ОПОРНЫЙ СИГНАЛ
— средство наглядности (схема, рисунок, чертеж, криптограмма), содержащее необходимую для долговременного запоминания учебную информацию, оформленную по правилам МНЕМОНИКИ (искусства запоминания).
(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 100)

См. также Мнемоника

Ч312

ОПОЯЗ
— система взглядов ученых, сообщество коллег "Общество по изучению поэтического языка", одно из наиболее ярких разветвлений формальной школы в русском литературоведении.
(Ланин Б.А. Литературное образование в XIX - начале XXI века. - М., 2005. С. 21-23)

См. также Томашевский Б.В.,Шкловский, Эйхенбаум Б.М.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ, дефиниция
— логический приём, с помощью которого раскрывается содержание понятия, выявляются существенные признаки объектов, отображаемых в данном понятии. О. называется и результат этого процесса, выраженный в форме суждения. В обучении (шире - в познании) О. используется для установления точного смысла терминов, исходных понятий.

В практике обучения используются не только строго логические О., но и другие, сходные с О. формы: указание, т.е. разъяснение слова путём включения его в знакомый контекст; описание, т.е. перечисление по возможности всех признаков понятия, и др. Знание О. не является достаточным критерием качества усвоения, в практике обучения известны факты расхождения между словесным О. понятия и тем реальным значением, которое оно приобретает в сознании учащихся.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 180)

ОПТИМИЗМ
— представление о том, что в мире господствует положительное начало, добро.
(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 101)

ОПЫТ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
— совокупность практических знаний, умений, навыков, приобретаемых педагогом в ходе повседневной учебно-воспитательной работы; основа профессионального мастерства учителя; один из источников развития педагогической науки.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 180)

См. также Педагогическое мастерство

ОПЫТНО-ПОКАЗАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ Наркомпроса РСФСР
— учебно-воспитательные учреждения, организованные для разработки форм и методов обучения и воспитания, а также внедрения их в практику массовой школы. О.-п.у. служили базой подготовки и переподготовки педагогических работников, проводили культурно-просветительскую работу среди населения.

С 1918 О.-п.у. стали создаваться как образцы для других учреждений образования. С 1919 перешли в ведение Наркомпроса. Подразделялись на дошкольные, школьные, внешкольные и опытные станции. Работой их руководил отдел О.-п.у., созданный в 1922 при Главсоцвосе.

В состав дошкольных О.-п.у. входили детские сады и очаги, детские дома для малышей. Здесь, в частности, началось изучение опыта воспитания дошкольников в группах продолженного дня (современный продлённый день). К школьным О.-п.у. относились школы I и II ступени, школы-коммуны, а также детские городки (объединения дошкольных и школьных детских домов или школ). Опытные станции включали воспитательные учреждения различных типов, реже - учительские курсы, педагогические техникумы, библиотеки, клубы. Их гл. целью было исследование педагогического процесса с учётом влияния микросреды и пр. Всего было 11 станций. Наиболее известны: 1-я (создатель и руководитель С.Т. Шацкий; отделения в Москве и Калужской области) и 3-я (Гагинская в Рязанской области; руководитель Б.В. Всесвятский); школа-коммуна им. П.Н. Лепешинского (руководитель М.М. Пистрак). К вспомогательным О.-п.у. относились экскурсионные базы, детские клубы и другие учреждения, например медико-педагогическая станция, включавшая клинику, музей детской психологии и дефектологии, детский дом для умственно-отсталых детей и пр. В 1937 О.-п.у. были преобразованы в массовые школы.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 180)

См. также Луначарский

Ч33(2Р)к211

ОРБЕЛИАНИ Сулхан Саба (1658-1725)
— грузинский просветитель, учёный, писатель, политический деятель. Воспитатель царя Картли (с 1703) Вахтанга VI, участник многих его просветительских начинаний: открытия первой в Грузии типографии (1703), создания миссионерских школ и т.д. Сторонник просвещённого абсолютизма. В произведении "О мудрости вымысла" (другое название "О мудрости лжи"; рус. пер. 1939, 1951, 1959), написанном в форме диспута, провозгласил целью воспитания формирование образованной и высоконравственной личности. Автор религиозно-назидательного произведения "Поучение". Составил фундаментальный "Грузинский лексикон", где, в частности, дал толкование мн. педагогических понятий, предложил свою возрастную периодизацию, изложил буквослагательный метод обучения грамоте.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 389)
Ч33(2Г)

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
— варианты непосредственного и опосредованного педагогического общения между обучающими и обучаемыми в учебно-воспитательном процессе.

Непосредственное общение чаще всего происходит в парной форме организации занятий (учитель - ученик, ученик - ученик). Групповая форма обучения имеет две разновидности: фронтальную (например, работа учителя с классом) и звеньевую (бригадную). Общение каждого с каждым и по очереди в парах сменного состава (по М.Н. Скаткину) или в диалогических сочетаниях (по А.Г. Ривину), или в динамичных парах (по А.С. Границкой) представляет собой коллективную форму организации занятий.

Опосредованное общение людей происходит без личного контакта, гл.о. через письменную речь или средства, её заменяющие. В учебно-воспитательном процессе это т.н. индивидуальная (индивидуально-обособленная) самостоятельная работа учащихся.

