеризующееся усилением и ускорением различных проявлений психической деятельности - мышления, речи, моторики. В. может возникнуть как эмоциональная реакция на к.-л. событие, известие, поступки других людей и т.п. Как правило, в этих случаях оно быстро проходит. Но В. может также быть следствием заболевания, нарушения психического здоровья ребёнка. Поэтому ребёнок, часто испытывающий В., нуждается в психологической и медицинской помощи.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 38)

© Российская национальная библиотека, 2006