Общие, или структурные, О.ф.о. (индивидуальная, парная, групповая и коллективная) лежат в основе конкретных организационных форм (урок, домашняя работа, факультативные занятия, семинар, консультация и т. д.). Осн. форма школьного обучения - урок. Групповая, парная и индивидуальная формы работы - традиционные для большинства вузов и школ.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 180)
Ч312

ОРДИНАТУРА
см. Ординатура клиническая

Ординатура клиническая
— в Российской Федерации высшая форма повышения квалификации врачей в медицинских вузах, институтах повышения квалификации и научно-исследовательских учреждениях.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 180-181)
Ч488.94(2)78

ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
— Оренбург, ул. Челюскинцев, 18. Социальная работа.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 473)

См. также Университеты

Ч489.514(2)7

ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
— Оренбург, ул. Советская, 19. Психология, педагогика и методика дошкольного образования, педагогика и методика начального образования, социальная педагогика.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 470)

См. также Педагогические высшие учебные заведения

Ч489.514(2)7

ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
— Оренбург, просп. Победы, 13. Психология, профессиональное обучение.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 473)

См. также Университеты

Ч484(2)711.9-Оренбург

ОРЕХОВО-ЗУЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
— Орехово-Зуево Московской обл., ул. Зелёная, 22. Психология, дошкольная педагогика и психология, педагогика и методика начального образования.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 470)

См. также Педагогические высшие учебные заведения

Ч489.514(2)7

ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
— совокупность действий субъекта, направленных на активную ориентировку в ситуации, её обследование и планирование поведения. К осн. задачам О.д. относят: анализ проблемной ситуации, установление отношений между элементами ситуации и их актуальных значений, построение плана действий, а по ходу его выполнения - контроль и коррекцию. Необходимые формы осуществления О.д. создают различные формы психического отражения, которые, будучи включены в структуру О.д., обеспечивают реализацию её функций: подготовку, регулирование и контроль поведения субъекта в изменчивых условиях. Существенное отличие О.д. человека от О.д. животных состоит в том, что при планировании и регулировании поведения человек опирается на накопленные обществом знания о предметах и способах действия с ними, а также на общественные формы отношений. П.Я. Гальпериным была выдвинута оригинальная трактовка этой проблемы, согласно которой О.д. не ограничивается одними интеллектуальными функциями: и потребности, и чувства, и воля не только нуждаются в ориентировке, но с психологической стороны представляют собой не что иное, как разные формы О.д. субъекта в различных проблемных ситуациях, разных задачах и с разными средствами их решения.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 181)

ОРЛАЙ Иван Сергеевич (1770 или 1771-1829)
— врач, доктор медицины (Дерпт, 1807), почетный член Медико-хирургической академии (с 1817), педагог, литератор. Хирург при императорском дворе и в Семёновском полку (1800-10). Директор Нежинской гимназии высших наук (с 1821; в 1832 преобразована в лицей) и Ришельевского лицея (с 1826) в Одессе, где развивал прогрессивные методы обучения и воспитания. Труды по медицине, педагогике, истории. Автор "Истории о карпато-россах..." (1804) - одного из первых трудов по этой проблеме.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 389-390)
Ч33(2)471

ОРЛОВ Александр Андреевич (р. 1938)
— д-р педагогических наук и профессор (1986), член-корреспондент РАО (2001; Отделение философии образования и теоретической педагогики), зав. кафедрой педагогики Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 467)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
— Орёл, ул. Комсомольская, 95. Психология, социальная работа, дошкольная педагогика и психология, педагогика и методика дошкольного образования, педагогика и методика начального образования, социальная педагогика, сурдопедагогика, олигофренопедагогика, логопедия, специальная дошкольная педагогика и психология, валеология.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 473)

См. также Университеты

Ч489.514(2)7

ОРФ (Orff) КАРЛ (1895-1982)
— немецкий композитор, педагог, драматург, реформатор системы детского музыкального воспитания (ФРГ). Член Баварской академии искусств (1950), академии "Санта-Чечилия" (Рим, 1957) и др. В 1924 осн. (совместно с хореографом Д. Гюнтер) школу гимнастики, музыки и танца для подготовки руководителей музыкально-двигательного воспитания - Гюнтершуле. Использовал метод ритмической гимнастики Э. Жак-Далькроза и новые тенденции в искусстве танца. О. создал свою систему ритмико-музыкального воспитания, построенную на идее взаимного проникновения и дополнения музыки и движения. При дальнейшей разработке системы добавил к музыкальным и двигательным компонентам звучащее слово. В 1962 в Зальцбурге открыт "Институт Орфа" (отделение высшей школы музыки и театра "Моцартеум"), осуществляющий работу с детьми и педагогами в международном масштабе. Педагогические методы О., направленные на познание музыки через активную деятельность, собственное индивидуальное и коллективное музицирование учащихся, находят применение и в лечебных целях в школах для слепых, глухих, в логопедических учебных заведениях.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 390)
Ч33(4Ф)

ОРФОГРАФИЯ (греч. orthographia, от orthos - правильный и graphio - пишу)
— правила, устанавливающие единообразие способов передачи речи на письме. О. определяет передачу звуков (фонем) буквами; слитное, раздельное и дефисное написание слов; употребление прописных букв; способы переноса. Иногда как синоним О. употребляется термин "правописание", имеющий и более широкое значение, включающее пунктуацию.

В Рос. Федерации для русского языка действуют "Правила русской орфографии и пунктуации", утверждённые в 1956. Методика обучения О. в школе включает многочисленные упражнения, которые делятся на три осн. вида: различные варианты списывания с книги; различные виды диктантов и творческие письменные работы: изложения, сочинения и др.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 181)
Ч426.131(2)3
Ч426.131(2)56

ОРФОЭПИЯ (греч. orthoepeia, от orthos - правильный и epos - речь)
— совокупность норм языка, обеспечивающих единство его звукового оформления. Работа над правильным литературным произношением - составная часть всех занятий в школе. К наиболее распространённым методическим приёмам обучения О. относятся: обучающее чтение учителя, объяснительное чтение, выразительное чтение, прослушивание литературных произведений в исполнении мастеров художественного слова, анализ радио- и телепередач, звукозаписей, разучивание текстов наизусть, работа над правильным произношением, ударением и т.д.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 181)
Ч426.131(2)22

ОСАНКА
— привычное положение тела человека в покое и движении. При правильной О. тело постоянно и без напряжения сохраняет выпрямленное положение, плечи слегка отведены назад, живот подобран. Такая О. не просто делает фигуру красивой, но способствует правильному функционированию всего организма. Нарушения О. (сутулость, искривление позвоночника и пр.), особенно в период роста, могут привести к деформации костного скелета, различным заболеваниям сердца, лёгких, органов пищеварения. К нарушениям О. приводят некоторые заболевания (ожирение, плоскостопие, несоблюдение режима, неудобная мебель, недостатки физического воспитания и пр.). К нарушениям О. приводят также непосильные физические нагрузки. Профилактика нарушений О. должна начинаться с первых дней жизни ребёнка. Необходимо наблюдать за поведением ребёнка во время прогулок, занятий, отдыха и пр., соблюдать режим дня и питания, правильно оборудовать место для учебных занятий (мебель, освещение и пр.). Важное значение имеет физическое развитие (укрепление мышечного аппарата, занятия физкультурой и спортом, подвижные игры и пр.).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 181)
Ч421.354
Ч491.354

ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ НАКАЗАНИЯ несовершеннолетних
— Применяется в соответствии со статьёй 92, ч. 2 Уголовного кодекса РФ, если несовершеннолетний, осуждённый за совершение преступления средней тяжести, может быть изолирован от общества без применения к нему наказаний в виде ареста или лишения свободы, а путём помещения его в специальное учебно-воспитательное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в особых условиях воспитания, или лечебно-воспитательное учреждение. Вопрос о возможности и необходимости помещения несовершеннолетнего в указанные учреждения решается судом. Помещение несовершеннолетнего в специальное учреждение связано с существенным ограничением свободы общения, особыми требованиями режима, организации обучения, труда, лечения.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 181)
Х

ОСНОВНАЯ ШКОЛА
— общеобразовательное учебное заведение, реализующее общеобразовательные программы начального и основного общего образования.
(Словарь согласованных терминов и определений в области образования государств-участников Содружества Независимых Государств. - М., 2004. С. 63)

См. также Школа, Основное общее образование

Ч424

ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  1. вторая ступень общего образования, задачей которого является создание условий для воспитания, становления и формирования личности обучающегося, для развития его склонностей, интересов и способностей к социальному самоопределению;
  2. необходимая база для получения среднего (полного) общего образования, а также начального и среднего профессионального образования.
(Словарь согласованных терминов и определений в области образования государств-участников Содружества Независимых Государств. - М., 2004. С. 64)

См. также Образование, Общее образование,Основная школа

Ч424

ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ОБЖ)
— учебный предмет в 1-11-х классах общеобразовательной школы; преподаётся с 1998. Изучение курса ОБЖ направлено на воспитание и формирование человека, не являющегося носителем или источником возникновения экстремальных и чрезвычайных ситуаций. В основу курса положена формула "триады" - системы безопасности "Природа - Человек - Общество", где в формулу "Общество" введено не только понятие "Социума", но и результаты деятельности человека, т.е. техногенные аспекты и их воздействие на самого человека и окружающую среду. При изучении курса выявляются причины, порождающие нарушение гармонии взаимодействия составляющих системы "Природа - Человек - Общество", и определяются способы и направления противодействия этому процессу. Особое внимание в курсе уделено изучению здорового образа жизни.

Программа курса ОБЖ предусматривает формирование гуманистических основ знаний и умений по сохранению здоровья и защите жизни в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, по оказанию само- и взаимопомощи в случае появления опасности. Она предназначена для привития учащимся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности, умений распознавать и оценивать опасные и вредные факторы среды обитания человека и определять способы защиты от них.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 181)
Ч426.99-обж

ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ (ОИВТ)
— учебный предмет, введённый в средние учебные заведения Рос. Федерации в 1985/86 учебном году. Предусматривает изучение законов и методов сбора, передачи и обработки информации с помощью электронной вычислительной техники. Цель обучения ОИВТ - формирование компьютерной грамотности и воспитание информационной культуры учащихся. Осн. акцент делается на формирование у учащихся навыков пользования компьютером в различных сферах деятельности.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 181)
Ч426.29

ОСНОВЫ ПРОИЗВОДСТВА И ВЫБОР ПРОФЕССИИ
— в Рос. Федерации учебный курс, изучаемый в 8-9-х классах (до 1989/90 учебного года в 7-8-х классах) в рамках трудового и профессионального обучения с целью расширения научного и технического кругозора учащихся, оказания им помощи в сознательном выборе профессии.

В содержание курса входят: понятия о научных основах современного производства и ведущих направлениях его интенсификации; общие сведения по основам выбора профессии (классификация профессий, комплекс требований к представителю определённой профессии, учёт личных интересов и пр.); практические работы по ознакомлению с 2-3 профилями трудовой подготовки и массовыми профессиями и др. Профессиональная консультация, проводимая в рамках учебного курса, дополняется аналогичной работой во внеурочное время. Состав учебного курса отнесён с 1992 к региональным компонентам содержания общего среднего образования.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 181)
Ч426.93
Ч421.202.5

ОСОВСКИЙ Ефим Григорьевич (р. 1930)
— д-р педагогических наук (1982), профессор (1983), член-корреспондент РАО (1993; Отделение философии образования и теоретической педагогики), зав. кафедрой Мордовского государственного педагогического института.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 467)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

ОСТАТОЧНОЕ ЗРЕНИЕ
— различные формы нарушения зрения, при котором наблюдаются светоощущение, цветоощущение и форменное видение при остроте зрения, равной 0,05 и ниже, на лучше видящем глазу. О.з. характеризуется различной формой выраженности нарушений зрения, разнообразием трудностей зрительной ориентации, неустойчивостью состояния зрительных функций, повышенной, быстрой утомляемостью зрения.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 181-182)

ОСТЕР Григорий Бенционович (р.1947)
— детский писатель. Пьесы для кукольных театров. Сказки "Как хорошо дарить подарки" (1975), "Котёнок по имени Гав", "38 попугаев" (обе 1978), "Бабушка удава", "Зарядка для хвоста" (обе 1993), "Остров Эскадо" (1994) и другие. По мн. произведениям О. созданы популярные мультфильмы. О. - автор работ, написанных в жанре научно-занимательной литературы. Например, в стихотворном сборнике "Вредные советы" (1990) он в пародийной форме "переложил" стереотипные понятия педагогической морали; составил также нетрадиционные задачники по математике и физике для детей и взрослых.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 390)
Ч426.21,6(2)317.8-Остер

ОСТРОГОРСКИЙ Александр Яковлевич (1868-1908)
— педагог, журналист, общественный деятель. Организатор отделов по народному образованию на Всероссийской промышленной и художественной выставке в Н. Новгороде (1896) и Всемирной парижской выставке (1900). Редактор-издатель журнала "Образование" (с 1896). Директор (с 1898) Тенишевского училища (общеобразовательная школа князя В.Н. Тенишева) в С.-Петербурге, которое отличалось новаторской методикой преподавания. Один из организаторов (1905-1907) "Союза учителей и деятелей по народному образованию" (позже Всероссийский учительский союз). Учебники и учебные пособия, в т.ч. "Русское правописание" (13 изд., 1917) и хрестоматия "Живое слово" (12 изд., 1916-17).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 390)
Ч33(2)52

ОСТРОГОРСКИЙ Алексей Николаевич (1840-1917)
— педагог, детский писатель, журналист. Преподавал в учебных заведениях военного ведомства, в учительской семинарии в Москве. В педагогических журналах ("Учитель", "Чтение для юношества", "Образование") публиковал статьи, посвящённые различным сторонам школьного дела. В 1869-77 редактор журнала "Детское чтение", для которого писал научно- популярные статьи и художественные произведения, гл.о. о природе, мире животных. В 1883-1910 редактор журнала "Педагогический сборник", где были напечатаны программные работы О. "По вопросу о нравственности" (1887), "Справедливость в школьной жизни" (1888) и др. Особое место заняли его публикации по методике преподавания арифметики и геометрии. О. составил и издал "Педагогическую хрестоматию" (1907) с целью познакомить общественность с идеями крупнейших отечественных педагогов. О. опубликовал подготовленные К.Д. Ушинским материалы для 3-го тома "Педагогической антропологии" ("Собрание неизданных сочинений" К.Д. Ушинского, 1908), снабдив их биографией автора. Занимался исследованием педагогической деятельности Н.И. Пирогова.

Определяя педагогические задачи школы, О. подчёркивал преимущества массового образования в подготовке человека к активной и полноценной жизни в обществе. О. различал понятия воспитания, формирующего убеждения и характер человека, и образования, призванного дать знания и кругозор. Дидактические идеи О. направлены на формирование способностей к логическому мышлению, владению вниманием и волей, анализу жизненных фактов.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 390)
Ч33(2)52

ОСТРОГОРСКИЙ Виктор Петрович (1840-1902)
— педагог, литератор, общественный деятель. Ученик В.Я. Стоюнина. Преподавал словесность, историю русской и всеобщей литературы в учебных заведениях С.-Петербурга. Автор литературно-критических и биографических работ, посвящённых творчеству русских писателей, статей и книг общепедагогического, методического и мемуарного характера, пьес, рассказов для детей; редактор журналов "Детское чтение" (1877-84), "Воспитание и обучение" (1885), "Мир Божий" (1892-1902). На собственные средства открыл бесплатную двухклассную школу на Валдае (1896). О. был сторонником демократических идеалов "шестидесятников" 19 в. Рассматривал образование и воспитание как единый процесс. Разработал курс школьного литературного образования, первую в России методику организации эмоционально-образного восприятия литературы.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 390)
(Ланин Б.А. Литературное образование в XIX - начале XXI века. - М., 2005. С. 7-8)
Ч33(2)5

ОСТРОГРАДСКИЙ Александр Фёдорович (1853-1907)
— сурдопедагог. С 1885 преподавал в Петербургском училище глухих. В 1897 открыл курсы для подготовки сурдопедагогов, в 1898 организовал издание журнала "Листок по обучению глухонемых, воспитанию и призрению их". Разрабатывал систему обучения глухонемых детей по звуковому методу; подготовил учебники и учебные пособия для глухонемых. Автор первого отечественного учебника по истории для глухих "Рассказы по русской истории. Со статьями о жизни первобытных людей" (1900).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 390)
Ч33(2)5

ОСТРОГРАДСКИЙ Михаил Васильевич (1801-1862)
— математик, академик Петербургской АН (1830). Основатель петербургской математической школы. В 1832-59 возглавлял преподавание математики в Главном педагогическом институте. Руководил разработкой программ, методических указаний по математике. Автор руководств по элементарной математике.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 390)
Ч33(2)47

ОСТРОЖСКАЯ ШКОЛА, Острожская академия
— один из центров восточнославянской культуры последней трети 16 - начала 17 вв. Осн. киевским воеводой кн. К.К. Острожским (1526-1608) в его владении - г. Острог - в конце 70-х гг. 16 в. В программу обучения входили славянский, греческий, польский и латинский языки, грамматика, риторика, элементы математики и философии, астрономия, богословие. Школа отличалась среди православных учебных заведений высоким уровнем преподавания и наиболее полным учебным курсом. Она стала своего рода высшим учебным заведением, направлявшим деятельность других школ, основанных кн. Острожским в Турове (1572), Владимире-Волынском (1577). Первый ректор О.ш. - городской писарь Г.Д. Смотрицкий (отец М. Смотрицкого, учившегося там же), его преемником стал Кирилл Лукарис, впоследствии александрийский патриарх. С О.ш. связана деятельность Ивана Фёдорова, который открыл в Остроге типографию и выпустил для учеников 2 издания "Азбуки" (т.н. Острожская азбука). В О.ш. было подготовлено первое полное славянское издание Библии (1581). После смерти своего основателя О.ш. постепенно пришла в упадок.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 182)
Ч33(2Ук)42

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
— отношение зависимости человека от чего-то, воспринимаемого им в качестве определяющего основания для принятия решений и совершения действий, прямо или косвенно направленных на сохранение иного или содействие ему. Объектом О. могут быть другие люди, будущие поколения, общности, животные, окружающая среда и т.д. В праве объектом О. является закон. О. может быть обусловлена:
а) ненамеренно (естественно или случайно) обретённым человеком статусом (например, О. родителей),
б) сознательно принятым им социальным статусом (О. педагога), или заключёнными соглашениями (например, О. наёмного работника).

Соответственно различают О. естественную и контракторную. О., обусловленная статусом, осознаётся человеком как призвание, О., обусловленная соглашением, - как обязанность.

О. может быть двоякой:
а) накладываемой групповыми, служебными обязанностями, и это, скорее, подотчётность;
б) самостоятельно принимаемой личностью в качестве личного и универсализуемого долга.

В истории философии идея О. развивается в связи с темами свободы (воли, принятия решения, действия), вменения и вины.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 182)

"ОТЕЧЕСТВО"
— туристско-краеведческое движение учащихся. Программа "О." разработана Центром детско-юношеского туризма Министерства образования Рос. Федерации совместно с Союзом краеведов России. Осн. цель - знакомство школьников с природой, историей и культурой родного края. Участие в движение "О." является добровольным. Программа "О." осуществляется по направлениям краеведческих исследований и помогает разрабатывать региональные и местные краеведческие проекты. Участники программы "О." выполняют различные работы от простейших описаний до сложных исследований, участвуют в туристических экспедициях и походах, краеведческих конференциях и олимпиадах, работают в краеведческих музеях, библиотеках, институтах. Движение "О." способствует профессиональному самоопределению школьников.

Осн. программы движения "О.": Родословие, Малые города России, Летопись родного края, Земляки, Природное наследие, Экология, Культурное наследие, Исчезнувшие памятники России, Исторический некрополь России, Этнография, Археология, Литературное краеведение, Военная история, Великая Отечественная война, Дети и война, Поиск, Юные геологи, История детского движения, Школьные музеи, К туристскому мастерству.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 182)
Ч421.385.4

ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ
— поведение, устойчиво повторяющееся в нарушениях социальных норм. О.п. рассматривается в нескольких аспектах. С юридической точки зрения О.п. означает противоправное поведение (см.Девиантное поведение, Правонарушения, Преступность несовершеннолетних). О.п. может также носить асоциальный характер, но не быть противоправным. К этому типу О.п. относятся бродяжничество как следствие детской безнадзорности и беспризорности, явления алкоголизма, наркомании, аутоагрессивное поведение (т.е. покушение на собственный организм, вплоть до суицида).

О.п. оценивается по дисциплинарным мерам: наказуемое, неодобрямое, порицаемое и т.п. поведение. Асоциальное и антисоциальное О.п. во многом определяются субъективными факторами и типом воспитательной системы (авторитарная, демократическая). О.п. является, как правило, результатом дизсоциального воспитания.

Наиболее сложно оценить О.п. в сфере морали. Несовершеннолетние, свершившие безнравственные поступки (с точки зрения взрослых), не всегда могут быть объективно признаны аморальными типами. Из-за возрастных особенностей к детям и подросткам нельзя подходить с такими же мерками, как к взрослым. Обычно трудные подростки высоко оценивают смелость, щедрость, героизм, презирают трусость, предательство. Однако часто эти нормы распространяются только на ближайшее окружение подростков.

О.п. выражается в изменениях ценностных ориентаций личности, т.е. в деформации системы внутренней регуляции личности. Выделяют докриминогенный уровень О.п. (мелкие проступки, не представляющие большой общественной опасности) и криминогенный уровень (преступные деяния).

Профилактика О.п. строится с учётом психологических особенностей, мотивации интересов несовершеннолетнего. О.п. чаще всего проявляются у педагогически запущенных и трудновоспитуемых детей, поэтому профилактика О.п. во многом совпадает с мерами предупреждения запущенности педагогической.

Профилактика О.п. должна быть направлена на ликвидацию неблагоприятных влияний воспитания, порождающих негативные черты в развитии личности несовершеннолетних. Эти отрицательные влияния представляют собой взаимодействие различных факторов: индивидный (действующий на уровне психобиологических предпосылок), психолого-педагогический (дефекты семейного и школьного воспитания), социально-психологический (неблагоприятные особенности взаимодействия несовершеннолетних с ближайшим окружением - семьёй, улицей, детским коллективом и пр.), личностный (активно-избирательное отношение несовершеннолетнего к предпочитаемой среде общения, общественным нормам и ценностям, педагогическим воздействиям), социальный (социокультурные и социально-экономические условия существования общества).

Психобиологическими предпосылками О.п. могут выступать определённые неблагоприятные свойства психики. В качестве психобиологических предпосылок выделяются нервно-психические патологии и заболевания, акцентуации характера, задержка психического развития, нарушения в психофизическом развитии. В этих случаях несовершеннолетние нуждаются в психолого-педагогической и медицинской помощи.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 182)

См. также Девиантное поведение, Правонарушения, Преступность несовершеннолетних

ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
— современная модификация заочного обучения. Применяется преимущественно в высшем профессиональном образовании и в системе повышения квалификации. Поддерживается телевизионными учебными программами, радио и Интернетом. Широко используется интерактивная, в частности, телефонная связь преподавателей и студентов.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 182)
Ч484(2)763
Ч481.231.1

ОТКРЫТОЕ ОБУЧЕНИЕ
— способ организации учебной работы в школах (преимущественно начальных) ряда зарубежных стран. Для О.о. характерны отказ от классно-урочной системы и от оценки успеваемости на основе заданных норм, гибкая, "открытая" организация учебного пространства, подвижный состав ученических групп, а также свободный выбор ребёнком видов и способов учебной работы. Занятия проводятся одновременно несколькими учителями со значительным числом учащихся (св. 100) в большом помещении, которое разделено подвижными перегородками на соединяющиеся учебные зоны. Ученики работают небольшими группами или индивидуально. Взаимодействие с учителем подчиняется задачам ориентации учащихся в самостоятельной работе с учебным материалом.

Широкое распространение О.о. получило в начале 1960-х гг. в Великобритании, а в 70-х гг. и в ряде других стран. О.о., как правило, связывают с положительными сдвигами в отношении учеников к школе, указывая на доброжелательную, эмоционально насыщенную атмосферу взаимоотношений учителей и учащихся. С другой стороны, отсутствие постоянного руководства со стороны учителя вызывает у некоторых учащихся состояние тревожности. Против О.о. выступают и некоторые родители и учителя, требующие возврата к традиционным формам и методам обучения в начальной школе.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 182-183)
Ч421.31

ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИННОВАЦИЙ
— Москва, ул. Красного Маяка, 13, корпус 4. Психология, валеология.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 476)

См. также Негосударственные ВУЗы

Ч489.514(2)7

ОТМЕТКА
— условное выражение количественной оценки знаний, умений и навыков обучаемых в цифрах или баллах.
(Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005. С. 418)

См. также Оценка

Ч421.28

ОТМИРАНИЯ ШКОЛЫ ТЕОРИЯ
— концепция, разработанная в конце 20-х гг. руководителями Института методов школьной работы М.В. Крупениной и В.Н. Шульгиным. Прямолинейно понимая тезис об отмирании в коммунистическом обществе государства, авторы концепции считали, что вместе с государством отомрёт и традиционная "школа учёбы", а на смену ей придёт новый тип учебного заведения - "школа труда", "школа-производство". Постановление ЦК ВКП(б) "О начальной и средней школе" (1931) осудило концепцию "как глупую антиленинскую идею отмирания школы".
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 183)

См. также Моложавый С.С., Трудовая школа

ОТОБРАНИЕ РЕБЁНКА
— в рос. законодательстве оперативная мера защиты при непосредственной угрозе жизни или здоровью ребёнка. О.р. у родителей (одного из них) или других лиц, на попечении которых он находится, осуществляется органом опеки и попечительства на основании соответствующего акта органа местного самоуправления. Об О.р. органы опеки и попечительства обязаны незамедлительно уведомить прокурора, обеспечить временное устройство ребёнка, в течение 7 дней после вынесения акта обратиться в суд с иском лишения родительских прав или об ограничении родительских прав.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 183)
Х

ОТЧУЖДЕНИЕ в образовании
— реакция субъектов образовательной деятельности на дискомфорт в процессе обучения. Сопротивление школьника рассматривается как одна из форм отчуждения в образовании, проявляется в нежелании посещать школу, отвращении к учебному труду. Отчуждение учащегося от школы может быть последствием длительной депривации в образовательном пространстве.
(Бережнова Л.Н. Полиэтническая образовательная среда. - СПб., 2003. С. 201)

См. также Образовательная депривация, Депривация в образовательном пространстве

ОУЭН (Owen) РОБЕРТ (1771-1858)
— английский социалист-утопист. В 1815 открыл в Нью-Ленарке (Шотландия) воспитательно-образовательный комплекс "Институт формирования характера", куда входили: школа для маленьких детей от 1 до 6 лет (т.е. ясли для детей от 1 года до 3 и детский сад для детей от 4 до 6 лет), дневная школа для детей от 6 до 10 лет, вечерняя школа для подростков от 10 до 17 лет, работавших на прядильной фабрике, совладельцем которой был О. Опирался на близкую философии Просвещения идею о решающем воздействии внешней среды на характер человека. Путь к социализму видел в мирном введении коммунистических принципов, воплощённых в общинах - "сельскохозяйственных и промышленных посёлках сотрудничества". Свои педагогические взгляды изложил в книге "Новый взгляд на общество, или Опыты формирования характера" (1813-14; русский перевод 1865) и в других сочинениях.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 390)
Ч33(4Вл)

ОХОТНИКОВ Никифор Михайлович (1860-1892)
— чувашский педагог, математик и общественный деятель, ученик и соратник И.Я. Яковлева - выдающегося просветителя чувашского народа и основателя Симбирской чувашской учительской школы (ныне Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева).Работы Н.М. Охотникова посвящены проблемам обучения и воспитания учащихся.
(Краснов Н.Г. Никифор Михайлович Охотников: просветитель, педагог. - Чебоксары, 2005. С. 6-39)
Ч33(2Р-6Чу)

ОХРАНА ДЕТСТВА
см. Защита детства

ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ МАТЕРЕЙ И ДЕТЕЙ
— система законодательных мер и практических мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья женщин и детей. В Рос. Федерации женщины детородного возраста и дети до 14 лет составляют 47% населения (конец 1990-х гг.). Здоровье ребёнка находится в прямой зависимости от здоровья матери, её физической и нравственной готовности родить здорового ребёнка. О.з.м. и д. является одной из основных задач государственной политики в области здравоохранения и социальной защиты материнства и детства. Разработан Закон РФ "О неотложных мерах по охране материнства и детства" (1992), было принято Постановление "О дополнительных мерах по улучшению положения детей в Российской Федерации" (1992), действовала Федеральная целевая программа "Дети России" (1998-2000) и др.

В широком смысле О.з.м. и д. охватывает такие направления государственной деятельности, как охрана окружающей среды, медицинское просвещение, пропаганда здорового образа жизни, семейная политика, социальная политика, создание условий для труда и отдыха, охрана труда женщин, охрана труда несовершеннолетних, физическое воспитание, половое воспитание и др. В более узком плане О.з.м. и д. означает оказание медицинской помощи женщинам и детям. Особое внимание уделяется медицинскому обслуживанию женщин, ожидающих рождения ребёнка. С этой целью действуют амбулаторно-клинические учреждения (женские консультации, родильные дома, акушерские отделения в городских и сельских больницах, детские больницы и поликлиники, медицинские пункты в школах, дома ребёнка), клиники научно-исследовательских учреждений и медицинских вузов, научно-медицинские центры, общественные организации (различные фонды, ассоциации) и пр. Важным направление О.з.м. и д. является воспитательная работа с учащимися в образовательных учреждениях.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 183)

ОХРАНА ТРУДА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
— система обеспечения безопасности жизни, здоровья подростков и юношей в процессе их трудовой деятельности. О.т.н. регулируется Основами законодательства РФ об охране труда (1993) и включает правовые, социально-экономические, лечебно-профилактические и другие мероприятия. На несовершеннолетних распространяются все законодательные предписания по охране труда. О.т.н. становится особенно актуальной в условиях рыночной экономики, когда многие подростки стремятся устроиться на работу в свободное от учёбы время. В О.т.н. входят защита работающих несовершеннолетних от воздействия вредных производственных факторов, безопасность и гигиена труда, соблюдение режима труда и отдыха, обязательное проведение медицинского лечения, социальной и профессиональной реабилитации в ситуации несчастного случая и пр. В О.т.н. учитываются возрастные и физиологические особенности подростков. Для них законодательством предусмотрен ряд мер по О. т.н.: запрещено применение труда несовершеннолетних до 18 лет на тяжёлых работах, на работах с вредными или опасными условиями труда, на подземных и др. работах, участие в которых может нанести вред их развитию (в т.ч. производство спиртных напитков, табачных изделий, работа в казино, ночных клубах и др.). Запрещено поднятие тяжестей, вес которых превышает установленные нормативы. Лица моложе 18 лет не допускаются к работе в ночное время. Лица до 21 года принимаются на работу лишь после предварительного медицинского осмотра. С несовершеннолетними нельзя заключить договор о полной материальной ответственности за вверенные ценности.

Законом допускается приём на работу обучающихся в образовательных учреждениях, но только по достижении ими 14 лет, для выполнения лёгкого труда, в свободное от учёбы время и с согласия родителей или лиц, их заменяющих.

Устанавливается продолжительность рабочего времени в неделю для несовершеннолетних: в возрасте от 16 до 18 лет - не более 36 ч, в возрасте от 15 до 16 лет - не более 24 ч, а также для учащихся в возрасте от 14 до 15 лет, работающих в период каникул, - не более 24 ч; для учащихся, работающих в течение учебного года в свободное от учёбы время, в возрасте от 16 до 18 лет - не более 18 ч, в возрасте от 14 до 16 лет - не более 12 ч.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 183)

ОЦЕНКА
— определение степени усвоенности знаний, умений и навыков.
(Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005. С. 418)

— характеристика результатов учебной и педагогической деятельности, мнение о качестве и эффективности используемых образовательных технологий.
(Горлушкина Н.Н. Педагогические программные средства. - СПб., 2002. С. 143)

См. также Отметка

Ч312.8

ОЦЕНКА МОРАЛЬНАЯ
— акт выявления и обоснования моральной (см.Мораль) ценности тех или иных феноменов (поступков, намерений и пр.), из которых складывается сознательная человеческая деятельность; суждение, выражающее моральное "одобрение" или "неодобрение" этих феноменов. В системе общественных отношений О.м. выполняют, гл.о., роль моральных санкций, социальная значимость и эффективность которых определяется реальным весом морали среди других факторов, детерминирующих человеческое поведение. Всякая конкретная О.м. представляет собой применение некоторого общего морального положения (принципа, нормы, идеала, критерия) к частной ситуации. В любой О.м. обозначен объект оценки и выражено (посредством слов "добро", "зло", "хороший", "плохой" и др.) позитивное или негативное отношение к этому объекту.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 183)

См. также Мораль

ОЦУП Николай Авдеевич (1894-1958)
— поэт, литературный критик-эмигрант.
(Ланин Б.А. Литературное образование в XIX - начале XXI века. - М., 2005. С. 55-56)
Ч426.21г(2Р)

ОЦХЕЛИ Иосиф Иванович (1865- 1919)
— грузинский педагог и общественный деятель. В 1892 организовал в Кутаиси первый показательный детский сад с приготовительным классом. С 1901 работал в Кутаисской грузинской школе; добился её преобразования (1905) в частную дворянскую гимназию. Здесь впервые ввёл (1917) преподавание на родном языке в средней школе. Разрабатывал грузинскую учебную терминологию. Под руководством О. основано издательское товарищество "Ганатлеба" для выпуска учебной литературы. Составил "Грузинскую хрестоматию" для 1-го класса (1918; ч. 2-я - для 2-4-х классов; в соавторстве). С братом, С.И. Оцхели, составил первые грузинские учебники для средней школы по алгебре, геометрии, физике. Один из руководителей общества "Синатле", ставившего целью открытие грузинских женских учебных заведений.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 390)
Ч33(2Г)

ОЩУЩЕНИЕ в психологии
— элементарный познавательный процесс, с которого начинается познание человеком окружающего мира. В своей совокупности О. являются источником знаний человека о мире и о самом себе. Все другие, более сложные психические процессы - восприятие, мышление и другие - строятся на основе О. Ощущение не даётся человеку в готовом виде при рождении. В ходе развития ребёнка О. претерпевают значительные изменения. С возрастом увеличивается количество раздражителей, которые ощущает ребёнок, одновременно обогащаются реакции ребёнка на раздражения, по которым можно судить о возникновении у него О. Гл. возрастное изменение О. связано с развитием различительной чувствительности: повышается острота зрения, тонкость различения музыкальных тонов и звуков речи, точность дифференцировки цветов, а также степень мышечного напряжения. Одновременно возрастает и лёгкость различения.

В основном развитие О. определяется изменением и усложнением практической деятельности ребёнка: в раннем детстве он овладевает предметными действиями, в дошкольном возрасте ведущей деятельностью ребёнка становится сюжетно-ролевая игра, у школьника требования жизни обусловливают дополнительное совершенствование перцептивной (сенсорной) деятельности, т.к. процесс учения и начальные формы труда могут быть успешными лишь при наличии у ребёнка богатых, разнообразных и хорошо специализированных О.

Развитие О. у ребёнка происходит при систематическом воздействии на него окружающих. В общении со взрослыми дети приобретают умение классифицировать свои О. по качеству, силе, сравнивать их. О. детей не просто совершенствуются, а приобретают истинно человеческий характер.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 183-184)
Ю

© Российская национальная библиотека, 2006